Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
PabloEller

Немного о Галиссоньере

В этой теме 3 комментария

Рекомендуемые комментарии

4 123
[9-MAY]
Участник, Коллекционер
3 794 публикации
13 681 бой

(отрывок из альманаха "Кружева и сталь", №7, автор - Сергей Доля)

 

год 1756, 26 октября

 

Скончался генерал-лейтенант флота Франции Ролан Баррэн, маркиз де ла Галиссоньер (Galissonnière), 63 года.

10 апреля 1756 года он вышел из Тулона во главе эскадры из 12 линейных кораблей и 6 фрегатов с задачей эскортировать французские корабли с войсками, отправляющимися брать остров Минорка. 20 мая состоялось осторожное, но генеральное сражение эскадр. Никто не победил, никто не проиграл. 29 июня Минорка капитулирует. Но ещё три месяца Галиссоньер остаётся в море, так как Бинга-то отстранили от командования — но поставили Эдварда Хоука, гораздо более агрессивного английского командира, получившего задачу блокировать остров. Только 26 сентября французская эскадра вернулась в Тулон.

Ролан-Мишель уже был очень плох, еле переваливался огромной тушей, ему поставили диагноз водянка, асцит (а это также верный признак рака или цирроза). Тем не менее его ждали в Версале, чтобы устроить чествование, вручить Большой крест ордена Св. Людовика и, возможно, повысить в чине — а это Галиссоньер любил.

Когда речь заходит о событиях крупной многомесячной операции «Минорка-1756», то в её морской части главенствует фигура адмирала Бинга. Бинг! Бинг! Бинг! Что думал, что говорил, как чихнул на вечернем заседании 28 числа… А что же его оппонент?

Мало кто во Франции из публики, не связанной с военно-морским флотом, знал фамилию Галиссоньер до 1756 года. Кому интересен начальник флотских картографов… Что вы знаете о современном Управлении Навигации и Океанографии МО РФ? Ну сидит на 11-й линии Васильевского острова капитан 1 ранга Травин С. В., тихо занимается своими делами. А во Франции 1756 года аналогичный военный специалист оказался на мостике линкора во главе эскадры и дал самим англичанам, да ещё превосходящим его в численности, свой первый в жизни морской бой. Первый раз, на 64-м году жизни, адмирал услышал гром орудий, он стрелял, в него стреляли… Как же так вышло? Формально путь по жизни у мсье Баррэна выглядел так:
● Родился на военно-морской базе Рошфор. Папа — боевой chef d’escadre, дядя — главный интендант, в более дальних родственниках половина - важные чины флота и колоний.
● Но юноша сперва учится в колледже, пока не возникает нужда в собственных деньгах и папа не доказывает, что наука это баловство, а, имея такой непотический фундамент, не состоять на жаловании у Короля грешно.
● В 1711 году гардемарин совершает первое боевое плавание, сразу в Канаду.
● Постепенно растёт в чинах, после смерти отца получает маркизат Ла Галиссоньер и хорошее наследство.
● В 1738 году получает патент на чин капитана и в течение Войны за Австрийское наследство командует последовательно несколькими линейными кораблями, ходит очень много, от Луисбурга в Канаде до Константинополя. Получает за чёткое выполнение миссий орден Св. Людовика, хотя ни разу не имел пересечений, ангажементов с противником. Не уклонялся, но и не искал он их. Взял в 1744-м лишь несколько невооружённых призов. Так получилось само. Периодически он выполнял разные поручения по инспекции береговой артиллерии, организации обороны прибрежных крепостей, а когда выходил в море, то выполнял задачи эскортирования торговых кораблей Ост-Индийской компании, идущих вдоль африканского побережья. Выполнял успешно, но боёв с противником в активе не имел.
● В 1746 году ходил к Антильским островам, где отверг предложение стать губернатором колонии Сан-Доминго. Но тогда же министр Морепа очень вежливо попросил побыть на временной основе губернатором Новой Франции (Канады), потому что действующий глава региона попал в плен, а желающих ехать туда на год-два, тем более во время войны, во всей Франции не нашлось (в Канаде надо быть интендантом, годиков на пять-шесть, чтобы насосаться на всю жизнь). Галиссоньер был служакой (непереводимое со всеми нюансами на другие языки слово), поэтому не отказался.
● Его деятельность в Канаде сильно романтизируется, но фактически он не успел ничего сделать, ибо денег ему не давали категорически. Остались в архивах его прожекты по устройству крепостей, снятые планы и пожелания присылки мужиков и баб для выравнивания демографического дисбаланса с англичанами. Наконец прибывает действующий губернатор, и капитан в конце 1749 года возвращается во Францию, где получает денежное вознаграждение и следующий чин, за которым внезапно сваливается ещё один.
● Франко-британская комиссия по демаркации границ в Америке с французской стороны была представлена маркизом в чине капитана (эквивалент полковника в армии) и мсье Силуэттом, maître des requêtes (судебный чиновник высокого ранга). Чтобы входящий в фавор штатский Силуэтт не третировал Галиссоньера, гораздо лучше него разбирающегося в положении американских дел дел и картографии, последнего быстренько, в порядке исключения, по особому ходатайству министра флота, повысили на один чин.
● С 1750 года он, считай, ушёл с мостика в Управление картографии ВМФ (Dépôt des cartes et plans de la Marine), где пять лет занимался любимым делом в кабинете, а в известные заморские экспедиции тех лет сам уже не выезжал, ибо пенсионер (неплохие 2.000 ливров, но хочется больше).
● Летом мирного 1754 года внезапно вывел эскадру из четырёх линейных кораблей и шести фрегатов в короткий поход из Тулона к Португалии и обратно, а затем получил следующий чин генерал-лейтенанта флота (эквивалент генерал-майора в сухопутных войсках и контр-адмирала в современных флотах). Нельзя отделаться от мысли, что сие есть чистейшее «отбытие ценза» для формального подтверждения способности представляемого к повышению офицера командовать соединением кораблей. Поход прошёл без происшествий, но боевого опыта адмиралу не прибавил ни грамма.

Из представленных эпизодов карьеры Галиссоньера никак не вытекает следующий пункт: командование эскадрой в дерзком и опасном предприятии. Нет такой логической связки, нельзя перекинуть связующий мостик. Хороший моряк - это безусловно, человек широкого кругозора, повидал мир, не «паркетный» человек. Но старый, больной, без опыта хотя бы единственного сражения, откровенно богатый (я не стал перечислять все гратитьюды, им полученные, но поверьте, там несколько сотен тысяч долларов в современном эквиваленте). Что двигало им? Что думали предложившие его кандидатуру люди? Это полнейшая загадка. Дело ведь предстояло очень серьёзное: на Минорке британцы не держали эскадру, но Гибралтар не так далёк. Островная цитадель в отличном состоянии, там постоянно находятся несколько линейных полков – то есть взять её быстро и смыться обратно в Тулон не получится. Фактор внезапности отсутствует: о сборе войск в Тулоне и Марселе писали московские газеты, а эскадра Бинга вышла из Англии на несколько дней раньше, чем двинулась французская армада. О сражении 20 мая мы писать не будем, не столько из-за специфики статьи, сколько по изобилию и доступности материалов по этому эпизоду. Писатели военно-морской истории почему-то питают почтение к этому сражению и почти все его так или иначе разбирали. Хотя по мне, сотня убитых моряков за день сражения это норма, если позволите так выразиться, для абордажного боя двух фрегатов, а не 25 линейных кораблей (то есть стреляли много, но издалека). Если же поставить во главу угла человека, а не фордевинд и вес бортового залпа, то никто об оппоненте Бинга ничего не писал, от Мэхена до Махова «галиссоньер» это просто функционально удобный оборот, позволяющий печатать меньше знаков для обозначения понятия «французская эскадра» (хотя тут «бинг» и «хок» вне сравнения). Даже во Франции сведения о жизни маркиза доставлены на поверхность из недр архивов людьми, которых интересует не флот, не Семилетняя война, а разбирающими вопрос аноблирования семьи провинциальных рошфортюа в XVII веке, но, раз уж взялись, можно дать некоторые вехи жизни дальних их потомков.

 

Вернёмся к нашим скорбным делам. До Парижа 800 километров, асцитная агония началась уже в Экс-ан-Провансе. Тем не менее адмирала продолжили везти в карете, пуская кровь на постоялых дворах, где находился лекарь.

После Лиона он уже не выходил из экипажа, отправив последнее письмо Королю с просьбой его годовой оклад в 6.000 ливров превратить в пенсию для мадам Галиссоньер. 26 октября он скончался в местечке Монтро в мучениях. В тот же день Людовик XV получил последнее письмо адмирала, удовлетворил просьбу и приказал готовиться к торжественной встрече через два-три дня. Словно по инерции, на следующий день слуги отвезли тело дальше в Немур, где и похоронили на монастырском кладбище (на фото). В 1770-е годы аббатство Joie-lès-Nemours принудительно «укрупнили» с соседними, опустевший участок выкупил девелопер герцог Орлеанский и почти все постройки снёс, не исключая и кладбище. Поэтому оммаж адмиралу французам приходится приносить не статуей на могиле, а именами боевых кораблей.


Но были времена, когда Галиссоньером попрекали теперишных адмиралов:


«Souvenez-vous du jour ou la Galissonnière,
Toute plein, dans ses vieux ans, de sa vertu prem-ière,
Resistoit aux efforts des guerriours d'Albion,
Et defendoit a Byng de securir Mahon».

 

Не забывай тот день, когда Галиссоньер,

Толстяк, старик, в неопытный манер,

Отбил атаки все вояк из Альбиона,

И Бингу воспретил решить судьбу Магона.


Аноним, «Journal encyclopédique», июль 1779 года.

2.jpg

1.jpg

  • Плюс 10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 192 публикации
8 693 боя

Сергей Доля - один из острейших умов современности, прекрасный рассказчик и самый главный знаток Семилетней войны. Форум обогатился цитатой из его трудов. Плюс поставлю после зарядки. 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×