Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_13170290

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
11 публикаций
25 боёв

Изображение

 

Изображение

«Дмитрий Донской» — российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошёл осенью 1885 года.

Проект

 

Изображение

Родоначальником идеи российского океанского крейсера был вице-адмирал Андрей Александрович Попов. Проекты предусматривали установку вертикальных паровых машин двойного расширения мощностью по 3500 л.с., действовавших на одну линию вала, что при движении экономической скоростью с половинным числом котлов позволяло отключать одну машину и существенно экономить топливо. Расчетной мощности хватало для достижения скорости 15-16 узлов. Расчеты автономности показывали, что при запасе угля в 1050 т крейсер может идти 7-8 суток полным ходом и до 30 суток экономическим (9 узлов). Для увеличения автономности крейсер должен был сохранить парусную оснастку фрегата и подъемные гребные винты.

Попов считал необходимым ограничиться неполным (не доходящим до носовой и кормовой оконечностей) броневым поясом, замкнутым в носу и корме броневыми траверзами. В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить прямо вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжелых орудий».

ТТХ

Изображение

Изображение

Сравнение

Изображение

Служба

 

Изображение

18 августа 1883 года крейсер «Дмитрий Донской» был спущен на воду. Достроечные работы в Кронштадте осложнялись бюрократическими пререканиями между двумя казенными портами и затянулись на два года.

В мае 1885 г. на корабле начались приемки и испытания технических средств, артиллерии и минного оружия. Также готовились к визиту императора и к заграничному плаванию. В итоге до августа «Донской» смог выйти в море только три раза. Крейсер показал среднюю мощность машин 5972 л.с. и среднюю скорость 16,16 узлов.

Осенью 1885 года корабль был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря.

В 1887 году вошёл в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова.

В мае 1889 года года вернулся в Кронштадт. По возвращении тяжелый деревянный рангоут был заменен легкими стальными мачтами. Главной проблемой было усиленное обрастание корпуса, которое захватывало не только на сталь но и медную обшивку. В качестве временной меры в японском доке поверхность брони была покрыта лаком, а по возвращении в Кронштадт было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.

21 сентября 1891 года переоснащенный крейсер вышел в Средиземное море, где возглавил отряд из фрегата «Минин», клипера «Забияка» и черноморской канонерской лодки «Уралец». В марте 1892 г. отряд расформировали, а «Дмитрий Донской» прошёл Мраморным морем в Константинополь и далее в Черное море. Поступив в распоряжение великого князя Георгия Александровича, «Донской» доставил его в Пирей и продолжил плавание на Дальний Восток.

С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В августе, подняв флаг младшего флагмана, «Донской» принимал визиты иностранных кораблей.

В феврале 1893 года крейсер вышел в Порт-Саид, где его командира капитана 1-го ранга Гессена должен был сменить капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой. Крейсеру предстояло возглавить русский отряд (под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова), шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. В этом плавании в команде крейсера состояли великий князь Александр Михайлович (вахтенный начальник) и великий герцог Мекленбург-Шверинский.

16 марта «Донской» отправился в плавание. Из-за неудачной картины ветров и тщетных попыток идти под парусом крейсер опоздал к месту сбора международной эскадры и пришёл прямо в Нью-Йорк, где принял салют пришедших вовремя 34 кораблей. «Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев. В сентябре крейсер прибыл на родину. Изношенные машины и котлы требовали капитального ремонта. В 1894 г. эти работы были закончены. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив её на патронные орудия системы Канэ (шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).

29 октября 1895 года, пройдя приемные испытания, «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.

14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошёл в новый владивостокский сухой док, а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году крейсер участвовал в больших манёврах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».

12 декабря 1901 года «Донской» (под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ван-дер-Шкруфа) в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия. В 1903 году крейсеры «Донской» и «Алмаз» должны были конвоировать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошёл в состав отдельною отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться. Командир «Донского» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский без приказа приступил к перехвату военных грузов, шедших в Японию, но получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.

Цусимское сражение

Из официальной хроники Цусимского сражения:

«Броненосный крейсер «Дмитрий Донской» в дневном бою 14 мая получил незначительные повреждения, пять человек были ранены. Из-за течи дымогарных трубок вышел из строя один котел. Около 22.00 капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев собрал на мостике совет офицеров. Все единодушно высказались за прорыв во Владивосток. «Дмитрий Донской» со скоростью 13 узлов обошел с востока броненосцы, отбивавшие атаки миноносцев, и лег на курс NО 23°. В течение ночи за ним следовали миноносцы «Буйный», «Бедовый» и «Грозный». К рассвету «Буйный» отстал из-за неисправности в машине. В шестом часу утра справа появились три японских миноносца и около часа шли параллельным курсом «Бедовый» передал семафором на крейсер, что принял по радио просьбу о помощи отставшего «Буйного». «Дмитрий Донской» повернул назад, подошел к «Буйному» и спустил на воду паровой катер и баркас Раненый вице-адмирал Рожественский и офицеры штаба были перевезены на «Бедовый», а спасенные моряки с погибшего броненосца «Ослябя» — на крейсер. «Бедовый» и «Грозный» дали ход и ушли в направлении Владивостока «Дмитрий Донской» поднял катер и баркас, дал ход 10–11 узлов. Но «Буйный» не мог идти даже с этой скоростью и все время отставал. Кроме того, на нем не хватало угля. Совет обоих командиров и старших офицеров решил утопить миноносец. После своза команды была сделана неудачная попытка взрыва. Тогда крейсер открыл огонь из 152-мм орудий. Из восьми снарядов, попавших в корпус, несколько не взорвалось. Разрушительное действие при взрывах было слабым, и «Буйный» затонул лишь через 20 минут после начала стрельбы. После этого «Дмитрий Донской» дал ход, направляясь между островом Дажелет и скалой Лианкур. Всего на остановки с рассвета крейсер потерял около пяти часов.

Около 16.00 справа показались четыре японских крейсера и несколько миноносцев. «Дмитрий Донской» сделал попытку уклониться, отвернул влево на солнце и дал самый полный ход. Но машины старого крейсера не могли дать больше 13–13,5 узла Крейсера 4-го боевого отряда контр-адмирала Уриу «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима» и истребители «Оборо», «Акебоно», «Инадзума» приближались с правого борта. С другого борта показались и стали быстро приближаться потопившие «Светлану» крейсера «Отова» и «Нийтака» с истребителями «Асагири» и «Сиракумо». Командир, капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев собрал военный совет. Офицеры молчали, и только спасенный с «Осляби» флагманский штурман, полковник А. И. Осипов стал доказывать, что вести бой бессмысленно. Тем не менее командир принял решение сражаться и в случае неудачного исхода боя приблизиться к берегу и разбить крейсер о скалы. Полковника Осипова он попросил покинуть мостик.

Около 19.00 открыли огонь крейсера «Отова» и «Нийтака». Через 15 минут вступили в бой четыре крейсера Уриу. Орудия левого борта «Дмитрия Донского» стреляли по «Отова», правого — по «Нанива». Русский крейсер героически сражался в течение нескольких часов с шестью крейсерами противника На «Отова» отчетливо наблюдался пожар, «Нанива» получил пробоину у ватерлинии и накренился на 7° на левый борт. Командир, капитан 1-го ранга Лебедев был смертельно ранен, вышло из строя рулевое устройство. Некоторое время неуправляемый крейсер циркулировал вправо и еще более сблизился с кораблями 4-го боевого отряда Японские крейсера прекратили огонь в темноте и вышли из боя, а в атаку пошли миноносцы. Ни одна торпеда в цель не попала, и, успешно отразив все атаки, «Дмитрий Донской» подошел к острову Дажелет. Корабль имел 15 пробоин в районе ватерлинии, потерял до 70 человек убитыми и 150 ранеными. Артиллерия на верхней палубе была выведена из строя. Для исправных орудий оставалось по восемь 152-мм и по одиннадцать 120-мм снарядов. Во всех котлах текли дымогарные трубки, были повреждены трубы.

Принявший на себя командование старший офицер, капитан 2-го ранга К. П. Блохин решил свезти на берег команду и затопить крейсер. Так как все плавсредства были повреждены или уничтожены, своз людей с корабля проходил целую ночь на единственном уцелевшем и починенном баркасе и шлюпке. На рассвете «Дмитрий Донской» отошел на глубокое место и был затоплен в видимости подходивших японских миноносцев. Команда затем была доставлена с острова на подошедший броненосный крейсер «Касуга». Капитан 1-го ранга Лебедев скончался через два дня и был похоронен на кладбище в Нагасаки. Неравный бой крейсера «Дмитрий Донской» был последним боевым эпизодом Цусимской драмы».

Изображение

Изображение

Изображение

 

Интересно

Из сообщений прессы:

«Об этой сенсационной находке 3 июня 2003 года первой сообщила южнокорейская компания ‘Тона констракшн»: изучение снимков и видеосъемок корабля, сделанных на глубине 400 метров глубоководной аппаратурой южнокорейского Института океанографии, позволило сделать вывод о том, что на дне покоится именно этот русский крейсер. На фото и видео — снимки палубы и корабельных орудий, поврежденного руля, офицерского кортика и якоря, аналогичных стандартному снаряжению русского военного флота начала XX века. Вероятность того, что на снимках именно «Дмитрий Донской», велика — сведений о других русских кораблях, затонувших в этом районе, у историков нет. ‘Тона констракшн», финансирующая поиски и предполагаемый подъем русского крейсера, не впервые привлекает внимание к сенсации о слитках золота, которые якобы находятся в трюмах крейсера. В последний раз шумиха вокруг этого дела возникла в декабре 2000-го, когда местная газета опубликовала статью о том, что обнаружен затонувший русский корабль, на котором перевозилось царское золото стоимостью, по разным источникам, от 125 миллионов до 215 миллиардов долларов. Некоторые историки предполагают, что на «Донской» перед боем были свезены деньги со всех кораблей эскадры, а главное — с транспорта, на котором и перевозилась казна будущего тихоокеанского соединения».

Весьма важным остается следующий факт: согласно нормам международного права (и такие прецеденты уже были в морской практике), найденный корейцами корабль является собственностью России и ее правопреемницы — Российской Федерации, которая имеет полное право претендовать на получение той части немалых исторических и материальных сокровищ, которые останутся после возмещения расходов «Тона констракшн» на подъем крейсера со дна морского. Разумеется, все эти мероприятия стоят недешево. Но и сумма — даже в 125 миллионов долларов — впечатляет. А если представить, что эти деньги 100 лет тому назад предназначались именно для развития военной и промышленной инфраструктуры дальневосточной окраины, то всем нам можно, видимо, серьезно на эти сокровища претендовать. И не надо будет огорчать родное правительство бесконечными просьбами обратить наконец внимание на свой дальневосточный форпост.

О планах подъема со дна моря золота

Из сообщений прессы:

«О планах подъема со дна моря золота, находящегося на борту крейсера «Дмитрий Донской», уже официально объявлено в Корее. Заказ на подъем получила вторая по размерам южнокорейская строительная компания «Dong-Ah». На бирже ее акции сразу же поднялись на 14 %. Имя заказчика не называется. Скорее всего, он имеет непосредственное отношение к японско-французской экспедиции, которая еще в начале 80-х годов обнаружила корабль на дне Японского моря. В начале Цусимского сражения крейсер охранял транспорты. И с одного из них на «Донской», как считается, была перегружена часть золотой казны российской эскадры».

Увы, никаких документальных доказательств перегрузки золота на старый крейсер нет. Планы подъема сокровищ со дна моря неизбежно порождают вопросы об их принадлежности. Судя по всему, Россия имеет право претендовать на золото «Донского», если оно действительно там имеется, что, впрочем, весьма маловероятно. Как сообщил телепрограмме «Сегодня» доктор юридических наук, капитан 2-го ранга в отставке Геннадий Мелков, Российская Федерация, как правопреемница Российской империи, имеет право получить ту часть сокровищ, что останется после возмещения расходов на их подъем с морского дна

Отметим и то, что Россия вправе предъявить претензии кладоискателям, так как все погибшие в бою корабли считаются братскими могилами. Часть погибших в бою и умерших впоследствии от ран моряков так и остались на корабле. Существуют международные законы, запрещающие вести какие-либо работы на таких кораблях. Да и сам «Дмитрий Донской», пусть даже и затопленный, все равно является собственностью России, и корейская сторона обязана согласовывать с нами все свои действия в отношении него. Если будет подниматься и сам корабль, Россия имеет право направить официального наблюдателя, а также (поскольку крейсер имеет историческое значение) получить некоторые реликвии.

http://navsource.nar.../photos/02/007/

http://ru.wikipedia....онской_(крейсер)

http://www.e-reading...yh_konvoev.html

http://lemur59.ru/node/463

http://navy.h1.ru/Page6/cruis.html

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
99 публикаций
17 476 боёв

Отличная тема. Единственное зеленый больно ядовит :)

 

Фотки корабля

 

Смотр

Изображение

 

Полуброненосный фрегат ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ в Бресте, Комерческая гавань.

 

Изображение

 

"Дмитрий Донской" в сухом доке Владивостока...

Изображение

 

 

 

Под парусами

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Слишком поздно мы поняли необходимость броненосного флота,  вот бы этот кораблик лет на 30 пораньше, и Крымская война, возможно бы, сложилась по другому.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
467 публикаций

Просмотр сообщенияKing_Georg_V (03 Дек 2013 - 17:27) писал:

Слишком поздно мы поняли необходимость броненосного флота,  вот бы этот кораблик лет на 30 пораньше, и Крымская война, возможно бы, сложилась по другому.
возможно, возможно. НО как говорится, если бы да кабы в рту росли грибы)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
159 публикаций
800 боёв

Просмотр сообщенияKing_Georg_V (03 Дек 2013 - 17:27) писал:

Слишком поздно мы поняли необходимость броненосного флота,  вот бы этот кораблик лет на 30 пораньше, и Крымская война, возможно бы, сложилась по другому.
альтер история имхо в другом разделе) желтый и зеленый цвет шрифта - вырвиглаз.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
34 публикации

Просмотр сообщенияverca4i (03 Дек 2013 - 16:33) писал:

В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить прямо вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжелых орудий».
А, собственно, из каких соображений именно здесь он предложил пойти против собственно предложенного принципа?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
189 публикаций

Мне понравилось..Спасибо автору. Раньше об этом корабле и не бое не слышал...Не один "Варяг" сражался в неравном бою...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Просмотр сообщенияZopooh (03 Дек 2013 - 18:04) писал:

А, собственно, из каких соображений именно здесь он предложил пойти против собственно предложенного принципа?
На «Дмитрии Донском» стояло множество орудий разного калибра, а  принцип Попова был : " поставить немного пушек, но крупного калибра".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
25 боёв

Просмотр сообщенияgette (03 Дек 2013 - 18:02) писал:

альтер история имхо в другом разделе) желтый и зеленый цвет шрифта - вырвиглаз.
про историю Вы правы,заметил, но уже было поздно.((((как исправить не знаю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
37
[B2-95]
Альфа-тестер
182 публикации
6 295 боёв

А в каком году собираются поднимать золото?! И почему не русские, ведь наш корабль?!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
34 публикации

Просмотр сообщенияKing_Georg_V (03 Дек 2013 - 18:28) писал:

На «Дмитрии Донском» стояло множество орудий разного калибра, а  принцип Попова был : " поставить немного пушек, но крупного калибра".
Это я как раз понял, мой вопрос был (простите если не достаточно ясно сформулировал) "Почему, если принципом Попова всегда было "меньше да лучше", для этого, конкретного проекта он предложил поставить множество разнокаллиберных орудий, то есть пошел против своей собственной концепции.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
25 боёв

Просмотр сообщения__LeTexA__ (03 Дек 2013 - 19:28) писал:

А в каком году собираются поднимать золото?! И почему не русские, ведь наш корабль?!
Согласно нормам международного права (и такие прецеденты уже были в морской практике), найденный корейцами корабль является собственностью России и её правопреемницы — Российской Федерации, которая имеет полное право претендовать на получение той части немалых исторических и материальных сокровищ, которые останутся после возмещения расходов «Тона констракшн» на подъём крейсера со дна морского.
Отметим и то, что Россия вправе предъявить претензии кладоискателям, так как все погибшие в бою корабли считаются братскими могилами. Часть погибших в бою и умерших впоследствии от ран моряков так и остались на корабле. Существуют международные законы, запрещающие вести какие-либо работы на таких кораблях. Да и сам «Дмитрий Донской», пусть даже и затопленный, всё равно является собственностью России, и корейская сторона обязана согласовывать с нами все свои действия в отношении него. Если будет подниматься и сам корабль, Россия имеет право направить официального наблюдателя, а также (поскольку крейсер имеет историческое значение) получить некоторые реликвии.

Просмотр сообщенияZopooh (03 Дек 2013 - 19:35) писал:

Это я как раз понял, мой вопрос был (простите если не достаточно ясно сформулировал) "Почему, если принципом Попова всегда было "меньше да лучше", для этого, конкретного проекта он предложил поставить множество разнокаллиберных орудий, то есть пошел против своей собственной концепции.
Хочу предположить,что к 70 года и к опыту (не сказать что он всегда был положительным),он решил изменить своим принципам именно в этом проекте,смотря на разработки иностранцев и руководствуясь своим опытом то изучению "чужих" кораблей и укреплений портов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
25 боёв

Просмотр сообщенияCTyDeHTo4Ka (04 Дек 2013 - 06:12) писал:

двигателя ооочень слабоваты для такова зла....
Твое мнение какой должен быть двигатель(учитывая то время)?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
28 публикаций

Просмотр сообщенияZopooh (03 Дек 2013 - 19:35) писал:

Это я как раз понял, мой вопрос был (простите если не достаточно ясно сформулировал) "Почему, если принципом Попова всегда было "меньше да лучше", для этого, конкретного проекта он предложил поставить множество разнокаллиберных орудий, то есть пошел против своей собственной концепции.
Это же океанский рейдер, ему нужно строго наоборот - много-много пушек-хлопушек, чтобы торговец сильно испугался первого же залпа "под нос" и даже не думал удирать или сопротивляться.
Серьёзному противнику адресованы только 8-дюймовки, да и те - без какой либо защиты, даже батарейная палуба - корветная, открытая сверху.

Просмотр сообщенияverca4i (03 Дек 2013 - 20:05) писал:

России и её правопреемницы — Российской Федерации
Стойте-стойте...  :ohmy:  
ЭреФия - правопреемница Российской Империи ? Это же что-то новенькое в международном праве, не ?...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[MNRC]
Бета-тестер
195 публикаций

Новые русские океанские крейсера с вертикальной броней представляли серьезную угрозу для крейсеров британских, построенных для охраны морской торговли и имевших только угольную защиту. Поэтому в ответ на постройку «Владимира Мономаха» и «Дмитрия Донского» англичане построили два поясных крейсера типа«Imperieuse» .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
83 публикации
1 бой

Крейсер Дмитрий Донской заложен в сентябре 1880 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду в 1883 году. В составе эскадры адмирала Рождественского принял участие в Цусимском бою. 15 мая в 19:00 крейсер, получивший тяжелые повреждения, был затоплен экипажем.

Технические данные:

Длина - 90,4 м. Ширина - 15,8 м. Осадка - 7,0 м. Водоизмещение - 5800 т. Мощность механизмов - 7000 лс. Скорость - 16,2 уз. Вооружение - 14- 152 мм, 6- 87 мм, 10- 37 мм Личный состав - 515 человек Бронирование - 114-152 мм броневой пояс, 114 мм верхний броневой пояс, 13 мм броневая палуба Дальность плавания - 3300 миль

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×