Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
naxan

Эпоха ветра

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

221
[SMILE]
Альфа-тестер, Коллекционер, ПТ ''Летние игры'', Столкновение Серв-ов
431 публикация
6 879 боёв

                                                                                                                 Предисловие.

Моя первая тема,может будет не совсем соответствовать правилам,но я все же попробую.Тут не будет много цифр и технической информации,и это будет интересно почитать (как когда то мне) большинству людей,особенно кто мало знаком с кораблями.

 

                                                                                                     Они первыми вышли в океан.

     На плотах и связках папируса...плот.png

     Никто не знает,когда и как впервые человек поплыл по воде.

Может быть,кто-то из наших далеких предков был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот,случайно образованный пучками тростника или переплетенными ветками рухнувших в воду кустов.

i.jpg 

HR1011-600x406.jpg

Наши предки - славяне,жившие на берегах Днепра и Невы,выдалбливали середину древесного ствола,заостряли его концы - получался чёлн.

0_34bda_9f8c0dcc_XL.jpg

Жители далекого Севера,эскимосы и чукчи,сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры.Готова легкая верткая лодочка каяк.

1308480772_02.jpg

      Древние жители Южной Америки пробовали плавать по океану на плотах.Египтяне строили первые суда из связок папируса.Туземцы тропических островов не просто выдалбливали ствол дерева,а сбоку еще привязывали к нему противовес - балансир.Такая лодка не опрокинется.

      И вот так люди начали плавать,у одних это получалось хорошо, у других не очень.Можно сказать,что искусство строить корабли собиралось по капле,по кусочку,по досочке.И только одно у них было общее,одного у них было вдоволь - отваги.

 

     2.Суда наших предков - поморов.

Как только славянские племена,двигаясь на Север,добрались до моря,так начали строить себе суда.Крепкими должны были быть их корабли,надежно защищать от волн,ветра,а ранней зимой  и ото льда.

    Так поморы научились строить кочи - однопалубные суда с веслами и парусом.Парус порой делали из холстины,порой сшивали из звериных шкур.Размещалась команда коча в трюме,там же варили на очажке себе и еду.

0_bbdc1_a74ada50_orig.jpg

   Именно кочи казачьего атамана Семена Дежнева в XVII веке первыми прошли проливом между Азией и Америкой,вышли из Ледовитого океана в Тихий.

    Еще одним судном у поморов была ладья.

5466413.jpg

Строили ладьи для дальних плаваний - "за моря", и были они довольно большими: несли паруса на трех мачтах и имели грузовой трюм,куда укладывали товары для торгов,а также шкуры и мясо добытых на охоте зверей.

 

                                                                                                  Древне-египетский корабль.

     Египтяне жили на берегах огромной,текущей из самых глубин Африки,реки Нил. Именно на Ниле появились первые в Египте суда. Сначала их делали из связок папируса,а потом,когда команды судов отважились,наконец,выходить и в море,начали применять дерево - делать корабельные борта из досок.Но и эти суда долго еще сохраняли форму речных: у них по-прежнему были странные,высоко задранные вверх носы и корма,двуногая мачта и прямоугольный парус.Против течения и ветра шли на веслах.Руля не было - вместо него на корме устанавливались широкие весла.Гребцами были рабы- пленники,захваченные во время войн,которые то и дело вело каждое из египетских царств.

5478700.jpg

Длина корабля почти полсотни метров. Корпус вытянутый,нос и корма круто загибаются вверх.Не надо быть моряком,чтобы понять: такое судно может плавать только по тихой воде.

 

                                                                                                    Финикийский корабль.

     Восточнее Египта,на берегу того же Средиземного моря,жили финикийцы. Их страна славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких мореходных судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми ребрами - шпангоутами,а мачту делать из цельного ствола дерева - так удобнее управлять парусом. А еще придумали укреплять у самой воды на носу заостренное,окованное бронзой бревно - таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло.

5439788.jpg

    Финикийцы считались лучшими моряками своего времени. Известно,например, что они первыми вышли в океан за пределы Средиземного моря и там, на западных берегах Африки,основали свои города-колонии.

   

                                                                                               Греческая триера(трирема)

    Севернее египтян и финикийцев жили греки. Это им пришло в голову увеличивать в несколько раз число весел на корабле. Но для этого пришлось весла расположить в несколько рядов,а гребцов посадить в несколько ярусов. Так были устроены триеры - военные корабли с тремя рядами весел.

( В Древнем Риме они назывались - триремы.) Главным оружием на триере был таран.

     Изображение триер,квантирем и пентер (кораблей с четырьмя и пятью рядами весел) были известны давно,но почему-то никому из тех, кто рассматривал рисунки с их изображением, не приходило в голову: а как же управлялись команды с таким количеством весел? И вот, уже в наше время, для съемок исторического фильма построили копию древнегреческой триеры. Самый настоящий корабль в натуральную величину. Посадили в него солдат и гребцов,которые изображали рабов,прикованных к скамьям. Корабль отошел от берега и... беспомощно закрутился на одном месте. Оказалось что триера - неважный мореход и ходко идет только в хорошую погоду. Чуть ветер,волны - весла начинают задевать одно за другое,гребцы мешают друг другу.

5450031.jpg

 

                                                                                                    

плот.png

i.jpg

HR1011-600x406.jpg

0_34bda_9f8c0dcc_XL.jpg

1308480772_02.jpg

0_bbdc1_a74ada50_orig.jpg

Изменено пользователем naxan

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
221
[SMILE]
Альфа-тестер, Коллекционер, ПТ ''Летние игры'', Столкновение Серв-ов
431 публикация
6 879 боёв

 Средиземное море похоже на огромное озеро с одним очень узким выходом в океан. Неудивительно, что мореходы быстро изучили его, а плавали главным образом вблизи берега. От мыса к мысу...

    Но ведь были древние народы, которых судьба поселила на далеких островах в южных  и северных морях. Что за суденышки строили они и как плавали? Как определяли, куда направить нос судна,если впереди несколько недель плавания, а за бортом бескрайняя водная пустыня?

    Ученые, изучающие древнее мореплавание, долго бились над этой загадкой и только недавно стали догадываться, что кроме большой отваги у моряков тех далеких времен было и редкое знание навигации.

    Лучшими в древнем мире навигаторами были жители Тихого океана - полинезийцы и мореходы севера Европы  - викинги.

                                           

                                                                                                   Двойное судно полинезийцев

    Жители тропических островов Океании, всю жизнь были связаны с водой. Они плавали с острова на остров и на небольших лодках с балансиром, и на сложных сооружениях - катамаранах. Постройка такого судна длилась месяцы: сначала каменными или раковинными топорами выдалбливали из стволов двух больших деревьев две лодки. Потом их соединяли помостом,ставили мачту,получался целый корабль. Такое судно вмещало до двухсот воинов(вызывает сомнение) и могло перевезти с острова на остров небольшое племя со всем скарбом и даже с домашними животными. 

5496097.jpg Так выглядела древняя карта.Ракушки обозначают атоллы,а палочки - морские течения.

                                                                                

                                                                                                              Дракары

     На суровых каменистых берегах самого севера Европы жили другие отличные мореходы - викинги. На Руси их называли варягами. Викинги строили большие ладьи - дракары. Дракары были настолько мореходны,что смелые,воинственные викинги ходили на них вокруг всей Европы и добирались даже до Средиземного и Черного морей. Ну, а что касается плаваний через Атлантический океан, то о них стоит рассказать особо.

      ... Лейф был сыном Эйрика, прозванного за цвет волос Рыжим. Он унаследовал от отца смелый характер,но без вспыльчивости и драчливости,которыми был знаменит Эйрик. Отцу дважды приходилось спасаться от суда и наказания. Первый раз, совершив на родине, в Норвегии, в припадке гнева убийство, Эйрик Рыжий тайком, во главе маленькой дружины, погрузился на ладьи и, подняв паруса, бежал в Исландию - на остров в далеком холодном океане. И снова Эйрик поддался гневу и натворил бед, но бежать из Исландии ему пришлось уже в неизвестность. Направив ладьи в сторону заходящего солнца, дружина Эйрика плыла по океану до тех пор, пока на горизонте не поднялись заснеженные вершины гор. Ладьи обогнули мыс, и люди увидели в глубине гор луга, по которым бежали ручьи с ледниковой водой. Гренландией - Зеленой страной - окрестили викинги открытую ими землю. Здесь они основали поселки и стали жить.

       Время идет быстро. Когда сын Эйрика подрос, он услышал рассказ о ладье, которую однажды буря промчала мимо Гренландии и принесла к берегам земли, лежащей еще дальше, земли, населенной крошечными краснокожими людьми - скрелингами. И Лейф решился: он собрал дружину таких же отважных воинов, как и сам, они взяли с собой женщин и детей, взяли скот, еду и воду в кожаных мешках. Выйдя в океан, повернули на запад. Низкое незакатное солнце успело несколько раз описать круг над мачтами судов, когда впереди из черных холодных волн поднялась такая же черная холодная земля. Ни единого дерева на ней, ни единого клочка травы! Повернули на юг и шли до тех пор, пока не появились леса. Войдя в тихую бухту, викинги уперли носы своих кораблей в песчаный берег и сошли на землю. Они отвели на луг привезенных с собою коров и снесли на берег клетки с домашней птицей. Женщины стали готовить пищу,мужчины строить дом. Но когда работа была окончена и над отверстием в крыше появился первый дым, из леса неожиданно вышли краснокожие люди, в руках они держали луки и копья.

      Они стояли молча,разглядывая друг друга, - одетые в шкуры обитатели земли, которую потом назовут Америкой, и белокурые бородатые люди Европы.

      А над рогатыми шлемами викингов тихо покачивались деревянные головы драконов - ими были украшены носы кораблей, которые доставили воинов через океан.

5476643.jpg 5470499.gif

 

                                                                                                     Орел - первый русский парусный корабль.

    Широкий волжский залив у города Астрахани! Белые стены кремля отражаются в желтой воде. Один берег повыше. Второй - пониже, зарос зеленым камышом,осокой и рыжей болотной травой. Но что это? Прячась в зеленых зарослях,крадутся вдоль берега низкие дощатые судна - струги. Пригибаются сидящие в них за веслами гребцы.У ног гребцов сложены - чтобы не блеснула сталь - пистолеты, сабли... Все ближе город.

     И вдруг остановились струги, ахнули казаки: около городских стен на якоре диво дивное: трехмачтовый корабль,с высокой кормой, с окошечками заморского разноцветного стекла, с пушками, торчащими из бортов.

5492002.jpg

      - Во сатана! И откуда такой? - спрашивает вполголоса казак. - Что делать будем? Пушек-то  как у крепости!

      -Да только ходу назад нам теперь нет, - так же тихо отвечает кормчий и тут же, увидев, что передовой струг, круто отвернув от берега, уже несется серединой реки, тоже наваливается на кормовое весло. Гребцы торопливо машут длинными веслами, казаки встают,выпрямляются во весь рост. Ощетинившись стволами ружей, саблями, пиками, струг устремляется к кораблю.

      Но там никто и не ждет нападения,вся команда сьехала на берег, а кто остался, в панике попрыгали в воду.

Так летом 1699 года восставшие против царя казаки Степана Разина захватили на рейде Астрахани первый русский парусный мореходный военный корабль "Орел".

Построенный в верховьях Волги, он предназначался для плавания по Каспийскому морю.

    Что стало с ним после захвата разинцами? Историки уверяют, что те сняли с "Орла" пушки, а сам корабль завели в речную протоку, где он еще долго стоял, пока не разрушились, не сгнили борта и палубы.

    Известно еще, что по своему парусному вооружению и мореходности "Орел" не уступал лучшим голландским и английским кораблям того времени.

 

                                                                                                                                Каравеллы

    Первые паруса были прямыми, похожими на квадратную доску,  они хорошо тянули корабль вперед только при попутном ветре. Эти паруса так и называли "прямыми". Позднее появились треугольные "косые" паруса. Они обладали удивительным свойством толкать корабль вперед, даже если дует сбоку или чуть-чуть спереди. Правда тяга была намного слабее.

    И тогда родилась мысль соединить эти паруса. Так в XV веке появились каравеллы - они были быстроходны, хорошо слушались руля. Каравеллы были достаточно надежны для океанских плаваний и стали участниками самых знаменитых географических открытий.

    Каравеллами были три корабля - "Санта-Мария", "Нинья" и "Пинта", на которых экспедиция Колумба совершила первое плавание через Атлантический океан. Мореплаватели  собирались достичь берегов Индии и Японии. Но вместо этого неожиданно открыли новый материк - Америку.

5490981.jpg

 

                                                                                                                                   Галера

        Последней попыткой весла спорить с парусом было гребное судно - галера. При слабом ветре и небольшой волне галеры были хорошими ходоками. Поэтому использовать их можно было только во внутренних морях Средиземном,Черном,Мраморном. 

        Обычная галера (galia sottil) составляла основу галерного флота. Корабли этого типа строили от Константинополя до Барселоны. Независимо от места постройки галеры обладали сходной конструкцией и внешним видом, даже их характеристики в целом были одинаковые. Различались лишь национальные военные доктрины, которые определяли способ, каким применялись галеры. Первоначально гребцами на итальянских галерах служили вольнонаемные  граждане. На каждой гребной скамье сидели три гребца, каждый греб своим веслом. Такая гребная схема получила название alia sensile. Нехватка гребцов и инфляция вскоре привели к тому, что гребцы взвинтили жалованье за свои услуги. В 1511 году гребец получал дукат в месяц, а в 1570- 10 дукатов. Это заставило морские державы заменить вольнонаемных гребцов каторжниками и рабами. Разумеется, каторжники не могли сравняться в работоспособности с профессиональными наемными гребцами. Чтобы сохранить ходовые качества галер пришлось увеличить численность гребных команд, а также внедрить новую гребную схему - alia scaloccio -когда несколько гребцов гребли одним веслом. Новая гребная схема внешне выражалась в том, что весла теперь равномерно располагались вдоль борта, а не группировались по три. Полностью  отказаться от услуг профессиональных гребцов не удалось. Обычно на каждой гребной скамье сидел один вольнонаемный гребец, который задавал темп гребли. Одним веслом гребли три, а позднее четыре гребца. Так удалось несколько сэкономить на содержании галер, правда, ценой уменьшения их дальности действия.

5500199.jpg

Флагманские галеры.

        Как правило командующий флотом или эскадрой находился на самой крупной из имеющихся галер, на галере с самым мощным вооружением. Флагманские корабли обычно несли на корме три больших фонаря, поэтому их обычно называли lantcmas. Самая большая галера, имевшая больше всего гребцов и солдат» служила как бы символом власти. Например, королевская галера  императора Священной Римской империи Карла V (1500-1558) имела 28 гребных скамей на борт, расположенных по схеме alia scaloccio, на каждой скамье сидело по восемь гребцов. Таким образом, на галере было 208 гребцов. 

5451047.jpg

                                                                                                                     Одна поучительная история

      Это было в Швеции,в XVII веке. Король Густаф Адольф позвал корабельных дел мастеров и приказал им: - Хочу, чтобы вы построили мне самый лучший в мире корабль. Пусть он будет самым быстрым,самым сильным, на нем должно быть много пушек и самое главное он должен быть самым красивым.

    -Ваше величество,может вам просто построить хороший корабль?- осторожно спросили мастера.

Но король так топнул на них ногой, что они сразу разбежались и принялись за работу.

     Корабль получился именно таким, как требовал государь: у него были очень высокие мачты со множеством парусов,вдоль бортов стояло много пушек,а на носу и на корме возвышались тяжелые, вырезанные из дерева фигуры богов и морских чудовищ. Назвали его "Васа"

    Корабль вышел в море и ... перевернулся.

    Нельзя быть сразу  и самым быстрым, и самым сильным, и самым красивым! А еще королям надо слушать своих корабельщиков.

    Но погибший корабль ждала удивительная судьба. Прошло время его обнаружили водолазы, и кому то пришла мысль его поднять. Ведь на дне моря лежал единственный в мире неповрежденный корабль такого почтенного возраста. После долгих трудов его подняли и отвели в порт. Там, бережно укрепив специальными смолами прогнившие за три столетия доски, судно превратили в музей.

    А когда ученые и моряки внимательно осмотрели его, то все стало ясно: "Васа" не мог не опрокинуться,он был неправильно простроен. Помните? Роскошное судно,с тремя высокими мачтами,тремя рядами пушек,высокой кормой и устремленным вперед носом. И нос, и корма были украшены затейливыми деревянными фигурами - чудовища с рыбьими хвостами, орлы, поддерживающие царскую корону на головой рыцаря... И мачты, и паруса и пушки, и деревянные фигуры из дуба - все было тяжелым, высоко поднятым над водой. Тяжелым... И высоко поднятым... Вот отчего опрокинулся корабль.

    Чтобы судно было устойчивым, тяжести на нем должны быть расположены как можно ниже. Кроме того, строители допустили еще одну ошибку: пушечные порты нижнего ряда были расположены над самой водой. Когда ветер надул паруса,корабль накренился,зачерпнул этими портами воду, а затем не смог вернутся в начальное положение и стремительно опрокинулся. Нарушено было и еще одно правило,которому должно отвечать каждое хорошо построенное судно: оно должно быть разделено внутри на водонепроницаемые части - отсеки. Увы! В те времена,когда шведские мастера строили "Васу", об этом еще даже не думали...

     В настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

5500198.jpg

5481766.jpg

Продолжение следует...

источник: по мотивами книги Святослава Сахарнова "История корабля"

Изменено пользователем naxan

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
70
Старший альфа-тестер
249 публикаций
23 боя

Попробуйте залить изображения через фотохостинги, добавьте больше информации

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
225 публикаций

Товарищ фотохостинг fastpic.ru вот он ! А то картинки мелкие тока через телескоп смотреть изправти товарищ!

Изменено пользователем anonym_RGm0UXQUrvxb

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 346
[LST-W]
Альфа-тестер
20 422 публикации
874 боя

ТС, будьте так добры привести тему в соответствие с Правилами раздела и Рекомендациями для создания статей по кораблям,



Дополнительно ознакомьтесь со следующими темами



Как мне создать хорошую тему?  



Список рекомендованных источников информации и изображений  



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Викигвардия
7 589 публикаций
4 878 боёв

ps что то захотелось удалить тему,терзают меня сомнения. Оцените и посоветуйте стоит ли продолжать в таком же ключе?

на картинки можно кликнуть они будут больше,или даже так маленькие:?

ps понятно что постебать все горазды,тема не окончена,не стал дописывать потому что нужен совет стоит ли в таком ключе далее развивать тему,но судя потому что ответил модератор наверное не стоит дальше продолжать,значит никому не интересно.

Первое: о чём ты хочешь нам поведать?

Я прочитал название, подумал, что ты хочешь рассказать о парусниках. Вероятно от самых первых до... возможно, появление пароходов?

Начал читать тему, вижу какие-то плоты, лодки, на которых даже парусов нет... При чём тут ветер?

Дальше ещё хуже... Какие-то предки, славяне на Неве и Днепре, эскимосы... При чём это всё тут?

Потом прыжок к египтянам. Потом опять прыжок к чьим-то предкам. Уже поморам...

Короче полный хаос.

Совет: сначала определись о чём ты хочешь рассказать. Не берись рассказывать обо всём сразу. Обо всём - значит ни о чём. Если, конечно, ты не хочешь написать десятитомник про историю мореплавания. Даже о истории парусников это слишком много для статьи на форуме. Это либо диссертация будет, либо книга, либо полная чушь))

Потом составь структуру твоего рассказа. Можешь по структуре посоветоваться с кем-нибудь (если именно посоветоваться, а не составить её за тебя, можно даже со мной). А потом уже наполняй статью информацией. При этом она должна быть последовательной и понятной.

Изменено пользователем OPK_HA_TAHKE

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
91
[DUO]
Старший альфа-тестер
413 публикации
4 867 боёв

как же тут сложно новичкам...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
70
Старший альфа-тестер
249 публикаций
23 боя

как же тут сложно новичкам...

А вы думали в сказку  попали?)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
12 публикаций

"Наши предки - славяне,жившие на берегах Днепра и Невы..." ну это вы слегка загнули

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 604 публикации

Очень интересно)))

Но немного тема сама в безпорядке. И первая половина темы, про паруса почти ничего не сказано. А раздел история начинается с эпохи ветра.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
65
[ENOT]
Альфа-тестер
63 публикации
19 460 боёв

как же тут сложно новичкам...

 

В любой момент можно сказать что в первый рас живешь и опыта не хватает))))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×