Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Jluca

Счастливый случай затонувшей подлодки

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

12 258
Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер
8 400 публикаций
1 232 боя

Всем привет!

Представляем вашему вниманию интересную историю.  :popcorn:


 

История подводного флота США к началу 1920-х годов насчитывала всего два десятилетия. Хотя на этот период пришлись годы Первой мировой войны, американские подводные лодки избежали каких-либо боевых потерь и лишь две крупных катастрофы с участием подводных лодок омрачали эту картину. Авария с подводной лодкой S-5 могла бы стать третьей крупной катастрофой в истории американского подплава, однако, благодаря счастливым с течениям обстоятельств, а также находчивости ее командира и мужеству экипажа корабля, этого удалось избежать.

Подводная лодка S-5, пятая в серии ПЛ типа S, была заложена на военно-морской верфи в Портсмуте в ноябре 1919 года и строилась под надзором капитан-лейтенанта Чарльза Кука-младшего, который стал ее командиром после передачи ПЛ заказчику в марте 1920 года. Спустя шесть месяцев знакомства с кораблем и обучения экипажа лодка была признана готовой к службе в составе флота США.

ZlmsqXkpFpo.jpg

 

Вечером во вторник лодка погрузилась и всплыла на утро следующего дня, завершив тем самым успешно испытание на длительное пребывание под водой. В 9-50 утра 1 сентября капитан-лейтенант Кук приказал развить полный ход в надводном положении и поддерживать его в течение четырех часов, намереваясь затем совершить срочное погружение и продолжить движение на полном ходу уже под водой.

 LMo92pwAuKk.jpg

 

При совершении срочного погружения крайне важны быстрые и слаженные действия всего экипажа ПЛ, однако самым ответственным является перекрытие главного клапана вентиляции, который контролирует 16-дм верхний рубочный люк и систему подачи воздуха к дизелям. В лодке S-5 он располагался в центральном посту на подволоке и работать с ним было весьма трудно. Обычно на эту операцию ставился самый опытный из экипажа, в случае с S-5 это был боцман, орудийный наводчик Перси Фокс (Percy Fox).

Примерно за 20 минут до начала срочного погружения командир Кук приказал начать заполнение цистерн главного балласта. Практически сразу лодка получила крен на правый борт, что свидетельствовало только об одном – одна из цистерн заполнялась медленнее других. Требовалось несколько раз закрыть и открыть кингстоны, чтобы разработать нужный клапан. Это требовало значительных усилий, и Перси Фокс вскочил со своего места, чтобы помочь тем, кто орудовал рычагом, управляющим кингстонами. Лодка в это время была готова к погружению и находилась на ровном киле.

Примерно в 14-00 командир Кук дал сигнал срочного погружения и экипаж стал выполнять обычные для него в таких случаях действия, однако в первый (торпедный) отсек вдруг стала поступать вода через систему вентиляции – Перси Фокс, занятый кингстонами цистерн ГБ, забыл перекрыть главный клапан вентиляции!. Все, кто находился в торпедном отсеке быстро его покинули и задраили переборку. Мгновенно сориентировавшись в обстановке, капитан-лейтенант Кук дал команду на аварийное всплытие.

Предварительный осмотр в отсеках показал, что все члены экипажа живы и отделались лишь легкими травмами и ушибами. Торпедный отсек был затоплен на две трети, лодка во время погружения приняла 75 тонн лишнего балласта, значительное количество воды было также в трюме, один из гребных электродвигателей был поврежден и вышел из строя. Несмотря на все усилия, полностью перекрыть главный клапан вентиляции не удалось, и вода продолжала поступать внутрь первого отсека через верхние вентиляционные отверстия все больше и больше погружая корабль в ил.

Всего 9 метров воды отделяли 40 моряков от поверхности. Запас сжатого воздуха был израсходован примерно наполовину. Попытка в течение двух часов откачивать воду из носового отсека с одновременной подачей в него сжатого воздуха также ни к чему существенному не привела – затопление торпедного отсека удалось остановить, но производительности двух насосов оказалось недостаточно, чтобы осушить его полностью. Тогда капитан-лейтенант Кук решил продуть кормовые балластные цистерны остатком сжатого воздуха, что привело к всплытию кормы корабля на поверхность. Теперь лодка стояла под углом 60 градусов, уткнувшись носом в дно. Однако возникла новая опасность – вся находившаяся в трюмах корабля вода перелилась в носовую часть и затопила второй отсек – аккумуляторный. Вступив в реакцию с морской водой, серная кислота электролита стала выделять опасный хлорный газ. Пришлось эвакуировать людей из второго отсека и задраить его переборку. Выяснилось также, что хоть и немного, но вода продолжала поступать и в первый отсек. Воздух внутри подводной лодки пока был вполне пригоден для дыхания, однако увеличение доли углекислоты в нем было лишь делом времени. С момента начала катастрофы прошло уже около пяти часов.

Примерно в 19-00 несколько моряков, находившиеся в двигательном отсеке, который теперь был самым близким к поверхности, доложили командиру, что слышат плеск волн, бьющихся о наружную обшивку лодки. Кука осенило: учитывая длину лодки и глубину, на которой она находилась, корма корабля несомненно находилась на поверхности! Однако, если бы и удалось поставить лодку вертикально, даже в этом случае кормовой люк остался бы под водой и выйти из лодки было все равно невозможно. Однако появилась новая надежда.

Примерно около 20-00 командир и еще несколько членов экипажа протиснулись в румпельное отделение с ручной дрелью. Чтобы попытаться проделать отверстие в 20-мм прочном корпусе корабля. Спустя примерно 20 минут им удалось просверлить первую дырку. Прикинув, сколько в его распоряжении людей, дрелей и сверл, а также учитывая крайне стесненные условия работы в румпельном отделении, Кук пришел к выводу, что для того, чтобы проделать в корпусе отверстие, достаточное для выхода наружу человека, потребуется ни много ни мало три дня!  Тем не менее, весь экипаж в течение часа был разбит на группы, и работа закипела.

Всю ночь моряки сверлили дырки и долбили зубилами корпус. К восходу солнца утром в четверг 2 сентября удалось проделать отверстие через которое можно было увидеть почти весь горизонт, на котором обозначились силуэты двух кораблей. Однако они были слишком далеко, чтобы звать на помощь. Ко всему прочему количество углекислого газа внутри корпуса лодки резко возросло за ночь, многие члены экипажа начали испытывать кислородное голодание и терять силы, при этом из проделанного в корпусе отверстия воздух медленно выходил из корпуса лодки, а вода наоборот медленно поступала. Лодка начала погружаться обратно на дно, пока неторопливо, но с каждым часом все ускоряясь.

Примерно через сутки в поле зрения закупоренных в прочном корпусе ПЛ людей попало еще одно судно, которое было гораздо ближе, чем два, замеченных утром. В отчаянной попытке привлечь к себе внимание, подводники привязали к 3-метровой медной трубе рубашку и, высунув импровизированный флаг в проделанное отверстие, начали им размахивать.

 KehLrfw_-Nw.jpg

Небольшой каботажный пароход SS Alanthus следовал из Нью-Йорка в Ньюпорт-Ньюс под командой ветерана торгового флота капитана Эрнеста Джонсона. Пароход уже практически скрылся из виду, когда кто-то из его команды обратил внимание на необычный буй и развевающийся радом с ним белый кусок материи. Капитан приказал развернуться и подойти как можно ближе. Затем с парохода была спущена шлюпка, и Эрнест Джонсон лично подошел на ней к «бую». Последовавший затем диалог между ним и командиров ПЛ S-5 вошел в историю:

- Что за корабль?

- S-5

- Чей флаг?

- Американский

- Куда направляетесь

- Судя по компасу – в ад!

Быстро оценив серьезность ситуации, Эрнест Джонс вернулся на свой пароход и подвел его к самой корме лодки. Затем он привязал его к борту корабля всеми имеющимися средствами: пеньковыми тросами, цепными стропилами и кабелями. После чего приказал соорудить вокруг находящейся над водой кормой лодки деревянный помост и с помощью импровизированного насоса начал подавать внутрь корпуса свежий воздух.

К сожалению, ароход Alanthus был старый и не имел на борту хорошего набора инструментов, поэтому работа продвигалась мучительно медленно. Вызвать помощь по радио Джонсон также не мог, так как его радист сошел на берег в Нью-Йорке. На счастье, неподалеку проходил крупный пассажирский пароход SS General George W. Goethals и Джонсону удалось привлечь его внимание, подняв на мачте аварийный сигнальный флаг. Его капитан приказал встать на якорь неподалеку и вызвал по радио на помощь корабли ВМС США. Поскольку первые из кораблей ВМС США могли подойти к месту аварии не ранее 4 утра пятницы, капитан пассажирского парохода решил их не дожидаться и послал своего главного механика с необходимыми инструментами к затонувшей лодке. В 19-00 работы по вызволению моряков были возобновлены и пошли гораздо быстрее – примерно каждые 4-5 минут в прочном корпусе лодки появлялась новое просверленное отверстие. К полуночи удалось просверлить отверстия по периметру круга диаметром примерно 46 см, а еще через час работы зубилом прорубить его.

 28S6uGZZU5g.jpg

 

Процесс вызволения обессиливших моряков продолжался больше двух часов. Всех их размещали на пароходе Alanthus в импровизированном лазарете, развернутом на камбузе, где работали два доктора с пассажирского парохода. Командир ПЛ капитан-лейтенант Чарльз Кук покинул корабль последним около 3-30 утра, когда к месту катастрофы уже начали прибывать первые корабли ВМС США.

Vo2V6ZNiu1E.jpg

Затонувшую лодку пытался буксировать пароход Alanthus, но ему не хватило мощности. Затем такую же попытку предпринял линкор USS Ohio (BB-12), который прибыл к месту аварии примерно в 9-00 утра в пятницу. Вечером 3 сентября с него на кормовую часть лодки завели буксирные концы, однако в результате они не выдержали и оборвались, и лодка ушла на дно.

Кстати, она и сейчас там! Никто ее так и не вытащил :sad:

 A0JJMGmDNTc.jpg

 

 

Приятного прочтения. :honoring: Делитесь известными вам случаями и инцидентами.

  • Плюс 19

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
243
Викигвардия, Старший альфа-тестер
619 публикаций
3 122 боя

Интересно, что никто не искал лодку более 2-х суток. Странная для ВМФ США халатность

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 551 публикация
308 боёв

Интересно, что никто не искал лодку более 2-х суток. Странная для ВМФ США халатность

меж прочим в 1920-х годах ВМФ САСШ не особо котировался

а эти подводники - красавцы! вот что значит не отступать и не сдаваться)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
12 258
Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер
8 400 публикаций
1 232 боя

Интересно, что никто не искал лодку более 2-х суток. Странная для ВМФ США халатность

 

Я вот тоже удивилась.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
99 публикаций
2 боя

Очень находчивый капитан ПЛ особенно в диалоге:trollface:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
243
Викигвардия, Старший альфа-тестер
619 публикаций
3 122 боя

меж прочим в 1920-х годах ВМФ САСШ не особо котировался

а эти подводники - красавцы! вот что значит не отступать и не сдаваться)))

 

Котировался, не котировался - разве это важно? ПЛ только принята в состав флота, объективно еще на испытаниях. 

 

А подводники жить хотят, что логично. 

 

Как я понял, тогда еще кормовых люков не существовало? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
100 публикаций
1 бой

Вопрос. А кто перевод делал? Ибо очень много смысловых ошибок, видимо от неправильно переведенных терминов.

И честно говоря само описание ситуации непонятно, если там было 9 метров до поверхности, это портсмут, месяц сентябрь, герметичность ПК  восстановлена и есть связь с пароходом рядом то способ выхода и спасения мне непонятен и я бы даже сказал странен

 

Изменено пользователем Alseerz
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 551 публикация
308 боёв

Котировался, не котировался - разве это важно? ПЛ только принята в состав флота, объективно еще на испытаниях. 

ну и что из этого следует? не улавливаю

и собсна - да, это как раз и важно. если у флота нет опыта испытаний и эксплуатации современной техники или этот опыт мал - такие случаи вполне закономерны.

PS "не котировался" флот САСШ как раз ввиду его малого опыта во всем.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
27 публикаций

 

Котировался, не котировался - разве это важно? ПЛ только принята в состав флота, объективно еще на испытаниях. 

 

А подводники жить хотят, что логично. 

 

Как я понял, тогда еще кормовых люков не существовало? 

 

Существовало, но он находился ниже "ватерлинии".

В тексте об этом кстате говорилось)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
243
Викигвардия, Старший альфа-тестер
619 публикаций
3 122 боя

ну и что из этого следует? не улавливаю

и собсна - да, это как раз и важно. если у флота нет опыта испытаний и эксплуатации современной техники или этот опыт мал - такие случаи вполне закономерны.

PS "не котировался" флот САСШ как раз ввиду его малого опыта во всем.

Я имею ввиду что при логичном подходе к делу, а там более при малом опыте, как Вы говорите, руководство флота не то что должно, обязано обеспечивать некую страховку для таких вот испытаний. Даже без оной, потеряв одно из своих новый судов, должно было незамедлительно принять меры по поиску пропавшей лодки. 

 

 

Существовало, но он находился ниже "ватерлинии".

В тексте об этом кстате говорилось)

 

Согласен, упустил. Хотя судя по фото, не такой он уж и кормовой, что находился бы под водой при вертикальном положении лодки.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
155 публикаций
95 боёв

И лодка ушла на дно…там ей и место.:hiding:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
66 публикаций
837 боёв

Интересно, что никто не искал лодку более 2-х суток. Странная для ВМФ США халатность

 

Они её не теряли, потому и не искали. Лодка же не постоянно на связи находятся. Тем более при тех средствах связи. И доклад о результатах испытаний делается не ежечасно. А сама лодка не могла подать сигнал бедствия, ибо антенна под водой осталась. Может у них по плану доклад был каждые три дня, например. И вот когда сеанс связи был бы сорван, вот тогда забили бы тревогу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
364 публикации

Чарльз Кук потом дослужился до адмирала, а вот судьбу боцмана было бы интересно узнать)

была написана книга по мотивам этой истории "The Final Voyage of Submarine S-Five"

почему не подали сигнал - не проходил радиосигнал из-под толщи воды, в погруженном состоянии антены под водой, излучаемые ими радиоволны должны пройти скозь толстый слой электропроводного материала - соленая вода, из-за скин-эффекта происходило ослабление амплитуды сигнала. эффект, когда амплитуда электро-магнитных волн уменьшаяется по мере проникновения в проводящую среду.

 

аналогичная ситуация произошла с русской ПЛ "Минога"

 

Весьма схожая ситуация произошла на 7 лет раньше с российской подлодкой из Кронштадтского соединения под командованием лейтенанта А.В.Бровцына.

В 14.00 23 марта 1913 года "Минога" отошла от пирса Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Это было ее первое практическое плавание после зимней стоянки. Во время маневрирования при выходе из порта лодка ударилась кормой о борт стоявшей у пирса угольной баржи. "Минога" при этом не пострадала, но раскололся укрепленный на корме золоченый двуглавый орел, и обе его головы утонули. Лодка продолжила поход в сопровождении портового буксира. Около 16.00 оба судна подошли к Либавскому маяку, и Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на буксир флажный семафор о намерении погрузиться и далее следовать в подводном положении. Выполнив приказ, Гордеев свернул флажки и сунул их, как ему показалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле — под тарелку клапана вентиляционной шахты.

Сразу после погружения через этот клапан в лодку стала поступать вода. С продувкой цистерн главного балласта опоздали, в результате чего лодка легла на грунт на глубине примерно 11 метров. Командир приказал отдать аварийный буй. Его сразу заметили с буксира и послали шлюпку. Однако моряки буксира не знали устройства буя, поэтому прошло немало времени, прежде чем они смогли добраться до находившегося внутри буя телефона. Выяснив по телефону, что "Минога" терпит бедствие, буксир полным ходом пошел в Либаву, подавая при этом тревожные гудки. Рабочий день в базе уже закончился, поэтому спасатели смогли выйти в море только в районе 19 часов.

Между тем положение в лодке быстро ухудшалось. Самоотверженными усилиями экипажа удалось значительно уменьшить поступление воды, но она все–таки продолжала поступать и подходила к аккумуляторам, что грозило большим выделением хлора и полным отравлением атмосферы. В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. При этом нос лодки остался на грунте, а корма едва всплыла и выступала над поверхностью моря. Находившаяся в корпусе вода перелилась в носовую часть и полностью залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Подошедшие к месту аварии подъемный кран, водолазные боты и буксиры очень скоро обнаружили кормовую часть потерпевшей аварию лодки. На ее флагштоке развевался Андреевский флаг, т.к. в то время лодки уходили под воду не спуская флага. Под кормовую часть лодки подвели стропы и приподняли, пока из воды не показался кормовой входной люк. Большинство подводников уже не могли самостоятельно двигаться, но эвакуация прошла успешно. Всех спасенных немедленно отправили в госпиталь, но среди них не было виновника аварии — боцмана Гордеева. Его обнаружили, услышав стуки из боевой рубки. Лодку приподняли еще, пока на поверхности не появился верхний рубочный люк, и Гордеев вышел из рубки живым и невредимым, просидев там около 12 часов.

http://story.d3.ru/comments/434395

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
12 258
Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер
8 400 публикаций
1 232 боя

Чарльз Кук потом дослужился до адмирала, а вот судьбу боцмана было бы интересно узнать)

была написана книга по мотивам этой истории "The Final Voyage of Submarine S-Five"

почему не подали сигнал - не проходил радиосигнал из-под толщи воды, в погруженном состоянии антены под водой, излучаемые ими радиоволны должны пройти скозь толстый слой электропроводного материала - соленая вода, из-за скин-эффекта происходило ослабление амплитуды сигнала. эффект, когда амплитуда электро-магнитных волн уменьшаяется по мере проникновения в проводящую среду.

 

аналогичная ситуация произошла с русской ПЛ "Минога"

 

Весьма схожая ситуация произошла на 7 лет раньше с российской подлодкой из Кронштадтского соединения под командованием лейтенанта А.В.Бровцына.

В 14.00 23 марта 1913 года "Минога" отошла от пирса Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Это было ее первое практическое плавание после зимней стоянки. Во время маневрирования при выходе из порта лодка ударилась кормой о борт стоявшей у пирса угольной баржи. "Минога" при этом не пострадала, но раскололся укрепленный на корме золоченый двуглавый орел, и обе его головы утонули. Лодка продолжила поход в сопровождении портового буксира. Около 16.00 оба судна подошли к Либавскому маяку, и Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на буксир флажный семафор о намерении погрузиться и далее следовать в подводном положении. Выполнив приказ, Гордеев свернул флажки и сунул их, как ему показалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле — под тарелку клапана вентиляционной шахты.

Сразу после погружения через этот клапан в лодку стала поступать вода. С продувкой цистерн главного балласта опоздали, в результате чего лодка легла на грунт на глубине примерно 11 метров. Командир приказал отдать аварийный буй. Его сразу заметили с буксира и послали шлюпку. Однако моряки буксира не знали устройства буя, поэтому прошло немало времени, прежде чем они смогли добраться до находившегося внутри буя телефона. Выяснив по телефону, что "Минога" терпит бедствие, буксир полным ходом пошел в Либаву, подавая при этом тревожные гудки. Рабочий день в базе уже закончился, поэтому спасатели смогли выйти в море только в районе 19 часов.

Между тем положение в лодке быстро ухудшалось. Самоотверженными усилиями экипажа удалось значительно уменьшить поступление воды, но она все–таки продолжала поступать и подходила к аккумуляторам, что грозило большим выделением хлора и полным отравлением атмосферы. В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. При этом нос лодки остался на грунте, а корма едва всплыла и выступала над поверхностью моря. Находившаяся в корпусе вода перелилась в носовую часть и полностью залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Подошедшие к месту аварии подъемный кран, водолазные боты и буксиры очень скоро обнаружили кормовую часть потерпевшей аварию лодки. На ее флагштоке развевался Андреевский флаг, т.к. в то время лодки уходили под воду не спуская флага. Под кормовую часть лодки подвели стропы и приподняли, пока из воды не показался кормовой входной люк. Большинство подводников уже не могли самостоятельно двигаться, но эвакуация прошла успешно. Всех спасенных немедленно отправили в госпиталь, но среди них не было виновника аварии — боцмана Гордеева. Его обнаружили, услышав стуки из боевой рубки. Лодку приподняли еще, пока на поверхности не появился верхний рубочный люк, и Гордеев вышел из рубки живым и невредимым, просидев там около 12 часов.

http://story.d3.ru/comments/434395

 

 

Ничего себе. Мда...я-то надеялась. что у нас нет таких случаев(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
904
[KM]
Альфа-тестер
2 428 публикаций
18 263 боя

давно что-то за пл никто не агитировал на форуме.

Хм. Судя по поднятию темы ПЛ со стороны "красных", пл таки будут вводить?

 

Ничего себе. Мда...я-то надеялась. что у нас нет таких случаев(

 

Похожих, и более трагических случаев найдется, наверное, у каждого флота мира.

Не зря же, древние греки делили людей на три категории - живых, мертвых и тех кто в море. :)

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 558
[PF_DS]
Коллекционер
4 673 публикации
675 боёв

5814692.jpg

 

5805476.jpg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
243
Викигвардия, Старший альфа-тестер
619 публикаций
3 122 боя

 

Они её не теряли, потому и не искали. Лодка же не постоянно на связи находятся. Тем более при тех средствах связи. И доклад о результатах испытаний делается не ежечасно. А сама лодка не могла подать сигнал бедствия, ибо антенна под водой осталась. Может у них по плану доклад был каждые три дня, например. И вот когда сеанс связи был бы сорван, вот тогда забили бы тревогу.

 

Исходя из статьи, испытание по длительному погружению было закончено. И в штабе естественно знали о том, что лодка не в длительном походе. Логично, что сеанс связи должен был быть чаще, чем раз в трое суток. Но это лишь мое предположение.

 

Более того, 

 продолжила поход в сопровождении портового буксира

 

До этого случая, 7 лет назад (история выше под спойлером) русская пл выполняла похожие испытания, и командование озаботилось сопровождением.

 

Я это все к тому, что хорошо, что в этой истории такой конец. Но все равно командование показало себя с худшей стороны, и этим данная история поучительна. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
393 публикации

давно что-то за пл никто не агитировал на форуме.

Хм. Судя по поднятию темы ПЛ со стороны "красных", пл таки будут вводить?

 

Похожих, и более трагических случаев найдется, наверное, у каждого флота мира.

Не зря же, древние греки делили людей на три категории - живых, мертвых и тех кто в море. :)

 

Я думаю, что в данном случае все как с Гейбом. Он якобы намекает на скорый выход ХЛ№3, а все всерьез верят:veryhappy: 

Кстати, на счет "красных" - вспомнились "красные" и "черные" из мафии:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×