1 xAM0BATbIu Участник 105 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 6 янв 2014, 07:37:26 К-3 или Ленинский Комсомол «Ленинский комсомол», первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). СССР как и в случае с атомной бомбой выступает в роли догоняющего В 1945 году США достаточно открыто демонстрировали всему миру разрушительную мощь нового ядерного оружия, при этом они были заинтересованы в разработке средств его доставки. Доставка ядерных бомб по воздуху, так как это было при бомбардировке Японии, была сопряжена с существенной долей риска. Поэтому единственным на тот момент разумным способом доставки ядерного груза стала подводная лодка, которая могла скрытно и незаметно, не всплывая, подойти к берегу противника и нанести решающий удар. На эту роль идеально подходила атомная подводная лодка, которая в течение похода могла ни разу не всплывать на поверхность. Первый американский подводный атомоход создавался в обстановке предельной секретности. Решение о постройке первой атомной лодки было принято в 1951 году, а уже 14 июня 1952 года состоялась закладка данной лодки, которая получила название «Nautilus». В то же время СССР, как и в случае с атомной бомбой, оказался в роли догоняющей стороны. Постановление о создании в СССР атомных подводных лодок было подписано Сталиным в сентябре 1952 года, когда за океаном уже шли работы по постройке первой атомной лодки. Советским конструкторам, как это не раз случалось, пришлось идти своим собственным путем, так складывались обстоятельства непростые для СССР в целом и для советской военной науки в частности. В Советском Союзе работу оборонного значения всегда возглавляли люди, которые были неизвестны широкой общественности, о героях оборонной промышленности не писали в советских газетах. Создание проекта первой советской атомной подводной лодки было поручено конструктору В. Н. Перегудову. О проекте (К-3) Проект лодки значительно отличался от предшествующих подводных лодок не только энергетической установкой, но и обводами корпуса. Первоначально он включал ряд достаточно сомнительных решений: подлодка не имела швартовых приспособлений (для совершения маневров на базе предполагалось использовать специальный буксир), не несла никакого оборонительного вооружения, не имела аварийных дизель-генераторов и якорей. Экипаж лодки готовили и тренировали заранее, часть будущих офицеров лодки была привлечена еще на стадии проекта. Такое решение позволило качественно улучшить условия жизни экипажа и эргономику рабочих мест. Наиболее вопиющие «ляпы» исправлялись на специально построенных для этого деревянных макетах. В дальнейшем очевидцы говорили, что внутренние помещения лодки были похожи на произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, при этом использовались краски ярких оттенков, которые были приятны человеческому глазу. Одна из переборок лодки была выполнена в виде картины летнего луга с березками, другая – в виде огромного зеркала. Вся мебель на лодке была произведена по спецзаказу из ценных пород дерева и могла использоваться в нештатных ситуациях не по своему прямому назначению. К примеру, большой стол в кают-компании можно было легко трансформировать в операционный. В дальнейшем качественный подбор и тренировки экипажа лодки на специально возведенных стендах (также и на стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли лодке начать свою службу. Стоит отметить, что подлодка вышла с завода «сырой», обладала множеством проблем и недоработок. Фактически данную лодку можно было бы отнести к опытной. В этом советский подводный атомоход мало чем отличался от своего заокеанского коллеги. Лодка была спущена на воду в октябре 1957 года, через 2 года после начала постройки. 1 июля 1958 года она вошла в состав флота, на лодке был поднят флаг ВМФ. Со спуском корабля на воду связан один курьезный случай. Как известно, моряки народ достаточно суеверный и, если бы о борт лодки не разбилась бутылка шампанского, они вспоминали бы об этом постоянно, особенно в критические моменты плавания. При этом среди членов приемной комиссии лодки возникла паника, так как весь сигарообразный корпус лодки был покрыт слоем резины. Единственным жестким местом выступало небольшое ограждение горизонтальных рулей. Естественно, никто не хотел брать на себя ответственность, пока кто-то не вспомнил, что *** хорошо разбивают женщины. В итоге молодая сотрудница КБ «Малахит», уверенно размахнувшись, смогла с первого раза разбить бутылку шампанского о борт лодки, так родился первенец отечественного атомного подводного флота. В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране. Внешний вид, продольный разрез первоначального (посередине) и окончательного варианта технического (внизу) пр. 627 АПЛ: 1 – 1550-мм ТА для стратегической торпеды Т-15; 2 – носовой горизонтальный руль; 3 – баллоны системы ВВД; 4 – основная антенна ГАС «Арктика»; 5 – ходовой мостик; 6 – перископ ПР-12; 7 – прочная рубка; 8 – перископ ПЗН-9; 9 – ПМУ АП РЛС «Призма»; 10- ПМУ АП станции «Накат»; 11 – ПМУ ВАН-С; 12- ПМУ АП радиопеленгатора; 13 – дизель-генераторы; 14 – компенсаторы объема; 15 – главный циркуляционный насос; 16 – главная паровая турбина; 17 – главная зубчатая передача; 18 – пост управления главной энергетической установкой; 19 – навесной турбогенератор; 20 – компрессоры системы ВВД; 21 – кормовой входной люк; 22 – аварийный буй; 23 – привода кормовых горизонтальных рулей; 24 – ЦГБ; 25 – девятый (кормовой жилой) отсек; 26 – кормовая дифферентная цистерна; 27 – восьмой (жилой и вспомогательных механизмов) отсек; 28 – седьмой (электромеханический) отсек; 29 – шестой (турбинный) отсек; 30 – конденсатор; 31 – маневровое устройство; 32 – парогенераторы; 33 – реакторы; 34 – пятый (реакторный) отсек; 35 – четвертый (вспомогательных механизмов) отсек; 36 – центральный пост; 37 – третий (центрального поста) отсек; 38 – второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек; 39 – группы АБ; 40 – торпедозамещающие цистерны; 41 – первый (торпедный) отсек; 42 – носовая дифферентная цистерна; 43 – привода крышки 1550-мм ТА и ее обтекателя; 44 – 533-мм ТА; 45 – запасные торпеды; 46 – носовой входной люк. ТТХ Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м., осадка – 5,6 м.;Водоизмещение надводное – 3065 т., подводное – 4750 т.;Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;Рабочая глубина погружения – 300 м.;Автономность плавания – 50-60 суток;Экипаж - 104 человека;Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт. Однако были и Трагические моменты Со слов командира Юрия Степанова ЗА МГНОВЕНИЯ ДО ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА За считанные минуты в первом и во втором отсеках погибли 39 моряков. Казалось, что и атомоход обречен: ведь в первом отсеке на стеллажах лежали с десяток торпед, а в аппаратах находились торпеды с ядерными боеголовками. Еще полторы минуты, и взрыв всего торпедного боезапаса. Командир К-3 Юрий Степанов принял единственно верное решение, скомандовав: «Сравнять давление с аварийными отсеками!» Дело в том, что тротил взрывается при одновременном повышении температуры и давления. Давление в горящих отсеках резко подскочило. И когда капитан-лейтенант Лесков открыл клинкет вытяжной вентиляции, сжатый почти до рокового предела воздух с яростным ревом пошел в центральный пост. То был даже не воздух – черный дым с хлопьями гари, перенасыщенный ядовитыми газами. Центральный пост оказался сразу загазован, в трюме погиб матрос, неправильно надевший противогаз. Но другого выхода не было. Лодку удалось спасти от неминуемой гибели, ее провентилировали, и через какое-то время К-3 самостоятельно вернулась в базу. Никто из начальства не захотел брать в расчет предельный технический износ «тройки» как головного корабля. На экипаж и командира навесили страшный ярлык «аварийщиков»: пожар-де произошел по вине личного состава, хотя это не так. И лучше всех об этом известно бывшему флагманскому механику Гремихинской дивизии атомных подводных лодок капитану 1 ранга Ивану Морозову. Ему предстояло первому определить причины пожара, а для этого провести разведку аварийных отсеков. Чтобы попасть в это царство мертвых, надо было открутить полусотню болтов и поднять съемный лист над люком для погрузки аккумуляторов во второй отсек. – После длительного принудительного вентилирования съемный лист был снят, – рассказывает Морозов. – Двое добровольцев из трюмных машинистов вызвались обследовать носовые отсеки. И вот тут-то случилось непредвиденное: первый же спустившийся трюмный машинист пулей выскочил наверх. В глазах матроса стоял ужас: «Я не могу... Там такое...» Я отпустил обоих добровольцев в казарму и положил руку на плечо своему коллеге – помощнику начальника электромеханической службы по живучести капитану 3 ранга Павлу Дорожинскому: – Паша, придется тебе... Найди там Серегу, посмотри, где он лежит. Серега – Сергей Федорович Горшков, старпом К-3, был нашим общим другом. Мы должны были отдать ему свой последний долг. Дорожинский молча взял аварийный фонарик и полез во второй отсек. У него еще хватило душевных сил пройти в корму и после этого выбраться наверх. Лица на нем не было. – Иван Федорович, – почти прошептал он, – я был в аду! Большая часть погибших лежит в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, распознать их невозможно. Далее началась жуткая работа по вытаскиванию обгорелых трупов. Потом выгрузили нетронутые огнем торпеды. Детально осмотрели место происшествия. Что же случилось? В одном из узлов системы гидравлики произошел прорыв рабочего тела – масла. Сильная струя ударила в горевшую лампочку электросветильника. Защитного плафона на нем не было, разбился в шторм. Пары распыленного масла вспыхнули в мгновение ока. Работала система вентиляции торпед. Сила пламени была такой, это корпус вентиля кислородного баллона разрезало пополам, как газовым резаком. Произошло то, что называется роковым стечением обстоятельств. Цепная реакция беды, которая, как известно, одна не приходит. Первопричина – прорыв гидравлики. Но почему? Ведь для атомного флота все делалось архинадежно. И снова свидетельствует капитан 1 ранга Морозов: – Я присутствовал при демонтаже в первом отсеке. Снимали злополучную гидравлическую машинку (она открывала и закрывала клапан вентиляции балластной цистерны №2 правого борта). И тут обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паранита (прокладочный материал на основе асбеста, используемый в автомобильных двигателях). Со временем уплотняющее поле раскисло и прорвалось при очередном скачке давления. А давление в системе нешуточное, с перепадами от 5 до 100 кг/см. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля. Доковый ремонт производят заводские рабочие. Один из ветеранов-судоремонтников Александр Исполатов, работавший в 1960-е годы на Севере, рассказывал, что красная медь хоть и не драгоценный металл, но весьма ценилась среди умельцев. Из нее вытачивали всевозможные поделки. Из той же прокладки, снятой из гидравлической машинки, возможно, кто-то сделал колечко для своей подружки. Быть может, оно и сейчас валяется в чьей-нибудь семейной шкатулке среди старых пуговиц, значков и прочей дребедени. Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней... 47 лет назад произошла первая и одна из самых крупных аварий на Военно-морском флоте СССР. 8 сентября 1967 года в результате аварии на первой советской атомной подлодке К-3 "Ленинский комсомол" погибли 39 человек. Ровно 20 лет причины аварии были жутко засекречены. Лишь в сентябре 2012 года, специальная комиссия закончит расследование. 8 сентября 1967 года произошел пожар в первом и втором отсеках во время боевого дежурства в Норвежском море, погибло 39 человек. Лодка самостоятельно вернулась на базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, ее остатки воспламенились… Первые мнения Агентство "Балтинфо" приводит мнение бывшего тогда помощником командира лодки Александра Лескова: глубинная причина аварии была в том, что после похода к полюсу в 1962 году экипаж "Ленинского комсомола" выполнял в основном представительские функции на бесчисленных комсомольских и партийных съездах. Три года лодка не выходила на боевые дежурства, и уровень подготовки экипажа заметно упал — из боевой команда стала "образцово-показательной", "звездной". И первоначально в трагедии обвинили самих моряков. Обстоятельства пожара и действия экипажа во время аварии долгое время были засекречены, официальная версия событий 8 сентября не соответствовала реальности, с оставшихся в живых подводников была взята подписка о неразглашении обстоятельств произошедшего сроком на несколько десятков лет И вот, в конце сентября 2012 года экспертная комиссия должна поставить точку в деле о трагической гибели подводников первой атомной советской подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол". "В балластовой цистерне была установлена нештатная прокладка от… пивной бутылки. Естественно она отлетела, гидравлика просочилась под давлением в 100 атмосфер и в распыленном состояние попала на фонарь освещения, у которого был разбит предохранительный колпак. Сразу произошло воспламенение" "Следствие путем фальсификаций документов якобы установило, что матрос забрался в один из отсеков и закурил, но ведь это не так!", — рассказал Лесков на пресс-конференции. Лишь спустя 50 с лишним лет удалось выяснить, что причиной аварии стал техногенный фактор, а не человеческий… В настоящее время на том месте, где планируется утилизация «Лепсе», находится К-3, разрезанная на две половины. Ранее из атомной подлодки был извлечен ядерный реактор, затопленный потом в Карском море. В 2003 году появилась идея восстановить лодку в качестве музея подводных сил России, после чего отбуксировать корабль на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Так еще в 2008 году на Морской коллегии при правительстве РФ КБ «Малахит» было поручено разработать проект будущего музея, но дальше идеи дело пока так и не сдвинулось. Деньги на реализацию данного проекта не были выделены до сих пор. Как заметил один из пользователей Такая легенда и её все таки пустят на металолом , видимо это суть Россиян: не ценить свои исторические , легендарные "памятники" Историческая справка 1954-1964 год 1954 год майНачало формирования двух экипажей опытной АПЛ проекта 6271954 год 21 июляЗачислена в списки кораблей ВМФ;1954 годНачало обучениия экипажей в г.Обнинск (на базе первой действующей АЭС и, созданного в кратчайшие сроки, наземного стенда ЯЭУ корабля), а также при НИИ-3, НИИ-303 и СКБ-143;1955 год сентябрьПринято решение о переводе второго экипажа на головную АПЛ проекта 627А1955 год сентябрьЭкипаж включен в состав 150-го дивизиона опытовых подводных лодок ВМФ в г.Ленинград;1955 год 24 сентябряЗаложена на стапеле цеха № 42 ССЗ № 402 в г.Молотовск как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка;1956 год августОкончание обучениия экипажей;1956 год августЭкипаж в составе 150-го ОДнОПЛ ВМФ был перебазирован в г.Молотовск (с 12.09.1957 - г.Северодвинск);1957 год январьЭкипаж переформирован в состав 150-го ДнОПЛ 339-й БрСРПЛ БелВФл с прежним местом дислокации;1957 год 7 октябряВыведена со стапеля цеха № 42;1957 год 9 октябряСпущена на воду боковым методом;1957 год октябрь - 1958 год июньВыполнила программу швартовых испытаний;1958 год 26 июняЗадача № 1 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;1958 год 1 июляПоднят Военно-морской флаг СССР. На торжественном подъеме флага присутствовали ГК ВМФ СССР адмирал Горшков С.Г., Министр судостроительной промышленности СССР Бутома Б.Е. и Президент АН СССР академик Александров А.П. По стечению обстоятельств подъем произошел за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главкома ВМФ флаг был оставлен на ночь;1958 год 3 июляНачаты государственные испытания;1958 год 4 июляВ 10.03 впервые в истории отечественного флота ПЛ дала ход под атомной энергетической установкой;1958 год августЗадача № 2 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;1958 год 26 ноября - 2 декабряВ Кандалакшском заливе Белого моря произведено глубоководное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ;1958 год 17 декабряПодписан приемный акт, КрПЛ принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. Ответственный сдатчик Довгань Н.Н., председатель Государственной комиссии вице-адм. Иванов В.Н., командир - кап. 2 ранга Осипенко Л.Г. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Время нахождения под водой составило 58 часов 18 минут, пл прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, Госкомиссией было отмечено хорошая управляемость ПЛ на этой скорости по курсу и глубине. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о том, что спецификационная скорость хода в 25 узлов может быть достигнута при 80% тепловой мощности атомной энергоустановки. Подводные испытания были прерваны на 59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура. Кроме того некоторые другие механизмы и оборудование АЭУ оказались недостаточно надежными и вышли из строя ранее установленного срока - парогенераторы, теплообменники III-IV контуров и т.д. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным;1959 год январьПостановлением Совета Министров СССР КрПЛ передана в опытную эксплуатацию. На КрПЛ начата ревизия механизмов и модернизационные работы;1959 год мартПрисвоен тактический номер К-31959 год 12 мартаВключена в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на г.Северодвинск;1959 год июньВведена в строй после модернизации, продолжены ходовые испытания под руководством группы опытовой эксплуатации, назначенной совместным решением ГK ВМФ, Председателя Государственного комитета при Совете Министров СССР по судостроению и Министра среднего машиностроения. ПЛ совершила три выхода в море (9, 22 и 14 суток);1959 год 23 июляЗа успешное освоение новой техники командиру ПЛ кап. 1 ранга Осипенко Л.Г. Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания ПЛ получили ордена и медали;1959 год с 20 августа по 11 сентябряКрПЛ приняла участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ возвратилась в Белое море с заходом в Западную лицу;1959 год октябрьВыполнила переход из Белого моря в Баренцево море для освоения пункта базирования в губе Западная Лица. С 23.10 соединение ПЛ напрямую подчинено командующему подводными силами СФ;1959 год 1 - 15 ноябряПервый дальний поход. По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта, для испытания автономности в высоких широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79˚. При нахождении подо льдом в Гренландском море одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания. Поход был осложнён и тем, что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1» КрПЛ ударилась о лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств;1959 год декабрь - 1960 год майПоставлена в ремонт и модернизацию на ССЗ № 402 (ПО "Севмашпредприятие") в г.Северодвинск для установки навигационного комплекса «Сила Н-627», деаэрационной и водохимочистительной установки и ряда модернизационных работ с заменой вышедшего из строя оборудования. Часть приборов навигационного комплекса располагались в первом отсеке, там же была оборудована вторая штурманская рубка, но в результате переделок четыре нижних торпедных аппарата бездействовали, а запас торпед сократился почти вдвое;1960 год январьНа время ремонта вошла в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл Северного флота;1960 год декабрь - 1961 год февральВыполнены швартовые испытания и комплексные испытания деаэрационной установки, в результате которых принято решение ГК ВМФ и Государственного комитета по судостроению при Совете Министров СССР о деаэрационной установке, как непригодной для эксплуатации;1961 год 26 мая - 7 августаВыполнила программа ходовых испытаний и практически отработала важные экзамены для плавания подо льдом: управление подводной лодкой на заднем ходу и вертикальное всплытие без хода;1961 год 7 августаПеречислена в состав сформированной 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ Северного флота с местом базирования на губу Малая Лопатка (Западная Лица);1961 год 17 - 31 августаВыполнила поход в Карское море. 22.8-30.8 осуществила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до 81˚47’ с.ш. с целью испытания навигационных комплексов в высоких широтах. Перед погружением под кромку льда личный состав проявил самоотверженность и высокие специальные знания в работе по устранению больших утечек гидравлики;1961 год 20 - 24 сентябряВыполнила стрельбу практическими торпедами;1961 год декабрьСовершила выход в полигоны для отработки курса боевой подготовки, но из-за неисправностей в энергетической установке задачи № 3 и № 4 отработаны не были;1962 годСоединение перебазировано на губу Большая Лопаткина1962 год веснаВ пункте постоянного базирования произведён навигационный ремонт силами СРЗ №10 и ПО "Севмашпредприятие" с установкой паросборников и докованием;1962 год 4 - 10 июляСовершила контрольный выход перед походом на Северный Полюс;1962 год 11 - 21 июляВыполнила поход (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.) на Северный полюс. 11.7 вышла из губы Западная Лица в поход на Северный полюс под руководством контр-адм. Петелина А.И. Перед выходом лодку посетил ГК ВМФ адм. флота Горшков С.Г., начальник Главного Политуправления ВМФ вице-адм. Гришанов В.Г., начальник ГШ ВМФ адмирал Касатонов В.А., Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванов В.Н., начальник ГТУ ВМФ инж.-вице-адм. Котов П.Г., начальник Гидрографической службы ВМФ вице-адм. Рассохо А.И., командующий Северным флотом вице-адм. Лобов С.М. и другие высокие должностные лица. 12.7 к концу суток была обнаружена неисправность циркуляционного насоса охлаждения главного конденсатора. Замену трех подшипников производили в подводном положении, ремонт продолжался около 14 часов. 13.7 в 11.30 всплыла в Гренландском море для встречи с тральщиком для уточнения данных о ледовой обстановке. Из-за плохой погоды встреча состоялась только в 18.00. 14.7 около 10.45 на широте 79º в подводном положении вошла под кромку льда. 15.7 осуществила первое за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚08’ с.ш., 0˚48,5’ в.д. 17.7 в 06.59.11 по Московскому времени впервые в истории отечественного флота прошла в точке Северного Полюса в подводном положении. 18.7 осуществила второе за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚54’ с.ш., 0˚01,5’ з.д. 19.7 осуществила третье за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 79˚40’ с.ш., 0˚ 41’ з.д. Навигационная невязка составила 34 мили. 20.7 в 13.40 прошла кромку льдов. В подледном положении пройдено 1294 мили за 178 часов. В 14.00 КрПЛ всплыла в надводное положение. 21.7 вернулась из похода к Северному Полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адм. Петелин А.И., командир КрПЛ кап.2р. Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-кап.2р. Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. Весь личный состав лодки награждён орденами и медалями;1962 год сентябрьБыло обнаружена разгерметизация тепловыделяющих элементов. Подводная лодка прибыла на судоремонтный завод № 893 в г.Северодвинск для ремонта и модернизации и временно подчинена 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;1962 год 9 октябряПрисвоено почетное наименование «Ленинский комсомол»>1963 год 26 февраля - 1965 год 29 октябряПередана для дальнейшего ремонта с заменой реакторного отсека. Отработанное топливо было было выгружено, а отсек залит специальным составом. На КрПЛ был выполнен ряд модернизационных работ с установкой нового навигационного комплекса «Сигма», аппаратуры автоматического, ручного и программного управления подводной лодкой и управления противоаварийными средствами;1963 годЭкипаж лодки был награждён переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ;1964 год 29 июляГазета «Красная Звезда» опубликовала открытое письмо экипажа лодки «Ленинский комсомол» с инициативой начала социалистического соревнования в Вооружённых Силах в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это движение получило название «Эстафеты боевой славы»; Историческая справка 1964-2013 год 1965 год 29 октября - 7 ноябряВыполнена программа ходовых испытаний;1965 год 24 ноябряПодписан государственный акт об окончании ремонта и передачи подводной лодки ВМФ;1965 год 29 ноября1965 год 17 декабряПодводную лодку посетил первый космонавт планеты Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А., в сопровождении 3-го секретаря ЦК ВЛКСМ Пастухова Б.Н., и сделал запись в историческом журнале корабля;1966 год 23 мартаПри всплытии на сеанс связи севернее маяка "Русский" столкнулась с вынесенным из Белого моря ледяным полем, в результате чего на ограждении рубки образовалась вмятина и был погнут перископ;1966 год март - июньВыполнила программу испытаний по темам: "Егорлык" (испытание средств ПЛО), "Шпат", "Турмалин", "Тон" (испытание противоаварийных систем), "Августин" (испытание покрытия легкого корпуса);1966 год июньПроизводилась киносъемка КрПЛ в надводном положении на ходу, моменты погружения и всплытия;1966 год 10 июля - 29 августаВыполнила задачи автономной БС (командир - Первушин Г.С., старший на борту - ЗКД кап.1р. Гинчик Е.Н.) в Атлантическом океане, Саргассовом море и Мексиканском заливе, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. Плавание проходило в течении 49 суток без всплытия на поверхность;1967 год 12 марта - 30 апреляПроизведено плановое докование и чистка труднодоступных мест прочного корпуса на СРЗ-10 в г.Полярный;1967 год майОтработала задачи курса БП и во второй половине месяца приняла участие в совместных учениях ВМФ и флотов государств-участников Варшавского Договора в Норвежском море. По возвращению заступила в БД;1967 год 18 - 21 июняПроведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания проведены успешно, но получены незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции "Свет";1967 год 10 июля - 11 сентябряВыполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Степанов Ю.Ф.) в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была сделана хирургическая операция матросу. 8.9 при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Все 14 человек, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. Единственный державшийся боцман Луня сумел в одиночку продуть балласт, отдраить входной люк, вытащить командира и его заместителя на палубу. Заместитель командира по политчасти кап. 2 ранга Жиляев Д.А., придя на мостике в сознание, спустился в центральный пост и по телефону на пульт управления ГЭУ приказал командиру дивизиона движения инж.-кап. 3 ранга Некрасову Ю.Д. принять командование кораблём, прислать аварийную партию для борьбы за живучесть центрального поста и спасения личного состава. Приказание было быстро выполнено, но за это время в трюме центрального поста от тяжёлого отравления окисью углерода умер ст. 2 ст. Слукин М.И. На помощь К-3 были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь ПЛ самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. КрПЛ сохранила ход и самостоятельно вернулась в пункт базирования;1967 год 14 сентябряПогибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота. Семьям погибших боевые друзья оказали материальную помощь собранными денежными средствами. Решением МО СССР маршала Советского Союза Гречко А.А., семьям погибших офицеров и сверхсрочнослужащих предоставлены отдельные квартиры в городах Москва и Ленинград. По заключению государственной комиссии под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные;1967 год 14 сентября - 5 ноябряПроизведен аварийный ремонт на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск;1968 год 20 апреля - 5 маяПроизведено плановое докование подводной лодки в доке губе Гремиха;1968 год 21 - 29 июля>Приняла участие в тактическом учении (командир - кап.2р. Жукова А.Я.) КСФ и ДКБФ совместно с флотами стран Варшавского договора «Север» под руководством ГК ВМФ СССР адм. флота Советского Союза Горшкова С.Г.1968 год 26 августа - 21 декабряПроизведен навигационный ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;1968 год 17 октябряВ связи с 50-ти летием ВЛКСМ, награждена Памятным Знаменем МО СССР;1969 год 8 декабряПрибыла в губу Пала на СРЗ-10 в г.Полярный для производства среднего ремонта с модернизацией;1971 год 25 февраляПеречислена в состав 17-й ДиПЛ Йокангской ВМБ КСФ (на основании директивы НШ СФ);1971 год 28 декабряПосле окончания ремонта на СРЗ-10 перешла из губы Пала в губу Большая Лопаткина для окончательного расчета и загрузки ЗИП;1972 год 8 - 9 январяСовершила межбазовый переход и прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;1972 год 29 октября - 5 ноябряПриняла участие в учениях на приз ГК ВМФ по обнаружению ПЛАРБ;1973 год 12 мая - 1 июняВыполнила задачи автономной БС в Атлантическом океане и Средиземном море;1974 годВ составе дивизии переформирована в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;1974 год 15 марта - 5 маяВыполнила задачи автономной БС в Норвежском море и Северной Атлантике с оценкой «отлично»;1975 год февральПри нахождении в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного насоса в 7 отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения из 8-го отсека, получили серьезные ожоги 2 человека;1975 год 24 апреля - 13 июняВыполнила задачи автономной БС в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично»;1975 годАтомная подводная лодка «Ленинский комсомол» занесена в летопись трудовых дел ВЛКСМ, а её экипаж удостоен Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и награждён Памятным знаменем Министерства обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и ВМФ;1976 год 31 января - 21 февраляПроизведено плановое докование в губе Гремиха;1976 год 1 июня - 27 июняПроизведено аварийное докование на СРЗ-10 в г.Полярный;1977 год 25 июляПереклассифицирована в БПЛ1977 год с 29 декабряНа СРЗ-10 в г.Полярный поставлена в средний ремонт с заменой кабельных трасс;1981 год 8 январяПри проведении ремонтных работ произошел пожар, в результате которого выгорели недавно замененные кабельные трассы;1981 год 30 декабряЗакончен средний ремонт и БПЛ передана 184-му экипажу для перехода к постоянному месту базирования;1982 год 25 мая - 25 июняВыполнила задачи автономной БС со 184-м экипажем на борту (командир - Затылкин А.И.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Боевая служба была посвящена XIX съезду ВЛКСМ;1982 год 15 августаПринята основным экипажем у 184 экипажа;1983 год январьПоставлена в ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;1984 год 28 сентябряПосле окончания ремонта введена в состав сил постоянной готовности;1985 годПриняла участие в учениях: "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85";1985 год 2 - 27 июляВыполнила задачи боевого дежурства и боевой службы в Норвежском море;1986 год апрельПоставлена в ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;1986 год сентябрьПередана экипажу БПЛ К-21 для продолжения ремонта;1987 год 20 сентября<С экипажем БПЛ К-21, не завершив среднего ремонта, прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;1987 год 17 октябряПриказом ГК ВМФ выведена из боевого состава ВМФ;1988 год 9 сентябряПереформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха;1989 год 14 мартаПереклассифицирована в БПЛ, переименована в Б-31993 год 30 сентября1995 год 1 октября (сентября)Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;2002 год ноябрьОтбуксирована на ФГУП "10 СРЗ" в г.Полярный на утилизацию. Планировалось принятие решения о переоборудовании БПЛ в музей;2003 год июльПроизведена выгрузка ядерного топлива;2008 год Передана гражданскому экипажу и отбуксирована в бухту Кут на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Согласно постановлению правительства РФ, первая отечественная атомная подводная лодка должна стать ещё одним плавучим музеем северной столицы. Проект переоборудования под необычную экспозицию легендарного корабля, который вписал немало замечательных страниц в историю советского ВМФ, выполнили специалисты Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»;2011 год мартНа торжественных мероприятиях в г.Мурманск, посвященных Дню моряка-подводника, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко сообщил, что в порту Мурманска планируется установить первую советскую атомную подлодку К-3 "Ленинский комсомол", которая станет открыта для посещений как музей. Он рассказал, что министр транспорта РФ Игорь Левитин согласовал подобное решение. Уже решено, что первая атомная подлодка будет установлена рядом первым атомным ледоколом "Ленин";2013 год мартОбъединенная судостроительная корпорация в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект(утилизация плавучей технической базы Росатомфлота "Лепсе"), приняла решение утилизировать АПЛ до конца 2013 года на судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске (Мурманская область). В то же время сам завод «Нерпа» все же надеется доделать лодку. Как пояснила «Известиям» пресс-секретарь завода Ирина Анзулатова, для этого требуется 50 млн рублей, которые завод планирует найти. "Мы сделаем всё, чтобы найти эти деньги. Лодку еще можно спасти. Мы уже сделали фрагмент корпуса, который можно поставить вместо вырезанного реакторного отсека. Осталось всё это соединить, законвертовать и спустить на воду. А там уж она может сколько угодно долго стоять и ждать, пока наши чиновники поумнеют и поймут, что такую историческую ценность уничтожать нельзя", — пояснила Анзулатова И. Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB_(%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0) http://www.pravda.ru/society/fashion/models/08-09-2012/1127443-lenkom_submarine-0/ http://www.submarines.narod.ru/Substory/6_627_3.html https://www.youtube.com Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
40 esoess1 Старший бета-тестер 875 публикаций 329 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 6 янв 2014, 07:38:51 (изменено) А источник какой? P.S.мне кажется тему надо сюда перенести. Официальный форум игры World of Warships → История → Послевоенное и современное кораблестроение Изменено 6 янв 2014, 07:47:11 пользователем esoess1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
864 Tetrahord2 Старший альфа-тестер, Коллекционер 1 702 публикации Жалоба #3 Опубликовано: 6 янв 2014, 08:01:51 Интересная тема. Хотелось бы, правда, побольше ТТХ, может быть, схем лодки.. Ну, и упомянуть не только про Перегудова, но и про Гасанова (двигательная установка) и Доллежаля (реактор). Всё же, их вклад в лодку достаточно велик. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
149 anonym_HzPHSaQ0oiBj Участник 437 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 6 янв 2014, 08:10:24 Тема отличная. + Жаль, что скорее всего лодку таки пустят на металлом. Пока найдут деньги, музей уже не из чего делать будет. Как у нас всегда выходит, потом по чертежам восстанавливать придётся. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
19 MrTiVor Альфа-тестер 44 публикации 313 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 6 янв 2014, 08:11:24 Согласен с Tetrahord2, тема интересная, но не хватает побольше ТТХ, схем лодки Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
18 Orson_Krennik Альфа-тестер 173 публикации 189 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 6 янв 2014, 08:27:46 Это можно добавить в тему просто как ссылочку. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
99 evgen526007 Старший альфа-тестер 593 публикации 204 боя Жалоба #7 Опубликовано: 6 янв 2014, 08:46:03 (изменено) Тему будешь дополнять? Плюс поставил Изменено 6 янв 2014, 08:49:34 пользователем evgen526007 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
99 evgen526007 Старший альфа-тестер 593 публикации 204 боя Жалоба #8 Опубликовано: 6 янв 2014, 08:49:00 Вот дополнение. Здесь написано что и где расположено Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 dock_10 Альфа-тестер 179 публикаций Жалоба #9 Опубликовано: 6 янв 2014, 09:08:44 Интересно. вот только в игре не будет ) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 xAM0BATbIu Участник 105 публикаций Жалоба #10 Опубликовано: 6 янв 2014, 09:23:51 Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней... Как представил то до дрожи пробрало И ведь это не первый и не последний случай когда гибнуть люди из-за чьей то халатности, жадности и корысти И порой гибнут не просто люди, а те кто защищал нас , наших родителей и наших детей и в благодарность за их мужество , храбрость и честь мы не можем отплатить им самым малым каким только возможно! мы не можем сохранить историю которую написали они, а не редакторы... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
864 Tetrahord2 Старший альфа-тестер, Коллекционер 1 702 публикации Жалоба #11 Опубликовано: 6 янв 2014, 09:31:08 "В балластовой цистерне была установлена нештатная прокладка от… пивной бутылки..... Лишь спустя 50 с лишним лет удалось выяснить, что причиной аварии стал техногенный фактор, а не человеческий… ИМХО, ставить прокладку от бутылки - это человеческий фактор в чистом виде( Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 xAM0BATbIu Участник 105 публикаций Жалоба #12 Опубликовано: 6 янв 2014, 09:58:52 ИМХО, ставить прокладку от бутылки - это человеческий фактор в чистом виде( безусловно это человеческий фактор , но в сообщении имелось ввиду что в аварии была виновата не команда а один из рабочих в доке кто производил замену прокладки. и то что это пробка от бутылки - это тоже условно на самом деле была установлена нештатная прокладка из более дешевого материала , такого как используют в производстве пробок Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 FulcrumVM Бета-тестер 56 публикаций 1 898 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 6 янв 2014, 10:28:02 Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней... Как представил то до дрожи пробрало И ведь это не первый и не последний случай когда гибнуть люди из-за чьей то халатности, жадности и корысти И порой гибнут не просто люди, а те кто защищал нас , наших родителей и наших детей и в благодарность за их мужество , храбрость и честь мы не можем отплатить им самым малым каким только возможно! мы не можем сохранить историю которую написали они, а не редакторы... Как ни странно, это Россия... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
333 [RN] kirgre Репортёр, Альфа-тестер 879 публикаций 3 911 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 6 янв 2014, 10:50:38 Автор, можете ещё на deepstorm.ru сходить, там есть немного по теме. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Mistletoe Участник 59 публикаций 3 боя Жалоба #15 Опубликовано: 6 янв 2014, 12:04:07 Хотелось бы побольше о ТТХ почитать, дополняй тему было бы интересно узнать чуть больше, а так + за старание и отличную тему Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
252 choock Альфа-тестер 2 099 публикаций Жалоба #16 Опубликовано: 7 янв 2014, 00:28:48 ТС, спасибо за тему. А все-таки вы смогли, не смотря на все свои предыдущие ошибки, оплошности и неудачи, выйти на нужный уровень! Искренне рад за вас! Мне кажется, что после всего того, что вы пережили и через что продрались на чистую воду, вам уже можно смело браться за любой материал. На все возможные "мины" вы напоролись(мне кажется это не требует разъяснения), но даже получив критические повреждения, сумели остаться на плаву, восстановились и готовы к дальнейшим боевым действиям(надеюсь вы не против такого сравнения). Желаю не останавливаться на достигнутом, успехов со следующими темами и удачи! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Trilar Бета-тестер 151 публикация 103 боя Жалоба #17 Опубликовано: 7 янв 2014, 04:22:26 Согласен с предыдущими ораторами, что тема выбрана удачна и хорошо выполнена. "+" за старания. P.S: предлагаю тебе выбрать следующую тему в качестве с 56. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 xAM0BATbIu Участник 105 публикаций Жалоба #18 Опубликовано: 7 янв 2014, 13:26:37 Согласен с предыдущими ораторами, что тема выбрана удачна и хорошо выполнена. "+" за старания. P.S: предлагаю тебе выбрать следующую тему в качестве с 56. Запилил тему про ПЛ С-56 с небольшой фото экскурсией Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 SmellyRat Участник 140 публикаций 96 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 13 янв 2014, 12:16:44 имея мизерный опыт создания подлодок, советским конструкторам удалось опередить зарубежные разработки на десятилетия вперед... жаль, но нышнее поколение может соревноваться с американцами только в пожирании гамбургеров из макдональдса... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_fRZVCzSqUL9U Участник 1 публикация Жалоба #20 Опубликовано: 8 сен 2017, 16:15:50 http://www.tv21.ru/news/2017/09/08/segodnya-na-vodu-spuskayut-pervuyu-atomnuyu-sovetskuyu-podlodku-k-3-leninskiy-komsomol Сегодня К-3 спустили на заводе Нерпа. Ядерный отсек заменили на вставку и загерметизировали. Сейчас решается вопрос о создании музея. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию