Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ggg11

Корабельные торпеды послевоенных лет.

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
144 публикации
14 боёв

korabelnye-torpedy-poslevoennyx-let_1.jpg

 

 

К концу Великой Отечественной войны были достигнуты первые результаты в развитии корабельных гидроакустических станций, а также в создании новых эффективных сил и средств противолодочной борьбы. Это вынуждало подводные лодки атаковать противника с больших дистанций, не прорывая ближнего корабельного охранения.

Появилась необходимость в торпеде с большим запасом хода и системой самонаведения, компенсирующей неизбежное расширение области возможных положений цели при стрельбе с больших дистанций. Обеспечение скрытности подводной лодки требовало, чтобы торпеды были бесследными, а стрельба ими могла бы производиться с глубин более перископных.

Послевоенное развитие корабельных торпед проводилось научно-исследовательскими организациями флота и промышленности с привлечением видных теоретиков торпедного оружия: JI. Г. Гончарова, Ю. А. Добротворского, А. В. Томашевича, С. А. Запутряева, JI.

Я. Лонциха, М. Д. Дмитриевского, К. Д. Доронина, Н. Г. Скрынского, а также ученых Академии наук, в том числе групп Института автоматики и телемеханики под руководством Б. С. Сотскова и Акустического института под руководством Н. Н. Андреева. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области торпедных энергосиловых установок были направлены на использование сильных окислителей – перекиси водорода и кислорода для парогазовых торпед, а также на изыскание и внедрение в электрические торпеды электрохимических систем с повышенными удельными характеристиками.

В области двигательных установок велись работы по созданию турбин, электродвигателей большой мощности и реактивных двигателей. Начались интенсивные разработки пассивной и активной акустической аппаратуры самонаведения.

В области неконтактных взрывателей были развернуты поисковые работы по созданию систем, основанных на использовании различных физических полей – электромагнитного, магнитного, оптического, акустического. Первыми послевоенными корабельными торпедами были модернизированные образцы 53-39ПМ, ЭТ-46, 53-51.

Торпеда 53-39ПМ принята на вооружение в 1949 г. Она, в отличие от базового образца, имела прибор маневрирования, который обеспечивал движение торпеды по сложным программным траекториям – длинному или короткому зигзагу. При такой траектории торпеда могла неоднократно пересекать курс цели, в связи с чем повышалась вероятность ее встречи с целью.

Главным конструктором прибора маневрирования был Е. Г. Янкелевич. На торпеде 53-51, принятой на вооружение в 1951 г., кроме указанного прибора был установлен неконтактный электромагнитный взрыватель активного типа НВК, обеспечивающий подрыв боевого заряда на расстоянии до 4–5 м от днища корабля независимо от магнитного состояния его корпуса.

Главный конструктор взрывателя НВК – Б. С. Казанцев. На торпедах 53-38 и 53-39 устанавливался взрыватель НВС пассивного типа, который срабатывал на расстояниях до 2–3 м под днищем неразмагниченного корабля водоизмещением не менее 3000 т. Торпеда ЭТ-46, снабженная новой свинцово-кислотной батареей, обладала скоростью 31 уз на дистанции 6000 м. Эта торпеда была принята на вооружение в 1950 г. и послужила конструктивной базой для создания первого поколения самонаводящихся противокорабельных торпед, а также первой отечественной противолодочной торпеды.

Главный конструктор торпеды ЭТ-46 – П. В. Матвеев. Разработка первой отечественной самонаводящейся торпеды возобновилась с 1945 г. В отличие от начальных этапов разработки, которые велись с 1936 г., в качестве носителя аппаратуры самонаведения вместо торпеды обр.

53-38 была принята электрическая торпеда. Для ускорения разработки был использован ряд схемно-конструктивных решений трофейной немецкой торпеды Т-V.

Техническая документация на торпеду, имевшую при разработке сначала шифр САЭТ (на базе торпеды ЭТ-80), а затем САЭТ-2 (на базе ЭТ-46), была разработана в конструкторском бюро при заводе «Двигатель». В 1946 г. на Каспийском море были проведены сравнительные морские экспериментальные испытания торпед САЭТ и восстановленных торпед Т-V.

При изготовлении на заводе «Двигатель» в аппаратуре самонаведения и неконтактного взрывателя торпеды САЭТ были применены некоторые трофейные элементы: поляризованные реле, отдельные типы конденсаторов и др. Многие элементы впоследствии заменялись на отечественные по мере освоения их промышленностью.

С марта по август 1949 г. на Черном море были проведены морские заводские испытания опытной партии торпед САЭТ-2, а с декабря 1949 по апрель 1950 г. – государственные испытания, в ходе которых было произведено 76 выстрелов практическими торпедами, в том числе 47 – по кораблям и 2 – со штатной боевой частью. Для проверки точности наведения торпеды САЭТ-2 на движущиеся корабли и определения характера прохода ее под кораблем было произведено 30 ночных выстрелов со световым прибором.

На всех выстрелах торпеда проходила под кораблем в районе винтов с дальнейшим пересечением района миделя корабля. В 1950 г. торпеда была принята на вооружение подводных лодок под шифром САЭТ-50. Главный конструктор торпеды – Н. Н. Шамарин.

Следует отметить, что создание первой отечественной самонаводящейся торпеды САЭТ-50 явилось своего рода историческим событием, с которого начался поворот к насыщению торпедного оружия бортовыми неконтактными системами. Торпеда САЭТ-50 имела скорость 23 уз, первоначальная дальность хода 4600 м была затем увеличена до 6000 м. После модернизации она была принята на вооружение под шифром САЭТ-50М.

В конструкцию торпеды введена система обесшумливания, состоящая из носового обтекателя и двух колец на хвостовой части с отверстиями для выхода воздуха. Воздух из отверстий малого кольца при движении торпеды подавался в зону действия гребных винтов для уменьшения шумообразования кавитационного характера, воздух из отверстий большого кольца создавал завесу из пузырьков для экранирования шумов гребных винтов.

На приемоизлучающем устройстве аппаратуры самонаведения был расположен обтекатель, снижающий помехи гидродинамического характера. Комплекс этих технических решений дал возможность, сохранив чувствительность аппаратуры, увеличить скорость торпеды при самонаведении до 29 уз.

Главным конструктором торпеды САЭТ-50М был С. Н. Побегалов. Основным направлением работ в этот же период по парогазовым торпедам явилось изыскание путей существенного повышения дальности хода.

В 1956 г. на вооружение флота была принята кислородная торпеда с поршневым двигателем под шифром 53-56, а в 1958 г. – перекисно-водородная с турбинным двигателем под шифром 53-57. Обе торпеды являлись практически бесследными, прямоидущими, с прибором маневрирования.

Главным конструктором торпеды 53-56 был А. Б. Тополянский, а торпеды 53-57 – Д. А. Кокряков. По тактико-техническим данным эти торпеды не уступали иностранным образцам на сильных окислителях, созданным к концу второй мировой войны, таким, как американская Мк-16 мод.

8 (перекисно-водородная с турбинным двигателем), немецкая Stein Wal (перекисно-водородная с турбинным двигателем) и японская типа «93» (кислородная). Торпеда 53-56 снабжалась также неконтактным оптическим взрывателем.

Главный конструктор неконтактного оптического взрывателя – С. Я. Эмдин. В дальнейшем на базе торпед 53-56 и 53-57 были созданы самонаводящиеся противокорабельные торпеды.

В 1961 г. создается самонаводящаяся торпеда САЭТ-60 с повышенной скоростью и дальностью хода, использующая в качестве энергетической установки одноразовую серебряно-цинковую батарею. Главный конструктор торпеды – П. В. Матвеев.

По основным тактико-техническим данным – скорости и дальности хода – торпеда САЭТ-60 превосходила лучшие иностранные электрические торпеды своего времени. С 1950 г. в Научно-исследовательском институте Военно-Морского Флота начались работы по изысканию путей создания противолодочной торпеды.

В ходе разработки исследовались три варианта аппаратуры, отличающиеся конструкцией гидрофонов приемного устройства и диаграммами направленности, а также некоторыми схемными особенностями обработки сигналов в электронной части. Система самонаведения была построена на пассивном акустическом принципе.

Она реагировала на шумы подводной лодки, идущей со скоростью 9 уз и более в пределах глубин от 20 до 200 м. Ввиду того что теоретические оценки по единому критерию в связи с их сложностью не могли дать точных результатов по каждому варианту, была разработана и реализована методика экспериментальных исследований в натурных условиях – подо льдом на Ладожском озере. В качестве цели использовался специально разработанный излучатель шума регулируемой мощности со спектром частот излучения, близким к шуму реальных подводных лодок.

На основании анализа полученных сравнительных данных по точности пеленгования цели был выбран окончательный вариант аппаратуры самонаведения. Руководили работами: по аппаратуре самонаведения – П. И. Киселев, экспериментальными исследованиями по акустической части – Н. Д. Страшков, по электронной – Е. Е. Атакова.

Система управления торпедой по глубине была разработана в двух вариантах: в виде сильфонно-маятникового прибора и гидростатического замыкателя. Она выводила торпеду на заданную глубину поиска и исполняла при наведении команды от системы самонаведения.

При потере цели и прекращении сигналов от системы самонаведения торпеда удерживалась на той глубине, при которой цель была потеряна. Оба варианта были испытаны на ходовых торпедах и показали приемлемые результаты, в дальнейшем был выбран вариант сильфонно-маятникового прибора.

Работами по системе управления торпеды руководили Е. Н. Пантов и В. Б. Петрушин. Неконтактный взрыватель был создан как электромагнитный, активного типа, кругового действия, с радиусом срабатывания 5 м. Испытания экспериментального образца торпеды в натурных условиях были проведены в 1954 г. на Ладожском озере под руководством В. М. Шахновича и М. Л. Мошенина.

В 1955 г. работа была передана в НИИ «Гидроприбор». Главным конструктором торпеды был назначен В. А. Поликарпов.

Наличие новых устройств в конструкции торпеды потребовало от комиссии и рабочей группы больших усилий и изобретательности при организации всесторонней проверки характеристик торпеды. Одной из главных проблем являлось определение точности вывода торпеды на цель.

Проверка этой характеристики проводилась поэтапно: по неподвижному излучателю и движущемуся источнику шума, в качестве которого использовалась торпеда с излучателем на борту. Был разработан специальный отметчик места прохода, реагирующий на электромагнитное поле неконтактного взрывателя торпеды и фиксирующий расстояние до торпеды в момент ее прохода в районе излучателя и установленного рядом с ним отметчика прохода.

Для дополнительного контроля точности прохода использовались сети, в которых торпеда оставляла четкие прорывы. При стрельбе торпедой по имитатору цели – движущейся со скоростью 14,5 уз торпеде, имеющей на борту излучатель и отметчик прохода, – была получена качественная картина динамики наведения на движущийся в пространстве объект.

Проверка совместного действия всех бортовых систем торпеды проводилась выстрелом по заглубленному на 50 м понтону с установленным на нем излучателем. Торпеда с боевым зарядом была выстрелена с установкой глубины хода 100 м при боковом смещении цели от линии выстрела 130 м. Торпеда навелась на понтон, взорвалась в расчетное время, понтон затонул.

На основании положительных результатов испытаний первая отечественная противолодочная торпеда в 1958 г. была принята на вооружение под шифром СЭТ-53. Торпеда имела скорость 23 уз, дальность хода 7500 м. При модернизации торпеды, проведенной под руководством Г. А. Каплунова, к 1963 г. ее скорость и дальность хода были существенно повышены (на 25 и 85% соответственно).

По своей эффективности торпеда СЭТ-53 значительно превосходила имевшиеся в то время другие виды противолодочных средств. Группа участников разработки первых отечественных противолодочных торпед была удостоена Ленинской и Государственной премий.

Среди них В. М. Шахнович, В. А. Поликарпов, Г. А. Каплунов, С. П. Сковорода, Н. Д. Страшков, Я. С. Шур, В. А. Голубков, В. Е. Дмитренко, С. Г. Полеско, И. С. Курбатов и др. В середине 50-х годов была начата разработка малогабаритных корабельных торпед и торпедных аппаратов калибром 400 мм.

Предполагалось, что эти торпеды найдут широкое применение для самообороны подводных лодок от кораблей противолодочной обороны, а также в противолодочном варианте – для вооружения сторожевых кораблей, малых противолодочных кораблей и катеров, имеющих торпедные аппараты калибром 40 см, для борьбы с подводными лодками. Тактико-технические данные этих торпед хотя и уступали торпедам калибра 53 см, но вполне соответствовали возможностям гидроакустических станций надводных противолодочных кораблей.

Первая противокорабельная торпеда калибром 40 см с пассивной системой самонаведения была принята на вооружение под шифром МГТ-1 в 1960 г. Она имела скорость 28 уз, дальность хода 6 км, массу заряда 80 кг. Главный конструктор – Л. Н. Акатов.

Торпедные аппараты подводных лодок с 1955 г. оснащались системами глубоководной стрельбы ГС-45, которые обеспечивали выстреливание торпед с глубин до 45 м, а с 1957 г. и системами с глубиной выстреливания 60–70 м. Главным конструктором торпедных аппаратов подводных лодок был И. М. Иоффе. В этот период совершенствовалось и торпедное вооружение надводных кораблей.

Для эскадренных миноносцев и крейсеров в 1950 г. был принят на вооружение пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53, который кроме полуавтоматической и ручной имел и автоматическую наводку, осуществляемую с помощью силовой синхронно-следящей системы. Устанавливался угол прибора курса для каждой торпеды с помощью синхронно-следящей передачи с главного командного пункта, но мог и непосредственно с поста наводчика на торпедном аппарате.

На этом аппарате обеспечивалась воздушная и пороховая стрельба. На базе пятитрубного торпедного аппарата в 1951 г. был создан трехтрубный торпедный аппарат ТТА-53 для сторожевых кораблей. Для торпедных катеров в 1952 г. был создан торпедный аппарат из легких сплавов ТТКА-53Л.

Главным конструктором торпедных аппаратов надводных кораблей был Н. К. Цикунов. В первое десятилетие послевоенного периода шло интенсивное развитие приборов управления торпедной стрельбой.

В 1946 г. на вооружение подводных лодок была принята система приборов управления торпедной стрельбой «Трюм» с центральным прибором – торпедным автоматом стрельбы ТАС-Л2, который позволял решать задачу рационального маневрирования подводной лодки при занятии позиции залпа. Главным конструктором системы «Трюм» был Ц. Л. Каплицкий.

В 1956 г. на вооружение подводных лодок поступила система «Ленинград», созданная на современной для того времени элементной базе и обеспечивающая определение параметров движения цели, выработку рекомендаций по выходу в торпедную атаку, а также выработку и ввод в торпеды стрельбовых данных и дистанционное управление стрельбой. Главным конструктором системы «Ленинград» был А. И. Буртов.

Системы приборов управления торпедной стрельбой с аналогичным объемом решаемых задач были приняты на вооружение надводных кораблей. Для эскадренных миноносцев это была «Мина-30 бис», для крейсеров и сторожевых кораблей – «Сталинград» и «Девиз», для торпедных катеров – «Онега».

Главными конструк-торами были: систем «Мина-30 бис» и «Сталинград» – М. А. Зерницкий; систем «Онега» и «Девиз» – А. И. Телегин. Одновременно с модернизацией и созданием нового торпедного оружия совершенствовались старые и разрабатывались новые способы его боевого применения. Активное участие в отработке тактических приемов боевого применения торпед принимали А. Г. Пухов, В. И. Дьячков, Н. Ф. Копылов, И. И. Трубицин и др. После отработки на специальных опытовых учениях на флотах были изданы соответствующие правила минной службы серий «В» и «Б», регламентирующие боевое и практическое применение корабельных прямоидущих и маневрирующих торпед 53-39ПМ, ЭТ-46, 53-51, 53-56, 53-57, самонаводящихся противокорабельных торпед САЭТ-50, САЭТ-50М, САЭТ-60, противолодочной торпеды СЭТ-53 в комбинации с другими противолодочными средствами.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
32
[EXP]
Участник
30 публикаций
9 271 бой

на будущее: большие объёмы текста пихай под спойлер.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Не совсем понятен смысл картинки броненосца в теме про послевоенные торпеды.

К тому же - а где картинки самих торпед?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
96 публикаций
27 боёв

солидарен с Хантом, что делает ЭБР в теме с торпедами послевоенных лет? :Smile_unsure: Логичнее было бы видеть ЭМ

и да где фотографии, чертежи самих торпед и торпедных аппаратов?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
14 боёв

Отредактировал тему.Текст поместил под Spoiler.Изображений торпед не нашёл.Продолжу искать.Следите за обновлением темы.Будут и дополнения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
96 публикаций
27 боёв

Ну убери ты ЭБР, поставь фотку любого эсминца военной или послевоенной постройки

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×