Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 29 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
266 публикаций

71dc0246df9d.jpg
HMS Victorious - британский авианосец типа Illustrious


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Своим появлением на свет бронированные авианосцы типа «Илластриес» обязаны двоим офицерам — Третьему Морскому Лорду, контролеру ВМФ контр-адмиралу Реджинальду Дж. Гендерсону и Первому Морскому Лорду адмиралу Альфреду Четфилду. Германия, начавшая в 30-х годах ускоренную подготовку к войне, вызывала тревогу в Англии. В итоге в 1936 году была принята новая кораблестроительная программа, по которой предполагалось построить 2 линкора, 2 авианосца и 7 крейсеров, не считая мелких кораблей. Такого рывка Адмиралтейство не совершало со времен Первой Мировой войны, а потому немудрено, что кораблестроительный отдел просто захлебнулся в груде чертежей. Конструктора продолжали работать над деталировкой «Арк Ройяла», как от конструкторов потребовали чертежи новых авианосцев. Самым разумным решением в такой ситуации была бы закладка однотипных с «Арк Ройялом» кораблей, однако Гендерсон имел на этот счет особое мнение.


Опытный моряк, командовавший авианосцем «Фьюриес», а потом первой английской эскадрой авианосцев. Гендерсон сразу решил, что для войны в Европе требуется принципиально новый тип авианосца. Этому кораблю предстояло действовать в Северном и Средиземном морях, где неприятель располагал множеством авиабаз и достаточно слабыми флотами. А потому главным противником нового авианосца становились базовые бомбардировщики и единичные крупные артиллерийские корабли. Учитывая данные требования можно понять, откуда взялись конструктивные особенности.


В то время вполне реальным развитием событием считалось возможность попасть под удар 30 – 50 горизонтальных бомбардировщиков, а не торпедоносцев или пикирующих бомбардировщиков.
Поэтому вполне логичным оказалось появление 16 орудий дальнобойной зенитной артиллерии и бронированная полетная палуба — попадание бомбы не должно мешать полетам. Решили ограничиться защитой от 500-фн бомб, и то по совету специалистов Королевских ВВС, но тогда более крупные бомбы были редкостной диковинкой. Ближнюю ПВО обеспечивали шесть 8 ствольные помпомы. Частые шторма в Северной Атлантике привели к тому, что бортовые элеваторы всерьез не рассматривались. Ограничение количества самолетов Гендерсон не считал большим недостатком, все равно налеты вражеской авиации планировалось отбивать зенитной артиллерией. Тактическое предназначение корабля продиктовало и несколько необычный состав авиагруппы. Долгое время соотношение торпедоносцев и истребителей на британских авианосцах равнялось 5:1. Адмиралтейство явно планировало использовать свои авианосцы в качестве «убийц линкоров».


Словом, Гендерсон выдвинул революционную концепцию, Четфилд его поддержал, дело оставалось за малым — спроектировать авианосец. Обычно такая процедура тянется года три. Однако железный Гендерсон сделал почти невозможное, проект был готов через 3 месяца. Но такая спешка неизбежно приводила и к появлению ряда недостатков. В общем, предыстория появления шести бронированных авианосцев Королевского Флота, во многом определивших пути развития этого класса кораблей, выглядит именно так.


Однако перед англичанами встала еще одна любопытная задача, которая была следствием то ли чрезмерной честности, то ли чрезмерной глупости английских официальных лиц. В соответствии с Лондонским морским договором от 1936 страны-участницы должны были сообщать о данных своих кораблей за 4 месяца до закладки. Перед англичанами встала задача: как увязать 72 самолета «Арк Ройяла» водоизмещением 22000 тонн и 36 самолетов «Илластриеса» водоизмещением 23000 тонн, да при этом не разгласить сведения о секретной новинке — бронированной палубе? Сообщать ложные данные о составе авиа-группы не хотелось. Делать невнятное заявление, что количество самолетов будет определено позднее в зависимости от типов и размеров новых машин, значило только разжечь любопытство. После долгих колебаний Адмиралтейство и начальник отдела кораблестроения нашли приемлемый выход. Было решено сделать заявление относительно численности авиагруппы, исходя из предположения, что используется палубная стоянка, а самолеты будут самыми маленькими среди используемых Королевским Флотом.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА

 

Spoiler


65f04c419dab.jpg


Общий вид авианосца


В начале 1936 контролер ВМФ контр-адмирал Гендерсон решил, что конкурс за право проектировать бронированный авианосец выиграл старший конструктор У.Э.Д. Форбс, создатель проекта «Арк Ройяла» и финишера Mk I. Начальник отдела кораблестроение Адмиралтейства сэр Артур Джонс, который должен был принимать это решение, был серьезно болен и в действительности уже устранился от дел. Поэтому проектирование бронированного авианосца велось «частным образом» контролером ВМФ и его конструктором.


Гендерсон решил, что бронированный авианосец абсолютно необходим, а потому нет времени ждать подготовки Адмиралтейством технического задания, и проектирование началось без него. Единственное, что было задано — способность выдержать прямое попадание 500 фн бомбы, сброшенной с высоты 7000 фт, и бортовая броня, как на современных английских крейсерах. Подводная защита должна была выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой в 750 фн взрывчатки. И сразу же стало ясно, что уложиться в договорные 23 000 тонн немыслимо.


В конце февраля Форбс передал Гендерсону первые эскизы. Позднее были разработаны несколько вариантов чертежей, чтобы выполнить различные требования относительно размеров, бронирования, вооружения и авиагруппы. Неизменными оставались лишь упомянутые выше требования. Предполагалось усилить главный калибр, заменив 114 мм орудия на 133 мм, появившиеся на линкорах типа «Кинг Георг V». Однако артиллеристы не создали легкой палубной установки, и от усиления вооружения пришлось отказаться.


К концу июня эскизный проект был представлен морскому штабу и через месяц был одобрен Советом Адмиралтейства. Бронированная полетная палуба толщиной 76 мм NC (нецементированная сталь) составляла 62% общей площади полетной палубы. Стены и траверзы ангара имели толщину 114 мм цементированной брони. Погреба и машины прикрывал 114 мм пояс и 76 мм палуба вне пределов ангара. Цитадель замыкали 65 мм траверзы. 21 июля 1936 Совет утвердил окончательный проект. Окончательные чертежи «Викториеса» были представлены Совету 30 ноября и одобрены в течение недели. По требованию Адмиралтейства пояс был удлинен на 28 фт вперед и 24 фт назад, что привело к увеличению водоизмещения на 100 тонн. Это пришлось компенсировать сокращением боезапаса. Ангар был расширен с 60 фт до 62 фт, что позволяло поставить рядом не 2, а 3 самолета. Построечными чертежами и спецификациями занимался уже новый начальник отдела кораблестроения сэр Стэнли Гудолл.


Аэродинамика «Викториеса» имела ряд преимуществ перед «Арк Ройялом». Корабль имел закругленное окончание полетной палубы. Это не было каким-то нововведением. Подобная конструкция использовалась на британских авианосцах с 1918, как эффективное средство уменьшения турбулентности за кормой, что значительно облегчало посадку. Однако в ходе Второй Мировой войны палубу пришлось спрямлять, чтобы увеличить полезную площадь полетной палубы. Носовая часть корабля проходила продувку в аэродинамической трубе, также чтобы уменьшить турбулентность. Островная надстройка и труба в плане напоминали сечение крыла самолета. На «Арк Ройяле» возникали проблемы с задымленностью полетной палубы, поэтому на «Викториесе» труба была сделана выше на 8 фт. Новый авианосец получили только одну гидравлическую катапульту на левой стороне полетной палубы, так как втиснуть 2 катапульты в маленькую палубу оказалось слишком сложно. Корабль имел 2 самолетных элеватора, которые не были забронированы.


Примерная стоимость постройки составляла 4 050 000 £, из которых 1 694 000 £ приходились на корпус, 702 000 £ стоили машины, а 68 000 £ стоили вспомогательные механизмы. Для сравнения, общая стоимость «Арк Ройяла» составила 3 750 000 £ (1 496 250 £ стоил корпус и 566 779 £ стоили машины). Заказы на постройку 2 первых авианосцев были размещены 13 января 1937. «Викториес» предполагалось строить — в Ньюкасл-апон-Тайне. Срок готовности определялся в 39 месяцев.
Киль «Викториеса» был заложен 4 мая 1937, но различные помехи привели к тому, что корабль был спущен только 14 сентября 1939, на 6 месяцев позже своих систершипов «Илластриеса» и на месяц позже «Формидебла».

 

К несчастью, контр-адмирал Гендерсон умер от переутомления 2 мая 1939. Ему так и не удалось увидеть в бою бронированные авианосцы, которые свои появлением на свет были обязаны именно ему.

9c8cc4afed5f.jpg


ТТХ

ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

 

Spoiler

0fa5175021aa.jpg


Продольное сечение

b19ffb10ddb9.jpg


Схема бронирования


Установка брони на авианосце вынудила оставить только один уровень ангара, чтобы уложиться в лимит водоизмещения 23000 тонн. Ниже ангарной палубы располагались еще 5 палуб, включая трюм. Еще 2 палубы, названные галерейными, шли вокруг ангара. Корпус делился на водонепроницаемые отсеки поперечными переборками с шагом в 4 фт. Расположение машинных отделений повторяло конструкцию «Арк Ройяла», хотя они были разнесены дальше друг от друга. Между ними находились бензиновые цистерны, отсек опреснителя и компрессорное отделение. Продольные переборки шли от 46 до 121 шпангоута, разделяя погреба и машинные отделения на 3 группы. Эти главные продольные защитные переборки были выполнены из 37 мм брони, что увеличивало прочность конструкции корпуса и улучшало защиту машин.


Основная цитадель была прикрыта нефтяными цистернами и водонепроницаемыми отсеками двойного дна. ПТЗ системы «сэндвич» (воздух-жидкость-воздух) должна была выдерживать взрыв заряда 750 фн. Нефтяные цистерны по левому борту были шире на 15 фт, в них размещалось 400 тонн балласта, чтобы компенсировать вес островной надстройки и брони вокруг дымоходов котельных отделений. Израсходованное топливо в этих цистернах замещалось водой. Броня вокруг главной цитадели шла от 54 до 127 шпангоута, хотя первоначальным проектом предусматривалось немного меньше — от 54 до 121 шпангоутов. Она опускалась на 2 фт ниже нижней палубы и поднималась до ангарной палубы по левому борту. Увеличение длины цитадели потребовало Адмиралтейство, и пояс был доведен только до верхней палубы. По правому борту эта броня была доведена до полетной палубы между 73 и 88 шпангоутами, чтобы прикрыть дымоходы. Эта дополнительная защита была включена в броневую коробку ангара.


Ангарная палуба была выполнена из 76 мм NC брони вне пределов ангара. Она опиралась на верхнюю кромку броневого пояса. Внутри ангара палуба имела толщину всего 25 мм. Сам ангар был полностью окружен 114 мм цементированной броней, которая также защищала элеваторы для бомб и шахты вентиляторов котельных отделений. На обоих концах ангара имелись скользящие двери из брони 114 мм, так как оказалось невозможным забронировать самолетные элеваторы. Сам ангар и его 76 мм броневая крыша (цементированная) занимали 62% полетной палубы. Попытка забронировать элеваторы привела бы к тому, что плита каждого из них весила бы на 54 тонны больше. Сам элеватор мог поднимать вес 6 тонн.


Размеры ангара составляли 458 х 62 х 23 фт в самом высоком месте. Однако широкие бимсы, поддерживающие полетную палубу, снижали высоту до 16 фт. Ангар делился на 3 отделения пожарными занавесами.
Полетная палуба была силовой несущей конструкцией, а не легкой навесной, как это было ранее на авианосцах.


МОДЕРНИЗАЦИЯ

Работы на «Викториесе» начались 23 октября 1950, планировалось закончить их через 3 года. Однако в ноябре продолжительность ремонта была увеличена до 4,5 лет. В январе 1952 программу пересмотрели еще раз. Теперь модернизацию авианосца планировалось завершить в августе 1955. Однако работы шли очень медленно, и в ноябре 1952 ориентировочный срок завершения модернизации отодвинулся на октябрь 1956. В июне 1953 было решено установить угловую полетную палубу 8,75 градуса, сменить котлы и становить радар 984, который ожидался только в 1958. Таким образом, после всех приключений, корабль снова вошел в строй только в январе 1958.

Spoiler


665ccc42ce6c.jpg


Модернизированный "Викториес" 1959 год.


Модернизация должна была позволить авианосцу использовать современные реактивные истребители, которые начали поступать на вооружение в 50-х годах. Адмиралтейство в 1948 выработало 9-летний план модернизации. С началом Холодной Войны главной угрозой становилась Россия, однако, начала горячей войны никто не ожидал ранее 1957. «Викториес» был выбран в качестве кандидата на модернизацию.


Однако в 1952 обширную программу модернизации начали сокращать. По мере хода работ на «Викториесе» выяснилось, что модернизация — дело слишком дорогое. Начался закат авианосцев Королевского Флота. К 1966 в строю остались только 4 корабля: «Игл», «Арк Ройял», «Гермес» и «Викториес». Новых кораблей строить никто не собирался. «Викториес» был выведен из состава флота уже в следующем году, хотя планировалось использовать его до 1969.


Целью модернизации было дать «Викториесу» возможность использовать реактивные самолеты весом до 40 000 фн. Для этого следовало усилить полетную палубу, особенно там, где не было брони. Под палубу следовало установить более прочные бимсы, однако они заняли бы слишком много места. Поэтому было решено провести верхнюю галерейную палубу поперек ангара и установить переборки. Такой метод был использован на британских авианосцах впервые.


В процессе реконструкции был срезан весь корпус до ангарной палубы, снята бортовая броня. Корабль получил более длинную полетную палубу. Толщина брони всюду сократилась. Теперь пояс имел толщину 52 мм, а стены ангара только 37 мм. Ангарная палуба вне пределов ангара тоже стала тоньше — 65 мм. По обоим бортам были установлены були шириной 4 фт, что увеличило остойчивость и позволило сделать ангарную палубу и все последующие более широкими. Бортовая броня толщиной 52 мм была положена поверх булей.
Теперь высота ангара равнялась 17,25 фт, а его размеры составляли 360 х 63 фт. Была добавлена новая секция впереди носового элеватора размерами 52 х 62 фт, названная ангаром А. Основной ангар делился пожарным занавесом на 2 части, названные ангарами В и С. На обоих концах ангара были установлены скользящие двери. Авианосец получил 2 новых элеватора. Носовой элеватор был сдвинут на 36 фт назад от первоначальной позиции, и имел размеры 58 х 40 фт. Кормовой теперь имел размеры 54 х 34 фт и остался на прежнем месте. Оба элеватора могли поднимать 17 тонн с небольшой скоростью, однако нормальная нагрузка планировалась в 13 тонн. Платформа носового элеватора сама по себе весила 50,5 тонн. Элеваторы снова остались небронированными. Самым тяжелым английским авианосным самолетом в то время был «Букенир» S.2, который весил как раз немного менее 13 тонн.


Наиболее заметным изменение конструкции «Викториеса» была установленная по левому борту угловая полетная палуба. Она позволяла использовать треугольную зону позади острова для парковки самолетов, а запуск производился с осевой палубы с помощью катапульт. Поддерживал угловую палубу спонсон размерами 124 х 28 фт, установленный между 51 и 82 бимсами. Вся угловая палуба простиралась от 46 до 140 шпангоута и имела длину 376 фт. Общая площадь полетной палубы увеличилась примерно на 6000 кв. футов. Поэтому нет ничего удивительного, что для постановки корабля в сухой док 19 марта 1956 пришлось снимать кран дока. Вся полетная палуба теперь была на 4 фт выше. Она имела небольшую кривизну от диаметральной плоскости — 9 дюймов на 100 фт. 76 мм броня была снова установлена на место.


МАШИНЫ

На корабле были установлены 6 адмиралтейских трехколлекторных котлов, по 2 в котельном отделении. Они были оснащены перегревателями и обеспечивали давление пара 400 фн на кв. дюйм. Пар из котлов переходил в нижнюю часть перегревателя, а оттуда через трубопровод в верхней части перегревателя — к турбинам. Над котлами были установлены 12 вентиляторов форсированной тяги, по 2 на котел. Они создавали повышенное давление воздуха в топке и охлаждали котел.


Во время модернизации в 50-х годах были установлены новые котлы Фостер-Уилер, которые работали при давлении пара 440 фн на кв. дюйм. Старые котлы износились и уже не давали достаточно пара для обеспечения работы электрогенераторов и новых паровых катапульт. Решение о замене котлов затянуло модернизацию, так как пришлось снимать часть брони палубы, которую только что поменяли.


Каждая турбинная установка состояла из турбин высокого (ТВД) и низкого (ТНД) давления системы Парсонса с редукторами. Они были расположены в 3 машинных отделениях. Такая машинная установка хорошо себя зарекомендовала на «Арк Ройяле» и позволяла развивать более высокую скорость и улучшала маневренность по сравнению с 2-вальной установкой. Отработанный пар из ТВД поступал в ТНД через переходник в центре верхней части корпуса. Отработав на лопатках, он выходил с обоих концов в конденсатор, смонтированный под турби-ной. Роторы ТНД имели секции заднего хода. ТВД получали пар прямо от котлов. Турбины подключались к валам через одноступенчатый редуктор. У носовой переборки каждого котельного отделения находилась цистерна с водой на 19,18 тонн.


В бортовых машинных отделениях располагались паровые турбогенераторы на 400 кВт. Еще 4 таких же генератора находились на главной палубе в собственных отсеках. Таким образом, общая мощность генераторов корабля составляла 2400 кВт. После гибели «Арк Ройяла» в ноябре 1941 на «Викториесе» были установлены 4 аварийных генератора по 60 кВт. Они должны были обеспечивать энергией помпы и часть вооружения в случае повреждения основной энергосистемы. Во время модернизации мощность генераторов была увеличена до 4200 кВт, а потом еще раз — до 5000 кВт. Это обеспечивали 8 паровых и 4 дизельных генератора.


Перо руля проворачивалось гидравлическим мотором с электрическим приводом. Румпельное отделение было прикрыто сверху 76 мм броней. Всю жизнь корабль «мучился» от сильной коррозии пера руля, его несколько раз меня-ли. 3-вальная машинная установка создавала серьезные проблемы с вибрацией кормы. Винты несколько раз меняли, пытаясь улучшить положение.


НАДСТРОЙКА

Островная надстройка размещалась по правому борту на полетной палубе. Она имела 4 уровня. Надстройка была спроектирована так, чтобы оказывать минимальное сопротивление потоку воздуха. Этой же цели служили экраны вокруг пом-помов на палубе перед островом. Общая длина надстройки равнялась 170 фт. Рулевая рубка размещалась на палубе А, первой над полетной палубой. Выше, на палубе В, размещались закрытая компасная платформа и открытый ходовой мостик. Еще выше находились адмиральский мостик и капитанская каюта, правый и левый адмиральские посты наблюдения. Верхняя палуба D была местом размещения большей части постов управления артиллерией. Там находились ПУАЗО и посты наблюдения за воздухом.


Во время модернизации мостик принял совершенно новые очертания. Он стал меньше (только 3 палубы и длина всего 130 фт), лобовая поверхность стала изогнутой. В передней части с левой стороны был установлен пост управления полетами. Во время ремонта 1962 — 63 он был увеличен. Компасная платформа на палубе «В» стала герметичной, чтобы обеспечить защиту от оружия массового поражения.

Spoiler


7048b84d00ff.jpg


Надстройка в 1940 и 1943 годах


7e92627b3b00.jpg


Надстройка в 1958 и 1963 годах

РАНГОУТ

Сначала рангоут состоял из треногой фок-мачты, телескопической кормовой мачты, 2 откидывающихся антенных стоек в носовой части и 6 таких же стоек в кормовой части полетной палубы. Треногая мачта имела цилиндрический экран, прикрывающий антенну радиомаяка для самолетов 72DM. На вершине мачты устанавливался радар воздушного обнаружения 79. Его передающая антенна работала в паре с приемной, которая размещалась на телескопической мачте на конце острова. Откидывающиеся стойки антенн радиопередатчиков располагались позади острова по 3 на каждом борту. Стойки приемных антенн располагались впереди острова.


Во время ремонта в США в 1943 «Викториес» получил американский радиомаяк YE на правой стороне трубы, и радиомаяк 72DM был снят. Над сигнальной рубкой была установлена антенна поискового радара 272. Петля ВЧ-пеленгатора была снята с фок-мачты. Антенна среднечастотного пеленгатора была установлена на «лбу» острова. В апреле 1943, перед тем, как «Викториес» покинул Перл-Харбор, были сняты 2 передние стойки передающих антенн.


Во время ремонта в Ливерпуле в 1944 радар 272 был заменен более совершенным радаром 277. На фок-мачте были установлены дополнительные антенны УКВ для переговоров между кораблями. Выше находился радар воздушного обнаружения 279, антенна которого была такой же, как у радара 79. На платформе мачты была установлена антенна американского радара SG, а выше — ответчик устройства «свой-чужой» 252. Позади трубы была установлена новая грот-мачта. Она несла антенну радара 293 и запросчик устройства «свой-чужой» 242. На топе новой мачты был установлен радар воздушного поиска 281В и запросчик 243. Правая стойка приемных антенн была оснащена передатчиком СВЧ-пеленгатора. Все эти устройства сохранились на корабле до 1950, не считая снятого в 1947 радиомаяка YE.
Во время модернизации рангоут корабля изменился кардинально. Старая треногая мачта была заменена решетчатой. Но самой заметной чертой облика авианосца стала огромная антенна радара 984, которая весила более 30 тонн. Это был трехмерный радар, позволяющий более точно измерять расстояния и пеленги и наводить истребители. Он обнаруживал цели на дистанциях до 180 миль, наведение истребителей можно было осуществлять на расстоянии до 90 миль. «Викториес» получил этот радар в 1956. Радар работал совместно с первой компьютерной системой, созданной для радара дальнего обнаружения 960. Стандартный комплект радаров дополняли воздушный поисковый радар высокого разрешения 982 и радиовысотомер 983.


На топе мачты стояла антенна URN 3 радиомаяка 957. Ниже нее находилась антенна радара указания целей 293Q. Многочисленные антенны радиостанций тоже были установлены на мачте. В задней части острова находился радар контроля захода на посадку 963. Под радаром 984 располагался навигационный радар 974.


ВООРУЖЕНИЕ

Первоначально предполагалось, что главным калибром будут 133 мм орудия, однако, в конце концов, англичане остановились на 114 мм орудиях Mk III, которые весили меньше. Были установлены 8 двухорудийных башен Mk II BD попарно на спонсонах по углам полетной палубы. Они имели угол возвышения до 80° и могли стрелять через полетную палубу, хотя это практически не делалось из-за повреждений палубы. Башни были оснащены электромоторами и гидравлическими насосами.


Высокое расположение установок создавало проблемы с доставкой боеприпаса из погребов. С вертикальных элеваторов патроны передавались на горизонтальные транспортеры под верхней галерейной палубой. Оба имели электрический привод. По обеим сторонам установки имелись вращающиеся обоймы на 3 патрона. Оттуда патроны вручную подавались на машинку установки взрывателей, а потом на зарядный лоток. Люльки орудий были свинчены вместе. В накатниках использовался сжатый воздух.


Каждая пара башен имела свой прибор управления зенитным огнем Mk IV. Три штуки находились на уровне полетной палубы, а четвертый — на крыше сигнальной рубки. Все, кроме кормового левого, в начале 1943 были оснащены радаром 285, а установленный на мостике получил его с самого начала. В начале 1944 был переставлен на полетную палубу, когда был снят передний пом-пом по правому борту.


На кораблях для ближней ПВО были установлены 6 восьмиствольных 2-фн автоматов Mk VI. Два стояли по левому борту на отдельных спонсонах на уровне верхней галерейной палубы, два — на полетной палубе по правому борту перед мостиком, один — на полетной палубе позади мостика, один — на острове на уровне палубы В. В течение войны, они получили систему дистанционного управ-ления и водяное охлаждение.


Пом-помы получили приборы управления огнем Mk III, из которых 5 были установлены на острове, а 1 — по левому борту на уровне верхней галерейной палубы на спонсоне на 62 шпангоуте. В марте 1943 все они были сняты, чтобы освободить место для 6 — 20 мм Эрликонов. К марту 4 они были снова возвращены. 2 стояли на мостике, 1 на полетной палубе между островом и передним пом-помом, один на спонсоне по левому борту.


ВООРУЖЕНИЕ ПОСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

На сей раз, англичане установили 6 американских спаренных установок 76/50 мм Мк 33 на верхней галерейной палубе, по 3 на борт. Это было первое и единственное их появление на британских кораблях. Сначала Адмиралтейство собиралось установить более крупные башни 76/70 мм Мк 6, которые появились на крейсерах типа «Тайгер». Однако к моменту перестройки «Викториеса» они еще не существовали. Британский вариант Мк 33 отличался от американского закрытым щитом. Установки имели электрический привод. Угол обстрела установок составлял 100°. Орудия имели водяное охлаждение. Управление огнем велось с помощью радара. Использовалась система управления огнем Мк 63.


АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Первоначальным проектом предусматривалось, что авианосцы будут иметь 36 самолетов, в 2 раза меньше, чем «Арк Ройял». 2 элеватора, расположенные в диаметральной плоскости, могли поднимать на палубу по 1 самолету в 30 секунд, включая время, необходимое, чтобы откатить самолет с платформы. 2 бомбовых элеватора, находящиеся в ДП, поднимали боезапас из погребов на верхнюю палубу. Оттуда поперечный горизонтальный конвейер доставлял груз носового бомбового к элеватору по правому борту, где его поднимали в ангар. Аналогичное устройство имелось и на корме, где бомбы и торпеды доставлялись к элеватору левого борта с помощью тележек, скользящих по рельсам.
Размеры элеваторов на «Викториесе» равнялись 45 х 22 фт.


Использование палубных стоянок позволило увеличить самолетовместимость корабля. Однако в этом случае начала сказываться нехватка авиабензина, так как вместимость цистерн осталась прежней. На ослабление их защиты, чтобы увеличить запас бензина, англичане не решились.


Одно время англичане рассматривали установку бортовых самолетных элеваторов, но от этого пришлось отказаться, в основном из-за малой высоты борта.
После модернизации предполагалось, что «Викториес» будет нести 55 самолетов. Были модернизированы и бомбовые элеваторы. Кормовой был сдви-нут на 92 фт назад и вправо от ДП. Носовой лифт был сдвинут чуть влево.


АВИАЦИОННЫЙ БОЕЗАПАС

На трюмной палубе находились 20 цилиндрических цистерн, располо-женные в 8 отдельных отсеках. В цистернах помещалось 50 598 галлонов авиабензина. 2 отсека находились между машинным и котельным отделением, а еще 3 — впереди котельного отделения. Это означало, что 44 180 галлонов авиабензина находятся внутри бронированной цитадели. В середине 30-х годов самолет в среднем тратил 30 галлонов бензина в час. Но быстрый рост мощности моторов привел к росту расхода топлива. В 1938 году «Викториесу» уже требовалось на 27% больше топлива, чтобы обеспечить полеты мирного времени в течение месяца.


К июню 1950 года запасы топлива на модернизированном авианосце равнялись 279 000 галлонов керосина и 60 000 галлонов авиабензина. Склонность высокооктанового бензина к пожарам и взрывам вынуждала принимать особые меры предосторожности. Его хранили в цистернах с двойными стенками, промежуток между которыми вентилировался. Расходуемое топливо постепенно замещалось морской водой. Таким образом, для опаснейших бензиновых паров в цистерне просто не оставалось места. После заправки самолета бензин под действием силы тяжести возвращался в цистерну, а трубопровод осушался сжатым воздухом.


Керосин не был так опасен, как бензин, но с ним тоже обращались осторожно. Оба вида топлива подавались через специальные фильтры, чтобы убрать частицы грязи и воду.
Единственная гидропневматическая катапульта ВН III, установленная на «Викториесе», могла разогнать самолет весом 11 000 фн до скорости 66 узлов. Первый вариант катапульты, который назывался акселератором, был создан Форбсом в 1931. Это был великолепный способ поднимать в воздух тяжелые самолеты с минимальным разбегом. Авианосец освобождался от необходимости разворачиваться против ветра, чтобы увеличить скорость воздушного потока над полетной палубой. Во время модернизации «Викториес» получил 2 паровые катапульты BS 4. Они могли разгонять самолет весом 40 000 фн до скорости 105 узлов.


6 финишеров Мк 4 сначала располагались между задним элеватором и островом. Они могли остановить самолет весом 20 000 фн с пробегом 150 фт. Это позволяло использовать носовую часть полетной палубы для парковки самолетов. В 1943, когда было убрано скругление полетной палубы, позади кормового элеватора был установлен добавочный финишер. После модернизации на угловой палубе были установлены 4 финишера Мк 13, которые могли остановить самолет весом 30 000 фн, имеющий скорость 105 узлов. На корабле были смонтированы 2 аварийных барьера Мк 4, которые располагались позади острова. Они должны были помешать самолету, промазавшему при посадке, врезаться в стоящие впереди самолеты. Проволочный барьер, который поднимался 2 стойками, мог остановить самолет весом 20 000 фн при скорости 40 узлов на расстоянии 62 фт. Позднее был установлен более безопасный аварийный барьер Мк 6, который состоял из вертикальных нейлоновых тросов. Самолет, имеющий скорость 80 узлов, тормозился на расстоянии 40 фт. При этом повреждения самолета были минимальными.


Офицер управления посадкой находился на корме в левой части полетной палубы и подавал сигналы заходящим на посадку самолетам специальными указателями. С января 1943 слева от полетной палубы для него была установлена специальная платформа. Примерно в это же время английский флот принял американскую систем сигнализации, которая была полностью противоположна британской. Например, если английский офицер поднимал указатели вверх, это означало, что самолет идет слишком высоко. Если то жен самое делал американский, это означало, что самолет следует взять вверх. Новый метод оказался проще, и количество аварий начало снижаться, хотя в это время британский флот начал использовать американские самолеты, которые были сложнее в управлении, чем «Фулмары» и «Альбакоры».


С появлением реактивной авиации старая система оказалась непригодна, слишком велика был скорость самолетов. Сначала пилотам приходилось совершать посадку самостоятельно, но потом появилась зеркальная система управления посадкой. На «Викториесе» она была установлена на специальной платформе по левому борту, достаточно далеко от кормового среза полетной палубы. Зеркало, имеющее системы стабилизации, отражало свет группы из 4 специальных ламп в направлении садящегося самолета. Само зеркало было окружено базисными указателями красных и зеленых огней. Таким образом, взаимное расположение цветных и белых огней сразу показывало пилоту, насколько он уклонился от глиссады и в какую сторону.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

СЛУЖБА АВИАНОСЦА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

29 марта 1941 года «Викториес» вошел в строй и в апреля вышел в море для проведения ходовых испытаний, и перехода в Розайт.

 

В начале мая «Викториес» принял 48 самолетов «Харрикейн» для доставки на Мальту и вышел в Скапа Флоу для сопровождения конвоя WS-8. 22 мая авианосец был привлечен для охоты за немецким линкором «Бисмарк». На борт было принято звено 800Z («Фулмары») и 825 эскадрилья («Суордфиши»). «Викториес» должен соединиться с группой Н, в составе линкора «Кинг Джорд V», крейсера «Репалс» и 4 легких крейсеров. 24 мая с авианосца стартуют девять «Сворфишей» и два «Фулмара». Невзирая на плохую погоду, незадолго до полуночи торпедоносцы настигают «Бисмарк» и начинают атаку. «Бисмарк» встречает атакующие самолеты плотным зенитным огнем, но торпедоносцы добиваются одного попадания. Торпеда разрывается у броневого пояса, не причиняя кораблю никакого вреда. Англичане при этом не теряют ни одной машины. Больше «Викториес» участие в погоне за «Бисмарком» не принимал и 29 мая вернулся в Клайд.

 

В июне 1941 года вышел в море вместе с войсковым конвоем WS-8. 4 июня «Суордфиши» с «Викториеса» обнаружили немецкое судно снабжения «Гонценхайм» к северу от Азорских островов. Судно было затоплено командой, когда к нему приблизился британский корабль. После достижения Гибралтара собранные «Харрикейны» перелетели на Мальту для укрепления гарнизона (операция «Трэйсер»). После этого «Викториес» вернулся в Скапа-Флоу с экипажем с «Гонценхайма».

 

В конце июля 1941 года сопровождал HMS «Adventure» через Арктику, в Мурманск. После решения поддержать СССР, на который напала Германия, «Викториес» и «Фьюриес» атаковали Киркенес и Петсамо. Внезапности достичь не удалось, но было потоплено одно судно (2000 тонн) и одно повреждено, а так же было сбито 5 самолетов. При этом было потеряно 11 «Альбакоров» и 2 «Фулмара».

 

В августе, совместно с крейсерами и эсминцами, принял участие в операции по проведению первого союзного конвоя в Архангельск (операция Дервиш). На этот момент авиагруппа состояла из 809 («Фулмары»), 817 и 832 («Альбакоры») эскадрилий.

В сентябре самолеты «Викториеса» участвовали в налетах на Тромсе (дважды), а так же использовались против судоходства в этом районе. 13 сентября был потоплен норвежский пароход.

 

В октябре 1941 года после расшифровки секретного шифра Энигмы, была получена информации о немецких кораблях «Адмирале Шеере» и «Тирпице». «Викториес» в составе флота Метрополии должен был участвовать в патрулировании проливов Дании вместе с линкорами: британским «Киг Джорд V», американскими «Айдахо» и «Миссисипи», а также американских крейсеров «Уичита» и «Тускалуса». Операция была совместной, не смотря на то, что формально Америка еще не вступила в войну с Германией. Операция продолжалась до тех пор, пока немецкое командование не отменило свою операцию.

 

В феврале 1942 года «Викториес» принимал участие в поисках «Лютцова», но из-за плохой погоды немецкому кораблю удалось уйти.

 

В марте и апреля 1942 года авианосец принял участие в прикрытие конвоев PQ12, QP8, PQ13, QP9, PQ14 и QP10. Во время этих операции был обнаружен линкор «Тирпиц». Атака торпедоносцев провалилась из-за плохой подготовки летчиков и сильного встречного ветра. Разочарованию летчиков не было предела, когда они узнали о запрете Гитлера на запрет выхода линкора, в случае обнаружения английских авианосцев. После разгрома конвоя PQ-17 арктические конвои были временно приостановлены.

 

В августе 1942 года «Викториес» должен был принять участие в операции «Пьедестал» - проведение большого конвоя на Мальту. Авиагруппа состояла из 809 и 884 («Фулмары»), 817 и 832 («Альбакоры») эскадрилий. 10 августа «Викториес» вместе с «Индомитебл», «Игл» и «Фьюриес» вошли в Средиземное море. В воздухе постоянно были 12 истребителей для противовоздушной обороны. В 09.00 12 августа началась первая атака, которая продолжалась весь день. Первой жертвой стало судно «Деукалион», в него попала бомба, и оно отделилось от конвоя и шло отдельно с эсминцем сопровождения, позже оно получило попадание от торпедоносца, загорелось и взорвалось. Во второй половине дня по коновою объявлялась противолодочная тревога. В 16.00 совместная атака эсминцев конвоя заставила всплыть итальянскую подводную лодку, которую протаранил один из них. В 18.30 конвой подвергся еще одному массированному налету, в итоге один эсминец затонул, систершип «Индомитебл» получил тяжелые повреждения полетной палубы, после которых она стала не пригодна для использования. После этого только «Викториес», имевший лишь одно попадание, которое не причинило серьезного ущерба, мог осуществлять истребительное прикрытие («Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой U-73 11 августа). В 19.00 соединение «W», куда входил и «Викториес», взяло курс на запад, остальной коновой продолжил движение к Мальте. 16 августа «Викториес» покинул Гибралтар и ушел в Англию для того, чтобы встать там на ремонт.

Spoiler

http://books.google....ictorious (1938)&source=bl&ots=KmrwtsaiEg&sig=ZeiPfG92HNbRSrV8viHkmY4SdSY&hl=ru&sa=X&ei=ukagUvO8A-iu4ASxooCQCg&ved=0CHsQ6AEwDQ#v=onepage&q=british%20aircraft%20carrier%20hms%20victorious%20(1938)&f=false

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
113 публикации

Молодец,постарался! :great:Добавь только источник.

Изменено пользователем zhenia5103

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Просмотр сообщенияMercenary85 (08 Дек 2013 - 17:28) писал:

СЛУЖБА АВИАНОСЦА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

29 марта 1941 года «Викториес» вошел в строй и в апреля вышел в море для проведения ходовых испытаний, и перехода в Розайт.
В начале мая «Викториес» принял 48 самолетов «Харрикейн» для доставки на Мальту и вышел в Скапа Флоу для сопровождения конвоя WS-8. 22 мая авианосец был привлечен для охоты за немецким линкором «Бисмарк». На борт было принято звено 800Z («Фулмары») и 825 эскадрилья («Суордфиши»). «Викториес» должен соединиться с группой Н, в составе линкора «Кинг Джорд V», крейсера «Репалс» и 4 легких крейсеров. 24 мая с авианосца стартуют девять «Сворфишей» и два «Фулмара». Невзирая на плохую погоду, незадолго до полуночи торпедоносцы настигают «Бисмарк» и начинают атаку. «Бисмарк» встречает атакующие самолеты плотным зенитным огнем, но торпедоносцы добиваются одного попадания. Торпеда разрывается у броневого пояса, не причиняя кораблю никакого вреда. Англичане при этом не теряют ни одной машины. Больше «Викториес» участие в погоне за «Бисмарком» не принимал и 29 мая вернулся в Клайд.
В июне 1941 года вышел в море вместе с войсковым конвоем WS-8. 4 июня «Суордфиши» с «Викториеса» обнаружили немецкое судно снабжения «Гонценхайм» к северу от Азорских островов. Судно было затоплено командой, когда к нему приблизился британский корабль. После достижения Гибралтара собранные «Харрикейны» перелетели на Мальту для укрепления гарнизона (операция «Трэйсер»). После этого «Викториес» вернулся в Скапа-Флоу с экипажем с «Гонценхайма».
В конце июля 1941 года сопровождал HMS «Adventure»  через Арктику, в Мурманск. После решения поддержать СССР, на который напала Германия, «Викториес» и «Фьюриес» атаковали Киркенес и Петсамо. Внезапности достичь не удалось, но было потоплено одно судно (2000 тонн) и одно повреждено, а так же было сбито 5 самолетов. При этом было потеряно 11 «Альбакоров» и 2 «Фулмара».
В августе, совместно с крейсерами и эсминцами, принял участие в операции по проведению первого союзного конвоя в Архангельск (операция Дервиш). На этот момент авиагруппа состояла из 809 («Фулмары»), 817 и 832 («Альбакоры») эскадрилий.
В сентябре самолеты «Викториеса» учувствовали в налетах на Тромсе (дважды), а так же использовались против судоходства в этом районе. 13 сентября был потоплен норвежский пароход.
В октябре 1941 года после расшифровки секретного шифра Энигмы, была получена информации о немецких кораблях «Адмирале Шеере» и «Тирпице». «Викториес» в составе флота Метрополии должен был учувствовать в патрулировании проливов Дании вместе с линкорами: британским «Киг Джорд V», американскими «Айдахо» и «Миссисипи», а также американских крейсеров «Уичита» и «Тускалуса». Операция была совместной, не смотря на то, что формально Америка еще не вступила в войну с Германией. Операция продолжалась до тех пор, пока немецкое командование не отменило свою операцию.
В феврале 1942 года «Викториес» принимал участие в поисках «Лютцова», но из-за плохой погоды немецкому кораблю удалось уйти.
В марте и апреля 1942 года авианосец принял участие в прикрытие конвоев PQ12, QP8, PQ13, QP9, PQ14 и QP10. Во время этих операции был обнаружен линкор «Тирпиц». Атака торпедоносцев провалилась из-за плохой подготовки летчиков и сильного встречного ветра. Разочарованию летчиков не было предела, когда они узнали о запрете Гитлера на запрет выхода линкора, в случае обнаружения английских авианосцев. После разгрома конвоя PQ-17 арктические конвои были временно приостановлены.
В августе 1942 года «Викториес» должен был принять участие в операции «Пьедестал» - проведение большого конвоя на Мальту. Авиагруппа состояла из 809 и 884 («Фулмары»), 817 и 832 («Альбакоры») эскадрилий. 10 августа «Викториес» вместе с «Индомитебл», «Игл» и «Фьюриес» вошли в Средиземное море. В воздухе постоянно были 12 истребителей для противоздушной обороны. В 09.00 12 августа началась первая атака, которая продолжалась весь день. Первой жертвой стало судно «Деукалион», в него попала бомба, и оно отделилось от конвоя и шло отдельно с эсминцем сопровождения, позже оно получило попадание от торпедоносца, загорелось и взорвалось. Во второй половине дня по коновою объявлялась противолодочная тревога. В 16.00 совместная атака эсминцев конвоя заставила всплыть итальянскую подводную лодку, которую протаранил один из них.  В 18.30 конвой подвергся еще одному массированному налету, в итоге один эсминец затонул, систершип «Индомитебл» получил тяжелые повреждения полетной палубы, после которых она стала не пригодна для использования. После этого только «Викториес», имевший лишь одно попадание, которое не причинило серьезного ущерба, мог осуществлять истребительное прикрытие («Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой U-73 11 августа). В 19.00 соединение «W», куда входил и «Викториес», взяло курс на запад, остальной коновой продолжил движение к Мальте. 16 августа «Викториес» покинул Гибралтар и ушел в Англию для того, чтобы встать там на ремонт.

Spoiler
Изображение
"Индомитебл" и "Игл". Фото сделано с "Викториеса". август 1942 года

Изображение

Английски крейсер прикрывает зенитным огнём повреждённый "Индомитебл", 12 августа 1942
После проведения ремонта в ноябре 1942 года был передан Соединению Н для участия в операции «Факел». Авиагруппа состоит из 809 («Фулмары»), 882 («Мартлеты»), 884 («Спитфайры»), 817 и 832 («Альбакоры») эскадрилий. В операции приняли участие 196 кораблей Королевского флота и 105 ВМФ США. Задачей «Викториеса» было прикрытие десанта, а так же нанесений ударов с воздуха. Летчики авианосца при этом «захватили» аэродром в Блиде. Четыре «Мартлета» приземлились на французский аэродром, когда увидели белые флаги. После завершения операции при возвращении в Англию авиацией авианосца была потоплена подводная лодка U-517.
Так как к декабрю 1942 года у США был только один боеспособный авианосец «Саратога» (остальные были либо потоплены, либо оказались в ремонте), англичане «одолжили» своим союзникам «Викториес». На время проведения операции авианосец «превратился» из HMS Victorious в USS Robin. В конце 1942 года «Викториес» прибыл в Норфолк, где было установлено американское оборудование. «Викториес» прибыл в Перл-Харбор в марте 1943 года.  Авиагруппа состояла из 882, 896 и 898 («Уайлдкэты»), 832 («Эвенджеры») эскадрилий. Самолеты сохранили американские опознавательные знаки (звезды). «Викториес» проводил совместные полеты с «Саратогой», во время которых самолеты перелетали с корабля на корабль. В итоге было решено, что «Викториес» будет нести истребители, а «Саратога» примет ударные самолеты. Задачей соединения было поддержка десанта, который должен был высадиться на о. Новая Джорджия.

Изображение

Британский "Викториес" и американская "Саратога". 1943 год.
После завершения операции в сентябре 1943 года вернулся Норфлок, где было демонтировано американское оборудование. В конец сентября «Викториес» прибыл в Ливерпуль для ремонта, из которого вышел в марте 1944 года.
В конце марта «Викториес», вместе с «Энсоном» (Anson) и «Дьюк-оф-Йорк» (Duke of York) включается в группу 1 для сопровождения конвоя JW58. 2 апреля 1944 года группа 1 соединяется с группой 2, которая состоит из «Фьюриса», нескольких эскортных авианосцев, крейсеров и эсминцев. Авиагруппа «Викториеса» состоит из 47 крыла морских истребителей (1834 и 1836 эскад-рильи, «Корсары») и 827 и 829 («Барракуды») эскадрилий. Целью соединения была атака на «Тирпиц» (Операция Вольфрам).
Налет состоял из двух волн торпедоносцев «Барракуда» и «Альбакор», которые несли бомбы. Бронебойные (800 кг) должны были пробить броневую палубу; фугасные (250 кг) — разрушить все выше нее; глубинные (300 кг) при прямом попадании крушили все вокруг, при подводном разрыве наносили серьезные повреждения; осколочные (250 кг) должны были выкосить расчеты ПВО.
Атака на «Тирпиц» уничтожила результаты шестимесячного ремонта: снова возникли течи, были уничтожены радиостанции, система ПВО, верхняя палуба стала грудой обломков. Экипаж, едва оправившись после предыдущей атаки, опять понес потери: 123 убитых и 316 раненых, в том числе капитан. Ущерб добавили самолеты 2-й волны. Самолеты Люфтваффе так и не появились. Англичане потеряли 9 убитых и 3 самолета. Ремонт «Тирпица» затянулся еще на 3 месяца.
Еще несколько подобных операций были отложены из-за плохой погоды в апреле – мае 1944 года.
В июне 1944 года «Викториес» и «Индомитебл» покинули Англию и направились на соединение с Восточным флотом в Коломбо, Цейлон. В это время Восточной Флот усиливался для начала наступления против японцев.
25 июля 1944 года «Викториес» и «Илластриес» принимают участие в  операции «Кримсон» по поддержке линкоров, обстреливавших Сабанг. Авиа-группа состоит из 1834, 1836 и 1838 («Корсары») эскадрилий
29 августа 1944 «Викториес», «Илластриес» и «Индомитебл» используются для атаки Паданг, Индарунг и Эммахавен. Авиагруппа состоит из 47 крыла морских истребителей и 822 эскадрильи («Барракуды»). После короткой паузы, 18 сентября «Викториес» и «Индомитебл» атакуют железнодорожный узел на Суматре, а после этого проводит фото разведку на Никобарских островах (операция «Лайт»).
В конце сентября авианосец был в Бомбее для проведения ремонта рулевого механизма. «Викториес» вернулся в строй 6 октября. 17 октября совместно с «Индомитеблом» при поддержке «Ренаун», «Викториес» участвовал в нападении на Ниобраские острова (Операция «Муллет»). Во время вражески атак были потеряны 4 самолета и еще 5 получили повреждения. В начале ноября «Викториес» вернулся в Бомбей для проведения дополнительных работ на рулевом механизме.
Британский Тихоокеанский флот (БНФ) был сформирован в Тринкомали 22 ноября 1944 года из частей Восточного флота. В декабре «Викториес» присоединился к 1 экседре нового флота. Авиагруппа состоит из 1834 и 1836 («Корсары»), 849 («Эвенджеры») эскадрилий. До января 1945 года БНФ находился в Индийском океане с целью проведения тренировок для совместных действий с ВМС США. «Викториес» пробыл в ремонте до января 1945 года и не принимал участие в атаках на нефтехранилища в Бангкалан Брандан (Операция Робсон).
Но уже в январе 1945 года «Викториес» вышел из ремонта и совместно с «Индомитеблом» и «Инплейкаблом» учувствовал в повторной атаке на нефтехранилища Бангкалан Брандан (Операция Лентил). 16 января принимал участие в налетах на японские нефтехранилища и порт на Суматре. В конце января БНФ вышел из Цейлона и направился в свою новую базу – Сидней.
24 января переход был прерван для новых ударов по нефтеперегонным заводам в Палембанге (Операци Меридиан). Первый удар нанесен по Пладжу 43 «Эвенджерами» при поддержке 12 «Файрфлаев» и примерно 50 истребителей. После этой атаки производство на 3 месяца сократилось вдвое, сгорели все цистерны, на земле уничтожены 34 вражеских самолета.
29 января была проведена атака Сунджи Геринга (Операция Меридиан 2). Японская авиация пыталась атаковать корабли флота, но атака была отбита. Общие потери всех авианосец составили 9 самолетов. При этом японцы потеряли 30 самолетов в бою и 38 были уничтожены на земле. После этой атаки производство топлива остановилось на 2 месяца, и до конца войны полностью восстановлено не было. Девять летчиков были захвачены японцами и были казнены в апреле 1945 года.
В начале февраля «Викториес» присоединился к группе TF113  в Сиднее для подготовки к совместным действиям с 5 флотом США. В конце месяца соединение покинуло Сидней для перехода к острову Манус, севернее Новой Гвинеи, присоединившись к 5 флоту США в Улити 25 марта. Целью было нейтрализация аэродромов на Сакасимо Гунто.
С конца марта до 25 мая «Викториес», «Илластриес» (позже заменен «Формидебелом»), «Индефетигебл» и «Индомитебл» сформировали 1 эскадру авианосцев под командованием вице-адмирала Филиппа Виана для атак аэродромов  на островах Сакишима (Операция Айсберг 1 и Айсберг 2) и Формоза (Операция Айсберг Улун).
В ходе этой операции авианосцы подверглись атакам камикадзе. 1 апреля японский камикадзе атаковал «Викториес», но корабль избежал повреждений. 9 мая в авианосец попало два камикадзе. Попадание камикадзе вблизи носового элеватора вызвало пожар и повреждения. Так же повреждения получила полетная палуба, отверстие около 25 кв. футов, а так же палуба была прогнута на площади 144 кв. фута. Второй камикадзе врезался в палубную стоянку на корме, уничтожив 4 «Корсара» и директор 40 мм орудия. Однако бронированная палуба защитила корабль от серьезных повреждений. Полеты возобновились почти сразу, но позднее корабль ушел в Сидней для более основательного ремонта. Три человека погибли, еще 19 получили ранения. 1 июня 1945 года «Викториес» прибыл в Сидней.

Изображение

Слева: Японский камикадзе за мгновение до столкновения
Справа: Камикадзе падает в море в 80 футах от "Викториеса". 1 апреля 1945 года
Внизу: Пожар вызванный попаданием камикадзе. 9 мая 1945 года
После мая 1945 года БТФ вернулся в Сидней и Манус для пополнения запасов и проведения ремонта полученных повреждений. 16 июля Британский флот соединился с 3 флотом США, как соединение TF38, для ударов по Японии. Во второй половине июля самолеты «Викториеса» участвовали в атаках на транспорты и авиабазы на острове Хонсю и в акватории Внутреннего моря. Самолетами авианосца был атакован японский эскортный авианосец «Кайё», который получил тяжелые повреждения и выбыл из строя до конца войны. Английские самолеты в основном не привлекались для атаки основных японских баз, американцы сами предпочитали атаковать их.
11 августа 1945 года из-аз нехватка топлива на кораблях группы обеспечения вынудила БТФ вернуться в Сидней, оставив лишь небольшую группу кораблей в составе 3 Флота.
Капитуляция Японии застала «Викториес» в море во время перехода.
СЛУЖБА ПОСЛЕ ВОЙНЫ

После войны в конце 1945 года «Виктриес» использовался для перевозки военнослужащих в Англию из Австралии и с дальнего Востока. В это время на борту авианосца самолетов не было. Зимой 1946-1947 используется для испытания палубных «Хаукер Сиа Фури» (Марк 10).
В октябре 1947 года авианосец выводиться в запас. В 1948 году его возвращают в строй с уменьшенной командой и без самолетов в состав учебной эскадры Флота Метрополии в Портленде.
В марте 1950 года «Викториес» прибыл в Портсмут для проведения модернизации. Работы на авианосце начались 23 октября 1950, планировалось закончить их через 3 года. Однако по ряду причин окончание работ постоянно переносилось. Сначала на август 1955 года, потом на октябрь 1956 года, а в итоге авианосец вернулся в строй в январе 1958 года. Предполагалась, что модернизация даст возможность использовать до 50 самолетов, но из-за введения в строй новых самолетов группа могла, состоят не более чем из 28 самолетов.
3 февраля 1958 года «Викториес» вышел в море для проведения испытаний. 23 июня на угловую палубу авианосца совершена первая посадка. В сентябре 1958 года авианосец вернулся в Портсмут для того чтобы в конце месяца отправиться в Средиземное море. 13 октября корабль прибыл на Мальту, а так же совершил визиты в Тулон и Мессину. В начале 1959 года вернулся в Портсмут.
В 1959 года авианосец принимал участие в учениях «*** Бриз IV» совместно с «Иглом», «Кентауром» и кораблями союзников, в учениях «Риптайд» совместно с американцами и учениях «Блю Фрост» у берегов северной Норвегии. Так же в 1959 года «Викториес» совершил несколько визитов в Осло, Аархус, Торквей, Норфолк, Бостон и Нью-Йорк.
В январе 1690 года авианосец использовался для испытаний «Букенира». Самолет произвел 31 успешный взлет и посадку. В апреле авианосец прибыл в Портсмут, где встал на мелкий ремонт. В 1960 года «Викториес», не смотря на модификации которые существенно изменили его внешний вид, «изображал» из себя «Арк Роял» во время съемок фильма «Потопить Бисмарк».
В 1961 «Викториес» обеспечивал доставку помощи жертвам наводнения в Кении. Во время перехода в Гонконг «Виториес» получил приказ полным ходом следовать в Персидский залив для того, чтобы обеспечить воздушное прикрытие британским войскам, защищавшим Кувейт от иракской агрессии. Позже был сменен авианосцем «Кентаур» и отправился в Момбасу для отдыха. В декабре снова вошел в состав Флота Метрополии.
2 апреля 1962  года был выведен из состава флота для длительного ремонта в Портсмуте. В июле 1963 года был введен в строй и передан Дальневосточному Флоту, где действовал у берегов Малайзии во время конфронтации с Индонезией.
В середине 1964 года Авианосец прибыл с визитом на военно-морскую базу в Йокосуке. В конце 1964 года был проведен ремонт в Сингапуре, куда из Англии на самолетах был доставлен новый экипаж. С авианосцем такое было проделано впервые.
В 1965 году вернулся в Англию, где 801 эскадрилья получила «Букениры S.2». В июле 1966 года эта эскадрилья провела показательную атаку Гибралтара. Самолеты стартовали с авианосца в Ирландском море. Общая дальность полета составила 2300 миль. После этого авианосец ушел на соединение с Дальневосточным Флотом.
В июле 1967 года «Викториес» прошел через Суэцкий канал перед самым началом арабо-израильского конфликта.  Во время Шестидневной войны находился в районе Мальты, чтобы вмешаться, если потребуется. Когда такая необходимость отпала, авианосец ушел в Портсмут, куда прибыл 21 июня для ремонта.
В ноябре 1967 на корабле произошел пожар и хоть и повреждения были небольшие, корабль не использовался в течение 2 лет.
В итоге «Викториес» был списан и в июне 1969 года долгожитель среди авианосцев типа «Илластриес» был разобран в Фаслейне.

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ФОТО

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

ИСТОЧНИКИ
Автор, в службе после войны исправь 1690 год на 1960.

У этого корабля была насыщенная молодость. Наверняка, его присутствие сыграло не последнюю роль при сопровождении северных конвоев. После войны,он тоже не просто ржавел в доках и активно использовался. А это говорит что авианосец был очень и очень хорош.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Просмотр сообщенияKing_Georg_V (08 Дек 2013 - 19:14) писал:

Автор, в службе после войны исправь 1690 год на 1960.

У этого корабля была насыщенная молодость. Наверняка, его присутствие сыграло не последнюю роль при сопровождении северных конвоев. После войны,он тоже не просто ржавел в доках и активно использовался. А это говорит что авианосец был очень и очень хорош.
Мда, это я мощно в штангу дал. Спасибо, поправлено.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
175
[RN]
Альфа-тестер
1 666 публикаций
1 587 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (08 Дек 2013 - 19:34) писал:

Обоснуй...
Читай...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
197 публикаций
37 боёв

ТС молодец, информация хорошая и легко читается

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 344
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияpod7val (08 Дек 2013 - 19:34) писал:

Читай...
У нас с тобой алфавиты разные.

Борис, ты не прав...(с)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
175
[RN]
Альфа-тестер
1 666 публикаций
1 587 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (08 Дек 2013 - 19:46) писал:

У нас с тобой алфавиты разные.
Борис, ты не прав...(с)
"Боря в соседней комнате" (С)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Просмотр сообщенияpod7val (08 Дек 2013 - 19:31) писал:

БОЯНЪ  :bajan:
Темы конечно пересекаются. Но я пытался рассказать конкретно о "Викториесе", а не в общем обо всех кораблях. Так что позволю себе не согласиться, ну а там на усмотрение модераторов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
180 публикаций

О Victorious'е здесь больше информации, на боян как то не тянет. Не помню кто выложил список кораблей в одной теме. Это же не значит что теперь никто не может делать о них статьи

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Просмотр сообщенияpups877 (09 Дек 2013 - 19:51) писал:

но в той теме много фото которые и здесь были бы к месту!
А какой смысл одни и те же фото таскать по всему форуму, тем более в той теме большая часть фото это не Викториес.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Мне тема понравилась но картинок бы побольше а то текст кажется немного скучноват

 

Ага, комикс не получился, хотя его создание не было целью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
333
[RN]
Репортёр, Альфа-тестер
879 публикаций
3 911 боёв

А может, стоит текст на абзацы разбить? А то нет ни отступов, ни пустых строк между абзацами. Объём текста этого требует-с....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

А может, стоит текст на абзацы разбить? А то нет ни отступов, ни пустых строк между абзацами. Объём текста этого требует-с....

Разделил, в очередной раз. В старом редакторе после каждого изменения разделение "уезжало".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
333
[RN]
Репортёр, Альфа-тестер
879 публикаций
3 911 боёв

Чтобы не уезжало, можно в каждой пустой строке ставить точку. Выглядит это так.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×