Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
military_surgeon

Флотская медицина во время Первой Мировой Войны

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Изображение

Медицинская служба Военно-морского флота в Первой Мировой войне

Всем привет! С Вами Military_surgeon и рубрика “Медицина на флоте” от форумного объединения “Кубрик”.
Организация и кадры медицинской службы флота


Медицинское обеспечение военно-морского флота в первую мировую войну осуществлялось Управлением санитарной части флота, во главе которого находился главный санитарный инспектор (А. Ю. Зуев), подчиненный в медицинском отношении верховному начальнику санитарной и эвакуационной части.
Управление санитарной частью флота состояло из 6 делопроизводств, руководство которыми осуществляли делопроизводители; четверо из них были врачи, один — фармацевт и один — гражданский чиновник. Помимо руководства медицинской службой флота, Управление принимало участие в разработке вопросов санитарно-технического характера, возникавших при постройке новых судов: проектов системы отопления, водоснабжения, вентиляции, оборудования судовых лазаретов, операционных, перевязочных пунктов и т. п.
На отдельных флотах и флотилиях медицинскую службу возглавляли флагманские врачи штаба командующих флотами (флотилиями). В подчинении последних находились флагманские врачи соединений судов.
Медицинскую службу в военно-морских портах возглавляли санитарные инспектора портов, они же являлись и главными докторами морских госпиталей, расположенных на территории порта.
В портах, возникших во время войны (Поти, Батум, Ризе, Трапезунд, Новороссийск), были учреждены должности портовых врачей, в распоряжении которых имелись портовые приемные покои на 5 — 10 коек.
В 1915 г. в военно-морском флоте имелось врачей 396; лекарских помощников, классных фельдшеров и санитарных кондукторов — 183; фельдшеров I и II ст. — 575 и
санитаров — 1 020 чел. Таким образом, имелся значительный некомплект.
Для пополнения медицинского состава были проведены следующие мероприятия: произведен выпуск зауряд-врачей; главному санитарному инспектору флота предоставлено право замещать с вольного найма должности старших и младших врачей в экипажах и командах и ординаторов госпиталей отставными врачами; состоялись ускоренные выпуски в фельдшерских школах; открыты школы для подготовки ротных фельдшеров морского ведомства в Петрограде и Севастополе; организована подготовка санитарных унтер-офицеров и санитаров.
В результате количество медицинского состава в военно-морском флоте несколько возросло, и на 1.1.1917 г. числилось 467 врачей, лекарских помощников, классных фельдшеров и санитарных кондукторов — 242, фельдшеров I и II ст. — 658, санитарных унтер-офицеров — 126, санитаров — 1 610 чел.
Несмотря на перечисленные мероприятия, Управление санитарной частью флота весь период войны испытывало недостаток в кадрах. Особенно остро это ощущалось во вновь сформированных частях. Так, например, в Отдельной черноморской дивизии имелось в наличии 4 врача и 6 зауряд-врачей, недоставало 12 врачей и около 50 фельдшеров.
Кадровый состав и организация медицинской службы кораблей
Флагманские врачи соединений кораблей I ранга являлись чинами штаба начальника соединения и выполняли только административные функции. При них имелся штатный классный фельдшер для ведения делопроизводства и отчетности.
На крупных кораблях I ранга (линкоры) на каждый по штату было положено 2 врача, 2 фельдшера, 1 санитарный унтер-офицер и 4 санитара. На меньших кораблях I ранга медицинский состав был представлен 1 врачом, 1 фельдшером и 2 — 3 санитарами.
На каждом эскадренном миноносце имелись 1 фельдшер и 1 санитар, на подводных лодках — только 1 фельдшер. На судах I ранга имелись лазарет на 10 — 15 коек, изолятор для инфекционных больных на 2 — 4 койки, амбулатория с перевязочной, операционная и аптека. Для оказания первой помощи на месте (в башнях, казематах, машинных отделениях, кочегарках и т. д.) готовились боевые санитары — матросы, обученные элементам оказания первой помощи.
В береговых частях и морских командах штатно-организационная структура медицинской службы была сходна с корабельной. В экипажах и полуэкипажах имелись лазареты на 15 — 25 коек и следующий медицинский состав: 1 старший врач, 2 — 3 младших, 3 — 4 старших фельдшера, 4 — 5 фельдшеров I и II ст., 1 — 2 санитарных унтер-офицера и 4 — 6 санитаров.
Для заготовки медицинского снабжения для морского ведомства в 1915 г. в Петрограде был сформирован временный санитарный склад. Снабжение судов и береговых команд перевязочным материалом и медикаментами производилось согласно табелям по числу команд.
Инструментарий отпускался в большинстве случаев в виде наборов (судовые наборы большой и малый, наборы фельдшерский, ушной, глазной и зубной). Содержимое наборов обеспечивало производство всех неотложных хирургических операций, а также неотложную диагностику и терапию заболеваний зубов, уха, горла, носа и глаз.
Для стерилизации белья и перевязочного материала в судовых и береговых лазаретах имелись паровые автоклавы, а для стерилизации инструментов — паровые стерилизаторы системы Гловецкого.

Оказание медицинской помощи на корабле


Для транспортировки больных и раненых на кораблях имелись носилки Штиле и коечные.
Планом боевой санитарной организации на каждом корабле I ранга было предусмотрено не менее двух перевязочных пунктов: постоянный, оборудованный и переносный. Один должен был находиться в носовой, другой в кормовой части судна. Третий пункт развертывался в кормовой части корабля в помещении штаба командующего флотом. Заведовал пунктом флагманский врач штаба. С ним работали 2 фельдшера и 1 санитар.
Переноска раненых с места ранения до перевязочных пунктов должна была производиться в транспортных мешках, на носилках или на руках. Носилки предусматривались из расчета 1 пара на 25 — 50 чел. команды, транспортные или спусковые мешки — по числу люков вертикальной подачи, а также по числу боевых марсов или наблюдательных пунктов на мачтах.
Из машинных и кочегарных отделений раненые выносились на руках до первых носилок. При каждой паре носилок был положен парусиновый мешок, в котором хранилось несколько шин, 5 резиновых жгутов, 10 готовых повязок, 3 холщовых бинта для накладывания шин и склянка с йодной настойкой. Содержимое мешков предназначалось для оказания первой помощи при кровотечениях и для перевязки легко раненных.
На постоянном перевязочном пункте должны были находиться старший врач, фельдшер и 2 санитара.
По боевой тревоге в постоянном пункте фельдшер открывал помещение, приводил в действие стерилизатор для инструментов, раскладывал инструменты и перевязочный материал. Санитары уносили на переносный пункт инструменты (малый лекарский набор), растворы и перевязочный материал, а возвратясь, готовили брезенты и койки для раненых.
Одновременно прибывшие в распоряжение старшего врача матросы-носильщики разносили носилки и мешки к ним по башням и батареям согласно расписанию, составленному старшим врачом, а также готовили спусковые стулья и мешки.
Действия медицинского состава на переносном пункте были те же, что и на постоянном.
Каждому раненому после перевязки прикладывался установленный ярлык с обозначением степени ранения. «Путевые ярлыки для раненых» специально для флота были разработаны комиссией морских врачей, созданной главным санитарным инспектором флота в 1908 г. На IX Международной конференции Красного Креста в Вашингтоне, в мае 1912 г., эти ярлыки были признаны на международном уровне. 20.1.1914 г. приказом морского министра они были введены на снабжение судов.
Раненые подавались на операционный (перевязочный) стол соответственно нуждаемости в срочной помощи по указанию врача. Во время боя разрешались только неотложные операции, остальные делались после боя, когда у врачей было больше свободного времени.
В машинные и кочегарные отделения должны были подаваться ведра с густым раствором соды и парусиновые мешки (по одному на каждую машину) с 5 готовыми повязками для ожогов. На каждом борту корабля одна из шлюпбалок или стрел приспосабливалась для спуска транспортных стульев и мешков с ранеными.
Боевая санитарная организация на эскадренных миноносцах осуществлялась по следующей схеме. Перед каждым выходом в море фельдшер приготовлял перевязочные пункты: 1) командный кубрик, расположенный на верхней палубе под полубаком и сообщающийся с верхней палубой коридором, и 2) кают-компанию офицеров, расположенную в кормовой части в нижней палубе на уровне ватерлинии.
Из помещений убирались все предметы, могущие мешать при работе. Подавались перевязочный материал в упакованном виде, жгуты, белая клеенка на стол, растворы и йодная настойка. Хирургические инструменты раскладывались только во время боя.
Переноской раненых ведал трюмно-пожарный дивизион из 10 человек. Перевязочный материал в виде готовых повязок, индивидуальных пакетов и расходного материала находился в фиксатиновых мешках во всех помещениях, у каждого орудия и минного аппарата.
Некоторые соединения кораблей малого тоннажа имели свои плавучие лазареты так, I партия траления Балтийского моря имела госпитальное судно «Наутилус» на 7 коек; на спасательном судне для подводных лодок «Волхов» имелся лазарет на 30 коек; дивизиону траления Северного Ледовитого океана было придано госпитальное судно «Эклипс» на 20 коек.

Военно-морские госпиталя и лазареты


В начале войны была значительно расширена коечная сеть существовавших ранее морских госпиталей, береговых лазаретов и портовых приемных покоев. Кроме того, были развернуты временные морские госпитали и лазареты.
Количество лечебных заведений Морского ведомства и число коек в них на 1.1.1916 г. выражалось следующими цифрами: морских госпиталей — 8 на 5 570 коек, береговых лазаретов — 44 на 709, приемных покоев — 38 на 110, судовых лазаретов — 139 на 1 378, госпитальных судов — 3 на 520 коек. Общее число коек в морских лечебных заведениях на 20. 03. 1916 г. составляло 6460, из них было занято ранеными 774, больными — 2 630, остальные места оставались свободными.
Загруженность морских госпиталей была не везде одинаковой. Наименее загруженными в первые два года войны были госпитали Финляндии. Так, на 10 (23).06.1916 г. из всех коек было занято менее 50%. Однако в сентябре 1917 г. морской госпиталь Гельсингфорса оказался переполненным. Больных и раненых пришлось эвакуировать в Петроград.

Пост медицинской помощи на верхней палубе корабля


Изображение

Севастопольский морской госпиталь


Еще перед империалистической войной при Севастопольском морском госпитале (СМГ) были организованы «повторительные курсы для фельдшеров», преподавание которых было поручено корабельным врачам.
В мобилизационных документах предполагалось, что с началом войны «госпиталь расширяется на 1200 мест, существующий СМГ доводится до состава 700 кроватей и устраиваются госпитальные отделения в Морском собрании – на 210 мест и в гостиницах Гранд-отель и Ветцеля – на 290».
Трезво оценивая обстановку, Главный доктор СМГ писал в своей объяснительной записке «…госпиталь, имея недостаточный штат служащих для мирного времени, при объявлении мобилизации оказывается в высокой степени не подготовленным к требованиям военного времени, но с 3-го дня он является готовым, хотя и не в порядке мирного времени, к приему 1200 больных и раненых, которые будут получать всякую помощь, какая окажется возможной при наличных средствах»
Из этого документа следует, что СМГ была определена 2-суточная готовность по подготовке к массовому приему раненых. В нем же подробно перечисляются мероприятия по мобилизационной готовности. Среди них схема оповещения и вызова персонала, организация трех госпитальных отделений в городе и пяти перевязочных пунктов.
Для медицинского и хозяйственного персонала предусмотрены «предписания… с подробным указанием, когда, где и что каждому следует делать». Предусмотрены также затемнение территории и отделений, дезинфекция вещей, стирка белья, приготовление лекарств, приготовление пищи, перевозка раненых и т.д.
План предусматривал также транспортировку раненых и больных из Севастополя в Николаев, осуществляемую санитарными поездами.
Вскоре после начала империалистической войны был издан новый штат госпиталя, состоящий из 25 врачей, 50 фельдшеров, 45 сестер милосердия, 70 санитаров, более 200 матросов и унтер-офицеров.
Принимались меры к укомплектованию значительно возросшей потребности в медицинских сестрах. Еще в сентябре 1914 года главный доктор СМГ рапортовал, что «…при вверенном мне госпитале организованы курсы теоретического и практического обучения лиц женского пола для подготовления к обязанностям сестры милосердия Красного Креста, на каковые курсы поступили 254 лица».
В связи с мобилизационными мероприятиями стремительно возрастает заполняемость госпиталя. Так, в 1910 г. в СМГ лечилось 3969 матроса и обследовалось 836 новобранцев, в 1912г. лечилось 7332 матроса и обследовалось около 1000 новобранцев, в 1915г. лечилось 8149, в 1916г. – 10570 чел. Фактический объем работы был еще больше. Например, в 1915г., кроме 8149 матросов, в СМГ лечилось и обследовалось свыше 1500 женщин, детей, новобранцев и др.
Темп военной жизни потребовал более энергичного использования коечного фонда. Резко сократилась длительность среднего койко-дня. Он составил по матросам в 1910г. – 29,1, в 1912г.- 27,1, в 1914г. – 15,7, в 1915г. и 1916г. – 20,2.
Врачи СМГ принимали самое активное участие в научной жизни только что организованного института физических методов лечения. На заседаниях выступают с информацией и в прениях врачи Н.М. Губарев, И.И. Георгиевский, Гг. Павловский, А.И. Сечко и др.

Оказание медицинской помощи в Севастопольском морском госпитале


Военные действия на Черном море носили эпизодический характер. Кроме небольшого количества раненых во время боя линейного корабля «Евстафий» с немецким крейсером «Гебен», других поступлений раненых непосредственно с поля боя в СМГ не было. После боя «Евстафия» в СМГ поступило 38 раненых. Территория СМГ оказалась под обстрелом, на ней было ранено 5 больных и санитаров.
Большой проверкой оперативной готовности госпиталя явилось наступление раненых при взрыве линейного корабля «Императрица Мария». Основной поток пострадавших был направлен в СМГ, где хирургическая помощь продолжалась весь день.
Взрыв на линкоре Императрица Мария

Spoiler

Изображение
После взрыва поступило свыше 400 пострадавших. Около 300 оставлены в СМГ, а 119 человек (из них 74 тяжело раненых и обожженных и 45 легко раненных) были помещены на госпитальное судно «Петр Великий». От ожогов в ВМГ умерло 40 человек.
М.Э. Утцаль в своих «Воспоминаниях» пишет: «Подъезжая к госпиталю, я уже слышал крики и стоны раненых. На территории госпиталя чувствовался запах горелого мяса. От операционной были хорошо видны изменения в состоянии дредноута…
Мы уплотнили больных, освободившиеся койки предоставили пострадавшим. Очень много было тяжело обожженных из кочегаров и машинистов. Смертность была колоссальная. Обработка пострадавших продолжалась несколько дней, помогали врачи кораблей. Очень хорошо работали доктор Москаленко… и медсестра Ольга Витальевна Алашеева. Очень тщательно работали сестры в палатах и при обработке. После первичной обработки применялись мазевые повязки…».
Раненые с линкора Императрица Мария в Севастопольском морском госпитале


Изображение

Массовый прием пострадавших при взрыве показал оперативную готовность СМГ к внезапному наплыву большого количества раненых, показал высокие профессиональные знания и навыки врачей и фельдшеров, послужил серьезным экзаменом для всего персонала Севастопольского морского госпиталя.
Изображение
Форумное объединение "Кубрик"
Изменено пользователем military_surgeon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Госпитальные суда в первой мировой

 

В 1916 г. во всех флотах насчитывалось 9 госпитальных судов с общим количеством коек 1 260 и 12 госпитальных транспортов. Госпитальные транспорты выполняли главным образом эвакуационные функции. Некоторые из них были довольно вместительными. Например, госпитальные транспорты «Атене» и «Экватор» за один рейс могли перевезти до 1 500 чел. каждый, «Портюгаль» — 1000 чел.

Госпитальные суда, помимо эвакуации, проводили лечебную работу. На большинстве из них были хорошо оборудованные операционные и перевязочные. Госпитальное судно «Петр Великий» при взрыве и пожаре на линейном корабле «Императрица Мария» (Черноморский флот) приняло в день катастрофы 36 чел., на 2-й и 3-й день из Севастопольского госпиталя 119 чел., из них 74 тяжело раненных и обожженных и 45 легко раненных.

Военно-врачебных комиссий на госпитальных судах не было. Некоторые госпитальные суда обслуживали лишь определенное эвакуационное направление, например, госпитальное судно «Ауру» эвакуировало больных и раненых с судов и из учреждений «Або-Аландской шхерной позиции».

Помимо существовавших в мирное время постоянных береговых частей и команд (экипажи, полуэкипажи и т. п.), в военное время было сформировано несколько морских бригад и две отдельные морские дивизии (Балтийская и Черноморская).

Численность личного состава в бригадах колебалась от 2 500 до 8 000 чел. Черноморская дивизия насчитывала 15 000 чел. Основное назначение морских бригад и дивизий выполнение десантных операций. Этот вид боевых действий требовал от руководства медицинской службы флота особых организационных форм, разработанных на основе взаимодействия с санитарной службой сухопутных войск.

В начале войны предполагалось, что основные десантные операции будут направлены на овладение Константинополем и проливами, поэтому все медицинские учреждения по обслуживанию десантных войск были сосредоточены в Одессе. Для санитарной обработки десантных частей имелись пароход «Пушкин», пропускавший за 1/2 часа 100 чел., и баржа, пропускавшая 15 — 20 чел. Кроме того, должны были использоваться пароформалиновая камера и души военного ведомства, находившиеся на ст. Одесса -Товарная и обладавшие пропускной способностью 1 680 чел. в день.

Оказание помощи раненым во время высадки возлагалось на госпитальные суда («Портюгаль» и «Экватор»). Помощь раненым и их перевозка должны были производиться на судовых госпитальных шлюпках судовым госпитальным составом.

В Одессе военным ведомством был развернут тыловой эвакуационный пункт с инфекционным отделением. Для этого был использован уже оборудованный Красным Крестом в таможенном пакгаузе эвакуационный пропускной пункт на 1250 кроватей (инфекционный госпиталь) и госпиталь в складе Добровольного флота на карантинном молу.

В связи с переносом операций флота в район Анатолийского побережья Турции план эвакуации раненых был изменен. На занятом нами неприятельском берегу (Анатолийское побережье) военным ведомством был развернут ГЭП с лазаретом для сортировки раненых и больных (выделения инфекционных), на нем же лежала забота о раненых, ожидавших погрузки на суда, и выделение медицинского состава для сопровождения шлюпок, отвозящих раненых на транспорты.

При операциях, сопровождавших первые высадки десанта, подводной лодкой было предательски потоплено госпитальное судно «Портюгаль», взамен которого крепостным врачом Батумской крепости был оборудован транспорт «Теверс».

Госпиатльное судно Казань

 

Изображение

Изображение

 

Палата на ГС Портюгаль

 

Изображение

 

Система эвакуации раненых и больных

 

В Батуми и Одессе вблизи порта были развернуты приемно-распределительный и питательный пункты для распределения раненых по госпиталям, а также для своевременного выделения заразных больных. В Батуми имелись госпиталь для раненых и больных и инфекционный лазарет. Для дальнейшей эвакуации раненых в Батуми имелись два санитарных поезда.

Инфекционные больные должны были концентрироваться в Феодосии, где имелись: приемно-распределительный и питательные пункты на 1 500 чел., госпиталь на 500 коек с оборудованием, позволявшим развернуть его на 1 500 коек, и инфекционный лазарет на 50 коек.

В Туапсе и Поти были развернуты приемно-распределительный и питательный пункты на 500 чел., госпиталь на 200 коек, с оборудованием на 500 коек и инфекционный лазарет на 50 коек. В Севастополе имелся обсервационный пункт для приема 500 раненых и больных.

При эвакуации больных и раненых через порты Черного моря в обязанности Морского ведомства входили перевозка эвакуируемых морем и доставка их с судов на берег. Прием на берегу, питание, уход, распределение по лечебным заведениям и дальнейшая эвакуация составляли обязанность Военного ведомства, Красного Креста и частных организаций.

Система эвакуации больных и раненых в Балтийском флоте была организована так же, как и на Черноморском флоте, и осуществлялась силами и средствами исключительно Морского ведомства. Морскими головными эвакуационными пунктами (ГЭП) являлись Ревельский и Гельсингфорский морские госпитали, главные доктора которых несли обязанности главных врачей этих пунктов.

Тыловыми эвакуационными пунктами (ТЭП) были Кронштадтский и Петроградский морские госпитали, главными врачами которых были помощники главных докторов Кронштадтского и Петроградского морских госпиталей, причем Кронштадтский госпиталь выполнял функции ТЭП летом, а Петроградский — зимой. При тыловых эвакуационных пунктах имелись постоянные врачебные комиссии.

Профилактическая медицина

 

Особое внимание уделялось предупреждению заразных болезней. Санитарное состояние флота в течение войны было в общем благополучным. При возникновении отдельных случаев заразных заболеваний незамедлительно производились строгая изоляция заболевших, тщательная дезинфекция помещений, предохранительные прививки не только командам, но и гражданскому населению, с которым имели контакт военнослужащие.

Когда персидское побережье Каспийского моря было неблагополучным по холере, все суда, следовавшие из персидских портов, до захода в наши порты направлялись в Бакинскую или Красноводскую наблюдательные станции для санитарного осмотра и необходимых мероприятий.

Потери флота

Участие Российского военно-морского флота в первой мировой войне носило в основном прибрежный оборонительный характер. При этом было потеряно 32 боевых корабля, а людские потери составили (вместе с ранеными и попавшими в плен) 5063 человека.

Список кораблей российского флота, погибших в 1914-1917 гг.

 

N° п/п  Дата гибели  Наименование корабля  Флот  Район гибели  Примечание

Линейные корабли

1  7.10.1917  "Императрица Мария"  ЧФ  На рейде Севастополя  Подорван немецкими диверсантами

2  4.IO.I917  "Слава"  БФ  Моонзундский пролив  Затоплен командой в связи с повреждениями

Крейсеры

1  28.09.1914  "Паллада"  БФ  Финский залив  Потоплен германской подводной лодкой

2  17.10.1914  "Жемчуг"  Сиб. фл.  Пенанг, Малаккский пролив  Потоплен германскими кораблями

3  6.11.1916  "Рюрик"  БФ  Финский залив  Подорвался на мине

4  22.12.1917  "Пересвет"  Фл. ело  В р-не Порт-Саида  Подорвался на мине

Эскадренные миноносцы

1  29.11.1914  "Исполнительный"  БФ  Устье Финского залива  

2  29.11.1914  "Летучий"  БФ  Устье Финского залива  

3  2.04.1916  "Живучий"  БФ  Севастопольский рейд  Подорвался на мине

4  21.08.1916  "Доброволец"  БФ  Ирбенский пролив  

5  28.10.1916  "Казанец"  БФ  Финский залив  Потоплен германской пл.

6  26.02.1916  "Лейтенант Пущин"  ЧФ  В р-не Варны  Подорвался на мине

7  30.6.1917  "Лейтенант Задаренный"  ЧФ  В р-не устья р.Дунай  

8  22.08.1917  "Стройный"  БФ  Рижский залив  

9  26.09.1917  "Охотник"  БФ  Ирбенский пролив  Подорвался на мине

10  14.10.1917  "Гром"  БФ  Кассарский плес (Моонзундский пролив)  Затоплен командой в связи с крупными повреждениями

11  27.11.1917  "Бдительный"  БФ  Ботнический залив  Подорвался на мине

Подводные лодки

1  1.03.1916  "Акула"  БФ  В р-не ЛибавыМемель  

2  10.05.1916  "Сом"  БФ  В р-не Аландских островов  

3  28.04.1917  "Морж"  ЧФ  В р-не БосфорЭрегли  

4  13.05.1917  "Барс"  БФ  Центр.часть Балт. моря  

5  1.06.1917  "Львица"  БФ  В р-не о. Готланд  

6  8.06.1917  "АГ-15"  БФ  В р-не Ганге (Гангут)  

7  1.11.1917  "АГ-14"  БФ  В р-не Либавы  

8  1.12.1917  "Гепард"  БФ  Центр.часть Балт. моря  

Канонерские лодки

1  16.10.1914  "Донец"  ЧФ  В Одесской гавани  Поднята в 1915 г.

2  6.08.1915  "Сивуч"  БФ  Рижский залив  Потоплена германскими кораблями

3  7.08.1915  "Кореец"  БФ  Рижский залив  Затоплена командой из-за сильных повреждений

Заградители

1  16.10.1914  "Прут"  ЧФ  У м. Фиолент  Затоплен командой

2  22.05.1915  "Енисей"  БФ  В р-не Балтийского порта  

Тральщики

1  14.08.1914  "Проводник"  БФ  В р-не о. Даго  

2  9.09.1914  "Тральщик №07"  БФ  В р-не о. Даго  

3  9.09.1914  "Тральщик №08"  БФ  В р-не о. Даго  

Госпитальные

1  17.03.1916  "Португалъ"  ЧФ  В р-не м. Сюрмене  

Людские потери российского флота в Первой мировой войне

  Название флота   Виды потерь  

Убито,  утонуло Умерло от ран Умерло от болезней Ранено  Пленено и без вести  пропало Всего

Балтийский    2223 65   48 577 482 3395

Черноморский 673 128    2   446 127    1376

Сибирская военная флотилия 178   10    4    99    1    292

Итого* 3074    203   54    1122 610    5063

 

Выводы

Опыт действий медицинской службы Российского флота в годы первой мировой войны, когда впервые опробовались новые вооружения и способы их применения, отрабатывались виды и объем оказания медицинской помощи, и сегодня ценен для нас. Именно тогда сформировались принципы военно-полевой хирургии, эвакуации. Многие уроки войны на море, которые дали нам те первые годы XX века, в настоящее время не утратили своего значения и весьма поучительны.

Медицинские сестры Севастопольского морского госпиталя на палубе корабля

 

Изображение

 

Источники

 

1. Вестник морского врача 2007г №4 Севастополь

2. РОССИЯ И СССР В ВОЙНАХ XX ВЕКА ПОТЕРИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Статистическое исследование Под общей редакцией

кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева МОСКВА "ОЛМА-ПРЕСС" 2001

Изменено пользователем military_surgeon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
285 публикаций

military_surgeon, приветствую уважаемый форумчанин. Тут даже добавить нечего. Отличная, грамматно построенная тема, единственное, что забыли указать источники информации. Но одно, другому не мешаяет, я думаю. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
49 публикаций
76 боёв

Интересно было почитать +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Просмотр сообщенияShadow_Prince (21 Окт 2013 - 15:21) писал:

military_surgeon, приветствую уважаемый форумчанин. Тут даже добавить нечего. Отличная, грамматно построенная тема, единственное, что забыли указать источники информации. Но одно, другому не мешаяет, я думаю. +
Просто доделывал тему, источники - есть в конце

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3
[RKKA-]
Альфа-тестер
288 публикаций

Просмотр сообщенияmilitary_surgeon (21 Окт 2013 - 15:31) писал:

Просто доделывал тему, источники - есть в конце
Под источником наверное он имел ввиду ссылки

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Мне посчастливилось прочитать этот текст (тему) первым. И знаете, я был действительно потрясен. Даже поболее заинтересовался историей ПМВ в целом, особенно на море. +2

Кстати, у меня есть небольшая идея (какая, не скажу, а вот military_surgeon уже знает). Думаю, если мы ее осуществим, и вам она придется по душе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
285 публикаций

Просмотр сообщенияmilitary_surgeon (21 Окт 2013 - 15:31) писал:

Просто доделывал тему, источники - есть в конце
Ясно, значит я прочитал ещё недоделанный вариант). Спасибо за пояснения. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
227 публикаций

Кстати, я сейчас читаю и обращаю внимание, что некоторые элементы используют и в наше время. Не ужели мы не так далеко ушли  :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Просмотр сообщенияmetalasdfg (21 Окт 2013 - 16:30) писал:

Кстати, я сейчас читаю и обращаю внимание, что некоторые элементы используют и в наше время. Не ужели мы не так далеко ушли  :teethhappy:
Логичные и рациональные действия всегда одинаковы. Простое - не значит старое или отсталое. Иногда больше не нужно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
380 публикаций

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (21 Окт 2013 - 15:38) писал:

Мне посчастливилось прочитать этот текст (тему) первым. И знаете, я был действительно потрясен. Даже поболее заинтересовался историей ПМВ в целом, особенно на море. +2
Кстати, у меня есть небольшая идея (какая, не скажу, а вот military_surgeon уже знает). Думаю, если мы ее осуществим, и вам она придется по душе.
Я заинтригован!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияAnderson97 (21 Окт 2013 - 16:53) писал:

Я заинтригован!
Ну, я люблю интрижки... Но не на стороне, конечно ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
18 067 боёв

Цитата

Не ужели мы не так далеко ушли

Скорее всего это они так хорошо продвинулись, что нам не нужно что-то менять)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 публикация

Вечер добрый!

пишу курсовую работу, по организации снабжения на флоте. В том числе исорические аспекты.

если не тяжело, укажите источники

Заранее благодарю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
97 публикаций
73 боя

Вечер добрый!

пишу курсовую работу, по организации снабжения на флоте. В том числе исорические аспекты.

если не тяжело, укажите источники

Заранее благодарю.

 

Источники

 

1. Вестник морского врача 2007г №4 Севастополь

2. РОССИЯ И СССР В ВОЙНАХ XX ВЕКА ПОТЕРИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Статистическое исследование Под общей редакцией

кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева МОСКВА "ОЛМА-ПРЕСС" 2001

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Судя по теме, и вашему профилю с учетом ника - вы  врач, и видимом направления "хирургия"? Хочу поблагодарить за отличную тему, приятно почитать было про флотскую медицину, искренне плюсую. Порадовали книжные источники.

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
151 публикация
103 боя

Нравится ваша рубрика) Всегда хорошо  соединять интересное с полезным. А СМГ был выбран, как с наиболее масштабными историями?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×