Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LAVR14

Итальянские торпедные катера в войне против Австро-Венгрии. Судьба ласкает молодых и рьяных!

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

5 267
[KAA64]
Коллекционер, Старший альфа-тестер
3 988 публикаций
18 234 боя

Итальянские торпедные катера в войне против Австро-Венгрии. Судьба ласкает молодых и рьяных!

Первое успешное применение катеров такого типа состоялось во время Первой мировой войны, 7 апреля 1917 г. Это были английские катера фирмы «Торникрофт» (англ. Thornycroft). В литературе они упоминаются как «40-футовый катер» (англ. 40-ft Coastal Motor Boat; 40-ft CMB). Четыре СМВ в районе Остенде атаковали отряд немецких эсминцев и потопили один из них.

 Вспоминая о торпедных катерах Первой мировой войны нельзя забывать о действиях итальянских моряков.
     В 1915-1917 годах в Адриатическом море не произошло ни одного крупного сражения. В повседневной же борьбе с австро-венгерским флотом могучий на бумаге итальянский линейный флот два года терпел болезненные неудачи и нес несоразмерные потери. Стали жертвами подводных атак два крейсера. Ничуть не лучше действовала сухопутная армия, операции которой в Альпах так и не принесли ей успехов.
    А в ноябре 1917 года итальянская армия была разгромлена немцами и австрийцами в битве при Капоретто и ударилась в постыдное бегство. Пришедшую в расстройство армию безнаказанно расстреливали с моря старые австро-венгерские броненосцы береговой обороны – «Будапешт» и «Вин» (Вена). Новые и сильные итальянские корабли, опасаясь мин и подводных лодок, по приказу командования продолжали позорно отстаиваться на защищенных рейдах Анконы, Бриндизи, Специи.

image.jpeg.5a7ee7a2215a09b2fe8079e10e995cb1.jpeg

Броненосец «Вин»


    Между тем в отличии от итальянского адмиралитета молодежные экипажи недавно внедренных кораблей – торпедных катеров («ланча торпедас») рвались в бой. Только что построенные по английскому образцу итальянские МАСы отличались ничтожно малым водоизмещением, страдали плохой мореходностью, не имели броневой защиты и потому считались средством охраны берегов да еще орудием разведки. Офицеры-катерники , однако, предложили применить скоростные (до 45 узлов) и крайне малозаметные МАСы для нападения на броненосные силы австро-венгерского флота.

image.thumb.jpeg.5ac8f506e7f5aad1463577bf2d0cbc80.jpeg

Катер типа МАС 13

 

image.thumb.jpeg.bb5665c050092d5cbab7bbcffd754d9f.jpeg

Катер тип А в море

    Идея принадлежала лейтенанту Луиджи Риццо, командовавшему катером МАС-9. Во время предыдущих вылазок к вражеской базе – Триесту лейтенант обнаружил в бревенчатом противоторпедном ограждении рейда бреши, перекрытые только толстыми стальными тросами. За таким заграждением австро-венгерские моряки чувствовали себя в полной безопасности. Их дозорные суда даже не охраняли заграждение.

image.thumb.jpeg.693001eae54e95a4bf50963b5d115917.jpeg

Катер МАС-9, вооруженный кормовым пулеметом


    Риццо сконструировал мощный резак, смонтировал его у себя на катере и добился разрешения командования на ночной прорыв в гавань Триеста.
    Ночью на 10 декабря 1917 года из Венеции с потушенными огнями вышли два итальянских миноносца. Они выполняли роль плавучих баз, ведя на буксире торпедные катера МАС-9 и МАС-13. Одним командовал Риццо, вторым – его старшина Феррарини. В 10 милях от Триеста отряд остановился. Риццо назначил миноносцам рандеву и приступил к самостоятельным действиям.
    Тихим ходом торпедные катера почти бесшумно достигли бревенчатого заграждения. Затем свыше двух часов итальянские моряки, пользуясь темнотой ненастной декабрьской ночи, резали тросы толщиной до 4 дюймов, протянутые на разных глубинах. Несмотря на работу прожекторов морской базы, работа Риццо и его товарищей так и не была замечена с кораблей и с берега. Сторожевая служба у австро-венгров была заметно хуже, чем у русских в Порт-Артуре!
    Скрытно проникнув в третьем часу ночи в гавань, «ланча торпедас» обнаружили оба вражеских броненосца стоящими на якоре и ( главное) – без противоторпедных сетей. Условия атаки были на редкость благоприятны. Итальянцы разделили цели между собой. Риццо пошел в атаку на «Вин», Феррарини - на «Будапешт». Когда прожектор «Вина» осветил рванувший вперед «МАС-9», тот как раз давал двухторпедный залп. Австро-венгры были захвачены врасплох. Обе торпеды попали в «Вин». Броненосец тотчас повалился на борт. Через пять минут он перевернулся и исчез. Торпеды, направленные старшиной Феррарини в «Будапешт», в него не попали – миновав корабль, они взорвались у причала.
    Подобно русским в Порт-Артуре в 1904 году, атакованные не сразу определили, что творится на рейде. Оба итальянских катера под грохот взрывов и сигналы тревоги без потерь выскочили из гавани и вскоре соединились с миноносцами.
    Успех морской силы Италии – материальный и нравственный был неоспоримым. Враг был поражен в охраняемой базе, вдали от фронта. Двумя торпедными залпами выходы австро-венгерских сил для обстрела приморского фланга итальянской армии были пресечены. Впервые в истории итальянский флот оказал действенную помощь армии. Маленькие и дешевые «ланча торпедас» за несколько часов и без потерь сделали то, что было не под силу всему остальному итальянскому флоту. Вот именно с этого момента торпедные катера стали признанным оружием флота!
    Риццо и Феррарини получили ордена и были повышены в звании. Первый стал капитаном 3-го ранга, второй – лейтенантом.
    Летом 1918 года напрягавшая последние силы Австро-Венгерская империя приготовилась к очередному наступлению на суше и на море. Оно должно было вывести Италию из войны. Командование австро-венгерским флотом доверили свежеиспеченному решительному адмиралу – венгру Хорти. Он запланировал смелую крупномасштабную операцию – проход всего флота через Адриатическое море с севера на юг и разгром неприятельских морских сил в Отрантском проливе. Удар требовалось нанести внезапно. К операции были привлечены все исправные единицы флота – 4 линейных корабля, 6 крейсеров, до 20 миноносцев. Главную силу составляли линейные корабли предвоенной постройки «Вирибус Унитис» и «Сент-Иштван».

image.jpeg.5db3d6f8eb3a5ed8edefb2265f87fa8e.jpeg

Линкор Сент-Иштван


    Австро-венгерский флот двинулся на юг отдельными группами. Они днем отстаивались в гаванях, а переходы совершали только по ночам. Все броненосные корабли следовали под сильной охраной, состоявшей из миноносцев и самолетов. Чтобы никому не бросилась в глаза пустота рейда главной базы флота – Полы, Хорти приказал разместить в бухте пустые крупнотоннажные пароходы, перекрашенные в крейсеры и линкоры.
Австро-венграм удалось надежно засекретить операцию. Неприятельское командование не имело ни малейших сведений о ней. Итальянская разведка работала плохо.
     Но перед рассветом 10 июня 1918 года на пути группы из линкоров «Сент-Иштван» и «Тегетгоф» и 5 миноносцев, шедших из Полы в Каттаро, непреднамеренно оказались «ланча торпедас» МАС-15 и МАС-21, которые несли обычную дозорную службу у берегов Далмации. Около 4 часов утра к катерам должны были прийти плавучие базы – миноносцы из Анконы и увести их в базу. Однако в 3 ч. 15 мин. Капитан 3-го ранга Риццо обнаружил на севере дымы больших кораблей. Это могли быть только австро-венгры. Катера повернули на них, опознали линкоры и предприняли атаку.
    Нападению итальянцев благоприятствовала предутренняя мгла – едва начинало светать.       Австро-венгры по вине их штабов и капитанов на третьем году войны снова были не подготовлены к действенному отпору маневренным и малозаметным суденышкам.   Присутствие миноносцев и самолетов оказалось бесполезным. В 3 ч. 25 мин. утра прозвучали торпедные залпы – две безошибочно нацеленные торпеды с МАС-15 поразили «Сент-Иштвана». Взрыв произошел в районе машинного отделения. Силовая установка сразу же отказала. Линейный корабль лишился хода. Затем он стал валиться на борт.

image.jpeg.78d519745c6512a5ee1f5cde107d2d4c.jpeg

Последние минуты линкора «Сент-Иштван»


    Атакованным померещилось нападение подводных лодок. Второй линкор – «Тегетгоф» остался невредимым, но вместо помощи пострадавшему кораблю он выкатился из строя и полной скоростью пошел противолодочным зигзагом, открыв беспорядочный огонь во все стороны, но главным образом по воде. Паника на этом линкоре длилась более часа.
    Долг, хотя и с роковым опозданием, выполнили только миноносцы охранения. Они опознали торпедные катера, бросились на них и упорно преследовали уходивших на запад итальянцев, пока те не применили неожиданные средства обороны – стали сбрасывать за корму глубинные бомбы. Преследование пришлось прекратить.
    Команда «Сент-Иштвана», на котором были затоплены котельные отделения, долго боролась за спасение линкора. Австро-венгры быстро затопили отсеки противоположного борта, пытались подвести пластырь под пробоину. Заработали водоотливные помпы. Но живучесть и непотопляемость линкора оказалась гораздо ниже рекламных расчетных данных (как выяснилось позже, качество постройки корабля и его приемки флотом было очень низким). Под напором воды сдали многие переборки. Вскоре встали динамо-машины и отказали помпы; крен с первоначальных 10 градусов возрос до опасных 25 градусов.
     Вернувшийся наконец линкор «Тегетгоф» не смог оказать помощи. Вода между тем дошла до орудийных казематов «Сент-Иштвана».
    Через два часа после торпедных взрывов командир корабля признал положение безнадежным и приказал спасаться. Наступила развязка.
     В 6 ч. 12 мин. Линкор водоизмещением 21700 тонн исчез с поверхности моря. Погибла часть машинной команды. Встревоженный адмирал Хорти отменил всю операцию и приказал флоту следовать на север.
     Вторая подряд победа торпедных катеров над броненосным линейным флотом вырвала инициативу у австро-венгров. Флот Хорти укрылся в гаванях и более их не покидал. В Адриатике стали господствовать флоты стран Антанты.
     Италия умело воспользовалась качествами молодежных добровольческих экипажей торпедных катеров – пылкостью, решительностью, находчивостью. Искусно действовавшие итальянские моряки не понесли в бою при Анконе человеческих или материальных потерь.
     Именно успешные действия итальянских моряков привели к тому, что через несколько лет большинство морских держав приступило к постройке торпедных катеров.

  • Плюс 7
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 367
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
4 029 публикаций
23 290 боёв

 

Вообще, автор любит применять броские заголовки, которые и заставляют пристально присмотреться.

 

Ииии....

 

Тадам - он дал этот же текст 1 в 1 дал еще в 2013 году!

Скрытый текст

5840e87456d3c9ae264115c5a0b1a812.png

 

Не указан источник - это обычный копипаст с книги "Главные морские сражения от триер до авианосцев".

Скрытый текст

8c09484a04430b20b0bdfd90db73b555.png

 

 

 

И вот первая фраза выглядит оборванной (пусть и взята из другого источника).

Цитата

Первое успешное применение катеров такого типа состоялось во время Первой мировой войны, 7 апреля 1917 г. Это были английские катера фирмы «Торникрофт» (англ. Thornycroft).

Какого типа?

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 377 публикаций
4 715 боёв

в этой игре их не будет так как игра не сильно динамичная и вялая,а вот у конкурентов с них и начинали 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 562
[BOSS]
Участник
3 000 публикаций
22 103 боя
Сегодня в 01:36:09 пользователь Barkil сказал:

Да и пофиг,тогда меня еще не было в этой игре и на форуме. А сейчас прочитал с интересом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×