2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #1 Опубликовано: 22 апр 2016, 10:48:17 Доброго пятничного дня! Честно говоря, не думал, что предыдущая тема (Подбросим угля в топку или чуть-чуть о реализме ) вызовет такой интерес. Был приятно удивлен, а посему, раз было желание продолжить и был задан конкретный вопрос: «чем розжиг нефтяного парового судового котла отличается от угольного, проще или сложнее?», то сегодня мы на него и попытаемся ответить, ну и от себя немного расширим вопрос, до того, насколько все это происходит быстрее и почему. На самом деле, в прошлый раз мы невольно затронули одно из важнейших требований, предъявляемых к судовому котлу, а уж тем более, установленному на военное судно – маневренность, т.е. время, которое проходит с момента розжига котла, до выхода его на рабочий режим. Чем маневреннее котельная установка, тем быстрее корабль сможет выйти из порта в бой – вроде бы ничего сложного.Начнем с процедуры розжига. Топливо у нас мазут – принципиальное отличие в том, что в топку котла он подается при помощи специальных топочных устройств, в которых происходит распыление мазута и одновременное его смешение с воздухом для полноты сгорания. Схематично, выглядят они так:В отличие от угля, который надо было специально отбирать и тщательно следить за его розжигом, тут процесс горения начинается сразу после внесения запальника в зону факела горелки. Вот собственно и все, последовательность же розжига парового котла будет следующей: - визуальный осмотр вспомогательного оборудования, арматуры, предохранительных устройств и контрольных приборов – тут никаких принципиальных отличий от угольных котлов, безопасность превыше всего- визуальный осмотр котлоагрегата: целостность кладки огнеупорного кирпича и теплоизоляции, экранных труб и коллекторов котла на предмет наличия визуальных повреждений (трещин, вспучивания стенок трубы, отдулин и т.п.), открываем воздушные клапана- заполняем котлы водой – водой из емкостей-хранилищ, прошедшей специальную химическую подготовку, включаем циркуляционные насосы, закрываем воздушные клапана, как только через них пойдет вода – значит котел заполнен- вторичная проверка на герметичность арматуры, предохранительных устройств и средств контроля, открываем пароосушительные клапана- открываем шибер на выходе из котла и продуваем котел естественной тягой, делается это для того, чтобы убрать из котла пары мазута, которые остались в нем после предыдущего включения Этот пункт, по сути и есть принципиальное отличие при подготовке котла на мазуте к розжигу. Если этого не выполнить, при розжиге эта смесь может бахнуть. На слэнге это называется «хлопок», не смотря на такое безобидное название, хлопнуть может весьма и весьма серьезно, были случаи на стационарных отопительных котельных, когда от «хлопка» котел спрыгивал с фундамента. - включаем блок автоматики управления котлом и воздухоподогреватель- включаем подачу топлива на топочном устройстве, мазут, смешиваясь подогретым воздухом начнет поступать в топку котла в виде топливно-воздушной смеси, практически как в двигателе внутреннего сгорания- поджигаем запальник и вводим его в зону факела горелки (также возможен и автоматический розжиг факела, все зависит от степени древности котла и его вспомогательных устройств), начинаетс я процесс горения и нагрев воды- после набора давления пара 0,5 Атм или просто стабильного его выхода сплошной струей из пароосушительных клапанов, закрываем их, проводим первую продувку, принудительным открыванием проверяем предохранительные клапана- следим за тепловыми расширениями котла по реперным точкам- после набора установленных параметров давления пара – вторично продуваем котел и все, можно подавать пар в основную магистраль Как видно, общая последовательность практически не изменилась, но вот время…военных нормативов у меня не нашлось, но зато нашелся справочник Ильина А.К по паровым котлам промыслового флота. Так вот, время на пуск и набор давления для мазутного котла, аналогичному установленному на крейсере «Аврора» составляет от 1,5 до 2,5 часов максимум. Откуда такая разница? Естественно дело не только в виде топлива, а в общем техническом прогрессе.Так вот, сравним характеристики для котлов Бельвиля-Долголенко с крейсера «Аврора» и котлов типа Бауэра-Вагнера карманного линкора «Шарнхорст»: с одного метра теплообменника «Аврора» получала 35 кг/с, а «Шарнхорст» 142 кг/с.Колоссальная разница, при всем при этом, количество воды в котлах с ростом прогресса постоянно уменьшалось, так современный котел, дающей 50 тонн пара в час, весит порядка 45-50 тонн, из них на воду приходится не более 5-6 тонн. Увеличение испарительных поверхностей при малом объеме воды позволяли очень быстро выйти на режим номинальной паропроизводительности, так5-6 тонн полностью испаряются в котле всего за 10-15 минут.Для тех, кому сложно проникнуться различием в конструкции котлов, смотря на цифры - наглядные картинки:схема котла Бельвиля: а вот схема мазутного судового парового котла типа Вагнера, похожего типа устанавливались и на "Шарнхорст": Хоть и схемы, но сложность конструкции, как говорится - налицо. К тому же, малое время испарения практически исключает ручное управление котлом, поэтому с совершенствованием конструкций темплообмена, котлы начали оснащать разнообразными системами автоматического регулирования. Это по сути ответ на «проще сложнее» - с одной стороны, конструктивно котлы стали намного сложнее, но управлять ими стало проще за счета автоматизации рутинных процессов. Котлы обрастали вспомогательными приспособлениями, оборудованием, но…история их развития – это уже отдельная тема, стоит ли о ней рассказать - все зависит от Вашего желания. 14 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 289 anonym_X5JBPiZ3yRLn Участник 1 637 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 22 апр 2016, 10:52:33 (изменено) Па ходу ни чем эти котлы особо не отличаются, от тех што у на на работе в котельной. Только они газовые,а мазута как резервное топливо. Изменено 22 апр 2016, 10:53:26 пользователем anonym_X5JBPiZ3yRLn Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #3 Опубликовано: 22 апр 2016, 10:55:50 с 30-х годов принципиально конструкция и не менялась - практически все тоже, кроме: - материалов - технологий сварки - способов обмуровки и изоляции Ну и автоматика управления - сейчас все еще проще и надежнее. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 142 [SSSR] BULAVA_Vt Старший бета-тестер, Коллекционер 15 235 публикаций 43 028 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 22 апр 2016, 10:56:32 Доброго пятничного дня! Честно говоря, не думал, что предыдущая тема (Подбросим угля в топку или чуть-чуть о реализме ) вызовет такой интерес. Был приятно удивлен, а посему, раз было желание продолжить и был задан конкретный вопрос: «чем розжиг нефтяного парового судового котла отличается от угольного, проще или сложнее?», то сегодня мы на него и попытаемся ответить, ну и от себя немного расширим вопрос, до того, насколько все это происходит быстрее и почему. На самом деле, в прошлый раз мы невольно затронули одно из важнейших требований, предъявляемых к судовому котлу, а уж тем более, установленному на военное судно – маневренность, т.е. время, которое проходит с момента розжига котла, до выхода его на рабочий режим. Чем маневреннее котельная установка, тем быстрее корабль сможет выйти из порта в бой – вроде бы ничего сложного. Начнем с процедуры розжига. Топливо у нас мазут – принципиальное отличие в том, что в топку котла он подается при помощи специальных топочных устройств, в которых происходит распыление мазута и одновременное его смешение с воздухом для полноты сгорания. Схематично, выглядят они так: В отличие от угля, который надо было специально отбирать и тщательно следить за его розжигом, тут процесс горения начинается сразу после внесения запальника в зону факела горелки. Вот собственно и все, последовательность же розжига парового котла будет следующей: - визуальный осмотр вспомогательного оборудования, арматуры, предохранительных устройств и контрольных приборов – тут никаких принципиальных отличий от угольных котлов, безопасность превыше всего- визуальный осмотр котлоагрегата: целостность кладки огнеупорного кирпича и теплоизоляции, экранных труб и коллекторов котла на предмет наличия визуальных повреждений (трещин, вспучивания стенок трубы, отдулин и т.п.), открываем воздушные клапана- заполняем котлы водой – водой из емкостей-хранилищ, прошедшей специальную химическую подготовку, включаем циркуляционные насосы, закрываем воздушные клапана, как только через них пойдет вода – значит котел заполнен- вторичная проверка на герметичность арматуры, предохранительных устройств и средств контроля, открываем пароосушительные клапана- открываем шибер на выходе из котла и продуваем котел естественной тягой, делается это для того, чтобы убрать из котла пары мазута, которые остались в нем после предыдущего включения Этот пункт, по сути и есть принципиальное отличие при подготовке котла на мазуте к розжигу. Если этого не выполнить, при розжиге эта смесь может бахнуть. На слэнге это называется «хлопок», не смотря на такое безобидное название, хлопнуть может весьма и весьма серьезно, были случаи на стационарных отопительных котельных, когда от «хлопка» котел спрыгивал с фундамента. - включаем блок автоматики управления котлом и воздухоподогреватель- включаем подачу топлива на топочном устройстве, мазут, смешиваясь подогретым воздухом начнет поступать в топку котла в виде топливно-воздушной смеси, практически как в двигателе внутреннего сгорания- поджигаем запальник и вводим его в зону факела горелки (также возможен и автоматический розжиг факела, все зависит от степени древности котла и его вспомогательных устройств), начинаетс я процесс горения и нагрев воды- после набора давления пара 0,5 Атм или просто стабильного его выхода сплошной струей из пароосушительных клапанов, закрываем их, проводим первую продувку, принудительным открыванием проверяем предохранительные клапана- следим за тепловыми расширениями котла по реперным точкам- после набора установленных параметров давления пара – вторично продуваем котел и все, можно подавать пар в основную магистраль Как видно, общая последовательность практически не изменилась, но вот время…военных нормативов у меня не нашлось, но зато нашелся справочник Ильина А.К по паровым котлам промыслового флота. Так вот, время на пуск и набор давления для мазутного котла, аналогичному установленному на крейсере «Аврора» составляет от 1,5 до 2,5 часов максимум. Откуда такая разница? Естественно дело не только в виде топлива, а в общем техническом прогрессе.Так вот, сравним характеристики для котлов Бельвиля-Долголенко с крейсера «Аврора» и котлов типа Бауэра-Вагнера карманного линкора «Шарнхорст»: с одного метра теплообменника «Аврора» получала 35 кг/с, а «Шарнхорст» 142 кг/с.Колоссальная разница, при всем при этом, количество воды в котлах с ростом прогресса постоянно уменьшалось, так современный котел, дающей 50 тонн пара в час, весит порядка 45-50 тонн, из них на воду приходится не более 5-6 тонн. Увеличение испарительных поверхностей при малом объеме воды позволяли очень быстро выйти на режим номинальной паропроизводительности, так5-6 тонн полностью испаряются в котле всего за 10-15 минут. Для тех, кому сложно проникнуться различием в конструкции котлов, смотря на цифры - наглядные картинки: схема котла Бельвиля: Spoiler а вот схема мазутного судового парового котла типа Вагнера, похожего типа устанавливались и на "Шарнхорст": Хоть и схемы, но сложность конструкции, как говорится - налицо. К тому же, малое время испарения практически исключает ручное управление котлом, поэтому с совершенствованием конструкций темплообмена, котлы начали оснащать разнообразными системами автоматического регулирования. Это по сути ответ на «проще сложнее» - с одной стороны, конструктивно котлы стали намного сложнее, но управлять ими стало проще за счета автоматизации рутинных процессов. Котлы обрастали вспомогательными приспособлениями, оборудованием, но…история их развития – это уже отдельная тема, стоит ли о ней рассказать - все зависит от Вашего желания. + Про дизель-генераторы статью жду. И ещё освети аспект тяжелой работы мотористов и электриков. Раскинулось море широко,И волны бушуют вдали…Товарищ, мы едем далеко,Подальше от нашей земли.Не слышно на палубе песен,И Красное море шумит,А берег суровый и тесен, -Как вспомнишь, так сердце болит.«Товарищ, я вахты не в силах стоять, -Сказал кочегар кочегару, -Огни в моих топках совсем прогорят,В котлах не сдержать мне уж пару.Пойди, заяви, что я заболел,И вахту, не кончив, бросаю,Весь потом истек, от жары изнемог,Работать нет сил, умираю!»Товарищ ушел… Лопату схватил,Собравши последние силы,Дверь топки привычным толчком отворил,И пламя его озарило.Окончив кидать, он напился воды, -Воды опресненной, нечистой,С лица его падал пот, сажи следы,Услышал он речь машиниста:«Ты вахты, не кончив, не смеешь бросать,Механик тобой недоволен;Ты к доктору должен пойти и сказать, -Лекарство он даст, если болен!»На палубу вышел… Сознанья уж нет.В глазах его все помутилось…Увидев на миг ослепительный свет…Упал… Сердце больше не билось.Проститься с товарищем утром пришлиМатросы, друзья кочегара,Последний подарок ему поднесли –Колосник горелый и ржавый.Напрасно старушка ждет сына домой, -Ей скажут, она зарыдает…А волны бегут от винта за кормой,И след их вдали пропадает. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 473 [9-MAY] Esq_SV Участник, Коллекционер 9 966 публикаций 39 946 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:02:26 (изменено) ВаБщЕтА, не знаю как сейчас, но в недалёком прошлом, котлы на паоходах были многотопливными .... Да основное мазут, но могли работать и на нефти, газе, угле, дровах и прочем горящем (мусор например) лишь бы горело ... Конечно КПД не тот ... но во время войны не до жиру ... Изменено 22 апр 2016, 11:03:08 пользователем Esq_team_RU_35 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 128 anonym_vvQ8Yiyr6kOI Участник 2 708 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:06:39 Воздушная смесь? А разве не с паром смешивают мазут? Воздух вроде смешивают с угольной крошкой. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #7 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:07:01 ВаБщЕтА, не знаю как сейчас, но в недалёком прошлом, котлы на паоходах были многотопливными .... Да основное мазут, но могли работать и на нефти, газе, угле, дровах и прочем горящем (мусор например) лишь бы горело ... Конечно КПД не тот ... но во время войны не до жиру ... Котел может работать и на газу и на мазуте, да - теоретически, все зависит от типа установленного топочного устройства, но:- откуда на пароходе газ, мусор или дрова да еще в таких объемах? Если энергоустановка спроектирована и изготовлена для работы на мазуте, то на нефти она еще худо-бедно работать сможет, но - на угле, дровах и прочем твердом топливе, без переделки конструкции подачи топлива - нет. 11:11 Добавлено спустя 4 минуты Воздушная смесь? А разве не с паром смешивают мазут? Воздух вроде смешивают с угольной крошкой. Паровые горелки тоже есть, их вообще-то три вида:- паровые - воздушные - механические ну и их комбинации тоже встречаются, просто я на типах горелки не стал заострять внимание, иначе слишком много текста получилось бы Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
14 786 Ssupersvintuss Участник, Коллекционер 13 082 публикации Жалоба #8 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:18:36 (изменено) Отлично, познавательно. Ждём продолжения - о самых современных котлах, с водичкой подогреваемой реактором. Изменено 22 апр 2016, 11:18:50 пользователем Ssupersvintuss Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
938 anonym_rJWQcay9UkgQ Участник 727 публикаций Жалоба #9 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:20:06 ВаБщЕтА, не знаю как сейчас, но в недалёком прошлом, котлы на паоходах были многотопливными .... Да основное мазут, но могли работать и на нефти, газе, угле, дровах и прочем горящем (мусор например) лишь бы горело ... Конечно КПД не тот ... но во время войны не до жиру ... Ты точно девушка? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 127 [ATLAN] Dieseltruck Старший бета-тестер 5 329 публикаций Жалоба #10 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:33:09 + Про дизель-генераторы статью жду. И ещё освети аспект тяжелой работы мотористов и электриков. Раскинулось море широко, и про атомный реактор Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
927 Ml_serzant Бета-тестер 2 339 публикаций 2 469 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:33:39 Несколько лет вышла из строя котельная в локомотивном депо, как раз из-за плохой водоподготовки. Зимой. Цеха не отапливались. Туда подогнали паровоз, который (как вы знаете всегда на запасном пути). Парой сварщиков врезали паромагистраль, и вперед. Единственно не кочегар "рубил уголек", но бочка с ДТ. Подать топливо и установить форсунки, тьфу, простите за мой французский. Никто не замерз. П.с. Если найду фотки "Лениннаброневике" выложу. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 146 anonym_SKRIRnuiaoMZ Участник 6 682 публикации Жалоба #12 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:34:18 Ты точно девушка? а Вы с какой целью интересуетесь? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #13 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:36:41 Подать топливо и установить форсунки, тьфу, простите за мой французский. Никто не замерз. т.е. Вы реально считаете, что так же просто можно взять и перевести судовой котел на любой другой вид топлива? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
19 030 nevic Участник 27 048 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 22 апр 2016, 11:48:03 т.е. Вы реально считаете, что так же просто можно взять и перевести судовой котел на любой другой вид топлива? А что сложного? Поменял и все. Машину(судовой котел) имею ввиду. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
927 Ml_serzant Бета-тестер 2 339 публикаций 2 469 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 22 апр 2016, 12:09:38 (изменено) т.е. Вы реально считаете, что так же просто можно взять и перевести судовой котел на любой другой вид топлива? Если Вы заметили, то я писал про замену котла в системе отопления. На паровозе легко, фильм "Комиссар" тому в подтверждение, или перевод бензиновых авто на дрова во время ВОВ. Ну или "Лянча" современная на бензине/газе ходящая. Ну там, где пропановский бак в багажнике с завода встроенный. Или тот же "Паджеро" митсубисовский на газ переделывают за пару дней. Пароход тоже можно, но смысл. Если уголь, то бункера для угля, если мазут флотский Ф-5 (12), либо ДТ/ТСМ, то баки. Бункеровать, то как? А, допустим, при переводе ТЭЦ с угля/мазута на газ природный меняют способ подачи топлива, но при этом оставляют возможность "топить" углем. Было бы желание, ну и деньги, собственно. П.с. Живой пример для пароходов это СПГ-танкеры. Закончилась мазута, переключился на танки. А сюрвейер пусть рыдает при приемке груза))) Изменено 22 апр 2016, 12:15:01 пользователем Ml_serzant Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #16 Опубликовано: 22 апр 2016, 12:13:25 Если Вы заметили, то я писал про замену котла в системе отопления. я просто хотел уточнить за деньги в отоплении - да, все что угодно но на судах...ИМХО накладно, ну нефть-мазут, мазут-соляра - еще можно как-то, но уголь-мазут Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
927 Ml_serzant Бета-тестер 2 339 публикаций 2 469 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 22 апр 2016, 12:16:28 я просто хотел уточнить за деньги в отоплении - да, все что угодно но на судах...ИМХО накладно, ну нефть-мазут, мазут-соляра - еще можно как-то, но уголь-мазут Я дополнил выше, про СПГ-танкеры, как живой пример абсолютно разного топлива для хода. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #18 Опубликовано: 22 апр 2016, 12:17:12 Я дополнил выше, про СПГ-танкеры, как живой пример абсолютно разного топлива для хода. ага, почитал Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
927 Ml_serzant Бета-тестер 2 339 публикаций 2 469 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 22 апр 2016, 12:24:54 Да еще про ТЭЦ, при низкокалорийном угле, либо повышенной зольности и серности (что в принципе равнозначно, все эти три фактора влияют на ТУТ) в котел с углем через форсунки добавляется ДТ. Кстати, будете удивлены, уголь так же через форсунки подают, предварительно измельчив. Кочегаров нет. Эх, помотала меня жизнь по "комсомольскимстройкам" Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #20 Опубликовано: 22 апр 2016, 12:30:06 Да еще про ТЭЦ, при низкокалорийном угле, либо повышенной зольности и серности (что в принципе равнозначно, все эти три фактора влияют на ТУТ) в котел с углем через форсунки добавляется ДТ. Кстати, будете удивлены, уголь так же через форсунки подают, предварительно измельчив. Кочегаров нет. Эх, помотала меня жизнь по "комсомольскимстройкам" Дык, у нас ТЭЦ такая была - уголь местный, бурыйзольность заоблачная, без добавки жидкого топлива вообще не горел - перевели на газ лет 15 назад, ибо задолбало Про кочегаров - почему я должен удивляться? Покатался по котельным и по ТЭЦ в свое время Рассказать о публикации Ссылка на публикацию