Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ilia3075

Проект 904 типа «Орлёнок» - транспортно-десантный экраноплан

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

890
[FJORD]
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
1 481 публикация
24 063 боя

2c7cb1a8.jpg

 

 

Первые в мире серийные экранопланы были построены в СССР и названы «крылатым» именем «Орлёнок». Кроме нас, такого вида вооружения не имела и не имеет до сих пор, ни одна страна в мире. Эту уникальную машину-экраноплан создал гениальный советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

 

«Орлёнок» проектировался и строился как транспортно-десантное средство для быстрой транспортировки колёсной/гусеничной техники и живой силы в районы боевых действий, а также высадки десанта. Это настоящий летающий корабль, умеющий летать и садиться при волнении моря, и ещё выходить на необорудованный берег. Эффективность применения экраноплана как десантного средства привлекла военных моряков. Он стал гигантским шагом вперёд — революцией в военно-морском деле. Высокая скорость обеспечивает быстроту переброски войск и внезапность удара, недостижимую для обычных десантных кораблей. Противодесантные заграждения и минные поля не помеха для «Орлёнка» (он перелетает через них), и для захвата плацдарма на хорошо защищённом берегу противника, он просто незаменим. «Орлёнок» не боится никаких штормов, ему не страшны льды — он летит над ними, а при необходимости может осуществить посадку на них, что обеспечивает круглогодичную эксплуатацию. Ему не грозят болотистые устья рек и прибрежные камни, на которых могут разбиться обычные корабли. Равно как и отмели. Высаживать десант можно везде — от африканского Берега Скелетов с его дьявольскими рифами, до обоих североамериканских побережий. По мнению военных пилотов, одним из главных достоинств экраноплана считается его живучесть — аэродром всегда под машиной. На испытаниях экраноплан посадили даже на камни, но он взлетел и без происшествий дошёл до базы. Такие особенности как: отрыв от воды на малой скорости (за счёт поддува), амфибийность (суша, вода, воздух), отсутствие качки от воздействия волн и атмосферных возмущений, меньший расход топлива чем у самолётов, вертолётов или судов на воздушной подушке; а также малая радиолокационная заметность и возможность летать на авиационных скоростях, делают этот аппарат уникальным по своим возможностям. По этой причине, на учениях целый полк истребителей МиГ-23 не смог поразить низколетящий экраноплан ракетами. Экранопланы предельно безопасны даже при отказе двигателей, энергетики и систем; отсутствие высоты падения и наличие «экранной подушки» не допускает касания поверхности до достижения минимальной скорости. В то же время они могут легко облетать препятствия как сбоку, так и сверху, осуществляя полёт над относительно ровными участками суши или наводнённой местностью. Экранопланы — настоящие властелины больших пространств: рек, морей, пустынь, тундр — где им полное раздолье.

 

Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» построен по самолётной схеме. Это трёхдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом-лодкой. Корпус предназначен для размещения в нём полезной нагрузки, экипажа, вооружения, стартовых двигателей и корабельных систем. Обладая длиной 58 м, высотой 16 м, весом 120 т и размахом крыла 31 м, «Орлёнок» развивает скорость до 400 км/ч и например всего за час может пересечь Каспийское море, имея возможность взлетать с волны до 1,5 м, при волнении моря до 4 баллов. Полезная нагрузка размещается в грузовом отсеке — длиной 28 м, шириной 3,4 м и высотой 4,5 м. Грузоподъёмность составляет 20 тонн, что соответствует роте морских пехотинцев (150-170 чел) с полным вооружением или двум бронемашинам (БТР, БМП, БМД, БРДМ) с экипажами. Десант может быть взят на борт за считанные минуты и на максимальной скорости доставлен на дальность до 2500 км. «Орлёнок» разбегается за полторы минуты и выходит на свою оптимальную высоту — около 2 м. При необходимости аппарат способен уходить с экрана и лететь подобно самолёту, на высотах до 6 км. Он обладает отличной манёвренностью по сравнению с судами на воздушной подушке, не говоря уже о самолётах — радиус поворота на 90 градусов, составляет у «Орлёнка» всего 50 м.

 

Приём и высадку десанта «Орлёнок» может осуществлять прямо на берегу — выкатываясь на него и уходя обратно в море на закреплённой под днищем гидролыже с шасси. После выхода аппарата на берег, открываются специальные замки, и носовая часть поворачивается на 92° вправо — вокруг шарниров корпуса. После этого, через образующийся люк опускается трап, по которому осуществляется выезд бронетехники из грузового отсека. В поворотной части фюзеляжа размещены кабина экипажа и пулемётная установка. Вход и выход экипажа осуществляется через двери, расположенные по бортам корпуса над крылом. Аварийное покидание — через люк в крыше пилотской кабины. Экипаж состоит из командира, второго пилота, механика, штурмана, радиста и стрелка. При перевозке десанта в состав экипажа дополнительно включаются два техника.

 

Силовая установка «Орлёнка» состоит из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К (статическая максимальная тяга каждого в стандартных условиях 10,5 т) и маршевого турбовинтового двигателя НК-12МК (статическая максимальная тяга в стандартных условиях 15,5 т). Все три двигателя представляют собой морские модификации серийных авиационных моторов. На борту также имеется вспомогательная силовая установка ТА-6А. Для уменьшения разбега, во время старта применяется поддув реактивных струй от носовых (стартовых) двигателей, под крыло экраноплана. После отрыва от поверхности, стартовые двигатели отключаются и «Орлёнок» продолжает полёт на кормовом маршевом двигателе, который приводит во вращение два соосных винта диаметром 6 м. При необходимости увеличения в полёте тяги (в крейсерском режиме), стартовые двигатели включаются, и с помощью поворотных сопл, реактивные струи направляются поверх крыла. Для защиты от морской соли, быстро покрывающей все элементы двигателя, и снижающей коэффициент полезного действия его работы, стартовые двигатели вместе с воздухозаборниками упрятаны прямо в корпусе, в носовой (поворотной) части экраноплана. Двигатели установлены по бортам, а воздухозаборники специально размещены перед фонарём кабины пилотов, для предотвращения попадания брызг и пыли внутрь двигателей, во время движения над морем или сушей. Маршевый двигатель поднят максимально высоко от воды и размещён наверху вертикального оперения, решая тем самым проблему с морской солью. Кстати сверхмощный турбовинтовой двигатель НК-12 с соосными винтами применяется в том числе на стратегических бомбардировщиках и тяжёлых транспортных самолётах. Но не только это сближает «Орлёнка» с самолётами. Благодаря способности «летать уходя далеко вверх от экрана», он не просто экраноплан — он экранолёт.

 

Планер изготовлен из сплава АМг-61. В отдельных узлах и агрегатах применяется сталь. Общая компоновочная схема экраноплана сформирована с учётом специализированных режимов движения — самостоятельный сход и выход на берег, режим: плавания, глиссирования, рикошетирования по гребням волн и плавный (без подлётов) переход к устойчивому экранному полёту. Большие волны создают большие ударные нагрузки на корпус. Поэтому при конструкции «Орлёнка» соответствующим образом было усилено днище. Оно образовано системой поперечных и продольных реданов. Кроме того, для снижение нагрузок установлено лыжно-амортизирующее устройство (гидролыжы). В передней части корпуса находится носовая гидролыжа, в районе центра масс находится основная (главная) гидролыжа. Гидролыжа представляет собой отклоняемый и амортизированный редан глиссирующего корпуса. Она выполнена в виде плоско-килеватой пластины, шарнирно закреплённой передним ребром к днищу корпуса и к стойкам-амортизаторам по длине пластины. Длина, угол отклонения и амортизация гидролыжи выбираются пропорционально расчётной высоте волны, при старте/посадке экраноплана. Амортизированные лыжные устройства могут использоваться для старта экраноплана со льда-снега. Установка гидролыжи качественно изменяет весь способ формирования аэрогидродинамической схемы и режимов движения экраноплана. Гидродинамические силы глиссирующей гидролыжи имеют общую (динамическую) природу с аэродинамическими силами крыла, что позволяет объединить все аэрогидродинамические элементы экраноплана в единый комплекс для совместного создания подъёмной силы и управления движением. Плоско-килеватая лыжа, вписанная в обводы корпуса, формирует амортизированную опорную поверхность. За счёт увеличенного угла глиссирования гидролыжи, всплытие корпуса и дальнейший подъём над уровнем воды приходятся примерно на 20-40% от скорости начала полёта, соответственно, корпус на больших скоростях защищён от воздействия замывов и ударов волн. Амортизация гидролыжи даёт возможность отслеживать профиль волны на предотрывных скоростях, тем самым снижает нагрузки и способствует плавному переходу к режиму полёта. Амортизированная гидролыжа позволяет в полёте безопасно касаться водной поверхности — экраноплан может буквально «стричь» гребни волн. Возможность безопасного перехода в полёте к режиму глиссирования приводит к снижению радиусов разворотов примерно в 2-3 раза, в сравнении с виражами в режиме полёта. На режиме глиссирования можно выполнять плоские развороты со скольжением, что более безопасно по сравнению с виражами в режиме подлёта с креном. Дополнительные амфибийные свойства обеспечиваются колёсным шасси, размещённым на гидролыжах. Оно позволяет экраноплану совершать самостоятельный выход из воды, в том числе на необорудованное побережье, и передвигаться по суше. Шасси включает двухколёсную носовую и десятиколёсную основную опоры. Колёса — нетормозные, носовые — поворотные, подвеска независимая. Уборка носовых колёс осуществляется втягиванием в корпус, а основные колёса с помощью гидроцилиндров заваливаются за главную гидролыжу. Створки убранного положения отсутствуют, гидролыжи в убранном положении частично прикрывают ниши шасси. Шасси совместно с лыжно-амортизирующим устройством (носовая и основная гидролыжи) и поддувом обеспечивают проходимость практически по любому грунту.

 

Крыло имеет аэродинамическую компоновку, оптимизированную для движения вблизи экрана. На концах крыла установлены поплавки, играющие роль аэродинамических и глиссирующих шайб. Вдоль задней кромки расположены пятисекционные закрылки-элероны. Вдоль передней кромки на нижней поверхности крыла (ближе к концам) находятся специальные стартовые щитки. Ось вращения щитков проходит по их передним кромкам. Углы отклонения: закрылков-элеронов — от -10° до +42°, стартовых щитков — 70°. Механизация крыла используется при старте для создания воздушно-газовой подушки, поднимающей экраноплан из воды. На плаву задняя кромка крыла находится в воде. Для взлёта включаются специальные носовые стартовые двигатели, реактивные струи от которых направляются под крыло. Пилот опускает закрылки и щитки, не давая газам прорываться под задней и передней кромками. Повышенное давление газов под крылом и поднимает экраноплан из воды. Конструктивно крыло состоит из центроплана и двух консолей, имеющих кессонную конструкцию. В корневых частях крыла расположены топливные баки.

 

Т-образное хвостовое оперение применено с целью уменьшения влияния экрана на характеристики устойчивости и управляемости экраноплана. Относительно большие размеры стабилизатора объясняются необходимостью обеспечения устойчивого полёта на различных высотах от экрана. Рули высоты — четырёхсекционные, руль направления — двухсекционный. Вертикальное оперение представляет собой одно целое с корпусом. Сверху на оперении укреплён маршевый двигатель, установлены навигационные огни и антенны радиотехнических систем.

 

Системы экраноплана представляют собой комбинацию традиционного корабельного и самолётного оборудования. На борту имеется корабельный навигационный комплекс «Экран» с обзорной РЛС. Система управления — гидравлическая. Аналогом автопилота является система автоматического управления движением. С её помощью пилотирование возможно как в ручном, так и в автоматическом режимах. В носовой оконечности корпуса установлена антенна навигационной радиолокационной станции предупреждения столкновений — «Экран-4» с высокой разрешающей способностью. Антенна обзорной РЛС размещена на верхней части корпуса за пулемётной установкой. Гидросистема обеспечивает функционирование рулевых поверхностей, механизации крыла, уборку/выпуск шасси и гидролыж, поворот носовой части корпуса на шарнирах. Электросистема обеспечивает током пилотажно-навигационное, радиосвязное, электротехническое оборудование, а также систему управления. Экраноплан оборудован полным комплектом корабельных навигационных огней. В поворачиваемой части корпуса в форпике расположено якорно-буксирное устройство, позволяющее выполнение спасательных и перевалочных операций непосредственно на воде. Сам якорь убирается в клюз. На борту экраноплана имеются надувные спасательные плоты и моторные надувные лодки.

 

Вооружение состоит из оборонительной пулемётной установки «Утёс-М».

 

Радиопрозрачные обтекатели антенн изготовлены из композиционных материалов. Защита планера от коррозии обеспечивается электрохимическими протекторами. Подводная часть окрашивается специальной краской, препятствующей обрастанию днища морскими организмами.

 

Цветовая окраска: надводная часть корпуса, включая оперение — серая (шаровая); подводная часть корпуса — тёмно-зелёная; обтекатели антенн РЛС — светло-серые; ватерлиния, тактические номера — белые; лопасти винта, стволы пулемётов, визиры, сопла двигателей, ниши сопел носовых двигателей — чёрные; кончики шайб — красные; концы лопастей — жёлтые. С обоих бортов на вертикальном оперении нанесено изображение флага ВМФ СССР/РФ.

 

Изменено пользователем Jluca

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

:Smile_bajan2: ТС текст под спойлер. оформи нормально. и каким боком самолет относится к корабликам? - вам сударь.

почитайте тут лучше.

 

копипаста вот отсюда

Изменено пользователем Blask_dragon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
890
[FJORD]
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
1 481 публикация
24 063 боя

С каких это пор экранопланы стали самолетами.почитайте внимательно и поймете,что этот аппарат был скорее водным,чем воздушным транспортом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Противодесантные заграждения и минные поля не помеха для «Орлёнка» (он перелетает через них), и для захвата плацдарма на хорошо защищённом берегу противника, он просто незаменим. «Орлёнок» не боится никаких штормов, ему не страшны льды — он летит над ними, а при необходимости может осуществить посадку на них, что обеспечивает круглогодичную эксплуатацию. Ему не грозят болотистые устья рек и прибрежные камни, на которых могут разбиться обычные корабли.

 

он не просто экраноплан — он экранолёт.

 

из вашего же текста

 

Экранолёт — летательный аппарат, так же, как и экраноплан, использующий экранный эффект для полёта, но имеющий возможность оторваться от «экрана» и лететь на больших высотах аналогично самолёту.(с) Вики

 

З.ы. насколько мне помнится корабли не летают))) :Smile_teethhappy:

Изменено пользователем Blask_dragon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
890
[FJORD]
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
1 481 публикация
24 063 боя

«Орлёнок» разбегается за полторы минуты и выходит на свою оптимальную высоту — около 2 м. При НЕОБХОДИМОСТИ аппарат способен уходить с экрана и лететь подобно самолёту, на высотах до 6 км. "Заметьте это слово,он может летать как самолет,но основная его высота-это 2 м над уровнем моря.

И вообще,конструкторы рассматривали экраноплан не как самолет,к-ый низко летает,а как летающий корабль

Изменено пользователем ilia3075

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
286 публикаций

из вашего же текста

З.ы. насколько мне помнится корабли не летают))) :Smile_teethhappy:

 

В Supreme Сommander они вообще шагают по земле :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

В Supreme Сommander они вообще шагают по земле :Smile_smile:

Экраноплану вообще-то глубоко по барабану над какой поверхностью юзать экранный эффект. Просто море того... ровнее малеха.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Смотрю спор о том к какой стихии принадлежит экраноплан продолжается и здесь :Smile_veryhappy:

Весь парадокс в том, что к единому мнению не пришли даже тогда, когда он создавался и эксплуатировался.

Возможно, что эти "качели" тоже забили свой большой гвоздь в гроб этой прекрасной идеи.(ИМХО)

 

Очень жаль, что тема так скудно представлена и оформлена.

И еще... уважаемый ТС, возьмите за правило оставлять ссылки на источники из которых почерпнули информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
363 публикации
2 133 боя

:Smile_bajan2: ТС текст под спойлер. оформи нормально. и каким боком самолет относится к корабликам? - вам сударь.

почитайте тут лучше.

 

копипаста вот отсюда

Это экраноплан

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Это экраноплан

 

и текста ТС :

 

Но не только это сближает «Орлёнка» с самолётами. Благодаря способности «летать уходя далеко вверх от экрана»,

он не просто экраноплан — он экранолёт.

 

«Орлёнок» — военно-транспортный десантный экранолёт. (с) вики

Изменено пользователем Blask_dragon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
363 публикации
2 133 боя

и текста ТС :

Смотрел пере дачу про экрано планы там были "Каспийский Монстр" "Лунь" и "Орлёнок" там тоже был.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
109 публикаций

Очередная разработка наших конструкторов оставшееся пылится на полках. Мы гордимся нашей строной и то что мы свободны! :Smile_veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×