Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Wilhuff__Tarkin

Российский флот при Петре I

В этой теме 138 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
300 публикаций
106 боёв

Изображение

ЗАРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПРИ ПЕТРЕ I

Интерес к морской науке у Петра зародился в 1687-1688 гг., когда он услышал от князя Я.Ф. Долгорукого о существовании инструмента, измеряющего большие расстояния из одной точки. Астролябию (речь шла именно о ней) царю привезли вскоре из Франции. В поисках специалиста, умеющего обращаться с этим инструментом, Петр познакомился с голландцем Францем Тиммерманом, который жил в Немецкой слободе в Москве. Как-то раз они оказались в одном из амбаров в Измайлове, и Петр увидел там необычную лодку, форма которой сильно отличалась от русских судов. Выяснилось, что это английский бот, который мог ходить против ветра, Его использовали для перевозки небольших партий товаров. Ботик отремонтировали и пустили в плавание по реке Яузе, а после на просторах Плещеева озера, около Переславля-Залесского, чтобы лучше видеть его мореходные качества. Из-за событий, связанных с отстранением Софьи, Петр смог вернуться к прерванной забаве только зимой 1691 года.

С этих пор этому он посвящает все свое свободное время. По его распоряжению близ озера был построен небольшой дворец, рядом на верфях заложили сразу несколько малых судов (три яхты и два небольших фрегата), Петр лично участвует в постройке. С помощью друзей из Немецкой слободы удалось завербовать из Голландии настоящих судостроителей. Петр полностью забросил государственные дела.

В создавшейся ситуации Л.К. Нарышкин и Б.А. Голицын были вынуждены лично отправиться на Плещеево озеро, где им с большим трудом удалось уговорить царя приехать на несколько дней в Москву для участия в официальном приеме персидского посла.

В августе 1692 года его миниатюрная эскадра совершила первый выход на открытую воду.

Летом 1693 года Петр отправляется в экспедицию на север. После месяца пути он достиг Города, как тогда назывался Архангельск, где, наконец, и увидел многочисленные морские корабли. Архангельский порт в летнюю навигацию принимал более ста западноевропейских судов - из Англии, Голландии, Германии.

На яхте "Св. Петр" царь отправился в поездку по морю — сопровождать купеческий караван, возвращавшийся домой. Встреча с морем поразила воображение Петра и предопределила все дальнейшие помыслы.

По возвращении из Архангельска Петр отдает распоряжение об увеличении государева "флота": один корабль был заказан для постройки в Нидерландах, другой заложен на местных верфях. Контроль за выполнением работ был возложен на архангельского воеводу Ф.М. Апраксина. Поездки в Архангельск оказались для молодого Петра (ему тогда было 22 года) одним из переломных моментов его деятельности, достаточно четко определившим направление всех дальнейших усилий — создание сильного флота и превращение страны в морскую державу. В русском военном флоте, созданном Петром, выросло много известных флотоводцев.

АЗОВСКИЙ ФЛОТ

 

Изображение

 

АЗОВСКИЙ ФЛОТ - первое в России соединение военных кораблей, созданное царем Петром I зимой 1695-1696 гг. для борьбы с Османской империей. Азовский флот положил начало созданию российского регулярного военного флота.

После неудачи 1-го Азовского похода 1695 г. Петр I решил создать собственные военно-морские силы. Из Голландии в разобранном виде была привезена 32-весельная галера. По ее образцу в подмосковном селе Преображенское изготовили детали еще 22-х галер, перевезли их в Воронеж и там собрали. Флагманская галера "Принципиум" имела 125 футов в длину, 30 футов в ширину. На ней установили 3 медные пушки. Помимо галер были построены и 2 корабля: "Апостол Петр" длиной 113 футов, шириной 25 футов и "Апостол Павел" длиной 98 футов, шириной 30 футов. Каждый из этих кораблей был вооружен 36 пушками. К весне 1696 г. в строю находилось ок. 30 военных судов (2 корабля, 23 галеры и 4 брандера) и значительное число транспортных средств: (1300 стругов, 300 морских лодок и 100 плотов).

27 мая 1696 г. русский флот блокировал Азов. Прибывшие туда 14 июня 6 турецких кораблей и 17 галер не решились идти на прорыв и 28 июня ушли в море. 18-19 июля гарнизон Азова сдался. Впервые русский военный флот оказал существенную помощь действиям сухопутной армии.

В ноябре 1696 г. Боярская дума по настоянию Петра I "приговорила": "Морским судам быть". Всего с 1696 по 1711 г. для Азовского флота построено 215 различных судов, в том числе корабли с вооружением от 44 до 58 пушек. Самый крупный на Азовском море — 64-пушечный корабль "Крепость" в августе 1699 г. совершил плавание в Константинополь (Стамбул) с русским послом на борту. После неудачного Прутского похода Петра I (1711 г.) Азов был возвращен Османской империи, корабли Азовского флота частично проданы турецкому султану, частично уничтожены.

автор статьи Волоков В.

БЕЛОМОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

 

Изображение

 

В кон. 17 в. единственным морским портом России был Архангельск. Рядом с ним в 1693 г. Петр I заложил Соломбальскую верфь. Через год там были построены фрегат и яхта. Эти корабли и фрегат, купленный в Голландии, положили начало Беломорской флотилии.

В 1701 г., во время Северной войны 1700-1721 гг., в Белое море пришла шведская эскадра из 7 кораблей, чтобы уничтожить русские суда и верфи и разорить Архангельск. Вражеские яхта и два фрегата вошли в устье Двины, но натолкнулись на строящуюся Новодвинскую крепость. Русские лоцманы И. Рябов и Д. Борисов, жертвуя собой, посадили шведские корабли на мель. После бегства неприятеля русским достались три корабля.

В 1702 г. Петр I, ожидая повторного нападения, прибыл с гвардией в Архангельск, но шведские корабли не появились. Тогда царь сам вышел с флотилией из 10 судов (из них 6 он нанял у англичан и голландцев), пересек Белое море, высадился в Нюхче и отправился в поход к Неве. Он овладел шведской крепостью Нотебург (Шлиссельбург), и Россия получила выход в Балтийское море.

После основания Петербурга Архангельск как морской порт потерял свое значение. Но устье Северной Двины, богатое корабельным лесом, стало важным центром судостроения. До сер. 19 в. здесь построили 481 судно. Корабли пополняли состав Балтийского флота.

В 1715 г. Петр издал указ, запрещающий строительство "староманерных" судов. Этот указ сыграл отрицательную роль в развитии полярного мореплавания. Вместо испытанных веками во льдах Арктики кочей русским поморам пришлось перейти на "новоманерные" галеоты и шняки.

В Крымскую войну 1853-1856 гг. на Арктическом побережье против русских поселений действовали английские паровые корабли. Они сожгли Колу, бомбардировали Соловецкий монастырь. Беломорская флотилия, состоящая из парусных кораблей, не смогла дать отпор неприятелю.

Во 2-й пол. 19 в., когда начали строить железные паровые суда, Архангельск потерял значение судостроительного центра. В 1863 г. Беломорская флотилия была упразднена. В дальнейшем дозор за российскими водами на Севере, куда постоянно проникали норвежские браконьеры, несли патрульные корабли Балтийского флота.

автор статьи Никитин Д.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

 

Изображение

 

Создан Петром I в нач. 18 в. в ходе Северной войны 1700-1721 гг.

В 12 в. на Балтийском (тогда Варяжском) море появились первые торговые корабли новгородцев. Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. русские суда нападали на корабли шведов и поляков. В 1658 г. русское правительство начало строить на Двине флот для действий на Балтийском море. Но в 1664 г. царю Алексею Михайловичу пришлось вернуть Швеции Балтийское побережье, а корабли сжечь.

В 1702 г. войска Петра I сумели овладеть крепостью Нотебург (Шлиссельбург), а в мае 1703 г. - крепостью Ниеншанц. Тогда же началось строительство Петербурга. Россия получила выход в Балтийское море. В 1704 г. в Петербурге была заложена Адмиралтейская верфь - будущий центр кораблестроения в России. В 1722 г. на Балтике было уже 130 парусных кораблей и ок. 400 гребных судов. Гребной флот был удобен для плавания в шхерах (узких проливах), которых было множество в изрезанных берегах Балтийского моря. После Гангутского морского сражения 1714 г. и победы при Цэенгаме в 1720 г. России удалось утвердиться на Балтийском море.

При Петре I прославились флотоводцы Ф.М. Апраксин, Н.А. Сенявин, М.М. Голицын, Ф.А. Головин.

При наследниках Петра I Балтийский флот пришел в упадок. В войне за Польское наследство 1730-1735 гг. он одержал верх над французской эскадрой, но к русско-шведской войне 1741-1743 гг. оказался не готов. В море могли выйти только 13 линейных кораблей и 3 фрегата. Императрица Елизавета Петровна старалась возродить Балтийский флот. К 1753 г. он насчитывал уже 21 линейный корабль, 5 фрегатов и 150 галер. В Семилетнюю войну 1756-1763 гг. русский флот закрыл пролив Зунд и не допустил английский флот в Балтийское море. Благодаря его действиям были взяты прусские крепости Мемель, Кенингсберг, Кольберг.

В правление Екатерины II Балтийский флот еще более усилился, его эскадры во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. совершили плавание вокруг Европы в Средиземное море, в р-н Греческого архипелага. Там адмирал Г.А. Спиридов одержал победу над турками в Чесменском сражении.

Серьезным испытанием для Балтийского флота стала русско-шведская война 1788-1790 гг. Русский флот отразил все попытки шведов захватить Кронштадт и Петербург. Сильному противнику на Балтике противостояли тогда 37 русских линейных кораблей, 13 фрегатов и 150 гребных судов. Шведскому флоту не удалось разбить по отдельности Кронштадскую и Ревельскую эскадры. В 1790 г. шведы потерпели поражение от русского флота в сражениях у Красной Горки, в Выборгском заливе и у Роченсальма. В нач. 19 в. корабли Балтийского флота стали отправляться в кругосветные экспедиции. Экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского совершили кругосветное плавание. Корабли под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева открыли Антарктиду - последний неисследованный материк на планете.

Средиземноморская эскадра Балтийского флота участвовала в 1827 г. в Наваринском сражении (бухта Наварин находится к юго-западу от п-ова Пелопоннес). Тогда русские корабли уничтожили большую часть турецко-египетского флота — более 60 кораблей. В сражении отличились будущие герои Крымской войны: лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин. Крупные победы над турецким флотом связаны с именами Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, С.К. Грейга.

К сер. 19 в. развитие флота, в основном парусного, затормозилось. Наряду с парусниками в строй начали входить паровые суда. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. на Балтийском флоте сражались в основном русские парусные корабли против паровых кораблей французов и англичан. Но в 1855 г. по срочному заказу было сделано 40 малых паровых канонерских лодок. В 1854 г. англичане попытались войти в Балтийское море и захватить Кронштадт и Петербург, но им это не удалось. (Впервые в акватории Кронштадта были использованы мины.)

После Крымской войны задачи Балтийского флота ограничивались в основном обороной. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отряд балтийских минных катеров перебросили на Дунай. К кон. 1870-х гг. Балтийский флот насчитывал уже 30 бронированных кораблей (броненосцев).

В 1881 г. была принята программа создания наступательного броненосного флота. К кон. 19 в. на Балтийском флоте было уже 19 броненосцев, 4 броненосца береговой охраны, 4 броненосных крейсера, 39 миноносцев. Часть построенных кораблей пришлось отправить на Тихий океан. Корабли совершили сложнейший переход в Тихий океан, они проплыли 30 тыс. км. Многие из них погибли во время русско-японской войны 1904-1905 гг. в Цусимском сражении (1905 г.).

К нач. 20 в. на Балтике находилось 8 броненосцев и 14 крейсеров.

автор статьи Никитин Д.

ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 

Изображение

 

В кон. 17в. во время Азовских походов Петр I дал русскому флоту и армии флаг, состоящий из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной - с изображением двуглавого орла посредине.  Флаг России Впервые такой флаг Петр I поднял во время плавания по Белому морю в 1693 г. По указу 1705 г. все торговые суда России как морские, так и речные должны были использовать такой флаг. (Военные корабли ходили под Андреевским флагом - синий косой Андреевский крест на белом фоне.) При Петре I офицеры носили бело-сине-красные шарфы - частицу боевого флага.

После смерти царя-преобразователя в русской армии усилилось значение черного и золотого цветов. В 18-1-й пол. 19 вв. бело-сине-красный флаг использовался в России наряду с черно-желто-белыми флагами. Недолго, с 1858 по 1883 гг., государственным флагом Российской империи был черно-желто-белый флаг. Однако с 1883 г. в качестве государственного стали поднимать бело-сине-красные флаги. С кон. 19 в. именно они считались национальными и коммерческими (флагами торгового флота). Неофициальным национальным флагом на военно-морском флоте стал Андреевский флаг.

автор статьи Секачев В.

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ

 

Изображение

 

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ - флаг на корме (кормовой флаг) кораблей российского военно-морского флота до 1917 г. и с 1991 г.

Андреевский флаг был учрежден Петром I в 1699 г. в честь ордена Андрея Первозванного, официально принят в 1703 г. На флаге изображен косой голубой крест. (По преданию, на таком кресте распяли апостола Андрея Первозванного, который считался покровителем России.) Полотнище вначале было трехцветным, красно-бело-синим. Эти цвета Петр I заимствовал у голландского трехцветного флага. С 1709 г. голубой крест располагался на полотнище одного из этих трех цветов. В царствование Анны Ивановны, Екатерины II и с 1865 г. оно было белым, а крест располагался по диагонали маленького прямоугольника в верхнем углу у древка или по диагонали всего полотнища.

В 1819 г. учрежден Георгиевский флаг, который присваивался кораблям за особые отличия. На нем в перекрестии Андреевского флага помещался щиток с изображением Георгия Победоносца.

автор статьи Секачева Е.

Источник: http://www.rusizn.ru...arom05_003.html

Изменено пользователем Bron1994

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

На форуме уже есть серия подобных тем под названием "Хронология трех веков Российского флота". Эпоха Петра I затронута в 4-7 частях, причем более подробно.

Да и потом, нужно указывать источник, откуда взяли информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
60 публикаций

Петру 1 нужно выразить огромное уважение, именно он вывел флот на должный уровень, да и страну у целом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
300 публикаций
106 боёв

Просмотр сообщенияCaptain97 (08 Ноя 2013 - 08:17) писал:

На форуме уже есть серия подобных тем под названием "Хронология трех веков Российского флота". Эпоха Петра I затронута в 4-7 частях, причем более подробно.
Да и потом, нужно указывать источник, откуда взяли информацию.

Источник указан под спойлером.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 002 боя

Просмотр сообщенияCaptain97 (08 Ноя 2013 - 08:17) писал:

На форуме уже есть серия подобных тем под названием "Хронология трех веков Российского флота". Эпоха Петра I затронута в 4-7 частях, причем более подробно.
Да и потом, нужно указывать источник, откуда взяли информацию.

Captain97, по ссылке фишинговый сайт, у меня Каспер возмущается

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (08 Ноя 2013 - 10:04) писал:

Captain97, по ссылке фишинговый сайт, у меня Каспер возмущается
Так ты же сам вчера писал, что каспер маразматик  :teethhappy:  По ссылке только статья, которую написал ТС, и ничего более

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Просмотр сообщенияCaptain97 (08 Ноя 2013 - 10:32) писал:

Так ты же сам вчера писал, что каспер маразматик  :teethhappy:

Хуже,он ещё и "чалдон" :trollface: .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Пётр 1 очень серьёзно относился к флоту.Спасибо ему за это.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
300 публикаций
106 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (08 Ноя 2013 - 12:11) писал:

Пётр 1 очень серьёзно относился к флоту.Спасибо ему за это.
Мой любимый Русский Император если можно так выразится, с детства считал его отцом Русского морского Флота.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 публикации

Помню лет 3 назад,я с классом изучали историю кадетского движению,вот: Пётр, конечно, и запустил флот к победам,но проиграть крепость в балтийском море-это что-то :sceptic:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
49
[OMLET]
Старший альфа-тестер
499 публикаций
19 724 боя

Просмотр сообщенияPichugino (08 Ноя 2013 - 12:11) писал:

Пётр 1 очень серьёзно относился к флоту.Спасибо ему за это.
Только к флоту?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

достаточно интересно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
352 публикации
4 648 боёв

Петар первый не даром первый!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
352 публикации
4 648 боёв

Просмотр сообщения_Andru (08 Ноя 2013 - 19:38) писал:

Спасибо-заслужил+ :medal: По подробнее  смогешь? :teethhappy:  :teethhappy:
Есть шанс добавить свои соображения  :bajan:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
300 публикаций
106 боёв

Просмотр сообщения_Andru (08 Ноя 2013 - 19:38) писал:

Спасибо-заслужил+ :medal: По подробнее  смогешь? :teethhappy:  :teethhappy:
Еще подробнее?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×