5 868 anonym_j65FCAIroW4f Участник 1 678 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 28 ноя 2017, 23:35:02 История и производственные возможности В октябре 1895 года по решению Министерства путей сообщений Казанского Округа в удобном Паратском затоне были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Основным их назначением был ремонт речного технического флота – землечерпательных и землесосных снарядов, а также других судов технического флота. Для строительства был выбран Паратский затон, расположенный в 40 км от Казани, при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой, на земле, арендованной у крестьян села Кабачищи. К 1907 году были возведены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи, в которых было занято 86 человек. Паратский затон и село Кабачище на реке Волга. С открытки начала ХХ века В 1918 году после эвакуации в Паратск некоторых цехов Балтийского и Ижорского заводов мастерские были преобразованы в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В 1922 году завод стал называться «Красный металлист», и, помимо ремонта и постройки судов, освоил производство сельскохозяйственной техники. После реконструкции 1925-1930 годов в строй были введены стапельная площадка, плаз, компрессорная станция, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цеха, что позволило перейти к выполнению обширной программы по судостроению. В период с 1926 по 1941 годы завод выпускал сухогрузные баржи грузоподъемностью до 2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью до 600 л.с. в количестве до 40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы. Имя А.М. Горького было присвоено заводу в 1932 году, однако в списке судостроительных предприятий он часто упоминается как Судостроительный завод № 340 (ССЗ № 340). В 1949 году на заводе впервые в СССР внедряется поточно-позиционный метод постройки судов, что дало возможность резко увеличить мощности производства и ежегодно сдавать флоту до 35 кораблей. В 1966 году за заслуги в создании и производстве новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год был введен в эксплуатацию крупнейший в Европе цех титанового литья. В нем имеется участок точного литья, позволяющий выплавлять изделия массой от 100 грамм до 2,5 тонн и диаметром до 2,5 метров. В 1976 году был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры. Комплекс позволяет строить суда с предварительной сборкой укрупненных блоков весом до 400 тонн, водоизмещением до 7 тыс. тонн и проводить круглогодичные швартовые испытания. Вид на судостроительный комплекс «Волга» Зеленодольского ССЗ С 2011 года на заводе реализуется масштабная программа поэтапного технического перевооружения производства. Проведена модернизация корпусозаготовительного и металлургического производств, введено в эксплуатацию современное высокопроизводительное оборудование, в том числе пресс для трехмерной гибки листового металла, который используется для гибки деталей обшивки корпуса, толщиной до 30 мм, а также установка гидроабразивной резки, пятиосевая режущая головка которой способна вырезать деталь любой сложности из листового материала толщиной от 1 мм до 25 см и площадью 2,5х12 метров. Строительство боевых кораблей В 1934 году завод получил первый оборонный заказ и начал постройку речных бронекатеров проектов 1124 и 1125 – за 10 лет их построили 154. В период с 1947 по 1966 годы на заводе строились большие и малые охотники за подводными лодками проектов 122б, 201, 201М и противолодочные корабли проекта 204. А с 1967 по 1994 годы зеленодольцы построили серию из 38 единиц противолодочных кораблей проектов 1124 и 1124М «Альбатрос», которые стали основой противолодочной обороны ВМБ и пунктов базирования ВМФ СССР. Завод строил корабли и на экспорт. В частности, для ВМС ГДР, Кубы, Югославии, Алжира и Ливии было построено 13 сторожевых кораблей проекта 1159 «Ягуар». Для отечественного флота с 1972 по 1995 годы строились корабли измерения физических полей проектов 1806, 18061 «Звук» и др. Внутренний двор Зеленодольского ССЗ. На постаменте бронекатер проекта 1125. Завод стоит у истоков создания первых быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания, здесь были построены корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум», не имевших на тот период аналогов в мире. В 2003 году ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661, построенный на заводе, стал флагманским кораблем Каспийской флотилии ВМФ России. Второй корабль этого проекта — «Дагестан» стал первым кораблем российского ВМФ, вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». С 2007 года ведется строительство фрегатов проекта «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама (два корабля переданы заказчику, два – находятся в постройке), с 2008 года выпускается серия катеров специального назначения «Грачонок», предназначенных для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях военно-морских баз, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при охране государственной границы России. Достройка фрегатов проекта «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама в незамерзающей док-камере завода В 2010 году горьковчане начали строить серию малых ракетных кораблей проекта 21631. В настоящее время пять кораблей – головной «Град Свияжск» и серийные «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов» — несут службу в составе Каспийской флотилии и Черноморского флота России. На заводе ведется строительство еще четырех единиц проекта — «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон». С 2012 года, впервые на предприятии, строится серия пограничных сторожевых кораблей первого ранга проекта «Океан», головной корабль этого проекта «Полярная звезда» в настоящее время проходит государственные испытания. С 2014 года Зеленодольский завод имени А.М. Горького приступил к постройке серии новых патрульных кораблей проекта 22160. Так, 26 февраля 2014 года был заложен головной патрульный корабль этого проекта «Василий Быков», 25 июля этого же года состоялась закладка первого серийного патрульного корабля «Дмитрий Рогачев», а 18 февраля 2016 года был заложен третий патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин». Головной строящийся для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» В январе 2015 года состоялась торжественная церемония закладки корпусов двух кабельных судов проекта 15310 – «Волга» и «Вятка», которые предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи. Впервые за последние 15 лет в современной России 17 декабря 2015 года в состав Северного флота ВМФ России вошел транспортный плавучий док «Свияга», построенный корабелами Зеленодольского ССЗ. Его предназначение — обеспечение транспортировки кораблей и судов, а также проведения их доковых осмотров и ремонтов. Продукция гражданского судостроения Зеленодольский судостроительный завод принимал активное участие в создании первых пассажирских быстроходных судов на подводных крыльях. С 1961 по 2006 год в здесь было построено 356 теплоходов «Метеор». Это самые экономичные в мире суда на подводных крыльях. В 2013 году были переданы заказчику два скоростных теплохода проекта А145. Это уникальные суда морского назначения, с современным дизайном, отвечающие самым высоким требованиям комфортности и безопасности перевозок. Развитием этой же концепции стали спущенные на воду 7 мая 2014 года два пассажирских судна проекта А217-1. В отличие от скоростных судов предыдущих проектов (А-45, А45-1, А145), суда проекта А217-1 имеют ледовое усиление на корпусе и винтах. Теплоходы могут пройти через 20-сантиметровое ледовое покрытие реки. Скоростной теплоход проекта А-145 на испытаниях В 2013 году Зеленодольский ССЗ передал заказчику два нефтеналивных танкера проекта RST 25 («Альметьевск» и «Бавлы»). При этом головное судно «Альметьевск» вошло в список 50-ти лучших судов мира 2013 года, опубликованный Британским Королевским обществом корабельных инженеров. Несмотря на расположение практически в самом центре России, завод может строить корабли и суда водоизмещением до 7000 тонн, вот только перевод их по внутренним водным путям к морю затруднителен, но это уже совсем другая История. Источники: zdship.ru korabli.eu chert-poberi.ru ru.wikipedia.org wiki.wargaming.net и др. Подготовил Сергей Путилин 14 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
607 anonym_U0rLYS60BSxU Участник 1 276 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 28 ноя 2017, 23:50:16 Чего не спится-то? Утром на работу же. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 161 anonym_vvJKx2GQ0bNU Участник 1 354 публикации Жалоба #3 Опубликовано: 29 ноя 2017, 01:04:20 (изменено) 1 час назад, No__Connection сказал: Чего не спится-то? Утром на работу же. Ночная смена же. Ему наоборот, в 8 по Минску сменяться и ехать домой - дрыхнуть Изменено 29 ноя 2017, 01:04:40 пользователем anonym_vvJKx2GQ0bNU Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 499 Azat_Ko Старший альфа-тестер 2 278 публикаций 13 491 бой Жалоба #4 Опубликовано: 29 ноя 2017, 08:48:12 (изменено) Живу в Зеленодольске. Будучи студентом даже работал там. В 90-е годы конечно трудно было заводу, так же как и другим предприятиям. Но заказы Татарстана помогли сохранить завод, правда куча квалифицированных спецов все же ушла. Так на заводе изготавливались металлоконструкции для моста через р Кама в Сорочьих горах, для моста Миллениум в Казани, для эстакады аэроэкспресса в аэропорту Казани. Ну и к одной из главных достопримечательностей г. Казани завод имеет прямое отношение: металлоконструкции куполов минаретов мечети Кул - Шариф делалось на заводе Горького (про напыление я ошибся). Изменено 29 ноя 2017, 11:05:56 пользователем Azat_Ko 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 006 [HDZ] hadzey Участник, Коллекционер 5 215 публикаций 19 676 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 29 ноя 2017, 09:22:05 Прочитал с интересом. Спасибо. Побольше бы таких материалов. Титановое напыление куполов просто сразило! Плюсанул с удовольствием. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
435 Kartonnyi_dyatel Участник 639 публикаций 11 960 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 29 ноя 2017, 13:22:10 13 часа назад, SoaRen сказал: Несмотря на расположение практически в самом центре России, завод может строить корабли и суда водоизмещением до 7000 тонн, вот только перевод их по внутренним водным путям к морю затруднителен, но это уже совсем другая История. Я пока читал статью постоянно задавался вопросом "как же они эти корабли потом выводят на море-океан?". Жду эту самую "другую историю". За статью спасибо и плюсик. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 640 Oleg83tt Бета-тестер, Участник, Бета-тестер, Коллекционер 12 936 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 29 ноя 2017, 13:31:49 Спасибо за инфу. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 499 Azat_Ko Старший альфа-тестер 2 278 публикаций 13 491 бой Жалоба #8 Опубликовано: 30 ноя 2017, 05:25:17 (изменено) 16 часов назад, Kartonnyi_dyatel сказал: Я пока читал статью постоянно задавался вопросом "как же они эти корабли потом выводят на море-океан?". Жду эту самую "другую историю". За статью спасибо и плюсик. На фото с Василием Быковым и показано как. К кораблю крепятся специальные понтоны, благодаря которым осадка корабля уменьшается. На фото можете видеть, что ватерлиния (белая полоска на корпусе) находится выше уровня воды. И несколько буксиров толкают/тянут по речной системе страны корабль либо в Черное море, либо на Балтику. Вот видосик на эту тему Скрытый текст В этом плане интересен еще один судостроительный завод - "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде (раньше г. Горький). Там с 1930-х до 2000-х строились... подводные лодки, в том числе и атомные. Эти лодки загонялись в плавучий док, накрывались брезентом, для маскировки сверху делалось подобие какого нибудь груза и на буксирах, по речной системе, в таком виде их переправляли либо на Север либо на Черное море. Рассказывали, что иногда для маскировали под какой нибудь гражданский корабль, из фанеры сверху лодки делалась конструкция, имитирующая надстройки. Изменено 30 ноя 2017, 06:03:05 пользователем Azat_Ko 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 022 [PAK] CP409 Участник 1 391 публикация 21 197 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 4 дек 2017, 12:11:39 Служил на 2-кораблях Зеленодольской постройки. Одного даже получал нового в 1981 году, СР215 назывался, для СФ предназначался. Однако повезло, задержался в командировке на Балтике и, благодаря этому, прибыл не в сам Зеленодольск, на на достроечную базу в Керчь. Почему повезло? Я ничего не имею против славного города Зеленодольска, с удовольствием его наблюдал в бинокль, когда корабль тянули буксирами с ЧФ на СФ, просто только у меня из всего экипажа благодаря опозданию сохранились, а не обнулились, так называемые "полярки". Рассказать о публикации Ссылка на публикацию