Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_JcA8V0YIojHH

Бразильские линкоры типа "Минас Жерайс" ("Минас Гераис")

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Участник
260 публикаций

Бразилия - единственная страна Южной Америки, где говорят на португальском языке. Она входила вместе с Аргентиной и Чили в клуб самых влиятельных держав региона, отношения между которыми отнюдь не были безоблачными. Экономика Бразилии находилась в преимущественном положении: на ее обширной территории имелись два источника, которые обеспечивали стабильный доход,-плантации кофе и каучуконосные деревья, что поддерживало на плаву ее финансовую систему и вооруженные силы.

Гонка вооружений была постоянным явлением. В 1904 году Бразилия приняла новую программу создания военно-морского флота. В соответствии с программой заказали два линкора и два крейсера-разведчика, 10 эсминцев, три подводные лодки и плавбазу для подводных лодок. Иностранцев поразило то, что дредноуты были заказаны Бразилией раньше, чем их начали строить такие державы, как Россия и Франция.

Еще до принятия программы в 1903 году бразильские представители обратились к британскому оружейному концерну Армстронга с просьбой спроектировать для них линейный корабль. В ноябре 1903 года проекты "броненосного корабля, броненосного крейсера, броненосца береговой обороны для Бразилии" были готовы.Проект новых бразильских кораблей, которым собирались присвоить имена "Рио-де-Жанейро", "Минас Джерайс" и "Сан Паулу", основывался на существенно переработанных чертежах английского броненосца 2-го класса "Triumph" (в свою очередь создававшегося по  заказу чилийского флота, но по ряду причин оставшегося во флоте Его Величества). Принципиальным отличием от прототипа стало размещение и состав артиллерии ГК — 12 254-мм орудий в шести башнях.После того, как в декабре 1906 г. мир был потрясен появлением новейшего английского линкора "Dreadnought", заказчик пожелал переделать проект.

20 февраля 1907 года министр военно-морского флота адмирал Аленкар подписал новый контракт, во исполнение которого фирма "Армстронг" разработала проект 494А.

На спроектированном линкоре предусматривалась установка двенадцати 305-мм орудий, которые размещались в двух линейно-возвышенных башнях на носу и корме и двух башнях по бортам. Скорость линкора определялась в 21 узел. По этому проекту должны были строиться два корабля: "Минас Жерайс" в Эльсвике и "Сан-Паулу" в Барроу.

Факт закладки линкоров для Бразилии вызвал широкую дискуссию в британском парламенте. Ставилась под сомнение целесообразность строительства кораблей для иностранной державы, которая может перепродать их не дружественной Британии стране.

Обсуждалась возможность покупки строящихся кораблей и королевским флотом. В ответ на подобные высказывания первый морской лорд Мак-Кенна сказал, что флот не нуждается в подобных закупках и, вообще, по некоторым характеристикам "бразильцы" уступают "Дредноуту", в особенности это касается толщины брони и защищенности машинной установки. Главный 229-мм броневой пояс по ватерлинии имел высоту 4,7 м и простирался между барбетами башен "В" и "Y". На 27,4 м в нос и на 18,3 м в корму от 229-мм пояса тянулся 152-мм, а дальше к оконечностям — 76-мм. Не доходя нескольких метров до ахтерштевня, пояс замыкался 102-мм траверсом. В носу пояс тянулся до форштевня, но в месте стыка 152-мм и 76-мм поясов также имелся 76-мм траверс. Выше главного пояса находился верхний пояс такой же (76-мм) толщины, поднимающийся до верхней палубы. В районе барбетов возвышенных башен он уходил вглубь корпуса и примыкал к барбетам концевых башен.

Образованная верхним поясом цитадель закрывалась сверху (на уровне верхней палубы) 38-мм броневой палубой, состоящей из двух 19-мм слоев. Вне цитадели поверх главного по яса шла плоская 51-мм броневая палуба. Подводная защита бразильских линкоров ограничивалась двойным дном. Некоторую роль в ослаблении воздействия подводного взрыва могли обеспечить угольные ямы, но для этого угольные люки в продольных переборках должны были оставаться закрытыми (что далеко не всегда возможно).Поэтому строительство кораблей продолжат, но Бразилия даст гарантию, что они не попадут в руки враждебной Британии державы.

Значительную роль в принятии положительного решения сыграл знаменитый банк Ротшильда, через который проводилась оплата строительства и который не хотел терять выгодного клиента и лишаться прибыли.

Хотя дискуссии о целесообразности постройки линкоров для Бразилии время от времени вспыхивали и в дальнейшем, работы были завершены, и корабли, получившие названия "Минас Жерайс" и "Сан-Паулу", вошли в состав флота этой крупнейшей латиноамериканской страны.

 

Чертежи, компоновка и ТТХ

 

Общий вид

Чертежи палуб (нашел только по однотипному "Сан Паулу") Цитадель "Минас Жерайс" 1910 год

Характеристики:

 

Общие:

Длина: 162,4 м

Ширина: 25,3 м

Водоизмещение полное: 21 200 тонн

Запас хода: 8 000 миль

Осадка: 7,6 м

Экипаж: 850(по другим данным 810)

Скорость: 21 узлов

Бронирование: пояс 229 мм, верхняя палуба 32 мм, верхняя бронированная палуба 51 мм, нижняя бронированная палуба 25 мм, скосы и цитадели 38 мм, башни главного калибра и барбеты 229 мм, боевая рубка 305 мм

Силовая установка: 2 паровые машины тройного расширения(это было слабым местом кораблей, так как фирма Армстронга разрабатывала вариант  проекта с турбинами, но бразильцы от него отказались), 18 котлов Бабкока:

- мощность на испытаниях: 25519 л. с. ("Минас Жерайс"), 25517 л.с. ("Сан-Паулу"), скорость: 21,1 узла;

- запас топлива: нормальный - 800 т угля+350 т нефти, полный 2360 т угля+366 т нефти;

- дальность плавания: 8000 миль/ 10 узлов;

Вооружение:

Орудия: 12х305 мм, 22х120 мм и 8х37-мм орудий

 

История кораблей.

"Минас Жерайс" заложен на верфи Армстронга в Эльзвике 17 апреля 1907 г., спущен 10 сентября 1908 г. и вошел в состав флота 6 января 1910 года.Едва вступив в строй, "Минас Жерайс" "прославился" тем, что 22.11.1910 на его борту вспыхнул мятеж, в ходе которого было убито несколько офицеров.

 

Минас Жерайс во время ходовых испытаний (1910 год)

До начала Первой мировой войны оба корабля в основном находились в территориальных водах, лишь в мае 1913 г. "Сан Паулу" совершил поход в США с министром иностранных дел на борту. 24.10.1917 Бразилия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Правительство Бразилии не ограничилось формальным объявлением войны Центральным державам, и по согласованию с Англией решило направить "Sao Paulo" в Европу на присоединение к Гранд-Флиту. Техническое состояние корабля к этому времени находилось не на высоте, к тому же его требовалось оснастить современной системой управления огнем ГК. В Бразилии эти работы выполнить было невозможно, и в июне 1918 г. линкор направился в США. На переходе выяснилось, что дело обстояло еще хуже, чем казалось ранее, — из 18 паровых котлов 14 вышли из строя, и линкору пришлось прервать переход для экстренного ремонта. Когда "Sao Paulo" все-таки добрался до Нью-Йорка и встал на верфь, перечень необходимых работ оказался гораздо длиннее, чем предполагалось первоначально. В итоге "Sao Paulo" на войну так и не попал — ремонт длился до начала 1921 г., когда он уступил свое место пришедшему для прохождения ремонта "Минас Жерайс".

06.07.1922 "Сан Паулу" впервые открыл огонь главным калибром по реальной цели [это учебные стрельбы ГК в 1910 году, если верить, "Минас Жерайса" , но к тексту подходят. ИМХО]

, но это были не корабли противника, а форт в Копакабане, захваченный мятежниками в ходе "лейтенантского переворота". Два года спустя двум бразильским линкорам довелось вступить в противостояние друг с другом, инцидент даже сопровождался стрельбой. В Рио-де-Жанейро 4.11.1924 на "Сан Паулу" три молодых офицера арестовали всех своих непосредственных начальников и подняли красный флаг. Морской министр и командующий флотом пытались призвать мятежников к благоразумию, но шлюпка, на которой они пытались подойти к линкору, была отогнана от борта огнем из винтовок. Несмотря на призывы, к "Сан Паулу" присоединился только один устаревший миноносец. Поняв, что они остались в меньшинстве, и их никто не поддержит, мятежники направили корабль в открытое море, но перед этим из 47-мм орудия "Сан Паулу" был произведен выстрел в "Минас Жерайс". Повреждения оказались незначительными, но одного человека ранило. "Сан Паулу" ушел в Монтевидео, по прибытии туда 10.11.1924 мятежники сошли на берег, а корабль спустя некоторое время был возвращен Бразилии."Минас Жерайс" с 1931 по 1938 гг. прошел ремонт и модернизацию, а вот от проведения аналогичных работ на его собрате отказались — "Сан Паулу" к середине 1930-х гг. находился в столь плачевном состоянии, что его ремонт признали нецелесообразным и корабль вывели в резерв.

"Минас Жерайс" после модернизации 1939-40-х годов.

После вступления Бразилии во вторую мировую войну "Минас Жерайс" охранял важный порт Байя (Сальвадор) на северо-востоке страны. После окончания войны линкор до 1952 года пребывал в составе флота.10 ноября 1942 г. Бразилия вступила во Вторую мировую войну на стороне союзников. Как модернизированный "Минас Жерайс", так и наскоро выведенный из резерва "Sao Paulo", активной роли в ней не играли, простояв всю войну в качестве плавучих батарей в портах Сальвадор ("Минас Жерайс") и Ресифи ("Sao Paulo"). "Sao Paulo" исключили из списков флота 2.8.1947. В августе 1951 г. его продали на слом английской фирме. 20.9.1951 буксиры "Dexterous" и "Bustler" повели "Sao Paulo" из Рио-де-Жанейро в Англию. В ночь с 4 на 5 ноября во время шторма в 150 милях севернее Азорских о-вов лопнули буксирные тросы, и буксиры потеряли линкор из виду. Дальнейшая судьба "Sao Paulo" и восьми членов перегонной команды неизвестна. После окончания войны "Минас Жерайс" еще ряд лет находился в боевом составе флота. 16.5.1952 корабль встал на прикол и непродолжительное время служил в качестве несамоходного штабного корабля командующего флотом.

"Минас Жерайс" в роли штаба (вид на цитадель)

31.12.1952 его исключили из списков флота и в следующем году продали итальянской фирме на слом. Корабль прибыл на судо-разделочный завод в апреле 1954 г.

 

В заключении несколько слов о 3-м линкоре серии "Рио-де-Жанейро"

 

После того как развернулось строительство первых двух бразильских линкоров, сразу же начали проектирование третьего дредноута, получившего название "Рио-де-Жанейро".

Бразильцы желали получить самый мощный корабль в мире. Было разработано четыре проекта: два бразильских инженеров Александрио (№ 1) и де Баселлера (№ 2) и два британских, один из которых был разработан Перретом (№ 3), а другой Деункуртом и Перретом (№ 4). В варианте № 3 была предусмотрена возможность установки 406-мм орудий.

Выбор лучшего проекта вызвал большие споры. Сначала склонялись принять один из первых трех проектов, но вскоре бразильцы остановились на варианте с 305-мм орудиями. Возможно, этому способствовало ставшее известным мнение кайзера Германии Вильгельма II о том, что орудия, калибр которых больше 305 мм, вряд ли могут принести пользу.

Другое соображение в пользу принятия калибра 305 мм - наличие у бразильцев двух кораблей с такой артиллерией, а если в составе флота появится корабль с другим главным калибром, то это скажется на единстве линейного соединения. В результате доработки проекта основные характеристики линкора стали выглядеть следующим образом:

- водоизмещение: 27850 т, в полном грузу 30860 т;

- размерения: 200,4 х 26,7 х 9,4 м;

- бронирование: пояс 229 мм, верхний пояс 152 мм, главные переборки цитадели 76 мм, верхние бортовые переборки 152 мм, носовая переборка 76 мм, кормовая 152-76 мм. Верхняя и главная палубы 38,1 мм, нижняя палуба 63,5 мм. Башни - лобовая броня 305 мм, бортовая 203 мм, тыл 254 мм, крыша 76 мм. Казематы противоминной артиллерии прикрывались 152-мм броней, а колпаки для командиров батарей (между 5 и 6 орудиями) - 76-мм броней, между орудиями стояли 25-мм переборки. Боевая рубка: 305 мм, крыша 102 мм, пол 76 мм. Погреба боезапаса защищались 38 - 25-мм бронированными переборками, что было единственным признаком противоминной защиты.

Тактико-технические характеристики проектов линейного корабля для Бразилии

Бронирование бразильского линкора, по сравнению с его британскими современниками, оказалось слабым, поскольку

ного места и веса "съело" вооружение. Ахиллесовой пятой линкора английские эксперты считали барбеты башен главного калибра, броня которых не могла противостоять попаданию 305-мм снарядов.

- вооружение: 14 - 305-мм орудий с длиной ствола 45 калибров, 18-152-мм (во время службы в британском флоте 20), 10 - 76-мм, 3-4 - 37-мм орудия и 3 - 533-мм торпедных аппарата. Управление огнем могло осуществляться с центрального поста или из одной из башен, оборудованной необходимыми приборами. Дальномеры размещались: один на фок-мачте, остальные в башнях ("Рио-де-Жанейро" вошел в историю как линкор с наибольшим количеством дальномеров).

- механизмы: 2 турбины Парсонса, 22 котла Бабкок и Вилькос;

- мощность: 34000 л.с;

- скорость: 22 узла (проектная), 22,43 узла максимальная. Эту скорость зафиксировали во время пробы, проведенной под турецким флагом 22 июля 1914 г. при ветре 3 балла и спокойном состоянии моря.

-запас топлива: уголь - 1500 т (нормальный запас), 3200 т (максимальный), нефть - 620 т;

- дальность плавания: 7000 миль на скорости 10 узлов;

- экипаж: 1109 человек (1914 г.), 1286 человек (1917 г.);

- стоимость корабля: 2 900000 ф. ст.

Линкор "Рио-де-Жанейро" заложили на верфи Армстронга в Ньюкастле 14 сентября 1911 г. Тучи над ним стали сгущаться после мятежа на линкоре "Минас Жерайс". Президент Бразилии Гермес Родригес де Фонсека, ознакомившись с состоянием дел в военно-морском флоте, пришел к выводу, что при сложном экономическом положении государства основное внимание надо уделять базированию флота и кадрам.

Но, пока велась дискуссия, новый линкор 22 января 1913 г. спустили на воду. К этому времени бразильские адмиралы пришли к выводу, что "Рио-де-Жанейро" не подходит к кораблям типа "Минас Жерайс" и вряд ли сможет с ними взаимодействовать. Правительство приняло решение продать недостроенный дредноут. В конце сентября 1913 года банк Ротшильда, через который шли платежи, сообщил об этом фирме "Армстронг".

Вскоре нашлись и покупатели: Россия,Франция, Италия, Греция, Турция.

Линейный корабль "Агинкорт"

Наружный вид в 1914 г.

наружный вид и вид сверху в 1916 г.,

продольный разрез и план трюма с указанием бронирования

наружный вид в 1918 г

Первой отказалась Россия. Уже 15 ноября Ротшильд сообщил, что Россия отказывается от покупки из-за трудностей с переоборудованием корабля в соответствии со своими требованиями.

Линейный корабль "Агинкорт" 1915г.(фото). (Почему-то его архитектура напоминала британским морякам дворец и в память турецкой гасти его биографии получил кличку "Дворец джина" (Э-джин-корт))

 

Изображение

Греция, которая в это время строила свой дредноут, не нашла денег, хотя британское адмиралтейство считало, что лучше всего будет, если корабль достанется именно грекам. И тут Турция очень быстро сумела собрать требуемую сумму, заложив немецким банкам несколько земельных участков в Константинополе. 29 декабря 1913 года корабль стал собственностью Оттоманской империи и переименован в "Султан Осман I". Турция должна была заплатить за корабль 1 300000 фунтов стерлингов.

Корабль достроили и предъявили к испытаниям 22 июля 1914 г. На борту уже находился турецкий экипаж, но вскоре Британия вступила в мировую войну. "Султан Осман I" конфисковали англичане. В ряде источников указывается, что турецкая команда оказала сопротивление.

7 августа 1914 корабль, находясь не в полной готовности (доводились 305-мм орудия), вошел в состав королевского флота. Англичане провели модернизацию, добавив два прикрытых щитами 152-мм орудия на носовую надстройку, сняли прожектор, убрали противоторпедные сети и уменьшили количество шлюпок.

Корабль получил название "Агинкорт" (планировавшееся для линкора типа "Куин Элизабет"), и фирма Армстронга получила последний платеж 750 000 фунтов стерлингов от британского правительства. 25 августа корабль вошел в 4-ю бригаду линкоров Гранд-Флита.

31 мая 1916 г. "Агинкорт" принял участие в Ютландском бою, выпустив 144 снаряда главного калибра. Зрелище залпа из 14 305-мм орудий было настолько впечатляющим, что на некоторых из немецких линкоров решили, что ""у англичан кто-то взорвался". В бою "Агинкорт" не получил повреждений, но после боя подвергся модернизации.

На нем улучшили систему затопления погребов и противопожарное оборудование, усилили палубное бронирование. В 1916-17 гг. установили систему управления огнем 152-мм орудий и малый дальномер, а в 1918 году дальномер для дальних дистанций. В марте 1919 года корабль вывели в резерв, и он находился в Розайте до марта 1920 года.

В 1921 году родился план переоборудования его в корабль снабжения, но от него быстро отказались. К тому времени две носовые башни уже демонтировали. Позднее корабль попытались продать обратно Бразилии, но и этот план не осуществился. В апреле следующего года его исключили из состава флота, но продолжали использовать как экспериментальный. 19 декабря 1922 года несостоявшийся бразильский дредноут продали на металл фирме "Росайт шипбрекинг компани". Разобран в 1924 году.

 

P.S. Были использованы материалы сайтов:

1. http://milday.ru

2. http://navycollection.narod.ru

3.http://www.warfleet.ru

 

P.P.S. Сильно не ругайте первая проба.

1280px-Minas_Geraes-class_battleship_drawings.jpg

010_San-Paulu_deck1.jpg

010_San-Paulu_deck2.jpg

010_San-Paulu_deck3.jpg

011_San-Paulu_deck5.jpg

011_San-Paulu_deck6.jpg

Minas_Geraes.jpg

11.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
6 публикаций
114 боёв

Очень интересно, до этого ничего о бразильском ВМФ толком не знал. Лови + :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
447 публикаций

Просмотр сообщенияScharfschutze_RUS_ (01 Окт 2012 - 11:45) писал:

Очень интересно, до этого ничего о бразильском ВМФ толком не знал. Лови + :Smile_honoring:

А вы за 2 минуты успели весь текст прочитать? :Smile_amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияShootin_ilya (01 Окт 2012 - 12:50) писал:

у меня одного не отображаются изобажения по спойлером?
Это стандартная проблема Огнелиса. Переходи на ГуглХром.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Guardmitr

За фотки, дополнительные, спасибо. Но я компилировал 2 часа материал, мог бы и спасибо сказать.

 

P.S. латиницей он не "Minas Gerais", a "Minas Geraes". Загуглите хоть нормально.

Изменено пользователем anonym_JcA8V0YIojHH

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияShadow_Lynxie (01 Окт 2012 - 13:58) писал:

Guardmitr
За фотки, дополнительные, спасибо. Но я компилировал 2 часа материал, мог бы и спасибо сказать.

P.S. латиницей он не "Minas Gerais", a "Minas Geraes". Загуглите хоть нормально.
2 часа? :Smile_smile: Чейто маловато... У меня меньше 6 ни разу не выходило... :Smile_veryhappy:
Кстати, часть текста можно под спойлер положить по главам.
Но работка неплохая, неплохая...
Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Спасибо Blask_dragon-у за вылов блох в тексте + добавил картинкой ТТХ проектов, что планировались из "Рио-де-Жанейро", до морфирования его в  "Султан Осман І"/ "Агинкорт"/"Э-джин-корт"/ "Азенкур".

Agincort = по-французки "Азенкур", город где в 1415году французы дико огребли от англичан.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
447 публикаций

Интересная инфа, плюс поставил. Кстати всегда поражли именно Азенкуры, количеством орудий. Но мне кажется, что концентрация огня на них была нелегким делом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций

Просмотр сообщенияShadow_Lynxie (01 Окт 2012 - 11:36) писал:

"Minas Gerais" "прославился" тем, что 22.11.1910 на его борту вспыхнул мятеж, в ходе которого было убито несколько офицеров.
Это взято из вашего же текста. И хотя название линкора действительно "Minas Geraes"(по крайней мере так было написано на его борту), правильнее будет все же Minas Gerais, по названию провинции в честь которой он был назван. Мне гуглить для этого необходимости нету, эти материалы, как впрочем и фото из моего архива :Smile_teethhappy: .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияGuardmitr (01 Окт 2012 - 15:21) писал:

Это взято из вашего же текста. И хотя название линкора действительно "Minas Geraes"(по крайней мере так было написано на его борту), правильнее будет все же Minas Gerais, по названию провинции в честь которой он был назван. Мне гуглить для этого необходимости нету, эти материалы, как впрочем и фото из моего архива :Smile_teethhappy: .
Значит плохо вычитал текст, звыняйте. Но эти блохи уже поправлены. Просто обидно, компилил, а тут ошибаютса :) , но своих бревен не видел.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
286 публикаций

Мне, почему-то, показалось смешным словосочетание "Бразильские линкоры". А "Минас Джерайс" так вообще напомнило Минас Тирит.

 

P.S. Так Жерайс или Джерайс?

Изменено пользователем anonym_1WXwbGXfb6i8

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияDart_Veuder (01 Окт 2012 - 16:41) писал:

Мне, почему-то, показалось смешным словосочетание "Бразильские линкоры". А "Минас Джерайс" так вообще напомнило Минас Тирит.

P.S. Так Жерайс или Джерайс?

Жерайс , очепятка в названии, уже и не исправишь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Просмотр сообщенияDanstec (01 Окт 2012 - 15:53) писал:

Изображения лучше тэгами выложи, чтобы в полный размер сразу были.

человек хитро обошел ограничение в 10 картинок))) добавив часть тегам а часть прикрепил))) если я правильно понял)))
а иначе был бы мультипостинг)))
Изменено пользователем Blask_dragon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияBlask_dragon (01 Окт 2012 - 17:40) писал:

человек хитро обошел ограничение в 10 картинок))) добавив часть тегам а часть прикрепил))) если я правильно понял)))
а иначе был бы мультипостинг)))

Ну а как по-другому если залить, только на 500кб можно? ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
421 публикация

Просмотр сообщенияBlask_dragon (01 Окт 2012 - 17:40) писал:

человек хитро обошел ограничение в 10 картинок))) добавив часть тегам а часть прикрепил))) если я правильно понял)))
а иначе был бы мультипостинг)))
Думаю, что в этом случае мультипостинг был бы оправдан.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Просмотр сообщенияDanstec (01 Окт 2012 - 22:33) писал:

Думаю, что в этом случае мультипостинг был бы оправдан.
"Поздно пить боржоми когда почки отказали" (с) пусть будет как есть. и противном случае текст расползется уже по теме.

Shadow_Lynxie сказал:

Ну а как по-другому если залить, только на 500кб можно? ;)

как уже сказали мультипостинг. то есть 1-2 добавочных поста с информацией и картинками разбитой по блокам))
но сейчас уже поздно что либо исправлять)
Изменено пользователем Blask_dragon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×