Log in
Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Экраноплан "Лунь" (фотоэкскурсия)

В этой теме 57 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Изображение


Здравия желаю, уважаемые форумчане! После продолжительного перерыва, с вами вновь выпуск клуба ППП. Клуба Путешествий Познания и Приключений. В предыдущем выпуске я рассказал вам о ледоколе «Ленин». Я долго думал, о чём рассказать вам на этот раз. В голову лезли одни подводные лодки да ледоколы, но мне хотелось чего-то новенького. И после просмотра одной из тем на форуме, мне вдруг вспомнился один очень интересный, да что там скрывать, необычный проект. Имя ему…

Лунь


Изображение


Лунь — ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанный в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М "Москит" (НАТО-вское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй экраноплан проекта 903 тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.
Сейчас экраноплан «Лунь» находится в Дагестане, в доке на Каспийском море в городе Каспийск и ржавеет.
Последний его полет состоялся летом 1989 года.

Цитата

В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие... Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.

Краткая история


  Показать содержимое

Достоинства и недостатки экранопланов и экранолётов  ( экранолет отличается от экраноплана тем,что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)

  Показать содержимое
Подробнее об истории проектирования, ЛТХ и судьбе корабля вы можете прочесть в этой теме, мои дорогие друзья. Ну что ж, давайте перейдём к фотоэкскурсии.

  Показать содержимое

  Показать содержимое

Вот мы уткнулись в лимит на интегрированные картинки. Но на этом экскурсия не заканчивается, продолжение в следующем посте!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв
  Показать содержимое

  Показать содержимое

И снова лимит требует сделать перерыв. Не убегайте далеко, ведь в следующем посте мы проберёмся внутрь «Луня»!)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв
  Показать содержимое

  Показать содержимое

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв
  Показать содержимое

  Показать содержимое

Продолжение спешит следом!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв
  Показать содержимое

  Показать содержимое

В заключительном посте мы с вами рассмотрим док, в котором находится наш экраноплан.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Поскольку экраноплан "Лунь" из-за своих конструктивных особенностей не имеет шасси и не может самостоятельно, как "Орленок" выбираться на сушу, то для него был создан специальный док. Док имеет водоизмещение 500 тонн и может погружаться на 10 метров. Таким образом для взлета "Луня" требовалось вывести док с ним (буксирами) на акваторию, после чего он погружался и "Лунь" сходил с него при помощи всё тех же буксиров.

Вот его мы с вами и осмотрим.

 

  Показать содержимое

  Показать содержимое

Хочу сказать огромное спасибо igor113 за его замечательную статью, которую я бессовестно взял за основу для этой темы. На этом всё!  Всем спасибо за внимание! Желаю удачи!

Используемые источники: http://www.airwar.ru/enc/sea/lun.html

http://igor113.livej....com/51213.html

http://igor113.livej....com/52174.html

http://igor113.livej....com/52878.html

http://ru.wikipedia....унь_(экраноплан)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
395 публикаций

Уже пора бы видио выкладывать, ведь намного интересние посмотреть на видео, чем тратить время на чтение, не правда ли.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций
2 боя

Блин, тоже все заглядывался на эту тему... :trollface:

Спасибо!

До сих пор не могу понять как могли похе...  загубить такой проект.

Даже сейчас это выглядит настолько глобально и фантастически, что слов не хватает.

Большое спасибо!

По сути "убийца авианосцев" в самом чистом виде - обнаружить, перехватить и уничтожить весьма проблематично.

Даже боюсь предположить сколько денег выделили пиндосы, чтобы у нас "свернули" этот проект, а я не сомневаюсь что в их бюджете это было предусмотрено

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Дас концепция проекта очень интересна.  :izmena:

Цитата

Вооружённый противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие  ЗМ80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан, летящий на сверхмалой вьюоте с

крейсерской скоростью 350 - 400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.

Вот только на практике ... :tongue:

ТС, жду такой же темы про его 105-тонного коллегу.  :popcorn:

А такого фото в качестве нет?

Интерьер кабины стрелка установки УКУ-9К-502-11

  Показать содержимое
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

Просмотр сообщенияKAPYCTA_RYLIT (29 Окт 2013 - 16:42) писал:

Уже пора бы видио выкладывать, ведь намного интересние посмотреть на видео, чем тратить время на чтение, не правда ли.
сударь вы начинаете меня разочаровывать, слишком уж толсто, где изящность и тонкость?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияchoock (29 Окт 2013 - 16:48) писал:

По сути "убийца авианосцев" в самом чистом виде - обнаружить, перехватить и уничтожить весьма проблематично.
Обнаружить-легко. Он размером с эсминец.
Перехватить-запросто. F/A-18 к вашим услугам.
Уничтожить-туда же.
Никому не нужный гибрид, уступающий по характеристикам и самолетам, и кораблям.

Цитата

Даже боюсь предположить сколько денег выделили пиндосы, чтобы у нас "свернули" этот проект, а я не сомневаюсь что в их бюджете это было предусмотрено
Экономика России в то время такой большой и бесполезный проект тянуть не должна была.
А тема отличная, как и всегда.
P.S. Подробный разбор "на косточки" экранопланов-на topwar.ru

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
96 публикаций

Просмотр сообщенияKAPYCTA_RYLIT (29 Окт 2013 - 16:42) писал:

Уже пора бы видио выкладывать, ведь намного интересние посмотреть на видео, чем тратить время на чтение, не правда ли.
Не правда.

Автору респект - не в первый раз просматриваю Ваши темы. Неофиты - учитесь у Танковика.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Просмотр сообщенияchoock (29 Окт 2013 - 16:48) писал:

По сути "убийца авианосцев" в самом чистом виде - обнаружить, перехватить и уничтожить весьма проблематично.
Ну, это было проблематично лет 30 назад. Учитывая, что высокоскоростной объект хорошо выделяется на местности за счет эфекта Допплера, как только покажется из-за радиогоризонта, так и увидят. Для самолета ДРЛО с высоты 1 км на 100 км уже должен быть хорошо заметен. Да и в инфракрасном диапазоне заметить его не проблема. Тем не менее этот корабль способен на большее, чем те же суда на воздушной подушке.

Просмотр сообщенияlerov (29 Окт 2013 - 16:55) писал:

ТС, жду такой же темы про его 105-тонного коллегу.  :popcorn:
Кто знает... кто знает... :eyesup:

Просмотр сообщенияlerov (29 Окт 2013 - 16:55) писал:

А такого фото в качестве нет?
Интерьер кабины стрелка установки УКУ-9К-502-11
  Показать содержимое

Есть)
  Показать содержимое

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияtankowik (29 Окт 2013 - 17:14) писал:

Ну, это было проблематично лет 30 назад. Учитывая, что высокоскоростной объект хорошо выделяется на местности за счет эфекта Допплера, как только покажется из-за радиогоризонта, так и увидят. Для самолета ДРЛО с высоты 1 км на 100 км уже должен быть хорошо заметен. Да и в инфракрасном диапазоне заметить его не проблема. Тем не менее этот корабль способен на большее, чем те же суда на воздушной подушке.
И стоит дороже. На порядок.
По итогам-интересный эксперимент, не более.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций
2 боя

Просмотр сообщения1L1dan (29 Окт 2013 - 17:04) писал:

Обнаружить-легко. Он размером с эсминец.
Перехватить-запросто. F/A-18 к вашим услугам.
Уничтожить-туда же.
Никому не нужный гибрид, уступающий по характеристикам и самолетам, и кораблям.

Экономика России в то время такой большой и бесполезный проект тянуть не должна была.
А тема отличная, как и всегда.
P.S. Подробный разбор "на косточки" экранопланов-на topwar.ru

Это сейчас появились средства обнаружения и перехвата, а на тот момент это было весьма проблематично.
Но если б проект не заморозили, вернее бросили, то какого уровня он мог бы достичь на современном этапе?
И двигатели, и вооружение, и материалы, и краска, и средства радио-локационного противодействия/обнаружения... да куча всего, что могло бы все его первоначальные характеристики и возможности
вывести на совершенно другой технический и тактический уровень.

В общем есть прошлое, настоящее и будущее. Ну и отношение государства ко всему этому тоже.
Так что поговорить и посмотреть "каждый со своей колокольни" на эту ситуацию можно, но в принципе в одном согласятся все - это был очень серьезный проект с хорошими перспективами и возможностью изменить общую военно-морскую стратегию. Однако случилось то, что случилось, с этим и останемся.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщения1L1dan (29 Окт 2013 - 17:15) писал:

И стоит дороже. На порядок.
По итогам-интересный эксперимент, не более.
Думаю все зависит от акватории его применения (тот же Каспий или Азовское море). Тут он был бы уместен.
Хотя без опыта боевого применения, это все не более чем беспочвенные гипотезы.
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

разрядил плюсомет на тебя танковик. Сейчас очень мало новых тем которые можно читать. Твоя одна из них .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
29 публикаций
66 боёв

Кстати, если пошла речь об использовании этого чуда. Из игры world in conflict

Изменено пользователем NeO173

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияchoock (29 Окт 2013 - 17:36) писал:

Это сейчас появились средства обнаружения и перехвата, а на тот момент это было весьма проблематично.
Но если б проект не заморозили, вернее бросили, то какого уровня он мог бы достичь на современном этапе?
И двигатели, и вооружение, и материалы, и краска, и средства радио-локационного противодействия/обнаружения... да куча всего, что могло бы все его первоначальные характеристики и возможности
вывести на совершенно другой технический и тактический уровень.
В общем есть прошлое, настоящее и будущее. Ну и отношение государства ко всему этому тоже.
Так что поговорить и посмотреть "каждый со своей колокольни" на эту ситуацию можно, но в принципе в одном согласятся все - это был очень серьезный проект с хорошими перспективами и возможностью изменить общую военно-морскую стратегию. Однако случилось то, что случилось, с этим и останемся.
Дорого и сложно. Война выигрывается "Т-34", а не "Тиграми". Факт.
На 1985 год средства обнаружения от сегодняшних отставали несильно. "Хоукай" уже был. Тоже факт.
Лучше понастроить вместо одного большого и сложного аппарата несколько эсминцев, которые дадут тот же результат. Очередной факт.
Вывод-экранопланы нужны только для узкоспециальных задач, и даже там их с успехом заменяют либо корабли, либо самолеты.
P.S. Я не спорю, как эксперимент проект удался. Однако с учетом реализации в то время я считаю его бесперспективным(опять же, в то время).
Возможно, на данный момент, с учетом сегодняшних технологий, данный проект и смог бы занять свое нишу. Разработки в этом направлении ведут американцы, однако даже они рассматривают экраноплан только как транспорт.
P.P.S.

Цитата

Сравнение экраноплана с кораблем совершенно безосновательно – самые крупные из построенных «монстров» уступают по грузоподъемности даже тяжелым транспортным самолетам, а на фоне кораблей вообще смотрятся, как маленькие изящные шлюпки. Столь же безосновательно сравнение экранопланов с авиацией – самолеты летают в два-три раза быстрее. Последний аргумент – возможность совершать полет над гладкой твердой поверхностью (земля, снег, лед), может вызвать недоумение у пассажиров Ту-154 или Ил-96 – самолету в принципе безразличен рельеф под крылом. Тайга, горы, океан…
В этом легко убедиться на конкретных примерах – в ходе прошлых обсуждений «экранного эффекта» мы неоднократно наблюдали любопытные сцены:
- транспортные экранопланы «Орленок» и «Каспийский монстр» вдребезги проиграли транспортным самолетам Ан-12, Ан-22 и Ан-124 по критериям: «быстрота, стоимость, дальность перевозок», а также по спектру применения и обеспечению безопасности полета. То же самое касается неосуществленного американского проекта «Пеликан» - победы техники над здравым смыслом;
- сравнение боевого экраноплана «Лунь» с кораблями Военно-морского флота тоже вышло не в пользу «гусе-единорога» - новоиспеченный «убийца авианосцев» оказался совершенно беззащитной машиной с минимальным ударным потенциалом. В таких условиях более высокая скорость экраноплана (в лучшем случае – 600 км/ч) уже не имеет никакого значения – для современной реактивной авиации «Лунь» и эсминец одинаково статичные объекты. Только последний может постоять за себя, а боевой экраноплан – нет (если установить на «Лунь» корабельные ЗРК – перегруженный монстр просто не сможет подняться в воздух).
- столь же безрезультатно оказалось сравнение боевого экраноплана «Лунь» со сверхзвуковыми бомбардировщиками Ту-22 и Ту-22М – огромная тихоходная машина с крошечным боевым радиусом, смотрелась летающим конфузом на фоне ракетоносцев КБ Туполева. Вдобавок «Луня» возникли проблемы с целеуказанием – летящий у самой поверхности воды, он не видел ничего дальше своего носа (радиогоризонт 20 км). Ну и, наконец, дорого, слишком дорого! – чего только стоят 8 реактивных двигателей НК-87, снятые с широкофюзеляжного пассажирского авиалайнера Ил-86.
- по тем же причинам оказалась утопией идея спасательного экраноплана. «Гусеединорог» попросту не сможет обнаружить жертв кораблекрушения из-за своей малой высоты полета. К тому же слишком малая дальность полета (2000 км) – вопреки всем мечтам, экраноплан «Спасатель» не смог бы спасти экипаж лодки «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×