Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
PSKR616

ВМБ города Очамчира

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

Я хочу рассказать о Военно-Морской базе в городе Очамчира в период Великой Отечественной Войны.

Это мой родной город и там же в конце 80ых, я начал службу в МЧПВ КГБ СССР - 6 Дважды Краснознамённая Отдельная Бригада Пограничных Кораблей (в/ч 2372).

 

Немного истории образования морских пограничных частей на Чёрном море:

Днем рождения советских пограничных войск стало 28 мая 1918 года – день подписания декрета об учреждении советской пограничной охраны. Охрана южной границы СССР начала осуществляться с 1922 года.

18 марта 1921 года в Батуми была установлена советская власть. В освобождении портов Поти и Батуми принял участие катер «Дерзкий», который уже воевал на Каспии и на Волге и командиром которого был Сидляр Иван Андреевич.

2 января 1923 года началось формирование морских и речных флотилий с базой в порту Севастополь – Черноморская пограничная флотилия, первооснова морских пограничных частей на Черном море. В Батуми прибыла группа военных моряков, которую возглавлял морях Страхов. До прибытия первых ПК выходы на охрану осуществлялись на рыболовецких судах и лодках.

В марте 1923 года появились первые пограничные катера «Батум» и «Тифлис», потом катера «Пылкий», «Прыткий», моторный катер «Урицкий». Небольшие катера иностранной постройки в память о потопленных эсминцах в Цемесской бухте в 1918 году, носили имена эсминцев: «Дерзкий», «Жуткий», «Пылкий», «Зоркий», «Смелый» и др.

Август 1923 года закончилось формирование закавказского отряда пограничных судов, а Черноморская пограничная флотилия в конце 1923 года была расформирована и отряды пограничных судов стали подчиняться пограничным округам.

15 декабря 1923 года с образованием Батумского ЧОПС (Черноморский Отряд Пограничных Судов) – стал Днем рождения Очамчирской Бригады Пограничных Кораблей (в/ч 2372).

В 1938 году создан Новороссийский морской погранотряд из двух дивизионов по 12 МО – в Новороссийске и Туапсе.

В 1938-39 годах Очамчирский морской порт был передан Пограничным войскам.

В 1939 году Батумский дивизион был полностью переведен в п. Очамчира, сформирован 3 Черноморский отряд пограничных судов (3 ЧОПС), командиром, первым командиром в Очамчире, был назначен капитан 3 ранга Сидляр И.А., который будучи начальником отдела Управления Погранвойск ЗакВО добивался передачи морского порта г. Очамчира Погранвойскам Войскам

В 1940 году по итогам инспекторской проверки 3 ЧОПС был признан лучшим в округе. А среди морских пограничных частей страны – занял второе место. В том же 1940 году за достигнутые успехи в службе, учебе и дисциплине части вручено Красное Знамя ЦК Грузинской ССР.

 

Строительство порта в г. Очамчира:

В 1935 году в городе Очамчира решили построить морской грузовой порт для вывоза Ткварчельского угля. Кроме того порт решено было использовать и в пассажирских перевозках, т.к. железной дороги в Закавказье ещё не существовало, а необходимости в гражданских судоперевозках между приморскими портами (Батуми, Поти, Очамчира, Сухум, Сочи, Туапсе) была остро необходима.

После проведения ряда мероприятий по подготовки к строительству, на окраине города Очамчира приступили к выкапыванию ковша порта. Сам порт решили строить не на берегу моря, а в глубине, к морю ведёт 120 метровый глубоководный фарватер.

рис.1 - вот на этом месте и будет построен порт

3b96f0db2d6d.jpg

 

Сам порт строили в устье реки Джугмур, что бы река не мешала копать котлован под порт и не заливала его, на время был проложен дополнительный дренаж и река была перенаправлена в реку Моква (примерно метров 250-300 пришлось прокопать).

 

Сам порт и фарватер выкопали довольно быстро, менее года ушло на всё.

рис.2 и 3 - сам порт и фарватер с молом

1c41e7dd2215.jpg

 

48d532dc8787.jpg

 

После чего причальные стенки и фарватер стали "заковывать" в бетон, так же приступили к строительству и административных и технических зданий - МОРВОКЗАЛ, КЛУБ, ДИЗЕЛЬЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, ЖИЛЫЕ ДОМА. Для ограждения фарватера от морских волн были построены 2 мола. Каждый мол строился из бетонных кубов каждый весом по 110 тонн. Кубы "отливали" тут же не далеко от порта, затем по специально проложенным рельсам их подвозили к берегу моря и плавкран перегружал на баржи и затем уже укладывал в нужное место.

 

После завершения строительства порта, выяснилось что Ткварчельского угля не так много и его вполне можно будет вывозить по уже к тому времени построенной ж/д. Порт решено было передать морским пограничным частям ЗакВО.

 

Пограничники в годы ВОв:

22 июня 1941 года войну моряки-пограничники встретили в полной боевой готовности. Хотя оперативная зона действий пограничных кораблей находилась на значительном удалении от фронта, командование Черноморского флота поставило новые боевые задачи: конвоирование транспортов, оказание помощи кораблям и самолетам, спасение людей с судов, подорвавшихся на минах.

В декабре 1941 года катера 4 ДСКА (Новороссийск) вошли в Новороссийскую ВМБ, а 8 ДСКА (Очамчира) в Потийскую ВМБ, получили новые номера и стали называться СКА, вместо прежних ПК. Каждые 3 СКА представляли собой звено. Командовали звеньями лучшие командиры катеров.
Героическая оборона Севастополя с 30 октября 1941 года по 3 июля 1942 года вошла славной страницей в историю ВОВ. В сражениях на подступах активное участие принимали катера обоих дивизионов.

В январе 1942 года группа катеров 4-го дивизиона под управлением  капитан-лейтенанта Самойлова приняла участие в десантной операции у Алушты. Наиболее удачно в этой операции действовал СКА-024 под командованием Завьялова, который был награжден орденом Красного Знамени.

В марте 1942 года два звена 4-го дивизиона, одним из которых командовал старший лейтенант Леднев под общим руководством командира дивизиона капитан-лейтенанта Захарова, осуществили уникальный рейс из Новороссийска в Керчь и обратно с плавучим доком, груженым вагонами и паровозами.

30 июня 1942 года началась эвакуация войск из Севастополя. В выполнении этой задачи большую роль сыграли моряки-пограничники 4 и 8 ДСКА.

С 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года советские войска при содействии Черноморского флота провели ряд оборонительных операций на Северном Кавказе, названных позднее «Битвой за Кавказ».

К концу 1942 года, когда немцы вошли в Новороссийск, дивизион Сипягина Н.И. вынужден был перебазироваться в Геленджикскую бухту. Несмотря на общие большие потери дивизион сохранил свою боеспособность. Катера увеличили свои огневые возможности за счет установки на них ракетного вооружения. Первая установка для запуска ракетных снарядов была смонтирована на МО СКА-084, затем еще на трех катерах.

3 февраля 1943 года отряд особого назначения (273 человека), под командованием Ц.Л. Куникова, быстро и бесшумно заняли свои места на 7 катерах СКА-014, 084, 0134, 0154, 164, 411, 163. Вместе с ними вышли два торпедных катера – на случай необходимости прикрыть десантный отряд дымовой завесой и катер тральщик, для организации артподготовки. По сигналу комдива Н.И. Сипягина из Геленджика двинулись к месту высадки десанта. Ровно в 00 часов 4 февраля отряд прибыл в точку боевого развертывания. Штормило. В 00 часов 50 минут в воздух взлетел условный ракетный сигнал.
Семерка морских охотников прорезала дымовую завесу и устремилась к берегу, поливая его огнем из своих пушек и пулеметов. Атака была такой внезапной, что враги не успели опомниться, как катера с полного хода в течение 3-5 минут без потерь высадили на берег десантный отряд. В эту ночь каждый катер успел сделать по 2-3 боевых рейса и к утру на маленьком клочке суши отвоеванном у врага оказалось 860 бойцов. Маршрут до Малой Земли называли «дорогой смерти». Большую опасность на «дороге смерти» представляли вражеские торпедные катера. Почти каждую ночь они выходили из Анапы и нападали на конвои, идущие к Малой Земле. 8 месяцев фашистские снаряды и бомбы вдоль и поперек перепахивали клочок этой Огненной Земли, на которой, кроме Героев, не осталось ничего живого – ни птиц, ни травы.

В сентябре 1943 года настал день решительной схватки за Новороссийск. Активное участие в операции принимали все находящиеся в строю катера под командованием Н.И. Сипягина. 6 суток длилась схватка за Новороссийск, моряки-пограничники не знали на сна ни отдыха. Утром 16 сентября фашисты были выбиты из Новороссийска. Комдив Сипягин Н.И. был удостоен звания Герой Советского Союза, а дивизион получил орден Красного Знамени и почетным наименованием Новороссийский. Неувядаемой славой покрыли себя моряки-пограничники 4 и 8 ДСКА в Новороссийской десантной операции.

В октябре 1943 года оба дивизиона готовились к новой наступательной операции, высадке 18-й армии в район Эльтигена, под командованием Сипягина Н.И.

Ночь на 1 ноября 1943 года выдалась холодная и штормовая. С большим трудом катера пробивались к причалам, где находились десантники. Только к трем часам ночи все десантные отряды выбрались в открытое море. Капитан 3 ранга Сипягин Н.И. вел свой дивизион плотной двухкильватерной колонной. Впереди левой колонны шел командир звена Леднев. Сипягин возглавлял правую колонну, держа свой брейдвымпел на СКА-044. Два катера на переходе подорвались на минах, остальные подошли к месту высадки, проскочив огненное поле. Когда немецкие прожектора впились в катера своими лучами с Таманского берега ударила наша артиллерия. По приказанию Сипягина катера подошли еще ближе к берегу, чтобы поддержать десантников своим огнем, а потом побыстрее перебросить на мотоботы тех, кто был на борту. Вокруг стали падать снаряды, катера повернули на обратный курс, но несколько снарядов попали в катер. Осколок сразил Сипягина Н.И. и еще несколько человек. Погибшего комдива заменил в бою командир звена Леднев.

В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за форсирование Керченского пролива, высадку десантных войск и проявленные при этом отвагу и геройство капитан-лейтенанту Ледневу И.В., старшему лейтенанту Дьяченко Ф.С. присвоено звание Героя Советского Союза. 4-й Новороссийский Краснознаменный дивизион под командованием Леднева И.В. завершил свое участие в войне освободительными походами в Румынию и Болгарию.

17 августа 1945 года на базе 8 ДСКА сформирован 1 ЧОПС в состав которого входило два дивизиона:
1-й в порту Батуми – гвардейский МО-065, ПК-91,  ПК-92, ПК-93, ПК-94, БК-185, КМ-187, КМ189, ПС-2;
2-й в порту Очамчира – ПК-99, ПК-100, ПК-101, ПК-102, ПК-261, ПК-262, К-191, К-192.

23 апреля 1946 года 1 ЧОПС приступил к охране государственной границы.

В 1947 году 14 ОДСКА Новороссийские пограничные катера были передислоцированы в порт Очамчира.
На смену старым катера прибыли новые сторожевые катера 1 ранга типа ОД-200 (261, 262, 263) и корабли 3 ранга проекта 125-А и 122-Б (БО-52, 53, 190, 191, 192).

рис.1 - порт Очамчира, пограничные катера после окончания ВОв.

c68f97d53cf1.jpg

 

рис.2 - пограничный катер во время боевого похода

a9c0e1f64e96.jpg

 

рис.3 - аллея Героев Советского Союза служивших в Очамчирском дивизионе Пограничных Кораблей

36132427d9ed.jpg

 

ВМБ Очамчира:

После начала Велико Отечественной войны, все пограничные части были переподчинены ВМФ СССР, не стал исключением и Очамчирский отряд пограничных кораблей. Он вошёл в состав дивизии ОВР Черноморского флота. Его катера были "разбросаны" по многим ВМБ Чёрного моря.

А сам порт стал местом базирования подводных лодок Черноморского флота типов "А" и "М". Отсюда они выходили в боевые походы, сюда возвращались после их завершения. Правда местом их постоянного базирования было местечко Кулеви на реке Хоби, но там располагалась тыловая база и склады. Ремонтная база и местом базирования стал порт Очамчира.

К сожалению случались и трагедии.

22 сентября 1943 года во время планового выхода в море затонула подводная лодка "М-51"

рис.1 - ПЛ "М-51" незадолго до гибели

54b936d54c91.jpg

 

Погибло 8 моряков:

1 - Голубев Михаил Михайлович капитан-лейтенант - командир ПЛ "М-51"
2 - Полушкин Роман Иосифович капитан-лейтенант - штурман 4 ДПЛ
3 - Бобылев Владимир Николаевич старший техник-лейтенант - командир БЧ-5
4 - Соколиков Николай Алексеевич старшина 2 статьи - и.о. командира акустиков
5 - Липаткин Юрий Петрович старшина 2 статьи - командир электрочасти
6 - Серобаба Владимир Григорьевич старший краснофлотец - радист
7 - Гринкевич Анатолий Иванович краснофлотец - штурманский электрик
8 - Барабанов Дмитрий Михайлович краснофлотец - ученик рулевого

Все они похоронены были в братской могиле на территории части

рис.2 - братская могила

5a12ce11dd20.jpg

 

После окончания войны подводные лодки ушли из порта Очамчира, а назад вернулись пограничные корабли которые опять подняли свой ПОГРАНИЧНЫЙ ФЛАГ.

 

С окончанием ВОв порт Очамчира стал опять ПОГРАНИЧНЫМ ПОРТОМ:

1951 год дислоцированные в городах Батуми, Очамчира, Новороссийске дивизионы вошли в состав 35, 37 и 32 погранотрядов, в октябре 1 ЧОПС расформирован. В порту Очамчира создана береговая база снабжения и ремонта кораблей СРМ (Судо-Ремонтные Мастерские, с 1983 г. на базе мастерских открыли СРЗ – Судо-Ремонтный Завод).

В 1954, 1955 и 1957 годы бригада претерпела несколько реорганизаций и реформаций.

8 марта 1960 года приказом КГБ СМ СССР на базе ранее существовавших дивизионов 13, 19 и 35 сформирован 18 ОДСКР (Отдельный Дивизион Сторожевых Кораблей), в составе кораблей проекта 201-М – 8 единиц, проекта 183 – 5 единиц.

рис.1 - ПСКР проекта 201П

bf1182e61934.jpg

 

В 1962 году сформирована группа кораблей и катеров специальной службы в Сочи (Правительственный дивизион). Группу посетил первый в мире летчик-космонавт Гагарин Ю.А.

рис.2 - катер правительственной группы

5d10b69358ce.jpg

 

В 1963 году в состав 18 ОДСКР вошли четыре новых корабля проекта 125-А, начали поступать катера 1 ранга проектов П-368, и 2 ранга проектов 376 и 371.

1964 год за достигнутые показатели в службе, боевой и политической подготовке дивизион награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета ГрССР.

20 марта 1967 года 18 ОДСКР переформирован в 6 ОБСКР (Отдельная Бригада Сторожевых Кораблей). За высокие показатели в службе бригада награждена Почетным Красным Знаменем ЦК Грузии.

23 мая 1968 года за достигнутые успехи в боевой подготовке, службе по охране морских рубежей СССР, активную работу по воспитанию молодежи бригада награждена Памятным знаменем ЦК ЛКСМ Грузии и Орденом Красного Знамени за заслуги перед Советским государством при охране и защите государственной границы СССР, успехи в боевой и политической подготовке. Бригада стала Краснознаменной.
1969 год в бригаду стали поступать сторожевые катера проекта 1400А «Гриф». Основным кораблём бригады к этому времени стал корабли проекта 205 "Тарантул"

1972 году в бригаде сформирована группа учебных катеров (ГУК) – 4 ед. по обучению кубинских пограничников. Бригада награждена переходящим Красным Знаменем Военного Совета погранвойск, Почетной Грамотой Военного Совета погранвойск КГБ.

1973 год бригада повторно награждена переходящим Красным Знаменем Военного Совета погранвойск.

1981 год в бригаду начали поступать новые пограничные корабли проекта 133 «Антарес» на подводных крыльях.

1985 год бригада была награждена Боевым Красным Знаменем за заслуги в охране государственной границы СССР и в связи с 50-летием бригады.

1992 год бригада в сложной военно-политической обстановке в Абхазии в условиях межнациональной розни, борьбы за власть между различными лидерами Грузии, выполняла задачи по охране государственной границы, выполняла боевые упражнения для поддержания боевой готовности.
14 августа, в условиях обострившегося кризиса власти, нестабильной обстановки, военной конфронтации между Грузией и Абхазией в боевых условиях бригада выполняла задачи: охрана границы, поддержание боевой готовности, оказывала поддержку 36-му пограничному отряду Сухуми с моря для эвакуации граждан России, местного населения, семей военнослужащих. До сентября 1993 года продолжался Грузино-Абхазский конфликт. В течение 10 дней с 14 по 23 августа 1993 года охрана военного городка 17 раз подвергалась обстрелам из стрелкового оружия. 10 февраля пост №2 был обстрелян из гранатомета и автоматического оружия. В мае 1993 года пост №3 обстрелян, брошена граната Ф-1. 27 декабря 1992 года на территории части разорвалось 2 снаряда, один попал в штаб, второй в бухту. 2 июля 1993 года снаряд попал в жилой городок, ранена женщина.

1996 год в августе-сентябре в трудных условиях общего развала страны бригада была выведена из Абхазии и передислоцирована из г. Очамчиры в г. Каспийск (Дагестан, Россия). Где и продолжает нести боевую службу по охране Государственной границы Российской Федерации.

 

ССЫЛКИ:

Ссылок давать не буду, т.к. фото (которые в статье) мои и моего дедушки который является ветераном части. Многие фото уже выкладывал в инет и оттуда они разошлись по многим другим ресурсам.

 

 

 

 

 

Изменено пользователем PSKR616

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

Тема порадовала , а у Вас есть фото современные этой базы? Если есть то выложите их пожалуйста, очень охота глянуть на неё сейчас,

И источники выложите в конце темы .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

Я хочу рассказать о Военно-Морской базе в городе Очамчира в период ВеликоЙ Отечественной ВойнЫ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

Я хочу рассказать о Военно-Морской базе в городе Очамчира в период ВеликоЙ Отечественной ВойнЫ.

А к чему это?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

А к чему это?

 

Я показал правильное написание этих слов, что бы ТС мог исправить... если бы вы сравнили с оригиналом, то не задали бы свой вопрос...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

Тема порадовала , а у Вас есть фото современные этой базы? Если есть то выложите их пожалуйста, очень охота глянуть на неё сейчас,

И источники выложите в конце темы .

 

Источники это ВСЕ мои фотографии (некоторые ещё дед фоткал, он так же ветеран части ещё с войны) и моя ГОЛОВА. Я каждый год приезжаю туда - ДОМ ВСЁ ТАКИ. Многие фото выкладывал в инет и они уже от туду разошлись по многим ресурсам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

 

Источники это ВСЕ мои фотографии (некоторые ещё дед фоткал, он так же ветеран части ещё с войны) и моя ГОЛОВА. Я каждый год приезжаю туда - ДОМ ВСЁ ТАКИ. Многие фото выкладывал в инет и они уже от туду разошлись по многим ресурсам.

Тогда Вам отдельный респект . + поставил .


Я показал правильное написание этих слов, что бы ТС мог исправить... если бы вы сравнили с оригиналом, то не задали бы свой вопрос...

 

Согласен полностью, но в следующий раз просьба пояснять, что бы не задавали  ненужных вопросов .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

Современное состояние:

После вывода в 1996-98 годах 6 бригады, порт стали использовать по своему предназначению - вывоза ткварчельского угля в Турцию, а так же вывозили металл и древесину. Одним словом заработал гражданский порт. Так же на Очамчиру базировалась и часть кораблей ВМФ Абхазии.

 

После войны 08.08.08. в декабре 2008 года в порт вернулись и российские пограничники. Они заняли всю южную часть базы и пирс. Полностью реконструировали все здания (в смысле одни снесли и построили всё заново), перестроили причальную стенку и постепенно ввели новые корабли типов "Соболь" и "Мангуст" - по 3 или 4 штуки каждого типа.

 

Фотографий к сожалению практически нет т.к. этим очень строго, я и так сфоткал один раз новую часть и загремел в СГБ Абхазии на выяснение моей личности - а вдруг я шпиЁн грузинский - поэтому новых материалов нет. Но то что у меня выло ранее можно посмотреть на страничке моего ЖЖ

Порт Очамчира в 2010 году

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

Современное состояние:

После вывода в 1996-98 годах 6 бригады, порт стали использовать по своему предназначению - вывоза ткварчельского угля в Турцию, а так же вывозили металл и древесину. Одним словом заработал гражданский порт. Так же на Очамчиру базировалась и часть кораблей ВМФ Абхазии.

 

После войны 08.08.08. в декабре 2008 года в порт вернулись и российские пограничники. Они заняли всю южную часть базы и пирс. Полностью реконструировали все здания (в смысле одни снесли и построили всё заново), перестроили причальную стенку и постепенно ввели новые корабли типов "Соболь" и "Мангуст" - по 3 или 4 штуки каждого типа.

 

Фотографий к сожалению практически нет т.к. этим очень строго, я и так сфоткал один раз новую часть и загремел в СГБ Абхазии на выяснение моей личности - а вдруг я шпиЁн грузинский - поэтому новых материалов нет. Но то что у меня выло ранее можно посмотреть на страничке моего ЖЖ

Порт Очамчира в 2010 году

 

Соглашусь с Вами, лазал по нету фото не нашёл.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

Соглашусь с Вами, лазал по нету фото не нашёл.

 

Да там такая секретность как будто новую ВМБ строят. Хотя с другой стороны там построено жилого фонда раз в ПЯТЬ больше чем сейчас служат на катерах, т.ч. скорее всего часть каких то кораблей из Севастополя точно переведут.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
193
[SOX]
Старший альфа-тестер
477 публикаций
2 335 боёв

А к чему это?

 

Ну ок как бы вам помогают исправить орфографические ошибки в тексте . Тогда орфографический словарь вам в помощь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
147 публикаций
287 боёв

Интересный пост благодарю за информацию, на этой базе и по сей день Российский флаг развивается ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

Интересный пост благодарю за информацию, на этой базе и по сей день Российский флаг развивается ?

С августа 1998 по декабрь 2008 там российского флага не было.

Сейчас пограничный дивизион расширился до 7 кораблей типов "Соболь" и "Мангуст", но поговаривают что расширится ещё и как флотская ВМБ. Вроде хотят перевести 1 дивизион из Севастополя. (возможно ОВРа).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
11 публикаций
13 749 боёв

в Очамчире я служил с мая 1993 по ноябрь 1994 года на 133 проэкте

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×