0 [J_R] pashkarom Участник 6 публикаций 16 108 боёв Жалоба #101 Опубликовано: 11 июл 2020, 06:05:01 Сем, типам, Хз что это Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 anonym_0wCuTVkP2zyg Участник 5 публикаций Жалоба #102 Опубликовано: 11 июл 2020, 06:10:37 Scharnhorst эсминец "Вильям Д Портер" U-134, К-74 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 [VVF34] Molchun34 Участник 6 публикаций 4 397 боёв Жалоба #103 Опубликовано: 11 июл 2020, 06:31:36 (изменено) 1. Сэм 2. USS William D. Porter (DD-579) 3. Подводные лодки Изменено 11 июл 2020, 06:34:27 пользователем Molchun34 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 534 [FLOOD] Daemian Участник, Коллекционер 7 931 публикация 33 291 бой Жалоба #104 Опубликовано: 11 июл 2020, 06:48:34 1. "Dunkerque", линейный крейсер, головной корабль одноимённого типа. 2. 23 сентября 1941г. в ходе буксировки повреждённого бомбардировкой эсминца "Беспощадный" началось волнение, повреждённая носовая часть начала сдирать обшивку, угрожая затоплением и старшина 2-й статьи Сехниашвили топором отрубил её. 3. Корвет/вооружённый траулер "Айршир". Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 102 [L_I_S] Leeroi4 Бета-тестер, Коллекционер 1 605 публикаций 10 244 боя Жалоба #105 Опубликовано: 11 июл 2020, 06:49:47 1) PS Medway Queen. На картинках изображены линкор "Дюнкерк", зашифрованы "Операция" и "Динамо". В семафорной азбуке загадано MEDWAYQUEEN. Это колесный пароход, который в первой половине 1940 года патрулировал Дуврский пролив. 27 мая получил приказ следовать в Дюнкерк, где в составе «флотилии маленьких кораблей» принял участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка; совершил семь рейсов, вывез, в общей сложности, семь тысяч военнослужащих и сбил три немецких воздушных судна. За эту операцию судно получило прозвище «героиня Дюнкерка». С 2016 года судно функционирует как музей в городе Джиллингем в графстве Кент. 2) Речь идет об атаке на эсминец "Беспощадный" и обрубке носовой части корабля топором. С конца июля по сентябрь 1943 г. "Беспощадный" почти постоянно находился в море, сопровождая транспорты, обстреливая румынские виска под Одессой, неся дозорную службу. 22 сентября, во время артиллерийской поддержки советского десанта под Григорьевкой, эсминец атаковали 22 фашистских бомбардировщика, сбросивших на корабль 84 бомбы. "Юнкерсы-87" пикировали с разных направлений, затрудняя зенитный огонь. Сначала близким разрывом бомбы была повреждена корма - в районе 173-го шпангоута на палубе и по бортам образовался гофр. От сотрясения сработал кормовой торпедный аппарат: торпеды с включившимися двигателями ударились в переборку помещения дизель-генераторов, но, к счастью, не взорвались. Через трещины в кормовые помещения начала поступать вода; скорость эсминца, поначалу доведенная до 24 узлов, стала падать. В этот момент "Беспощадный" получил сразу два прямых попадания бомб в носовую часть. Одна из бомб, пробив палубу полубака около клюза правого борта, вышла через борт и взорвалась в воде. Другая разорвалась в глубине корпуса, в районе мотора носового шпиля. В результате вся носовая часть корпуса до 35-го шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах обшивки. Эсминец получил дифферент на нос в 1,5 м, но сохранил ход и самостоятельно добрался до Одессы. В течение 23 сентября на "Беспощадном" подкрепили переборки, а также палубы и борта в районе гофров. Вечером с помощью буксира СП-14 повели эсминец в Севастополь. Буксировка осуществлялась кормой вперед со скоростью 2-3 узла. Из-за усилившегося до 5 - 6 баллов волнения моря раскачивающаяся носовая часть начала сдирать обшивку с левого борта, образовался крен, возникла угроза затопления 3-го кубрика. Положение становилось критическим. Единственным выходом было решение обрубить носовую часть корабля. Рискованную операцию выполнил старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спустившись по штормтрапу за борт, он обычным топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не обломилась и не ушла под воду. После этого "Беспощадный" был взят на буксир "Сообразительным", а спасательное судно СП-14 шло сзади, защищая собой от волн искалеченный корпус эсминца. По прибытии в Севастополь "Беспощадный" сначала ремонтировался в Северном доке, а затем - на заводе №201. Носовая часть от нулевого до 18-го шпангоута была заимствована у погибшего эсминца "Быстрый", участок от 18-го до 40-го шпангоута пришлось изготовить заново. 3) HMS Ayrshire (FY 225). Кораблем командовал Лео Гредвелл (на первой картинке). В ходе прохождения конвоя PQ-17 он применил ряд нестандартных мер (использовал бронетехнику на борту для защиты, свернул далеко на север, покрасил корабли в белый цвет). Узнав о конвое лейтенанта Гредвелла, британское командование впало в ступор. С одной стороны, он нарушил приказ. С другой стороны — в той ситуации все действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть расценен как преступная ошибка. Факт есть факт. Три из одиннадцати спасшихся транспортов каравана PQ-17 были личной заслугой лейтенанта Гредвелла. Его наградили Крестом за доблестную службу. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
143 anonym_OCg2DcaGycM2 Участник 69 публикаций Жалоба #106 Опубликовано: 11 июл 2020, 06:56:15 1) PS Medway Queen 2) История про отрубленый топором нос эсминцу Владимиром Сехниашвили, при переходе в Севастополь эсминца Беспощадный в 41 году. 3)Эршир Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
34 [_DHO_] antowaa Участник 87 публикаций 11 189 боёв Жалоба #107 Опубликовано: 11 июл 2020, 07:06:56 1 PS Medway Queen 2 Эсминец Беспощадный. Отрубили топором свой почти оторванный нос. 3 Лейтенант Лео Гредвелл на корвете “Айршир” в составе PQ-17 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 [WMF-1] DunHill92 Участник 0 публикаций 7 031 бой Жалоба #108 Опубликовано: 11 июл 2020, 07:10:45 Ответ на 2 Этап. 1. ORP Błyskawica 2. Сивенко П.П. Случай, когда его «морской охотник» СК-065 сопровождал транспорт на «Малую Землю», и сбил 2 юнкерса. Оборона «Малой Земли». 3. HMS Ayrshire , корвет «Айршир» Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
168 [BLT39] von Участник 1 476 публикаций 29 538 боёв Жалоба #109 Опубликовано: 11 июл 2020, 07:12:54 1)PS Medway Queen 2)23 сентября 1941 после попадания бомбы в эсминец "Беспощадный" старшина 2й-статьи В.Сихнешвили отрубил поврежденный нос корабля топором.В этом помог матрос В.Никифоров 3)корвет "Айршир" HMS Ayrshire (FY 225) Лео Гредвелл Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
33 Morke84 Бета-тестер, Коллекционер 326 публикаций 26 108 боёв Жалоба #110 Опубликовано: 11 июл 2020, 07:16:17 1. Пассажирский пароход Medway Queen. Операция "Динамо" 2. Эсминец "Беспощадный", 23 сентября 1941 года. Старшина 2-й статьи В. Сехниашвили рубил топором обшивку корпуса, чтобы освободить корабль от почти оторванного попаданием бомбы носа. Награждён орденом "Красная Звезда" и американской медалью «За выдающуюся службу» 3. HMS Ayrshire. Командир Джозеф Лео Энтони Грэдвелл. Вопреки приказу не покинул конвой PQ-17 и довел несколько торговых судов до территории СССР. Награждён "Крестом за выдающиеся заслуги". Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 678 anonym_HNUScW7eyPJm Участник 783 публикации Жалоба #111 Опубликовано: 11 июл 2020, 07:40:55 1. Medway Queen. 2. 22 сентября 1941 года эсминец «Беспощадный», участвовал в артиллерийской поддержке советского десанта под Григорьевкой. Корабль был атакован 22 фашистскими бомбардировщиками. "Юнкерсы-87" пикировали с разных направлений, затрудняя зенитный огонь. Сначала близким разрывом бомбы была повреждена корма. Через трещины в кормовые помещения начала поступать вода; скорость эсминца, поначалу доведенная до 24 узлов, стала падать. В этот момент "Беспощадный" получил сразу два прямых попадания бомб в носовую часть. В результате вся носовая часть корпуса до 35-го шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах обшивки. Эсминец получил дифферент на нос в 1,5 м, но сохранил ход и самостоятельно добрался до Одессы. В течение 23 сентября на "Беспощадном" подкрепили переборки, а также палубы и борта в районе гофров. Вечером с помощью буксира СП-14 повели эсминец в Севастополь. Буксировка осуществлялась кормой вперед со скоростью 2-3 узла. Из-за усилившегося до 5 - 6 баллов волнения моря раскачивающаяся носовая часть начала сдирать обшивку с левого борта, образовался крен, возникла угроза затопления 3-го кубрика. Положение становилось критическим. Единственным выходом было решение обрубить носовую часть корабля. Рискованную операцию выполнил старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спустившись за борт, он обычным топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не обломилась и не ушла под воду. После этого "Беспощадный" был взят на буксир "Сообразительным", а спасательное судно СП-14 шло сзади, защищая собой от волн искалеченный корпус эсминца. 17 ноября 1941 г. эсминец «Беспощадный» на буксире вышел из Севастополя в Поти. Поначалу скорость буксировки колебалась в пределах 8-13 узлов, но затем в пустые топливные цистерны стала просачиваться вода, образовался крен. Скорость пришлось снизить до 5 узлов. Течь усилилась. Мотопомпы не справлялись с поступавшей водой. Выручил трактор, предусмотрительно погруженный на палубу: к его двигателю подключили дополнительную помпу. 3. Корвет “Айршир” (HMS Ayrshire). Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_lBM7WQjIKwgH Участник 3 публикации Жалоба #112 Опубликовано: 11 июл 2020, 08:08:11 2 этап: 1. PS Medway Queen. Небольшое пассажирское судно, колёсный пароход. 2. Топором обрубили поврежденную носовую часть эсминца Беспощадный.(22 сентября 1941 года эсминец «Беспощадный», участвовал в артиллерийской поддержке советского десанта под Григорьевкой. Корабль был атакован 22 фашистскими бомбардировщиками "Юнкерс-87". Корабль получил сильные повреждения, в результате вся носовая часть корпуса до 35-го шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах обшивки. При буксировке Из-за усилившегося до 5 - 6 баллов волнения моря раскачивающаяся носовая часть начала сдирать обшивку с левого борта, образовался крен, возникла угроза затопления 3-го кубрика. Положение становилось критическим. Единственным выходом было решение обрубить носовую часть корабля. Рискованную операцию выполнил старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спустившись по штормтрапу за борт, он обычным топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не обломилась и не ушла под воду. После этого "Беспощадный" был взят на буксир "Сообразительным", а спасательное судно СП-14 шло сзади, защищая собой от волн искалеченный корпус эсминца). 3. Траулер Айршир Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 952 [LST-W] Paladin_61RUS Участник, Коллекционер, Викигвардия 621 публикация Жалоба #113 Опубликовано: 11 июл 2020, 08:30:37 Ответы на второй этап: 1) Название корабля - PS Medway Queen. 27 мая 1940 года получил приказ следовать в Дюнкерк (одноименный крейсер - первая картинка) , где в составе «флотилии маленьких кораблей» принял участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка (операция "Динамо" - хирурги у операционного стола и символ спортивного клуба "Динамо" на второй картинке). На третьей картинке - название корабля переданное с помощью флажного семафора (MEDWAYQUEEN) https://ru.wikipedia.org/wiki/PS_Medway_Queen 2) Имеется ввиду эпизод применения в сентябре 1941 года топора во время борьбы за живучесть эсминца "Беспощадный" (на 1й картинке именно он бортовой номер - 17), который после попадания бомбы с бомбардировщика U-87 (вторая картинка) получил значительные повреждения, в результате попадания вся носовая часть корпуса до 35-го шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах обшивки. Единственным выходом было решение обрубить носовую часть корабля. Рискованную операцию выполнил старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спустившись по штормтрапу за борт, он обычным топором (3я картинка) в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не обломилась и не ушла под воду. За активное участие в обороне Одессы награжден орденом Красного Знамени (4я картинка) https://www.kchf.ru/ship/esminets/besposhadniy.htm 3) HMS Ayrshire (FY 225) под командованием Лео Градвелла (1я картинка), награжденного крестом "За безупречную службу" (2я картинка). На третьей - флажными сигналами зашифровано название. https://pikabu.ru/story/konvoy_leytenanta_gredvella_4804698 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
19 [ROSE] SYYukikaze Участник 38 публикаций 9 615 боёв Жалоба #114 Опубликовано: 11 июл 2020, 08:39:11 1. PS Midway Queen - небольшое пассажирское судно, колёсный пароход. Был построен в 1924 году в Труне для New Medway Steam Packet Company, которая использовала его для экскурсионных рейсов по реке Медуэй. Получил имя HMS Medway Queen после призыва и перекраски в серый ). Заслуги - 7 рейсов спасения солдат из Дюнкерка (Картинки - линкор Дюнкерк, Д-Дюнкерк, Врачи - спасение жизней). С 2016 года судно функционирует как музей в городе Джиллингем в графстве Кент. Флажные сигналы гласят название - Midway Queen. 2. Описан случай про буксировку изувеченного после бомбёжки эсминца Беспощадный на буксире, когда полуоторванный нос начал тормозить корабль и обдирать обшивку. Нос был обрублен топором. Много чего с ним приключилось... всё описано в вики ) https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Беспощадный_(1936) 3. Боевой траулер «Айршир». Сопровождавший PQ-17. Он был обычным рыболовецким траулером, это война сделала из него «боевое судно». Капитан «Айршира» Лео Грэдуэлл был… профессиональный юрист. Смертельный удар конвою был нанесен из Лондона. 4 июля в Адмиралтействе состоялось заседание. Первый морской лорд Дадли Паунд огласил разведданные, согласно которым боевая группа кригсмарине, возглавляемая линкором «Тирпиц», вышла на разгром PQ-17. Предстояло решить: вернуть конвой или принять тяжелый бой? Первый лорд Адмиралтейства Дадли Паунд нашел свое решение. Каждый сам за себя, один Бог за всех! В июле 1942 года немцами был разгромлен полярный конвой PQ-17. Из 35 транспортов уцелели 11. 3 спаслись лишь потому, что л-нт ЛеоГрэдуэлл наплевал на приказ и поступил так, как и положено военному моряку. Картинки - Сам Лео Гредээлл, Крест За выдающиеся заслуги ( Кресто, но не орден ). Для спасения, корабли ушли во льда, где простояли до конца охоты. Нашлась белая краска + простыни. Корабли были перекрашены, а стоящие на палубах танки приведены в боевую готовность для повышения обороноспособности. 9 июля полярный конвой Грэдуэлла вошел в пролив Маточкин Шар, где собирались уцелевшие от разгрома корабли конвоя, а 25 июля три белых транспорта и боевой траулер «Айршир» вошли в порт Архангельска. Узнав о поступке Грэдуэлла, британское начальство впало в ступор: нет слов, герой, но с другой стороны лейтенант откровенно наплевал на приказ! Но факт, что из 11 дошедших до Архангельска транспортов 3 уцелели исключительно благодаря лейтенанту Грэдуэллу, отрицать не мог никто. Капитан «Айршира» получил Крест за выдающиеся заслуги. Мог бы и получить орден, если бы был более дисциплинированным и выполнял приказы. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 anonym_lUj4CvbdRVbm Участник 37 публикаций Жалоба #115 Опубликовано: 11 июл 2020, 08:43:56 1. Medway Queen. 2. Подвиг старшины 2-й статьи Владимира Георгиевича Сехниашвили (эсминец «Беспощадный, 22 сентября 1941 года). 3. HMS Ayrshire (FY 225). Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Harry_Houdini1874 Участник 0 публикаций 2 273 боя Жалоба #116 Опубликовано: 11 июл 2020, 08:52:25 Ответы: 1. PS Medway Queen 2. Подвиг морского охотника СКА-065 под командованием Павла Сивенко. При сопровождении транспортника сбил 2 Ju-87, получил множественные повреждения. 3. Айшир Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
38 [JSDF] Chirkow_A Бета-тестер 13 публикаций 13 170 боёв Жалоба #117 Опубликовано: 11 июл 2020, 09:11:00 1) Medway Queen Небольшой пароход, принимавший участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка (Операция "Динамо"). Сейчас является кораблём-музеем. 2) Эсминец "Беспощадный". В начале Великой Отечественной войны был следующий эпизод: корабль был атакован германской авиацией. Носовая часть корабля была почти оторвана, но продолжала держаться, и угрожала более серьёзными разрушениям на корабле. Тогда один старшина топором "обрубил" ещё, после чего эсминец был взят на буксир. 3) Корвет HMS Ayrshire (FY 225) Под командованием лейтенанта Лео Гредвелла этот корвет собрал под защиту несколько транспортников и довёл их до Архангельска Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 535 anonym_viFJ21HnW7XU Участник 1 033 публикации Жалоба #118 Опубликовано: 11 июл 2020, 09:13:02 Второй этап 1. Ответ: Пассажирское судно, колёсный пароход Medway Queen (PS Medway Queen). 2. Ответ: Осенью 1941 г. старшина 2-й статьи В.Г. Сехниашвили топором обрубил (делал насечки на бортовой обшивке пока та не обломилась) поврежденную авиацией противника носовую часть эсминца «Беспощадный». 3. Противолодочный адаптированный 575-тонный траулер Middlesbrough MS Ayrshire, переименованного в HMS Ayrshire (FY 225). В русских источниках – корвет “Айршир”. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 reytex Участник 0 публикаций 5 382 боя Жалоба #119 Опубликовано: 11 июл 2020, 09:13:25 1)Medway Queen 2)Старшина 2-й статьи Сехниашвили отрубил топором не полностью оторвавшийся носовую оконечность эсминца Беспощадный 3)HMS Ayrshire Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
383 Jandarma_comando Викигвардия, Коллекционер 343 публикации 58 521 бой Жалоба #120 Опубликовано: 11 июл 2020, 09:26:29 1. Английский пассажирский колесный пароход назывался Medway Queen. 2. В виду имеются события 22 сентября 1941 года на эсминце «Беспощадный» (героический поступок старшины 2-й статьи Владимира Георгиевича Сехниашвили). 3. Лейтенант Лео Джозеф Энтони Грэдвелл командовал корветом «HMS Ayrshire (FY 225)». Пояснения: 1) В картинках зашифрована Операция «Динамо». Семафорной азбукой написано слово МЕDWАYQUЕЕN. PS Medway Queen (Ме́дуэй Куи́н) — небольшое пассажирское судно, колёсный пароход. После постройки в 1924 году возил пассажиров в экскурсионные рейсы по реке Медуэй. С началом Второй мировой войны, осенью 1939 года, был призван на военную службу и сменил окраску с чёрно-бело-кремовой на строгую серую. Также был переоборудован в минный тральщик и получил имя «HMS Medway Queen». В первой половине 1940 года патрулировал Дуврский пролив. Однако уже 27 мая получил приказ следовать в Дюнкерк, где в составе «флотилии маленьких кораблей» принял участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка (Операция «Динамо»); совершил семь рейсов, вывез, в общей сложности, семь тысяч военнослужащих и сбил три немецких воздушных судна. За эту операцию судно получило прозвище «героиня Дюнкерка». С 2016 года судно функционирует как музей в городе Джиллингем в графстве Кент. 2) На фото - эскадренный миноносец "Беспощадный" Черноморского Флота; далее на картинках: немецкий пикирующий бомбардировщик «Junkers Ju 87»; советский моряк с топром, затем флаг, который в 1935—1950 гг. назывался Почётный Революционный Военно-морской флаг, а с 1950 по 1992 г. - Краснознамённый Военно-морской флаг; после него – советский орден Красной Звезды и американская медаль «За выдающуюся службу на флоте». 22 сентября 1941 года, во время артиллерийской поддержки советского десанта под Григорьевкой, эсминец атаковали 22 бомбардировщика Ju-87, сбросивших на корабль 84 бомбы. Самолеты пикировали с разных направлений, затрудняя зенитный огонь. Сначала близким разрывом бомбы была повреждена корма - в районе 173-го шпангоута на палубе и по бортам образовался гофр. От сотрясения сработал кормовой торпедный аппарат: торпеды с включившимися двигателями ударились в переборку помещения дизель-генераторов, но, к счастью, не взорвались. Через трещины в кормовые помещения начала поступать вода; скорость эсминца, поначалу доведенная до 24 узлов, стала падать. В этот момент «Беспощадный» получил сразу два прямых попадания бомб в носовую часть. Одна из бомб, пробив палубу полубака около клюза правого борта, вышла через борт и взорвалась в воде. Другая разорвалась в глубине корпуса, в районе мотора носового шпиля. В результате вся носовая часть корпуса до 35-го шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах обшивки. Эсминец получил дифферент на нос в 1,5 м, но сохранил ход и самостоятельно добрался до Одессы. В течение 23 сентября на «Беспощадном» подкрепили переборки, а также палубы и борта в районе гофров. Вечером с помощью буксира СП-14 повели эсминец в Севастополь. Буксировка осуществлялась кормой вперед со скоростью 2-3 узла. Из-за усилившегося до 5 - 6 баллов волнения моря раскачивающаяся носовая часть начала сдирать обшивку с левого борта, образовался крен, возникла угроза затопления 3-го кубрика. Положение становилось критическим. Единственным выходом было решение обрубить носовую часть корабля. Рискованную операцию выполнил старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спустившись по штормтрапу за борт, он обычным топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не обломилась и не ушла под воду. После этого «Беспощадный» был взят на буксир «Сообразительным», а спасательное судно СП-14 шло сзади, защищая собой от волн искалеченный корпус эсминца. По прибытии в Севастополь «Беспощадный» сначала ремонтировался в Северном доке, а затем - на заводе №201. Носовая часть от нулевого до 18-го шпангоута была заимствована у погибшего эсминца «Быстрый», участок от 18-го до 40-го шпангоута пришлось изготовить заново. Эсминец «Беспощадный» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года (первым среди надводных кораблей в годы великой Отечественной войны) был награждён орденом Красного Знамени. Старшину Сехниашвили наградили орденом Красной Звезды и американской медаль «За выдающуюся службу на флоте». 3) На фото - Лео Джозеф Энтони Грэдвелл, затем – «Крест Военно-морских сил» (США) и яхта. Лейтенант Лео Грэдвелл по профессии был адвокатом. В июле 1942 года командовал корветом «HMS Ayrshire (FY 225)». Это был мобилизованный траулер «Ayrshire». В истории его имя сохранилось благодаря участию в конвое PQ17. Вечером 4 июля 1942 года британское Адмиралтейство сняло охранение конвоя PQ-17, предложив транспортам самостоятельно пробиваться в русские порты. Военный флот отошел полным ходом на Запад. Корвет «Ayrshire» из непосредственного охранения конвоя остался с транспортами посреди Баренцева моря. Глядя вслед уходящим эсминцам, командир корвета лейтенант Грэдвелл понял, что с 10 узлами ему за военными кораблями не угнаться. Ждать его никто не собирался. Конвой к тому времени уже достиг 30 град. в.д., и возвращаться было слишком поздно. Вооруженным траулерам, тральщикам и корветам было приказано самостоятельно добираться до Архангельска. На этом связь с командованием прервалась. Некогда мощный конвой постепенно таял на горизонте. Большинство транспортов шли на северо-восток, надеясь укрыться в бухточках Новой Земли и оттуда дотянуть до Архангельска. Кто-то повернул на север в надежде отсрочить встречу с немецкими подлодками. Вооруженная «мелочь» — корвет ПВО «HMS Palomares», тральщики «HMS Britomart (J22)», «HMS Halcyon (J42)» и «HMS Salamander (J86)» — сбились в кучу и, отстреливаясь, стали пробиваться к Новой Земле. Тяжелогруженые транспорты, желающие присоединиться к отряду, посылались прочь, несмотря на отчаянные просьбы о защите. Решение мотивировалось приказом о необходимости рассеяния конвоя, что, однако, не мешало самим тральщикам держаться сообща. Корвет «Ayrshire» под командованием Грэдвелла поступил интереснее. Он двинулся на северо-запад, почти в обратном направлении. Будучи предоставленным сам себе, он вскоре присоединил два транспорта «Ironclyde» и «Тroubadour», и, объявив себя командующим отрядом, направился к границе паковых льдов. Туда, где меньше всего шансов нарваться на неприятности. По пути их маленький отряд встретил транспорт «Silver Sod», который также присоединился к конвою Грэдвелла. Дальнейшее выживание в опасных водах целиком зависело от находчивости бывшего адвоката, который сумел предложить ряд остроумных, но весьма действенных мер по защите судов. Вооруженный траулер «Ayrshire» водоизмещением 500 тонн военной ценности не представлял. В случае появления противника он был бы скорее потоплен, чем смог бы сделать выстрел из своей единственной пушки. Стремясь как-то повысить огневую мощь своего соединения, лейтенант Грэдвелл предложил использовать бронетехнику на борту транспорта «Тroubadour». Матросы, вооружившись, инструментов быстро сорвали пломбы. Лязгая траками по обледеневшей палубе, танки «Sherman» выстроились в оборонительную линию вдоль бортов. Их башни были развернуты в сторону моря, а расчехленные орудия заряжены и приготовлены к стрельбе. Танки поставлялись сразу с комплекте с вооружением, боезапасом и всеми необходимыми принадлежностями, включая электроплитку и обмундирование экипажа. Теоретически усилия Грэдвелла могли иметь шансы на успех. Вылетевший из тумана вражеский эсминец или идущая в надводном положении подлодка могли попасть в неприятное положение. А морская история изобилует примерами, когда всего одно удачное попадание, например в торпедные аппараты, губило военные корабли. Достигнув арктического льда, Грэдвелл не остановился и продолжил следовать вглубь на 20 миль — до тех пор, пока позволяла ледовая обстановка. Туда, где их могут зажать льды, но точно не достанут немецкие подлодки. Лавируя среди льдин, суда застопорили ход и погасили котлы, чтобы не выдавать себя дымами. Бежать им было некуда. По плану Грэдвелла, они должны были провести в этом районе несколько дней, дожидаясь, пока немецкие подлодки закроют “сезон охоты” и вернутся в базы. Тогда, его отряд, возможно, получит шанс проползти вдоль границы льдов к Новой Земле. Оставалась последняя проблема. В любой момент стоящие без хода транспорты могли быть обнаружены с воздуха. Беспомощный отряд стал бы отличной мишенью для бомбардировщиков. Грэдвелл приказал собрать в мастерских все белила и выкрасить палубы и борта со стороны открытого моря в ослепительно белый цвет. А там, где не хватало краски — использовать белые простыни. Спустя трое суток шум в радиоэфире начал стихать. Так и не обнаруженные противником суда выбрались из ледового плена и добрались до пролива Маточкин Шар. По пути был ими встречен и включен в состав отряда транспорт «Benjamin Harrison», а «Ayrshire» подобрал три шлюпки с экипажем потопленного «Fairfeed City». Там их и встретили корабли Северного флота и благополучно отконвоировали в Архангельск. Узнав о конвое лейтенанта Грэдвелла, британское командование впало в ступор. С одной стороны, он нарушил приказ. С другой стороны — в той ситуации все действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть расценен как преступная ошибка. Факт есть факт. Три из одиннадцати спасшихся транспортов каравана PQ-17 были личной заслугой лейтенанта Грэдвелла. Его наградили Крестом за доблестную службу. А сразу по возвращении перевели на противолодочный корвет «HMS Thirlmere» — еще более убогий баркас, чем предыдущий «Ayrshire». Рассказать о публикации Ссылка на публикацию