Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Легкий крейсер типа "Светлана"

 

5a204d07bfb1.jpg

 

История проекта:

    Лёгкие крейсера типа «Светлана» — первые, в своём подклассе, паротурбинные корабли русского флота.

 

    Эскизный проект разработан Путиловским заводом в 1907—1913 годах, с учётом опыта применения бронепалубных крейсеров в русско-японской войне и мировых тенденций развития кораблей класса крейсер. Рабочие проекты кораблей для северных и южных судостроительных заводов России, разрабатывались на основе единого эскизного проекта, но с учётом местного опыта проектирования, особенностей производства и условий снбжения комплектующими изделиями.

В 1913—1914 годах, всего было заложено 8 однотипных лёгких крейсеров: на северных верфях — 4 единицы, типа «Светлана» — для Балтийского моря, а на южных верфях — 4 единицы типа «Адмирал Нахимов» — для Чёрного моря.

 

Схема проекта (Внимание! Схемы в большом разрешении!):

 

f97d4b2afb36.jpg

 

a0c68149980f.jpg

 

 

 

 

Легкие крейсера типа "Светлана" для Балтийского флота

    Легкие крейсера типа "Светлана" для Балтийского флота строились согласно дополнительной кораблестроительной программы 1907-1917 гг., которая предусматривала реализацию мировых тенденций развития кораблей класса крейсер с учётом опыта применения бронепалубных крейсеров в русско-японской войне. Главный Морской Штаб России (ГМШ) разработал тактику ведения морского боя, основанную на использовании боевых эскадр. В состав боевой эскадры входили такие тактические единицы, как дивизия для линкоров, бригада для крейсеров, дивизионы для эсминцев и других более мелких кораблей. Количественный состав кораблей в тактической единице был кратен четырем. Эта система оказала влияние на разработку кораблестроительных программ и методов проектирования кораблей. По мнению МГШ, флот должен был строиться целыми эскадрами. На Балтике и Черном море предполагалось иметь по одной боевой эскадре. Для выполнения этой системной задачи были проведены конкурсы среди отечественных судостроительных заводов. В результате конкурса, МТК выбрал, для строительства крейсеров Балтийского моря проекты Путиловского и Ревельского заводов. Одним из главных требований МТК была полная унификация (общие чертежи и спецификации) всех кораблей предназначенных для Балтийского флота. В результате внесения многочисленных изменений и исправлений в проекты удалось добиться почти полной их идентичности. Получившийся совместный проект двух заводов и был утверждён к постройке морским министром И.К. Григоровичем 18 декабря 1912 года. Заказы на серию из четырёх лёгких крейсеров для Балтийского флота были размещены на "Русско-Балтийском судостроительном и механическом акционерном обществе" (лёгкие крейсера "Светлана" и "Адмирал Грейг") и Путиловской верфи (лёгкие крейсера "Адмирал Спиридов" и "Адмирал Бутаков"). Все 4 крейсера были заложены в ноябре 1913 года: в Ревеле/Таллин ("Светлана" и "Адмирал Грейг"), в Петербурге ("Адмирал Спиридов" и "Адмирал Бутаков"). Новые лёгкие крейсера предназначались для решения тех же задач, что и их предшественники - бронепалубные крейсера: ведение разведки при эскадре, огневой поддержки соединений эсминцев. Отличие же их от бронепалубных крейсеров заключалось в наличии бортового бронирования, увеличенной до 30 узлов скоростью хода, лучшей мореходностью, более современным артиллерийским вооружением и паротурбинными силовыми установками.

 

    Корпус крейсера выполнялся из симменс-мартеновской стали методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный киль, фор- и ахтерштевни, полубак, верхнюю и нижнюю палубы, две платформы в оконечностях - носовую и кормовую, а так же трюм, второе и третье дно. Вертикальный внутренний киль простирался по всей длине корабля и на всём его протяжении имел водонепроницаемую конструкцию. Набор включал 129 составных шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Двойное дно простиралось на протяжении всего корпуса корабля и включало боковые стрингеры с каждого борта. Третье дно располагалось в районе машинных и котельных отделений, что дополнительно обеспечивало жёсткость и водонепроницаемость корпуса. Для снижения качки вдоль корпуса корабля устанавливались бортовые кили из стальных листов толщиной 9-мм и успокоители качки системы "Фрама". Наружная обшивка выполнялась из стальных листов и крепилась к набору с помощью заклёпок. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 76-мм. Нижняя палуба покрывалась линолеумом. На полубаке тиковый настил имел толщину 76-мм. Основной защитой корабля служили два броневых пояса. Главный броневой пояс из цементированных плит крупповской стали толщиной 75-мм, располагался ниже нижней палубы и простирался почти по всей длине корабля, заканчиваясь броневым траверзом толщиной 50-мм в районе 125-ого шпангоута. Нижняя часть главного броневого пояса, который имел высоту 2,1 метра, опускалась ниже ватерлинии на 1,2 метра и опиралась на бортовые кромки платформ. Верхний броневой пояс из листов нецементированной крупповской стали толщиной 25-мм, имел высоту 2,25 метра и проходил по всей длине корабля, охватывая борт от верхней до нижней палубы. Броневые листы нижней и верхней палуб имели толщину 20-мм, а кормовой подзор, начинавшийся от броневого траверза, защищался 25-мм броней. Боевая рубка состояла из двух ярусов и имела вертикальные стены из 75-мм нецементированной крупповской брони, бронированные крышу и подшивку толщиной 50-мм. Основание боевой рубки от нижней части до верхней палубы, кожухи дымовых труб на протяжении от верхней до нижней палубы (первая труба - до палубы бака) защищались 20-мм бронёй из нецементированной стали. Выше верхней палубы все элеваторы подачи боеприпасов к орудиям имели броневые кожухи из нецементированной крупповской стали толщиной 25-мм. Орудия главного калибра, расположенные на верхней палубе и палубе полубака, защищалась броневыми щитами толщиной 25-мм. Жилые помещения команды (матросов и унтер-офицеров) размещались в нижней палубе, где к подволоку (потолку) крепились подвесные койки (парусиновые гамаки с матрасами, набитыми крошеной пробкой). В дневное время они сворачивались особым образом вместе с постельным бельем, выносились на верхнюю палубу и укладывались в специальные коечные сетки (траверзы). Эти плотно увязанные "коконы", благодаря пробковой набивке матрасов, обладали плавучестью и служили в качестве спасательных средств. Личные вещи и обмундирование команды хранились в металлических ящиках - рундуках. В часы приема пищи здесь же подвешивались к подволоку (потолку) металлические, покрытые линолеумом столы и устанавливались металлические баночки (скамейки). Командир крейсера и старший офицер размещались в кормовой надстройке на верхней палубе. Офицеры корабля располагались в каютах расположенных в кормовой части нижней палубы и принимали пищу в кают-компании, которая размещалась в самой корме от борта до борта. Для хранения запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной на платформе рядом с помещением рефрижераторной машины. 

    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 19 отсеков:

  1. Носовой отсек (0-8-й шпангоуты);
  2. Жилой отсек (8-15-й шпангоуты);
  3. Якорно-шпилевой отсек (15-22-й шпангоуты);
  4. Отсек динамо-машин (22-33-й шпангоуты);
  5. Первый котельный отсек (33-38-й шпангоуты);
  6. Второй котельный отсек (38-43-й шпангоуты);
  7. Артиллерийский отсек (43-46-й шпангоуты);
  8. Третий котельный отсек (46-51-й шпангоуты);
  9. Четвёртый котельный отсек (51-56-й шпангоуты);
  10. Пятый котельный отсек (56-61-й шпангоуты);
  11. Артиллерийско-торпедный отсек (61-66-й шпангоуты);
  12. Шестой котельный отсек (66-71-й шпангоуты);
  13. Седьмой котельный отсек (71-76-й шпангоуты);
  14. Носовой машинный отсек (76-87-й шпангоуты);
  15. Кормовой машинный отсек (87-98-й шпангоуты);
  16. Артиллерийский отсек (98-103-й шпангоуты);
  17. Отсек турбогенераторов (103-108-й шпангоуты);
  18. Провизионный отсек (108-112-й шпангоуты);
  19. Румпельный отсек (112-129-й шпангоуты).

 

    Силуэт крейсера имел две стальные мачты, три трубы с вентиляционными раструбами, боевую и штурманскую рубки, мостики. Шпоры (основания) мачт крепились к нижней палубе.

 

    Водоотливная, автономная система крейсера включала в себя водоотливные электрические насосы высокой производительности. Вода откачивалась через отливные трубы из любого отсека.

 

    Осушительная система предназначалась для удаления воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб. Система включала трубу, которая проходила по настилу второго дна вдоль всего крейсера от форпика до кормового дейдвудного отделения. Труба имела приемные отростки и разобщительные клапана. Осушение происходило с помощью помп.

Пожарная система состояла из общей трубы, проложенной под нижней палубой. Отростки от магистрали вели к верхней палубе и заканчивались поворотными медными рожками для подсоединения пожарных шлангов. Вода в систему подавалась отдельным насосом пожаротушения.

Система затопления была предусмотрена для выравнивания крена и дифферента корабля в боевых условиях, а также для затопления погребов боезапаса в случае повышения в них температуры сверх безопасного уровня. Затопление отделений крейсера производилось открыванием кингстонов.

Рулевое устройство состояло из рулевой машины и двух рулей, которые имели разную площадь поверхности. Основной штурвал был установлен в боевой рубке. Вспомогательный штурвал в ходовой рубке. Ручной (аварийный) штурвал помещался в рулевом отделении.

Спасательные средства крейсера состояли из двух моторных катеров длиной 36 футов, двух 14-вёсельных рабочих катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Все плавсредства, кроме моторных катеров, размещались побортно и оснащались поворотными шлюпбалками.

 

    Главная энергетическая установка крейсера механическая четырёхвальная с четырьмя паровыми турбинами и 13 котлами, расположенными в четырёх машинных и семи котельных отделениях. Машины передавали вращение на четыре бронзовых трёхлопастных винта: 
    Паровая турбина системы "Кёртис-АЭГ-Вулкан" 

   Паровая турбина системы "Кёртис-АЭГ-Вулкан" - автономная, многоступенчатая, активно-реактивная с начальным рабочим давлением пара в 14 атмосфер, имела мощность 10700 л.с. Пар в турбине расширялся, проходя последовательно 30 ступеней (13 активных и 17 реактивных) переднего хода, четыре активные ступени скорости и шесть ступеней давления заднего хода. Ротор ковался из сименс-мартеновской стали, а лопатки всех ступеней изготовлялись из тянутой латуни. Снаружи устройство было заключено в два крепких корпуса, где турбина заднего хода непосредственно примыкала к корпусу турбины переднего хода и крепилась к его заднему днищу. Турбина заднего хода развивала мощность около 35 % мощности турбины переднего хода. Подвод свежего пара осуществлялся через три сопловые коробки - две главные для полного переднего хода (по 21 соплу) и одну - для экономического (10 сопел). Отработанный пар из турбины поступал на свой конденсатор с охлаждающей поверхностью 560 м2, прокачиваемый забортной водой центробежным циркуляционным насосом, идущей также на охлаждение подшипников и маслоохладителей системы смазки. Проходя через конденсатор, пар охлаждался до состояния воды и с помощью центробежного насоса поступал к котлам для нагрева. Турбины разделялись: на турбины переднего и заднего хода, а также на турбины высокого и низкого давления. Смазка турбины осуществлялась форсированно, по замкнутому циклу и включала две масляные помпы, фильтр и маслоохладитель. Две носовые турбины работали на правый и левый внешние валы, а две кормовые турбины - на левый и правый средние валы. Суммарная мощность турбин достигала 50 000 л.с. при частоте вращения 650 об/мин, что обеспечивало достижение скорости 29,5 узла. При форсированном режиме эти значения возрастали - мощность достигала 56 000 л.с. при частоте вращения 680 об/мин, а скорость хода - 30,5 узла. 

    Котёл системы "Ярроу-Вулкан"

   Котёл системы "Ярроу-Вулкан" - водотрубный, треугольного типа, вырабатывал пар давлением в 17 атмосфер и имел круглые водяные коллекторы с прямыми трубками только в средней части, концы же трубок изгибались по дуге большого радиуса, с целью достижения ввода в водяной коллектор нормально к поверхности. Нормальный запас угля включал 130 тонн и нефти 500 тонн, что позволяло крейсеру пройти около 472 мили при скорости хода в 29,5 узлов и 576 миль при скорости хода в 24 узла.

 

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 225 В и включала 2 турбогенератора мощностью по 125 кВт каждый и 2 дизель-генератора мощностью по 75 кВт. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи для питания станции ходовых огней и электрических указателей положения пера руля. Для освещения жилых и служебных помещений могли использоваться переносные пиронафтовые фонари. Система электроснабжения имела два ГРЩ (главных распределительных щита), которые выполняли одинаковые функции и могли работать, как автономно, так и совместно. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы.

 

 

    Вооружение крейсеров:

  • 15 одноствольных 130-мм орудий Б-2 Обуховского завода с длиной ствола 55 калибров, расположенных на палубе полубака, на спонсонах средней части верхней палубы, на крыше кормовой надстройки, в бортовых плутонгах (батареях) на верхней палубе. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке с центральным штыром. Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Подъемный механизм секторный. Поворотный механизм червячного типа. Высота оси цапф от основания тумбы 1320-мм, от основания барабана 1635-мм. Орудие имело броневой коробчатый щит толщиной 25-мм, такой же толщины осуществлялось и бронирование казематов. Сектора обстрела орудий, равнялись 130-165°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Время заряжания орудия составляло около 9 секунд. Заряжание картузное. В состав боекомплекта, из 175 выстрелов на ствол, входили полубронебойные и фугасные снаряды весом 36,86 кг с взрывчатым веществом весом 4,74-3,9 кг и взрывателем 1913 года. Угол максимального возвышения орудия доходил до +30°, а скорость снаряда составляла 861 м/с при максимальной дальности стрельбы в 20,3 км. Полный вес установки 17,16 тонны.
  • 4 одноствольных 63,5-мм пушек Лендера с длиной ствола 38 калибров, установленных побортно, открыто на полубаке, на кормовой надстройке. Орудие стальное, нарезное, с вертикальным клиновым затвором, размещалось на тумбовом станке. Диаметр фланца тумбы 873-мм. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас включал шрапнель весом в 4,04 кг и дистанционные толовые гранаты весом 3,73 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -5° до +75°. При начальной скорости снаряда в 686 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла до 6,8 км. Высота линии огня над палубой 1427 метров. Вес установки доходил до 1,3 тонны.
  • 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных попарно на крыльях носового мостика. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  • 2 однотрубных 450-мм подводных торпедных аппаратов (ТА), расположенных между 61 и 63 шпангоутами. Стрельба самодвижущимися минами Уайтхеда (торпедами) производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 узлов. Торпедные аппараты были жестко связаны с корпусом крейсера, и их наводка производилась кораблем с помощью двух прицелов (по одному для каждого аппарата), установленных в боевой рубке. Кроме того, по одному прицелу имелось у самих аппаратов. Все помещения минных аппаратов соединялись с боевой рубкой телефонами и переговорными трубами. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ около 100 кг при весе самой торпеды в 810 кг. Скорость хода торпеды составляла 43 узла при дальности действия до 2 км, 30 узлов - при дальности 5 км и 28 узлов - при дальности 6 км. Боекомплект состоял из 6 торпед. По три торпеды хранились в отделении подводных аппаратов.
  • 70 шаровых мин заграждения, которые могли быть установлены как с минного плотика, так и с борта корабля. Мина имела ударно-механический взрыватель с капсюльным запалом и корпус в виде шара из листового железа. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 135 кг с зарядом тротила весом 100 кг. Глубина места постановки составляла до 130 метров с помощью гидростатической системы, которая автоматически устанавливала мину на заданное углубление.

 

    Cистема управления артогнём "Гейслера":

  • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
  • Прибор для передачи показаний дальномера в боевую рубку. В боевой рубке и у орудий ставились принимающие приборы.
  • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
  • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
  • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
  • Станция измерительных приборов, размещённая в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
  • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
  • Станция трансформаторов.

 

    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал, какие артустановки 130-мм калибра и какой род снарядов необходимы для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения к АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 225/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым орудия открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 130-мм орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром плутонга или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

 

    На крейсере устанавливались магнитные компасы (главный носовой (10-дюймовый) магнитный компас, путевой (7,5-дюймовый) магнитный компас у штурвала, боевой путевой (7,5-дюймовый), главный кормовой (10-дюймовый), нижний боевой (7,5-дюймовый) в румпельном отделении у штурвала. Все компасы, независимо от места их расположения, были снабжены девиационными приборами и мягким судовым железом, с помощью которых уничтожалась девиация, т. е. сводилось к минимуму влияние окружающего железа.

 

 

    Крейсера в составе проекта:

"Светлана" 

    Спущена на воду 28 ноября 1915 года. Во второй половине ноября 1917 года крейсер был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе. Общая готовность корабля на тот момент составляла: по корпусу — 81%, по механизмам — 75 %. В связи с Революцией и Гражданской войной в строй введён не был, а сдан на длительное хранение. 

 

    Достройка легкого крейсера "Светлана"("Профинтерн"). Проводилась по первоначальному проекту с незначительной модернизацией на Балтийском заводе с 1924 года. Модернизация в основном заключалась в установке 9 новых зенитных 75-мм орудий системы Меллера взамен устаревших 63,5-мм противоаэропланных пушек Лендера и 3 трёхтрубных надводных торпедных аппаратов (ТА) диаметром 450-мм дополнительно, к двум подводным ТА. В результате модернизации несколько увеличилась численность экипажа крейсера, а также масса некоторых запасов (минных, артиллерийских и шкиперских, питьевой воды и провизии), полное водоизмещение корабля увеличилось до 8170 тонн. 

5 февраля 1925 г. в соответствии с приказом по Морским силам РККА крейсер сменил своё название на «Профинтерн». 

    Модернизация легкого крейсера "Профинтерн"("Красный Крым"). Проводилась во время капитального ремонта на Севастопольском морском заводе имени С. Орджоникидзе с 1935 года по 1938 год. Она заключалась в обновлении и усилении зенитного и минного вооружения, а так же все главные котлы были переведены на жидкое топливо. В частности, на крейсере были установлены 100-мм зенитные орудия системы Минизини, взамен частично демонтированных 75-мм зениток образца 1928 года, зенитные полуавтоматические 45-мм пушки 21-К, зенитные пулемёты ДШК. Вместо трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов были установлены два новейших трёхтрубных 533-мм аппарата и демонтированы подводные траверзные торпедные аппараты. В результате модернизации несколько увеличилась численность экипажа крейсера, а также масса некоторых запасов (минных, артиллерийских и шкиперских, питьевой воды и провизии).

31 октября 1939 г. в соответствии с приказом по Морским силам РККА крейсер сменил своё название на «Красный Крым».

 

    Фотографии легкого крейсера "Красный Крым":

 

f06f79dfacbb.jpg

 

fa9e94d0de82.jpg

 

 

 

    *Дополнительная информация:

Подробное описание и историю легкого крейсера "Красный Крым" Вы можете узнать, пройдя в соответствующую тему на форму World of Warships по ссылке:

http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/2331-история-крейсера-красный-крым/page__hl__%2Bсветлана__fromsearch__1

 

"Адмирал Бутаков" 

    Спущен на воду 23 июля 1916 года. Вследствие Октябрьской революции и последовавшей Гражданской войны постройка корабля была приостановлена. В строй не вводился. Сдан на длительное хранение.

 

"Адмирал Спиридов" 

    Спущен на воду 27 августа 1916 года. Вследствие Октябрьской революции и последовавшей Гражданской войны постройка корабля была приостановлена. Корабль имел низкую степень готовности. В строй не вводился. Сдан на длительное хранение.

 

"Адмирал Грейг" 

    Спущен на воду 26 ноября 1916 года. Во второй половине ноября 1917 года крейсер был отбуксирован в Петроград для достройки. Корабль имел низкую степень готовности. Вследствие Октябрьской революции и последовавшей Гражданской войны постройка корабля была приостановлена. В строй не вводился. Сдан на длительное хранение.

 

 

    *Дополнительная информация:

   "Адмирал Грейг" и "Адмирал Спиридов" достраивались как танкеры на Балтийском государственном заводе и на Северной судостроительной верфи с 1924 года по 1926 год. Они могли перевозить до 10 тыс. тонн нефти, причем в качестве двигателя были выбраны экономичные дизельные моторы. При перестройке броня с судов не снималась, что позволяло им работать в битом льду.

 

24 декабря 1926 года бывший крейсер "Адмирал Грейг" стал танкером «Азнефть».

24 декабря 1926 года бывший крейсер «Адмирал Спиридов» стал танкером «Грознефть».

 

Танкер "Азнефть" использовался для перевозок между портами Кавказа и Средиземного моря. При стоянке на рейде Туапсе во время сильного шторма был сорван волнами с якорей и выброшен на стенку мола и разломился на две части. Ввиду невозможности восстановления в ноябре 1938 года сдан на слом.

 

Танкер "Грознефть" использовался для перевозок между портами Кавказа и Азовского моря. Из-за многочисленных конструктивных дефектов дизелей, в 1934 году, использовался, как несамоходная нефтеналивная баржа. В 1938 году судно было поставлено на прикол в Мариуполе (Жданов), а в октябре 1941 года затоплено при входе в порт, в связи с отходом войск Красной Армии. Во время оккупации поднят немецкими спасателями и использовался, как бункеровщик для германских, болгарских и румынских военно-морских сил в Азовском море. При отступлении затоплен немцами. В середине 1944 года поднят спасателям Черноморского флота, использовался в качестве бункеровочной нефтебазы до 1952 года. Сдан на металлолом.

 

Перестраивались суда на Балтийском заводе ("Азнефть") и на Северной верфи ("Грознефть") в г. Ленинграде (Санкт-Петербург).

 

 

Тактико-технические характеристики танкеров "Азнефть" и "Грознефть":

Водоизмещение полное:                    9800 тонн

Длина наибольшая:                            158,4 метра 

Длина по КВЛ:                                     154,8 метра 

Ширина наибольшая:                         15,3 метра 

Осадка средняя:                                  7,02 метра 

Высота борта по миделю:                   9,05 метра 

Силовая установка:                             2 дизеля по 750 л.с., 2 винта, 2 руля 

Скорость хода полная:                        9,75 узла   

 

  Строились корабли на на верфи "Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества" в г. Ревеле (Таллин) и на Балтийском заводе в г. Петрограде (Санкт-Петербург).

 

    

    Тактико-технические характеристики крейсеров типа "Светлана" для Балтийского флота:

Водоизмещение:                                

  проектное                                           6800 тонн

  полное                                                7200 тонн 

Длина наибольшая:                             158,4 метра 

Длина по КВЛ:                                      154,8 метра 

Ширина наибольшая:                          15,36 метра 

Высота борта в носу:                           13,18 метра 

Высота борта по миделю:                   8,98 метра 

Высота борта в корме:                         9,28 метра 

Осадка средняя:                                   5,58 метра 

Силовая установка:                              4 паровые турбины по 10 700 л.с., 13 котлов "Ярроу", 4 винта, 2 руля 

Электроэнергетическая система:        переменного тока 225 В, 2 турбодинамо по 125 кВт, 2 динамо-машины по 75 кВт 

Скорость хода:              

  полная                                                 29,5 узла, крейсерская 24 узла

  экономическая                                    16 узлов.

Дальность плавания:    

  при 29,5 узлах                                     472 мили

  при 24 узлах                                        576 миль

  при 16 узлах.                                       1200 миль 

Автономность:                                      1 сутки при 24 узлах, 2 суток при 16 узлах 

Вооружение:     

  артиллерийское                                 15х1 130-мм пушек, 4х1 63,5-мм пушек, 4х1 10,67-мм пулемётов

  торпедное                                           2х1 подводных бортовых 450-мм ТА 

  минное                                                70 шаровых мин заграждения 

  навигационное                                    2 10-дюймовых и 3 7,5-дюймовых магнитных компасов

Экипаж:                                                  860 человек (42 офицера, 10 кондукторов)   

 

 

 

Легкие крейсера типа "Светлана" для Черноморского флота

    Легкие крейсера типа "Светлана" для Черноморского флота строились по переработанному проекту подполковника М. И. Сасиновского. Он был выполнен на основе общих чертежей и спецификации крейсера "Светлана". Заказы на серию из четырёх лёгких крейсеров для Черноморского флота получил завод "Руссуд" в г. Николаеве: крейсера "Адмирал Нахимов", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов". Корабли закладывались парами. Первой парой, в 1913 году, были заложены "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев", а второй парой - "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов". Наблюдающим за постройкой крейсеров был назначен полковник Н. И. Михайлов.

Корпуса крейсеров выполнялись из симменс-мартеновской стали методом клепания и набирались по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабли отличались от Балтийских крейсеров большими водоизмещением, основными размерениями корпуса, а так же турбинами другой системы и котлами "Ярроу" отечественного изготовления. В связи с возрастанием изгибающего момента был усилен набор корпуса, что выразилось в увеличении толщины обшивки бортов и стрингеров на 1-мм, а настила палуб до 22-мм в средней части корабля на протяжении 0,25 длины корпуса. На 52 тонны увеличился запас жидкого топлива при снижении общей массы механизмов на 90 тонн и повышения мощности турбин на 5000 л. с. Крейсер имел баковую надстройку, продолжавшуюся в корму до 50-го шпангоута. Три слегка наклоненные трубы, две мачты, баковую и кормовую надстройки, а так же сравнительно низкий надводный борт, что придавало кораблю сходство с новыми турбинными эскадренными миноносцами. На крейсерах для Чёрного моря планировалось разместить по два гидроаэроплана типа «Телье» массой более 320 кг каждый. Для спуска и подъёма гидроаэропланов предусматривалась установка кран-балок и лебёдок, а так же устройство кают для двух пилотов.

 

    Главная энергетическая установка крейсера механическая четырёхвальная с четырьмя паровыми турбинами и 14 котлами, расположенными в четырёх машинных и семи котельных отделениях. Машины передавали вращение на четыре бронзовых трёхлопастных винта: 
    Паровая турбина системы "Броун-Бовери-Парсонс" 

   Паровая турбина системы "Броун-Бовери-Парсонс" - автономная, многоступенчатая, активно-реактивная с начальным рабочим давлением пара в 12 атмосфер, имела мощность 13750 л.с. Максимальное использование энергии пара достигалось за счет постепенного расширения пара по мере прохождения через реактивные ступени и активные колёса Кэртиса. Два активных колеса Кэртиса имели одинаковый размер, причём одно колесо высокого давления диаметром 2590-мм с четырьмя рядами активных лопаток, использовалось для переднего хода. Второе колесо Кэртиса такого же размера использовалось для заднего хода, который равнялся 45% мощности турбин переднего хода. Реактивные ступени (колёса) диаметром 2160-мм переднего хода, представляли собой 72 ряда венцов лопаток: неподвижные (с направляющими лопатками, закрепленными на корпусе турбины) и подвижными (с рабочими лопатками на диске, насаженном на вращающийся вал). Турбина заднего хода комплектовалась 4 реактивными ступенями (колёсами) диаметром 1524-мм с 15 рядами лопаток. Всем лопаткам была придана такая форма, что сечение междулопаточных каналов уменьшалось по направлению истечения пара. Лопатки неподвижных и подвижных венцов были ориентированы в противоположных направлениях, т.е. так, что если бы оба венца были подвижными, то пар заставлял бы их вращаться в разные стороны. Вращаясь, все колеса вращали вал турбины. Снаружи устройство было заключено в крепкий кожух. Отработанный пар из турбины поступал на свой конденсатор, прокачиваемый забортной водой центробежным циркуляционным насосом. Проходя через конденсатор, пар охлаждался до состояния воды и с помощью центробежного насоса поступал к котлам для нагрева. Каждая турбина располагалась в отдельном машинном отделении и работала на свой внешний вал. Суммарная мощность турбин достигала 55 000 л.с. при частоте вращения 450 об/мин, что обеспечивало достижение скорости 29,5 узла. При форсированном режиме эти значения возрастали - мощность достигала 60 000 л.с., а скорость хода - 30 узлов. 

    Котёл системы "Ярроу" 

   Котёл системы "Ярроу" - водотрубный, треугольного типа, вырабатывал пар давлением в 17,5 атмосферы, его паропроизводительность у 14 котлов составляла 350 000 кг/ч. Все котлы имели смешанное отопление - угольное и нефтяное. Общая нагревательная поверхность котлов составляла около 2800 м2. Для сжигания нефти котлы оборудовались форсунками Торникрофта.

 

 

Вооружение крейсеров:

  • Из 15 одноствольных 130-мм орудий Б-2 Обуховского завода с длиной ствола 55 калибров, расположенных на палубе полубака, на спонсонах средней части верхней палубы, на крыше кормовой надстройки, в бортовых плутонгах (батареях) на верхней палубе. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке с центральным штыром. Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Подъемный механизм секторный. Поворотный механизм червячного типа. Высота оси цапф от основания тумбы 1320-мм, от основания барабана 1635-мм. Орудие имело броневой коробчатый щит толщиной 25-мм, такой же толщины осуществлялось и бронирование казематов. Сектора обстрела орудий, равнялись 130-165°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Время заряжания орудия составляло около 9 секунд. Заряжание картузное. В состав боекомплекта, из 175 выстрелов на ствол, входили полубронебойные и фугасные снаряды весом 36,86 кг с взрывчатым веществом весом 4,74-3,9 кг и взрывателем 1913 года. Угол максимального возвышения орудия доходил до +30°, а скорость снаряда составляла 861 м/с при максимальной дальности стрельбы в 20,3 км. Полный вес установки 17,16 тонны.
  • Из 4 одноствольных 63,5-мм пушек Лендера с длиной ствола 38 калибров, установленных побортно, открыто на полубаке, на кормовой надстройке. Орудие стальное, нарезное, с вертикальным клиновым затвором, размещалось на тумбовом станке. Диаметр фланца тумбы 873-мм. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас включал шрапнель весом в 4,04 кг и дистанционные толовые гранаты весом 3,73 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -5° до +75°. При начальной скорости снаряда в 686 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла до 6,8 км. Высота линии огня над палубой 1427 метров. Вес установки доходил до 1,3 тонны.
  • Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных попарно на крыльях носового мостика. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  • Из 2 однотрубных 450-мм подводных торпедных аппаратов (ТА). Стрельба самодвижущимися минами Уайтхеда (торпедами) производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 узлов. Торпедные аппараты были жестко связаны с корпусом крейсера, и их наводка производилась кораблем с помощью двух прицелов (по одному для каждого аппарата), установленных в боевой рубке. Кроме того, по одному прицелу имелось у самих аппаратов. Все помещения минных аппаратов соединялись с боевой рубкой телефонами и переговорными трубами. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ около 100 кг при весе самой торпеды в 810 кг. Скорость хода торпеды составляла 43 узла при дальности действия до 2 км, 30 узлов - при дальности 5 км и 28 узлов - при дальности 6 км. Боекомплект состоял из 6 торпед. По три торпеды хранились в отделении подводных аппаратов.
  • Из 100 шаровых мин заграждения, которые могли быть установлены как с минного плотика, так и с борта корабля. Мина имела ударно-механический взрыватель с капсюльным запалом и корпус в виде шара из листового железа. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 135 кг с зарядом тротила весом 100 кг. Глубина места постановки составляла до 130 метров с помощью гидростатической системы, которая автоматически устанавливала мину на заданное углубление.
  • Из 2 гидроаэропланов "Телье", которые представляли собой двухместные летающие лодки для разведывательных целей. Комплектовались двигателем "Испано-Сюиза" в 200 л. с..

 

Cистема управления артогнём "Гейслера":

  • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
  • Прибор для передачи показаний дальномера в боевую рубку. В боевой рубке и у орудий ставились принимающие приборы.
  • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
  • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
  • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
  • Станция измерительных приборов, размещённая в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
  • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
  • Станция трансформаторов.

 

    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал, какие артустановки 130-мм калибра и какой род снарядов необходимы для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения к АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 225/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым орудия открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 130-мм орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром плутонга или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

 

 

    Крейсера в составе проекта:

"Адмирал Нахимов"

    Спущен на воду 19 октября 1915 года. Общая готовность корабля на тот момент составляла: по корпусу - 57%. В связи с Революцией и Гражданской войной в строй введён не был. В феврале 1919 года крейсер был захвачен французскими войсками. В марте 1919 года подняв красный флаг, перешёл на сторону большевиков. В январе 1920 года отбуксирован белогвардейцами в Одессу и там посажен на мель. В феврале 1920 года возвращён в Николаев и сдан на длительное хранение.

 

    Достройка лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов" ("Червона Украина") - проводилась по первоначальному проекту с незначительной модернизацией на Николаевском государственном заводе с 1923 года. Модернизация в основном заключалась в установке 9 новых зенитных 75-мм орудий системы Меллера взамен устаревших 63,5-мм противоаэропланных пушек Лендера и 3 трёхтрубных надводных торпедных аппаратов (ТА) диаметром 450-мм дополнительно, к двум подводным ТА.

7 декабря 1922 года в соответствии с приказом Реввоенсовета республики крейсер сменил своё название на «Червона Украина».

25 июля 1929 года крейсер посетил И.В.Сталин 

 

    Фотографии легкого крейсера "Адмирал Нахимов"("Червона Украина"):

 

b4cf9119afd2.jpg

 

659d981188e9.jpg

 

6453264d7f36.jpg

 

 

"Адмирал Лазарев" 

    Спущен на воду 08 июня 1916 года. Общая готовность корабля на тот момент составляла: по корпусу - 48%. В связи с Революцией и Гражданской войной в строй введён не был. В январе 1918 года работы по достройке были прекращены, при готовности 55 % корабль сдан на длительное хранение.

 

    Достройка лёгкого крейсера "Адмирал Лазарев" ("Красный Кавказ") - проводилась по обновлённому проекту №815 с усиленным артиллерийским вооружением, установкой новых треногих мачт, катапульты, кран-балки для подъема гидросамолетов, мин-балок параванного устройства, командно-дальномерных постов и надводных трехтрубных торпедных аппаратов, а так же с пересмотром теоретического чертежа. В создании проекта модернизации крейсера активное участие приняли инженеры конструкторского бюро Николаевского государственного заводов имени А. Марти Б. Я. Виноградов (носовая часть и полубак до первой башни), И. А. Леваков (район носовых башен и мостик), А. К. Емельянов (фок-мачта), Н. И. Яковлев (район катапульты и кормовых башен). Ремонт и модернизация корабля начались с 1927 года. Общее наблюдение за работами на крейсере со стороны заказчика осуществлял старший приемщик Комиссии наблюдения по кораблестроительной части В. И. Першин.

В апреле 1927 года крейсер получил своё новое имя «Красный Кавказ».

 

    Фотографии легкого крейсера "Красный Кавказ":

 

18febebeb702.jpg

 

b9ad43c1dbd0.jpg

 

 

"Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов" - брошены недостроенными на стапелях.

 

Строились корабли на заводе "Руссуд" в г. Николаеве.

 

 

Тактико-технические характеристики крейсеров типа "Светлана" для Черноморского флота:

Водоизмещение полное:                    7600 тонн 

Длина наибольшая:                            166,7 метра 

Длина по КВЛ:                                     163,2 метра 

Ширина наибольшая:                         15,71 метра 

Осадка средняя:                                  5,58 метра 

Высота борта по миделю:                   9,03 метра 

Силовая установка:                             4 паровые турбины по 13 750 л.с., 14 котлов "Ярроу", 4 винта, 2 руля 

Электроэнергетическая система:       переменного тока 225 В, 2 турбодинамо по 125 кВт, 2 динамо-машины по 75 кВт 

Скорость хода:              

  полная                                                29,5 узла

  экономическая                                   14 узлов 

Дальность плавания:                          1200 миль при 12 узлах, 845 миль при 20 узлах 

Автономность:                                      2 суток при 20 узлах, 4 суток при 12 узлах 

Вооружение:     

  артиллерийское                                 15х1 130-мм пушек Б-2, 4х1 63,5-мм пушки 

  торпедное                                           2х1 подводных бортовых 450-мм ТА 

  минное                                                100 якорных мин заграждения 

  авиационное                                       2 гидроаэроплана "Телье"

Экипаж:                                                 552 человека (23 офицера, 8 кондукторов)

 

 

 

Используемые источники:

 

 

 

P.S. В обоих разделах некоторая информация может дублироваться. Прошу не обращать на это внимание - этот недочет не устранен с целью сохранения наиболее полного описания каждого раздела.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Тема открыта!

 

Информация очень объемная и сложно структурирована!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
152 публикации
1 060 боёв
Участник
260 публикаций

А если поискать.

В указанной вами теме рассмотрен только один легкий крейсер «Красный Крым» типа "Светлана", а в данной теме ТС замыслил всю серию описать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

В указанной вами теме рассмотрен только один легкий крейсер «Красный Крым» типа "Светлана", а в данной теме ТС замыслил всю серию описать.

Именно! :eyesup:

Тема не повтор)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Тема не повтор)

Понятно, что не повтор, но имею желание дождаться когда ТС огласит окончание оформления, с целью выяснить, ТС всю инфу возьмёт здесь или использует ещё какие источники.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Понятно, что не повтор, но имею желание дождаться когда ТС огласит окончаниея оформления, с целью выяснить, ТС всю инфу возьмёт здесь или использует ещё какие источники.

Там инфы в избытке - и чертежи, и фотографии и описание. Пользоваться чем-то еще смысла нет. 

Начальный кусок из Википедии взят кстати сказать.

 

Как я писал в каком-то комментарии к одной из своих тем - я пользуюсь несколькими источниками информации тогда, когда в одном источники информации недостаточно.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
152 публикации
1 060 боёв

Именно! :eyesup:

Тема не повтор)

 

Извиняюсь, не посмотрел. Просто помнил что про "Светлану" я уже на форуме читал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

В общем, если я нигде не напортачил, то все, работу можно считать завершенной.

 

Если кто-нибудь найдет какие-то недочеты или предложит более оптимальный дизайн - я с радостью выслушаю Ваши предложения! :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Там инфы в избытке - и чертежи, и фотографии и описание. Пользоваться чем-то еще смысла нет. 

 

Не уверен:sceptic:

Рекомендую полистать, главу 4

kniga-gvardejjskijj-krejjser-krasnyjj-ka

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Не уверен:sceptic:

Рекомендую полистать, главу 4

kniga-gvardejjskijj-krejjser-krasnyjj-ka

За наводку на книгу спасибо!

Предполагаю, что речь там пойдет исключительно об одном крейсере - моя же задача описать тип целиком и, по возможности, сократить информацию. Дополнять эту, и без того объемную статью чем-то еще... Можно конечно, но вообще, я полагаю, более детализированное описание стоит делать, если описывать отдельно какой-то из крейсеров.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

За наводку на книгу спасибо!

Предполагаю, что речь там пойдет исключительно об одном крейсере - моя же задача описать тип целиком и, по возможности, сократить информацию. Дополнять эту, и без того объемную статью чем-то еще... Можно конечно, но вообще, я полагаю, более детализированное описание стоит делать, если описывать отдельно какой-то из крейсеров.

Кликните на "главу 4" и ссылка вас направит сразу на эту главу, прочитав хотя бы начало главы вы помете, что вы заблуждаетесь в своих предположениях. 

Про черноморские, есть такая книга

gvardejjskie-krejjsera-stalina-krasnyjj-

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Кликните на "главу 4" и ссылка вас направит сразу на эту главу, прочитав хотя бы начало главы вы помете, что вы заблуждаетесь в своих предположениях. 

Про черноморские, есть такая книга

gvardejjskie-krejjsera-stalina-krasnyjj-

Уже понял! Еще раз спасибо! :honoring:

Вероятно, возьму что-нибудь для блока "История проекта", а то какой-то маленький получился. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 345
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

Кликните на "главу 4" и ссылка вас направит сразу на эту главу, прочитав хотя бы начало главы вы помете, что вы заблуждаетесь в своих предположениях. 

Про черноморские, есть такая книга

gvardejjskie-krejjsera-stalina-krasnyjj-

 

Вообще-то она обо всех "светланах"...

"Красный Крым" и есть "Светлана".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

"Красный Крым" и есть "Светлана".

Так же как и "Профинтерн"(с 5.02.1925  в соответствии с приказом по Морским силам РККА переименован в честь  красного интернационала профсоюзов и носил это имя до 31.10.1939).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
112 публикации
1 009 боёв

хорошая инфа, спасибо автору за старания!:great:​поддержим отечественного производителя+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Есть еще и такая книжка Скварцов А.В.- Гвардейский крейсер ''Красный Кавказ''. СПБ 2005 год. В сети тоже есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
16
[WAR]
Старший альфа-тестер
248 публикаций
12 024 боя

Вот давайте еще ссылками меряться начнем! Ну есть у ТС желание оформить именно так тему, и именно из этих источников- пусть делает! А потом уже можно будет дорабатывать по мере сил. А мелкие придирки типа " вся серия- не вся серия" это личное мнение каждого.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Вот давайте еще ссылками меряться начнем! Ну есть у ТС желание оформить именно так тему, и именно из этих источников- пусть делает! А потом уже можно будет дорабатывать по мере сил. А мелкие придирки типа " вся серия- не вся серия" это личное мнение каждого.

Дело не в измерении ссылками (их количиством), а в помощи автору темы. Часто авторы не знают о существовании дополнительных источников, так и я узнавал о доп. источниках по теме и благодарность тем кто на это указал. Вот автор пусть и изучает и добавляет информацию по мере сил, А источник не автору так кому-то другому может быть поможет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
16
[WAR]
Старший альфа-тестер
248 публикаций
12 024 боя

Дело не в измерении ссылками (их количиством), а в помощи автору темы. Часто авторы не знают о существовании дополнительных источников, так и я узнавал о доп. источниках по теме и благодарность тем кто на это указал. Вот автор пусть и изучает и добавляет информацию по мере сил, А источник не автору так кому-то другому может быть поможет.

Так я не имею ничего против помощи автору! Но не надо его тыкать носом в то, что он какую-то ссылку не нашел! Помощь должна быть ненавязчивым советом, а не упреком. А оформление темы, я считаю, это вообще дело вкуса каждого, если оно не выбивается из правил оформления форума. Не диплом же пишем!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×