Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_lDnSF2n5MdfV

Этот день в истории. 28 сентября.

В этой теме 3 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
9 053 публикации

Доброго дня всем форумчанам.

Сразу предупреждаю - много букв, поэтому, кто не любит читать и не любит историю - лучше сразу закройте страничку.

 

Сегодня 28 сентября 2016 года.

День, который много интересных событий привнес в историю, но мало кто знает, что это были за события. Давайте попробуем заполнить этот пробел и вспомним, что происходило 28 сентября в разные года.

 

1. 1106 год.  Битва при Таншбре.

     Битва при Таншбре или битва при Теншебрее (фр. Battaille de Tinchebray) — сражение между войсками английского короля Генриха I и нормандского герцога Роберта III Куртгёза, состоявшееся 28 сентября 1106 года у замка Таншбре в юго-западной Нормандии (современный департамент Орн). В результате победы английских войск герцог Роберт III был пленён, а Нормандия была завоёвана королём Англии, что привело к восстановлению единства англонормандской монархии, основанной Вильгельмом Завоевателем. Англия и Нормандия после битвы при Таншбре оставались объединёнными до 1204 года.

    Сразу после того, как перед своей смертью в 1087 году Вильгельм Завоеватель разделил свои владения, оставив Нормандию старшему сыну Роберту Куртгёзу, а Англию — среднему Вильгельму II Руфусу, началась борьба за объединение этих государств. Идею объединения поддерживала значительная часть англонормандской аристократии, владеющей землями по обоим берегам Ла-Манша, а также многие города, стремившиеся к расширению торговых операций. Феодальная анархия, начавшаяся во время правления слабого Роберта Куртгёза в Нормандии, способствовала тому, что в поддержку объединения выступило и нормандское духовенство.

    Борьба между Робертом и Вильгельмом II шла с переменным успехом. После смерти последнего в 1100 году королевский престол Англии захватил их младший брат Генрих I. Попытка Роберта в 1101 году воспользоваться восстанием английских баронов и свергнуть Генриха I не удалась. В то же время Генрих, укрепив своё положение в Англии, начал готовить вторжение в Нормандию. Предлогом для начала войны между братьями стало примирение герцога Роберта Куртгёза с Робертом Беллемским, бывшим графом Шрусбери, изгнанным из Англии за государственную измену. Кроме того, по сообщениям Вильяма Мальмсберийского, Генрих I взял на себя роль защитника нормандской церкви, страдавшей от притеснений со стороны самовластных баронов Нормандии, прежде всего Роберта Беллемского, при попустительстве герцога Роберта.

    Заручившись поддержкой, в том числе и путём подкупа, духовенства, городов и значительной части нормандской аристократии (Вильгельм де Варенн, Роберт де Бомон и другие), Генриху I удалось также обеспечить нейтралитет или военную поддержку своей экспедиции со стороны соседних государств. Король Франции Людовик VI присутствовал на коронации Генриха в 1100 году и сохранял с Англией дружественные отношения. В 1101 году был заключён англо-фламандский договор, в соответствии с которым за ежегодную субсидию в размере 500 марок граф Роберт II предоставлял королю Англии 1000 вооружённых рыцарей. Аналогичные соглашения о предоставлении военных контингентов были достигнуты Генрихом I с графами Анжу, Мэна и Бретани. В результате герцог Роберт был лишён возможности набирать в свои войска солдат вне Нормандии и был вынужден рассчитывать только на силы своего домена и отряды своих сторонников, главными из которых оставались Роберт Беллемский и Вильгельм, граф де Мортен.

    Военные действия начались в 1104 году. Генрих I посетил крепость Домфрон в Нормандии, принадлежащую ему по договору с Куртгёзом 1101 года, и разместил английские гарнизоны в замках своих сторонников. Королю также удалось вынудить герцога уступить ему графство Эврё как компенсацию за предоставление Куртгёзом убежища Роберту Беллемскому. На Страстную неделю 1105 года английские войска высадились в Барфлёре, на полуострове Котантен, в регионе, где позиции Генриха было наиболее сильными ещё с 1080-х годов. Щедро раздавая деньги, королю быстро удалось расширить своё влияние на большую часть территории Нижней Нормандии. Затем английские войска атаковали и захватили Байё и принудили к капитуляции Кан. Однако уход со своими частями Эли I, графа Мэна, существенно ослабил силы Генриха I и не позволил ему продолжить наступление на Руан. Положение также осложнило обострение конфликта из-за инвеституры между королём и архиепископом Ансельмом, потребовавшее возвращения Генриха I в Англию.

    Тем временем герцог Роберт энергично пытался достичь компромисса с братом. Между ними состоялись переговоры в Фалезе, которые, однако, не принесли результата. Зимой 1105—1106 годов Роберт Куртгёз и Роберт Беллемский несколько раз посетили Англию, стремясь добиться мира, но Генрих I отказался идти на уступки.

    Летом 1106 года войска Генриха I вновь перешли в наступление. Захватив монастырь Сен-Пьер-сюр-Див недалеко от Фалеза, английская армия повернула на юг и осадила замок Таншбре, расположенный на границе графства Мортен в юго-западной Нормандии. В замке находились отряды Вильгельма де Мортена, одного из немногих крупных аристократов, сохранивших верность герцогу Роберту. На помощь осаждённым двинулась основная нормандская армия, под руководством Роберта Куртгёза, Роберта Беллемского и Вильгельма де Мортена. 28 сентября 1106 года, ровно через сорок лет после начала нормандского завоевания Англии, у стен Таншбре состоялась решающая битва.

    Силы сторон в сражении при Таншбре были неравны. Подавляющее численное превосходство принадлежало армии Генриха I, в войсках которого помимо англонормандских рыцарей (Роберт де Бомон, Вильгельм де Варенн, Вильгельм д’Эврё, Ранульф де Байё, Рауль де Тосни и другие), присутствовали отряды из Бретани и Мэна. Армия Генриха I была построена в три колонны, возглавляемыми Ранульфом де Байё, Робертом де Бомоном и Вильгельмом де Варенном. В укрытии находились отряды Эли I, графа Мэна, и Алена IV, герцога Бретани. Авангардом армии герцога Роберта Куртгёза командовал Вильгельм де Мортен, а в арьергарде находились солдаты Роберта Беллемского.

    Для сражения большинство рыцарей с обеих сторон, в том числе король Генрих I и герцог Роберт, спешились, чтобы придать стабильность своим рядам. Атаку начал отряд Вильгельма де Мортена, который обрушился на первые ряды королевской армии и вскоре отбросил их назад. Преследуя отступающих, нормандцы глубоко увязли в позициях противника. В то же время из укрытия в центр нормандских войск ударили силы графа Мэна и герцога Бретани. Эта атака решила исход битвы: армия Роберта Куртгёза распалась на разрозненные отряды, часть бросилась в бегство, другие попали в плен или были уничтожены, а арьергард под командованием Роберта Беллемского покинул поле сражения. Спустя час после начала боевых действий битва была завершена полным разгромом войск Роберта Куртгёза. Сам герцог и Вильгельм де Мортен попали в плен, а вместе с ними и многие другие нормандские бароны и рыцари (в том числе Эдгар Этелинг, последний потомок англосаксонских монархов).

3fff6d398fac7f5779d1d19d0e4b35b0.jpg

Памятник Роберту Куртгёзу на месте его поражения и пленения в Ташбре.

    Битва при Таншбре стала решающим сражением в кампании Генриха I по завоеванию Нормандии. Сопротивление нормандских баронов было сломлено. Герцог Роберт Куртгёз попал в плен и до своей смерти в 1134 году оставался в английской тюрьме. Нормандия перешла под власть Генриха I, который 15 октября 1106 года был признан герцогом Нормандии. Это означало восстановление единства англонормандской монархии, основанной ещё Вильгельмом Завоевателем. Персональная уния Англии и Нормандии сохранялась до 1204 года.

    Переход Нормандии под власть Генриха I означал резкое усиление центральной власти в герцогстве. Земли и замки, перешедшие под власть баронов в период правления Роберта Куртгёза, были возвращены в герцогский домен, значительно выросло налоговое бремя и эффективность фискальной и судебной администрации. Это вызывало недовольство местных феодалов, которые находили поддержку у правителей соседних государств (графа Анжу, короля Франции), обеспокоенных усилением английского короля. Это вынуждало Генриха I и его наследников держать в Нормандии значительные военные контингенты и все свои силы тратить на отражение внешней угрозы герцогству и подавление волнений среди баронов.

 

2. 1708 год.  Битва при Лесной.

     Битва при Лесной — сражение произошло вблизи деревни Лесной, (ныне в Славгородском районе Могилёвской области), 28 сентября (9 октября) 1708 года (29 сентября по шведскому стилю), во время Северной войны, корволант (летучий корпус) под командованием Петра Великого разбил шведский корпус А. Л. Левенгаупта.

    В 1708 году шведский губернатор Лифляндии генерал от инфантерии А. Л. Левенгаупт получил приказ Карла XII собрать войска из крепостных гарнизонов Лифляндии и Курляндии и идти на соединение с главной армией короля, который готовился вторгнуться в пределы Русского Царства. 22 сентября (3 октября) 1708 года отряд Левенгаупта (12 или 16 тысяч человек, до 7 тысяч повозок, 16-17 орудий) переправился через Днепр у Шклова и направился к Пропойску.

    Тем временем после кавалерийского боя у Раёвки Карл XII ещё 14 (25) сентября 1708 года принял решение отказаться от похода на Смоленск и повернуть на Украину. Причин для такого решения было достаточно: шведская армия испытывала острый недостаток провианта и фуража, запасы которых необходимо было пополнить; на Украине не было сильных военных гарнизонов, а значит, можно было спокойно отдохнуть и подождать корпус Левенгаупта. Рассчитывал Карл XII и на поддержку казаков, которых украинский гетман Мазепа обещал привести до 20 тыс.; кроме того, он надеялся наладить более тесные контакты с крымским ханом и прошведски настроенными поляками.

    Уклонение Карла XII к югу удаляло его от корпуса Левенгаупта, чем и решил воспользоваться Пётр I. Послав в преследование шведской армии Карла XII основные силы русской армии под началом генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, Пётр I, полагая силу отряда Левенгаупта в 8 тысяч человек, направил против него корволант А. Д. Меншикова (7197 чел. кавалерии, включая "Лейб-регимент" князя и 5149 чел. пехоты, посаженной на коней) и возглавил его лично.

    Обманутый ложным проводником насчёт направления движения противника, Пётр I было двинулся к Днепру, однако вскоре узнал о переправе отряда Левенгаупта у Шклова и движении его к Пропойску. В преследование была отправлена вся кавалерия (для ускорения марша пехота была посажена на лошади), которая настигла арьергард Левенгаупта 25 сентября (6 октября) 1708 года. На следующий день Левенгаупт, отправив вперёд обоз, отбил русские атаки и переправился через р. Реста, где удерживался до ночи 27 сентября, а затем сосредоточился у деревни Лесная. Одновременно он отправил часть обоза и 3-тысячный отряд (2 батальона пехоты, 3 полка и 1 эскадрон кавалерии) к Пропойску.

    Только после столкновения с противником Пётр I узнал силу отряда Левенгаупта (15-16 тысяч). На военном совете 26 сентября было решено послать за корпусом генерал-поручика Р. Х. Баура (4 тысяч кавалерии), стоявшим в Кричеве, и ждать его 2 дня. А по истечении срока атаковать шведов наличными силами, а для разрушения переправ через р. Сож в районе Пропойска направлены были 700 драгун бригадира Фастмана.

    Приказ идти против обоза генерала Левенгаупта получил также генерал-майор Н. Г. фон Верден, стоявший в Моготове южнее Смоленска (16 пехотных батальонов), однако он не успел к месту сражения.

    28 сентября (9 октября) 1708 года отряд А. Л. Левенгаупта готовился к переправе через речку Леснянку. Зная о присутствии русского корпуса, шведы заняли позиции на высотах у деревни: 6 батальонов заняли передовую позицию, остальные — главную, впереди Лесной, тылом к реке Леснянка. Левенгаупт планировал отбивать атаки русских до тех пор, пока не будет переправлен обоз. Вместе с Левенгауптом в команде находились генерал-майор пехоты Б. О. Стакельберг и генерал-майор кавалерии В. А. Шлиппенбах.

    Корволант продвигался к месту битвы двумя колоннами (под началом А. Д. Меншикова и самого Петра I) по лесным дорогам. Чтобы дать возможность русским полкам выйти из леса и построиться для боя, вышедший на поле первым Невский драгунский полк полковника Кемпбелла вынужден был атаковать противника с ходу, в конном строю, при этом и в ходе других атак он понёс большие потери (из 604 человек убито и ранено 338 - 56%). По другой оценке именно в конном строю и необходимо было атаковать не успевших приготовиться шведов, однако последние всё таки успели свернуться в каре и отбить атаку. Ему в помощь быстро выдвинулась русская гвардия генерал-майора М. М. Голицына, которая сбила шведов с передовой позиции. Шведы отошли к основной линии. Русский корволант сумел выйти на широкое поле и начал построение в боевой порядок в 1 км от шведской линии.

    В центре построилась русская гвардейская бригада М. М. Голицына (Семёновский, Преображенский и 2 батальона Ингерманландского полков). Правый фланг составила кавалерия генерал-майоров Шаумбурга и Штольца под общим командованием генерал-поручика принц Гессен-Дармштадтский, левый фланг — кавалерия генерал-поручика Г. К. Флуга и генерал-майора Бема; общее командование левым флангом принял генерал-поручик артиллерии Я. В. Брюс. Вторую линию составили 6 драгунских полков, подкреплённых батальонами Астраханского и Ингерманландского полков. Жёсткость строя скрепляли гренадеры гвардейских полков и Ростовский драгунский полк (шведы приняли их за третью линию). Общая численность русских войск составила около 10 тыс. человек. Численность шведов в битве составила 9000 человек.

    Основной бой длился с 13 до 19.00 с небольшим перерывом. Русские атаковали несколько раз, переходя от стрельбы к рукопашному бою. В середине дня противники настолько устали, что солдаты попадали на землю на расстоянии 200—300 шагов друг от друга и пару часов отдыхали прямо на поле боя: русские ожидали подхода отряда Р. Х. Баура, шведы — возвращения своего авангарда.

    К 17.00 к Петру I подошло подкрепление — 4 тысячи драгун генерала Баура. Получив подмогу, русские снова атаковали и загнали шведов к самой деревне и обозу. В то же время конница из отряда Баура обошла шведов с фланга и захватила мост через Леснянку, отрезав Левенгаупту путь к отступлению. Шведы оборонялись, используя деревню и обозные повозки как укрепленный лагерь. Подкреплённый своим авангардом, Левенгаупт сумел отбить у русских мост через речку. В 7 часов вечера стало темнеть. Погода испортилась — пошёл дождь со снегом. Атаки русских прекратились, однако Пётр I вывел на прямую наводку свою артиллерию, которая стала обстреливать шведский лагерь. Шведы отвечали. Артиллерийская дуэль продолжалась в темноте до 10 вечера. Левенгаупт понял, что не сможет спасти весь обоз — с тяжело гружёными повозками его войска не смогли бы оторваться от преследования. Поэтому ночью шведы отступили, бросив половину обоза (3 тысячи повозок), артиллерию и всех своих тяжело раненых. Для обмана противника они разожгли в лагере бивуачные костры, а сами ушли, переправившись через Леснянку. Много шведов дезертировало.

    Утром, обнаружив бегство шведов, Пётр I послал преследовать их отряд под командованием генерал-поручика Г. К. Флуга. Флуг догнал Левенгаупта у Пропойска, где переправа была уже уничтожена русскими. Левенгаупт вынужден был бросить вторую половину обоза (почти 4 тысячи повозок) и переправиться через р. Сож у деревни Глинка. Одной из главных причин столь большого урона, понесённого шведами при отступлении, был беспорядок, простиравшийся до такой степени, что солдаты в обозе откупорили бочки с вином и предались пьянству.

    Остатки корпуса Левенгаупта ускоренным маршем бежали к главным силам Карла XII, взяв с собой только личное оружие.

    По русским данным, потери шведов у Лесной составили 8 тысяч убитыми и ранеными и около 1 тысячи пленными. Был захвачен огромный обоз с трёхмесячным запасом продовольствия, артиллерией и боеприпасами для армии Карла XII.

    В. Артамонов подсчитывает, что из корпуса численностью 12 950 человек 877 попало в плен, 1,5 тысячи солдат и офицеров через всё Великое княжество Литовское вернулись в Лифляндию, и только 6,7 тысяч (или 6503 чел. по ведомости шведских главных сил о принятии на довольствие) Левенгаупт смог привести своему королю; таким образом, во время преследования корпуса Левенгаупта и битвы потери шведов составили 3873 человек.

Общий урон русских составил по минимальным оценкам русских источников около 4 тысяч человек (1111 убито и 2856 ранено).

    В Ингерманландском полку — ранено 22 офицера (включая бригадира, полковника, подполковника и 4 капитанов) и 361 нижний чин; убито 8 офицеров и 354 рядовых.

    В Семёновском лейб-гвардии полку — 141 убито и 664 ранено (почти половина состава).

    В Преображенском лейб-гвардии полку — 52 офицера убито и 21 ранено; из нижних чинов убито и ранено 1551 человек. Т.е. всего в 3 главных полках пехоты - 3.174 чел. уб. и ранено (не считая неизвестных точно потерь присоединённого батальона Астраханского пехотного полка). Т.обр. на долю всех других сил (10 драгунских полков Корволанта, 8-10 драгунских полков корпуса Боура, пехотные части корпуса Боура и иррегулярная конница) остаётся якобы 793 чел. потерь, что явно не соответствует действительности, т.к. только один Нарвский драгунский полк потерял 338 чел. из 604 чел., участвовавших в бою. В общеизвестной ведомости потерь не приведены потери значительной части драгунских полков, других сил пехоты и иррегулярных частей кавалерии. Исходя из того, что сражение продолжалось фактически весь день и было крайне ожесточённым, можно говорить об оценке общих потерь российских войск до 6000 чел. или даже больше. По воспоминаниям очевидцев на местах обоих этапов боя русские и шведские трупы лежали столь густо, что под ними часто не было видно травы, и поэтому вполне логично говорить о том, что потери обеих сторон были сопоставимы. В мемуарах участников событий эпохи Петра I даже с российской стороны также неоднократно отмечается не только блистательность победы, но упорный и кровавый характер сражения, что позволяет говорить о реальных потерях намного больших, чем заявлено в неполной первоначальной ведомости. Из известных полководцев с российской стороны получил смертельную рану генерал-поручик русской кавалерии принц Гессен-Дармштадтский; тяжело ранен генерал-поручик кавалерии Р. Х. Баур (пуля вошла в рот и вышла через шею со стороны затылка («В рыло, и язык почти вывалился», — как глумливо отзывались позже шведы). Генерал-поручика, у которого отнялась рука и нога, замертво вытащили из боя и он оставался в беспамятстве до 30 сентября. Активнейший и смелый кавалерийский командир был потерян для Русской армии на несколько месяцев. Ещё 4 декабря 1708 г., оправляясь в Москве от ран, он не мог владеть правой рукой, однако под Полтавой он уже бился со свойственным ему геройством и распорядительностью).

    Дивизию Р. Х. Баура принял князь А. Д. Меншиков. За опоздание к бою генерал-майор Н. Г. фон Верден лишён команды.

    Пётр I назвал эту победу «матерью Полтавской победы», поскольку армия Карла осталась без резервов, боеприпасов, что значительно ослабило его силы, а также потому, что битву при Лесной и Полтавскую битву разделяют 9 месяцев. Спустя несколько лет Пётр писал:

                  «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно ободрила, и мать Полтавской баталии как ободрением людей, так и временем, ибо по девятимесячном времени оное младенца щастие принесла, егда совершенного ради любопытства кто желает исчислять от 28 сентября 1708 до 27 июня 1709 года»

    При этом необходимо понимать, что это официальное изречение российского государя, и как было отмечено выше, ни на каком этапе сражения царские войска не насчитывали численно меньше, чем войска шведского короля. На первом этапе боя 12622 чел. регулярных сил "Корволанта" и нескольким тысячам иррегулярной калмыцко-казацкой конницы противостояло 7-8 тыс. шведов. На втором этапе боя хотя к шведам вернулась часть войск из посланных к Пропойску (3 тыс.чел.), что увеличило силы Левенгаупа примерно до 9-10 тысяч с учётом потерь, но к силам Петра I постоянно присоединялись части корпуса Боура (всего он насчитывал незадолго до битвы у Лесной 14840 чел.) и основные силы иррегулярной кавалерии казаков и калмыков (до 10 тыс. чел.).

    Кроме этого, на стороне русских было качественное превосходство - так в войсках "Прибалтийской армии" не было ни одного шведского гвардейского или просто элитного полка (каковым например считался Далекарлийский пехотный полк); много полков было укомплектовано не шведами, а финнами и карелами Шведской Финляндии, лифляндскими немцами и эстами Прибалтики, славянами и ижорянами бывшей Шведской Ингерманландии. Кроме того в составе шведских сил были даже выходцы из Польши (союзный контингент Станислава Лещинского) и наёмники "вербованных полков" из германских земель. В то время как Пётр I включил в "Korps Volant" (франц."летучий корпус") лучшие гвардейские полки пехоты (Преображенский и Семёновский и почти равный им по статусу Ингерманландский - "лейб-гвардия Меньшикова") и отборные драгунские полки (в частности Невский, Нижегородский, Владимирский и т.д.).

    Серьёзным просчётом русского командования было включение в состав "Корволанта" незначительного числа артиллерии (30 орудий) и её малый калибр. Артиллерийский парк корпуса Боура просто не успел подойти во время к сражению вместе с большинством частей пехоты из его состава. Это сделало баталию более долгой и более кровопролитной для войск Петра I, и позволило армии шведов в целом успешно отступить в вагенбург и укрепиться там. Российская армия не решилась его атаковать без сильной артиллерийской поддержки и это позволило шведам в относительном порядке отступить к главным силам Карла XII.

    При этом стратегическая задача перехвата огромного провиантского обоза (из почти 8000 фур более 4000 возов было оставлено у Лесной, 3000 возов было брошено у Пропойска, а большая часть оставшихся была брошена шведами в ходе дальнейшего отступления) была выполнена русскими полностью и главные шведские силы после прихода остатков "Прибалтийской армии" (6500-6700 чел.) и не доставивших буквально ничего, были вынуждены кардинально менять свои стратегические планы.

    Однако полностью реализовать операцию по окружению и уничтожению "Прибалтийской армии" русским войскам не удалось - несмотря на большое неравенство сил, Левенгаупт смог прорвать стратегическое окружение и, сохранив половину армии, выйти на соединение с главной армией шведов, правда утратив весь обоз с провиантом и боеприпасами.

    Словацкий евангелист Даниел Крман в своем дневнике, написанном на латинском языке, рассказывает про влияние битвы у Лесной на решение Мазепы присоединиться к шведам: "Также, когда его (Мазепу) посетил сначала граф Левенгаупт, говорят, что он сказал, что героическая или весьма выдающаяся доблесть этого графа в недавнем деле у села Лышна (Лесная) между реками Днепр и Сож побудила его самого ускорить переход к шведскому королевскому величеству, в особенности увидев, как этот граф с таким небольшим отрядом своих людей храбро задерживал три дня такую массу врагов и с лучшей частью своего войска вошел в самое средоточие неприятелей, переправившись вплавь на лошадях через опасные реки, чтобы суметь раздавить самого врага всеми силами, идя с таким трудом на риск битвы".

    Вместе с тем, одним из последствий битвы при Лесной является капитуляция при Переволочне, т.к. именно опираясь на факт в целом успешного отступления Левенхаупта от Лесной к главным силам, Карл XII назначил его командовать остатками шведской армии после Полтавы, надеясь что этот генерал успешно дойдёт до союзного Швеции в качестве турецкого вассала Крымского ханства. Однако Левенгаупт скорее всего после Лесной разочаровался в возможности победы, а после Полтавы он был сломлен морально и не проявил должной твёрдости, по-видимому изначально склоняясь не к продолжению борьбы, а к сдаче, что позволило шведской армии после отъезда короля за Днепр быстро и без потерь капитулировать перед отрядом кн. Меньшикова.

    За отличие в битве М. М. Голицын получил чин генерал-поручика.

    На Кадашевском монетном дворе Москвы были отчеканены 4618 серебряных медалей диаметром 28 мм для раздачи нижним чинам — участникам битвы, которые носили их на Андреевской ленте. Для офицеров выпустили 6 типов золотых медалей достоинством 13, 6, 5, 3, 2 и 1 червонец в зависимости от чина и заслуг (всего 1140 золотых наград).

    К 200-летию битвы при Лесной около деревни был установлен памятник в виде отлитого из бронзы орла, повергшего вражеское знамя (скульптор — А. Обер), и построен Свято-Петро-Павловский храм-памятник, в котором в советские годы находился музей битвы под Лесной. В начале 90-х здесь снова открыли храм. В день 300 летия битвы вновь открылся музей недалеко от храма, в часть экспозиции входят: оружие, монеты, знамена, фотокопии документов и минипанорама сражения.

90cbe7a37168cd0eaebbb37ff9eb164d.jpg

Памятник в честь 200-летия победы.

    На местном кладбище находится братская могила павших воинов с установленным мраморным обелиском в виде стелы с памятной надписью.

 

3. 1919 год.  Открыт Латвийский университет.

Spoiler

     Латвийский университет (латыш. Latvijas Universitāte), сокращённо ЛУ (LU) — крупнейшей университет в Латвии. Находится в Риге.

e189ce0207ee3ce0734957ba7915dc60.jpg

    Вуз, первоначально названный Высшей школой Латвии, был основан на базе Рижского политехнического института. Открыт 28 сентября 1919 года. В 1923 году Высшая школа переименована в Латвийский университет.

    Девиз: Scientiae et Patriae (латыш. Zinātnei un Tēvzemei, рус. Науке и Отчизне).

    Латвийский университет входит в ассоциацию университетов Европы Утрехтская сеть.

    Ректор Латвийского университета — И. Муйжниекс.

3513441f5d97366ca77605dbaa99189f.jpg

Здание Рижского политехникума на почтовой открытке начала XX века. Ныне здание Латвийского университета.

Названия:

Высшая школа Латвии (1919—1923)

Латвийский университет (1923—1940)

Латвийский государственный университет (1940—1941, 1944—1958)

Университет в Риге (1942—1944)

Латвийский государственный университет им. П. Стучки (1958—1990)

Латвийский университет (с 1990)

 

Факультеты:

Биологический

Компьютерных наук

Экономики и управления

Физики и математики

Географии и наук о Земле

Истории и философии

Гуманитарных наук

Юридический

Химический

Медицинский

Педагогии, психологии и искусства

Общественных наук

Богословский

 

Институты:

Институт астрономии (при нём есть Обсерватория Балдоне)

Институт атомной физики и спектроскопии

Институт биологии

Институт физики твердого тела

Институт экспериментальной и клинической медицины

Институт математики и информатики

Институт философии и социологии

Институт физики

Институт геодезии и геоинформатики

Институт исследования образования

Институт хим. физики

Институт латышского языка

Институт истории Латвии

Институт литературы, искусства и фольклора

Институт микробиологии и биотехнологий

Институт механики полимеров

Институт кардиологии

Институт азиатских исследований

Научный институт педагогики

Институт социальных и политических исследований

 

    Латвийский университет уделяет большое внимание развитию международного сотрудничества в целях содействия международной идентификации и укрепления хорошей репутации. Процессы интернационализации происходят в следующих областях:

    двусторонние соглашения о сотрудничестве (с 104 университетами в 37 странах)

    членство в международных организациях

    участие в международных образовательных и исследовательских программах и проектах

    обмен студентами и преподавателями (обмен статистическими данными)

    международное сотрудничество на уровне факультета, института, отдела и индивидуальном уровне.

    Член EUA (Европейской Ассоциации Университетов), UNICA (сеть университетов из столиц Европы), BSRUN. Активное участие университета в рамках двусторонних соглашений о партнерстве и европейских программ, способствовала широкому сотрудничеству в рамках программы ERASMUS. Ряд соглашений с европейскими университетами-партнерами значительно вырос за последние 5 лет. В настоящее время университет Латвии подписал более 350 соглашений с 235 учреждений в 30 европейских странах.

 

4. 1939 год.  Заключён «Договор о дружбе и границе между СССР и Германией».

     Герма́но-сове́тский догово́р о дру́жбе и грани́це — договор между нацистской Германией и Советским Союзом от 28 сентября 1939 года, подписанный после вторжения в Польшу армий Германии и СССР министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром по иностранным делам СССР Молотовым.

8fd8413f4beac915b86b26b8c01dad44.jpg

Подписание договора.

    Секретные дополнительные протоколы договора корректировали «сферы интересов» Германии и СССР, оговорённые 23 августа того же года в пакте Молотова — Риббентропа, а также координировали недопущение «польской агитации» на территории захваченной Польши.

    Текст договора и карта с линией границы между СССР и Германией были опубликованы в советской печати, дополнительные протоколы (кроме одного, от 4 октября 1939) опубликованы не были.

    После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу. При заключении соглашения Сикорского — Майского 30 июля 1941 года советское правительство признавало советско-германские договоры 1939 года утратившими силу в части территориальных изменений в Польше.

7d62eb01c45f6cad0d37b7c005dad8ea.jpg

Подписание договора. Слева направо: советник МИД Германии по правовым вопросам Фридрих Гаус, представитель МИД Германии Андор Хенке, переводчик Густав Хильгер, начальник Генштаба РККА Борис Шапошников, посол СССР в Германии Алексей Шкварцев, председатель СНК СССР Вячеслав Молотов, министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин.

    К договору прилагались три протокола — один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол определял порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, а секретными корректировались зоны «сфер интересов» СССР и Германии в связи с разделом Польши и предстоящих «специальных мер на литовской территории для защиты интересов советской стороны», а также устанавливались обязательства сторон пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы сторон.

7acac3be6b3c41d1448aef27006534d2.gif

Карта к договору, опубликованная в советской печати, подписана Сталиным и Риббентропом.

    В ходе вторжения в Польшу немцы заняли Люблинское воеводство и восточную часть Варшавского воеводства, территории которых, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, находились в сфере интересов Советского Союза. Для того, чтобы компенсировать Советскому Союзу эти потери, был составлен секретный протокол к этому договору, в соответствии с которым Литва, за исключением небольшой территории Сувалкского района, переходила в сферу влияния СССР. Этот обмен обеспечил Советскому Союзу невмешательство Германии в его отношения с Литвой, что в результате привело к аннексии Литвы и созданию Литовской ССР 15 июня 1940 года.

    10 января 1941 года были заключены Договор о советско-германской границе от реки Игорки до Балтийского моря, а также соглашения о переселении этнических немцев в Германию из Литовской, Латвийской и Эстонской ССР. Эти соглашения включали положения об организации переселения и урегулировании имущественных вопросов, связанных с этим переселением.

 

5. 1944 год.  Начало Белградской стратегической наступательной операции, приведшей к разгрому немецкой группы армий «Сербия» и освобождению Югославии.

   Белградская стратегическая наступательная операция (28 сентября — 20 октября 1944) — стратегическая военная операция вооружённых сил СССР, НОАЮ против войск Германии во время Великой Отечественной войны с целью уничтожения основных сил немецкой группы армий «F», освобождения восточных и южных районов Югославии и её столицы — Белграда, а также перекрытия транспортных коммуникаций, которые могли быть использованы для отхода сил немецкой группы армий «Е» из Греции, Албании и южных районов Югославии через Белград в Венгрию (в первую очередь, железной дороги Салоники — Белград).

290ebc591665413c8cd92a17ab479556.jpg

    К началу сентября 1944 на Балканском полуострове (Югославия, Греция и Албания) дислоцировались немецкие войска группы армий «Е» (юг полуострова) и «F» (северная часть). В связи с негативным изменением стратегической обстановки в Юго-Восточной Европе (разгром немецких войск в Ясско-Кишинёвской операции, повлёкший за собой выход из войны Болгарии и Румынии) и продвижением советских войск на Балканы, группе армий «Е» был отдан приказ спешно отойти в Венгрию под прикрытием армейской группы «Сербия», выделенной из состава группы армий «F».

    В начале сентября 1944 в результате народного вооружённого восстания монархо-фашистский режим в Болгарии был свергнут. Пришедшее к власти правительство объявило войну Германии. К концу сентября на болгарско-югославской границе в районе Видина были сосредоточены войска 3-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина, совершившие форсированный марш через болгарскую территорию, а южнее, до стыка границ Болгарии, Югославии и Греции, были развёрнуты 1-я, 2-я и 4-я болгарские армии, находившиеся в оперативном подчинении 3-го Украинского фронта. С югославской территории содействие наступающим войскам были готовы оказать соединения Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ).

    Предварительно операция была согласована с командующим НОАЮ Иосипом Броз Тито, который 21 сентября прибыл на советском самолете в Румынию, а оттуда вылетел в Москву, где встретился со Сталиным. Была, в частности, достигнута договорённость об участии в операции болгарских войск.

    Ещё до начала операции 17-я воздушная армия получила задачу препятствовать выводу немецких войск из Греции и южных районов Югославии. Для этого в период с 15 по 21 сентября ею осуществлялись авианалёты на железнодорожные мосты и другие важные объекты в районах Ниша, Скопье, Крушеваца.

    28 сентября наступление из района Видина в общем направлении на Белград начали войска 57-й армии (командующий генерал-лейтенант Гаген Н.А.), которые при содействии Дунайской военной флотилии (прикрывавшей правый фланг наступления, производившей перевозки войск и боевой техники, высадившей десанты в Радуевац и Прахово) и 17-й ВА, во взаимодействии с 14-м корпусом НОАЮ, прорвали приграничную оборону противника, с тяжёлыми боями преодолели Восточно-Сербские горы, и 8 октября форсировали реку Морава, захватив два плацдарма в районах Велика-Плана и Паланка, откуда 12 октября в сражение был введён переброшенный сюда из Юго-Восточной Болгарии 4-й гвардейский мехкорпус для развития наступления на Белград с юга. Одновременно в наступление перешли 1-й Пролетарский и 12-й Ударный корпуса НОАЮ.

    10-й гвардейский стрелковый корпус из состава 46-й армии 2-го Украинского фронта совместно с частями НОАЮ форсировал Дунай, обеспечив наступление на Белград с северо-востока. Он очистил югославское левобережье Дуная и Тисы, овладев городом Панчево.

    4-й гвардейский мехкорпус, преодолев сопротивление противника южнее Белграда, 14 октября подошёл к городу и завязал бои на окраине. 12-й корпус НОАЮ удерживал дороги в направлении Белграда южнее реки Сава. 57-я армия стремительно продвигалась к Белграду вдоль Дуная. Дунайская флотилия 16 октября высадила Десант в Смедерево. Штурм города затянулся в связи с отвлечением части сил на ликвидацию многотысячной группировки противника, окружённой юго-восточнее Белграда. 20 октября Белград был полностью освобождён. В штурме столицы участвовали с советской стороны 4-й гвардейский мехкорпус, 73-я и 106-я гвардейские, 236-я стрелковые дивизии, несколько артиллерийских бригад, артиллерийских, минометных и самоходно-артиллерийских полков, зенитно-артиллерийская дивизия и 3 отдельных зенитно-артиллерийских полка; с югославской стороны — 8 дивизий 1-го Пролетарского и 12-го корпусов НОАЮ. На следующий день части 3-го Украинского фронта взяли штурмом Кралево и окончательно перерезали магистраль Салоники — Белград.

    2-я болгарская армия, взаимодействовавшая с 13-м армейским корпусом НОАЮ, выдвигалась с юго-востока. Ими были освобождены города Ниш и Лесковац и перерезаны основные пути отхода группы армий «Е» вдоль рек Южная Морава и Морава, которая в связи с этим была вынуждена отступать через горные районы Черногории и Боснии и не смогла усилить немецкую группировку в Венгрии.

    В результате Белградской операции была разгромлена армейская группа «Сербия», фронт группы армий «Ф» был отодвинут к северу более чем на 200 км. Были созданы благоприятные условия для проведения Будапештской операции.

    По завершении Белградской операции войска 3-го Украинского фронта были переброшены в Венгрию для поддержки наступавших там частей 2-го Украинского фронта (см. Будапештская операция) и в дальнейшем оказывали помощь югославской армии, продолжавшей освобождение своей страны, в основном оружием, снаряжением и боеприпасами.

    Двадцати наиболее отличившимся частям и соединениям Красной Армии было присвоено почётное наименование Белградских. Президиум ВС СССР Указом от 19 июня 1945 учредил медаль «За освобождение Белграда».

        Из оперативной сводки ГШ РККА № 276 (1314) по состоянию на 08 ч 00 мин 2 октября 1944 г.

                ..... 12. 3-й Украинский фронт. 57-я армия силами 75 ск и 68 ск вела бои на окружение и уничтожение противника в районе северо-западнее Неготин. 75 ск овладел Клокочевац, Уровица, Слатина, соединился с частями 299 сд, занимавшими плацдарм на западном берегу р.Дунай в районе Михайловац и вел бой за Ябуковац, его 299 сд овладела Мал. Каменица. 68 ск овладел Душановац, Чурба, Копровница, Рготина и вел бой за Салаш. 113 сд связалась с югославскими партизанами, принадлежность которых не установлена. 37-я армия и Софийская группа войск занимали прежнее положение. Корабли Дунайской флотилии поддерживали действия 68 ск. Противником затоплено северо-западнее Прахово около 100 судов. Русло минировано. По неполным данным, за два дня боев 30.09 и 01.10 войсками фронта уничтожено свыше 1500 немецких солдат и офицеров, 4 танка, 12 орудий и 25 пулеметов; захвачено 120 пленных, принадлежащих 1 гсд (по показаниям пленных, дивизия 27.9 переброшена на автомашинах из района Ниш), мд СС "Бранденбург", 923-му, 592-му охранным батальонам и сводному отряду моряков; кроме того, захвачено 3 орудия, 1 самолет, 61 автомашина и 24 жд вагона.

    В ходе операции были уничтожены основные силы группы армий «Сербия». После того как была перерезана магистраль Салоники-Белград, группа армий «F», расположенная в Греции, оказалась в критическом положении. Немецким войскам пришлось отходить на север в обход через труднодоступные, контролируемые партизанами районы Боснии. Отход сопровождался большими потерями в живой силе. Большую часть техники, боеприпасов, продовольствия немецким войскам пришлось бросить. Всё это не позволило отступавшим немецким частям принять своевременное участие в битве за Венгрию. Разгром немецких войск в Белградской операции создал предпосылки для освобождения Народно-освободительной армией Югославии остальной части Сербии, Черногории и Македонии в ноябре-декабре 1944 года.

52a4b145146016709428426dc5e86435.jpg

Борис Тадич и Дмитрий Медведев с ветеранами Великой Отечественной войны у Монумента освободителям Белграда и Монумента советским воинам по случаю 65-й годовщины.

    7 ноября 1944, в разгар операции, над городом Ниш советские и американские ВВС по ошибке вступили друг с другом в бой: это было первое официальное столкновение американских и советских самолётов во время ВМВ. По американским данным, американцы потеряли два самолёта, по советским — три, по югославским — семь. В бою участвовал Александр Иванович Колдунов, дважды Герой Советского Союза.

    Югославские войска на родине на некоторых этапах Белградской операции оказывали помощь советским войскам. Командование НОАЮ неоднократно выражало этим своё возмущение, убеждая советских солдат, что четники сотрудничают с немцами и их сателлитами.

 

6. 1994 год.  Паром «Эстония» затонул в Балтийском море, погибли 852 человека.

     Estonia (ранее Viking Sally, Silja Star, Wasa King) — эстонский паром судоходной компании Estline, был построен в 1979 году в Германии на судоверфи Meyer Werft в Папенбурге. Затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года, в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время. По своим последствиям и количеству жертв её можно сравнивать только с самой крупной морской трагедией в истории Эстонии, которая случилась 24 августа 1941 г., когда на выходе из Таллинского порта после атаки немецких самолётов получило пробоины и затонуло возле острова Прангли самое крупнотоннажное судно Эстонии, пароход Eestirand (рус. «Эстонское побережье»), на котором перед наступавшим Вермахтом покидало Таллин несколько тысяч человек (44 человека погибло при бомбежке и несколько сот человек выбросились за борт).

72ac0f6fd0cca4df0fd4236a33c7b75f.jpg

    Паром был изначально построен для компании Viking Line и был назван Viking Sally. Он должен был курсировать между Турку, Мариехамном и Стокгольмом. В 1986 году его продали компании Silja Line и переименовали в Silja Star, оставив его на прежнем маршруте. В 1991 году паромом стала управлять компания Wasa Line, которая полностью находилась в собственности Silja Line, и паром, теперь под именем Wasa King, стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео. В январе 1993 года для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания Nordström & Thulin и принадлежащая эстонскому государству Estonian Shipping Company («Эстонская судоходная компания», сокращённо — ESCO) создали совместное предприятие «Эстлайн» (EstLine A/S), которое приобрело паром Wasa King, переименовав его в «Эстония» (Estonia).

    Estonia покинула Таллинский порт вечером 27 сентября 1994 года, когда в море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду. В полночь Estonia разминулась в море с паромом компании Viking Line Mariella (Мариэлла), на котором скорость парома Estonia посчитали слишком высокой. В половине второго ночи с судна было отправлено короткое сообщение о помощи, вскоре судно пропало с радара парома Mariella. Отправителем сообщения считают предположительно второго или четвёртого штурмана. Из сообщения понятно, что крен судна в тот момент очень опасный — 20-30 градусов, и слышно, что на корабле включена противотуманная сирена, чтобы разбудить пассажиров. Паром затонул между 00:55 и 01:50 (UTC+02). На современных навигационных картах указано место гибели парома 59°22′ с. ш. 21°40′ в. д. (глубина 83 м).

 

    Эстонцы этим судном гордились. Паром ESTONIA, в каком-то смысле, олицетворял собой новую Эстонию, совсем недавно ставшую независимой, суверенной страной. Новость о гибели парома, громом грянувшая ранним утром 28 сентября 1994 года, буквально потрясла всю страну, но не только ее. Катастрофа парома ESTONIA стала крупнейшей по количеству жертв в послевоенной Балтике. Согласно имеющимся данным, на борту судна на момент отплытия из Таллинна находилось 989 человек - 803 пассажира и 186 членов экипажа, 40 грузовиков, 25 легковых автомобилей, 9 микроавтобусов и 2 автобуса. Несмотря на полностью заполненные балластные танки, судно имело крен в 1 градус на правый борт.

Хронология событий:

    18.30 На терминале Б Таллинского порта идет погрузка пассажиров. Многие – с громоздким багажом, и большинство с сумками, забитыми сувенирами. Среди пассажиров была группа экскурсантов, бывших эмигрантов из Эстонии, в количестве 56 человек, 21 подросток из воскресной школы, мэрия эстонского городка Виру в почти полном составе. Несколько человек подоспели почти к отходу, когда трап уже убирали. Большинство пассажиров были шведами и эстонцами, экипаж – полностью эстонский.

    19.15 Паром выходит из порта, небо хмурое, довольно свежий ветер. Однако ничего страшного, погодные условия ни у кого не вызывают опасений. Пассажиры устраиваются в каютах, осматривают помещения парома, делают покупки в дьюти-фри.

    20.00 Судно следует вблизи побережья, волнение на море ощутимо, но не настолько, чтобы пассажиры отказались от выпивки или ужина. В баре Балтика спиртное льется рекой, играет живая музыка, некоторые, не смущаясь качкой, начали танцевать.

    21.00 Шторм разыгрался не на шутку, волны достигают высоты 6 метров, многим пассажирам уже не до ужина, спиртного и тем более танцев – коридоры, бары, рестораны и прочие общественные места пустеют, люди расходятся по каютам.

    23.00 Паром прошел почти половину своего 350-ти километрового маршрута. Волнение усиливается, но – шоу маст гоу он – танцгруппа начинает свое шоу согласно обьявлению.

    00.30 Сильная качка, оркестр и танцгруппа вынуждены прервать шоу, многие пассажиры не могут уснуть.

    00.55 Начало трагедии. Замки 50-ти тонной махины - носовой аппарели, не выдерживают ударов встречной волны. Многие пассажиры, а также матрос, совершающий плановый обход грузовой палубы, слышат металлические удары со стороны аппарели. Матрос осматривает аппарель с грузовой палубы, однако ничего подозрительного не видит, шумы прекращаются, кажется, что все в порядке.

    01.00 Скорость судна – 14 узлов, аппарель уже еле держится, замки, удерживающие ее, практически сломаны ударами встречного волнения, однако вахта на мостике ничего не замечает и считает, что все в порядке. В пабе «Адмирал» на 5-й палубе конкурс на лучшее караоке исполнение песни заканчивается не в 01.00, как следует по расписанию, а позже, потому что всем участникам конкурса было очень весело.

    01.05 Замки аппарели не выдержали – аппарель, подобно открытой двери, стала свободно ходить на петлях, теперь единственное препятствие между грузовой палубой и бушующим морем – внутренняя дверь, или рампа (нос-аппарель в порту поднимается вверх, рампа опускается вниз и становится мостиком, по которому следуют своим ходом автомобили и колесная техника). Аппарель ломает замки внутренней двери. Опять тревога у части пассажиров от непонятного шума, идущего из района грузовой палубы. Те из них, кто уже бывал на пароме ранее, на всякий случай покидают каюты. На мостик снова поступает доклад о необычных шумах, на грузовую палубу отправляется матрос с приказом осмотреть и доложить. И все-таки вахта на мостике опять не сочла нужным снизить ход до выяснения причины шумов. Сила ударов волн на последнюю преграду перед смертью не ослабевает.

    01.10 Рампа сдает свои позиции и начинает открываться, на грузовую палубу начинает поступать вода. По системе телеобзора помещений вахтенный механик замечает воду на грузовой палубе, но думает, что эта вода – дождевая, на мостик не сообщает и включает помпы для откачки воды с грузовой палубы. Помпы не в силах справиться с такоим обьемом, механик выходит на грузовую палубу и с ужасом видит, что вода уже достигает колен.

    01.15 Катастрофа разразилась. Аппарель просто-напросто оторвало, падая в море, она ударилась о бульбу – бульбовидный подводный выступ в носу судна, улучшающий гидродинамические характеристики корпуса. Многие пассажиры услышали звук этого удара и описывали его позднее, как удар некоего гигантского молота, заставивший вибрировать весь корпус. Один из пассажиров вслух полюбопытствовал, не завелись-ли на Балтике айсберги.

    Во время падения аппарель сорвала с запоров рампу, и теперь грузовая палуба – огромное помещение, пронизывающее корпус судна практически по всей его длине и ширине, оказалось открытым. Подобно киту с открытой пастью, паром стал «заглатывать» волны штормовой Балтики, по-прежнему следуя полным ходом. Практически мгновенно десятки тонн попавшей внутрь воды вызывают крен 15 градусов на правый борт. Счет пошел на минуты.

    На мостике наконец-то поняли, что случилось что-то очень серьезное, однако достоверной информации у них все еще нет. На схеме судна на контрольной панели мостика носовая аппарель светится зеленым огнем, обманчиво утверждая о полном порядке. Визуально с мостика они не могут видеть, что аппарель оторвало (о достоверности этого факта см. *), на мостике смятение, но общесудовой тревоги не обьявляется. Позже будет признано, что если-бы тревогу обьявили в этот момент (момент падения аппарели в море), спаслось-бы больше людей. Или, во всяком случае, имели-бы больше шансов на спасение.

    Матрос, посланный. На грузовую палубу, до нее не дошел – он был сбит с ног толпой рвушихся в панике на открытую палубу пассажиров, кричавших, что палуба 1 затоплена. Однако он смог сообщить об этом на мостик по воки-токи.

    На мостике резко снижают скорость и решают подвернуть влево для того, чтобы волны и ветер, обрушившись на правый борт, скомпенсировали крен этот самый борт борт. Решение оказывается ошибочным – ударами волн разбиваются иллюминаторы и двери на нижних палубах, и скорость поступления воды в корпус резко возрастает, каждую минуту в паром врывается порядка 20 тонн холодной балтийской воды.

    Крен на правый борт растет. Уже все, находящиеся на борту, понимают, что произошло нечто серьезное. А некоторые из членов экипажа и пассажиров уже тогда поняли, что ESTONIA обречена. Начинается паника. Раздаются призывы бежать к шлюпкам.

    Ристо Ояссаар, участник танцгруппы и, следовательно, член экипажа, сказал позже, что он обязан жизнью руководителю ансамбля, женщине. Пытаясь прорваться к главноой лестнице и главному выходу, он был ею остановлен и направлен к боковым выходам, через которые, как оказалось, единственно и можно было достигнуть открытой палубы, так как главный выход был заблокирован обезумевшими толпами и сильным креном. В казино срываются с мест игровые автоматы, в барах и ресторанах падает мебель, отрываются полки, палуба покрыта разбитой посудой. Пассажиров сильным креном и резкой качкой буквально вбивает в переборки кают и помещений.

    01.20 Машины парома остановлены, ESTONIA теперь полностью во власти стихии. Автомобили на грузовой палубе срываются с мест и бьются о переборки. Крен увеличивается, нарастает темп поступления воды в корпус. Появились первые утонувшие, а пассажиры нижних палуб к этому времени уже практически обречены, так как выходы наверх стали недоступны. Огромное количество людей заперто в проходах креном и пробками.

    В пабе «Адмирал» люди спасаются от летающих предметов интерьера за диванами, некоторые прорываются к выходу, другие обьединяются в цепь и пытаются организовать эвакуацию.

    01.22 В 01.21.55 в эфир вышли с первым сигналом бедствия Мэйдэй на 16 канале УКВ. (Подробно о радиопереговорах ниже). Наконец-то обьявили общесудовую тревогу, по внутрисудовой трансляции слышен женский голос, повторяющий на эстонском – «тревога, тревога». Но стоит такой шум, что трансляции практически не слышно. Грохот падающих предметов, крики обезумевших, шум от ударов волн…

    Ристо Ояссаар все-таки выбирается на верхнюю открытую палубу по боковому трапу, через иллюминатор двери он видит, как трап внизу исчезает под водой. Кроме него, никто больше этим выходом не прошел. «Крен и качка были такими, что проделать этот путь мог только человек в очень хорошей физической форме» - сказал он позже. Ни к шлюпке, ни к местам хранения спасательных жилетов он и его подруга – директор ансамбля, добраться не смогли, их смывает за борт волной, где и разбрасывает в разные стороны. Вынырнув на поверхность, Ристо видит кругом большое количество спасательных жилетов, но не людей. Кое-как он вскарабкивается на спасательный плот. Тело его подруги впоследствии подобрали в море.

    Крен нарастает – 60 градусов, 70, 80 – судно практически ложится на правый борт. Можно догадаться о том, что происходит внутри. Переверните вашу комнату на бок силой воображения и представьте, где окажутся вещи и мебель, и каким образом вы сможете добраться до двери, не забудьте приказать своему воображению добавить к хаосу резкие толчки, и вы получите картину того, что там творилось и каково было людям. А ведь то были пассажиры, никоим образом не подготовленные к экстремальной ситуации морской катастрофы, более жуткой физически, чем гибель «Титаника» - тот и тонул гораздо дольше, и не было страшной качки и смертельного, лишающего возможности передвигаться, крена. Люди охвачены диким ужасом, некоторые настолько шокированы, что просто не могут двигаться. Забитые телами выходы требуют какой-то минимальной дисциплины, так как в дверь может пройти один человек, не больше. Спасшийся пассажир вспоминает, как в одном из таких выходов кто-то метался буквально по головам обезумевших людей, пытаясь навести порядок, и кое-что ему удалось, иначе потом об этом некому было-бы вспомнить.

    Центральный холл на главной палубе превратился в гигантскую ловушку – масса людей, пытающихся подняться к главному входу, сорвавшаяся с мест мебель, сильнейшие качка и крен, швыряющие людей, как манекены… один из спасшихся прорывался к выходу со своими родителями и невестой. Поднявшись по лестнице, он оглянулся. Отец, мать и невеста были внизу, затертые толпой, без малейшего шанса вырваться. Они закричали ему, чтобы он спасался, так как их уже было не спасти.

    Что он и сделал.

    01.35 ESTONIA лежит на борту, крен – 90 градусов. Ходовой мостик наполовину под водой. Если считать, что к этому времени запертым внутри наверх не выбраться, пассажиры имели не более 15-ти минут с начала катастрофы для того, чтобы спастись из помещений парома. Внутри судна остается порядка 750 человек, снаружи слышны звуки разрушения, свист выходящего воздуха, крики людей. Можно с уверенностью сказать, что с 01.35 никто наружу не выбрался.

    Выглянула луна, осветив жуткую картину. Лежащий на боку паром и люди на нем, цепляющиеся за все, что можно, пытающиеся добраться до спасательных жилетов и плотов. О шлюпках говорить уже не приходится. Кто-то пытается открыть контейнеры с надувными плотами, кто-то ***, кто-то в таком шоке, что ничего не может сделать, даже надеть жилет. Кто-то кричит, что бросаться за борт глупо, так как ESTONIA имеет достаточный запас плавучести, даже лежа на боку, и некоторое время, несомненно, продержится.

    01.40 ESTONIA погружается. Люди на корпусе огромного судна перебегают с одного места на другое, пытаясь хоть еще на мгновение отсрочить неизбежное погружение в стылые волны. Один за одним падают в воду, кого-то смывает волной, кого-то сбрасывает непрекращающейся качкой. Те, кто попал в воду, пытаются добраться до плотов, у многих нет сил на них взобраться – все, на что они способны, это последней судорогой посиневших рук вцепиться в спасательные концы, идущие вдоль плотов. А Балтика не унимается, по словам одного спасшегося, «море играло в дьявольскую игру – одних на плоты волнами забрасывало, других смывало».

    01.50 Ристо Ояссаар, находясь на плоту, оборачивается назад и видит картину, которую ему не забыть до своего смертного часа – гигантский корпус парома плавно скользя, уходит под воду. Уходит под воду кормой, а носовая часть приподнимается и многие замечают, что аппарели нет. Замечают и другое – страшное – десятки людей еще продолжают отчаянно цепляться за релинги парома и вместе с ним уходят под воду. Через мгновение на месте погружения вспухают и лопаются тысячи воздушных пузырей. ESTONIA легла на дно на глубине 70-ти метров. Непосредственно перед тем, как судно ушло полностью под воду, многие из спасшихся слышат крики о помощи, раздающиеся внутри парома, в том числе детские. Как только корпус уходит под воду, наступает страшная тишина…

    02.00 Те, кому не досталось места на плотах, умирают один за одним от переохлаждения. Кое-кто умирает по той-же причине и на плотах. Продолжает, не забудем, бушевать шторм, сила ветра достигает 90 км/час.

    02.12 Пассажирский паром Mariella первым подходит к месту катастрофы, с огромным трудом удается вытащить из воды дюжину людей. Прошло 50 минут с того момента, когда вахтенный на мостике ESTONIA дает по рации сигнал бедствия. Спасена только дюжина, остальные все еще в воде – в лучшем случае на плотах, в худшем вплавь. Шторм не дает возможности спасти их. Остается уповать на спасательные вертолеты.

    03.00 Над гибнущими людьми, наконец-то, зависают вертолеты. Но, к сожалению, немногие оборудованы для спасательных операций в море. При попытках поднять из воды полузатопленные плоты лопаются тросы, и люди опять падают в море. Некоторые умирают уже на борту вертолетов – от шока и переохлаждения.

    К 09.00 последних из 137 спасенных извлекли из воды. Пилоты вертолетов находились в состоянии глубочайшей депрессии – «Мы видели порядка сорока плотов, но большинство были пустыми. Почему так мало спасенных, так мало тех, кто смог выбраться с затонувшего парома? Если-бы большинство находившихся на пароме оказались в воде, а не ушли под воду вместе с судном, мы-бы минимум половину спасли».

    Помимо выживших, из воды вытащили 94 тела. А большинство выживших – молодые мужчины. У женщин, детей и пожилых людей шансов было куда меньше. Из одиннадцати детей моложе 12 лет не спасся ни один.

 

Комиссии, расследования, выводы.

Spoiler

Комиссия JAIC:

    4 октября 1994 года Совместная Комиссия по расследованию обстоятельств гибели парома Estonia, в которую вошли Эстония, Финляндия и Швеция (известная, как JAIC), пришла к следующим выводам:

    «Несомненной причиной гибели парома стало затопление водой грузовой палубы, из-за чего судно перевернулось. Палубу затопило через носовую аппарель. Сама аппарель была оторвана и затонула еще в то время, когда паром имел ход и следовал по назначению. После потери аппарели удары волн пришлись непосредственно на поднятую рампу, в результате рампа сорвалась с запоров, и путь воде был открыт.

    Замки аппарели не выдержали ударов волн. Хотя паром и ранее, один или два раза, попадал в подобной силы шторм, никогда он не был встречным. То есть никогда аппарель не подвергалась лобовым ударам волн такой силы. Таким образом, запоры отказали в наихудших возможных условиях. Хотя эти запоры и должны были быть сконструированы и сделаны на порядок крепче, во время строительства парома таковая прочность полагалась достаточной. Уже после того, как паром был построен и находился в эксплуатации, требования классификационных сообществ к носовым аппарелям были ужесточены, однако, как это принято в практике, новые правила не применялись к уже действующим паромам.

    Случаев неполадок замков аппарели было очень много с паромами, построенными до и после парома ESTONIA, однако все эти случаи не систематизировались, должных выводов не делалось, требований укрепить существующие системы замков, равно как и технических разработок, не было. Капитаны действующих паромов о случаях с замками должным образом не информировались, и, по сути, не имели представления о потенциальной угрозе, заключающейся в конструктивных особенностях ранних моделей замков аппарели».

    Далее следуют оценки деятельности экипажа, главным образом вахты на мостике, спасательной операции в целом, и рекомендации.

    Критика действий командного состава парома относится непосредственно к их действиям с того времени, когда поступили первые сигналы о странных шумах, доносящихся с грузовой палубы.

    Комиссия, по сути, главным виновником трагедии выставляет недостаточную конструктивную прочность замков и недостаточную о том информированность комсостава парома. Командование парома обвиняется – скорее в форме упрека, в недооценке ситуации и вследствии этого непринятии мер, которые могли-бы позволить не избежать катастрофы, а скорее, смягчить последствия.

    Пояснение: дело в том, что события разворачивались по наихудшему из всех возможных вариантов. Такое может присниться только в кошмарном сне – на полном ходу при встречном сильном волнении отрывается носовая аппарель, и в огромные ворота шириной 5 с лишним метров хлынула вода – подобный случай с английским паромом утопил его в считанные минуты без всякого шторма прямо на выходе из порта, а тут открытое море и встречный шторм! Автомобильные паромы опасны тем, что, в отличие от обычных судов, у них одно огромное грузовое помещение, пронизывающее почти весь корпус, что делает судно крайне неустойчивым в случае, если в это помещение начинает поступать вода. А тут сказать, что она начала поступать, значит ничего не сказать – она туда врывалась с силой горного потока.

Германская «Группа экспертов»:

    Комиссия «Группа экспертов», Германия, произвела собственное расследование катастрофы. На это ушло 5 лет. Несмотря на то, что некторые члены Комиссии JAIC сотрудничали с немцами, в общем атмосферу проведения расследования все ее участники и очевидцы называют враждебной и препятствующей установлению истины.

    Тем не менее, расследование было завершено, со следующим резюме:

    Доклад комиссии JAIC противоречит очевидным фактам, собранным и представленным как «Группой экспертов», так и другими лицами и организациями.

    - паром ESTONIA был непригоден к плаванию на момент выхода из порта Таллинн 27.9.94;

    - непригодность парома к плаванию была обусловлена его неправильной эксплуатацией и поверхностными инспекторскими осмотрами;

    - доклад комиссии JAIC вводит в заблуждение общественность;

    - выяснять, намеренно это сделано или вследствии некомпетентности участников комиссии JAIC, не входило в намерения «Группы экспертов».

    Доклад комиссии очень подробен и подтверждается как документами, так и показаниями свидетелей и очевидцев. Его выводы настолько интересны, что я привожу заключительную часть заключения почти полностью, не приводя, однако, конкретных фактов, документов или показаний, так как на это потребуется очень много места.

    Заключительная часть доклада, представленного общественности германской комиссией «Группа экспертов»:

        1. Судно было сконструировано и построено согласно новейшим техническим разработкам, и всем правилам и требованиям к безопасности и мореходности, существующим на момент постройки парома.

        2. В то время, когда паром эксплуатировался его прежними владельцами, компанией Sally& Silja, его эксплуатация была грамотной и в общем удовлетворительной. Конструктивных или строительных недостатков за все 12 лет эксплуатации парома обнаружено не было. Ко времени перехода судна к новым владельцам дефекты были, но они не выходили за рамки дефектов, которые могли-бы возникнуть у судна такого возраста и района плавания при грамотной его эксплуатации. Тем не менее, новые операторы судна, компания Nordström&Thulin, несмотря на то, что они были поставлены в известность о имеющихся дефектах, эту информацию проигнорировали. Следствием этой небрежности стало быстрое ухудшение технического состояния судна, что и стало одной из причин случившегося.

        3. Действуя, как поверенное лицо Эстонского национального комитета судоходства (ENMB), классификационное общество Бюро Веритас 07.02.93 выдало парому Estonia временный сертификат безопасности. Сертификат был выдан с явными нарушениями Правил СОЛАС, действующими на момент его выдачи. Будь инспектор Бюро Веритас добросовестен, он ни в коем случае не выдал-бы этого сертификата. Тогда новым владельцам пришлось-бы как минимум укрепить аппарель и носовую часть парома в целом. Будь это сделано, можно с достаточной долей уверенности утверждать, катастрофы-бы не случилось, даже с учетом других неполадок.

        4. Судно эксплуатировалось с нарушениями правил хорошей морской практики, в частности, при плавании во льдах и в штормовых условиях. Такая бездумная эксплуатация привела к тому, что имеющиеся неполадки усилились, и появились новые, самым опасным из которых стало смещение носовой аппарели и нарушение ее геометрии, появление эффекта вибрации, что привело к постоянному затоплению коробки, образующейся стенками аппарели и рампы, во время следования парома морем. Никаких попыток устранить имеющие дефекты сделано не было, хотя, операторы Nordström&Thulin наверное о них знали.

        5. Дефект, ставший одним из решающих фактов в происшедшем, обнаружился в 1994 году. Петля аппарели по левому борту деформировалась, вследствии чего была нарушена общая водонепроницаемость. Во время переходов вода постоянно поступала на грузовую палубу, причем экипаж пытался остановить течь ветошью и матрасами. Это случилось ДО катастрофы, и один только факт нарушенной водонепроницаемости носовой аппарели был достаточным основанием для того, чтобы признать паром Estonia немореходным и к выходу в рейс непригодным, потому что водонепроницаемость носовой аппарели является обязательным условием безопасности паромов согласно правилам СОЛАС, Бюро Веритас и Конвенции по грузовой ватерлинии. Паром, строго говоря, потерял свой класс еще до последнего своего рейса, и должен был быть поставлен в ремонт, а не продолжать работу на линии.

        6. Все эти неисправности должны были быть замечены службами надзора. Особенно это относится к осмотру парома инспектором Бюро Веритас незадолго до катастрофы и инспекторами шведской SHIPINSPEC и эстонским комитетом ENMB за день до выхода парома в свой последний рейс. Все описанные выше неисправности были обнаружены и отмечены во время этих осмотров, однако никаких мер предпринято не было. А между тем, надо было либо эстонскому ENMB запретить выход в море, либо шведской SHIPINSPEC запретить заходы парома в порты Швеции.

        7. Мало того, на момент выхода Estonia в море к описанным выше неполадкам добавились следующие:

    - вследствии усталости металла от постоянной вибрации и некачественного ремонта, петли носовой аппарели практически потеряли свою конструктивную крепость;

    - поддерживающая балка аппарели ломалась четыре раза в результате вибрации, и аппарель опиралась не на поддерживающую балку, а на палубу форпика, что полностью расстроило балансировку аппарели, а нагрузка на замки аппарели превысила все допустимые пределы;

    - груз не был закреплен должным образом, несмотря на ожидавшийся шторм;

    - судно вышло в море с небольшим креном на правый борт, причина крена – нарушение водонепроницаемости обшивки корпуса.

    Все вышеперечисленные неисправности делали паром на 27 сентября 1994 года полностью немореходным, Estonia не имела право ни выходить в море, ни иметь на борту пассажиров, грузы и собственно экипаж, согласно международным и национальным правилам безопасности мореплавания.

        8. И до, и во время последнего рейса парома, практиковалось следование полным ходом (чтобы укладываться в расписание) в штормовых условиях при встречных ветре и волнении, что само по себе являлось нарушением требований хорошей морской практики. Одно это не привело-бы к катастрофе, однако вкупе со всеми неисправностями, именно максимальная скорость следования послужила толчком для цепной реакции событий, закончившихся катастрофой.

        9. На основе показаний свидетелей и очевидцев, подтверждаемых перекрестно и документальными фактами, со всей очевидностью установлено, что на 20.45, когда судно еще находилось под прикрытием берега, ситуация уже была критической. Если-бы на тот момент было принято решение немедленно вернуться, катастрофы бы не произошло. Точка на 20.45 стала точкой невозврата – начавшееся поступление воды и разрушение креплений аппарели сделали катастрофу неизбежной.

    Приводится один факт – в докладе комиссии JAIC утверждается, что визуально наблюдать с мостика аппарель и ее состояние было невозможно из-за конструкции судна. Однако комиссией «Группа экспертов» доказано, что с крайних точек крыльев мостика можно было визуально наблюдать аппарель.

 b44e568a10691fdb098ee615267c1c9f.jpg

    Подводными осмотрами останков Estonia были сделаны некоторые поразительные открытия:

    - была попытка проникновения на мостик ПОСЛЕ того, как судно затонуло;

    - официально проводящая подводный осмотр группа водолазов целенаправленно, явно по заданию, искала и нашла некий «дипломат», принадлежащий человеку, известному участием в контрабандной торговле оружием;

    - есть свидетельства, что останки парома осматривались, и в корпус проникали, другие группы водолазов, с согласия властей Швеции. Какие-либо данные о деятельности и целях этих групп общественности и специалистам недоступны;

    - всемирно признанный эксперт по взрывчатым веществам и взрывам пришел к выводу, после всестороннего изучения доступных видеоматериалов подводного осмотра корпуса парома, что в носовй части Estonia вполне могли иметь место взрывы.

    Были ли это взрывы, можно установить только после экспертизы частей конструкции носа и достоверного подтверждения наличия пробоины по правому борту прежде всего. Однако даже факт пробоины установить невозможно до тех пор, пока шведские власти не выдадут для экспертизы независимым специалистам оригиналов видеозаписей подводного осмотра, так как установлено, что в доступных общественности копиях налицо видеомонтаж.

 

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki

                   http://www.odin.tc/disaster/estonia.asp

                

P.S. Знаю, много букв. Но кто осилил – Молодец.

 

Изменено пользователем anonym_lDnSF2n5MdfV

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 742
[34VLG]
Участник
5 541 публикация
7 878 боёв

28 сентября — 271-й день года (272-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 94 дня.

 

До XVIII века

XVIII век

XIX век

XX век

XXI век

 

11:35 Добавлено спустя 0 минут

Родились

 До XIX века

XIX век

XX век

Скончались

См. также: Категория:Умершие 28 сентября

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×