Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Harold_F1nch

Тяжелый крейсер "Норфолк"

В этой теме 72 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Тяжелый крейсер HMS "Norfolk"

 

a231a6e6c5bf.jpg

 

Доброго времени суток, Господа! Это моя 10-я юбилейная тема и сегодня речь пойдет о настоящей британской Легенде! Тяжелый крейсер "Норфолк" участвовал во многих морских баталиях, а также сопровождал большое количество конвоев за время своей нелегкой службы. Сразу хочу сказать - история о нем будет очень детальной и, как следствие, очень объемной, так что запасайтесь *** (это не пропаганда алкоголизма!!!), чипсами и располагайтесь поудобнее! В истории также присутствует эпизод атаки на немецкий линкор "Бисмарк".

 

Описание проекта:

    Тяжелые крейсера типа «Норфолк» - тип тяжёлых крейсеров Королевского военно-морского флота Великобритании. Относились к типу «County» 3-й серии. Всего для британского флота построено 2 единицы: «Норфолк» (Norfolk), «Дорсетшир» (Dorsetshire):

«Norfolk» - заложен 8 июля 1927 года, спущен 12 декабря 1928 года, вошёл в строй 30 апреля 1930 года.

«Dorsetshire» - построен верфью ВМС в городе Портсмут (заложен 21 сентября 1927 года), спущен 29 января 1929 года, вошёл в строй 30 сентября 1930 года. Назван в честь английского графства Дорсетшир. Второй и последний корабль серии. Потоплен 5 апреля 1942 года вместе с крейсером «Корнуолл» авианалётом с японских авианосцев.

 

*Дополнительная информация:

Подробнее о тяжелом крейсере «Dorsetshire» Вы можете узнать в соответствующей теме форума World of Warships, пройдя по ссылке: http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/3290-hms-dorsetshire-1929/page__hl__%2Bdorsetshire__fromsearch__1

 

    Тип «County» 3-й группы должны были стать повторением крейсеров типа «London», но с новыми облегченными башенными установками Mk. ll, за счет чего усиливалось бронирование погребов ГК. Проект был утвержден 28.10.1926. По программе 1926 г. планировалось заказать 4 корабля, но затем их число сократили до двух, а вместо остальных решили строить меньшие по размерам, но гораздо более защищенные крейсера типа «York».

 

    Корабли типа Norfolk полностью повторяли предыдущую серию, отличаясь лишь незначительными деталями (больший наклон форштевня, иное расположение 102-мм зениток, отсутствие верхнего яруса носовой надстройки и навесной палубы над ТА). Система бронирования отличалась только наличием дополнительных 51-мм плит на погребах концевых башен, за счет чего общий вес брони достиг 1060 т. Увеличение веса надеялись компенсировать за счет облегченных башен Mk. ll, однако в действительности их вес превысил расчетный на 51% и составил 242 т (башня Mk. l весила 226 т). В остальном вооружение не претерпело изменений, равно как и система управления огнем (только запасные дальномеры с базой 3,66 м были замены новыми с базой 4,57 м).

  

    На испытаниях «Norfolk» показал 32,9 уз. при водоизмещении 9800 т и мощности 81 915 л. с, а в полном грузу (водоизмещение 12 790 т) развил 32,1 уз.

С начала 1931 г. крейсера несли самолет Fairey «Flycatcher», который для взлета спускался на воду краном. Годом позже на них смонтировали катапульты типа S-IIL и установили ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) HACS Mk. l.

 

    В ходе ремонта 1936 — 1937 гг. одинарные 102-мм и 40-мм автоматы заменены 4×2 102-мм/45 установками Mk. XIX и 2×8 40-мм/40 Mk. VI, легкие катапульты заменены тяжелыми типа E-IVH, установлен второй HACS.

 

    «Norfolk» в 1940 г. оснащен двумя 20-ствольными установками «UP», снятыми следующим летом вместе с 12,7-мм пулеметами. Вместо них установили 6×1 автоматов «Oerlikon» и РЛС типов 273, 281, 284 и 285. В октябре 1942-го к ним добавилось 3×1 20-мм автомата и радар типа 273. В мае 1943 г. снято авиационное оборудование, установлено еще 3×1 20-мм автомата.

 

    В ходе продолжительного ремонта в 1944 г. демонтирована башня «X» и оба восьмиствольных «пом-пома», вместо которых смонтировано 6×4 40-мм/40 установок Mk. VII, а вместо двух одинарных 20-мм автоматов поставлено 11 спаренных. РЛС типов 273, 281 и 284 установили новые типов 281Ь, 283, 293, 274 и 277. Наконец, в сентябре 1945 г. 10×1 20-мм автоматов «Oerlikon» заменили на 10×1 40-мм/56 «Bofors» Mk. lll.

 

Схема проекта:

 

333f4a408fbe.jpg

 

 

История HMS "Norfolk":

    Головной корабль III серии County был заказан верфи Fairfield в Глазго. Строительный период нового Norfolk растянулся почти на три

года (8.07.1927 /12.12.1928/30.04.1930). 1 мая 1930 корабль вышел из Клайда, а два дня спустя был назначен в состав 2-й эскадры крейсеров Атлантического флота (Atlantic Fleet - в 1932 переименован в Home Fleet), получив тактический номер 78 (с 1947 - С78). До конца года прошел 25-дневных "гарантийных" ремонта и посетил несколько английских портов и Антверпен. 8 января 1931 начался его первый дальний поход: корабль отправился из Девонпорта в путешествие в Вест-Индию, откуда вернулся в конце марта. Сразу же после похода на крейсере устранили мелкие неполадки и в мае совместно с Dorsetshire он совершил круиз по Балтике, посетив с визитами ряд балтийских портов. Новенький корабль имел немало неполадок и проблем, и в конце лета снова оказался на ремонтной верфи в Девонпорте. 4 сентября крейсер покинул верфь, а 10 дней спустя его экипаж принял участие в забастовке флота в Инвергордоне. Одним из главных зачинщиков являлся сигнальщик с Norfolk - Фред Коупмен, а сам корабль стал забастовочным центром эскадры. 15 февраля появлением флажного сигнала "Отбой тревоги" на рее крейсера забастовка закончилась.

 

    В январе-марте 1932 Norfolk вместе с частью кораблей 2-й эскадры совершил учебный поход в Вест-Индию. По возвращении прошел профилактический ремонт, затем посетил несколько английских и шотландских портов и принял участие в параде флота в заливе Веймут.

 

    Во второй половине года в Девонпорте состоялось назначение крейсера в отряд кораблей, базирующихся на Вест-Индию (West Indies Station). 15 октября Norfolk прибыл на Бермуды и вошел в состав отряда в качестве флагманского корабля. До конца 1933 крейсер, в основном, занимался представительской деятельностью, посетив целый ряд портов Карибского бассейна, восточного побережья Канады и Соединенных Штатов (в том числе, базу ВМФ США Норфолк). 2 января 1934 начался круиз крейсера по портам Атлантического побережья Южной Америки, затем в июне через Панамский канал он прошел в Тихий океан, где нанес визиты вежливости в Сан-Диего, Сан-Франциско, Ванкувер и находящуюся на одноименном с ним острове базу ВМФ Канады Эскимо. В октябре Norfolk вернулся на Бермудские острова и 21 ноября, завершив вест-индский период своей службы, ушел на родину, куда прибыл 30 ноября.

 

    Конец года прошел в профилактическом ремонте и послеремонтных испытаниях, а 22 января 1935 крейсер получил назначение в 4-ю эскадру крейсеров Восточного флота и тоже в качестве флагманского корабля. По прибытии в Коломбо 7 мая Norfolk практически сразу возобновил свою представительскую деятельность, "показывая" флаг Великобритании в портах и на островах Индийского океана, восточного побережья Африки и в Персидском заливе.

Во время абиссинского кризиса Norfolk вместе с легкими крейсерами Colombo и Emerald перевели в Средиземное море, где с начала октября 1935 они стационировали в составе соединения в Хайфе. На Цейлон крейсера вернулись только после отмены боевой готовности флота в июле 1936. В апреле 1937 Norfolk прошел поверхностный ремонт в Коломбо и месяц спустя, принял участие в торжествах по случаю коронации короля Георга VI, проходивших на о. Маврикий. Затем нуждавшийся в более основательном ремонте крейсер отправили в метрополию, а флагманские функции временно были переданы легкому крейсеру Enterprise.

12 июня Norfolk пришел в Девонпорт и последующие 3 месяца на нем шли ремонтные работы, по окончании которых крейсер вновь назначили в 4-ю эскадру.

   

    В обратный путь корабль вышел 10 октября и прибыл в Тринкомали 4 декабря. Ровно месяц спустя, 4 января 1938, вместе с легким крейсером Emerald и служившим в 5-й эскадре Дальневосточного флота Dorsetshire отправился из Калькутты в Сингапур, где до апреля проходили флотские маневры, в основном, оборонительного характера. Снова в Сингапуре Norfolk оказался 13 марта 1939, а в конце того же месяца отправился на родину, по пути посетив Аден (2-4 мая). 24 мая крейсер прибыл на ремонтную верфь в Плимуте. После ремонта он должен был сменить Devonshire в составе 1-й эскадры в Средиземном море, но с началом войны его решили оставить в 18-й эскадре крейсеров Ноте Fleet. Тем не менее, в октябре назначение Norfolk в 1-ю эскадру все же состоялось, но теперь эта эскадра действовала в составе флота Метрополии.

 

    Первой боевой акцией тяжелого крейсера стал выход 25 сентября из Скапа-Флоу в составе сил командующего Home Fleet адмирала Форбса на прикрытие поврежденной субмарины Spearfish, терпевшей бедствие в центральной части Северного моря. Силы прикрытия составляли 2 линкора, 2 линейных, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, а так­же эсминцы 4-й, 7-й и 8-й флотилий. На следующий день корабли Королевских ВМС атаковали германские самолеты, которые добились попадания в линейный крейсер Hood (бомба не взорвалась) и серии близких разрывов вокруг авианосца Ark Royal, объявленного гитлеровской пропагандой потопленным. Вечером того же дня подлодка и корабли прикрытия прибыли в Скапа-Флоу. В этой операции для раннего обнаружения самолетов противника впервые использовались радарные станции "тип 79Y", которыми были оборудованы линкор Rodney и легкий крейсер Sheffield.

 

    В октябре Norfolk находился в Южной Атлантике в составе одной из групп, осуществлявших поиск немецкого рейдера Admiral Graf Spee. Поисковая операция закончилась безрезультатно и в ноябре крейсер возвратился в воды метрополии, сходу включившись в следующую операцию подобного рода. На этот раз корабли Королевского флота разыскивали в Северной Атлантике немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau. В течение недели, 21-27 ноября, Norfolk совместно с тяжелым крейсером Suffolk из состава так называемого "северного патруля" (North Pathrol) утюжил воды Датского пролива, безуспешно пытаясь обнаружить германские корабли, уже вернувшиеся в свою базу. 28 ноября, на возвращении из Датского пролива, к В от Шетландских островов Norfolk подвергся атаке немецкой субмарины U47 капитан-лейтенанта Г. Прина, героя Скапа-Флоу, и стал еще одной "победой" германского оружия, о которой раструбило на весь мир берлинское радио. Однако подводник ошибся и наблюдавшийся им взрыв имевшей неисправности торпеды произошел за кормой крейсера. Равным образом ошиблись и офицеры Norfolk во главе с его командиром А. Дж. Б. Уилсоном, приписавшие торпедную атаку не подводной лодке, а самолету-торпедоносцу.

 

    В феврале 1940 крейсер Norfolk принял участие в не давшем результатов поиске германского судна снабжения Altmark, которое после потопления Admiral Graf Spee - пыталось прорваться на родину. 16 марта стоявшие на якоре в Скапа-Флоу линкор Rodney, линейный крейсер Renown и Norfolk подверглись воздушному налету самолетов противника, бомбивших базу ВМФ и аэродромы в Стромнессе, Бартхаузе и Киркуолле. В этот день летчики Люфтваффе записали на свой счет 3 потопленных линкора и крейсер, хотя в действительности имели место попадания в старый линкор Iron Duke и крейсер Norfolk. На последнем бомба попала в корму по левому борту, тут же за башней "Y", и, пробив 3 палубы, взорвалась вблизи зарядного погреба. К счастью, бронирование погребов, в данном случае, оказалось достаточным, но им угрожал вызванный взрывом пожар. Крейсер удалось спасти, затопив погреб, и после поверхностной заделки обширной пробоины в обшивке левого борта Norfolk вышел 19 марта из Скапа-Флоу, направляясь на ремонтную верфь на Клайде. Ремонт, начавшийся 27 марта, был закончен 16 апреля, но в строй крейсер вошел лишь в мае (конце июня). 23-28 августа Norfolk совместно с крейсером Australia совершил вылазку из Скапа-Флоу к побережью Норвегии с целью нанесения удара по каботажному судоходству противника. Охота на германские рыболовные суда не удалась, хотя крейсера дошли до широты о. Медвежий, а налет корабельной авиации на Тромсе не состоялся из-за плохой погоды. В конце сентября линейный крейсер Repulse и тяжелые крейсера Norfolk и Berwick вышли на соединение с идущим из Розайта линейным крейсером Hood, намереваясь совместно атаковать немецкий конвой у Ставангера, но в последний момент операция была отменена и корабли вернулись в базы.

 

    12 декабря в Скапа-Флоу прибыл только что вошедший в строй авианосец Formidable, сразу же направленный под эскортом Norfolk во Фритаун, где формировалась новая поисково-ударная группа Force К, которая должна была действовать против тяжелого крейсера ("карманного" линкора) Admiral Scheer, находившегося тогда на коммуникациях в Южной Атлантике. 25 декабря Norfolk был срочно отозван из состава Force К на помощь войсковому конвою WS.5A, атакованному немецким тяжелым крейсером Admiral Hipper. После получасового боя с кораблями эскорта - тяжелым крейсером Berwick и легкими Bonaventure и Dunedin - Hipper ушел в Брест, а не успевшему принять участие в акции Norfolk пришлось вернуться к Force К. В начале января 1941 он переключился на поиск очередного рейдера - вспомогательного крейсера Кригсмарине Cormoran. Помимо поисковой функции крейсер должен был осуществлять еще и охрану трассы из Сьерра-Леоне, равно как и конвоев на этом маршруте. Немецкий рейдер, перейдя в Индийский океан, счастливо избежал встречи с охотившимися на него Norfolk, Devonshire и вспомогательным крейсером Arawa и корсарствовал еще около 10 месяцев до встречи с легким крейсером Sydney.

 

    После окончания операции Norfolk в феврале был переведен в Северную Атлантику, где в составе North Pathrol вновь патрулировал Датский пролив. В марте безрезультатно "стерег" возвращавшиеся из своего второго рейда немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau, которые опасностям дороги на родину предпочли убежище в Бресте.

 

    В середине мая 1941 была замечена активизация немецкой воздушной разведки над Скапа-Флоу. Командующий Home Fleet адмирал Тови предположил, что вызвана она подготовкой Кригсмарине к новой операции в Атлантике. Первым шагом адмирала стала посылка 18 мая крейсера Suffolk на патрулирование в Датский пролив. 19 мая на усиление "северного патруля" из Гвалфиорда в Исландии вышел флагманский крейсер 1-й эскадры Norfolk с командующим эскадрой контр-адмиралом У.Ф. Уэйк-Уокером на борту. Предположения Тови подтвердились сведениями британского военно-морского атташе в Стокгольме о выходе германских кораблей в море и, 21 мая, материалами аэроразведки норвежского Корсофиорда, в котором были обнаружены и идентифицированы линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen. Началось развертывание британского флота для предотвращения предполагаемого прорыва немецких кораблей в Атлантику.

23 мая Norfolk и Suffolk начали совместное патрулирование Датского пролива и в 19.22 сигнальщик с Suffolk Альфред Ньюолл обнаружил в тумане корабли адмирала Лютьенса, о чем командир крейсера коммандер P.M. Эллис немедленно доложил на Norfolk. Находившийся в 15 милях флагман принял сигнал и полным ходом поспешил в указанном направлении. Однако курс был рассчитан неверно и Norfolk на скорости 30 уз вышел из тумана в опасной близости (6 миль) от 15-дюймовых орудий линкора Bismarck, который тут же открыл огонь. Из 5 залпов, сделанных по крейсеру, 3 дали недолеты, а 2 упали за кормой. В борт крейсера попали лишь несколько осколков, не нанесших повреждений. Тем не менее, английский корабль посчитал за лучшее скрыться за пеленой тумана, где он, соединившись с Suffolk, продолжал следовать за врагом на пределе действия радара (ок. 24000 м), передавая командованию флота результаты слежения. В этом деле главную роль играл Suffolk, оборудованный новейшим радаром "тип 284" (на Norfolk имелась более старая, фиксированная РЛС "тип 268Р", которую нужно было наводить на цель, чтобы установить контакт). На немецком линкоре во время стрельбы по Norfolk от сотрясения вышел из строя главный радар, что обусловило изменение ордера немецкой колонны - головным теперь шел Prinz Eugen.

 

    Во время боя германских кораблей с подошедшим соединением вице-адмирала Холланда (линейный крейсер Hood, линкор Prince of Wales и 4 эсминца) тяжелые крейсера держались в отдалении, в 15-30 милях от Hood, находясь в пределах прямой видимости за кормой противника.

После гибели Hood Уэйк-Уокер оказался старшим по чину на английских кораблях, поэтому командир Prince of Wales коммандер Лич доложил на Norfolk о повреждениях линкора и скором присоединении своего корабля к продолжившим преследование тяжелым крейсерам. В дальнейшем, однако, в результате грамотных действий адмирала Лютьенса, умело использовавшего плохие погодные условия, немецким кораблям удалось сначала разделиться, а затем и вовсе уйти из-под радиолокационного контроля британских кораблей. Ускользнувший от погони Bismarck следовал в Сент-Назер во Франции для исправления серьезных повреждений, полученных в утреннем бою 24 мая. Торпедоносцы Swordfish с авианосца Ark Royal вечером 26 мая повредили рули немецкого корабля и, фактически, остановили его. Это позволило англичанам восстановить контакт и к рассвету 27 мая вокруг Bismarck собрались внушительные силы британского флота: линкоры King George V (адмирал Тови) и Rodney подходили с 3, с С двигался Norfolk (Suffolk, у которого закончилось топливо, ушел на базу), с Ю приближался отозванный из охранения конвоя SL.74 Dorsetshire (по некоторым данным, крейсер оставил конвой по собственной инициативе). Немного дальше нахо­дились линейный крейсер Renown, авианосец Ark Royal, легкий крейсер Sheffield и 4 эсминца, а непосредственный контакт с неприятельским линкором до подхода главных сил осуществляли 5 эсминцев типа Tribal, следовавшие за Bismarck с 4 сторон на достаточном удалении.

 

    Примерно в 8.00 немецкие офицеры были сбиты с толку, приняв приблизившийся на 9 миль крейсер Norfolk за линкор типа King George V, о чем было сообщено в боевые посты. Командир крейсера коммандер А. Дж. Л. Филлипс, установив визуальный контакт с противником, еще в 7.53 информировал Тови о его местонахождении и курсе. Бой начался в 8.47 открытием огня британских линкоров. Поворотом вправо Bismarck привел их на левый борт. С противоположного борта к нему подходил Norfolk, открывший огонь в 8.54, а в 9.04 с правой раковины немецкого линкора начал стрельбу и Dorsetshire. Естественно, 8-дюймовые снаряды не могли пробить толстую броню Bismarck и главная заслуга в его потоплении принадлежит линкорам, однако В 8.59 снаряд с Norfolk разрушил главный пост управления огнем, снеся за борт антенну носового радара, прибор управления огнем на крыше боевой рубки и перебив весь персонал поста. С этого момента огонь Bismarck практически не имел эффекта. Другими снарядами повреждены ряд зенитных 37-мм автоматов и 150-мм орудийных установок на верхней палубе и надстройках с правого борта. Так, в 9.00-9.15 203-мм снаряд заклинил бронированную дверь башни 150-мм орудий правого борта, в результате чего оказавшийся взаперти расчет башни погиб вместе с линкором. За время акции Norfolk выпустил по Bismarck 527 снарядов (Dorsetshire – 254 снаряда).

В 10.15 Тови приказал кораблям Home Fleet (в том числе и крейсеру Norfolk) прекратить огонь и уходить. Возле находившегося в безнадежном состоянии немецкого линкора оставались лишь Dorsetshire и эсминцы.

 

    Norfolk вернулся в Скапа-Флоу 29 мая. 4 июля начался ремонт крейсера на верфи South Shields, который длился до 8 сентября. В период ремонта 39 членов экипажа Norfolk в качестве свидетелей участвовали в работе комиссии под председательством контр-адмирала Г.Т.К. Уокера по расследованию обстоятельств гибели линейного крейсера Hood. Всего было опрошено 176 свидетелей, из них 71 - с Prince of Wales, 55 - с тяжелых крейсеров и лишь 2 уцелевших с Hood. Наиболее ценными показаниями являлись свидетельства моряков линкора, поскольку тяжелые крейсера находились на большом удалении от места трагедии.

Королевский флот включался в эскортирование грузовых перевозок в СССР и крейсер до конца войны действовал почти исключительно в полярных водах. 18-30 октября Norfolk, 2 эсминца и 3 тральщика охраняли и успешно довели до Архангельска конвой PQ2, в составе 6 британских пароходов вышедший из Исландии 17 октября. Эскортные корабли пребывали в советских портах недолго, в течение 3-4 дней, в ожидании обратных конвоев. О выходе крейсера Norfolk из Архангельска военный лоцман Б. Пустошный рассказал следующее: "При выводе крейсера случилось непредвиденное: на корабле вышло из строя рулевое управление. Командир крейсера стал нервничать, но я его успокоил. Начал управлять обеими машинами крейсера и мы благополучно прошли самый трудный участок - баровой канал. Командир был явно доволен и поблагодарил за хорошую работу". Спустя 2 дня корабли эскорта заняли свои места в ближнем охранении обратного конвоя QP2, состоявшего из судов каравана QP1 и 3 присоединившихся к ним советских пароходов. Крейсер сопровождал караван с 3 по 11 ноября, затем ушел в Скапа-Флоу, оставив суда на попечение эсминцев и вооруженных траулеров.

 

    В начале февраля 1942 Norfolk прибыл на ремонтную верфь на Тайне, где находился до 16 марта, а в апреле вновь вышел в арктические воды, вместе с легким крейсером Edinburgh и 2 эсминцами осуществляя охранение кон­воя PQ14 из 25 судов. В середине мая в составе эскадры контр-адмирала Барроу участвовал в неудачной операции по прикрытию перехода из Мурманска на ремонт в США поврежденного собственной торпедой легкого крейсера Trinidad Несмотря на прекрасное обеспечение перехода, крейсер был потоплен авиацией противника 15 мая. С 23 по 26 мая Norfolk вместе с крейсерами Kent, Liverpool и Nigeria осуществлял прикрытие каравана РО16. 30 июня в составе крейсерского соединения контр-адмирала Гамильтона вышел из Сейдисфиорда в Исландии и 3 июля присоединился к шедшему в СССР каравану PQ17. Но уже на следующий день крейсера Гамильтона оставили конвой и вскоре вернулись на базу.

 

    23 июля Norfolk стал флагманским кораблем 18-й эскадры Home Fleet. В сентябре Norfolk (флаг вице-адмирала Бонэм-Картера), London и Suffolk прикрывали караван PQ18, состоявший из 39 судов и нескольких танкеров. Ценой потери 13 транспортов PQ18 прибыл в Архангельск, а 18-я эскадра крейсеров переключилась на прикрытие обратного конвоя QP14. С 14 по 23 октября на крейсере производился ремонт, по окончании которого Norfolk вернулся в состав 1-й эскадры крейсеров Home Fleet.

 

    31 октября тяжелые крейсера Cumberland и Norfolk в сопровождении 5 эсминцев вышли из Скапа-Флоу для ох­раны войсковых транспортов с десантом, который должен был принять участие в операции Torch - высадке союзников в северо-африканских портах. Сами крейсера после окончания проводки конвоя вошли в состав Азорского соединения прикрытия операции. По выполнении задания Norfolk вернулся в метрополию.

 

    15 февраля 1943 из бухты ***-Ив (Шотландия) вышел караван JW.53 из 28 судов, направлявшийся в Мурманск. Вскоре после выхода в Норвежское море конвой попал в жестокий шторм, в результате чего часть транспортов и кораблей охранения получили повреждения и были вынуждены вернуться. В числе их оказался и легкий крейсер Sheffield из состава ближнего прикрытия конвоя, которым командовал флагман 10-й крейсерской эскадры Home Fleet контр-адмирал Р.Л. Барнетт, державший флаг на легком крейсере Belfast. На смену поврежденному крейсеру пришел Norfolk, вместе с конвоем прибывший в Кольский залив 26 февраля. Тут же началось формирование обратного конвоя RA.53, суда которого строились в кильватерные колонны на Кильдинском плесе. Спустя сутки после начала движения каравана из Ваенги вышли и основные силы охранения: Belfast, Norfolk, Cumberland. Крейсера Барнетта осуществляли ближнее прикрытие RA.53 со 2 по 9 марта, затем вернулись в Скапа-Флоу.

 

    Очередной ремонт крейсера проводился на верфи в Портсмуте с 16 марта по 31 мая 1943, после чего Norfolk с крейсерами Kent и London некоторое время нес патрульно-разведывательную службу в Северной Атлантике, оперируя из баз в Гвалфиорде и Скапа-Флоу. Осенью крейсер вернулся к конвойной службе в полярных водах.

 

    Следующий арктический конвой JW.54 отправился в СССР двумя частями. Первая (JW.54A) в составе 18 судов вышла из ***-Ив 15 ноября, вторая (JW.54B - 14 судов) - неделю спустя. Ближний эскорт первого конвоя составляли крейсера Барнетта (Belfast, Norfolk, Sheffield), дальнее прикрытие - флагманский линкор командующего флотом Метрополии адмирала Б. Фрезера Duke of York и эсминцы. 24 ноября караван без потерь пришел в Кольский залив, а силы эскорта вступили в охранение 9 судов обратного конвоя RA.54B, благополучно достигшего ***-Ив 9 декабря.

 

    В результате снижения боевой активности немцев в период с начала ноября до середины декабря 1943г. удалось без потерь провести 3 восточных конвоя (JW.54A, JW.54B, JW.55A) и 2 обратных - RA.54A и RA.54B. На самом опасном участке маршрута - к Ю от о. Медвежий - они прикрывались "крейсерской завесой", а дальнее прикрытие, обычно состоявшее из линкора и легких сил, патрулировало в районе между 10 милями к В и 200 милями к СЗ от острова, охраняя сразу 2 конвоя, восточный и обратный, которые встречались именно здесь.

 

    Конвой JW.55A, переход которого также обеспечивали крейсера вице-адмирала Барнетта, немцы обнаружили, но не атаковали, и его 19 транспортов беспрепятственно прибыли в советские порты. Несколько дней спустя в Кольском заливе на борту легкого крейсера Belfast состоялось совещание командующего Home Fleet с командирами боевых кораблей эскорта (среди которых находился и командир Norfolk коммандер Д.К. Бейн) и капитанами судов обратного конвоя RA.55A, на котором отрабатывались вопросы взаимодействия судов каравана и сил прикрытия. Крейсера ближнего прикрытия (Force I) и соединение дальнего прикрытия (Force II - флагманский Duke of York, легкий крейсер Jamaica и 4 эсминца) и на этот раз должны были защищать сразу 2 находившихся в море конвоя - вышедший из ***-Ив 20 декабря JW.55B и обратный RA.55A, который оставит Кольский залив 23 декабря.

 

    20 декабря командующий Кригсмарине гросс-адмирал Дениц добился у Гитлера разрешения атаковать следующий конвой в СССР и, после получения 25 декабря данных о приближении конвоя JW.55B к о. Медвежий, приказал временному командующему ударным соединением в Норвегии контр-адмиралу Эриху Бею выйти на перехват. В 19.00 25 декабря германское соединение в составе линейного крейсера Scharnhorst и 5 эсминцев 4-й флотилии вышло из Лангфиорда в море. Бей планировал нанести удар по конвою около 10.00 26 декабря, в случае плохой погоды и видимости дело должны были решить торпедные атаки эсминцев. В 7.03 26 декабря германские корабли совершили поворот к точке встречи с конвоем. В 7.30 эсминцы начали поиск, следуя курсом 225° в строю фронта в 10 милях впереди линейного крейсера. В штормовом море им пришлось уменьшить до 10 уз.

 

    Выход кораблей Кригсмарине не стал неожиданностью для англичан, получивших предупреждение от "Норвежского сопротивления", а затем постоянно перехватывавших шедшие из Берлина приказы. Крейсерская группа Барнетта вышла из Кольского залива вместе с конвоем RA.55A. Однако крейсера вряд ли одни могли противостоять линейному крейсеру, 283-мм снаряды которого способны были накрыть их, не дав им сделать ни одного выстрела. Единственными преимуществами Force I перед противником являлись более высокая скорость (32,5 уз против 29 у Scharnhorst) и большее количество торпедных аппаратов (всего 20 труб), но и они сходили на нет в условиях штормовой погоды. Поэтому исход боя, по мнению адмирала Фрезера, должно было решить Force II, причем главным условием успеха операции являлось его скрытное продвижение. В 9.25 26 декабря корабли Фрезера находились в 125 милях на ЮЗ от противника, таким образом, честь "первой схватки" с врагом выпала на долю Force I. В 6.28 вице-адмирал Барнетт получил приказ сблизиться с конвоем JW.55B (караван RA.55A немцы не обнаружили и к этому времени он уже вышел из опасной зоны) и усилить его охрану. Поэтому в 7.12 корабли Force I легли на курс 270°, а в 8.15 - на курс 300° и увеличили скорость до 24 уз. Барнетт стремился расположить свое соединение между конвоем, находившимся в 40-45 милях к СЗ, и возможным направлением появления немецких кораблей.

 

    Первым, в 8.34, радиолокационный контакт с противником установил Norfolk. Спустя 6 минут по пеленгу 295° на дальности 17,5 миль линейный крейсер был обнаружен и радаром флагманского Belfast. Крейсера Барнетта имели скорость 18 уз и находились почти точно к В от Scharnhorst. Противники шли пересекающимися курсами и дистанция между ними быстро сокращалась. Барнетт сразу же донес Фрезеру об обнаружении врага и тот, уяснив обстановку, начал выходить на позицию, отсекающую Scharnhorst от норвежских фиордов.

 

    В 9.21 наблюдатель крейсера Sheffield, находившийся на левом крыле мостика, увидел отчетливый контур германского корабля, о чем было доложено на флагман. Шедший в 65 каб (14,7 км) Scharnhorst имел для большей скрытности выключенные радары и все еще не подозревал о приближавшихся британских крейсерах. Открытие 3 минуты спустя флагманом англичан огня "фларами" (осветительными снарядами) стало для немцев сюрпризом.

 

    102-мм "флары" плохо освещали цель, поэтому англичане использовали артиллерийские радары и в этом превосходили имевшего преимущество в орудийной мощи противника. Однако команду Барнетта открыть огонь смог выполнить только Norfolk. Тем не менее, стрельба тяжелого крейсера была достаточно успешной. Уже первый залп (в 9.29) лег всего в 500 м от цели. Второй дал накрытие и за последующие 11 минут боя он добился 3 попаданий. Первый 8-дюймовый снаряд поразил Scharnhorst в верхнюю палубу с левого борта между 150-мм палубной установкой и торпедным аппаратом и, не взорвавшись, прошел внутрь корабля, вызвав пожар, впрочем, быстро потушенный. Другой снаряд подтвердил укрепившуюся за крейсером еще с "бисмарковских" времен репутацию "убийцы немецких радаров", уничтожив антенну главной РЛС линейного крейсера. Осколки снаряда проникли в каюту приемной радарной станции, перебив там весь персонал. Scharnhorst "ослеп" с носовых курсовых углов, поскольку кормовой радар имел ограниченный угол действия в носовых четвертях, в основном, из-за своего низкого расположения. Третий снаряд попал в полубак и взорвался в кубрике.

 

    После третьего залпа английского крейсера адмирал Бей приказал поставить дымовую завесу и отвернуть на курс 150°, не отвечая на огонь. Крейсера Барнетта шли курсом 320°, что позволило им вернее занять позицию между конвоем и немецким кораблем, но так как противники шли контркурсами, дистанция быстро увеличивалась, и в 9.40 Norfolk прекратил огонь. Барнетт повернул свои корабли, сначала на обратный курс, а затем на курс преследования. Однако его крейсера не могли давать в штормовом море больше 24 уз, в то время как Scharnhorst легко развил 27 уз. Бей не считал нужным ввязываться в бой с кораблями противника, считая главной целью уходящий на север конвой. В 10.27 он передал Йоханнессону приказ в 12.00 сосредоточить эсминцы в точке "X" (74° с.ш. 23° в.д.) и сообщил о встрече с британскими кораблями в квадрате, отстоящем от эсминцев на 50 миль. При передаче радиограммы была допущена ошибка, поскольку место первого боя в действительности отстояло от эсминцев всего в 10 милях. Это привело к тому, что во время второго боя немецкого и английских крейсеров на эсминцах видели вспышки выстрелов, но, считая, что Scharnhorst находится совсем в другом месте, не поспешили ему на помощь.

 

    Бей продолжал поиски каравана и к 12.00 вышел к СВ от него. Однако адмирал Барнетт предполагал возможность атаки конвоя с другого направления и после отрыва немецкого корабля направился в сторону каравана, чтобы надежно прикрыть его. К полудню Force I находилось в 9 – 10 милях впереди конвоя: образовав из части эсминцев охранения каравана RA.55A, присоединившихся к его кораблям еще в 10.24, противолодочную завесу, Барнетт прочесывал район к ЮВ от о. Медвежий.

 

    В 12.04 радар, крейсера Belfast засек цель на удалении 155 каб (27,9 км) и к 12.21 англичане смогли сократить дистанцию. Scharnhorst шел курсом 240°, который вел его навстречу конвою. В свою очередь, британские корабли были замечены наблюдателями линейного крейсера

 

    Первыми в 12.24 на дистанции около 9 км открыли огонь по данным своих радаров англичане, развив на первых минутах боя очень высокую плотность огня. Но, несмотря на многочисленные накрытия, прямых попаданий в Scharnhorst не было. Зато ответный огонь немцев оказался не только более мощным, но и более точным. У них не было артиллерийских радаров, но в густой мгле декабрьского дня были хорошо видны яркие вспышки залпов крейсера Norfolk, который, в отличие от крейсеров более поздней постройки, Belfast и Sheffield, использовавших беспламенный порох, стрелял старым, дающим сильные демаскирующие. Больше всех ему и досталось. В 12.27 крейсер получил попадание в район кормовой трубы. Спустя несколько секунд второй 283-мм снаряд ударил в барбет башни "X", выведя ее из действия. Начался пожар, грозивший взрывом погребов поврежденной башни. Поскольку аварийная система пожаротушения оказалась выведенной из строя, командир крейсера Бейн приказал затопить погреба. Первое попадание оказалось не менее серьезным. Снаряд пробил надстройку с правого борта и взорвался у самой обшивки левого борта, разорвав ее на большой площади. К тому же осколки уничтожили почти все радар­ное оборудование крейсера, после чего корабль не мог поддерживать точный огонь. Носовые башни сделали еще 10 залпов, используя старые данные стрельбы (некоторые источники сообщают о 7 попаданиях в Scharnhorst) Затем Norfolk временно прекратил огонь и занялся устранением повреждений. На нем были убиты офицер и 6 нижних чинов и 5 ранены (по другим данным, погиб весь рас­чет выгоревшей башни "X").

 

    Немцы, отметив попадания в крейсер и потеряв яркий ориентир его выстрелов, сочли корабль потопленным, и перенесли огонь на Sheffield, который вскоре был засыпан градом крупных осколков от близких разрывов, но не имел попаданий. На английских крейсерах темп стрельбы заметно снизился - плохая видимость и неисправности радаров вынудили отказаться от залповой стрельбы и перейти на побашенную. А в 12.40, когда ситуация стала складываться плохо для англичан - линейный крейсер все же был сильнее, Scharnhorst изменил курс и увеличил скорость. В 12.41 дистанция увеличилась до 11,3 км и перестрелка прекратилась. Адмирал Бей по-прежнему считал основной целью конвой и не собирался тратить драгоценное время короткого полярного дня на бой с крейсерами. Тем не менее, после получаса бесплодных поисков каравана, около 13.15, он решил возвращаться на базу, не ожидая больше каких-либо стычек. Однако вице-адмирал Барнетт преследовал его, поддерживая радиолокационный контакт и сообщая по радио место, курс и скорость противника на подходящий с ЮЗ Duke of York. Преследование продолжалось около 3 часов. Scharnhorst не подозревал об уже близком присутствии Force II, на пересечение курса которого стремительно двигался. С уничтоженным носовым радаром и малодейственным прямо по курсу кормовым, к тому же выключенным, корабль шел в приготовленную ему ловушку. Одной из ошибок Бея стало то, что он не вызвал на соединение свои эсминцы, присутствие которых могло бы обеспечить разведку по курсу и позволило бы отразить возможные атаки эсминцев противника. В начале 5-го часа по полудню Norfolk снизил скорость для тушения вновь возникшего пожара. Вскоре отстал и Sheffield, на котором от близких разрывов немецких снарядов деформировался правый гребной вал, и преследование продолжал только Belfast в сопровождении 4 эсминцев. Но уже в 16.17 на сцене появились корабли Force II. Немецкий "зверь" был обложен со всех сторон. В 16.54, уходя из-под обстрела английского линкора, Scharnhorst повернул на С, и в 16.57 по нему открыл огонь Belfast, а через 3 минуты - вовремя подоспевший Norfolk. Scharnhorst дал 2 залпа по крейсерам Барнетта и отвернул на В, увеличив скорость до полного.

 

    В конечном счете исход боя решили 356-мм орудия Duke of York и последовательные торпедные атаки британских эсминцев. Всего англичане выпустили по Scharnhorst 55 торпед и около 11 из них попали в цель. В 19.45 немецкий корабль был потоплен, вместе с ним погибли контр-адмирал Бей, командир Хинтце, и 1930 членов экипажа, из воды подобрали лишь 36 моряков. Таковы итоги последнего морского сражения у мыса Нордкап.

 

    На следующий день, 27 декабря, британские корабли бросили якорь на рейде Ваенги. Конвой JW.55B прибыл в Кольский залив 29 декабря, а 1 января 1944 обратный конвой RA.55A достиг ***-Ив. Новый 1944 год Norfolk встретил в Баренцевом море по пути из Ваенги в Скапа-Флоу, следуя вместе с эскадрой адмирала Фрезера в охранении обратного конвоя RA.55B, оста­вившего Кольский залив 31 декабря. RA.55B пришел в ***-Ив 8 января.

 

    14 января Norfolk поставили в док верфи на Тайне на длительный капитальный ремонт и модернизацию. Помимо устранения многочисленных боевых повреждений, на крейсере изменили состав вооружения. Выгоревшую в бою у Нордкапа башню "X" сняли, а ее место заняла одна из 3 пар 4-ствольных "пом-помов" MkVIII/MkVII, сменивших 8-ствольные установки. Основательно модернизировали и радарное оборудование корабля. Работы продолжались более 9 месяцев и лишь 4 ноября Norfolk вошел в состав 1-й эскадры Home Fleet, став в декабре ее флагманским кораблем (флаг контр-адмирала Макгригора). С января 1945 начались выходы на патрулирование к побережью Норвегии. В ночь на 12 января Макгригор, патрулировавший в районе Эгерсунда с крейсерами Norfolk, Bellona и 3 эсминцами, обнаружил конвой противника. В результате артобстрела получили повреждения несколько судов конвоя, а 2 из них: Bahia Camarones (8551 т) и Charlotte (4404 т) были оставлены экипажами и затонули. Перестрелка с 6 кораблями эскорта закончилась потоплением тральщика М273. Дальнейшая акция была сорвана выходом в атаку на британские корабли подводной лодки U427, торпеды которой не достигли цели. Набеги на судоходство противника продолжались и в дальнейшем. 4 мая контр-адмирал Макгригор вновь отправился из Скапа-Флоу к норвежскому побережью с крейсерами Norfolk и Diadem, эскортными авианосцами Searcher, Queen и Trumpeter и 7 эсминцами для нанесения удара по немецкому судоходству к 3 от Нарвика и атаки базы подводных лодок в Килботн близ Харстада (операция Judgement). В результате серии налетов сооружениям базы нанесен значительный ущерб, потоплены подводная лодка LJ711, плавбаза подлодок и траулер.

  

    6 мая, когда капитуляция Германии стала неизбежной, началась операция британского флота по оккупации портов Дании и Норвегии. Авиационное прикрытие этой акции осуществляло соединение Макгригора. К концу мая выяснилось, что в Бергене и Тронхейме находилось слишком много немцев, чтобы с ними могли справиться немногочисленные специально назначенные для приема капитуляции британские офицеры. Туда были направлены соответственно тяжелый крейсер Norfolk под командованием Макгригора и легкий крейсер Birmingham контр-адмирала Каннингхэм-Грехема, доставившие в эти порты оккупационные войска.

5 июня Norfolk вышел из Розайта, имея на борту короля Норвегии Гакона VII и членов его семьи. В сопровождении крейсера Devonshire, на который перенес свой флаг адмирал Макгригор, он доставил королевскую семью в Осло.

 

    После трехмесячного (18.06-22.09.) ремонта и модернизации в Девонпорте Norfolk был направлен в 5-ю эскадру крейсеров Дальневосточного флота в качестве флагманского корабля. В восточных водах крейсер оставался до апреля 1949 (с июля 1946 - в составе 4-й эскадры крейсеров). В мае 1949 он прибыл в метрополию, где был выведен в резерв - сначала в Девонпорте, а затем, в ноябре, в Фалмуте. Продажа крейсера на слом состоялась 2 января 1950 и 19 февраля Norfolk пришел на верфь Cashmore в Ньюпорте для разборки.

 

Тактико-технические характеристики HMS "Norfolk":

Водоизмещение:         

  стандартное                                    11 015 т

  полное                                             14 578 т

Длина:                                                181,4/192,9 м

Ширина:                                             20,1 м

Осадка:                                               6,3 м

Бронирование:

  Пояс                                                  25 мм

  траверзы                                           25 мм

  палуба                                              35 - 37 мм

  погреба                                             до 111 мм

  башни                                                25 мм

  барбеты                                            25 мм

Двигатели:                                           4 ТЗА Parsons

Мощность:                                           80 000 л. с.

Скорость хода:                                    32,25 узла

Дальность плавания:                         12 500 морских миль на 12 узлах

Экипаж:                                                784 человека

Вооружение:

  артиллерия                                        4 × 2 — 203-мм/50, 4 × 2 — 102-мм/45

  зенитная артиллерия                        2 × 8 — 40-мм/40, 2 × 4 — 12,7-мм пулемёта

  минно-торпедное вооружение          2 × 4 — 533-мм торпедных аппарата

Авиационная группа:                           1 катапульта, 1 гидросамолёт

 

 

Фотографии HMS "Norfolk" (Внимание! Высокое разрешение оригинальных фотографий!):

 

6b15c89b6cd2.jpg

 

3e3b2a523d03.jpg

 

6b06a64f7ca6.jpg

 

e4ab04b21fd1.jpg

 

 

 

 

Используемые источники:

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
193 публикации

Очень интересная тема. А нет ли чертежей башен или эскиза самого корабля?

 

В вашем тексте был упомянут линкор королевского ВМФ "Hood"  не могли бы вы сделать тему по нему? Почему то про Бисмарка написано полно, а вот про худа на форуме не написал никто.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
109 публикаций

Я что-то не увидел гидросамолёт.Но интересно.

Изменено пользователем anonym_3SpnE2Hb9sH8

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Он больше похож на линкор додредноутного типа, чем на классический тяжелый крейсер.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
377 публикаций
3 251 бой

Отличная статья, как всегда. Эх опередили вы меня, хотел по Саффолку тему создать, теперь видно придется обождать немного. :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Очень интересная тема. А нет ли чертежей башен или эскиза самого корабля?

 

В вашем тексте был упомянут линкор королевского ВМФ "Hood"  не могли бы вы сделать тему по нему? Почему то про Бисмарка написано полно, а вот про худа на форуме не написал никто.

Схема корабля была представлена (лучшего чертежа я увы, не нашел), а вот на счет пушек Ваша идея неплоха!

Хм, странно... Вы меня несколько удивили. Я думал, что "Худ" тут уже давным давно застолбили. Я еще раз проверю и если тема не занята, то почему бы и нет.

Вот в этой теме можете прочитать про линкор "Худ":

http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/3180-крейсер-худ/page__hl__%2Bhood__fromsearch__1

 

 

Отличная статья, как всегда. Эх опередили вы меня, хотел по Саффолку тему создать, теперь видно придется обождать немного. :teethhappy:

Спасибо! :honoring:

А зачем, собственно, ждать? Можете смело делать тему про HMS "Suffolk" и получится отличный дуэт тем: "Suffolk" & "Norfolk" :teethhappy:. Тем более, что "Suffolk" относится к типу тяжелых крейсеров "Кент", если конечно не ошибаюсь, так что никаких повторов не будет и Вы стопроцентно найдете, о чем можно написать. Если будете упоминать совместные походы "Suffolk"-а с "Norfolk"-ом, то можете заодно кинуть ссылку на эту тему. Должна будет получится интересная история двух крейсеров.

 

 

Держи :medal: за старание)

Благодарю!))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
377 публикаций
3 251 бой

Спасибо! :honoring:

А зачем, собственно, ждать? Можете смело делать тему про HMS "Suffolk" и получится отличный дуэт тем: "Suffolk" & "Norfolk" :teethhappy:. Тем более, что "Suffolk" относится к типу тяжелых крейсеров "Кент", если конечно не ошибаюсь, так что никаких повторов не будет и Вы стопроцентно найдете, о чем можно написать. Если будете упоминать совместные походы "Suffolk"-а с "Norfolk"-ом, то можете заодно кинуть ссылку на эту тему. Должна будет получится интересная история двух крейсеров.

 

 

Благодарю!))

 

Я имел ввиду охоту на Бисмарк. :teethhappy:  Теперь уж точно, только после нового года эту тему оформлю, но ссылку на вашу тему обязательно дам.:teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

 

Я имел ввиду охоту на Бисмарк. :teethhappy:  Теперь уж точно, только после нового года эту тему оформлю, но ссылку на вашу тему обязательно дам.:teethhappy:

Хорошо, будем ждать Вашу тему)

 

 

Ай да красавец.

Если бы все темы так оформляли - форум превратился бы в сад цветущий.

Спасибо, всегда стараюсь оформлять темы в едином стиле :honoring: 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
402 публикации

В вашем тексте был упомянут линкор королевского ВМФ "Hood"  не могли бы вы сделать тему по нему? 

На форуме про "Hood" есть тема

Про гидросамолет можете сделать (любой желающий) отдельную тему в разделе Морская авиация и сделать там ссылку на эту тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Участник, Коллекционер
194 публикации
7 515 боёв

На фото заглавном. Интересно как такая махина может плыть по реке?либо глубина там по сравнению с шириной ого го либо не знаю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
76
[FMP]
Старший альфа-тестер
520 публикаций

Отличная тема, спасибо. Только что это за "автоматов «ОегПкоп»"? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Отличная тема, спасибо. Только что это за "автоматов «ОегПкоп»"? 

Честно без понятия! Я точно знаю, что "пом-помы" прозвали так за характерный звук стрельбы, а вот на счет ОегПкоп не могу сказать. То ли это марка орудия, то ли еще что (скорее всего первое)... Какой-то определенной инфы я не нашел к сожалению...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 346
[LST-W]
Альфа-тестер
20 422 публикации
874 боя

Честно без понятия! Я точно знаю, что "пом-помы" прозвали так за характерный звук стрельбы, а вот на счет ОегПкоп не могу сказать. То ли это марка орудия, то ли еще что (скорее всего первое)... Какой-то определенной инфы я не нашел к сожалению...

 

Наверное все-таки "Эрликон"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Отличная тема, спасибо. Только что это за "автоматов «ОегПкоп»"? 

 

 

Наверное все-таки "Эрликон"

Да это «Oerlikon», скорее всего программа сканирования так распознала текст, а тот кто переводил скан в текст, не исправил.

ЗЫ: А "зенитный директор" - это я правильно понял? "antiaircraft director", то есть ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) или чаще "пост управления зенитным огнем". HACS (High Angle Control System) Mk.l ("Ramillies").

Изменено пользователем anonym_J2f4DOooah9T

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

 

Да это «Oerlikon», скорее всего программа сканирования так распознала текст, а тот кто переводил скан в текст, не исправил.

О-о, отлично! Спасибо за инфу, завтра везде исправим!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

см фото 

интересно посмотреть как он выходит из узкого фьорда

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×