Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Экраноплан "Лунь" (фотоэкскурсия)

В этой теме 57 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Изображение


Здравия желаю, уважаемые форумчане! После продолжительного перерыва, с вами вновь выпуск клуба ППП. Клуба Путешествий Познания и Приключений. В предыдущем выпуске я рассказал вам о ледоколе «Ленин». Я долго думал, о чём рассказать вам на этот раз. В голову лезли одни подводные лодки да ледоколы, но мне хотелось чего-то новенького. И после просмотра одной из тем на форуме, мне вдруг вспомнился один очень интересный, да что там скрывать, необычный проект. Имя ему…

Лунь


Изображение


Лунь — ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанный в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М "Москит" (НАТО-вское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй экраноплан проекта 903 тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.
Сейчас экраноплан «Лунь» находится в Дагестане, в доке на Каспийском море в городе Каспийск и ржавеет.
Последний его полет состоялся летом 1989 года.

Цитата

В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие... Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.

Краткая история


На основе конструктивной схемы экраноплана "КМ" (Корабль-макет) с начала семидесятых велась разработка экраноплана-ракетоносца проекта 903 "Лунь", оснащенного маршевыми двигателями НК-87. "Лунь" выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением. Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем - гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки.

К этому времени на вооружении кораблей ВМФ появилась новая противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 "Москит" ОКБ А.Я.Березняка, не имеющая аналогов в своем классе. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа "Современный". Экранопланы, использую свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника на просторах Черного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.

В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец "Лунь", несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами "Москит", был достроен и поступил на испытания. Мореходность "Луня" на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов вообще печальную участь. Обвальное сокращение вооруженных сил, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы "Орленок", а "Лунь" пытались переделать в специализированный поисково-спасательный вариант "Спасатель", но потенциальных заказчиков эта машина не нашла.


Достоинства и недостатки экранопланов и экранолётов  ( экранолет отличается от экраноплана тем,что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)

Достоинства

  • Высокая живучесть
  • достаточно высокая скорость
  • у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
  • экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
  • для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
  • для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
  • современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
  • экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши
Недостатки
  • одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
  • управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
  • экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
  • хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива
Подробнее об истории проектирования, ЛТХ и судьбе корабля вы можете прочесть в этой теме, мои дорогие друзья. Ну что ж, давайте перейдём к фотоэкскурсии.

Изображение

Вот предстаёт перед нами вид грозного, но и одновременно устаревшего и запушенного экраноплана.


Изображение

«Лунь» располагается на доке, специально сконструированном для него, грузоподъемностью 500тонн.


Изображение

«Лунь» оснащен восемью двигателями КБ Кузнецова.
Тип двигателя: 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс: 8 х 13000

Кстати, вы заметили, что только на одном двигателе установлена сетка? Дело в том, что пытались защитить двигатели от чаек и проводили опыты включая установку "ножей", но поняли, что связка двигателей слишком плотная и на взлете они "дерутся" за воздух.... На разгоне в жару двигатели помпажировали по входному (происходило до 10-15 хлопков до скорости 200) Сетка (ножи) усугубляли ситуацию.

Изображение

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон,  на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование, для проведения испытаний, а также камбуз, туалет, каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием; в районе киля — электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

Изображение

Под обтекателем находится морская РЛС.  



Изображение

Сопла двигателей


Изображение

Это вид из-под крыла на закрылки. После их опускания: именно такое положение они занимают, после этого двигателя нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды и начинает движение.


Изображение

Вид на всё те же закрылки с хвоста экраноплана.


Вот мы уткнулись в лимит на интегрированные картинки. Но на этом экскурсия не заканчивается, продолжение в следующем посте!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Изображение

«Лунь» в доке установлен на жд платформу.


Изображение

Днище экраноплана в носовой части. Красноватые овальчики на днище - специальная защита (электро-химическая) от коррозии корпуса. Исключительно часто используемая в судостроении



Изображение

Вид на хвостовое оперение. Перед хвостовым оперением и на нем находятся всевозможные РЛС.

За каждым транспортно-пусковым контейнером (ТПК) находится теплозащита фюзеляжа от раскаленных газов при запуске ракет: сделана она из тех же материалов,что и наш шаттл.

Изображение

Одно из двух рабочих мест стрелков. Мы ещё побываем там внутри.


Изображение

На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению

Изображение

Изнутри на "крышу" экраноплана можно попасть несколькими способами. Один из них: люк перед первым рабочим местом стрелка и на уровне пилона двигателей.


Изображение

Вид на правый пилон.



Изображение

Вид на кокпит с пилона.


Изображение


Изображение

Из рабочего места стрелка через люк можно пробраться на хвостовое оперение. Рядом с люком расположена какая-то антенна.


И снова лимит требует сделать перерыв. Не убегайте далеко, ведь в следующем посте мы проберёмся внутрь «Луня»!)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Изображение

Вид вперед с хвостового оперения.


Изображение

Морские огни на самой высокой точке экраноплана.



Изображение

Вид на экраноплан с дока.
Посередине над крылом можно заметить люк, туда мы и проберёмся.


http://img443.images...3/8760/7i8h.jpg

Вход открыт. Ну что, пойдём? Заходим!


Изображение

Сразу у двери мы видим массивный кнехт, для различных плавсредств.


Изображение

В этом же тамбуре располагаются средства пожаротушения, а также средства спасения на водах, плюс место под спасательный плот (в данный момент он отсутствует)


Изображение

Идем в сторону носа: по правую сторону встречаем гальюн.


Изображение

С этой же стороны каюта для экипажа (автономность у экраноплана 5 суток)


Изображение

По левому борту располагается камбуз(обратите внимание на обшивку)


Изображение

Продвигаемся вперед: справа бак для питьевой воды на 500 литров

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Изображение

Помещение с аппаратурой.


Изображение

Вот мы забрались почти в самый нос: здесь должен был быть небольшой якорь


Изображение

В самом носу установлена морская РЛС


http://img201.images...1/2431/glkj.jpg

Вернувшись немного назад и поднявшись по трапу, попадаем в кабину экипажа. Посередине экран морского радара, расположенного в носу экраноплана


Изображение

Боковая панель 2-го пилота.


Изображение

Такие устройства для осушения воздуха вдоль всех окон в кабине


Изображение

Верхняя центральная панель.


Изображение

Место бортинженера.


Изображение

Люк для выхода на крышу экраноплана


Изображение

Двигаемся теперь в сторону хвоста (кормы)


Продолжение спешит следом!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Изображение

Вспомогательные двигательные установки ТА-6а. Их две, по одной на 4 двигателя, расположены с обоих бортов


Изображение

Испытательная записывающая аппаратура.


Изображение

Заберемся на рабочее места стрелка,расположенное над кокпитом ,под первой парой ракетных установок


Изображение

А это уже вид изнутри: обратите внимание на морскую веревку с узлами,для покидания этого места в случае аварии


Изображение

Это башенный агрегат БА-ЗДП. По сути - это мотор-генератор, чтобы не ставить трансформаторы определенной мощности и к ним кучу другого выпрямляющего оборудования, выгоднее поставить башенный агрегат


Изображение

Продолжаем свое движение в сторону кормы.


Изображение

Здесь расположено различное оборудование и километры можной проводки!


Изображение

Один из люков, ведущий наверх на горизонтальные стабилизаторы хвостового оперения и к радарам, установленным там.


http://img201.images...1/1844/x33t.jpg

Мы на полпути(вид вниз)


Изображение

Вот мы и добрались до задней кабины стрелка.


В заключительном посте мы с вами рассмотрим док, в котором находится наш экраноплан.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Поскольку экраноплан "Лунь" из-за своих конструктивных особенностей не имеет шасси и не может самостоятельно, как "Орленок" выбираться на сушу, то для него был создан специальный док. Док имеет водоизмещение 500 тонн и может погружаться на 10 метров. Таким образом для взлета "Луня" требовалось вывести док с ним (буксирами) на акваторию, после чего он погружался и "Лунь" сходил с него при помощи всё тех же буксиров.

Вот его мы с вами и осмотрим.

 

Изображение

На доке, как на корабле есть постоянная команда. Вот для неё здесь находится камбуз.

Изображение

Гальюн

Изображение

Док полностью автономен по энергоснабжению, хотя около берега он питается электричеством с земли.

Изображение

Перебираемся в другую часть дока.

Изображение

Изображение

По центру виден нехитрый прибор, определяющий крен. Чуть правее его находится пульт управления доком, а левее – насосы для откачки воды из балластных цистерн.

Изображение

Насосы, которые также могут управляться в ручном режиме

Изображение

Дизеля "Дальдизель" обеспечивают автономность.

Изображение

Изображение

Вид на экраноплан «Лунь» со дна дока.

Хочу сказать огромное спасибо igor113 за его замечательную статью, которую я бессовестно взял за основу для этой темы. На этом всё!  Всем спасибо за внимание! Желаю удачи!

Используемые источники: http://www.airwar.ru/enc/sea/lun.html

http://igor113.livej....com/51213.html

http://igor113.livej....com/52174.html

http://igor113.livej....com/52878.html

http://ru.wikipedia....унь_(экраноплан)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
395 публикаций

Уже пора бы видио выкладывать, ведь намного интересние посмотреть на видео, чем тратить время на чтение, не правда ли.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Блин, тоже все заглядывался на эту тему... :trollface:

Спасибо!

До сих пор не могу понять как могли похе...  загубить такой проект.

Даже сейчас это выглядит настолько глобально и фантастически, что слов не хватает.

Большое спасибо!

По сути "убийца авианосцев" в самом чистом виде - обнаружить, перехватить и уничтожить весьма проблематично.

Даже боюсь предположить сколько денег выделили пиндосы, чтобы у нас "свернули" этот проект, а я не сомневаюсь что в их бюджете это было предусмотрено

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Дас концепция проекта очень интересна.  :izmena:

Цитата

Вооружённый противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие  ЗМ80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан, летящий на сверхмалой вьюоте с

крейсерской скоростью 350 - 400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.

Вот только на практике ... :tongue:

ТС, жду такой же темы про его 105-тонного коллегу.  :popcorn:

А такого фото в качестве нет?

Интерьер кабины стрелка установки УКУ-9К-502-11

Изображение

Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

Просмотр сообщенияKAPYCTA_RYLIT (29 Окт 2013 - 16:42) писал:

Уже пора бы видио выкладывать, ведь намного интересние посмотреть на видео, чем тратить время на чтение, не правда ли.
сударь вы начинаете меня разочаровывать, слишком уж толсто, где изящность и тонкость?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияchoock (29 Окт 2013 - 16:48) писал:

По сути "убийца авианосцев" в самом чистом виде - обнаружить, перехватить и уничтожить весьма проблематично.
Обнаружить-легко. Он размером с эсминец.
Перехватить-запросто. F/A-18 к вашим услугам.
Уничтожить-туда же.
Никому не нужный гибрид, уступающий по характеристикам и самолетам, и кораблям.

Цитата

Даже боюсь предположить сколько денег выделили пиндосы, чтобы у нас "свернули" этот проект, а я не сомневаюсь что в их бюджете это было предусмотрено
Экономика России в то время такой большой и бесполезный проект тянуть не должна была.
А тема отличная, как и всегда.
P.S. Подробный разбор "на косточки" экранопланов-на topwar.ru

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
96 публикаций

Просмотр сообщенияKAPYCTA_RYLIT (29 Окт 2013 - 16:42) писал:

Уже пора бы видио выкладывать, ведь намного интересние посмотреть на видео, чем тратить время на чтение, не правда ли.
Не правда.

Автору респект - не в первый раз просматриваю Ваши темы. Неофиты - учитесь у Танковика.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Просмотр сообщенияchoock (29 Окт 2013 - 16:48) писал:

По сути "убийца авианосцев" в самом чистом виде - обнаружить, перехватить и уничтожить весьма проблематично.
Ну, это было проблематично лет 30 назад. Учитывая, что высокоскоростной объект хорошо выделяется на местности за счет эфекта Допплера, как только покажется из-за радиогоризонта, так и увидят. Для самолета ДРЛО с высоты 1 км на 100 км уже должен быть хорошо заметен. Да и в инфракрасном диапазоне заметить его не проблема. Тем не менее этот корабль способен на большее, чем те же суда на воздушной подушке.

Просмотр сообщенияlerov (29 Окт 2013 - 16:55) писал:

ТС, жду такой же темы про его 105-тонного коллегу.  :popcorn:
Кто знает... кто знает... :eyesup:

Просмотр сообщенияlerov (29 Окт 2013 - 16:55) писал:

А такого фото в качестве нет?
Интерьер кабины стрелка установки УКУ-9К-502-11

Изображение


Есть)

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияtankowik (29 Окт 2013 - 17:14) писал:

Ну, это было проблематично лет 30 назад. Учитывая, что высокоскоростной объект хорошо выделяется на местности за счет эфекта Допплера, как только покажется из-за радиогоризонта, так и увидят. Для самолета ДРЛО с высоты 1 км на 100 км уже должен быть хорошо заметен. Да и в инфракрасном диапазоне заметить его не проблема. Тем не менее этот корабль способен на большее, чем те же суда на воздушной подушке.
И стоит дороже. На порядок.
По итогам-интересный эксперимент, не более.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Просмотр сообщения1L1dan (29 Окт 2013 - 17:04) писал:

Обнаружить-легко. Он размером с эсминец.
Перехватить-запросто. F/A-18 к вашим услугам.
Уничтожить-туда же.
Никому не нужный гибрид, уступающий по характеристикам и самолетам, и кораблям.

Экономика России в то время такой большой и бесполезный проект тянуть не должна была.
А тема отличная, как и всегда.
P.S. Подробный разбор "на косточки" экранопланов-на topwar.ru

Это сейчас появились средства обнаружения и перехвата, а на тот момент это было весьма проблематично.
Но если б проект не заморозили, вернее бросили, то какого уровня он мог бы достичь на современном этапе?
И двигатели, и вооружение, и материалы, и краска, и средства радио-локационного противодействия/обнаружения... да куча всего, что могло бы все его первоначальные характеристики и возможности
вывести на совершенно другой технический и тактический уровень.

В общем есть прошлое, настоящее и будущее. Ну и отношение государства ко всему этому тоже.
Так что поговорить и посмотреть "каждый со своей колокольни" на эту ситуацию можно, но в принципе в одном согласятся все - это был очень серьезный проект с хорошими перспективами и возможностью изменить общую военно-морскую стратегию. Однако случилось то, что случилось, с этим и останемся.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщения1L1dan (29 Окт 2013 - 17:15) писал:

И стоит дороже. На порядок.
По итогам-интересный эксперимент, не более.
Думаю все зависит от акватории его применения (тот же Каспий или Азовское море). Тут он был бы уместен.
Хотя без опыта боевого применения, это все не более чем беспочвенные гипотезы.
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

разрядил плюсомет на тебя танковик. Сейчас очень мало новых тем которые можно читать. Твоя одна из них .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
29 публикаций
66 боёв

Кстати, если пошла речь об использовании этого чуда. Из игры world in conflict

Изменено пользователем NeO173

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияchoock (29 Окт 2013 - 17:36) писал:

Это сейчас появились средства обнаружения и перехвата, а на тот момент это было весьма проблематично.
Но если б проект не заморозили, вернее бросили, то какого уровня он мог бы достичь на современном этапе?
И двигатели, и вооружение, и материалы, и краска, и средства радио-локационного противодействия/обнаружения... да куча всего, что могло бы все его первоначальные характеристики и возможности
вывести на совершенно другой технический и тактический уровень.
В общем есть прошлое, настоящее и будущее. Ну и отношение государства ко всему этому тоже.
Так что поговорить и посмотреть "каждый со своей колокольни" на эту ситуацию можно, но в принципе в одном согласятся все - это был очень серьезный проект с хорошими перспективами и возможностью изменить общую военно-морскую стратегию. Однако случилось то, что случилось, с этим и останемся.
Дорого и сложно. Война выигрывается "Т-34", а не "Тиграми". Факт.
На 1985 год средства обнаружения от сегодняшних отставали несильно. "Хоукай" уже был. Тоже факт.
Лучше понастроить вместо одного большого и сложного аппарата несколько эсминцев, которые дадут тот же результат. Очередной факт.
Вывод-экранопланы нужны только для узкоспециальных задач, и даже там их с успехом заменяют либо корабли, либо самолеты.
P.S. Я не спорю, как эксперимент проект удался. Однако с учетом реализации в то время я считаю его бесперспективным(опять же, в то время).
Возможно, на данный момент, с учетом сегодняшних технологий, данный проект и смог бы занять свое нишу. Разработки в этом направлении ведут американцы, однако даже они рассматривают экраноплан только как транспорт.
P.P.S.

Цитата

Сравнение экраноплана с кораблем совершенно безосновательно – самые крупные из построенных «монстров» уступают по грузоподъемности даже тяжелым транспортным самолетам, а на фоне кораблей вообще смотрятся, как маленькие изящные шлюпки. Столь же безосновательно сравнение экранопланов с авиацией – самолеты летают в два-три раза быстрее. Последний аргумент – возможность совершать полет над гладкой твердой поверхностью (земля, снег, лед), может вызвать недоумение у пассажиров Ту-154 или Ил-96 – самолету в принципе безразличен рельеф под крылом. Тайга, горы, океан…
В этом легко убедиться на конкретных примерах – в ходе прошлых обсуждений «экранного эффекта» мы неоднократно наблюдали любопытные сцены:
- транспортные экранопланы «Орленок» и «Каспийский монстр» вдребезги проиграли транспортным самолетам Ан-12, Ан-22 и Ан-124 по критериям: «быстрота, стоимость, дальность перевозок», а также по спектру применения и обеспечению безопасности полета. То же самое касается неосуществленного американского проекта «Пеликан» - победы техники над здравым смыслом;
- сравнение боевого экраноплана «Лунь» с кораблями Военно-морского флота тоже вышло не в пользу «гусе-единорога» - новоиспеченный «убийца авианосцев» оказался совершенно беззащитной машиной с минимальным ударным потенциалом. В таких условиях более высокая скорость экраноплана (в лучшем случае – 600 км/ч) уже не имеет никакого значения – для современной реактивной авиации «Лунь» и эсминец одинаково статичные объекты. Только последний может постоять за себя, а боевой экраноплан – нет (если установить на «Лунь» корабельные ЗРК – перегруженный монстр просто не сможет подняться в воздух).
- столь же безрезультатно оказалось сравнение боевого экраноплана «Лунь» со сверхзвуковыми бомбардировщиками Ту-22 и Ту-22М – огромная тихоходная машина с крошечным боевым радиусом, смотрелась летающим конфузом на фоне ракетоносцев КБ Туполева. Вдобавок «Луня» возникли проблемы с целеуказанием – летящий у самой поверхности воды, он не видел ничего дальше своего носа (радиогоризонт 20 км). Ну и, наконец, дорого, слишком дорого! – чего только стоят 8 реактивных двигателей НК-87, снятые с широкофюзеляжного пассажирского авиалайнера Ил-86.
- по тем же причинам оказалась утопией идея спасательного экраноплана. «Гусеединорог» попросту не сможет обнаружить жертв кораблекрушения из-за своей малой высоты полета. К тому же слишком малая дальность полета (2000 км) – вопреки всем мечтам, экраноплан «Спасатель» не смог бы спасти экипаж лодки «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×