Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
nikolay__2012

Канонерская лодка "Красная Армения" ( Тральщик "Т-316" )

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
121 публикация
1 005 боёв

Канонерская лодка "Красная Армения"

 

8fff877239e4532e41114a58db664284.jpg  d465281196cb3b1390d7cd6c6a545e7f.jpg  54357e44c38be901a70d5593c026a4c8.jpg

 

 

Немного история класса:

Имеющиеся у России десантные средства к началу 1-й Мировой войны (различные боты и "болиндеры") представляли собой достаточно простые и удобные средства выгрузки, но их грузоподъемность и дальность плавания были явно недостоточны. Поэтому специалисты обратились к более крупным, уже имеющимся гражданским прототипам на Азовском море. Удачной находкой сочли шхуну водоизмещением около 1000 т, принадлежавшую купцу греческого происхождения Эльпидифору. Фактически, это был уже почти готовый десантный корабль. Имя ее владельца вошло в военно-морскую историю, послужив обозначением для целой серии специальных судов.

 

Морское выдало заказ на 30 "эльпидифоров"только непосредственно лишь перед февральской революцией. Осенью 1917 года заказ урезали на 10 единиц. Судно сохранило все черты своего торгового "предка", но было значительно улучшено. Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог "въезжать"на берег. Во всех помещениях появился электрический свет, на передней мачте установили прожектор, в рубке - радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолетов или быстроходных катеров.

 

История корабля

Тральщик "Т-316" был заложен в 1917 г. (з-д "Руссуд", Николаев), заводской №416, спущен на воду в 1920 г.

 

 

Вооружение

Вооружение состояло из трех 102-мм пушек, двух 75-мм зениток и двух пулеметов, и позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска. "Эльпидифоры"можно считать самыми удачными и совершенными десантными средствами первой мировой войны.

 

Скорость:

Единственным их недостатком являлась небольшая скорость - всего около 10 узлов. Причиной стала тривиальная экономия: после войны десантные пароходы предполагалось распродать в частные руки, а так как эксплуатация быстроходных шхун была бы экономически невыгодной, это могло бы резко сократить число возможных покупателей.

 

Характеристика:

Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина - 74,83 м, ширина - 10,39 м, осадка - 3,51 м. 
Скорость полного хода: 6 узлов.
Дальность плавания: 1150 миль при 5 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм орудия, 1 7,62-мм пулемет, тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.

 

 

История службы:

23.07.1921 г. корабль был передан Главоду Наркомата путей сообщений в недостроенном состоянии. 15.11.1924 г. зачислен в списки Морских сил Черного моря в качестве тральщика. 22.06.1926 г. переклассифицирован в минный заградитель, а 15.06.1928 г. - в канонерскую лодку.

 

11.01.1935 г. вошел в состав Черноморского флота. Прошел капитальный ремонт в 1939-1940 гг. С 09.08 по 13.11.1940 г. входил в состав Дунайской флотилии.

Во время Великой Отечественной войны корабль участвовал в обороне Одессы и Очакова.

 

Корабль погиб 22.09.1941 г. от ударов германской бомбардировочной авиации в районе Тендровской косы. Попытка спасения экипажа канлодки эсминцем "Фрунзе" оказалась роковой и для него - эсминец так же был потоплен авиацией противника.

 

Канонерская лодка "Красная Армения" была поднята по частям и сдана на слом в 1949 г.

 

Всякая всячина

Переименования корабля: до 15.09.1918 г. - "Т-316", до 13.09.1924 г. и с 15.11.1924 г. до 5.02.1925 г. - "Эльпидифор №416", с 13.09.1924 г. до 15.11.1924 г. - ТЩ №22, до 31.10.1939 г. "Красный Крым", с 31.10.1939 г. - "Красная Армения".

 

Всего по данному проекту было заказано 20 единиц. 3 единицы (зав. № 410-412) были построены в 1918 г. по первоначальному проекту как десантные суда, остальные достраивались в СССР после гражданской войны по различным проектам (№ 413, 414, 416 и 417 - в качестве канонерских лодок, № 420-422 - как нефтеналивные баржи, № 424-427 - как баржи для перевозки угля). № 428 и 429 разобраны на стапеле

 

 

Источники:

 

Изменено пользователем nikolay__2012

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
245
[RHAF]
Старший альфа-тестер
750 публикаций
324 боя

Информации на мой взгляд маловато.. Это все что вам удалось найти по данному судну? Еще есть мнение что можно объединить разделы история корабля и история службы в один. Если честно был неприятно удивлен увидев в разделе с историей только одну строку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
10 публикаций
48 боёв

Какая то утлая рухлядь,дожившая до второй мировой.Я наверное не прав, но 10 узлов... долбаная экономическая целесообразность(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
121 публикация
1 005 боёв

Если честно был неприятно удивлен увидев в разделе с историей только одну строку.

Если честно то мо моему корабли этих времён особо в боевых сражениях не участвовали ( надеюсь не надо объяснять почему ), а поэтому из истории можно взять : 

1) Когда заложен и где,

2) Смена имён

3) В редких случаях боевые походы,

4) Когда и где закончил службу.

P.S. Конечно могу ошибаться, но это моё мнение

Какая то утлая рухлядь,дожившая до второй мировой.Я наверное не прав, но 10 узлов... долбаная экономическая целесообразность(

 

Конечно согласен что скорость 10 узлов не впечатляет, однако это лучше чем нечего.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
245
[RHAF]
Старший альфа-тестер
750 публикаций
324 боя

Если честно то мо моему корабли этих времён особо в боевых сражениях не участвовали ( надеюсь не надо объяснять почему )

 

 

"Эльпидифор № 416" - вступил в строй только в 1924 году как тральщик "ТЩ № 22". В 1925 году переименована в "Красный Крым" и переоборудована в минный заградитель. С 1928 года канонерская лодка. 31 октября 1939 года переименовали в "Красную Армению".
Участвовала в Великой Отечественной войне.
Начало войны встретила в составе отдельного дивизиона канонерских лодок Одесской ВМБ. На третий день войны приняла участие в минной постановки в районе Одессы. После чего канонерка занималась эскортированием судов и доставки боеприпасов и пополнения из Крыма в Одессу.
В августе 1941 года осуществляла артиллерийскую поддержку войскам под Очаковым (выполнено 9 артиллерийских ударов).
21 сентября 1941 года во время перехода из Севастополя в р-он Григорьевки для обеспечения морского десанта была потоплена авиацией противника.

 

2 минуты поиска. Если приложить больше усилий на поиск и сортировку информации выйдет куда более подробная история корабля.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
121 публикация
1 005 боёв

 

"Эльпидифор № 416" - вступил в строй только в 1924 году как тральщик "ТЩ № 22". В 1925 году переименована в "Красный Крым" и переоборудована в минный заградитель. С 1928 года канонерская лодка. 31 октября 1939 года переименовали в "Красную Армению".
Участвовала в Великой Отечественной войне.
Начало войны встретила в составе отдельного дивизиона канонерских лодок Одесской ВМБ. На третий день войны приняла участие в минной постановки в районе Одессы. После чего канонерка занималась эскортированием судов и доставки боеприпасов и пополнения из Крыма в Одессу.
В августе 1941 года осуществляла артиллерийскую поддержку войскам под Очаковым (выполнено 9 артиллерийских ударов).
21 сентября 1941 года во время перехода из Севастополя в р-он Григорьевки для обеспечения морского десанта была потоплена авиацией противника.

 

2 минуты поиска. Если приложить больше усилий на поиск и сортировку информации выйдет куда более подробная история корабля.

 

Не спорю, только укажите ещё источник, а то как то получается "присвоение чужого труда" :tongue:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
245
[RHAF]
Старший альфа-тестер
750 публикаций
324 боя

Не спорю, только укажите ещё источник, а то как то получается "присвоение чужого труда" :tongue:

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
794 публикации
419 боёв

ТС, обратите внимание - состав вооружения в "Вооружение" и в "Характеристики" у вас отличается. Это не ошибка, просто в первом случае (102-мм орудия) указано проектное вооружение Эльпидифоров, а во втором (130-мм) - вооружение, с которым они использовались в Советском флоте (пушки Б-7 обр. 1913 г.). А так - плюс конечно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
86 публикаций

ТС что это: "Немного история класса:" ?

Может немного истории класса. 

"Морское выдало" помоему слово "минестерство" пропущено.

Это я еще не грамар наци 

Изменено пользователем anonym_HlSOYhcKWqny

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
45 публикаций
222 боя

Да нет информации в принципе достаточно,но картинок надо побольше.Желаю удачи в следующих статьях!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
195 публикаций

Что тут можно сказать... Нормальное оформление. Радует то , что есть фотографии , так как корабль старый и мягко говоря - не знаменит своими подвигами. И да , насколько я знаю в ВМС СССР канонерские лодки строились в основном для малых водных пространств таких как Азовское и Каспийские моря. Не думаю что такая низкая скорость для них была критична.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
5 публикаций
10 боёв

 

Когда-то хотел написать статью с целью попасть в альфу)), но вдруг кому-то будет интересно). Ведь "Эльпидифор" по сути это первый (или один из первых) БДК, или даже УДК (была возможность базирования 2 катеров или 2 гидросамолётов - по тем временам-то!)). Там еще Босфор и адм.Колчак фигурировали)))).

 

Вот, кстати, цитата "Десантовместимость – до 1.000 пехотинцев.Надо сказать, что суда типа «эльпидифор» были первыми в мире (!) десантными кораблями специальной постройки. Они планировались, закладывались и строились именно как десантные, и впервые в практике мирового судостроения они были снабжены специальной носовой аппарелью, по которой десантники могли перейти с корабля на берег, даже не замочив сапог.При высадках в Ризе и Трабзоне «эльпидифоры» доказали свою тактическую пригодность, и лишь революция и последовавшая за ней Гражданская война не позволили России использовать эти корабли для достижения своей давней заветной цели – захвата черноморских проливов." -   ссылка http://alfamodel7li.7li.ru/viewtopic.php?id=441 - к сожалению не первоисточник((. - там ещё и сколько-то(2-4) полевых орудий помещалось вместе с пехотой.))

 

Но написать я хотел об одном конкретном пароходе)) (да простят меня военморы)))  

Канонерская лодка "Красная Грузия"

Дальше идёт копи-паста))

red_georgia2.jpg

 

Бывшее десантное судно типа "Эльпидифор", заложенное в 1916 г., но достроенное лишь в 1923 г. Изначально "Эльпидифор № 417", с 1924 г. - тральщик

№ 23, в 1925 г. получил название "Красная Грузия" и в 1928 г. переоборудован в канонерскую лодку.

Водоизмещение: стандартное - 800 т, полное - 1400 т

Длина: 74,7 м

Ширина: 10,4 м

Осадка: 3,6 м

Две паровые машины общей мощностью 750 л.с.

Скорость: полная 8 узл. экономическая 6 узл.

Экипаж: 169 человек.

Вооружение на 1942 г.: 3 130-мм орудия,

2 76,2-мм орудия, 2 45-мм орудия, 2 37-мм орудия,

5 12,7-мм пулеметов. Могла брать 180 мин. a414585d9fae.b4m5glj8nrww8skkggsk8csg4.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg 


27.02.1943 г.  канонерская лодка "Красная Грузия" под командованием капитана 3 ранга Г. В. Катунцевского в 21 ч. 55 м. доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм "Малая земля"). Ночь была темная, волнение на море 2 балла. "Красная Грузия" уткнулась носом в берег и начала разгрузку.873d27d95798.5oisyhclexcsc04g44so40ow0.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg временный причал.


В 23 ч. 23 м. канонерка была атакована торпедными катерами противника. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артрасчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба. 28.02.1943 г. в 01 ч. 20 м. канлодка села на грунт в точке 44°39'58" N 37°47 '14" Е (данные справочников) на глубине носом - 1,18м, кормой - 4,76 м.

Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили "Красную Грузию". Согласно официальным данным, после войны канонерская лодка поднята АСС ЧФ и сдана на слом. На самом деле корпус находится на месте гибели, по всей вероятности, была снята только надстройка.

Летом 2002 г. корабль был обследован тольяттинским клубом "Нептун-Про". Фактически координаты "Красной Грузии" - 44°39'N 37°46'Е. Нос возвышается над водой на полметра. Корпус сильно разрушен. Орудий на своих местах не обнаружено. Местные жители рассказывали, как вплоть до конца 1980-х годов дети, ныряя с маской и трубкой, доставали массу взрывоопасных предметов.

 

 Сам там был)). Без маски - в линии прибоя, в гальке))) (с маленькой буквы) - артиллерийский порох - обломки длинных пороховых трубок, и т.н. 7-дырка)), которая и сейчас в ходу). И с маской -  на глубине 2-4м, - вещи более серьёзные)) 

 

map_7.jpg

на карте обозначен красным40

 

с берега сейчас выглядит так (ок 100м)

https://fotki.yandex.ru/next/users/viktor3951/tag/канонерская%20лодка/album/122981/view/353760?search-author=viktor3951&page=0

Всем спасибо, кто прочитал))

 

 

 

 

 

red_georgia2.jpg

map_7.jpg

873d27d95798.5oisyhclexcsc04g44so40ow0.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

a414585d9fae.b4m5glj8nrww8skkggsk8csg4.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

Изменено пользователем 1971974

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
45 публикаций
1 982 боя

действительно на вид не боевой корабль(хоть и десантный ) а рухлядь, особенно при скорости в 10 узлов

 

Это "военизированный" вариант проекта черноморской торговой паровой шхуны, чего вы от него хотите ? )))

У них только история службы интересная: РИ, красные, самостийные укры (причём как самопровозглашённая УНР, так и не менее самопровозглашённая Украинская Держава), Кайзерлих Марине, опять укры, белые, французы-интервенты, опять красные, РСФСР, СССР, две мировые войны, революции, гражданка...

К сожалению, в самой статье вместо этого - белое пятно в биографии до 1921 года ((

 

Чем-то похожи на британские "Flower".

 

Вообще ничего общего, если честно. "Цветочки" - высокобортные мореходные корабли конвоя, "Эльпидифоры" - плоскодонные, низкобортные вооружённые самоходные баржи для десанта.

Общее только одно, и те, и те - спроектированы на базе гражданских пароходов и максимально упрощены.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×