Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Nuubert

Адмирал Иван Константинович Григорович

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
51 публикация
579 боёв

ГРИГОРОВИЧ Иван Константинович (1853-1930)

4bfe3969818a1f12ed2bf986252a5e85.jpg

 

  Уже совсем скоро Черноморский Флот пополнится новым фрегатом " Адмирал Григорович". А что мы знаем об этом неординарном человеке, в честь которого назван строящийся корабль. Итак...

  26 января (7 февраля) 1853 года в Санкт- Петербурге в семье капитана 1 ранга ( впоследствии контр- адмирала) родился мальчик названный Иваном. Его детство прошло в Ревеле, где в гимназии он учился в одном классе вместе с будущим первым командиром крейсера " Варяг" Владимиром Бэром и будущим командиром крейсера " Аврора" Евгением Егорьевым.

1fe136b21e884d0679bdc07ce601e991.jpeg

Становление

Его отец — капитан 1 ранга Константин Иванович Григорович — был командиром 5-го флотского экипажа. По примеру своего отца, ставшего впоследствии контр-- адмиралом, И.К. Григорович выбрал морскую стезю, и 29(16) сентября 1870г. в возрасте 17 лет после сдачи вступительных экзаменов был зачислен в 4-ю (самую младшую) роту на первый курс Морского училища (бывший Морской корпус). По окончании его в 1874г. (срок обучения в училище 4 года) гардемарин Григорович в следующем, 1875-м году прошел годичную корабельную практику, после чего был произведен в мичманы. Так началась непростая морская карьера будущего адмирала, морского министра Российской империи, прошедшего три войны (русско-турецкую 1878-1879 гг., русско-японскую 1904-1905 гг. и Первую мировую войну 1914-1918 гг.). В 1877 г. мичман И.К Григорович прослушал курс артиллерийского дела в Кронштадте, а в 1878г. во время русско-турецкой войны принял участие в ней на крейсере «Забияка», построенном по заказу морского министерства России американской фирмой «Вильям Крамп и сыновья». В конце 1879г. крейсер «Забияка», на котором около года проплавал по торговым путям Англии у берегов Америки И.Григорович, возвратился в Кронштадт. За отличия в службе его производят 29(17) сентября 1879 года в лейтенанты и назначают старшим офицером этого крейсера. В следующие два года И.К Григорович на крейсере «Забияка» совершил заграничное плавание, в ходе которого знакомился с портами Европы и Средиземноморья. По возвращении в Кронштадт в 1883 г. его назначают командиром ново построенного портового судна «Колдунчик». Это был первый корабль, которым начал командовать в своей служебной деятельности И.Григорович. Именно с этого небольшого пароходика начинается карьера будущего 18-го морского министра России. Ему было 30 лет. В возрасте 31 года лейтенант 7-го Флотского экипажа Иван Григорович вступает в брак с дочерью управляющего Кронштадтской таможни статского советника Н.И.Шемякина Марией Николаевной. Их венчание состоялось 18 апреля 1884 года в морской Богоявленской церкви в Кронштадте. Мария Николаевна на долгие годы стала верной спутницей И.К.Григоровича. Через год 22 февраля у них родилась первая дочь Мария. С 1884 по 1896 г. И.К Григорович был командиром пароходов «Рыбка», «Пе- тербург», флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана, старшим офицером фрегата «Герцог Эдинбургский», корвета «Витязь», крейсера «Адмирал Корнилов», командиром крейсера 2 ранга «Разбойник», броненосца береговой обороны «Броненосец» и минного крейсера «Воевода». В 1889 году его производят в капитан-лейтенанты а 13(1) апреля1890 года (через год) в капитаны 2 ранга. В 1896 г. капитана 2 ранга Григоровича назначают военно-морским атташе (морской агент) в Великобританию, где он пробыл два года. Перспективный офицер, по мнению Адмиралтейства, обязан был пройти и дипломатическую практику. Здесь в Великобритании 25(13) апреля 1897 года Ивана Константиновича производят в капитаны 1 ранга. Он принимает активное участие в разработке документации и подписании контракта на строительство первого в мире линейного ледокола «Ермак». Проект этого ледокола был разработан вице-адмиралом С.О.Макаровым. Затем И.Григоровича командируют во французский Тулон, где на верфи «Форж э Шантье де ля Медитерране» (кузнецы и заводы Средиземного моря) для России был заложен эскадренный броненосец «Цесаревич», в командование которым Григорович и вступил 27(15) февраля 1899 года.

Русско- Японскую войну капитан 1 ранга Григорович встретил будучи командиром броненосца " Цесаревич".

Русско- Японская война 

В ночь на 9 февраля (27 января) 1904г. «Цесаревич» был торпедирован японскими быстроходными миноносцами на незащищенном внешнем рейде Порт-Артура. Противоминная броневая переборка броненосца, которая отстояла на 2 м от борта, выдержала взрыв торпеды. Благодаря распорядительности И.Григоровича и умелым действиям команды броненосец остался на плаву и всю ночь принимал участие в отражении атаки миноносцев.

Броненосец «Цесаревич» был единственным броненосцем, уцелевшим в русско-японской войне и возвратившимся на Балтику. За спасение подорванного броненосца И.К Григорович был награжден мечами к ордену Св. Владимира III степени, а 10 апреля (28 марта) 1904 г. его произвели в чин контр-адмирала и назначили командиром Порт-Артура. В его обязанности теперь входил ремонт кораблей, снабжение кораблей эскадры топливом, боеприпасами, запасными частями, продуктами питания, постановка минных заграждений, траление рейда и другие. В этой должности он пробыл всю осаду крепости до её сдачи 2 января 1905 (20 декабря 1904) года. Так закончилась его почти 30-летняя служба плавания на боевых кораблях Российского флота. И.Григоровичу был 51 год.

 

   После окончанием русско-японской войны Григоровича назначают начальником штаба Черноморского флота и портов. В 1906-м, году (с 28 декабря) он возвращается на Балтику и назначается на должность командира порта Императора Александра III в Либаве (Лиепая). Его деятельность на этом посту, организация службы на новых началах — не флот для порта, а порт для флота — заслужили всеобщую признательность флотских офицеров, и обратила на себя внимание высокого морского начальства .

   22 (9) февраля 1909 г.  Ивана Константиновича назначают на пост товарища (заместителя) морского министра с производством 11 апреля (29 марта) этого же года в вице-адмиралы. С этого времени начался наиболее плодотворный период службы И.К. Григоровича.

 

 Приход в морское Министерство опытного моряка совпал с началом промышленного подъема в России. Сложилась объективная предпосылка к воссозданию мощного современного флота и возрождения былого могущества России как великой морской державы. Но, к сожалению, Государственная Дума с недоверием относилась к морскому ведомству, и в этом недоверии были объективные причины. Морские министры, назначавшиеся императором Николаем ΙΙ без учета их деловых качеств – адмирал А.А.Бирилев (1905-1907), адмирал И.М.Диков (1907-1909), вице-адмирал С.А.Воеводский (1909-1911),- каждые два года сменяли друг друга, но дело строительства флота продолжало стоять на месте. Не в обиду сказано их потомкам, их больше занимали вопросы распределения должностей и постов в Морском ведомстве. Более того, в силу своих монархических убеждений и сложившихся стереотипов мышления ни один из них не мог найти общего языка с Государственной Думой, от которой зависели ассигнования для флота.

   И.Григорович, придя в морское министерство, правильно оценил военно- политическую обстановку в Европе и тенденции развития мирового военного кораблестроения, и исходя из этого, настаивал на принятии расширенной кораблестроительной программы. «Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта», — говорил он. С назначением И. К. Григоровича Морским министром в России началась новая эра в создании военного флота.

  Строительство флота в свою очередь оказало влияние на развитие отечественной судостроительной науки. Большой вклад в развитие этой науки в этот период внесли А.Н.Крылов, И.Г.Бубнов, К.П.Боклевский, В.Я.Долголенко, В.В.Константинов, Н.Н.Кутейников, Л.Л.Коромальди, Г.Ф.Шлезингер и другие.

 

 Новые программы

19 (6) июня 1912 г. состоялось принятие судостроительной программы по возрождению флота на заседании Государственной Думы 3-го созыва. Эта программа состояла из двух самостоятельных подпрограмм: «Программы спешного усиления Балтийского флота» и «Программы спешного усиления Черноморского флота» (принятая в 1914г.). Обе эти программы назвали Большой судостроительной программой. Для Балтийского флота предусматривалось строительство 4 линейных крейсеров типа «Измаил», четырех легких крейсеров типа «Светлана», 36 эсминцев типа «Новик», 12 подводных лодок типа «Барс». Для Черноморского флота предстояло построить линейный корабль «Император Николай Ι, два легких крейсера типа «Адмирал Нахимов», 8 эсминцев типа «Новик» и 6 подводных лодок типа «Лебедь». Доклад И.К. Григоровича на засе- дании Государственной Думы о перспективах развития флота нашел положительный отклик, и 5 июля (23 июня) 1912 г. Николай ΙΙ утвердил «Программу усиленного судостроения на 1913-1917гг.». Этот день сам царь назвал днем великих надежд для России и в рескрипте И. К. Григоровичу заявил: «…Флот должен быть воссоздан в могуществе и силе, отвечающих достоинству и славе России…». И далее: «…Как бы ни были важны сами по себе все эти меры, они имеют значение подготовительной работы к осуществлению основной задачи, от которой зависят и наша внешняя безопасность, и наше международное положение; эта задача наряду с правильной постановкой сухопутной обороны соорудить и флот, соответствующий по своей численности и боевым качествам потребностям России…- Морской Министр адмирал И.К.Григорович »

 

  Первая мировая война

С началом Первой мировой войны И.Григорович не только укрепил оборону Финского залива, но и создал противоминную и противолодочную оборону Кольского полуострова. В 1915 г. И.К. Григорович одобрил план создания маневренной базы миноносцев в Моонзунде с подводкой к ней железнодорожных путей. В устье Финского залива с его помощью усиливалась Центральная минно-артиллерийская позиция между Ревелем и Порккала-Уддом. В Архангельске был оборудован специальный военный порт для приема транспортов с военной помощью от союзников. В Англии И.К. Григорович заказал 5 подводных лодок типа «АГ». Были проведены переговоры с Японией, в результате которых за незначительные средства по подъему и ремонту затонувших в Цусимском бою русских кораблей было получено согласие на возврат России крейсера «Варяг» и эскадренных броненосцев «Полтава» и «Пересвет». Они должны были стать основой боевого ядра формируемой флотилии Северного Ледовитого океана.

   Нельзя не сказать и о его личном вкладе в строительство флота. В короткий срок ему удалось наладить четкую работу всех учреждений министерства, избавившись, несмотря на сильное противодействие, от откровенных бездельников и интриганов. Благодаря его стараниям был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих работу Морского министерства («Временное положение об управлении Морским Ведомством»), порядок проектирования кораблей, взаимоотношения с промышленностью, прохождение службы офицерским составом и др.

 Февральская революция

 

 15 (2) марта отрекся от престола Николай ΙΙ. После февральской революции Временным правительством при Министерстве юстиции 15(4) марта 1917 года была создана «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц». Председателем этой комиссии был назначен московский присяжной поверенный (адвокат) член партии кадетов Н.К.Муравьев. В составе комиссии были два товарища (заместителя) председателя и несколько членов. Секретарем комиссии был назначен известный поэт Александр Блок. А.Блок участвовал в допросах, вел протоколы и лично допрашивал подследственных. Начались обыски и аресты членов царского правительства. Пришли и в адмиралтейскую квартиру И.К. Григоровича, изъяли служебные и личные документы. Иван Константинович лежал с высокой температурой. Видимо это и спасло его от ареста. Следствие по его делу вел судебный следователь Е.П.Воронов. Но дело Григоровича было прекращено за недоказанностью обвинений.

    Так завершилась блестящая военная карьера 64-летнего генерал-адъютанта, члена Государственного Совета, кавалера многих российских и иностранных орденов, почетного гражданина отторгнутых от России городов Таллина (Ревеля), Николаева и Севастополя, морского министра адмирала И.К. Григоровича. 

    В 1924 году Иван Константинович выехал за границу и поселился  на юге Франции, а 3 марта 1930 г. в 77-летнем возрасте И.К. Григорович скоропостижно скончался.

    

710af23c67a9b21b8d43c9ddc452e08d.jpg

 

Источник: статья капитана 1 ранга запаса Сирого С.П., председателя военно-исторической секции Дома ученых РАН, 
председателя секции истории Российского флота и историограф СПБ МС, 
заслуженного работника высшей школы России, профессора.

Изменено пользователем Nuubert

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
51 публикация
579 боёв

   Источник: статья капитана 1 ранга запаса Сирого С.П., председателя военно-исторической секции Дома ученых РАН, 
председателя секции истории Российского флота и историограф СПБ МС, 
заслуженного работника высшей школы России, профессора.

   В первый раз попытался создать тему. Думал, что получится лучше. Со стороны казалось плевым делом. Хочется многое исправить, сделать иначе, но пока не могу сообразить как это сделать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Фильм о нем

Армия. Российская история XX столетия. Последний морской министр Империи
Год выпуска: 2003
Страна: Россия
Жанр: Документальный фильм
Продолжительность: 26 мин.
Режиссер: А. Вырский
Описание: В русско-японской войне наша страна потеряла почти весь свой флот. Казалось, морское могущество империи утрачено безвозвратно. Но в 1910-м году морским министром становится Иван Константинович Григорович, а уже через четыре года наш флот возвращается в Мировой океан.

Изменено пользователем Karkotko

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
51 публикация
579 боёв

Фильм о нем

Армия. Российская история XX столетия. Последний морской министр Империи

Год выпуска: 2003
Страна: Россия
Жанр: Документальный фильм
Продолжительность: 26 мин.
Режиссер: А. Вырский
Описание: В русско-японской войне наша страна потеряла почти весь свой флот. Казалось, морское могущество империи утрачено безвозвратно. Но в 1910-м году морским министром становится Иван Константинович Григорович, а уже через четыре года наш флот возвращается в Мировой океан.

 

Спасибо. Обязательно посмотрю в ближайшее же время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
65
[ENOT]
Альфа-тестер
63 публикации
19 460 боёв

Со спойлерами что?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×