Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
kefir033

Черноморские броненосцы: от "Поповок" до "Потёмкина"

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
258 публикаций
1 080 боёв

Изображение

Черноморские броненосные корабли второй половины XIX — начала XX века прошли долгий эволюционный путь — от первых небольших «поповок» до огромных эскадренных броненосцев, ставших сильнейшими кораблями на Чёрном море. На процесс этой эволюции повлияло множество факторов: непрерывный технический прогресс, растущие возможности российского судостроения, непомерные амбиции некоторых высших морских чинов, постоянный недостаток средств в бюджете страны и вечное стремление чиновников «к экономии». В результате, за 34 года было построено десять кораблей, которые составляли основу боевой мощи Черноморского флота.

«ПОПОВКИ» — ПЕРВЫЕ ЧЕРНОМОРСКИЕ БРОНЕНОСНЫЕ КОРАБЛИ

  Показать содержимое

Изображение

«Вице-адмирал Попов» — вторая «поповка». Благодаря увеличенным размерам (3550 т вместо 2491 т, 36,5 м вместо 30,8 м) конструкторы разместили 2х305-мм вместо 2х280-мм и улучшили конструкцию корабля

  Показать содержимое
ЧЕТЫРЕ ПЕРВОКЛАССНЫХ ЧЕРНОМОРСКИХ БРОНЕНОСЦА

В 1882 г. новым руководителем Морского министерства стал адмирал И.А. Шестаков. Он лично разрабатывал проекты броненосных кораблей, контролировал их проектирование и строительство, постоянно вмешивался в процесс создания и неоднократно вносил «правку». При нём была разработана двадцатилетняя программа развития флота. По ней Черноморский флот должен был получить 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносок. На это выделяли значительную сумму в 67 238160 рублей. Позднее в планы добавили 6 эсминцев и 6 канлодок. Разработка проекта черноморского броненосца началась в августе 1882 г. Вместо «Петра Великого» было решено разработать новый проект броненосца. Взамен башен, которые признавались дорогостоящей «роскошью», новые корабли получили по три двухорудийные барбетные установки, в которых разместили 305-мм орудия образца 1877 г. (весом 43 т каждое). Для экономии водоизмещения конструкторы создали укороченный броневой пояс по ватерлинии, отказались от четвёртой пары 305-мм орудий и броневой защиты 152-мм орудий. Были внесены изменения в систему бронирования кораблей — броневой пояс значительно удлинили и расширили, железные плиты были заменены на сталежелезные. Это было далеко не последние изменения, которые были внесены в конструкцию кораблей, «улучшения» продолжились уже в процессе постройки.

Изображение

Таким был Черноморский флот в начале своего возрождения после поражения в Крымской войне. На первом плане миноноски на слипе на берегу, на заднем плане «поповки» — слева «Вице-адмирал Попов», справа «Новгород». Севастополь, начало 80-х годов XIX в

Строительство трёх однотипных броненосных кораблей начали в июле 1883 г. на верфи Николаевского адмиралтейства («Екатерина II») и на верфи РОПиТ в Севастополе («Чесма» и «Синоп»). Официальная закладка состоялась в сентябре 1884 г. Опыт строительства «поповок» пошёл ни-колаевцам на пользу, но не все механизмы новых кораблей были отечественными. Российские заводы были не в состоянии поставить броню сразу для трёх броненосцев и контракт заключили с англичанами, которые в своё время успешно поставили плиты для «Петра Великого». За два года фирма «Камель и К0» должна была поставить 412 плиты для трёх кораблей (по 137 на корабль +1 для опытных стрельб). В Англии также заказали машины для севастопольских кораблей, для «Екатерины II» их изготавливал Балтийский завод. 6 мая 1886 г. в Севастополе в присутствии императора Александра III спустили на воду «Чесму», 11 мая в Николаеве состоялся спуск «Екатерины II». 20 мая 1887 г. на воду сошёл «Синоп». Начались продолжительные работы по достройке, и в конце 1887 г. корабли сосредоточили в Севастополе для отделки и вооружения. На броненосцы уже устанавливали вооружение и бронирование, а руководство всё ещё вносило изменения в проект. На «Чесме», например, пришлось срезать по палубу уже установленный каземат. Зато, из-за задержек в строительстве, на ней разместили новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. «Синоп» и «Екатерина II» получили старые 30-калиберные орудия образца 1877 г. Их дополняли 7х152-мм, 8х47-мм, 4х5х37-мм и две десантных пушки. Период достройки и швартовых испытаний «Екатерины II» продлился 18 месяцев, она вышла на ходовые испытания лишь в мае 1889 г. «Чесму» к этому времени уже «приняли в казну». «Синоп» вышел на ходовые испытания весной 1890 г., т.к. готовность задерживал срыв сроков поставки главных машин английской фирмы «Непир и сыновья». Три новейших броненосных корабля с восемнадцатью 305-мм орудиями после вступления в строй стали основой Черноморского флота.

Изображение

Эскадренный броненосец «Синоп» на бочках в Севастополе. Это третий корабль типа «Екатерина II», который составлял основу Черноморского флота. Хорошо видно роскошное носовое украшение корабля

  Показать содержимое
Изменено пользователем kefir033

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
1 080 боёв

ДВА БРОНЕНОСЦА ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ

В 90-е годы XIX века в кают-компаниях черноморских кораблей был популярен такой анекдот: «Запрос в английском парламенте: «А известно уважаемым лордам, что Россия приступила к постройке 15 броненосцев на Чёрном море? Они будут названы именами двенадцати апостолов и трёх святителей. Ответ: «Нет, неизвестно». Следуя этой логике, на рубеже XIX-XX веков Черноморский флот должны были пополнить пятнадцать броненосцев, а на самом деле его пополнили лишь два корабля; «Двенадцать апостолов», «Три святителя».

В 1886 г. началось проектирование четвёртого черноморского броненосца, который назвали «Двенадцать апостолов». Он стал «лебединой песней» адмирала И.А. Шестакова. В качестве прототипа при проектировании был использован «Император Александр II», но на новый «малостоящий» (по аналогии с балтийскими) корабль руководство захотело установить 4х305-мм, 2х229-мм и 2x152-мм орудия. А в одном из проектов предусматривалось размещение аж восьми 229-мм орудий. Работы по строительству начались в Николаеве в феврале 1888 г. Но вскоре они приостановились, т.к. проект был изменён—теперь решено вооружить корабль 4х305-мм и 8x152-мм орудиями. Главный калибр было решено размещать в барбетных установках. Официальная закладка состоялась 9 августа 1889 г., на воду «Двенадцать апостолов» спустили 1 сентября 1890 г. Началась достройка, которая затянулась на три года — ещё продолжалась «правка» проекта, а контрагенты традиционно срывали сроки поставок. Заказ брони получила фирма «Камель и К0», но она поставила плиты не в 1890 г. (как в контракте), а затянула выполнение работ аж до 1892 г. из-за спешных заказов британского адмиралтейства. В апреле 1892 г. корабль перевели для достройки в Севастополь. Осенью начались испытания броненосца, а весной 1893 г. «Двенадцать апостолов» начал ходить в плавания с эскадрой. Вскоре его приняли «в казну», но он так и не смог достичь контрактной скорости из-за малой мощности паровых машин. Новый «малостоющий» броненосец был более мореходным и обладал лучшими ходовыми качествами, чем корабли типа «Екатерина II», но был слабее вооружён (4х305-мм, 4x152-мм, 12х47-мм, 4х5х37-мм и два десантных орудия) и намного хуже бронирован.

Изображение

Эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов» — единственный «малостоящий» броненосец Черноморского флота

  Показать содержимое

В ПОИСКАХ ИДЕАЛА

  Показать содержимое

Изображение

Эскадренный броненосец «Три святителя» — единственный низкобортный (корабль мониторного типа) на Чёрном море. В носу корабля хорошо виден бушприт для удобства постановки на бочку

  Показать содержимое
ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Введение в состав новых броненосцев позволило флотскому руководству начать избавляться от старых кораблей. Первыми «под нож» были отправлены «поповки». Они находились в составе Черноморского флота вплоть до 1903 г., но, в основном, корабли стояли в Южной бухте Севастополя. Они были сданы в порт на хранение и исключены из списков флота. «На иголки» их корпуса пустили лишь в 1912 г. Следующим из боевого состава флота в 1911 г. был выведен «Двенадцать апостолов», который несколько лет стоял в отстое в Южной бухте. Он использовался для учебных целей, как склад и плавбаза подводных лодок. Его переоборудовали в минный склад и поставили в Сухарной балке Севастополя, в его трюмах хранился флотский минный арсенал.

Изображение

«Ростислав» в море. Этот корабль считался одним из красивейших кораблей Российского императорского флота

Изменено пользователем kefir033

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
1 080 боёв

Изображение

Спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического», Николаев, 26 сентября 1900 г.

В конце первого десятилетия XX века возник вопрос о дальнейшей судьбе броненосцев типа «Екатерина II» — корабли морально и физически устарели и не соответствовали новым стандартам. На их содержание уходили значительные средства. Из-за дефицита бюджета так и не был положительно решён вопрос о модернизации этих броненосцев. Первый подобный проект был разработан ещё в конце XIX века, но дальше разговоров дело не пошло. Теперь было разработано несколько проектов их модернизации до уровня самых современных броненосцев, а также несколько вариантов переоборудования. Их долго обсуждали, высокие военные чины спорили и «ломали перья», конструкторами разрабатывались всё новые варианты, переписка по этим вопросам занимала целые шкафы, на неё были истрачены тонны бумаги, но средств для проведения работ так и не было выделено. Корабли вывели в резерв. Вместо резервной эскадры флот получил два вспомогательных корабля. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём и был перевооружён. На него установили 4х203-мм, 12x152мм, 2х47-мм и 4 пулемёта. «Георгий Победоносец» перевооружили восемью новыми 152-мм орудиями и использовали как брандвахту в Севастополе. Он стоял на бочках неподалёку от Графской пристани.

Остальные броненосцы типа «Екатерина II» было решено списать. К сожалению, в военном руководстве не нашлось ни одного дальновидного «государственного человека», который предложил другой вариант их использования. Дело в том, что черноморские порты были практически беззащитны от атак с моря. И для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять машины, заменить бронирование и полностью перевооружить. С сокращёнными экипажами они могли бы оберегать спокойствие Одессы, Новороссийска и других черноморских портов. Этот проект не требовал столь значительных средств и значительно укрепил бы оборону страны на юге. Но было решено иначе и в 1907 г. из состава флота вывели «Екатерину II» и «Чесму». Теперь их именовали «Исключённые суда № 3 и № 4», их корпуса ещё послужили Российскому императорскому флоту.

Достаточно скромный военный бюджет страны не позволял проводить полноценную боевую подготовку всем кораблями флота, и значительная часть была вынуждена долгое время находиться в т.н. «вооружённом резерве». Боевой учёбой черноморцы занимались весной, летом и осенью, а зимой проводили ремонт, корабли доковались и т.д. С каждым годом ситуация на Балканах ухудшалась и, соответственно, с каждым годом и напряжённость боевой подготовки черноморцев возрастала.

Изображение

«Пантелеймон» в море. Это имя «Потёмкин» получил после восстания по личному приказу императора Николая II

Автор: Алексей Царьков, журнал «Оружие»

http://armyman.info/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
467 публикаций

по факту "Поповка" является монитором.

Попо́вка — тип броненосцев береговой обороны, круглый в плане. Класс - мониторы.

Изменено пользователем PROF_KIRILL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
706
[KM]
Альфа-тестер, Альфа-тестер, Альфа-тестер
2 116 публикаций
1 500 боёв

Опередили... Очень хорошо подобран материал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
1 080 боёв

Просмотр сообщенияsnow_snake (06 Дек 2013 - 07:57) писал:

Опередили... Очень хорошо подобран материал
просто  перед  сном  рылся  и  натолкнулся на  хороший  материал,  прочитав  с удовольствием.
посмотрел  что  у нас  нет  на  форуме  и  вуаля выложил  у нас... :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
593 публикации
204 боя

материал интересный! Спасибо автору так держать :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 035 боёв

ТС вы собрали в одну тему посты уже имеющиеся на форуме

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
706
[KM]
Альфа-тестер, Альфа-тестер, Альфа-тестер
2 116 публикаций
1 500 боёв

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (06 Дек 2013 - 08:58) писал:

ТС вы собрали в одну тему посты уже имеющиеся на форуме
Простите пожалуйста, тогда не мог ли бы вы указать мне где лежит пост про "Двенадцать апостолов"? Так как я найти его не смог (неделя уже идет вторая как пытаюсь проверить)...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 035 боёв

Просмотр сообщенияsnow_snake (06 Дек 2013 - 09:21) писал:

Простите пожалуйста, тогда не мог ли бы вы указать мне где лежит пост про "Двенадцать апостолов"? Так как я найти его не смог (неделя уже идет вторая как пытаюсь проверить)...
"Князь Потемкин-Таврический" http://forum.worldof...__fromsearch__1
Поповка – броненосец береговой охраны http://forum.worldof..._броненосцы#top

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
706
[KM]
Альфа-тестер, Альфа-тестер, Альфа-тестер
2 116 публикаций
1 500 боёв

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (06 Дек 2013 - 09:43) писал:

"Князь Потемкин-Таврический" http://forum.worldof...__fromsearch__1
Поповка – броненосец береговой охраны http://forum.worldof..._броненосцы#top
Значит "...Апостолов" не было и автор просто развернуто дополнил описание с помощью других кораблей схожих.
Тогда тема не повтор... Может ему стоило тогда провести какой-то сравнительный анализ проектов и результатов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
30 публикаций
3 204 боя

Статья хорошая интересно прочитать :great: .За анекдот отдельный плюс :veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
1 080 боёв

Просмотр сообщенияmikhail15 (06 Дек 2013 - 15:56) писал:

Статья хорошая интересно прочитать :great:
всегда пожалуйста  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Немного литературы в тему.

Апальков Ю.В.- Боевые корабли Русского флота 8.1914-10.1917 гг.

Тарас А. Е. - Корабли Российского императорского флота. Справочник Мн.?

Эскадренные броненосцы Черноморского флота. Выпуск 1. Фото документы из....... СПБ 2003 г.

Арбузов В.В. "Броненосцы типа "Екатерина II"". СПб, 1994 // Серия "Броненосцы русского флота"

Арбузов В.В. "Броненосец "Двенадцать апостолов"". СПб, 2001 // Серия "Броненосцы русского флота"

Мельников Р.М.- Эскадренный броненосец “Ростислав”. 1893-1920 гг. C.-Пб.: Издатель М.А. Леонов 2006 г.

Морская коллекция.1998-04(22)-Российский императорский флот 1914-1917 г.г.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×