Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Orson_Krennik

Самое крупное кораблекрушение XX века или гибель лайнера Гойя

В этой теме 44 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
173 публикации
189 боёв

4872166.jpg

«Гойя» — грузовое судно, построенное на норвежской верфи Akers Mekanika Verksted в Осло. Спущено на воду 4 апреля 1940 года. После того, как нацистская Германия оккупировала Норвегию, судно использовали в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже корабль участвовал в эвакуации от наступающей Красной Армии. Совершенно необычная камуфлированная окраска делала его почти незаметным.​ 

4860902.jpg

 

Основные характеристики:

Длина - 146 м.
Ширина - 17,4 м.
Водоизмещение - 5230 б.р.т.
Силовая установка - Четыре дизельных двигателя, Burmeister&Wain
Мощность - 5589 кВт (7600 л.с.)
Скорость - 18 узлов

 

Судно «Гойя» успело совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19 785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего «Гойя» затонуло в Балтийском море; в катастрофе погибло более 6900 человек.

 

День 16 апреля 1945 года начался для экипажа неудачно. В начале того страшного утра внезапно налетели вражеские бомбардировщики. Орудия противовоздушной обороны судна яростно отстреливались, но, несмотря на это, во время четвертого захода бомбардировщикам все-таки удалось поразить «Гойю». Теплоход получил прямое попадание в носовую часть. Авиабомба пробила палубу, ранив несколько матросов из орудийного расчета. Капитан Плюннеке так же получил осколочное ранение.


Но, несмотря на пробоину в верхней палубе, судно оставалось на плаву. В 9 часов утра оно приняло на борт еще одну партию беженцев, раненных и солдат для отправки в Хелу. Целый день вокруг «Гойи» сновали(быстро двигались) паромы и шлюпки. Но и советская авиация тоже не дремала, сея панику среди экипажа корабля :trollface:, его пассажиров и тех, кто только готовился взойти на борт. Среди них уже были ощутимые потери.


До 19.00 шло оглашение судовых списков, но они оказались не полными, поскольку на теплоход постоянно пробирались новые люди. Всего на борту значилось 6100 человек, среди них 1800 солдат. Но эти цифры довольно условны, так как реально на «Гойе» находилось минимум 7000 человек.

 

Грузовое судно было мало приспособленно для перевозки раненых. Носилки с ранеными поднимались на борт с помощью лебедок и потом таким же способом их размещали в трюмах, естественно не приспособленных для экстренной эвакуации. Спасательного снаряжения хватало лишь на некоторое количество людей.

 

7000 человек теснилось в грузовых отсеках, машинном отделении и вообще повсюду, где можно было найти свободное место. Каждую койку делили несколько человек, даже капитан был вынужден уступить свою каюту беженцам. Условия для людей были ужасными, а для раненых просто невыносимыми. Не хватало всего: перевязочных материалов, лекарств, питья и еды.


С наступлением темноты – это было около 22.00 по летнему времени – корабль вышел в море. За ним выстроились другие суда, готовые к отплытию на запад. В состав конвоя вошли еще два маленьких теплохода – «Кроненфельс» (Kronenfels) и «Эгир» (Aegir). В качестве охраны их сопровождали два минных тральщика – «М-256» и «М-328». Теплоход «Гойя» следовал чуть севернее остальных.

4861926.jpg

 

Когда конвой вошел в открытое море, напряжение людей на борту спало, страх перед налетами советской авиации постепенно исчез. Но ему на смену пришел страх перед подводными лодками и минами. Судно было перегружено и переполнено. (если вы действительно читаете эту статью, то, когда будете комментировать обязательно поставьте значок #) Даже переходы и лестницы были заполнены людьми. Воздух был тяжелым, и пройти на палубу можно было с трудом, да и то не всегда. Корабли конвоя плыли со скоростью около 9 морских миль в час, чтобы менее быстроходные теплоходы поспевали за ними.


Около 22.30 наблюдатель сообщил о силуэте неизвестного корабля по правому борту. «М-328» выпустил несколько осветительных ракет, после чего тень исчезла. Срочно поступила команда: «Надеть спасательные жилеты!» Однако на корабле их было в наличии только 1500 штук.


В 22.30 «Кроненфельс» замедлил ход и остановился на короткое время из-за поломки в машинном отделении. Другие суда конвоя легли в дрейф и стали ждать. Команда «Кроненфельса» лихорадочно пыталась устранить поломку подручными средствами, и, в конце концов, их усилия увенчались успехом. Корабли охраны все это время кружили рядом с неисправным судном. К 23.30 конвой, находившийся на широте Риксхёфта у основания косы Путцигер-Нерунг, двинулся дальше.


Ни один человек не подозревал в тот момент, что советская подводная лодка «Л-3» под командованием капитан-лейтенанта В.К. Коновалова уже долгое время следовала за ними по пятам…
В 23.45 «Гойя» содрогнулся от двух могучих взрывов. Теплоход сильно качнуло, рывком бросило вперед, а потом корма резко осела вниз. В тот же момент погасло освещение. Из темноты раздалась команда: «Спасайтесь, кто может!» Было слышно, как через пробоину внутрь корабля с шумом устремился поток воды. Люди метались по палубе, некоторые прыгали за борт.
На борту вспыхнула неописуемая паника. Несколько сотен человек были тяжело ранены. Из трюмов и с нижней палубы люди пытались добраться до трапов, чтобы оказаться наверху. Многие, прежде всего дети, были сбиты с ног и смяты напиравшей сзади толпой. Судно все больше кренилось назад, корма уже частично была залита водой. Прежде чем были готовы спасательные шлюпки, «Гойя» разломился на две части и очень быстро начал погружаться на дно. В одно мгновенье люди, стоящие на палубе, оказались по пояс в воде. Однако прежде, чем мачты накренились, многие сами бросились в воду и поплыли к кораблям, спасая свою жизнь. Вспоминает Кристел Бальсам (одна из спавшихся. Ей было 14 лет):

 

В полночь меня разбудил взрыв. Прежде чем я поняла что происходит, судно накренилось. В ночи раздавались крики людей, звавших людей и крики о помощи. Все пытались вскарабкаться на ту сторону судна, которая вздымалась над водой. Тут прогремел второй взрыв и судно начало быстро тонуть. Большая волна захлестнула нас и утащила за собой в глубину. Все продолжалось всего несколько минут. Я не умела плавать и потому поняла, что сейчас умру. Точно в фильме перед моим взором прошли лица родных. Между тем меня вытолкнуло на поверхность, и я уцепилась за веревку, свисавшую со спасательного плота.
Случилось необъяснимое чудо.

 

16 апреля 1945 г. в 20.00 теплоход «Гойя» с 6488 беженцами, ранеными и солдатами отправился в Хелу. Конвой сопровождали два минных тральщика. Бойцы нашего 35-го полка разместились в средней части корабля на нижней палубе. Повсюду – в проходах, кабинах, и грузовых трюмах – стояли, сидели, лежали женщины, дети, солдаты и раненные. Теснота была такая, что с трудом можно было пошевелиться. Было очень жарко и душно.
Я все пытался выбраться на верхнюю палубу, чтобы хоть немного вдохнуть свежего воздуха. Это, вероятно, и спасло мне жизнь.
Спокойное море сверкало серебром в звездной ночи. Снаружи было довольно холодно. Ближе к полуночи я снова находился на палубе и вдруг почувствовал два глухих удара.
Корабль подбросило вверх. Исполинские водяные столбы взмыли в черное небо и обрушились на палубу. Внезапно погас свет. Внутри «Гойи» началась ужасная паника. Каждый пытался пробиться к выходу. 
На лестницах нижней палубы разыгралось незабываемое зрелище: началась борьба не на жизнь, а на смерть. Пожалуй, никто так никогда и не узнает о том, что происходило внутри судна. Должно быть, это было ужасно. Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды.
Когда стало невозможно оставаться дальше на корабле, я прыгнул через леерное ограждение в ледяные воды Балтийского моря. Гигантская волна подхватила меня. Вдруг передо мной вынырнул и подскочил вверх спасательный плот, который, по всей видимости, снесло волной с утонувшего «Гойи»!
Удача улыбнулась мне, и я смог удержаться на этом плотике. Вскоре за плот цеплялась уже целая куча людей.
Около двух часов мы боролись с волнами в ледяной воде. Все мы были уже в полном изнеможении, когда наконец появился корабль Кригсмарине и подобрал нас.
Я насчитал всего 172 человека, которым удалось спастись. Более шести тысяч других вместе с грузовым судном «Гойя» ушли в морскую пучину, хотя еще несколько часов назад эти несчастные верили, что все опасности уже позади…

Столб пламени высотой с дом вырвался из смертельно раненного «Гойи». Вслед за этим в трюме тонущего корабля прогремел взрыв. Затем все произошло с невероятной быстротой. За считанные минуты обе половины теплохода скрылись под водой. Столь быстрое погружение корабля под воду объясняется тем что судно «Гойя» не было пассажирским и не имело перегородок между отсеками, как это было предписано для пассажирских кораблей.

4858854.jpg

 

Немногие оставшиеся на поверхности пассажиры «Гойи» на какое-то время различили на поверхности воды мрачный силуэт подводной лодки. На месте катастрофы плавали обломки корабля, трупы, раздавались крики о помощи и проклятия. Вода в это время года была еще ледяной, поэтому, оставшись в воде, человек быстро замерзал и лишался сил. Большинство людей были легко одеты, так как на судне царила страшная духота.

 

___________________________________________

На этом всё, спасибо за прочтение статьи! Те, кто скажут, что это копипаста, будут не правы. Текст собран из 4 источников и скреплён воедино. Старался сделать более читабельным для "нелюбителей стен текста".

 

 

Источники:

[1]

[2]

[3]

[4] Документальный цикл "Великая война"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
393 публикации

# То, что не копипаст втупую - это хорошо, а то, что оставляете оформление от Википедии - это плохо. Будьте внимательными и выдавайте более высокое качество тем.

 

Изменено пользователем anonym_bHQ2EqEdbU38

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
105 публикаций

Ужасная трагедия на самом деле! Это только подумать более 6000 человек и около 4000 ни в чем неповинных людей, даже не солдаты погибли!

Аж плохо становится как начинаешь представлять

И еще у вас автор в Воспоминаниях Кристель Бальсам два раза вместо слова крики написано кики!

И зачем ставить # я не понял. объясните?   

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
333
[RN]
Репортёр, Альфа-тестер
879 публикаций
3 894 боя

# Я статью читал

# - это проверка на вшивость, читал ли человек статью.

Была такая байка в 90-е: Якобы в лицензионном соглашении на некую американскую программу есть строчка: "Каждый, использующий наш софт, может прислать письмо, и мы вышлем 1000$". За Три года компания отправила пользователям 2000$ при 3000 проданных лицензий.

 

Тут похожий принцип. Надо б взять на вооружение...

Изменено пользователем kirgre

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 702 публикации

Спасибо за тему. 

Понравилось.

(Октоторп)

#, по-простецки

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций

А почему именно это "кораблекрушение" самое крупное? Вон про потопление Густлоффа на Дискавери говорили что было 10 000 расстрелянных лично Сталиным погибших, минимум!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций
38 боёв

Ужасная трагедия на самом деле! Это только подумать более 6000 человек и около 4000 ни в чем неповинных людей, даже не солдаты погибли!

Аж плохо становится как начинаешь представлять   

 

А что солдаты или матросы не люди что ли?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
140 публикаций

А почему именно это "кораблекрушение" самое крупное? Вон про потопление Густлоффа на Дискавери говорили что было 10 000 расстрелянных лично Сталиным погибших, минимум!!!

 

Дискавери хороший канал, только американский, а вот потопление Гуслоффа имела некоторые печальные для Германии последствия - все же там много было спецов ВМФ(хотя их кол-во сильно раздуто пропагандой СССР), и потом я бы потопление, не называл кораблекрушением, несколько разные понятия

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
173 публикации
189 боёв

То, что не копипаст втупую - это хорошо, а то, что оставляете оформление от Википедии - это плохо. Будьте внимательными и выдавайте более высокое качество тем.

:blink: А где здесь оформление тем от Википедии? Разве что только введение в статью, а именно определение.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
59 публикаций
3 боя

Не плохо, оформление хорошее, поставил +, только то что ты выделил в самом низу в желто черный цвет очень режет глаза спрятал бы лучше под сполер 

p.s #

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
393 публикации

:blink: А где здесь оформление тем от Википедии? Разве что только введение в статью, а именно определение.

В точку. Начало - это как визитка, по нему читатель может определить, стоит ли читать далее. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

# Интересная тема. Спасибо. 

 

ТС, вот только не могли бы Вы поподробнее написать про маршрут следования конвоя. А то откуда шел, непонятно... 

Изменено пользователем CKOTUHA

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
56 публикаций
1 898 боёв

По некоторым данным количество пассажиров было до 8 тысяч. Сегодня утеряно очень много документов, а сохранившиеся противоречивые.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций
756 боёв

# Интересно было почитать и узнать что-то новое 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
45
[POOL]
Старший бета-тестер
155 публикаций
5 727 боёв

8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 Ну, так правильно. Он-то топил охраняемый транспорт. В данном конкретном случае. А кто там был на борту: беженцы или солдаты, - кто в перископ разберет? Да и не за тот эпизод могли Героя дать. А то, ведь, получается из комментария, что за потопление беженцев наградили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
105 публикаций

 

А что солдаты или матросы не люди что ли?

я не это имел ввиду! я хотел сказать что ведь на корабле находились гражданские, а это значит что эти люди не имеют ни какого отношения к войне 

Вспомните нынешние боевые действия или в ближайшем прошлом, стараются что бы гражданские не страдали так как к боевым действиям и их причинам не имеют отношения 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

# Интересная тема. Спасибо. 

 

ТС, вот только не могли бы Вы поподробнее написать про маршрут следования конвоя. А то откуда шел, непонятно... 

 

Вышел из Данцигской бухты в Свинемюнде. Примерно за час до торпедной атаки маршрут изменили и конвой направился в Копенгаген. Точное место кораблекрушения было установлено 26 августа 2002 года польскими водолазами. Место гибели "Гойи" на карте Польши:

e8c55e7b2d89.png

 

 

Ужасная трагедия на самом деле! Это только подумать более 6000 человек и около 4000 ни в чем неповинных людей, даже не солдаты погибли!

Аж плохо становится как начинаешь представлять

...

 

На любое событие есть несколько точек зрения (#). Если абстрагироваться от того, что шла война - безусловно трагедия. Но с учетом всех обстоятельств произошедшего - обычная торпедная атака, коих и сами немцы за годы WWII совершили не мало. "Гойя" представляла собой военную цель. Суда предназначенные для перевозки беженцев и госпитальные суда  должны обозначаться соответствующими знаками - красным крестом, а не нести камуфляжную окраску. Кроме того, корабль шел в одном конвое с военными судами охранения и перевозил военные грузы и военнослужащих (в том числе танкистов ). По всем международным нормам "Гойя" была законной целью торпедной атаки и вся ответственность за жизнь беженцев, которым позволили подняться на борт, с того момента, как они ступили на палубу, полностью лежала на должностных лицах немецкого военного флота.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
45
[POOL]
Старший бета-тестер
155 публикаций
5 727 боёв

 

А что солдаты или матросы не люди что ли?

 

У солдат работа такая - на войне жизнью рисковать. А гражданские на то и гражданские, что они никаких присяг не давали.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

 

У солдат работа такая - на войне жизнью рисковать. А гражданские на то и гражданские, что они никаких присяг не давали.

 

Вот именно требования присяги и выполнил Владимир Коновалов (командир Л-3), когда торпедировал "Гойю". Поэтому можно в теме и подводников отметить.

В.К. Коновалов - командир Л-3, впоследствии - контр-адмирал:

Konovalov-43.JPG

Л-3, изображенная художником М.Кузнецовым:

%D0%9B-3_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%

Рубка Л-3, установленная в качестве памятника:

1280px-L-3_Museum.JPG?uselang=ru

 

А что касается гражданских, то (как я уже отмечал выше) советские и другие транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации. Вспомните тот же теплоход "Армения", потопленный в 1941 году в Черном море. На его борту было более 5 тысяч беженцев и раненых, а выжило только 8 человек. Впрочем, и "Армения", и "Гойя" нарушали статус санитарного судна и являлись законными военными целями.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×