Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankman16476

Эскадренные миноносцы проекта 956

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Аванпроект

 

Аванпроект корабля разрабатывался в Ленинграде в ЦКБ-53 («Северном проектно-конструкторском бюро»). В ходе предэскизного проектирования боевые задачи корабля постоянно расширялись, что потребовало от проектировщиков многовариантной предэскизной работы. Было принято решение рассмотреть различные комбинации средств вооружения в сочетании с различными типами энергетической установки (ЭУ): газотурбинной, дизель-газотурбинной и паротурбинной. Прототипы для вариантов эскадренного миноносца с различными энергетическими установками были выбраны А. К. Шныровым. Вариант с паротурбинной установкой (прототипом был выбран проект 1134) имел мачту-трубу, вариант с газотурбинной ЭУ имел две спаренные трубы подобно БПК проекта 61.

Для силуэтов кораблей этапа аванпроекта были характерны следующие общие особенности:

гладкопалубный корпус;

седловатость в носовой части;

линейное или линейно-возвышенное расположение артиллерийских установок главного калибра;

побортное расположение батареи малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов АК-630М — МР-123 («Вымпел»);

приоритетно-возвышенное расположение антенных постов РЛС освещения воздушной и надводной обстановки.

Так как крупносерийное строительство кораблей типа (50 единиц) предполагалось развернуть на судостроительном заводе им. А. А. Жданова, главные размерения всех вариантов эсминца ограничивались размерами свободных построечных мест (длина — не более 146,0 м, ширина — 16,8 м), имевшихся в Советском Союзе на начало 1970-х годов. На этапе аванпроекта для механической установки было предложено четыре варианта паротурбинной установки традиционной эшелонной схемы, а также два варианта двигательной установки с главными газотурбинными двигателями (в вариантах как с линейным, так и эшелонным расположением). При этом суммарная стоимость газотурбинной установки и её эксплуатация оказались почти на 80 % выше аналогичных показателей паротурбинной установки.

Результаты работы над аванпроектом стали базой для выработки ТТЗ на эскизное проектирование.

Эскизный проект

 

Приказом начальника ЦКБ-53 А. К. Перькова в январе 1971 года главным конструктором корабля стал К. А. Масленников (заместители И. И. Рубис и Ю. Т. Васильев). 18 июня 1971 года Главным управлением кораблестроения ВМФ Минобороны СССР был заключён договор № 927/е/1017-71 с Северным проектно-конструкторским бюро (ЦКБ-53) на разработку эскизного проекта нового эсминца, проект которого получил номер 956 и шифр «Сарыч».

Работа над эскизным проектом началась с анализа тринадцати вариантов состава вооружения и выбора типа ЭУ для будущего эсминца. Для всех вариантов были выполнены оценки кораблестроительных элементов; их результаты были использованы ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова в расчётах военно-экономической эффективности. В заключении, представленном ЦНИИ и организациями ВМФ, оптимальным обликом эскадренного миноносца был признан вариант № 4 эскизного проекта. Но то обстоятельство, что относительный вес вооружения и боезапаса оказался ниже, чем на кораблях предыдущих проектов, стало одной из причин разработки дополнительных вариантов эскизного проекта. Так, в декабре 1971 года на первом рассмотрении материалов по проекту 956 у Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, Северному ПКБ было рекомендовано продолжить поиск оптимального варианта корабля. На это решение сильно повлияла информация о разработке в США проекта многоцелевого эскадренного миноносца типа «Спрюэнс»; во многом благодаря этому произошёл пересмотр назначения проекта 956, сопровождавшийся отказом от прежней концепции и приданием кораблю многоцелевых функций. Изменение назначения корабля нашло своё отражение в переклассификации проекта из «корабля огневой поддержки» в «эскадренный миноносец», как начиная с 1971 года разрабатываемый проект классифицировался в большинстве рабочих документов. Несмотря на это, как «эскадренный миноносец I ранга» он стал официально классифицироваться только по классификации, принятой Военно-Морским Флотом СССР в 1977 году.

Эскизный проект был рассмотрен вторично и утверждён С. Г. Горшковым 16 декабря 1972 года. Уточнение технического задания в ходе вторичного рассмотрения эскизного проекта привело к разработке окончательного варианта эскизного проекта под № 10. На варианте № 10 впервые за период проектирования была предусмотрена площадка для аварийной посадки вертолёта Ка-252. Зенитно-ракетным комплексом был выбран «Ураган», от четырёх ПКР П-15М «Термит» отказались в пользу восьми ПКР «Москит». В качестве орудий главного калибра окончательно выбрали автоматизированные АУ АК-130, а в качестве ЭУ — котлотурбинную (паротурбинную) энергетическую установку.

Окончательный выбор типа энергетической установки (котлотурбинной вместо более современной газотурбинной) был сделан Главкомом ВМФ С. Г. Горшковым после совещания с министром судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомой. Это не бесспорное решение объяснялось несколькими причинами. Основным поставщиком газовых турбин в 1970-е годы был Южный турбинный завод, но на момент выбора типа ЭУ для проекта он был загружен заказами и с новыми заказами мог не справиться. В это же время, в Ленинграде на Кировском заводе простаивал паротурбинный цех. В пользу котлотурбинной установки приводили и тот аргумент, что на флоте на тот момент было много потребителей дизельного топлива, а в случае перебоев с ним корабли с КТУ, потреблявшие мазут, оказались бы в преимущественном положении. Но при этом не был учтён тот факт, что в случае перебоев с поставкой топлива в ходе военных действий потребители как соляра, так и мазута оказались бы в одинаково невыгодном положении. Важным аргументом в пользу котлотурбинной установки должно было стать и её качество. Энергетическая установка эскадренных миноносцев проекта 956 должна была стать родоначальницей нового поколения КТУ с выдающимися характеристиками, которых должны были добиться благодаря применению прямоточных котлов. Но прямоточные котлы оказались неработоспособными, вследствие чего их пришлось заменять высоконапорными котлами. Дополнительной причиной выбора КТУ была дешевизна флотского мазута в сравнении с газотурбинным топливом (в годы энергетического кризиса начала 1970-х годов этот аргумент был немаловажным).

На этапе эскизного проекта в качестве гидроакустического комплекса корабля был выбран комплекс «Платина». Установить на корабле более совершенный цифровой ГАК «Полином» оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК «Полином» и отсутствия на эскадренном миноносце проекта 956 резервов, израсходованных ранее на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ АК-130 с системой подачи боезапаса составила ≈300 т). В результате этого, выйти на уровень американского аналога («Спрюэнса») по возможностям ПЛО советскому эсминцу не удалось, поэтому обеспечением ПЛО советских КУГ должны были заниматься большие противолодочные корабли проекта 1155.

В результате всех доработок эскизного проекта водоизмещение корабля увеличилось на 1000 тонн. Общая стоимость разработки эскизного проекта составила 165,6 тысяч рублей.

История строительства

 

1 ноября 1973 года считается официальной датой начала строительства эскадренных миноносцев проекта 956 на судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова. Рабочее проектирование было выполнено в период 1973 — 1978 годов на основании договора № 1087/668 от 4 июля 1974 года, заключённого между Северным проектно-конструкторским бюро и судостроительным заводом им. А. А. Жданова. Стоимость рабочего проекта, с учётом контрагентских работ, составила 2,220 млн рублей. На основании заключённого договора, в период 1978 — 1981 годов была разработана приёмо-сдаточная и эксплуатационная документация, произведена корректировка технического проекта постройки головного корабля. Общие затраты по этим работам составили 1,743 млн рублей.

Строительство головного корабля «Современный» (зав. № 861) было начато в июне 1975 года, строительство последнего корабля (зав. № 877), поставленного ВМФ России, было закончено в декабре 1993 года (приёмный акт подписан 30 декабря 1993 года).

Запланированное к постройке число кораблей серии в 1976 году было сокращено с пятидесяти до тридцати двух, а в 1988 году серию было решено ограничить двадцатью кораблями.

Из двадцати двух заложенных эскадренных миноносцев проекта 956 семнадцать были поставлены Военно-Морскому Флоту СССР и России, два были достроены в экспортной комплектации (проект 956-Э) и проданы в КНР, три заложенных, но недостроенных корабля были утилизированы на предприятии АООТ «Северная верфь» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1995 года № 683-33 «О государственном оборонном заказе на 1995 год».

В ходе постройки кораблей проекта 956 на заводе им. Жданова в Ленинграде возникло предложение по организации строительства кораблей этого проекта в Николаеве на заводе имени 61 Коммунара. Решением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности Северное ПКБ передало заводу чертежи эсминца и завод имени 61 Коммунара в 1983 году приступил к его строительству; параллельно с этим осуществлялась реконструкция завода и строительство на правом берегу реки Ингул эллинга с горизонтальными стапелями. Однако в 1986 году эта программа была остановлена и затем закрыта, а два уже заложенных корпуса («Внушительный» и «Вечный») были законсервированы.

До распада СССР в состав советского ВМФ успело войти четырнадцать эскадренных миноносцев этого проекта, остальные три корабля («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный») достраивались уже для ВМФ Российской Федерации. Средняя продолжительность строительства одного серийного корабля в базовой комплектации составляла около четырёх лет (от момента закладки до передачи Военно-Морскому Флоту). На период строительства корабли включались в состав 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы, а на период испытаний передавались в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей с базированием на Лиепайскую военно-морскую базу

При постройке эскадренных миноносцев проекта 956 применялся секционный способ сборки корпусов с формированием блоков от закладного района (машинно-котельных отделений) в нос и корму[21], с агрегатным методом монтажа механизмов и автономно-районной технологией проведения электромонтажных работ, благодаря которой спуск кораблей на воду производился при технологической готовности около 70 %. Формирование корпуса происходило в открытом стапеле (на первой позиции). В закрытом эллинге (на двух позициях) выполнялись погрузка и монтаж паровых котлов, крупногабаритного оборудования, главных и вспомогательных механизмов; там же производилась установка надстроек, затягивание кабеля и некоторые другие работы. Предельная масса днищевых секций корпуса в период его формирования доходила до 50 тонн, а палубных и бортовых секций — до 35 тонн. Спуск кораблей осуществлялся через спусковой док судостроительного завода № 190.

С 1980 по 1991 год при строительстве семнадцати серийных кораблей проекта для ВМФ СССР было принято 218 совместных решений Главного управления кораблестроения ВМФ, Министерства обороны СССР и Министерства судостроительной промышленности СССР. Цели принятия этих решений были самыми разнообразными. Среди них были: защита экологии, снижение подводной шумности кораблей, повышение ресурса механизмов, замена устаревших средств вооружения на более совершенные, реализация предложений Государственной комиссии по приёмке кораблей, направленных на повышение боевых и эксплуатационных качеств эсминцев. Общая сумма затрат на эти работы составила 10,721 млн рублей. Все затраты включались в себестоимость строящихся кораблей на момент появления указанных затрат.

Цена одного эскадренного миноносца проекта 956 на момент строительства головного и первых двух серийных кораблей составила в среднем около 90 млн рублей при трудоёмкости собственных работ судостроительного завода, равной 3814 тысяч н/часов. На этапе стабильного серийного производства цена одного корабля в базовой комплектации снизилась до 71,1 млн рублей (одновременно до 2900 тыс. н/часов понизилась трудоёмкость собственных работ судостроительного завода им. А. А. Жданова).

Вооружение:

 

Ударное ракетное:

• ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») 8

Зенитное ракетное:

• ПУ МС-196 ЗРК М-22 «Ураган» 2 Х 1

ЗУР 9М38М (SA-N-7 «Gadfly») 48

Артиллерийское:

• 130-мм АУ АК-130 2 Х 2

• 30-мм ЗАК АК-630 4 Х 6

Торпедное:

• 533-мм ТА ДТА-53 2 Х 2

Противолодочное:

• РБУ-1000 «Смерч-3» 2 Х 6

РГБ-10 48

Минное:

• может нести мины вперегруз на верхней палубе до 40

Авиационное:

• вертолет Ка-27 («Helix-A») 1

Модификации:

 

• 956 – базовый серийный проект (1980 г.)

• 956-А – серийный проект с новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (1991 г.)

• 956-Э – экспортный серийный проект для ВМС НОАК (1999 г.)

• 956-У – проект с улучшенным вооружением (недостроен)

• 956-ЭМ – модернизированный проект для ВМС НОАК с новым составом вооружения (2005 г.)

Основные характеристики:

Водоизмещение, тонн

• стандартное 6 500

• полное 7 940

Основные размерения, м

• длина наибольшая (по КВЛ) 156,37 (145)

• ширина наибольшая (по КВЛ) 17,19 (16,8)

• осадка наибольшая (средняя) 7,79 (5,96)

Главная энергетическая установка: котлотурбинная

• 4 паровых котлаКВН-98/64-11, 2 паровых турбины

суммарная мощность, л.с. (кВт) 99 500 (73 100)

• дизель-генераторы, мощность, (кВт) 4 Х 600

• турбогенераторы, мощность, (кВт) 2 Х 1250

2 вала; 2 гребных винта; 2 подруливающих устройства -

Скорость хода, уз:

• наибольшая 33,4

• экономическая 18,4

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2400 (32)

4500 (18,4)

Автономность, сут. 30

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)

Ну и конечно же источники:

P.S если что то не так говрите мне сразу выслушаю и иправлю

200px-Otlichnnyy1.jpg

200px-Otlichnyy2.jpg

200px-Otlichnyy3.jpg

300px-Otlichnyy1986a.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
136 публикаций
6 091 бой

Еще пара картинок

 

Изображение

Изображение

 

Изменено пользователем Wolvington

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 021
Старший альфа-тестер
4 550 публикаций
4 284 боя

Изображения очень маленькие, грузите их на хостинги, а не прикрепляйте, тем более, что лимита в 500 КБ вам не хватит.

Ещё вопрос ТС'у! Чем был так хорош американец, что наши решили пересмотреть свой проект?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияKolovorot13 (24 Ноя 2013 - 10:01) писал:

Изображения очень маленькие, грузите их на хостинги, а не прикрепляйте, тем более, что лимита в 500 КБ вам не хватит.
учту)

Просмотр сообщенияKolovorot13 (24 Ноя 2013 - 10:01) писал:

Изображения очень маленькие, грузите их на хостинги, а не прикрепляйте, тем более, что лимита в 500 КБ вам не хватит.
Ещё вопрос ТС'у! Чем был так хорош американец, что наши решили пересмотреть свой проект?
лично я думаю это было изза того что американец был более многоцелвой чуть позже напишу тему про американца

ой кажется не туда выложил

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
47 публикаций

В принципе, статья не плохая.Но, по моему мнению, не хватает какого-нибудь "предисловия". А то как заходишь в тему - сразу скрытый текст.Можешь для разнообразия добавить фотографию корабля, как вступление.

При чтении у меня возник один вопрос - вы из второго источника рассказали только о модификациях и характеристиках?

Изменено пользователем AutoBor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияAutoBor (24 Ноя 2013 - 10:15) писал:

В принципе, статья не плохая.Но, по моему мнению, не хватает какого-нибудь "предисловия". А то как заходишь в тему - сразу скрытый текст.Можешь для разнообразия добавить фотографию корабля, как вступление.
При чтении у меня возник один вопрос - вы из второго источника рассказали только о модификациях?
так это тоже учту и да просто я не знал как озаглавить этот текст из 2 источника сейчас работаю над второй темой пытаюсь убрать все недоработки из этой
P.S новую тему вот вот выложу остался только подбор картинок
Изменено пользователем tankman16476

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
268
Старший бета-тестер
581 публикация

Просмотр сообщенияKolovorot13 (24 Ноя 2013 - 10:01) писал:

Чем был так хорош американец, что наши решили пересмотреть свой проект?
Тут дело не в американце.
Тут дело в главной проблеме российского-советского-снова российского флота, которая, наверное, имеет право быть обсуждённой в отдельном топике.
Проблема заключается в следующем (начну с небольшого лирического отступления):
Россия, как известно, является континентальной державой, на безопасность которой всегда влияло в первую очередь состояние наземных границ, и соответственно, ключевыми войсками были сухопутные. Я сейчас не говорю про ПВО, ВВС, РВСН, СПРН и прочие, поскольку они в целом вторичны по отношению к существовавшему тысячелетия дуализму земли и воды, сухопутных войск и флота.
Все войны, которые вела Россия, были преимущественно сухопутные, даже война против англичан, французов и турок (почему-то названная Крымской, хотя в той войне англичане нападали на Россию также на Балтике и на Дальнем Востоке, впрочем, на этих направлениях они получили крепких люлей) и война против японцев.
.
У нас всегда (хотя на самом деле не всегда, тут уместно говорить про последние полторы сотни лет) была относительно крепкая армия, концепция её развития и применения, система разработки и внедрения вооружений. Пика своего развития все эти вещи достигли в 60-х-80-х годах 20 столетия.
С флотом всегда было хуже. По большому счёту, флот традиционно воспринимался как второстепенная часть Вооружённых Сил (опять же, не говорим сейчас про морские силы ядерного сдерживания и противоавианосные подводные силы), и потому ему уделялось меньше внимания. Тут не было, да и сейчас нету общей концепции развития, общего и безусловного видения того, каким должен быть флот и какими должны быть корабли. Поэтому в данном вопросе высшее руководство страны и флота ориентировалось на Запад. Считалось, что нужно создавать корабли, симметричные по боевым возможностям иностранным кораблям. Поэтому, в частности, и эсминец под американца в чём-то подгонялся.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
47 публикаций

Просмотр сообщенияtankman16476 (24 Ноя 2013 - 10:17) писал:

так это тоже учту и да просто я не знал как озаглавить этот текст из 2 источника сейчас работаю над второй темой пытаюсь убрать все недоработки из этой
P.S новую тему вот вот выложу остался только подбор картинок
Удачи!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияAutoBor (24 Ноя 2013 - 17:01) писал:

Удачи!
ну собственно вторая тема уже доделана)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
35 319 боёв

Всегда, во всем мире ,передовые державы строят новые образцы техники с учетом разработки стран противников

С 956 все банально просто как и с 1144--- попытка создать океанский универсальный эсминец в приемлимом водоизмещении показала, что нифига не выходит,поэтому создали сразу два проекта --1155 и 956\пло и пк-пво(с функцией корабля огневой поддержки) и так как предполагалось, что корабли будут ходить парами, то большой беды в этом не видели-----да и был несомненный плюс:по своим возможностям пара 1155\956 превосходила три эсминца  типа Спрюэнс(у которого было только одно преимущество---надежная серийная гту, которая была отработана в производстве)

ну а то, что добивают последние эсминцы(а остальные угробили ,не дав дослужить даже четверти времени эксплуатации) то это не вина кораблей-----у китайцев 956 рабочие лошадки, которые при нормальной эксплуатации (надо отдать должное китайцам)--за все время отмотали больше , чем все вместе взятые советские 956(ну и российские полумертвецы)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
66 публикаций

Текст хороший. Картинок, чертежей и оформить эти изображения,  и хорошо будет)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияfuntikmurz (29 Ноя 2013 - 20:48) писал:

почему у вас все тамы про миноносцы что других караблей нет
просто надо с чего то начинать миноносцев куча существует а вот про линкоры я писать не хочу (потому что их все уже по разобрали) да и что мне писать? очередную тему про бисмарка? :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
206 публикаций
185 боёв

Хотел тоже написать о "Сарыче", но нашел эту тему.  Думаю ТС не будет возражать если добавлю сюда немного видео.

Проект 956 "Настойчивый"

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×