Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
esoess1

Один из курьёзов британского флота

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

"Глаттон".

Изображение

История.


В феврале 1863 г. Совет распорядился спроектировать монитор.Этот проект был представлен инспектором 7 апреля того же года.
"Глаттон" был введён в строй в мае 1872 г. для резерва верфей в качестве тендера при артиллерийской школе "Экселлент" и в течение всей своей службы базировался на Портсмут, где его видели болтающимся на бочках в самых отдалённых закоулках гавани или же проходящим из неё мимо Спит-Форт на учебные стрельбы.
5 июля 1872 г. башню "Глаттон" подвергли опытному обстрелу с монитора "Хотспур". Первый выстрел был промахом; второй снаряд попал в стык плит и вошёл глубоко в подкладку; третий снаряд пробил гласис, обшивку башни на 0,4 м выше и разбился, а осколки отрикошетировали. Внутренности башни никаких повреждений нанесено не было, и она сохранила способность действовать - как это впоследствии подтвердилось при стрельбе её орудий полным зарядами.

Spoiler
Изображение
В июне-августе 1878 г. состоял в Эскадре специальной службы. В 1881 г. оснащён аппаратами для выпуска 14" торпед. Повторно введён в строй для маневров в 1887 г., когда ему вместе с "Принсом Альбертом" доверили защиту устья Темзы - единственный достоверно зафиксированный период пребывания его в море. В сентябре 1889 г. понижен до Резерва 2-го класса, а в ноябре 1896 г. переведён в Резерв флота, но удерживался в этом качестве до ноября 1901 г., когда был переведён в Резерв верфей. В следующем году занесён в список на продажу, и в 1903 г. продан на слом.
Конструкция.


Spoiler
Изображение
По общей конструкции "Глаттон" навсегда останется как один из курьёзов британского флота - творение Совета для тех условий, которым он никогда не соответствовал.
В феврале 1863 г. Совет распорядился спроектировать "мелкосидящий монитор с умеренной скоростью и наименьшими размерениями для броневой защиты в 12 дюймов (305 мм) и 25-тонных орудий в одной или двух башнях", - и этот проект был представлен инспектором 7 апреля того же года. Выбрали однобашенный вариант, поскольку применение двух башен на корабле ограниченных размеров означало понижение уровня бронирования на четверть (с 305 до 229 мм), что было "жертвой, несовместимой с должной безопасностью".
Не имеется никаких точных сведений относительно того, какие всё же задачи должен был решать этот корабль, однако инспектор высказывался в том духе, что он предназначался для "защиты наших гаваней и рейдов, а также для атаки вражеских". Сам Рид оценивал его как "совершенно особенное судно, спроектированное при весьма специфических обстоятельствах" и определённо взирал на приписываемые ему обязанности с определенной долей подозрения, поскольку "нет судна с целями, о которых я осведомлен менее, чем о целях создания "Глаттон". Он спроектирован в точном соответствии с указаниями, которые я получил, и для целей, в смысл которых меня никогда не посвящали". Его едкие комментарии относительно недостатка мореходности "Глаттон", высказанные им перед комитетом по проектам, показывают, что главный строитель рассматривал предназначение этого корабля более широко, нежели лишь для службы по охране гаваней, избранную по необходимости, поскольку низкий надводный борт исключал его использование в открытом море, кроме как в тихую погоду. В своём отчёте Комитет отметил, что он не отвечает требованиям корабля береговой обороны 1-го класса, поскольку не является "вполне равным наиболее сильным мореходным кораблям, способным в любую погоду достичь любой точки нашего побережья".
Что же касается "Глаттон", то он вообще выделялся как верх бесполезности. Имея высоту надводного борта корабля охраны порта, он обладал осадкой мореходного корабля и нёс самые тяжелые орудия своего времени на неуязвимом корпусе, а его дальность действия при этом была ничтожной из-за недостаточно вместительных угольных ям, и в итоге этот корабль, совершенно связанный нелепыми ограничениями, можно было использовать только там, где его использовать совершенно не собирались.
Установив основные требования для "Глаттон", Совет избрал в качестве основы для его конструкции большой американский монитор "Диктатор", к которому добавлялся бруствер для доведения выходов люков и шахт до требуемой высоты над ватерлинией. Главный строитель совершенно ясно понимал, что этот крайне разрекламированный американский плавучий форт с огромной башней и её 15" орудиями на корпусе-плоту совершенно не подходит для службы в британских водах, но милорды Адмиралтейства и не собирались обсуждать с ним этот план. Рида, таким образом, можно считать свободным от позора за создание "Глаттон", хотя этот безобразный маленький корабль получил широкую известность, вызванную курьезным и почти нежным интересом к нему, которая весьма отличалась от интереса к любому другому боевому кораблю.
Два 25-тонных 12" орудия, высота осей которых над ватерлинией составляла 3,6 м, вели огонь из башни, защищенной бронёй в 305 мм, в лобовой части толщина плит возрастала до 356 мм.

Изображение

Изначально предполагалось сообщить орудиям круговой сектор обстрела, и надстройку для этого выполнили настолько узкой, что её ширина позволяла любому из орудий быть наведённому прямо в корму. Инспектор заявлял по этому поводу: "Нет на горизонте точки, в которую не могло бы быть наведено хотя бы одно из башенных орудий. Это важное обстоятельство никогда ранее не было свойственно ни одному однобашенному кораблю, и получено здесь лишь путём тщательного проектирования и расчёта". Никаких данных относительно степени влияния дульных газов на надстройку "Глаттон" при стрельбе его орудий прямо по корме не сохранилось, однако французы несколькими годами позже на своих кораблях класса "Темпет" решились на подобное же решение - вероятно полагая, что огонь по корме будет осуществляться только при бое на отходе, когда вопрос повреждения собственных надстроек от сотрясения уже не будет иметь значения.
Внутри башни проходила вертикальная труба, где на специальной площадке находился офицер, управляющий в бою стрельбой; его голова возвышалась над крышей башни и защищалась бронированным колпаком со смотровыми щелями.
"Глаттон" выделялся как корабль, несущий наиболее мощную для своего времени защиту, вес её составлял 35% от водоизмещения корабля. Пояс по ватерлинии высотой 1,98 м в верхней его половине имел толщину 305 мм на 460мм тиковой подкладке, а в нижней половине - 254 мм на 530мм подкладке. Вся эта броня вместе с подкладкой шла поверх бортовой обшивки из двух слоев по 25 мм. За 10,5 м от форштевня корпус ниже поясной брони перегораживался поперечной переборкой (траверзом), защищавшем погреба боезапаса - конструктивное нововведение, повторенное на нескольких последующих кораблях.
Броневой бруствер в середине корпуса прикрывал основания башен, дымоходы, сходные люки и вентиляционные шахты. Высота его равнялась 1,98 м, толщина брони 305 мм, а толщина перекрывающей палубы 38 мм. Поскольку вследствие низкого надводного борта требовалась специальная защита палубы от навесного огня, верхняя палуба бронировалась 76мм плитами, покрытыми слоем дерева в 150 мм - вся эта конструкция имела вес 608 т, а её площадь составляла 1054 м . Для сохранения принципа остойчивости низкого мониторного корпуса на волнении за счёт стабилизирующего действия перекатывающихся через него волн бруствер не довели до бортов, хотя Комитет по проектам считал, что при добавлении лёгких надстроек вдоль бортов корабль стал бы более удобен для команды и более безопасен на волне. Однако эти надстройки, хотя и указанные на нескольких чертежах, на деле так никогда и не установили.
Из-за низкого борта вопрос об оснащении "Глаттон" обычными продольными бортовыми переборками даже не поднимался, и эта роль отводилась двойному дну, проходившему по всей длине корпуса на расстоянии 1,2 м от наружной обшивки. Помимо этого, подводная защита корпуса обеспечивалась комбинированным свесом из подкладки и брони общей толщиной 0,76 м, который "предоставлял превосходную защиту днища от таранных атак". Это стало воспроизведением одной из оригинальных конструктивных особенностей Монитор, которая также способствовала устойчивости на качке, хотя на американских мониторах выступающий броневой пояс причиной существенных напряжений корпуса при ударах о него волн снизу.
Передняя часть надстройки, поддерживающая навесную палубу, была покрыта бронёй и служила боевой рубкой - опасное место, если орудия башни были бы развёрнуты прямо по корме! На навесной палубе располагались шлюпки - и те, которые спускались на воду шлюпбалками, и те, которые подавались стрелой, а впоследствии здесь также установили несколько картечниц. Палуба бруствера была продолжена в корму узким мостиком, образовавшим как бы шканцы, который вместе с нелепой надстройкой в самой корме придавал кораблю уникальный и интересный силуэт, который был гораздо более присущ французским кораблям, нежели британским. Его таран, хотя и явно выдавался вперёд, был всего лишь продолжением обшивки корпуса без какого-либо конструктивного усиления, так что в случае использования он представлял гораздо большую угрозу собственному кораблю, нежели кораблю противника.
Спроектированный только для 9,75 уз. "Глаттон", однако, превзошёл все ожидания, показав на испытаниях 12 уз. В маневрировании он хорошо слушался руля и поворачивал быстро, однако его оказалось не так легко удерживали на заданном курсе.
Оценка проекта.


Подобная оценка качеств, которые должны соответствовать кораблям береговой обороны, также означала и критику слабых и немореходных судов, которые иностранные флоты в больших количествах включали в свой состав для действий в устьях рек и на самих реках. Что же касается самого британского флота, то в нём разница между мореходным кораблём и кораблём береговой обороны заключалась только в меньшем запасе угля у последнего - по крайней мере в теории. Однако из-за диктата экономии и совершенно ошибочного взгляда на то, что всё же следует понимать под "береговой обороной", Королевский флот оказался обременён большим количеством совершенно ничтожных броненосцев, чья ценность состояла лишь в раздувании списка флота, и которые на деле использовались только в качестве учебных кораблей.

Общие характеристики.


Водоизмещение: 4990 тонн.
Размеры: 74,6 м х 16,4 м х 5,7 м.
Силовая установка: двухвальная, паровые машины.
Максимальная скорость: 12 узлов.
Орудия:
2х305 мм
3х57 мм
Пулеметы: 3.
Бронирование: 245304 мм пояс по ватерлинии, 304355 мм башня, 355 мм бруствер.
Осадка (м): 5,9
Спущен на воду: март 1871 г.

Изображения.

Изображение
Изображение
Изображение

Источник.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Слушай, автор, у тебя же достаточно хороших тем и постов и репутация неплохая, почему не подашь заявку в АТ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияstarogrif (02 Ноя 2013 - 08:37) писал:

Слушай, автор, у тебя же достаточно хороших тем и постов и репутация неплохая, почему не подашь заявку в АТ?
Я один из победителей в конкурсе по отбору в резервисты...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Просмотр сообщенияesoess1 (02 Ноя 2013 - 08:45) писал:

Я один из победителей в конкурсе по отбору в резервисты...
Красава, что ещё сказать, мне вот остаётся только ждать ЗБТ, тем нормальных подобрать не могу(( В почту отписались тебе?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияstarogrif (02 Ноя 2013 - 08:47) писал:

тем нормальных подобрать не могу((
Про ОД-200 не было тем(вроде бы).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Просмотр сообщенияesoess1 (02 Ноя 2013 - 08:56) писал:

Про ОД-200 не было тем(вроде бы).
Всех остальных отправили в резерв, лучше перебдеть, чем недобдеть, отпишись в ЛС Джеймсу или всё же подай заявку, ну впрочем, моё дело предложить...За наводку спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
91 публикация
7 692 боя

спасибо. завидую. могут же люди

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Что то он мне напоминает, вот только не могу вспомнить "Что?". ТСу спасибо за информацию, читал 3 ваших статьи, всё понравилось.+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

А не было ли это способом заработать деньги кем-нибудь из адмиралтейства? На проектирование и постройку средства же выделялись.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×