Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LamerE

Обследование повреждений крейсера Сидней полученных в бою 19 ноября 1941 года

В этой теме 34 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
1 публикация
333 боя

Привожу тут выдержки из коммисии по раследованию технических причин затопления HMAS Sydney.

Анализ повреждений довольно интересен и позволяет представить реалии морских сражений времен Второй мировой войны.

Предпологаемый ход боя:

 

*дадный раздел основан на большом числе предположений относительно последовательности событий, состояния погоды и других факторов. Эти предположения были сделаны комиссией.

Ход битвы между “Сиднеем” и “Кормораном”

1. В этом разделе исследования комиссии были сделаны следующие предположения относительно хода битвы между “Сиднеем” и “Кормораном”:

2. В среду 19 ноября 1941 года “Сидней” следовал южным курсом из пролива Сунда в направлении Фримантла.

3. В полдень 19 ноября “Корморан” шел курсом 25º со скоростью 11 узлов. Его позиция была 111º восточной долготы и 26º 34’ южной широты. Была средняя зыбь с юго-запада при состоянии моря 3 балла. Видимость была очень хорошей.

4. В 16.55 вахта в вороньем гнезде “Корморана” заметила слева по носу судно, идущее примерно на юго-юго-запад. После первоначального обнаружения продолжали делаться поправки к описанию цели. Первоначальная идентификация изменена на 2 парусных судна, потом на несколько судов, потом на два столба дыма, что показывало присутствие эскортного судна.

5. Незадолго до 17.00 на “Корморане” прозвучал сигнал тревоги. “Корморан” повернул влево на курс 260º и увеличил ход до полного, 14 узлов.

6. В 17.00 судно, замеченное “Кормораном”, было опознано как крейсер типа “Перт”. “Сидней” продолжал идти южным курсом. “Корморан” лег на курс 250º, в направлении солнца.

7. “Корморан” начал выпускать густой дым из-за поломки в четвертой машине.

8. В 17.05 машинное отделение “Корморана” сообщило на мостик о проблемах в четвертой машине.

9. Примерно в это же время “Сидней” изменил курс и повернул в направлении “Корморана”. В этот момент он был в 15000 метров. “Сидней” начал передавать прожектором сигнал “NNJ”. “Корморан” поднял позывные “Straat Malakka”.

10. В 17.35 четвертая машина “Корморана” была отремонтирована и работала на 8 цилиндрах. Когда “Сидней” был уже в 8000 метрах, “Корморан” прекратил измерение своим 3-метровым дальномером в надежде сохранить маскировку. “Корморан” продолжал отслеживать дистанцию с помощью 1,35-метрового дальномера. Тем временем был продолжительный обмен сигналами между двумя кораблями.

11. “Сидней” медленно приблизился к “Корморану” со стороны кормы с правого борта. Теперь “Сидней” был виден с “Корморана” как узкий силуэт.

12. В 18.00 “Корморан” отправил на 600-метровой волне (wave-band) радиосигнал (w/t signal) “QQQ STRAAT MALAKKA 111º EAST 26º SOUTH”. Береговая станция повторила сообщение и запросила дальнейшей информации.

13. В 18.15 “Сидней” был справа от “Корморана” на расстоянии 900 метров. Весь его силуэт был виден немцам. Башни главного калибра “Сиднея” со 152-мм орудиями были направлены на “Корморан”.

14. В 18.25 винт корабельного самолета “Сиднея” “Уолрус” перестал вращаться. “Сидней” просигналил на “Корморан”: “Поднимите ваш секретный позывной. Дальнейшая отсрочка может только ухудшить ситуацию”.

15. В 18.30 командир “Корморан” отдал приказы спустить голландский флаг и поднять германский, убрать маскировку и трем оружейным офицерам [артиллерийским и торпедным?] открыть огонь. К тому моменту, когда эти приказы были отданы, 150-, 37- и 20-мм пушки “Корморана” были заряжены и готовы к бою. “Сидней” шел ближе к корме “Корморана”.

16. “Корморан” выпустил две торпеды из палубной торпедной батареи правого борта. В это время он шел на скорости 14 узлов, и торпеды были выпущены с отклонением 90 или 80º. В то же время корморан сменил курс на 260º и одновременно его орудия выстрелили по “Сидней”. Первые снаряды упали с недолетом.

17. Дистанция для орудий “Корморана” была поднята до 400 метров. Теперь “Корморан” дал второй залп из орудий номер 3, 4 и 5. Примерно через 4 секунды были отмечены попадания снарядов “Корморана” в мостик и башню Директора “Сидней”.

18. С “Сиднея” по “Корморану” был дан полный залп. Попаданий в “Корморан” не было.

19. С 5-секундными промежутками “Корморан” поразил “Сидней” еще двумя залпами. Снаряды попали в среднюю часть корабля, в мостик и самолет, который загорелся. 150-мм орудия “Корморан” были направлены левее, чтобы стрелять по носовым башням “Сиднея”. 20-мм пушки и 37-мм пушка правого борта “Корморан” cтреляли по зенитным орудиям “Сиднея”, его торпедной батарее и мостику.

20. После пятого залпа “Корморана” башня X “Сиднея” вела по “Корморану” быстрый и точный огонь. Снаряды башни X попали в трубу “Корморана”, уничтожили одну из радиорубок. Еще один снаряд пробил обшивку впереди мостика “Корморана” прямо над главной палубой.

21. Башня Y “Сиднея” сделала 2 или 3 залпа по “Корморан”. Все снаряды легли неточно.

22. Башни A и B “Сиднея” замолчали.

23. Примерно в то время, когда “Корморан” сделал восьмой и девятый залпы, его торпеда поразила “Сидней” впереди носовой башни. Вторая торпеда прошла перед носом “Сидней”. После торпедного попадания носовая часть “Сиднея” почти полностью погрузилась в воду.

24. Пока “Корморан” сохранял курс 260º, “Сидней” резко повернул на обратный курс. Было видно, что крыша башни B “Сиднея” упала за борт.

25. Примерно в 18.35 “Сидней” прошел за кормой “Корморана”. При этом его башни остались развернутыми на левый борт.

26. Густой дым вырывался из трубы “Корморана” из-за пожара, который начался в его машинном отделении. Управление огнем орудий было передано с сигнальной палубы на кормовой пост. Кормовое 150-мм орудие номер 6 “Корморана” начало обстреливать “Сидней”, пока дистанция не возросла до 4000 метров. Вспомогательные пушки “Сидней”, возможно, не действовали.

27. Примерно в 18.45 “Корморан” повернул влево в надежде полностью уничтожить “Сидней”. Вскоре после этого обороты машин “Корморан” резко упали. Была потеряна связь с машинным отделением.

28. “Корморан” держал курс 240º. В это время были видны четыре торпедных следа, прошедшие за кормой “Корморана”. “Корморан” испытывал жестокую вибрацию. На мостике “Корморан” было получено сообщение, что машины и все противопожарное оборудование вышли из строя. В машинное отделение был отправлен посыльный с приказом постараться оставить одну машину работающей.

29. Примерно в 18.50 управление огнем “Корморана” вернулось на сигнальную палубу. Все орудия начали стрелять по “Сидней” с дистанции 6000 метров. “Сидней” двигался курсом приблизительно на юг. Он шел на малой скорости. Полубак был погружен в воду. Между мостиком и кормовой трубой пылал пожар. “Сидней” продолжал получасть попадания с “Корморана”.

30. В 19.00 в “Сидней” была выпущена одиночная торпеда с отклонением 110º на скорости 15 узлов, крейсер в это время был в 7000 метров от “Корморан”. Торпеда прошла за кормой.

31. В 19.25 на “Корморане” был отдан приказ прекратить огонь. Последняя замеренная дистанция до “Сиднея” была 9000 метров. Последний выстрел был сделан с дистанции 10400 метров в направлении (или на курсе?) (on a bearing) 225º. Некоторые из орудий “Корморана” вышли из строя из-за перегрева стволов. К моменту прекращения огня 150-мм орудия “Корморана” выпустили по “Сиднею” приблизительно 500 бронебойных и 50 фугасных снарядов.

32. На “Корморане” была предпринята попытка проникнуть в машинное отделение. Она не удалась. “Корморан” был весь в огне, и, так как противопожарное оборудование не работало, был отдан приказ покинуть корабль. На минной палубе поставили вахту. Шлюпки и спасательное оборудование, которые не зависели от электроснабжения, были спущены на воду. Состояние моря было от 3 до 4 баллов.

33. “Сидней” был потерян из виду в сумерках около 20.00. На удалении 16000 метров от “Корморана” он больше не мог быть виден. Его курс в то время, как он пропал из виду, был около 150º. Большой пожар в направлении “Сиднея” мог быть виден примерно до 23.00.

34. Около 22.00 все спасательные средства “Корморана” были на воде. Около 120 человек оставалось на борту “Корморана”, большинство офицеров и унтер-офицеров. Минный склад начал заполняться дымом. Был отдан приказ извлечь шлюпки из люка № 1. Две шлюпки удалось извлечь вручную, операция заняла около часа. Из подводного аппарата “Корморана” была выпущена торпеда.

35. В 00.55 20 ноября в левом носовом топливном танке “Корморана” были заложены подрывные заряды. Густой дым заполнил минную палубу.

36. В 01.00 флаг “Корморана” был спущен, подрывные заряды активированы. Командир и минный офицер “Корморана” сошли в последнюю шлюпку. В 01.10 подрывные заряды взорвались. Произошел сильный взрыв, обломки падали вокруг спасательных плотов с выжившими. В 01.35 “Корморан” быстро затонул кормой вперед.

 

1й этап. Сражение левым бортом

В первые пять минут боя “Сидней” получил с близкого расстояния большое количество 150-, 37- и 20-мм снарядов. В этот период он также получил прямое попадание торпеды впереди от башни А.

Торпедное повреждение

 

Нос “Сиднея” лежит перевернутый на морском дне на краю палубы правого борта. Носовая часть значительно повреждена в результате отрыва от главной секции корпуса и удара об океанское дно. Однако разрыв вдоль левого борта носовой оконечности кажется почти неповрежденным от этих эффектов, и дает возможность предположить, что разрыв произошел у шпангоута. [хотя нос лежит вверх килем, оба якоря остались на своих местах].

Повреждения ближе к килю с левого борта показывают типичную вогнутость [корпуса] (concave indentation) от взрыва снаружи, вызванного попаданием торпеды. Эти повреждения показывают, что “Сидней” был поражен торпедой в левый борт. Поскольку край пробоины у шпангоута 19, детонация произошла в корму от этого места, между 19 и 30 шпангоутами. Вероятное место детонации, судя по состоянию обломков корабля, было поблизости от шпангоута 25, около купола сонара тип 125. Выгнутые (flaring) листы обшивки правого борта показывают, что повреждение от детонации торпеды на левом борту достигло правого борта и даже вызвало здесь пробоину или выпученность обшивки. Передачи слева направо энергии взрыва, вызвавшей эту выпученность, должны были способствовать цистерны пресной воды, расположенные поблизости от места детонации. Ничего необычного в том, что торпеда пробивает корпус насквозь, нет, что доказывает повреждение американского крейсера “St. Louis”.

Внутренности носовой оконечности серьезно повреждены. Палубы и переборки обрушились и лежат на верху перевернутой секции корпуса [с оборотной стороны бывшей верхней палубы]. Тяжелая якорная цепь все еще закреплена и видна тянущейся из обломков корпуса. Вероятно, обрушение палуб произошло в процессе затопления и не было непосредственным результатом торпедной детонации.

Главная секция обломков “Сиднея” носит следы значительных дополнительных (secondary) повреждений, вызванных различными причинами: взрывом торпеды, отрывом носа от основной части корпуса в процессе затопления, напором воды внутрь корабля при его гибели и столкновением корпуса с океанским дном.

Обшивка палубы полубака с правого и частично с левого борта выгнута вверх. Листы обшивки палубы полубака могут быть опознаны как подходящие к шпангоуту 19, и они отделились от деревянного покрытия палубы. С левого борта большая часть листа палубной обшивки обернулась вокруг стволов башни A.

Изучение главной части корпуса с правого борта показывает, что значительная часть обшивки борта была сорвана и выгнута вверх за башней A у шпангоута 35. Это повреждение можно было бы отнести на счет детонации боезапаса носовых погребов, но эта теория не подтверждается фотосъемкой корабля, показывающей, что переборки, окружающие погреба в этом месте, не тронуты. Из-за крена корабля, большого числа обломков и плохой видимости в этом месте сложно оличить повреждения от торпедного взрыва от последующих повреждений корпуса и повреждений, полученных в процессе затопления.

С левого борта лист обшивки оторван под углом 90º к остальному корпусу. Кажется весьма вероятным, что это произошло из-за торпедного повреждения, ослабившего структуру корпуса, и давления на корпус во время затопления. Снова сложно провести различие между торпедным повреждением и последующими повреждениями корпуса, вызванными затоплением. Обширность повреждений правого и левого бортов корабля из-за сочетания эффектов от торпедного повреждения и от затопления делает очень трудным точное определение размеров торпедного повреждения.

Не имея возможности точно определить радиус повреждения и место детонации, трудно аналитически оценить величину заряда торпеды, но полученные повреждения соответствуют одной торпеде с зарядом 280 кг взрывчатого вещества, сдетонировавшей около левого борта корпуса.

Подводный взрыв в контакте с корпусом корабля или поблизости от него оказывает на корабль сильный эффект, результатом которого являются различные повреждения корабельных конструкций и систем. Важно отметить, что размер и характер повреж-дений изменяются в зависимости от вида оружия.

Германские торпеды в 1941 г. были оружием с контактным взрывателем. Когда торпеда взрывается при контакте с кораблем, основное повреждение наносит взрыв, который пробивает дыру в корпусе. Размер пробоины зависит от массы взрывчатого вещества торпеды и от прочности и конструкции корпуса в месте попадания. Разрывы в переборках поблизости от места взрыва могут происходить в результате непосредственного давления взрывной волны или вследствие вызванной взрывом деформации корпуса или переборок.

Дальнейшие повреждения вызываются созданными взрывом осколками торпеды и обломками корпусных конструкций. Эти осколки наносят дополнительные повреждения внутри корабля поблизости от места взрыва. Конструктивные повреждения от контактного взрыва обычно ограничиваются в месте попадания.

Вторичные повреждения от глубины места взрыва под ватерлинией. Подводный взрыв создает большой газовый пузырь из продуктов взрывной реакции. Пузырь торпеды с массой взрывчатого вещества 280 кг может иметь радиус примерно 9,8 м. Он вытесняет большой объем воды, которая с силой врывается в пробоину, созданную взрывом. При взрывах на небольшой глубине большое количество газов уходит в атмосферу или же в пробоину в корпусе. Когда пузырь вырывается на поверхность, в воздух выбрасывается большой столб воды.

Затопление быстро распространяется в отсеках рядом с пробоиной.

Взрыв торпеды подбрасывает корабль вверх. Ударная волна создает сотрясение, проходящее через весь корабль, результатом могут быть повреждения жизненных частей и потери команды на всем корабле.

Для определения того, могло ли повреждение от торпедного удара вызвать гибель “Сиднея”, был предпринят анализ статичной (в спокойной воде) остойчивости. Также были сделаны рассчеты, в которых затопление от торпедного попадания постепенно увеличивалось. Было принято, что все внутренние отсеки были повреждены и вода затопила всю подводную часть до ватерлинии.

Компьютерная визуализация изображения “Сиднея” показывает, что, несмотря на увеличение осадки и заметный в этом случае дифферент на нос, судно все еще имело достаточно высокий борт и остойчивость, позволяющую остаться на плаву.

 

Снарядные повреждения

 

Сохранившиеся германские отчеты о сражении между “Кормораном” и “Cиднеем” начинаются с левого борта “Сиднея”, которым он был повернут к “Корморану”. Через пять минут “Сидней” повернул влево и прошел за кормой “Корморана”, подставив германским орудиям уже свой правый борт. Таким образом, повреждения с левого борта были получены первыми, но следует пояснить, что описание повреждений дается не в хронологическом порядке. Хотя спасшиеся германские моряки сообщили некоторые сведения относительно порядка достигнутых попаданий, фактически последовательность повреждений никогда не будет точно установлена.

Следует отметить, что данные о повреждениях, нанесенных фугасными снарядами, получены при изучении изображений с морского дна, тогда как повреждения, полученные от снарядов, проникших внутрь, не столь очевидны. Многие из снарядов второй мировой войны не взрывались, поэтому трудно определить, были ли снаряды, проникшие внутрь, оснащены бронебойными колпачками, или это были фугасные снаряды, взрыватели которых не сработали. В любом случае, эффектом от 45-кг снаряда, пробившего корабельные конструкции, были бы значительные повреждения, даже если бы он не взорвался.

Места попаданий снарядов в левый борт показаны на рисунках 125-128. Попадания преимущественно концентрируются в носовой части корабля, надстройке, верхней и нижней палубах под носовой надстройкой. Другие попадания в средней части в районе катапульты. Все эти попадания показаны на рисунке

http://www.defence.g...TO.003.0001.pdf

Старая тема с кратким описание боя: http://forum.worldof...рейсера-сидней/

Изменено пользователем LamerE

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
202 публикации

Ну,тема хорошая,если не повтор,почитать можно.Почитать,не посмотреть

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
65 публикаций

Просмотр сообщенияNick80 (26 Ноя 2013 - 08:51) писал:

Ну,тема хорошая,если не повтор,почитать можно.Почитать,не посмотреть
Как может быть тема хорошей? если в ней нету картинок?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщенияRed_love (26 Ноя 2013 - 09:14) писал:

Как может быть тема хорошей? если в ней нету картинок?
Да потому, что тут не фан-сайт комиксов :trollface:
ТС, как для первой темы оформление годно, жаль что не его авторство
Линк на старую тему и документ у меня, не работает.
Перезалил вашу картинку из темы
Изображение
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Потрясающе. "Тема недели" на форуме. Очень интересная информация

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
166 публикаций

И снова тупой копипаст! От души делайте темы!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
214 публикации

нехватает как минимум фотки самого корабля, например такой

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
202 публикации

Red_love,статья может быть хорошей по тексту.и я специально написал,что этот пост только на почитать,а не на посмотреть

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Побитая в заглавном посте ссылка на оригинал австралийского отчета: http://www.defence.g...TO.003.0001.pdf (414 страниц, осторожнее)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияCMepTb9 (26 Ноя 2013 - 10:21) писал:

И снова тупой копипаст! От души делайте темы!
это нельзя назвать тупым копипастом ведь во первых он распределил всё по "полочкам" ну и отсутствие картинок это не признак что он не заморачивался а может просто забыл или не нашёл тем более его первая тема
P.S а что сделал ты?

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (26 Ноя 2013 - 08:50) писал:

ссылки битые
ссылки битые скорее всего изза того что он пытался их обрезать или не до конца скопировал
Изменено пользователем tankman16476

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Нашел оригинал: http://tsushima.su/f...opic.php?id=910

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
593 публикации
204 боя

картинки правельный сделай! А так нормально!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 316
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (26 Ноя 2013 - 13:58) писал:

Нашел оригинал: http://tsushima.su/f...opic.php?id=910
Камрад опередил...
Нехорошо чужую работу выдавать за свою.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщенияevgen526007 (26 Ноя 2013 - 15:14) писал:

картинки правельный сделай! А так нормально!
Это на каком языке? :amazed:

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (26 Ноя 2013 - 16:01) писал:

Камрад опередил...
Нехорошо чужую работу выдавать за свою.
Ну вот, а я уже поверил ТСу (в его авторство) :angry:
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 316
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияCapore_Zaratusta (26 Ноя 2013 - 16:38) писал:

фотки бы
http://www.findingsy...com/gallery.asp
http://www.findingsydney.com/video.asp

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
308 публикаций
191 бой

очень интересно. но мне кажется многовато очень.да и без фото.с картинками было бы куда интереснее)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×