Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Azat_Ko

Волки Императорского флота в овечьей шкуре (авианосцы Читозе и Чийода)

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 499
Старший альфа-тестер
2 277 публикаций
11 713 боёв

Хочу рассказать об интересных и, как мне кажется, необычных кораблях Японского Императорского флота. Гидроавианосцы типа "Читозе", корабли, которые уже при проектировании планировалось переделать в классический авианосец. При описании боевой службы использовались англоязычные источники информации, в которых очень много отличий от того, что представлено в отечественной литературе.

ijn-chitose.jpg chitose.jpg

Содержание

1. Особенности развития японского флота в период между мировыми войнами

2. Предпосылки создания гидроавиатранспортов типа “Читозе”

3. Краткое описание гидроавианосцев типа “Читозе”

4. Перестройка гидроавианосцев “Читозе” и ”Чийода” в авианосцы.

5. Боевой путь гидроавиатранспорта/авианосца “Чийода”

6. Боевой путь гидроавиатранспорта/авианосца “Читозе”.

7. Заключение

8. Список используемых источников

 

1. Особенности развития японского флота в период между мировыми войнами

В феврале 1922-го года было заключено Вашингтонское соглашение по ограничению морских вооружений. Согласно этому договору Японии разрешалось построить авианосцы суммарным тоннажем 81000 т, в то время как США и Англия могли себе позволить 135000 т авианосцев. Такое же соотношение, 5:5:3, сохранялось и по другим капитальным кораблям: линкорам и крейсерам. Таким образом, были наложены ограничения на грандиозные планы строительства военно-морского флота Японии (знаменитая программа 8+8).

Вместе с тем, особенностью Тихоокеанского театра является его громадная протяженность. Из-за того, что Тихий океан простирается почти на половину Земного шара, то говорить о сплошной линии обороны не приходится. Война на Тихом океане будет представлять собой борьбу за отдельные ключевые острова, атоллы и островные архипелаги, расстояние между которыми будет составлять тысячи километров, где ключевую роль будет выполнять флот. Именно так думали японские военные стратеги. Кроме того, расширение влияния Японии на Тихом океане неминуемо приведет к войне с США. Поэтому Японии нужно было решить сложнейшую задачу: создать флот, меньший американского флота по количеству кораблей, но превосходящий его по качеству.

И надо сказать, что отчасти это японцам удавалось: создание знаменитых японских тяжелых крейсеров, которые вызывали трепет у англичан и американцев, кислородные торпеды тип 93, бурное развитие морской авиации, сверхмалые подводные лодки и т.д. По миру разъезжали японские делегации в поисках военно-морских технологий, внедрение которых повышало бы качественный уровень японского флота.

Ведущую роль в своем флоте, японские стратеги отводили авианосцам, как главной ударной силе флота. (Американцы вплоть до нападения на Перл-Харбор ведущую роль в морской войне отводили линкорам). Однако на 81000 тонн особо не развернешься. По состоянию на 1933-й год 81000 т минус 26900 т “Акаги”, минус 38200 т – модернизированный “Кага”, остается 15900 т для Сорю (Хирю строился по модернизированному проекту, когда Япония вышла из ограничительных договоров). И все! Необходимо было найти решение, которое позволяло бы в кратчайшие сроки увеличить количество авианосцев в японском флоте, но при этом надо было показать строгое следование существующим договорам.

И тут необходимо отметить еще об одной лазейке Вашингтонского договора: корабли водоизмещением до 10000 т не учитывались при расчете суммарного тоннажа. Японцы, попытались воспользоваться данным пунктом, создав маленький шедевр “Рюдзё”. При 10000 тоннах водоизмещения он нес 38 самолетов. В момент вступления в строй, в 1933-м году, масса и габариты самолетов были небольшими, поэтому ангары вмещали 48 самолетов. Правда нужно сказать, что небольшая площадь полетной палубы (156,5 х 23 м) не позволяла держать на ней во время взлетно-посадочных операций более шести самолетов, из-за чего действия авиагруппы "Рюдзё" были менее эффективны, чем у больших авианосцев. Но, тем не менее, оказать авиационную поддержку в отдаленных частях океана “Рюдзё” вполне мог.

 

2. Предпосылки создания гидроавиатранспортов типа “Читозе”

Еще в годы Первой мировой войны началось бурное развитие гидроавиации. Проводились эксперименты, по монтажу катапульт для гидросамолетов на боевые корабли. Переделывались различные суда под носителей гидросамолетов. Но несовершенство катапульт, сложности взлета гидросамолетов и подъем их на борт после приводнения занимали массу времени. Все это ограничивало огневую поддержку действий флота гидросамолетами и использование гидроавиации сводилось лишь к задачам разведки, не более. Поэтому с 1920-го года наступил перерыв в строительстве гидроавиатранспортов. Все разработки проводились на уровне экспериментов.

И вот, в 1929-м году в состав французского флота вступил гидроавианосец специальной постройки! “Коммандант Тест”. При водоизмещении в 19000т он имел ангар на 26 гидросамолетов. Планировалось, что на нем будут базироваться поплавковые торпедоносцы “Latecoere” 298 и самолеты разведчики. Благодаря четырем катапультам на борту и четырем подъемным кранам все 26 самолетов могли быть запущены в воздух в течение 25 – 30 минут. Эти же краны использовались для подъема самолетов из воды. Еще один кран, установленный в корме, поднимал самолеты с посадочного тента, буксируемого за кораблем, и ставил их в ангар, через кормовые ворота. И чем вам не авианосец? А если его водоизмещение сделать 10000 т, так он вообще не подпадает под ограничения тоннажа, действующих на тот момент морских соглашений (Вашингтонский и Лондонский).

командант Тест.jpg

торпедоносец Latecoere 298

Spoiler

Естественно, что за идею такого корабля ухватились в императорском флоте. Отдаленность островных гарнизонов, тем более, что далеко не везде можно обустроить взлетную полосу для классических самолетов, бескрайние просторы океанов, необходимость разведки больших территорий над океаном и куча других факторов ограничивала применение на Тихом океане самолетов с колесным шасси и подталкивала японцев к развитию гидроавиации. Японцы одни из первых, кто строили подлодки с возможностью базирования на них гидросамолетов. Тяжелый крейсер без гидросамолета в японском флоте в 30-х годах – это что то невозможное. Кому интересно, рекомендую почитать информацию о самолетах А6М2N, N1K, M6AСейран.

Поэтому неудивительно, что в рамках 1-й программы замещения флота от 1931-го года на верфи в Курэ 26.11.1934 заложен гидроавианосец “Читозе”, а 14.12.1936 его систершип “Чийода”. Оба корабля вступили в строй в 1938-м году. (В рамках 3-й программы замещения флота, были построены еще два гидроавианосца “Ниссин” и “Мизуйхо”, которые в ряде источников относят к типу “Читозе”, но я их решил не включать в данный рассказ).

Но каким бы хорошим гидросамолет не был, он всегда будет уступать самолетам с колесным, а тем более с убирающимся шасси. Большая масса и большое аэродинамическое сопротивление поплавков гидросамолетов существенно снижает характеристики самолета, особенно массу боевой нагрузки, запас горючего, что очень важно для действий в океане, а так же снижает скорость и маневренность самолета, что жизненно важно, в случае столкновения гидросамолета с истребителем противника. Поэтому уже на стадии проектирования гидроавианосца, с целью усиления ударных сил флота, конструкторы заложили возможность его быстрой переделки в полноценный авианосец для классических самолетов. Действительно, в случае переделки в авианосец двигатели корабля трогать не надо, ангары уже есть, лифты для подъема самолетов тоже есть, танки для хранения авиационного топлива и трюмы для авиационного вооружения тоже есть, инфраструктура для обслуживания самолетов (топливопроводы, системы загрузки вооружения и т.п.) есть, даже мастерская для сборки и ремонта самолетов есть. Вся переделка сводится к демонтажу надстроек, установке полетной палубы, переносу дымовых труб и оборонительного вооружения и все! С виду безобидная овечка, носитель тихоходных гидросамолетов с ограниченными боевыми возможностями, непригодная для наступательных действий, вдруг неожиданно, в кратчайшие сроки, превращается в свирепого волка, смертельно опасного практически для любого капитального корабля (крейсера, линкора и даже другого авианосца), с бомбардировщиками и торпедоносцами, да еще с отличными истребителями, которые защитят его от атаки других самолетов. Блестящее решение проблемы экстренного усиления флота в час Ч!

 

3. Краткое описание гидроавианосцев типа “Читозе”

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение: 11023 т/12350 т. Длина по ватерлинии 183,9 м, ширина/осадка 18.8/7,2 м. Двигатели: 2 турбо-зубчатых агрегата + 2 дизеля, 4 паровых котла. Суммарная мощность машин 66800 л.с., скорость 29 уз., дальность хода на скорости 18 уз 11000 миль. Вооружение 2*2 127 мм орудия и 6*2 25 мм зенитных автомата. Авиагруппа: 24 гидросамолета + 5 в разобранном виде.

Интересной особенностью этих кораблей стала смешанная дизель-паротурбинная энергетическая установка, обеспечившая большую дальность плавания. Котельное отделение и машинное отделение №1 (турбо-зубчатые агрегаты) были смещены в нос, а машинное отделение №2 (дизели) располагались ближе к корме. Дымоходы паровых котлов объединялись в общую дымовую трубу. Дизели соединялись с валами винтов с помощью гидромуфт. В корму от котельного отделения в корпусе был оборудован обширный ангар для хранения авиационной техники и снаряжения. Вся верхняя палуба в корму от дымовой трубы была отведена для размещения авиатехники. По бортам корпуса стояли четыре поворотных катапульты, сгруппированные по две в нос и корму от мидель-шпангоута. Пространство между катапультами было закрыто навесной платформой, опирающейся на четыре массивных стойки. К последним крепились грузовые стрелы, а через кормовую пару выводились дымоходы дизелей. Между второй парой катапульт находился лифт для подъема самолетов из ангара, размещенного в корму от машинного отделения №2. Второй лифт располагался между пилонами навесной платформы. Наличие мощных подъемных кранов на борту гидроавианосцев для подъема гидросамолетов с воды делали их прекрасными кораблями - носителями сверхмалых подводных лодок, поэтому в 1941 г. корабли прошли модернизацию, после которой они могли принимать до 12 сверхмалых подлодок типа "А". Кормовую оконечность перестроили, что позволило спускать лодки на воду прямо из ангара по специальному слипу. Тогда же на "Chiyoda" (а возможно, и на "Chitose") сняли носовую пару катапульт. При приеме на борт 12 лодок число носимых гидросамолетов сокращалось до 12.

sm (2).jpg sm (3).jpg

 

4. Перестройка гидроавианосцев “Читозе” и ”Чийода” в авианосцы.

После потери четырех авианосцев в сражении у Мидуэя "Читозе" и "Чийода" было решено перестроить в легкие авианосцы. Задача упрощалась тем, что еще на стадии разработки их проекта предусматривалась возможность переоборудования кораблей в полноценные авианосцы.

В 1942 – м году начали перестройку “Читозе”, а в 1943-м “Чийоды”. С кораблей демонтировали надстройки, краны и оснастили сплошной полетной палубой размерами 180 х 23 м. Оборудовали одноярусный ангар с двумя самолетоподъемниками. Катапульты не предусматривались.

Для повышения остойчивости и усиления противоторпедной защиты корпус оснастили булями, увеличившими ширину корабля на 2 м. Особенностью архитектуры авианосцев стало наличие двух далеко разнесенных дымовых труб по правому борту: первая из них обслуживала котельное отделение, вторая — дизельную установку.

Характеристики кораблей после перестройки: водоизмещение 11190 т (полное 15300), скорость 28,9 уз., 4*2 127-мм орудия, 10*3  25-мм автомата, 30 самолетов.

chitose01.jpg Чийода1.jpeg sm (1).jpg

 

5. Боевой путь гидроавиатранспорта/авианосца “Чийода”

15 декабря 1938-го года “Чийода” вошла в состав Объединенного флота. Командир корабля – Томэо Каку, позже командир авианосца “Хирю”, на борту которого погибнет в битве у атолла Мидуэй. Авиагруппа “Чийоды” состоит из гидросамолетов Каваниши E7K2 и Накадзима E8N2. В 1939-м году совместно с тендером “Камои” отправляется в Китай, где до мая 1940-го в состав 2-го флота в Китайских водах.

С 10-го мая до 23-го июня 1940-го года проходит его первая модернизация, в рамках которой его переделывают в корабль для специальных операций. Авиагруппу корабля сокращают до 12 гидросамолетов, а опустевшие ангары занимают 12 сверхмалых подводных лодок типа “А”. С сентября по ноябрь 1940-го года входит в состав 4-го флота вице-адмирала Катагири Эйкичи, базирующегося в Трук. (в ноябре вновь переведен в состав Объединенного флота).

11.10.1940 состоялся Императорский морской смотр в честь празднования 2600-й годовщины восхождения на престол императора Дзимму. Перед императором Хирохито предстало 98 боевых и вспомогательных судов Императорского флота. Именно тогда гидроавианосцы “Читозе”, ”Чийода”, ”Мидзухо”, а так же тяжелые крейсера “Тонэ” и ”Чикума” впервые были представлены публике.

Императорский смотр 11.10.1940

Смотр 11,10,1940.jpeg

 

15.11.1940 на борт “Чийода” прибыла первая группа из 13 офицеров и унтер-офицеров для тренировок по использованию минисубмарин. Всего до августа 1941-го года несколько десятков офицеров и унтер-офицеров пройдут подготовку на борту “Чийода” по использованию сверхмалых лодок. В августе на корме корабля была установлена рампа для спуска лодок на воду. Тогда же возникла идея использовать минилодки для атаки вражеских кораблей прямо в базах. Кроме того, тогда же была разработана идея под переделку ряда океанских подводных лодок в носители минилодок.

В начале сентября 1941-го года “Чийоду” инспектирует офицер Морского генерального штаба, в рамках которой команда получает задание разработать способы атаки миниподлодками военно-морских баз Перл-Харбор, Сан-Франциско, Сидней и Сингапур. В конце сентября во Внутреннем море “Чийода” проводит серию ночных упражнений, в ходе которых минилодки имитируют атаку Перл-Харбора и возвращаются обратно на “Чийоду”.

8-го декабря 1941-го года “Чийода” в Курэ. 20 марта 1942-го года “Чийода” зачислена в состав 6-го флота (подводный флот). Все это время на ней продолжаются тренировки экипажей минисубмарин.

27-го мая начинается операция Ми – битва за Мидуэй. “Чийода” находится в составе специальных, входит в резерв Основного флота, который в свою очередь находится в 300 милях позади сил Нагумо. На борту “Чийода” 8 минисубмарин (HA-28, HA-29, HA-31, HA-32, HA-33, HA-34 и др.) и 16 членов их экипажа. По плану планировалось 6-го июня разместить эти минилодки на острове Курэ (не путать с базой японского флота в Курэ) в 56 милях на Запад-северо-запад от Мидуэя. Туда же другой бывший гидроавианосец “Ниссин” должен был доставить 2 торпедных катера. Планировалось, что остров Курэ будет базой гидроавиации для действий против Мидуэя. В том же месяце на остров должны были быть доставлены еще минисубмарины. 4 июня соединение Нагумо уничтожается американской палубной авиацией и 5-го июня адмирал Ямамото отдает приказ об отмене вторжения. “Чийода” вместе с другими кораблями специальных сил (авиатранспорт “Ниссин” и авианосец ”Хосе”) берет курс на запад.

С 28 июня по 12 июля “Чийода” в составе транспортного конвоя совершает поход на остров Киска (Алеутские острова) куда доставляет 6 минисубмарин и 6 поплавковых истребителей A6M2 – N “Руфь”. Так же на борту военные строители и груз стройматериалов для обустройства базирования минисубмарин на о. Киска. 5-го июля конвой прибыл на Алеутские острова, где был атакован подлодкой “Гроулер” (SS – 215, 1 транспорт потоплен, два повреждены). В этот же день “Чийоду” атаковали американские самолеты, но никакого ущерба кораблю нанесено не было.

Остаток июля и август на “Чийоде” проходят обучение экипажи минисубмарин.

25-го сентября начинается операция “Божественный дракон №3” – атака минисубмаринами Гуадалканала. 30 сентября, при переходе из Курэ в Трук, “Чийода” идущая противолодочным зиг-загом была обнаружена американской подлодкой “Wahoo” (SS - 238), но командир лодки не смог выйти в атаку. В тот же день “Чийода” прибыла в Трук. В октябре 1942-го “Чийода” действует в районе Соломоновых островов, где ее минилодки должны обеспечивать защиту конвоев между островами Рассела и Гуадалканалом. При этом, за этот период на нее совершено 3 авианалета, не причинивших вреда. 2-3 ноября “Чийода” перегрузила свои минилодки  на океанские лодки I – 16, I – 20 и I - 24 отправилась в Трук вместе с “Читозе” и 2 эсминцами (лодки отправились действовать в район Гаудалканала). 6 ноября недалеко от Трук подлодка “Грайлинг” (SS-209) безуспешно атаковала “Чийоду” тремя торпедами.

С 16-го января по 21 декабря 1943-го года перестройка “Чийоды” в легкий авианосец.

1 февраля “Чийода” зачислена в состав 3-й дивизии авианосцев.

11-го мая 1944-го года приняла на борт часть самолетов 653-й авиагруппы (другая часть разместилась на “Читозе”) и 16-го мая прибыла в Тави-тави для участия в операции А-ГО по защите Сайпана и Марианских островов. 13-го июня с целью избегания атак подводных лодок и для ответа высадке союзников на Сайпан “Чийода” отправилась из Тавитави в Гимарас.

15-го июня операция А-го началась. “Читозе” и “Чийода” и весь Мобильный флот вышел для участия в битве в Филиппинском море. 19 июня “Читозе” ”Чийода” и ”Дзуйхо” прикрывали соединение в составе линкоров “Ямато”, ”Мусаси”, “Харуна”, ”Конго”, крейсеров и эсминцев. Увы, но от мощи Императорского флота, показанной на смотре 11.10.1940, остались лишь крохи. На авианосцах 3-й дивизии авианосцев было всего 36 Зеро, 6 Джилов и 12 Кейтов, а всего на палубах авианосцев было 450 самолетов, за штурвалами которых сидели в основном необстрелянные юнцы, закончивших только что летные училища. В то время как на американских авианосцах было 950 самолетов с прекрасно обученными экипажами. Ошибки, допущенные японцами при создании системы подготовки кадров, так и не позволили японцам оправиться после мясорубки 1942-го года. Во время рискованной атаки палубной авиацией адмирала Спрюэнса вечером 20-го июня “Чийода” поймала кормовой частью полетной палубы бомбу. Начался средний пожар. 20 человек погибло, 30 ранено. Уничтожено 2 самолета. 22 января “Чийода” бросила якорь на Окинаве, а уже с 1 по 9 июля ремонтируется в Курэ.  

20 октября 1944-го года выход с Оиты в составе Мобильного флота адмирала Одзавы для участия в сражении в заливе Лейте. “Чийода” входит в группу авианосцев вместе с “Дзуйкаку”, ”Читозе”, ”Дзуйхо”, а так же линкорами – авианосцами ”Исэ” и “Хьюга”. Всего, на палубах авианосцев было 100! самолетов. Задачей данного соединения было отвлечение основных сил американцев от десантных сил, что бы к тем подобрались корабли вице-адмирала Куриты (в т.ч. “Ямато” и “Мусаси”) и уничтожили их мощнейшим артиллерийским огнем. Увы, но даже такому бывалому кораблю как “Дзуйкаку” выпала роль подсадной утки в этом сражении. Настолько плачевно было положение Японии в тот момент. Япония была готова лишиться всего флота ради удержания Филиппин, т.к. в случае утраты этих островов смысла от флота уже не было никакого. Надо сказать, что приманка отлично выполнила свою роль, ибо Спрюэнс бросил десантные силы и кинулся в атаку на корабли Одзавы. И лишь нерешительность Куриты уберегла американцев от сокрушительных потерь. О да, утопить “Дзуйкаку” (в переводе с японского “Счастливый журавль”), было слишком заманчиво, ибо немало бед он принес американцам еще в 1942-м году. И, конечно же, командование японцев понимало, что приманка будет уничтожена. С утра 25 октября 1944 года начались жесточайшие налеты американской палубной авиации на корабли Одзавы. Во время второго авианалета в 8.30 утра 25 октября 1944-го года в “Чийоду” попали 4 бомбы. Попытки взять “Хьюгой” на буксир “Чийоду” под авианалетами успеха не приносили. Крейсер “Исудзу” попытался снять экипаж с гибнущего корабля, но так же безуспешно. В это время к соединению подходили американские корабли направленные Спрюэнсом для уничтожения остатков соединения Одзавы. В итоге крейсер “Исудзу” вынужден был отступить. В 16.24 корабли соединения TG 38/3 (4 крейсера и 9 эсминцев) открыли артиллерийский огонь по “Чийоде”. В 16.55 25 октября 1944-го года “Чийода” получила очередное попадание, после чего она перевернулась и затонула со всем экипажем (1470 человек) в точке с координатами 18 - 37' N, 126 - 45 E'. 

20 декабря 1944-го года авианосец “Чийода” исключен из списков Императорского флота.

 

6. Боевой путь гидроавиатранспорта/авианосца “Читозе”.

25 июля гидроавианосец “Читозе” вступил в состав японского Императорского флота. Корабль был приписан к военно-морскому району Сасебо. Авиагруппа “Читозе” состоит из гидросамолетов Каваниши E7K2 и Накадзима E8N2. 15 ноября 1939-го года на острове Трук создан 4-й флот вице-адмирала Катагири Эикичи (флаг на линкоре Харуна). “Читозе” назначен флагманом 17-го сентая нового флота, в который помимо него входят авиатендеры “Камои” и ”Кунигаса-мару”. В декабре 1939-го “Читозе”, ”Кунигаса-мару” и 24 летающие лодки Каваниси Н6К воздушной группы “Йокогама” дислоцированы на Трук.

В 1939-1940 –м году “Читозе”, “Камои” и ”Кунигаса-мару” обеспечивают строительство баз гидроавиации на острове Дублон (Трук), Малака (Палау), Рои и Эебе  (Кваджелейн) и на Сайпане, в том числе работая по доставке строительных материалов из Японии. ВместесЧийода” “ЧитозеучаствуетвИмператорскомсмотре 11.10.1940. После чего проходит капитальный ремонт в Сасебо.

С ноября 1941 – го года “Читозе” и ”Мизухо” образуют 11-й дивизион гидросамолетов. 2.12.41 “Читозе” в Палау. С 6 по 10 декабря “Читозе” осуществляет поддержку захвата атоллов Макин и Тарава, где оставляет свои гидросамолеты для защиты захваченных атоллов.

14-го декабря 1941 года самолет Мицубиси Ф1М2 с “Читозе” безуспешно атаковал “Летающие крепости” над Филиппинами, которые пытались нарушить снабжение японцев на Филиппинах. 18 декабря 11-я дивизия гидросамолетов в составе “Читозе” и ”Мизухо” придана силам 2-го флота для участия в операции “М“, захват южных Филиппин, в качестве прикрытия высадки на остров Легаспи. 20 – 25 декабря поддержка высадки в Давао и Йоло.

 

Гидросамолет Мицубиси Ф1М2 "Зерокан"

f1m-2.jpg

 

26 декабря “Читозе” переведен во 2-й воздушный флот для действий в Голландской ост-Индии. 4 января 1942 г. стоя на якоре в Малакском заливе “Читозе” атакован “Летающими крепостями” с острова Ява, которые повредили 5 его гидросамолетов.

В январе-феврале 1942-го года 11-я дивизия гидросамолетов прикрывает захват Бангка-роадс, Кема, Менадо, Кендари и позже Амбон. 11 января при захвате Минадо 7 голландских и американских “Каталин” попытались препятствовать высадке японского десанта, но бипланы Ф1М2 с “Читозе” их атаковали и сбили одну голландскую “Каталину”. 10 февраля “Читозе ” получил повреждения во время налета трех американских бомбардировщиков 19-й бомбардировочной группы с Явы. 14-го февраля “Читозе” прикрывает захват голландской базы в Сурибайе (о. Ява), 22-го Баликпапан (Борнео), 28-го Батавия.

1-го марта Ф1М2 с “Читозе” обнаружил старый эсминец “Поуп” (DD-225). В 13.00 10 Ф1М2 с бомбами его атаковали. Близкие попадания привели к затоплению ряда отсеков и повреждению одного гребного вала. Позже 6 “Кейтов” с “Рюдзё” атаковали несчастный эсминец, который был позже добит крейсерами “Ашигара” и ”Миоко”. (эпопея эсминца “Поуп” 28 февраля и 1-го марта – тема отдельного рассказа полного героизма и мужества, скажу лишь, что за свои действия командир “Поупа” капитан-лейтенант Уэлфорд К. Блинн был награжден Военно-морским крестом.)

29-го марта “Читозе” включен в состав сил, задействованных в операции “N” – захват Новой Гвинеи. С 1-го по 20 апреля практически ежедневно “Читозе” прикрывает захват все новых и новых объектов на Новой Гвинее. 1-го мая “Читозе” прибыл в Сасебо, где 9-го мая поставлен в док. С 16-го мая он снова флагман 11-й дивизии гидросамолетов. На нем базируются 16 гидроистребителей и четыре гидросамолета разведчика.

28 мая в ходе операции “Ми” (захват Мидуэя) “Читозе” входит в состав охранения транспортов, перевозящих сухопутные силы вторжения на Мидуэй. 3-го июня “Читозе” атакован безрезультатно девятью самолетами Б-17. После этого конвой был атакован торпедами с “Каталин”, один транспорт торпедирован. После отмены операции “Ми” “Читозе” заходил на Уэйк, Курэ, Чичиджима, прошел докование. 

7 августа 1942-го года американцы высадились на Гаудалканале, а 9 августа 11-я дивизия гидросамолетов выдвинулась из Сасебо на юг и 17-го августа бросила якорь на базе Трук.

24-го августа “Читозе” принимает участие в битве у Восточных Соломоновых островов. В 10.15 6 Ф1М2 с “Читозе” атаковали 2 “Каталины”. Одна вела поиск японских авианосцев, другая искала конвой с десантом. Позже гидросамолеты с “Читозе” обнаружили соединение контр-адмирала Флетчера в составе авианосцев “Саратога” и ”Энтерпрайз”. В 18.20 два “Донтлеса” с “Саратоги” атаковали “Читозе”. Близкими разрывами 454-кг бомб корпус корабля был поврежден, три гидросамолета сгорели. 25-27 августа “Читозе” на буксире эсминца “Минегумо” идет в Трук. По пути он атакован семью Б-17, но новых повреждений не получил.

28-го августа “Читозе” все еще на буксире эсминца “Минегумо”, а его гидросамолеты осуществляют противолодочную защиту прибывающего на Трук Объединенного флота во главе линкорав “Ямато”. В этот день ”Ямато” атакован 4-мя торпедами с подводной лодки “Флаинг фиш” (SS-229), но они все промахнулись. В этот же день 8-й флот создал Зону воздушных сил “R(RHomenKokuButai). Гидросамолеты с “Читозе” приписаны к группе № 1. СилыR” базируясь на острове Санта-Изабель, в 135 милях от Гуадалканала, осуществляют противооздушное и противолодочное прикрытие сил, действующих в этом районе. Сам же “Читозе” готовиться к переходу в Йокосуку для ремонта. 18-го сентября он возвращается в Трук.

4-го октября, во время патрулирования, гидросамолет с Ф1М2 с “Читозе”, пилотируемый Катсуки Киёми, замечает группу из 5 Б-17 и 4 истребителей. Для предотвращения атаки этими самолетами гидроавианосцев летчик таранит головной Б-17. Оба самолета падают. Позже эсминец “Акитсуки” спасает и пилота и наблюдателя с Ф1М2. Экипаж Б-17 пропал. 9 октября “Читозе” прибыл в Шортленд для усиления Сил южных морей. 11-12 октября, когда произошел бой у мыса Эсперанс гидроавианосцы “Ниссин” и ”Читозе” с охраняемым конвоем разгружались у Тассафаронга, Гуадалканал.

15 октября гидросамолеты с “Читозе” обнаружили американский конвой в сопровождении эсминца “Мередит” (DD-434). 27 самолетов, поднятых с Дзуйкаку уничтожили эсминец, а конвой, сразу после обнаружения гидросамолетами, повернул обратно, на Эспириту-санто.

В ноябре “Читозе” уходит в Японию на докование, а 26 января 1943 г. на верфи в Сасебо начинается его переделка в авианосец. Встрой, авианосецЧитозевозвращается 1-гоноября 1943-гогода. 1 февраля 1944 г. зачислен в состав 3-й дивизии авианосцев Мобильного Флота. 11-го мая 1944-го года приняла на борт другую часть самолетов 653-й авиагруппы.

22 мая 1944 г., во время тренировок авиагруппы “Читозе” в 09,24 был атакован торпедами с подлодки “Паффер” (SS-268), но торпеды взрываются раньше, так и не достигнув цели. Отвратительное качество американских торпед в этот раз спасло жизнь “Читозе”. В битве в Филиппинском море “Читозе” и ”Чийода” действовали совместно и повреждений не получил. После боя отход в Японию, ремонт и 20-го октября, вместе со своим систершипом “Чийода”, в составе соединения адмирала Одзавы “Читозе” отправился в залив Лейте.

25 октября, в 08.35 “Читозе” получил три близких разрыва бомб, или, что более вероятно, попадание торпедой в корпус напротив лифта №1. Котельные № 2 и № 4 по левому борту тут же затопило. Корабль получил крен в 27 градусов. В результате спасательных работ крен был уменьшен до 15 градусов. Руль перестал работать, управление кораблем велось с помощью машин. В 8.55 крен вновь увеличился до 20 градусов, одно машинное отделение затопило и скорость упала до 14 узлов. В 9.25 вышел из строя еще один мотор и скорость упала еще больше. В 09.25 отсек за машинным отделением так же оказался затопленным, крен достиг 30 градусов. Вице-адмирал Мацуда на “Хьюге” дал приказ крейсеру ”Исудзу” взять ”Читозе” на буксир. Но это сделать не удалось. В 09.37 ”Читозе” лег на левый борт и носом вперед ушел под воду вместе с 903 членами экипажа. ”Исудзу” спас 480 человек, эсминец “Шимотсуки” 121 члена экипажа. “Читозе” затонул в точке с координатами 19 - 20' С.ш., 126 - 20' В.Д.

В один день, 20.12.44 оба корабля (”Читозе” и ”Чийода”) были исключены из списков флота.

 

7. Заключение

Создание кораблей “Читозе” и ”Чийода” было скорее вынужденной мерой. Японские стратеги прекрасно понимали, что гидросамолеты не смогут составить достойной конкуренции самолетам с колесным шасси. А строительство большого количества маленьких авианосцев, так же не давало бы преимущества японскому флоту перед Англией и США. Можно наверняка предположить, что развернув массовое строительство 10000 – тонных авианосцев, Англия и США не закрывали бы на это глаза и они обязательно бы потребовали ввести ограничения и на маленькие авианосцы. Будучи в статусе гидроавианосцев наши герои активно использовались на второстепенных ролях: поддержка вторжения, прикрытие конвоев, обеспечение миниподлодок и т.п. Большего от этих кораблей ждать не приходилось. Полноценными же авианосцами они стали тогда, когда уже было поздно. Самолеты и экипажи в 1944-м году в основном шли на пополнение больших авианосцев. “Читозе” и ”Чийода” комплектовались самолетами и экипажами по остаточному принципу. Полностью обеспечить флот самолетами промышленность Японии в 1944-м году уже не могла. С кадрами ситуация была еще хуже. Вот так, блестящая идея разбилась о суровую реальность

 

P.S. Адмирал Ямамото, еще до Перл-Харбора говорил (не дословно, примерно): я смогу вести войну с США в течение полутора, максимум 2-х лет. После этого американская промышленность нас просто задавит количеством. Так и случилось!

 

8. Список используемых источников

1. http://wunderwaffe.narod.ru/Reference/Fleet/index.htm

2. http://commi.narod.ru/bmc/mk1av/av8.htm

3. http://www.combinedfleet.com/

4. Куча книжек по морским баталиям, прочитанных в школе и названия которых успешно забыты.

 

Фотографии красивых моделей описываемых кораблей. На них представлен детальный внешний вид описываемых кораблей.

 

20081028 225.jpg 20081028 245.jpg chiyoda-06.jpg chiyoda-07.jpg

 

 

ChitoseSP.jpg

ijn-chitose.jpg

chitose.jpg

Latecoere298.jpg

командант Тест.jpg

sm (2).jpg

sm (3).jpg

chitose01.jpg

Чийода1.jpeg

sm (1).jpg

Смотр 11,10,1940.jpeg

20081028 225.jpg

20081028 245.jpg

chiyoda-06.jpg

chiyoda-07.jpg

f1m-2.jpg

Изменено пользователем Azat_Ko
  • Плюс 11

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 499
Старший альфа-тестер
2 277 публикаций
11 713 боёв

Есть одно но. Титосэ и Тиёда.

Но мне понравилось, лови плюс.

 

Как правильно: Ганс Христиан Андерсен или Ганс Кристиан Андерсен? Вопрос транскрипции не более. В одних источниках Титосе, в других Читозе в третьих Читосе
Изменено пользователем Azat_Ko
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер
629 публикаций
6 171 бой

ТС, будте пожалуйста добры, все фотографии выложить в нормальном размере через фотохостинг. А то открывать каждую фотку как то, на мой взгляд, не очень удобно.

Да и ещё, я бы весь текст вытащил из под спойлеров, а под ними оставил только фотографии. Так бы ло бы, намного удобней читать текст.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
258
[7W]
Старший альфа-тестер
914 публикации
169 боёв

Есть одно но. Титосэ и Тиёда.

Но мне понравилось, лови плюс.

 

Есть разные системы транскрибирования с японского.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Старший альфа-тестер
4 329 публикаций
2 195 боёв

Мне понравилось оформление. Наконец-то все под спойлеры разобрано! Удачная тема, за сим-плюс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
4 308 публикаций

 

Есть разные системы транскрибирования с японского.

 

Точно. Знаю две из них: Хэпбёрн и Поливанов. Если есть ещё - скажи, с радостью поглощу и обработаю. Резонно стремиться к знаниям.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
344 публикации
3 126 боёв

Как правильно: Ганс Христиан Андерсен или Ганс Кристиан Андерсен? Вопрос транскрипции не более. В одних источниках Титосе, в других Читозе в третьих Читосе

Так вот во вторых и третьих неправильно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 499
Старший альфа-тестер
2 277 публикаций
11 713 боёв

Так вот во вторых и третьих неправильно.

 

Прошу предоставить аргументы

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×