Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_10692832

Ледоколы. Часть I.

В этой теме 31 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
1 243 публикации

История ледоколов охватывает довольно большой временной период, так что думаю, что этой теме место лучше всего в Библиотеке, а не в каком-то разделе той или иной эпохи. Так как тема довольно объемная, и об истории ледоколов в двух словах не расскажешь, то я решил разделить ее на 3 части:

Часть I - общие сведения о ледоколах и история развития мореходства в северных водах до появления первых ледоколов.

Часть II - собственно появление первых ледоколов и история их развития, а также люди, которые внесли большой вклад в развитие ледоколов.

Часть III - атомные ледоколы и современный этап в истории этих судов.

 

Итак, начнем наше ознакомление с ледоколами!

 

 

 

Принцип действия.

 

 

 

Первым делом следует разобраться, что же такое ледокол, зачем он нужен, и в чем его особенности.

Торговые суда должны ходить всегда, в любое время года, в любых водах. Однако в северных водах этому препятствуют многовековые толщи льда. Попав в эти воды, судно просто не пробьется, а может даже застрять в льдах и быть разрушено давлением льда. Чтобы пробить лед за короткий промежуток времени нужна огромная сила. Вручную пробивать долго, да и трудно, а другие приспособления не слишком эффективны.

И тут на помощь приходит ледокол. Эти гиганты на протяжении многих лет обеспечивают торговлю через суровые водыСеверного Ледовитого океана. Кроме того ледоколы принесли немалый вклад в развитии науки и изучение Арктики и Антарктиды.

 

 

Ледокол "Ленин" прорывается сквозь толщи льда

Как же действует ледокол? Для начала, вспомним закон Архимеда: на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости. Однако во льдах судно еще и подвергается чудовищному боковому давлению, которое может раздавить его, как скорлупку. Поэтому, сечение корпуса ледокола делается в виде бочонка или ореха, причем ватерлиния должна находиться ниже самой широкой части. Тогда льды, стискивающие ледокол, как бы ни старались, будут выталкивать его и не смогут раздавить. Естественно, к ледоколам применяются повышенные требования прочности и непотопляемости. Если заглянуть под утолщенную по сравнению с обычным кораблем обшивку, можно увидеть систему усиленных балок: стрингеров, шпангоутов, а весь корпус ледокола разделен водонепроницаемыми переборками на несколько герметичных отсеков. В районе ватерлинии обшивка усилена дополнительной полосой – так называемым ледовым поясом. А для преодоления сопротивления трения корпуса о лед применяется пневмоомывающее устройство, прокачивающее через мелкие отверстия в борту пузырьки воздуха.

Работа ледокола основано на том, что судно, проходя через лед, отступает назад и налегает своей массой на кромку льда, раздавливая его. Вот именно, что он раздавливает лед, а не режет его непрерывным давлением носовой части (ведь такой способ пригоден только для льда незначительной толщины). Налегая на лед, судно превращается словно в таран, разбивая энергией многократных ударов прочной носовой части метровые толщи льда.

Действие ледокола отнюдь не исчерпывается простой колкой льда, хотя, конечно, чем большая часть окажется поверх ледяного поля, тем длиннее плечо рычага и выше эффективность работы. Важна, как было сказано, и форма «носа», и упор (упорная сила) винтов, и инерционные свойства судна, работающего набегами.

Ледокол можно было бы сравнить с воинским подразделением, имеющим средства и тактику как для обороны, так и для наступления. Для наступления каждый ледокол оснащен дифферентной системой. В нескольких словах ее можно описать как две цистерны – носовую и кормовую, – поочередно наполняемые забортной водой. На первых ледоколах цистерны были соединены трубой, позднее каждую из них стали оснащать собственной помпой.

Забравшись на ледяное поле, ледокол наполняет водой носовые цистерны и придает дополнительную динамику движению сверху вниз. Попеременное заполнение цистерн заставляет его энергично раскачиваться с носа на корму, как действуют колуном, когда он застревает в полене. Выкачивая воду из носовых цистерн и заполняя кормовые, ледокол быстрее возвращается на чистую воду, чтобы повторить атаку.

Такая же система обеспечивает и раскачивание судна с борта на борт: с обeих сторон расположены дополнительные цистерны.

 

Схема строения ледокола на примере ледокола "Красин"

 

 

 

 

 

 

Естественно, что все эти действия требуют необычной для любого другого корабля энергонасыщенности. Неудивительно, что достаточно долго ледоколы не могли выполнять никакой другой морской работы – ни грузовой, ни пассажирской, – кроме проводки судов: все внутреннее пространство этих «бронированных сейфов» занимали двигатель и запас топлива. Как раз основной морской специальностью ледокола обусловлена форма его корпуса: он делается широким, чтобы остающийся позади него канал был удобен для прохода ведомых кораблей. Длину же судна, для лучшей маневренности, стараются уменьшить.

Первые ледоколы были паровыми, с котлами, работавшими на угле, и паровыми установками. Угля, заполнявшего почти все свободное трюмное пространство, обычно хватало дней на тридцать.

Следующим поколением стали дизельные ледоколы, силовые установки которых вращали роторы электрогенераторов. Ток поступал на электромоторы, приводившие в движение гребной вал с винтом.

Но для покорения арктических льдов требовалась все большая мощность, и на смену дизельным пришли атомные ледоколы, реакторы которых приводят в действие парогенераторы, паровые турбины обеспечивают работу электрогенераторов, а электромоторы – гребных валов с винтами. В трюмах атомоходов место топлива заняли мощные системы защиты от радиации.

О всех этих ледоколах, а также о людях, внесших вклад в их развитие, будет рассказано в следующих частях.

 

 

 

Что было до первых ледоколов?

 

 

 

И до появления первых ледоколов люди пытались плавать среди бескрайних льдов. Прорубали лед для прохода судов вручную (топорами), или же использовали для этого различные приспособления, которые не были так эффективны, как ледоколы.

В XI веке поморы, уходя промышлять морского зверя, стали приспосабливать свои суда для плавания в северных широтах. Разум и наблюдательность подсказали им верное решение: суда стали делать с отлогими, поднятыми вверх носом и кормой. Такое решение позволило судну раздвигать крупные и притапливать мелкие льдины, а при необходимости вытащит его на лед.

Такое судно носило название коч. Кочи первоначально строились без применения металлов. Они оснащались мачтой, навесным рулём и вёслами.

 

 

Коч

 

Длина судна обычно была от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров , команда от 10 до 15 человек, осадка 1−1,5 метра, скорость при попутном ветре 6−7 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35−42 человек. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.

Именно такой тип строения судна был взят за основу при строительстве первого русского ледокола "Пайлот" Михаилом Бритневым.

 

В XVI - XVII веках на Прусской Висле, а затем на северных реках России появились ледовае сани. Они представляли собой бревенчатый ящик длиной 20-25 метров и шириной 2,5 метра с высоко отлого поднятым носом. Сани нагружались камнями и два десятка впряженных лошадей тянули их по скованной льдом реке. Сани вползали на кромку льда и своей тяжестью давили её, оставляя сзади неширокий канал, по которому шли баржи.

 

 

Ледовые сани

 

 

 

Ледоколы внесли огромный вклад в изучение полярных вод, Арктики и Антарктиды. Они поддерживали постоянную навигации в замерзающих водах, что очень важно для экономики.

Без ледоколов невозможно представить освоение Северного морского пути, который является транс­порт­ной коммуникацией Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в Арктике и кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком.

P.s. о появление первых ледоколах, о первых успешных их операциях в замерзающих водах, о людях, которые внесли свой вклад в развитие ледоколов будет рассказано в Части II.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
205 публикаций
185 боёв

Интересная информация. Ставлю + за....... что первый додумался,содержание и оформление.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Интересная информация. Ставлю + за....... что первый додумался,содержание и оформление.

Спасибо. Это еще не все. Будет продолжение. К тому же скоро видео добавлю.

Изменено пользователем Shellback

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
207 публикаций

Спасибо. Это еще не все. Будет продолжение. К тому же скоро видео добавлю.

А вот видео и вправду не помешало бы. Интересно +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Программа "Галилео" рассказывает об атомных ледоколах. Часть I.

 

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 273 боя

Интересно,лови плюс.Кстати,один из самых больших ледоколов в мире "50 лет Победы" работает на одном спичечном коробке обогащенного урана в сутки :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Интересно,лови плюс.Кстати,один из самых больших ледоколов в мире "50 лет Победы" работает на одном спичечном коробке обогащенного урана в год :Smile_honoring:

Спасибо за интересный факт. Потом проверю его достоверность. Кстати, об атомных ледоколах будет написано в третьей части темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 273 боя

Спасибо за интересный факт. Потом проверю его достоверность. Кстати, об атомных ледоколах будет написано в третьей части темы.

Ежедневный расход топлива (уран-235) составляет 200 г (при условии, что все три атомных реактора постоянно работают на полную мощность), что составляет около 70 кг в год.

Прошу прощения за ошибочку,конечно же в сутки и это про"Арктику"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
Участник
68 публикаций
999 боёв

отлично... жду III части

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 233 боя

если кому интересно,то есть сайт

Полярная Почта

 

там о ледоколах много чего можно найти

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

если кому интересно,то есть сайт

Полярная Почта

 

там о ледоколах много чего можно найти

Спасибо, что сказали. Непременно загляну туда, когда буду делать вторую часть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Молодец! До прочтения этой темы не знал по какому принципу работают ледокольные суда. :Smile_great:

Спасибо. Я узнал, как работают ледоколы очень-очень давно, когда посмотрел передачу "Галилео".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
134 публикации

Автору огромное спасибо. Тему отличную сделал, много нового узнал. Ну вот последняя передача разочаровала. Сначала ведущий какой-то странный, вроде бы ведет не передачу о серьезных вещах, а какое то ток-шоу и этот в синий жилетке. Вот стена, за ней реактор, я не знаю толщину, она сделана из того из сего. Мог выучить пару рядков текста и нормально рассказать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×