Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
OMG_Random

Потопление крейсера ПВО "Ниобе" (Комбинированный удар авиации КБФ СССР по броненосцу "Вяйнямёйнен"), 16.07.1944 г.

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
44 публикации
3 011 боёв

Операция авиации Краснознаменного Балтийского Флота против финского броненосца Вяйнямёйнен

 

Привожу здесь историю обоих кораблей и собственно описание блестящей операции, закончившейся потоплением самого крупного корабля в истории советских ВВС за всю Великую Отечественную Войну... но не того, который являлся целью удара. Впрочем, обо всем по порядку.

!Achtung! Предупреждаю граждан с лимитированным трафиком - под спойлерами фотографии и ссылка на ютуб.

 

fhgs.jpg

 

Итак, приступим.

Начнем непосредственно с главных действующих лиц.

 

Броненосец береговой обороны Вяйнямёйнен (ВМС Финляндии)

iz20.jpg

 

Проектирование и строительство

 

Работы по проекту начались после принятия Государственным Сеймом 30 сентября 1927 года "Морского закона", запустившего первую после обретения независимости кораблестроительную программу Финляндии.

К постройке намечались несколько боевых кораблей, и в том числе — два броненосца береговой обороны водоизмещением по 3800 т. каждый.

 

При конструировании финских броненосцев были учтены специфические условия, в которых должны были действовать создаваемые корабли. Так, для работы во льдах Финского залива корпуса броненосцев были надлежаще подкреплены, а их обводам придали ледокольные формы. Для обеспечения высокой маневренности кораблей в условиях сильно изрезанного шхерами побережья традиционные паросиловые установки были заменены дизель-генераторами, которые питали гребные электромоторы: это позволяло в широком диапазоне менять направление и скорость хода без изменения режима работы дизелей. «Вяйнямёйнен» стал первым в истории надводным боевым кораблем с дизель-электрической установкой и газотурбинным наддувом дизелей.

Силовая установка броненосца имела мощность 6000 л.с, обеспечивая скорость хода 15 узлов. Дальность хода составляла 5000 морских миль.

 

Строительство кораблей проекта должно было осуществляться с широкой межгосударственной кооперацией: всё силовое оборудование поставили германские фирмы, вооружение и броню — шведские, датские и английские.

Финские броненосцы проекта «Вяйнямёйнен» были спроектированы немецко-голландской фирмой «Н. В. Инженерсконтор Вор Схепсбаув». Заказ на постройку был размещен на фирме «Крейтон-Вулкан» в Турку.

Головной «Вяйнямёйнен» был заложен на стапеле 15 октября 1929 г. Следующий в серии броненосец в честь бога-кузнеца из финского эпоса назвали «Ильмаринен».

Строительство корабля велось весьма быстро: уже через 14 месяцев, 28 декабря 1930 г., его спустили на воду. Монтаж главных механизмов произвели к 16 мая 1931 г., артиллерийских орудий — к 25 февраля следующего года. Заводские ходовые испытания закончились 30 июля 1932 г., государственные — 12 сентября, передача флоту состоялась 31 декабря 1932 г

 

Бронирование

 

Броневая цитадель с бортов формировалась 55-мм главным броневым поясом из цементированной никелевой брони. ГБП по высоте перекрывал борт от нижней до главной палубы; до верхней палубы продолжалась 20-мм горизонтальная броня. Траверзные переборки имели толщину 30 мм. Такую же толщину имели и главная (2-я) палуба, настил которой изготавливался из гомогенной брони. Настил верхней палубы состоял из стальных листов толщиной 15 мм и покрывался деревом.

 

Вертикальные продольные переборки, изготовленные из подкрепленной набором листовой стали толщиной 30 мм, в районе миделя отстояли от борта на 2,7 м и играли роль как противоосколочной (выше третьей палубы), так и противоторпедной (ниже третьей палубы) преграды. Таким образом, район расположения главной энергетической установки защищался по традиционной коробчатой схеме продольными переборками (с бортов дополненными 55-мм поясной броней) и главной палубой такой же толщины.

 

Орудийные башни главного калибра защищались 120-мм наклонными лобовыми плитами, изготовленными из цементированной брони марки К-С, борта и крыша — 75-мм, задняя стенка — 50-мм. Барбеты башен имели толщину 100 мм, стенки боевой рубки — 120 мм, крыша — 75 мм.

 

Вооружение

 

Артиллерия главного калибра была представлена четырьмя 254-мм орудиями Бофорса. Вес пушки — 37 т, вес установки — 25,4 т, максимальный угол возвышения 50°, дальность стрельбы — 162 кабельтова (31 км), скорострельность — 3 выстрела в минуту, запас — 60 выстрелов на орудие, вес снаряда — 255 кг.

Погреба боезапаса главного калибра вмещали 260 выстрелов и размещались в нос и в корму от подбашенных отделений.

 

105-мм орудия Бофорса в четырёх спаренных установках имели угол возвышения 85°, скорострельность — 15 выстрелов в минуту.

Скорострельность малокалиберных зенитных пушек составляла: 40-мм Виккерса — 120 выстрелов в минуту; 20-мм Мадсена — 180 выстрелов в минуту.

Но артиллерия Виккерса оказалась ненадежной, и в июле 1941 года её заменили на четыре 40-мм автомата «Бофорс». Количество орудий «Мадсен» осенью 1944 года было увеличено на 8 единиц.

 

Крейсер ПВО Кригсмарине "Ниобе"

 

4a73.jpg

 

Свою долгую жизнь крейсер ПВО "Ниобе" начал как голландский бронепалубный крейсер "Гельдерланд".

"Гельдерланд", один из бронепалубных кораблей типа "Холланд", был спущен на воду в 1898 году. Корабли этого проекта предназначались для замены фрегатов типа «Ачех» в роли быстроходных военных кораблей дальнего радиуса действия. В 1896—1899 годах было построено шесть кораблей этого типа, получивших названия в честь провинций Нидерландов.

 

"Гельдерланд" имел водоизмещение 3 970 тонн, располагал паровой машиной мощностью 10 000 л.с. и развивал скорость до 20 узлов.

Бронирование палубы составляло от 51 до 127 мм.

Вооружен был двумя 150-мм и шестью 120-мм орудиями.

Также имелось по четыре  1 13-фунтовых и 1 1-фунтовых пушки.

Крейсер располагал двумя торпедными аппаратами.

 

После 1920 года крейсера этого проекта были, большей частью, пущены на слом, а "Гельдерланд" и его систершип "Нордбрабант" были переоборудованы в учебный корабль и плавучую казарму соответственно.

На этой службе их и застала оккупация Голландии в 1940 году. "Нордбрабант" тогда был благополучно затоплен, а вот "Гельдерланд" ждала другая судьба.

 

Одной из реалий Кригсмарине во Второй Мировой войне было использование плавбатарей ПВО. Плавучие батареи – отчаянная попытка противостоять налетам англо-американской бомбардировочной авиации. Списанные или трофейные (голландские и норвежские) боевые корабли переоборудовались в зенитные батареи и ставились на якорные стоянки с целью встречать бомбардировщики союзников на подлете к побережью. Помимо 105, 40, 37 и 20-мм зенитных орудий, плавучие батареи оборудовались самыми совершенными для своего времени радарами и системами связи. Несмотря на сходный набор вооружения, плавучие батареи радикально отличались от англо-американских крейсеров ПВО (antiaircraft cruisers), поскольку в большинстве случаев не имели силовой установки и перемещались только посредством буксировки. Батареи получали, как правило, персонажей древнегреческой мифологии: «Нимфа», «Ариадна» и т.п.

 

"Гельдерланд" (переименованный немцами в "Ниобе") был переоборудован в течение 1941-44 гг. и являлся исключением – он сохранил собственную двигательную установку и был способен развивать скорость до 16 узлов.

Его вооружение состояло из 8 тяжелых 105-мм зенитных орудий и двадцати четырех 20-мм автоматов «Эрликон» в счетверенных и спаренных установках. Мостик и надстройки корабля были защищены броней, а палуба залита толстым слоем бетона. Экипаж крейсера насчитывал до 350 человек. Существенным фактором было наличие на борту радиолокатора.

 

Учитывая все возрастающую угрозу от советской авиации, с помощью «Ниобе» решили усилить ПВО Хельсинки и Котки. Именно в Котке спустя несколько месяцев после ввода в эксплуатацию "Ниобе" и застали описываемые события.

 

12.07.1944. Прелюдия

Обнаружение "Ниобе"

 

8 июля 1944 г. воздушная разведка Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) обнаружила приход в Хельсинки большого боевого корабля, который идентифицировали как финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен». Идентифицировали ошибочно, приняв за него немецкий крейсер ПВО "Ниобе". Размеры этого корабля были примерно такие же, как у «Вяйнямёйнена», правда, по внешнему виду были заметные отличия, но ведь у финнов не было других крупных кораблей.

 

Финны очень берегли свой единственный броненосец, и научились превосходно маскировать его в шхерах, в небольших проливах и лагунах, у скалистых и покрытых лесом островов.  Еще во время советско-финской войны наши летчики прозвали «Вяйнямёйнен» кораблем-призраком. Несколько раз его удавалось обнаружить, но налеты советской авиации не принесли желаемого результата. С началом Великой Отечественной войны охота за броненосцем возобновилась с еще большей активностью.

 

12 июля корабль перешел еще восточнее, в порт Котка – главную маневренную базу легких сил ВМС Финляндии и Германии в Финском заливе. Командование КБФ сделало вывод, что противник готовится применить броненосец в боях за Выборгский залив. Адмирал Трибуц и его штаб хорошо помнили, сколько неприятностей принесли «Вяйнемяйнен» и однотипный с ним «Ильмаринен» во время обороны п-ова Ханко в 1941 г. Второй корабль в том же году погиб на мине, но «Вяйнемяйнен» оставался в строю и теперь, действуя из шхер, мог изменить ситуацию на данном участке в пользу немецко- финской коалиции, тем более что советский флот располагал там кораблями не крупнее канонерской лодки.

 

Первая атака

 

Порт Котка имел сильную противовоздушную оборону. На возвышенностях вокруг города было установлено 12 зенитных батарей с орудиями крупного и среднего калибра. Суммарно они могли сделать более 3 тысяч выстрелов в минуту. При заходе на цель самолет должен был находиться в зоне зенитного огня не менее трех минут. Это значит, что надо преодолеть зону, насыщенную 9 тысячами рвущихся снарядов, а затем повторить это при выходе из атаки. Над этим портом было сбито немало наших самолетов.

 

Первую операцию готовили в большой спешке, что отразилось на ее результативности. 12 июля в 19.22 и 20.50 было осуществлено два налета силами 12-го ГвБАП (Гвардейский  бомбардировочный авиаполк).

Атаковали 30 Пе-2, которые вел командир полка Герой Советского Союза подполковник В.И. Раков. Во время налета на корабль было сброшено 70 бомб, однако прямого попадания добиться не удалось. Противник понес лишь некоторые потери в личном составе от осколков бомб. Зенитным огнем были сбиты две «пешки», еще одна машина села на воду при возвращении.

 

После налета на аэродром приехал нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов. В беседе с ним Раков объяснил, что причиной неудачи является слабое обеспечение операции и недостаточная натренированность летного состава в бомбометании по точечной цели. Нарком приказал освободить полк Ракова от боевых заданий для тренировок летного состава и обещал помочь с прикрытием атакующей группы

 

16.07.1944. Комбинированный удар

Планирование операции

 

Хотя на подготовку следующего налета было отпущено всего четыре дня, он стал одним из самых тщательно спланированных и организованных в истории советской военно-морской авиации. Отвечавший за исход операции командующий ВВС КБФ М.И. Самохин и его штаб сумели продумать план до мелочей. Непосредственно по цели решили нанести комбинированный удар двумя группами пикирующих бомбардировщиков (24 Пе-2 из 12 ГвБАП, ведущий п-к Раков) и одной группой топмачтовиков (4 Douglas A-20G, 51й МТАП, ведущий п-к Пономаренко). Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000. Их должны были прикрывать и обеспечивать более 100 самолетов (!), которые вошли в состав следующих групп:

  • подавления ПВО (23 Ил-2, 47 ШАП ),
  • сопровождения (30 Як-9 и 24 ЛаГГ-3 из 21, 9 и 11 ИАП),
  • расчистки воздушного пространства (16 Ла-5, 1-я ГвИАД),
  • демонстративного удара и наведения топмачтовиков (6 Пе-2, 12 ГвБАП),
  • доразведки цели и фиксирования результатов удара (6 Як-9, 15 ОРАП).

 

Согласно плану, топмачтовикам предстояло нанести удар 16 июля в 17.00. При планировании был четко определен порядок взаимодействия всех групп. За 10-8 минут до удара в район цели выходили Ла-5; за 8-6 минут штурмовики начинали обрабатывать береговые зенитные батареи, которых, по данным разведки, насчитывалось 12; за 7 минут появлялись пикировщики.

fl0c.jpg

 

Удар по кораблю

 

В день проведения операции самолеты поднялись со своих аэродромов в 15.51-16.17. Полет по маршруту проходил без противодействия противника на высоте 3000-3500 м тремя основными группами строем колонн с дистанцией между группами 1-1,5 км. В 16.52 нанесли удар штурмовики 47-го ШАП, ведущими которых были к-н А.Н. Борисов и ст. л-т Г. Попов. В результате четыре береговые батареи были полностью подавлены, а огонь остальных значительно ослаблен.

 

Затем в дело вступили 22 пикировщика 12-го Гв. ПБАП (ведущие подп-к В.И. Раков и к-н А.И. Барский). В пологом пикировании с высоты 3000 м до 2000 м они сбросили по кораблю 44 ФАБ-250 и столько же ФАБ-100. Экипажи наблюдали 4 прямых попадания и 12 близких к цели разрывов. Через 5 минут отбомбилась шестерка Пе-2 демонстративной группы, сбросившая по 8 ФАБ-250 и ФАБ-100. Она также добилась прямых попаданий, хотя от нее, прежде всего, требовалось удерживать зенитки в поднятом положении перед атакой топмачтовиков, которые как раз выходили на цель.

 

Топмачтовики вышли на цель из-за островов на высоте 30 метров. Первую пару "Бостонов" вел помощник командира 51-го МТАП п-к И.Н. Пономаренко. К нему присоединился ведомый второй пары л-т И.К. Савченко, оторвавшийся от своего ведущего. Ровно в 17.00 три А-20 на скорости 500 км/ч сбросили 6 ФАБ-1000 с высоты 30 м. По докладам находившихся вверху истребителей прикрытия, две бомбы угодили в корму и среднюю часть цели, над которой поднялся высокий столб черного дыма. Группа доразведки из 15-го ОРАП наблюдала, как корабль получил крен до 40° и лег на левый борт.

 

К моменту подхода топмачтовиков крейсер, получивший несмертельные, но все же попадания бомб с Пе-2, выглядел уже довольно плохо. Поэтому вторая пара "Бостонов" перенацелилась на стоящие по соседству транспорты.Ведущий второй пары топмачтовиков к-н М.В. Тихомиров доложил, что потопил транспорт водоизмещением в 6000 т, но авиаразведка это не подтвердила. Во время налета вражеские зенитчики оказывали исключительно активное противодействие, однако тщательно продуманный план и скрупулезное его выполнение позволили минимизировать потери. Из 132 самолетов, принимавших участие в операции, был сбит лишь один А-20. Еще три самолета получили повреждения, но вернулись на базы. Авиация противника в воздухе вообще не появилась, и советским истребителям из 9-го, 11 -го и 21-го ИАП в бой вступать не пришлось.

 

Крейсер, получив крен на левый борт, впоследствии затонул. На поверхности были видны только дымовая труба и часть надстроек.

 

Взгляд с другой стороны прицела

 

По немецким данным, 16 июля 1944 г. корабль находился в своей операционной зоне северо-восточнее Котки у восточного побережья о. Халленсаари и был подвергнут массированному налету советской авиации, в котором приняли участие 52 Пе-2, 42 Ил-2, 8 «Бостонов» и 30 ЛаГГ-3. Между 15.45 и 16.20 по берлинскому времени они атаковали «Ниобе» несколькими последовательными группами с южного направления, со стороны солнца, с высот 5000-100 м, используя бомбы, торпеды и бортовое стрелково-пушечное вооружение.

 

А вот строки из рапорта командира корабля: «Первое попадание (бомба АО-10 с Ил-2) последовало в 105-мм орудийную установку №7. После взрыва боезапаса орудийный ствол был сброшен с лафета и упал за борт, весь его расчет погиб. Начавшийся пожар был сразу ликвидирован подоспевшей спасательной партией. Вскоре последовало попадание ФАБ-100 с Пе-2 в 105-мм орудие – весь расчет, орудие и боезапас уничтожены. Несмотря на это, корабль сохранял боеготовность и вел активный заградительный огонь, сбив 3 самолета Пе-2 (ага, как же - прим.) . Затем последовали два попадания ФАБ-250 в вентиляционную трубу у машинного отделения и два ФАБ-100 в носовую и кормовую батареи. Управление огнем было полностью нарушено, теперь командиры орудий огонь вели самостоятельно. Им удалось сбить еще 7 самолетов (как видим, немцы значительно преувеличили количество участвовавших в атаке самолетов и понесенные ими потери. – прим.). Много бомб упало в воду вокруг «Ниобе», вызвав большие потери среди личного состава от осколков. После этого четыре бомбардировщика «Бостон» с очень малой высоты сбросили торпеды (фугасные бомбы калибра 1000 кг, в действительности - прим.), две из которых попали в правый борт «Ниобе», после чего корабль получил сильный крен. Борьба экипажа за свой корабль стала безнадежной. Только одна счетверенная 20-мм зенитная установка на корме могла продолжать вести огонь». В 16.08 командир отдал приказ покинуть корабль. Однако «Ниобе» еще держался на плаву и затонул на мелководье в 17.40 только после того, как достиг крена в 50°.

 

Затонувший "Ниобе"

zmc6.jpg

 

 

Разбор полетов

Четырем участникам операции было присвоено звание Героя Советского Союза, а В.И. Раков был удостоен второй золотой Звезды Героя.

 

До сих пор не установлены точные потери среди личного состава корабля. Непонятно, почему из штатного экипажа в 383 человека во время атаки на борту находились только 300. Согласно официальным немецким данным, погибли 3 человека, 60 пропали без вести, 83 получили ранения, из них 12 – тяжелые. По данным таких авторитетных зарубежных историков, как Майстер и Израэль, количество жертв оказалось значительно большим: 86 убитых и 89 раненых. Известный финский историк Экман вообще утверждает, что на борту «Ниобе» находилась усиленная команда в 397 человек, из которых погибли 255! В любом случае недолгий боевой путь корабля и его экипажа бесславно завершился в неглубоких водах Финского залива.

 

Итак, в сухом остатке имеем - авиация Балтфлота провела блестящую операцию, однако потопила вовсе не тот корабль. Несмотря на фотоснимки, полученные до, в момент и после удара, штаб ВВС КБФ до 1947 г. был уверен – на дно удалось пустить именно финский броненосец, что не опровергали и сами финны. Да и материальное подтверждение этой значимой победы было налицо: на подходе к Котке из воды торчали мачта, верх трубы и мостик крупного корабля. Но неожиданно авиаразведка обнаружила на одной из якорных стоянок целый и невредимый «Вяйнемяйнен». Разразился тихий скандал, ведь слишком многим высоким чинам надо было отвечать за получение наград.

 

На флоте еще долго ходила байка о неком балтийском летчике, которого в 1940 и 1944 гг. наградили за потопление «Вяйнемяйнена», а в 1947 г. – за его обнаружение). От греха подальше финны поспешили передать злосчастный броненосец в счет репараций, после чего он еще долго находился в составе КБФ под новым названием «Выборг».

 

Легкий крейсер "Адмирал Макаров" и монитор "Выборг" на Неве. Ленинград, ноябрь 1947 года

pra4.jpg

 

С 1 марта 1947 г. производилась приемка корабля, а 24 марта на него заселился советский экипаж. На другой день на броненосце подняли Военно-морской флаг Советского Союза. 24 апреля корабль получил новое название — "Выборг". 29 мая, в присутствии финских специалистов, прошли ходовые испытания с отстрелом всей артиллерии. По их результатам в 23.00 подписали акт о приеме корабля советской стороной. 7 июня он перешел к месту постоянного базирования в ВМБ Порккала-Удд. Дальнейшую службу "Выборг", переклассифицированный в морской монитор, проходил в этой базе, а затем в Кронштадте. В 1953 г. корабль встал в средний ремонт в Талине. В ходе его Выборгу заменили стальные винты на латунные, главные дизеля марки 39/42Р фирмы «Крупп» на аналогичные марки 46аб той же фирмы, установили новую радиоаппаратуру и навигационную радиолокационную станцию «Нептун». В 1957 г. корабль вышел из ремонта, но с ноября 1958 г. по ноябрь 1959 г. его поставили на холодное хранение, а затем законсервировали и вывели в резерв. Там он находился до 25 февраля 1966 г., когда Выборг разоружили и сдали для разборки на металл.

 

Использованные источники и другие ссылки по теме

 

 

 

И на закуску - ссылка на видео реконструкции налета посредством авиасимулятора "Ил-2 Штурмовик". Ролик авторства сквада =Hot Heads=

Видео смонтировано в далеком 2007 году, потому ФуллХД версии не нашел. Чем богаты, как говорится.

 

 

 

 

Изменено пользователем OMG_Random
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

"Гельдерланд" имел водоизмещение 3 970 тонн, располагал паровой машиной мощностью 10 000 л.с. и развивал скорость до 100 узлов.

 ....эммм что....

 

статья то хорошая, но пожалуйста проведите повторную вычитку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
44 публикации
3 011 боёв

 ....эммм что....

 

статья то хорошая, но пожалуйста проведите повторную вычитку.

Да, фигня получилась. Предполагалось 20 узлов. Исправлено. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
21 публикация

100 узлов...Это немного не вязалось с моим пониманием скорости на море:popcorn:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
44 публикации
3 011 боёв

100 узлов...Это немного не вязалось с моим пониманием скорости на море:popcorn:

Банальная опечатка, исправленная к тому моменту уж три часа как. Неужели, не было более содержательного комментария?  :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
787 боёв

хорошая  статья..  очень  по  радовала  с  утра..  по  читал  с  удовольствием ..

большое  спасибо 

музыка  в  видео с  трансформеров :great: 

Изменено пользователем kefir033

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
2 828 боёв

спасибо за статью, закусочное видео очень понравилось! молодец:medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
44 публикации
3 011 боёв

Кстати, с меня еще список ссылок по теме - совсем забыл о нем. Внесу в ближайшее время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

Хорошая тема, Спасибо.

Прочитал и видео посмотрел с удовольствием.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
267 публикаций
:honoring:Юнга-да ты прямо на кап-раз тянещь!!:honoring:Молодец-статья очень понравилась,подобрал схемы и фото!!!Держи+да и опечатки оперативно исправил-так держать!!Жду продолжения:medal:Вот он согласованный и продуманный удар авиации по цели-учиться надо))Спасибо!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
44 публикации
3 011 боёв

:honoring:Юнга-да ты прямо на кап-раз тянещь!!:honoring:Молодец-статья очень понравилась,подобрал схемы и фото!!!Держи+да и опечатки оперативно исправил-так держать!!Жду продолжения:medal:Вот он согласованный и продуманный удар авиации по цели-учиться надо))Спасибо!!

 

Danke schon :) Если за что-то взялся - делай хорошо, я так считаю :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×