Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Cesarevich_EU

Линейный корабль "Warspite"

В этой теме 32 комментария

Рекомендуемые комментарии

11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 895 боёв

5fBVTAg.png

 

Приближается 73-я годовщина Дня Победы в Великой Отечественной войне, команда волонтеров проекта World of Warships посвящает этим знаменательным событиям серию статей посвященных кораблям союзников.

 

Линейный корабль "Warspite"

 

e2QTRh2.png

 

В то время как стрелки хронометров приближались к отметке 15.00, огромный боевой корабль входил в гавань Розайта. Корпус исполина был пробит во многих местах, на нем были видны следы пожаров, надстройки были искорежены, но боевой корабль держался без крена, словно отметая любые сомнения в своей непоколебимости. Примерно так выглядело возвращение HMS Warspite из Ютландского сражения. Несмотря на полученные тяжелые повреждения (в корабль попало не менее 13 тяжелых снарядов), линкор доказал, что и впрямь презирает те испытания, которым его подвергает война.

 

n16494.jpg

Одно из повреждений корпуса корабля.

 

Заложенный в октябре 1912 года в Девонпорте "HMS Warspite" был вторым кораблем в серии новейших быстроходных линкоров Королевского флота, известной как тип " Queen Elisabeth ". В результате тонкого расчета, вдумчивого анализа тенденций развития тогдашнего кораблестроения, а также благодаря простой удаче, новые сверхдредноуты превзошли своих противников (тогда еще вероятных) по скорости хода, составившей около 23-24 узлов, и вооружению, которое состояло из 8 381мм орудий.

 

Warspite_front.jpg

HMS Warspite

 

"HMS Warspite" вошел в состав флота в 1915 году, в самый разгар Первой Мировой войны. После вступления в строй последнего из систершипов – "HMS Malaya", все 5 линкоров вошли в состав переформированной 5 эскадры линкоров (англ. 5th Battle Squadron). Именно в составе этого формирования, "HMS Warspite" участвует в знаменитом Ютландском сражении (также известном как битва у Скагеррака). Несмотря на многочисленные попадания тяжелыми снарядами, линкор смог своим ходом добраться до базы. На обратном пути корабль был атакован немецкой подводной лодкой, но смог избежать повреждений.

 

Image result for HMS Warspite leading the fleet

5-я эскадра линкоров.

 

Закончив ремонт повреждений, полученных при Ютланде, "HMS Warspite" возвращается в состав 5й эскадры и совместно с Гранд Флитом продолжает искать встречи с немецким флотом в бою, увы – безуспешно.

По иронии судьбы, наибольшей славы"HMS Warspite" достигнет, не будучи новейшим сверхдредноутом своей эпохи, а спустя много лет, когда безжалостный ход времени низведет его в разряд устаревших кораблей. Но устаревший, не значит отживший свой век полностью, так ведь?

 

После войны "HMS Warspite" входит в состав вновь сформированного Атлантического флота. Корабль проводит свои будни в походах, текущих ремонтах, а в 1924 году участвует в королевском смотре в Спитхедской бухте. В 1926 году, после прохождения модернизации линкор становится флагманом Средиземноморского флота. В 1934 году, пожилой линкор становится на длительную модернизацию. В рамках работ, закончившихся лишь в 1937 году, была заменена главная энергетическая установка, изменена форма надстроек, дымоходов, установлены новые приборы управления огнем, усиленно бронирование, улучшена противоторпедная защита, линкор был оборудован двумя ангарами и катапультой для запуска самолетов. Была улучшена экономичность двигателей, при этом корабль, несмотря на возросшее водоизмещение, сохранил способность развивать 24 узловую скорость хода. Было усилено зенитное вооружение и увеличен угол подъема орудий главного калибра, позволивший "HMS Warspite" отныне «забрасывать» свои снаряды на почти 30 км дистанцию.

Завершив работы, корабль провел остаток года, а также большую часть 1938 года в различных походах, испытаниях и учениях.

 

С началом Второй Мировой войны, "HMS Warspite" отзывается из Средиземного моря для усиления флота Метрополии, который с потерей " HMS Royal Oak " и до момента вступления в строй новейших кораблей  типа "King George V ", был не в лучшей форме. В ноябре 1939 года, "HMS Warspite" занимается сопровождением конвоев, и принимает участие в неудачной попытке перехвата немецких линкоров " Scharnhorst " и " Gneisenau ". 10 апреля 1940 года, линкор выдвигается к Нарвику в сопровождении отряда эсминцев и вступает в бой с немецкими кораблями, запертыми в норвежских фьордах. В ходе сражения, ветеран Королевского флота уничтожает эсминец " Z-13 Erich Koellner " и наносит повреждение " Z-17 Diether von Roeder " и " Z-13 Erich Giese ". В мае 1940 года, HMS Warspite вновь предписывают усилить Средиземноморский флот. 11 мая, на линкоре поднимает флаг командующий Средиземноморским флотом адмирал сэр Эндрю Браун Каннингем (англ. Andrew Browne Cunningham).

 

9 июля 1940 года, Средиземноморский флот, ведомый HMS Warspite, встречает итальянские корабли у  Пунта-Стило. . С целью прикрытия своих крейсеров, старый сверхдредноут выдвигается навстречу итальянским линкорам "Giulio Cesare" и " Conte di Cavur ", оставив позади более тихоходные "HMS Malaya"  и "HMS Royal Sovereign". В ходе данного сражения, "HMS Warspite" добивается попадания в "Giulio Cesare" с дистанции в 24 км, вынуждая итальянцев отвернуть и ретироваться под прикрытием дымовой завесы.

Звездный час "HMS Warspite" настал ночью 28 марта 1941 года, когда совместно со своими систершипами "HMS Valiant" и "HMS Barhаm", он уничтожает 3 итальянских тяжелых крейсера – " Zara ", "Pola" и "Fiume", а также эсминцы "Alfieri" и "Corducci".

 

Image result for HMS Warspite and Formidable Matapan

Изображение расстрела итальянских крейсеров у Матапана, в исполнении британского мариниста Rowland John Robb Langmaid.

 

22 мая 1941 года, "HMS Warspite" участвует в Критской операции, прикрывая эвакуацию британских войск с острова. Корабль подвергается постоянным атакам немецких и итальянских ВВС, и получает серьезные повреждения от разрыва 225кг бомбы. На время было выведено из строя одно из котельных отделений, повреждены надстройки, на корабле начались пожары. Несмотря на временное снижение скорости до 18 узлов и гибель 38 членов экипажа, старый линкор вновь показал, что умеет держать удар, сумев своим ходом добраться до Александрии. После осмотра полученных повреждений, выяснилось, что в Александрии их отремонтировать невозможно, поэтому 25 июня "HMS Warspite" вышел в море и направился в США, где на верфи Пьюджет Саунд в штате Вашингтон, он простоит в ремонте до января 1942 года. 27 марта 1942 года, отремонтированный "HMS Warspite" входит в состав британского Восточного флота и на нем поднимает флаг адмирал сэр Джеймс Сомервилл (англ. James Somerville). Линкор принимает участие в безуспешной попытке отразить поход японского флота в Индийский океан, выдвигается для перехвата японских вспомогательных крейсеров, сопровождает конвои.

 

Image result for HMS Warspite leading the fleet

"Командировка" в Восточный флот (HMS Warspite вместе с HMS Formidable). 

 

В середине 1943 года, "HMS Warspite" возвращается на Средиземное море для того чтобы принять участие в высадке союзников на Сицилию. Возвратившись на Мальту после бомбардировки Катании, "HMS Warspite" был отмечен сигналом командующего флотом, который и дал прозвище кораблю – “Operation well carried out. There is no question when the old lady lifts her skirts she can run”. 16 сентября 1943 года ветеран Королевского флота получает жестокий удар, от которого ему уже не удается полностью оправиться. Полуторатонная управляемая бомба врезается в правый борт, пробивает 6 палуб и взрывается в четвертом котельном отделении, мгновенно его затапливая. Нарастающая фильтрация воды в соседних котельных отделениях приводит к тому, что корабль почти полностью лишается хода и энергии. Положение линкора становится критическим, но помощью подошедших американских и британских кораблей, тяжело поврежденный корабль удалось отбуксировать на Мальту. Несмотря на длительный ремонт, затянувшийся до мая 1944 года, "HMS Warspite" не удалось восстановить в полной мере. Котельное отделение номер 4 и башня Х так и остались не отремонтированными, низведя некогда флагман Средиземноморского и Восточного флотов, до корабля артиллерийской поддержки, в роли которого HMS Warspite участвует в высадке союзников в Нормандии.

 

Image result for HMS Warspite

HMS Warspite участвует в высадке в Нормандии (видно, что башня Х не действует и развернута в диаметральной плоскости).

 

1 ноября 1944 года, огромные орудия "HMS Warspite", в последний раз производят залпы по противнику. 4 ноября 1944 года, "Grand Old Lady" прибывает в Портсмут, где ее зачисляют в резерв. Несмотря на прошения о сохранении "HMS Warspite" в качестве музея, в 1947 году самый заслуженный корабль Королевского флота был направлен в Фаслейн для разделки на металл. Словно почувствовав себя преданным, старый исполин решил в первый и последний раз ослушаться приказа, и попав в шторм – выбросился на каменистый берег недалеко от Кадден-Пойнт, где и пролежал до 1950 года, когда несгибаемый боевой корабль наконец-то покорился судьбе.

 

Warspite back.jpg

 

Флаг, развивавшийся над "HMS Warspite" в битве у мыса Матапан, ныне хранится в соборе Святого Эгидия (англ. St. Giles’ Cathedral) в Эдинбурге, куда в 1945 году его передал никто иной как Эндрю Браун Каннингем. Командующий флотом не забыл свой флагман.

 

Image result for St. Gilesâ Cathedral HMS Warspite

 

 

Литература:

1. Михайлов А., Линейные корабли типа "Куин Элизабет";

2. Пузыревский К., Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою;

3. Патянин С., Дашьян А., Митюков Н., Иванов В., Гайдук А., Барабанов М., Все флоты Второй Мировой;

4. Details of War Service of HMS Warspite

5. HMS Warspite (1913)

  • Плюс 36

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 571
Участник
4 017 публикаций
7 638 боёв

Эх жалко что музей из него не сделали. Один из самых красивых построенных кораблей, особенно после модернизации. 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 433
[RPZDN]
Участник
7 545 публикаций
14 435 боёв

+ очень понравилось, достойный боевой путь :Smile_honoring:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 895 боёв
Сегодня в 09:54:22 пользователь Jekarik1 сказал:

С каких это пор "Warspite" стал контрминоносцем???))))

 

Ой Жека.... Ты главное дочери свои посты тут не показывай, стыдоба же.... :cap_haloween:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
55 696
[UN-SE]
Бета-тестер, Коллекционер
23 452 публикации

Познавательно и интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 153 публикации
Сегодня в 10:32:12 пользователь Cesarevich_EU сказал:

Ой Жека.... Ты главное дочери свои посты тут не показывай, стыдоба же.... :cap_haloween:

Вот чуствую я, что нужно уменьшать численность коренного русского населения в Прибалтике))) Жди в гости) 

 

P.S. Я таки требую обещанную статью о контрминоносце. Эта очень понравилась, хотя мне и неприятно говорить тебе об этом)))

Изменено пользователем anonym_4eNUuD2y6h0y
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций
Сегодня в 09:35:40 пользователь Cesarevich_EU сказал:

Линейный корабль "Warspite"

Доброго дня!

Благодарю за статью, отлично составлена и оформлена! Под впечатлением можно и в бой выйти на этом замечательном корабле) :cap_rambo:

  • Плюс 1
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
943
[TENET]
Участник, Коллекционер
2 328 публикаций
13 875 боёв

у тебя талант к написанию. так понимаю, каждый день всю неделю по статье будет?)

Изменено пользователем Xappuep
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 153 публикации
Сегодня в 11:34:08 пользователь Xappuep сказал:

у тебя талант к написанию. так понимаю, каждый день всю неделю по статье будет?)

Ага, ему боты в коопе по щам надавали и он перестал их считать друзьями, вот  теперь Арсик в писательство и ударился))) Даже в отряд не заманишь((

  • Плюс 1
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций
Сегодня в 11:34:08 пользователь Xappuep сказал:

так понимаю, каждый день всю неделю по статье будет?)

Именно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 287
[WOKOU]
Участник, Коллекционер
2 641 публикация
53 071 бой

Молодец! Плюсую!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 626 публикаций

Маленькие дополнения от меня. Ютланд - стал далеко не единственной страницей Первой Мировой в которой "засветился" самый прославленный корабль в истории. Вообще, с ней случалось тогда много и неудач, и вообще до Второй Мировой - она считалась чуть ли не главной неудачницей Ройал Нэви. Всё началось ещё осенью 1915 года, когда Уорспайт во время испытаний садится на мель на Форт-ривер, и повреждает днище. После ремонта днища в Росайте она присоединяется к пятой боевой дивизии, в которую должны по плану входить все пять сестёр Куин Элизабет, но во время манёвров сталкивается со своей сестрой Бархэм. Оба корабля уходят в ремонт до Рождества. Как только ремонт повреждений полученных при Ютланде был закончен - Уорспайт "поцеловалась" со своей сестрёнкой Вэлиант, и встала в ремонт на ещё три месяца. Сразу после окончания этого ремонта - в июне 1917 она столкнулась с миноносцем, одним из тех что прикрывал её после Ютланда, и направлена на ремонт в Скапа-Флоу. Месяц спустя, когда она там стояла - 9 июля в гавани взорвался линкор Вэнгард (1909 года постройки), и Уорспайт взрывом набросило на пирс, отчего она опять получила повреждения.

Скрытый текст

1024px-HMS_Vanguard_(1909).jpg

1918 год начался с очередного несчастья - начался сильный пожар по неосторожности, и выгорело котельное отделение. Лишь чудом линкор не взорвался, но на полгода снова встал в ремонт. Уже после первой модернизации, выйдя в один из первых рейсов в 1927 году, под командованием Джеймса Соммервиля Уорспайт налетает на подводную скалу в Эгейском море, и снова уходит на ремонт. В 1933 году сталкивается с румынским пароходом у берегов Португалии. 

Ну и из более интересных событий -  в субботу, 24 июля 1924 года Уорспайт принимает участие в большом смотре флота, и её почтил визитом на палубу сам король Георг V. Думаю об этом стоит тоже помнить. 

Как и о том что помимо немецких эсминцев у берегов Норвегии - Уорспайт ещё и потопила 13 апреля 1940 года поднятым с неё Свордфишем субмарину U-64 (командир - капитан-лейтенант Георг Вильгельм Шульц)

Скрытый текст

01090-1.jpgGeorg-Wilhelm_Schulz.jpg

 

На Восточном ТВД так же стоит упомянуть что Уорспайт участвовала в высадке на Андаманских островах, которая должна была отвлечь японские силы от американской высадки на Гуадалканале. Прикрывала высадки на Махадзанге и Таматаве во время вторжения союзников Мадагаскар против сил Виши. Так же она бессчётное число раз обстреливала итальянские войска в Северной Африке.

Изменено пользователем anonym_aIL7finZeV00
  • Плюс 6

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 895 боёв
Сегодня в 11:34:08 пользователь Xappuep сказал:

у тебя талант к написанию. так понимаю, каждый день всю неделю по статье будет?)

Даже у меня нет столько времени. :Smile_teethhappy:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 895 боёв
Сегодня в 11:58:35 пользователь Grand_Old_Lady_Warspite сказал:

Маленькие дополнения от меня. Ютланд - стал далеко не единственной страницей Первой Мировой в которой "засветился" самый прославленный корабль в истории. Вообще, с ней случалось тогда много и неудач, и вообще до Второй Мировой - она считалась чуть ли не главной неудачницей Ройал Нэви. Всё началось ещё осенью 1915 года, когда Уорспайт во время испытаний садится на мель на Форт-ривер, и повреждает днище. После ремонта днища в Росайте она присоединяется к пятой боевой дивизии, в которую должны по плану входить все пять сестёр Куин Элизабет, но во время манёвров сталкивается со своей сестрой Бархэм. Оба корабля уходят в ремонт до Рождества. Как только ремонт повреждений полученных при Ютланде был закончен - Уорспайт "поцеловалась" со своей сестрёнкой Вэлиант, и встала в ремонт на ещё три месяца. Сразу после окончания этого ремонта - в июне 1917 она столкнулась с миноносцем, одним из тех что прикрывал её после Ютланда, и направлена на ремонт в Скапа-Флоу. Месяц спустя, когда она там стояла - 9 июля в гавани взорвался линкор Вэнгард (1909 года постройки), и Уорспайт взрывом набросило на пирс, отчего она опять получила повреждения.

  Показать содержимое

1024px-HMS_Vanguard_(1909).jpg

1918 год начался с очередного несчастья - начался сильный пожар по неосторожности, и выгорело котельное отделение. Лишь чудом линкор не взорвался, но на полгода снова встал в ремонт. Уже после первой модернизации, выйдя в один из первых рейсов в 1927 году, под командованием Джеймса Соммервиля Уорспайт налетает на подводную скалу в Эгейском море, и снова уходит на ремонт. В 1933 году сталкивается с румынским пароходом у берегов Португалии. 

Ну и из более интересных событий -  в субботу, 24 июля 1924 года Уорспайт принимает участие в большом смотре флота, и её почтил визитом на палубу сам король Георг V. Думаю об этом стоит тоже помнить. 

Как и о том что помимо немецких эсминцев у берегов Норвегии - Уорспайт ещё и потопила 13 апреля 1940 года поднятым с неё Свордфишем субмарину U-64 (командир - капитан-лейтенант Георг Вильгельм Шульц)

  Показать содержимое

01090-1.jpgGeorg-Wilhelm_Schulz.jpg

 

На Восточном ТВД так же стоит упомянуть что Уорспайт участвовала в высадке на Андаманских островах, которая должна была отвлечь японские силы от американской высадки на Гуадалканале. Прикрывала высадки на Махадзанге и Таматаве во время вторжения союзников Мадагаскар против сил Виши. Так же она бессчётное число раз обстреливала итальянские войска в Северной Африке.

За дополнения спасибо.

Просто я свою задачу вижу не в детальном и полном пересказе "боевого пути" какого-то корабля, а в том чтобы показать читателю краткую (по мере возможности) справку, своего рода тизер, чтобы читателя заинтересовать самой темой ВМФ.

А вот если читатель заинтересуется конкретным кораблем/кораблям вообще, то он сам найдет и прочтет весь доступный материал по теме. Поэтому многие моменты в статье указаны кратко, некоторые вообще могуть быть пропущены. 

Изменено пользователем Cesarevich_EU
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 626 публикаций
Сегодня в 12:30:35 пользователь Cesarevich_EU сказал:

За дополнения спасибо.

Просто я свою задачу вижу не в детальном и полном пересказе "боевого пути" какого-то корабля, а в том чтобы показать читателю краткую (по мере возможности) справку, своего рода тизер, чтобы читателя заинтересовать.

А вот если читатель заинтересуется конкретным кораблем/кораблям вообще, то он сам найдет и прочтет весь доступный материал по теме. Поэтому многие моменты в статье указаны кратко, некоторые вообще могуть быть пропущены. 

Но котейку (по кличке Stripey), 1939 года рождения, который прошёл с ним всю Вторую Мировую и ушёл в последний рейс на разделку (и пропал после приснопамятного шторма) думаю стоит упомянуть. Самый ветеранистый кот среди всех котов!

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 895 боёв
Сегодня в 12:38:08 пользователь Grand_Old_Lady_Warspite сказал:

Но котейку (по кличке Stripey), 1939 года рождения, который прошёл с ним всю Вторую Мировую и ушёл в последний рейс на разделку (и пропал после приснопамятного шторма) думаю стоит упомянуть. Самый ветеранистый кот среди всех котов!

Про котейку я вообще не был осведомлен. Каюсь. :Smile_sad:

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций
Сегодня в 12:38:08 пользователь Grand_Old_Lady_Warspite сказал:

Но котейку (по кличке Stripey), 1939 года рождения, который прошёл с ним всю Вторую Мировую и ушёл в последний рейс на разделку (и пропал после приснопамятного шторма) думаю стоит упомянуть. Самый ветеранистый кот среди всех котов!

Думаю это повод для отдельной публикации =). Кто бы ее написал...:Smile_smile:

Цикл, всё таки - "Неделя Победы"

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×