1 ItMeL Альфа-тестер 39 публикаций 5 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 9 фев 2014, 13:23:53 (изменено) Yokosuka E14Y Страна...........................................................................................................Япония Производитель......................……………………………...…….Yokosuka\KUG1SHOМодель...............................................................................................................E14YТип...............................Разведывательный гидросамолет для подводной лодкиГод....................................................................................................................с 1939 Содержание: ------------------------------------------------------------------------ 1. История создания, замена E9W1 на E14Y. 2. Поступление на вооружение. 3. Боевое применение, вылеты, даты. 4. Технические характеристики и схемы. 5. Итоги 6. Использованный материал. ------------------------------------------------------------------------ 1. История создания, замена E9W1 на E14Y. Состоявший в то время на вооружении гидросамолет-биплан E9W1 уже считался устаревшим, то специалисты Технического Университета «Кайгун Коку Хомбу» сформулировали к его преемнику технические требования 12-Shi , которые были переданы для реализации на конкурсной основе 1-му авиационному морскому арсеналу в Йокосуке ("Дай-Ичи Кайгун Кокусо") и фирме "Ватанабе Теккосо КК". В соответствии с этой программой новый самолет должен поступить на вооружение новых подводных крейсеров. Прототип E14Y1 В процессе проектирования конструкторским коллективам предписывалось тесно сотрудничать между собой, а все работы надлежало вести в условиях строгой секретности. В 1-м арсенале специалисты под руководством Мицуо Ямада создали гидросамолет, который представлял собой свободнонесущий низкоплан с двумя съемными поплавками и складывающимися вдоль фюзеляжа крыльями. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться конструкторам, оказались достаточно сложными. Необходимо было спроектировать самолет с достаточно высокими летными характеристиками и в то же время не выйти за габаритные ограничения, заданные в спецификации 12-Shi, — самолет должен был укладываться в габариты цилиндрического ангара, установленного на палубе субмарины. Размещение и взлет с подлодки, самолета E14Y1 В конце 1938 года был завершен первый из двух прототипов, которые получили обозначение E14Y1. В 1939 году обе машины выполнили программу заводских летных испытаний. E14Y1, как и его предшественники, был очень компактным двухпоплавковым монопланом со складывающимися консолями крыла и стабилизатором. Двигатель - 9-цилиндровый Hitachi GK2 Tempu 12, воздушного охлаждения, укомплектованный деревянным двухлопастным воздушным винтом постоянного шага. Силовой набор фюзеляжа состоял из металлических труб. Обшивка в носовой части - из листового дюралюминия, а центральная и хвостовая части фюзеляжа обшивались полотном. Кабина экипажа закрывалась прозрачным фонарём и имела сдвижные секции, которые обеспечивали доступ в неё экипажа. Крыло смешанной конструкции с металлическими лонжеронами и деревянными нервюрами. Обшивка крыла полностью полотняная. Аналогичную конструкцию имело и хвостовое оперение. Поплавки - цельнометаллические. Hitachi GK2 Tempu-12 После всех испытаний и проверок, при взвешивании оказалось, что самолет весит 1130 кг, что превысило расчетную массу на 180 кг. Пришлось для сохранения взлетной массы и возможности старта с катапультной установки субмарины уменьшить полезную нагрузку. Таким образом, самолет мог взять на борт лишь 200 л топлива, что сократило его радиус действия до 48С километров. С такой дальностью полета гидросамолет не мог выполнять возлагавшиеся на него задачи разведки и ограничивал возможности подводных лодок класса I-9, на вооружение которых он должен был поступить. Учитывая перетяжеленность первых двух машин, третий и четвертый опытные образцы, построенные Watanabe, были облегчены на 80 кг. Неудовлетворительную путевую устойчивость, проявившуюся в первых испытательных полетах, устранили, установив под фюзеляжем небольшой фальшкиль и увеличив площадь основного киля. При этом верхняя часть киля могла складываться при установке самолета в ангар. 2. Поступление на вооружение. В декабре 1940 года, после внесенных в конструкцию изменений, самолет приняли на вооружение с названием "Разведывательный гидросамолет подводной лодки Тип 0 Модель 1-1", которое позднее было изменено на "Малый разведывательный гидросамолет Тип 0 Модель 11" (E14Y1 Модель 11). На подводных лодках E14Y1 хранились в сложенном виде в небольших водонепроницаемых ангарах овальной формы высотой 1,4 метра, шириной 2,4 метра и длиной 8,5 метра, расположенных на палубе перед боевой рубкой, при этом поплавки отстыковывали от крыла и фюзеляжа. Крылья также демонтировали и укладывали вдоль фюзеляжа, фиксируя их в таком положении. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулем высоты разворачивался вверх, а часть киля — вниз. Поначалу период от момента всплытия субмарины до старта EI4YI с пневматической катапульты составлял 15 минут. Со временем, с приобретением техническим персоналом опыта этот период сократился до 6 минут 23 секунд. После завершения полета самолет производил посадку около лодки и его поднимали на борт краном, после чего разбирали и помещали в ангар. Оборонительное вооружение самолета состояло из одного 7,7-мм пулемета Тур 92 на шкворневой установке в кабине наблюдателя. На крыльевых бомбодержателях самолет мог нести две 30-кг бомбы. 3. Боевое применение, вылеты, даты. Боевой дебют Японского разведывательного гидросамолета Yokosuka E14Y1 состоялся 17 декабря 1941 года, когда стартовавший с подводной лодки 1-7 гидросамолет совершит полет над Перл-Харбором с целью сфотографировать результаты налета ударной палубной авиации, совершенного десять дней назад. Американцы его просто не заметили. 17 декабря 1941 года - целью полёта стало фотографирование результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённое 7 декабря 1941 года. Гидросамолёт стартовал с катапульты подводной лодки I-7 и пропал. Вероятно, это стало первым столкновением американцев с гидросамолётом, получившим у них кодовое обозначение Glen. Начало января 1942 года - в австралийских водах успешно действовала подводная лодка I-25, на борту которой также находился E14Y1. 17 февраля 1942 года этот гидросамолет совершил разведывательный полет над Сиднейской гаванью, а 26 февраля с помощью E14Y1 выполнили фотографирование австралийского порта Мельбурн. Следующий вылет E14Y1 состоялся 1 января 1942 г. в районе Оаху. На этот раз полёт завершился успешно, и машина вернулась на борт лодки. Несмотря на наличие в этом районе радиолокационных станций, американцы не смогли обнаружить самолёт, и его появление для них стало полной неожиданностью. 1 марта 1942 года - гидросамолет E14Y1 с I-25 выполнил разведку Хобарта в Тасмании. Зашифрованная информация была радирована с борта самолета на подводную лодку. 8 марта та же самая субмарина приблизилась к Веллингтону в Новой Зеландии, и четыре дня спустя E14Y1 совершил вылет на разведку и фотографирование Окленда. 29 мая 1942 года, вечер - гидросамолет E14Y1 покинул лодку-носитель и выполнил второй разведывательный полет над гаванью Сиднея. Полученная информация немедленно передавалась на лодки. 2 мая 1942 года - E14YI с 1-10 выполнил разведывательный полет над Дурбаном, а несколько дней спустя — над Порт-Элизабет. 29 мая в 10.30 утра - с борта 1-10 стартовал гидросамолет E14Y1 для разведки побережья Мадагаскара. На следующий день, используя результаты авиаразведки, к острову направились две японские малые подводные лодки с целью блокирования порта Туамасина. 15 августа 1942 года - субмарина I-25 под командованием капитан-лейтенанта Меиджи Тагами с E14YI на борту оставила порт Йокосуку и к началу сентября пришла к Западному побережью США около мыса Бланко штата Орегон. Задачей E14Y1 (пилот Фудзита и наблюдатель Окуда) должен был стать сброс 76-кг зажигательных бомб на лесные области штата Орегон. Зажигательные бомбы были заполнены специальной зажигательной смесью, которая при возгорании давала температуру более 1500 градусов на площади 100 квадратных метров. В течение четырёх дней плохая погода не позволяла выполнить полёт. Только 9 сентября небо просветлело, и Фудзита со своим напарником стали готовиться к взлёту. Рано утром оба авиатора поместили маленькие семейные подарки в специальные деревянные коробочки, на случай, если они не смогут вернуться на лодку, и заняли место в кабине самолёта. Подводная лодка стала против ветра, и катапульта подняла в воздух гидросамолёт, который взял курс на мыс Бланко.Самолёт углубился от береговой черты на глубину в 11 - 15 км, где экипаж сбросил бомбы на лесной массив. На обратном пути японские летчики обнаружили два транспортных судна, которые пришлось обойти, чтобы избежать обнаружения.После посадки гидросамолёт быстро разобрали. Когда технический экипаж уже укладывал гидросамолёт в ангар, над подводной лодкой пролетел патрульный самолёт береговой охраны США А-29 Hudson, взлетевший с авиабазы, располагавшейся около Токома. Чтобы избежать атаки противолодочного самолёта, японская субмарина немедленно опустилась на глубину 70 метров. Через некоторое время раздался первый взрыв бомбы на глубине 25 метров, а чуть позже ещё два на глубине 30 метров.Хотя атака противолодочного самолёта не причинила подводной лодке серьёзных повреждений, вызвав только незначительное нарушение работы электросистемы и временное нарушение радиосвязи, капитан I-25 принял решение быть более осторожным. Поэтому следующий вылет решили осуществить в ночь на 29 сентября. На этот раз атаке подвергся район к востоку от Порт Ор-форд. На маршруте к цели проблем не возникло, зато при возвращении экипаж с трудом определил местонахождение своей подводной лодки, которая ожидала самолёт на удалении 30 миль от побережья. После драматического поиска лодки по масляному следу лётчики сумели обнаружить субмарину, когда в баках оставались последние капли топлива.Эти два налёта вызвали очень небольшой ущерб - главным образом, из-за длительных дождей в районах, выбранных для бомбардировки. Однако атаки эти имели историческое значение, поскольку в их ходе произошла единственная за всю Вторую мировую войну бомбардировка территории США вражеским боевым самолётом. 1944 года в районе Формозы (Тайвань) - во время атаки на американский авианосец. Единственным участником атаки на побережье США, пережившим войну, остался летчик Фудзита. Спустя двадцать лет после окончания войны Фуджита вместе с женой переехал в США и поселился в штате Орегон, там, где когда-то японский летчик сбрасывал зажигательные бомбы. Мичман Фудзита, впервые осуществивший воздушную бомбардировку территории США на самолете E14Y1 Помимо всех перечисленных задач самолета, он с успехом использовался и вне состава подлодок. А именно, патрулирование побережья Японских островов, поднимаясь в воздух с баз гидроавиации японского флота. 4. Технические характеристики и схемы. ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Летно-технические характеристики гидросамолета E14Y ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Размах крыла, м……………….....................………...…..….10,966 Длина, м………………………………………...................…….8,685 Высота, м…………………………………….............................…3,8 Площадь крыла, м2 ………………………..….....................….…19 Масса пустого, кг………………………….……...................…..1050 Нормальная взлетная масса, кг…………………...................1500 Максимальная взлетная масса, кг…………………...............1600 Масса полезной нагрузки, кг………………….…..................….550 Нагрузка на крыло, кг/м2 ……………………..........................78,95 Максимальная скорость, км/ч……………….................….……246 Крейсерская скорость, км/ч (на высоте 1000 м)………………………………....................….167 Посадочная скорость, км/ч……………………..…..................….92 Время подъема на высоту 3000 м, мин/с……………………….…....................10.11 Практический потолок, м……………………............................3000 Нормальная дальность полета, км…………......................…..600 Максимальная дальность, км……………………..................….880 Время полета, ч/мин……………………………......................…5.36 ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Модификация E14Y1 -----------------------------------------------------------------------------------------------------Размах крыла, м………………………….........… 11.00Длина, м…………………………………...........….. 8.54Высота, м…………………………………...........….3.80Площадь крыла, м2 ………………………...........19.00Масса, кг :пустого самолета ………………………........……1119нормальная взлетная……………………......…...1450максимальная взлетная…………………......…...1600Тип двигателя ……….........…..1 ПД Хитачи Темпу-12Мощность, л.с………………………...........……. 1 х 340Максимальная скорость , км/ч ………….........……246Крейсерская скорость , км/ч……………........…… 165Практическая дальность, км ………………........…880Максимальная скороподъемность, м/мин…....... 295Практический потолок, м………………............… 5420Экипаж …………………………………….........…...…...2Вооружение: один 7,7-мм пулемет тип 92 в задней части кабины;60кг бомб 5. Итоги С конца 1943 года, после начала активного применения союзниками РЛС, использование для разведки гидросамолетов E14YI потеряло свою актуальность. Подводные лодки не могли себе позволить долго находиться на поверхности без опасности быть обнаруженными противником. В этом же году закончилось серийное производство E14YI — всего было выпущено 138 самолетов. 6. Использованный материал. тык тык тык тык тык Большое спасибо за добавления темы, форумчанина 25mike25 Спасибо за внимание Изменено 9 фев 2014, 15:27:26 пользователем ItMeL 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_HG7DilrO7j1O Участник 141 публикация Жалоба #2 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:03:54 Достойная тема , отдельное спасибо за указание источников . Плюс поставлю. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
697 anonym_rekiJDf3cj6V Участник 1 723 публикации Жалоба #3 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:14:05 Дабы сделать тему ещё лучше,сделайте ссылки на источники активными;) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_HG7DilrO7j1O Участник 141 публикация Жалоба #4 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:18:51 Дабы сделать тему ещё лучше,сделайте ссылки на источники активными;) Совершено согласен, но если учесть что эта первая тема автора то она проста отлична . Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 ItMeL Альфа-тестер 39 публикаций 5 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:29:00 Дабы сделать тему ещё лучше,сделайте ссылки на источники активными;) Сделал, должно вроде нормально теперь. А то они то активны были то нет, после редактирования Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_HG7DilrO7j1O Участник 141 публикация Жалоба #6 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:33:40 Да всё работает , теперь тема стала ещё лучше Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 MaTrIoIIIka Участник 136 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:37:22 А на сколько пилотов? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 ItMeL Альфа-тестер 39 публикаций 5 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 9 фев 2014, 15:46:35 А на сколько пилотов? экипаж - 2 человека Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
59 Yosikava Старший альфа-тестер 266 публикаций 149 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 9 фев 2014, 19:48:29 Хороший материал! В дополнение: Самолёт бомбивший Америку. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 3AM_STALINA Участник 10 публикаций 30 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 9 фев 2014, 20:11:17 История очень увлекательная вещь! Замысел разработчиков этого самолета очень интересен!! С его возможностями эффект неожиданности гарантирован!!! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 anonym_HWBiQY9EpBpz Участник 195 публикаций Жалоба #11 Опубликовано: 10 фев 2014, 06:31:34 Хоть бы каждый новичёк писал такие темы... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 RenamedUser_8003255 Альфа-тестер 324 публикации 1 бой Жалоба #12 Опубликовано: 10 фев 2014, 08:19:24 История очень увлекательная вещь! Замысел разработчиков этого самолета очень интересен!! С его возможностями эффект неожиданности гарантирован!!! Японские самолеты всегда славились высокой маневренностью за счет облегчения самого самолета. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 RenamedUser_24593112 Участник 175 публикаций Жалоба #13 Опубликовано: 10 фев 2014, 18:26:38 Разрешите поинтересоваться, какое из жапанских конструкторских бюро разрабатывало этот аппарат? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
59 Yosikava Старший альфа-тестер 266 публикаций 149 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 10 фев 2014, 19:55:47 Разрешите поинтересоваться, какое из жапанских конструкторских бюро разрабатывало этот аппарат? КБ 1-го авиационного морского арсенала в Йокосуке. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_18660294 Участник 168 публикаций Жалоба #15 Опубликовано: 11 фев 2014, 07:54:09 Молодец, оформление 5+! Ну и называли же японцы самолеты...... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 _ETRO_ Альфа-тестер 91 публикация 159 боёв Жалоба #16 Опубликовано: 22 фев 2014, 16:20:20 Самолет лодка)) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 w1exGOD Бета-тестер 50 публикаций 18 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 26 фев 2014, 04:34:06 Полезная информация.Круто! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 StSledak Бета-тестер 56 публикаций 1 248 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 1 мар 2014, 10:35:25 Автору +, тему раскрыл достойно. Интересный самолет, особенно возможность старта с подводной лодки и малозаметность. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 anonym_HeLTbyH4xInr Участник 154 публикации Жалоба #19 Опубликовано: 5 мар 2014, 04:44:31 Когда прочитал название не-по-себе сделалось. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_zNKExvFQUvfb Участник 61 публикация Жалоба #20 Опубликовано: 15 мар 2014, 13:35:05 Автору +, тему раскрыл достойно. Интересный самолет, особенно возможность старта с подводной лодки и малозаметность. ив чем же заключается его "малозамтность"? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию