Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_sEJYYtYe1JpK

Бывший флагман Черноморского флота артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов».

В этой теме 48 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
1 462 публикации

Изображение


   Добрый день. Добрый день дорогие друзья и посетители Клубе ППП. Клуба Путешествий, Познаний и Приключений. Сегодня мы с вами отправляемся в город Новороссийск где посетим легкий крейсер "Михаил Кутузов"
   Кто-то пол года назад грозился написать о нем. Но, время идет а рассказа так и нет. Так давайте восполним этот пробел. Тем более что этот корабль вполне возможно будет в советской ветке в нашей игре. Вписывается по всем параметрам. Хоть он и поставлен на консервацию в конце прошлого века, ракетное вооружение на нем так и не разместили. Только торпедно-артиллерийское, а это, то что нужно для нашей игры.


За мной мои читатели!  Пристегнуть ремни. Генераторная! Максимальная мощность. Прокол пространства по готовности! Поехали!!!




Изображение


В городе-герое Новороссийске на вечной стоянке в состоянии консервации стоит легкий крейсер "Михаил Кутузов". Давайте перед экскурсией ознакомимся с его краткими тактико техническими характеристиками и историей.
Под спойлером одни цифры и ни одной картики.

Spoiler

Крейсер "Михаил Кутузов" ТТД:
Водоизмещение ______________________________16 300 т.Размеры:длина_______________________________________210 мширина______________________________________22 мосадка______________________________________7,3 м.Скорость хода максимальная: ________________33 узла.Дальность плавания: ________________________9000 миль при 16 узлах.Силовая установка___________________________паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.Бронирование:борт _______________________________________100 ммбашни_______________________________________175 ммрубка_______________________________________130 ммпалуба______________________________________50 мм.Вооружение:4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис)12 6х2 100-мм,16х2 37-мм орудий,Экипаж: 1270 чел.
История корабля:
Легкий крейсер пр.68-бисКрейсер "Михаил Кутузов" был заложен 23.02.1951 г. в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко)[size=4]- ныне Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ)[/size][size=4], заводской №385.[/size]Спущен на воду 29.11.1952 г.Вступил в строй 30.12.1954 г.На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период "холодной войны".Всего совершил 15 дальних походов.Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 гг.,Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 гг.Варну (Болгария) в 1964 г.01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта,1.3-31.07.1970 г. - вооруженным силам Сирии.В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А.Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом.23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.


Изображение3

   Термин "Крейсер" появился еще во время парусного флота. Первоначально он имел собирательное значение, так называли любой корабль, посланный в крейсерство - дальнее плавание для захвата и уничтожения  торговых судов противника, дозорной, конвойной, разведывательной или блокадной службы.
Во время крейсерских походов корабль сильно искрещивал море, от слова "крест" (голланд., франц.) и происходит название "крейсер" (есть, правда, и другое толкование слова "крейсер", что от немецкого "круизен" означало "длительное плавание"). Во времена парусного флота для крейсерских операций использовались корабли самых различных классов. Но уже тогда начали выделяться корабли, в наибольшей степени соответствующие условиям такой службы. К ним, в зависимости от района плавания и огромности, относили фрегаты, корветы, шлюпы, пинки, брикуны, шебеки и др.
   В первой половине XIX века на флот пришла паровая машина. Первыми боевыми кораблями с паровой машиной стали пароходо-фрегаты, которые сыграли большую роль в развитии крейсерских сил. Практически их считают родоначальниками крейсеров. Применение паровой машины резко усилило роль крейсеров как быстроходных разведчиков, дозорных и посыльных судов.
   Первый в России пароходо-фрегат "Богатырь" с паровой машиной мощностью 240 л.с был построен уже в 1836 г. В 1848 г. корабельным инженером А.И.Амосовым построен первый в российском флоте винтовой фрегат "Архимед". В 50-60-е годы прошлого века деревянные винтовые крейсера с гладкоствольной артиллерией (фрегаты, корветы, клипера) сыграли важную роль в истории флота России.
   Идея создания мощного и вместе с тем относительно дешевого океанского крейсерского флота, приспособленного для уничтожения в случае войны торговых судов противника, утвердилась в России. Парусно-паровые деревянные крейсера, обладавшие достаточно высокой скоростью, большой автономностью и дальностью плавания, с мощной артиллерией отвечали этим требованиям.
С переходом на композитные (железный набор и деревянная обшивка), а затем полностью металлические корпуса и на нарезные, заряжавшиеся с казенной части ствола скорострельные орудия, а также с введением минно-торпедного вооружения продолжалось традиционное разделение крейсеров на основные подклассы: фрегаты, корветы, клипера. А строительство броненосных фрегатов началось по инициативе адмирала А.А. Попова, внесшего большой вклад в отечественное кораблестроение. Сам же термин "крейсер" как обозначение уже давно сформировавшегося класса кораблей появился в классификации 1892 года. Тогда все имевшиеся в строю полуброненосные и броненосные фрегаты и корветы с броневой палубой были зачислены в крейсера I ранга, а небронированные крейсерские корабли, включая клиперы, - в крейсера II ранга. Классификация 1907 г. разделила все корабли на просто и броненосные крейсера. Но в классификации 1915 г. термин "броненосный крейсер" был исключен и введен "линейный крейсер".
   В советское время крейсера делились на тяжелые и легкие. Первоначально в боевой состав ВМФ СССР входили крейсера, построенные до революции или достроенные корабли этого класса, заложенные на стапелях еще в ходе первой мировой войны. Создание же первых советских крейсеров проходило сравнительно долго и мучительно. Рождению корабля проекта 68-бис предшествовала большая работа, длившаяся 15 лет.  Во многом царский кораблестроительный опыт был растерян, толковых специалистов не осталось - они либо эмигрировали, боясь репрессий, либо сгинули на бескрайних сибирских лесоповалах. Как об этом ни горько писать, но это - правда истории. Для проектирования требовался прототип, выполняющий роль отправного "скелета" - опираясь на него, нужно было, по возможности, создать нечто лучшее. Таким прототипом послужил итальянский крейсер "Раймондо Монтекукколи", полный комплект чертежей которого, не без трудностей, был закуплен СССР.
   Опираясь на "Р. Монтекукколи", работая не щадя живота своего, наши конструкторы выдали проект "26" и чуть позже "26-бис" - тяжелые крейсера типа "Киров" и "Молотов". Эти корабли, вооруженные 180-мм артиллерией главного калибра, вступили в строй перед самой Великой Отечественной войной и успешно воевали с немцами.
   Проекты "26" и "26-бис" по внешнему виду очень сильно были похожи на своего предшественника - итальянца, да другого и быть не могло. Дальнейшее же развитие "26-бис" вылилось в новый проект - он получил номер "68" и по архитектуре далеко от него не ушел, но в остальном - в конструкции корпуса, системах, артиллерии, оборудовании и т.п. - шаг был сделан вперед, и весьма значительный.
Окончательно проект "68" был доработан в 1939 году в стенах ЦКБ-17 Наркомата судостроительной промышленности СССР. Вел проект главный конструктор Маслов. Для флота предполагалось построить 12 кораблей, фактически на стапелях было заложено 7 единиц - "Чапаев", "Чкалов", "Орджоникидзе", "Железняков", "Фрунзе", "Куйбышев", "Аврора".
   Начавшаяся война приостановила строительство крейсеров на долгие годы. После окончания войны с учетом боевого опыта нашего флота и поучительных сражений в Атлантике и на Тихом океане проект был переработан в "откорректированный" проект. Главным конструктором проекта был назначен сначала А.С.Савичев, а с 1947 г. его сменил Н.А.Киселев. Была усилена противовоздушная оборона, повышена живучесть корпуса, установлена радиолокация. Проект получил новую литеру "68-к". Окончательно по откорректированному проекту было достроено 5 кораблей - "Чапаев", "Комсомолец" (бывший "Чкалов"), "Железняков", "Куйбышев", "Фрунзе", которые были приняты флотом в 1949-1950 гг.
   Эти крейсера, в отличие от отечественного прототипа, были вооружены меньшей артиллерией в 152 мм - типичной для легких крейсеров. Промежуточный калибр 180 мм оказался неудачным и дальнейшего развития не получил - несмотря на все хвалебные пропагандистские восклицания в его адрес.
К моменту ввода в состав флота проект "68-к" уже морально устарел. Для советского флота требовался более мощный крейсер, способный выполнять функции океанского рейдера. Одновременно с достройкой кораблей предвоенных проектов в эти годы были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже во время проектирования можно было максимально учесть и опыт войны, и все то новое, что могли дать послевоенная наука и производство. Оставить флот без крупных кораблей было нельзя, и потому крейсера проекта "68-бис" решили строить.
   В 1946 году началась разработка проекта "68-бис", а 14 июня 1947 года он был утвержден решением Совмина СССР. Наверное, "68-бис" впитал в себя дальние отголоски старых русских крейсеров (входивших в так называемый Владивостокский отряд, делавший набеги на японское побережье в 1904 г.) и германских рейдеров-одиночек, пиратствовавших почти безнаказанно в Атлантике в первый этап второй мировой войны.
Главному конструктору проекта "68-бис" - А.С.Савичеву удалось создать артиллерийский корабль нового поколения. Что-то в корабле было от итальянцев, от немецких тяжелых крейсеров типа "Адмирал Хитер" и, конечно, все лучшее с проектов "68-бис" и "68-К".
   Первым кораблем этого проекта стал артиллерийский крейсер "Свердлов", положивший начало вводу в состав Военно-Морского флота СССР большой серии артиллерийских крейсе (спущен на воду на Балтийском судостроительном заводе им.С.Орджоникидзе 5.7.1950г., 15.5.1952г. включен в боевой состав ВМФ).
К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр."68-бис" флот пополнился лишь 14 крейсерами данного типа, ставшими после списания линкоров типа "Севастополь", основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ. Большая часть крейсеров пр."68-бис", построенных вскоре после "Свердлова", получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России ("Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов", "Адмирал Ушаков", "Адмирал Сенявин", "Александр Невский", "Александр Суворов", "Михаил Кутузов", "Дмитрий Пожарский"), либо известных партийных деятелей ("Дзержинский", "Жданов", "Орджоникидзе"), либо по названию городов - "Мурманск" и "Молотовск" (позднее переименован в "Октябрьскую Революцию"). Некоторые корабли этого проекта, чье строительство, начиная с 1956 г. сначала было приостановлено, а спустя два года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС, прекращено, имели названия: "Владивосток" (бывший "Дмитрий Донской"), "Архангельск" (бывший "Козьма Минин"), "Варяг", "Щербаков", "Кронштадт", "Таллин", "Адмирал Корнилов".
   У крейсеров типа "Свердлов", поставленных в строй, судьба сложилась по-разному "Орджоникидзе" впоследствии был продан Индонезии и в составе ее ВМС числился под именем "Ириан". "Адмирал Нахимов" (намеченный к перевооружению пр. "71" с заменой АГК на ЗУР) в 60-х годах был исключен из состава флота после участия в испытаниях первых образцов противокорабельного ракетного оружия "Дзержинский" переоборудован в соответствии с пр."70-э".
Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ в середине пятидесятых, вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа "Свердлов". Была осуществлена замена их прежних зенитных систем сначала на автоматы В-II-м, а затем действительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 было произведено переоборудование и оснащение кораблей и современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа "Свердлов" осуществлялось по проекту "68-а". Два крейсера - "Жданов" и "Адмирал Сенявин" - позже в соответствии с пр. "68-у-2" и "68-у-1" были переоборудованы в корабли управления. До пополнения ВМФ новыми кораблями "океанского, ракетно-ядерного флота" крейсера пр. "68-бис" и его вышеуказанные модификации принимали, пока позволяли их технический ресурс и обстановка, активное участие боевой службы. В настоящее время все корабли данного проекта выведены из боевого состава флота и пущены на слом.
   Лишь одному из них - "Михаилу Кутузову" судьбой уготовано навечно остаться во флотском строю - в качестве Военно-морского корабельного музея широкого профиля, который отражал бы историю ВМФ.
Давайте начнем наш осмотр, по традиции, с носовой башни главного калибра.


Изображение

Да, по сравнению с орудиями Миссури406.4мм 152мм конечно смотрится не так впечатляюще. Ну не шмогла промышленность выдать АРТ системы большего калибра. В итоге получился легкий крейсер.


   Проектирование трехорудийной башенной установки МК-5 для легких крейсеров проекта 68 началось весной 1937 года в КБ Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Для нее на заводе “Большевик” была специально сконструирована 152-мм пушка Б-38 (кроме крейсеров проекта 68, планировалось установить эти пушки в башнях линкоров проекта 23 “Советский Союз” и крейсеров проекта 69 “Кронштадт”). Тактико-техническое задание на пушку Управление ВМС утвердило 29 сентября 1938 года. Ни пушка, ни башня никаких отечественных аналогов не имели, и создание этой системы представляло собой качественный скачок в нашей морской артиллерии.
   Первый опытный образец пушки Б-38 был изготовлен на заводе “Большевик” в начале 1940 года и отстрелян на научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне (НИМАП) в июне - сентябре того же года на полигонном станке Б-46. По результатам испытаний была проведена доработка орудия, после чего его запустили в серийное производство. В 1941 году на НИМАПе было отстреляно 13 таких пушек. Б-38 даже удалось поучаствовать в войне, но не на кораблях, а на железнодорожных установках. Причем они были поставлены на “древние” станки от 203-мм 45-калиберных пушек Канэ, спроектированных в 1894 году. Кроме того, одна пушка с полигонного станка вела огонь по немецким войскам под Ленинградом.
После войны завод “Большевик” развернул крупносерийный выпуск пушек Б-38 для башенных установок МК-5 и МК-5-бис. Иных применений у пушки Б-38 не было. Береговые установки МУ-2 и СМ-9 имели другие качающиеся части, созданные на базе Б-38.
   Производство башен МК-5 планировалось освоить на Старокраматорском заводе имени Орджоникидзе, для чего там построили специальный башенный цех. Но война прервала все работы, и ни одной башни изготовлено не было.
   В 1946-1947 годах рабочие чертежи башен МК-5 корректировались в ЦКБ-34 в соответствии с ТТЗ, утвержденным в марте 1946 года. Производство башен велось на ЛМЗ; первая была закончена в марте 1947 года. Четыре башни, изготовленные в 1947 году, установили на крейсере “Чапаев”. Они прошли два этапа государственных испытаний, с 22 сентября 1949 года по 16 мая 1950 года. Башенная установка МК-5 была принята на вооружение приказом по Военно-морскому министерству 9 августа 1950 года. Всего же в 1947-1949 годах изготовили двадцать башен МК-5, которые и установили на пяти крейсерах типа “Чапаев”.
14 марта 1946 года ЛМЗ получил тактико-техническое задание на модернизацию башен, согласно которому КБ завода выполнило проект башни МК-5-бис, утвержденный 23 сентября 1947 года. МК-5-бис имела только два отличия от МК-5: дистанционный привод наведения орудий и круговые подхваты для предотвращения опрокидывания. Головной образец МК-5-бис был изготовлен в мае 1950 года.
Государственные испытания первых 4 башен были проведены в два этапа, с 1 октября 1951 года по 30 апреля 1952 года, на крейсере “Свердлов”. Башни были приняты на вооружение одновременно с крейсером. Акт приемки утвержден Советом Министров 22 августа 1952 года.
Всего с 1950 по 1955 год было изготовлено 88 башен МК-5-бис, то есть на 22 крейсера проекта 68-бис. Производство башен было прекращено постановлением Совмина Союза от 29 октября 1955 года. С августа 1952 года по ноябрь 1955 года в состав ВМФ было введено 14 крейсеров проекта 68-бис, то есть на службу поступило 56 установок.
   Ствол орудия Б-38 лейнированный (т.е. имеет лейнер: трубу-вкладыш, который при износе можно заменять без демонтажа всего орудия). Затвор пушки поршневой, двухтактного действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора - от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий механизм БС-9 гальваноударного действия. В качестве противооткатных устройств в нижней части люльки размещались два тормоза отката веретенного типа и один гидропневматический накатник.
   Наиболее важные особенности башен: заряжание орудий картузное; досылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору производилась с помощью прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя; заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала; в камору заряд досылался вручную.
К недостаткам конструкции установок можно отнести несколько ручных операций - например, при перегрузке снарядов со стеллажей на транспортер и с транспортера в шахту элеватора. Однако большинство операций производилось все-таки с помощью электроприводов: всего в I - III башнях использовалось по 23 электродвигателя общей мощностью 111,8 кВт, а в IV башне - 20 электродвигателей мощностью 97,5 кВт.
Система ПУС "Молния АЦ-68-бис" для управления артиллерийским огнем ГК была разработана в НИИ-303 (главный конструктор С.Ф.Фармаковский) в 1947- 1949 годах и с 1949-го изготавливалась заводом №212. По решению МСП и ВМС от 28 мая 1949 года проект переработали в связи с установкой но­вых РЛС "Залп" и "Заря", а в название ПУС добавили букву "А".
   Основа системы ПУС "Молния АЦ-68-бис" - 2 центральных автомата стрельбы (ЦАС) с универсальными преобразователями координат, 2 резервных автомата стрельбы (РАС) и 4 башенных автомата стрельбы (БАС) в орудийных башнях, обеспечивавшие соответственно 3 схемы стрельбы (основную, резервную и башенную) в зависимости от характера цели, различных условий видимости и состояния моря, а также стрельбу при боевых повреждениях. Резервная схема управления огнем артиллерии ГК служила для выработки данных центральной наводки при необходимости быстро открыть огонь, для разделения огня по трем или четырем целям и при выходе из строя основной схемы.
В систему ПУС информация поступала от двух 8-м дальномеров ДМ-8-1 (пределы измерения дистанции 24 - 250 кбт (4392 - 45 750 м) и визира центральной наводки ВМЦ-5 в каждом из двух КДП2-8; двух бортовых визиров ВЦУ в боевой рубке; визиров МБ-6 и 8-м дальномера ДМ-8-2 в каждой из четырех башен ГК; радиодальномеров "Штаг-Б" (на II и III башнях), РЛС "Залп", "Заря» и "Риф". Данные поступали в систему ПУС также от датчиков лага "Гаусс-50", носового и кормового постов "Компонент", от гиропостов в носовом, кормовом, центральных постах, а также от ультразвуковой аппаратуры подводного наблюдения. В системе ПУС впервые применили артиллерийскую РЛС "Залп", с высокой точностью обеспечивавшую измерение не только дальности и курсового угла цели, но и отклонений точек падения снарядов от цели по всплескам.
Командно-дальномерные посты КДП2-8 (СМ-18-1) крейсеров проекта 68-бис были спроектированы в ЦКБ-34 и изготавливались Ижорским заводом имени А.А.Жданова. В отличие от КДП2-8 (СМ-18) крейсеров проекта 68К у них вместо РЛС "Редан-2" установили прибор приема данных от РЛС "Заря". Носовой КДП являлся главным командным постом управления огнем, а кормовой - резервным. Оборудование обоих постов одинаковое, каждый обслуживался расчетом из 8 человек. Вес носового КДП составлял 27356 кг, а кормового - 28036 кг.
В конце 50-х годов после небольшой доработки система ПУС была подключена и системе управления зенитным огнем (МПУАЗО), что позволило вести стрельбу главным калибром крейсера по воздушным целям, сопровождаемым артиллерийской РЛС “Якорь М2”. Таким образом, МК-5-бис стала первой в отечественное флоте универсальной установкой среднего калибра.

   В боекомплект пушки Б-38 входили снаряды:

  • полубронебойный ПБ-35,
  • осколочно-фугасный ОФ-35,
  • зенитный ЗС-35
  • осветительный парашютный СП-35.
Масса всех снарядов была одинакова - 55 кг, за исключением СП-35 (48,5 кг).
Снаряды ЗС-35 и СП-35 снабжались дистанционными взрывателями.
Снарядов со специальной боевой частью крейсера проекта 68-бис не имели. Вес боевого заряда составлял 24 кг (начальная скорость 950 м/с, дальность 30 215 м), пониженно-боевого - 16,5 кг (800 м/с и 23 722 м). Максимальное давление в канале 3200 кг/см2. По проекту в боекомплект крейсеров проекта 68 должны были входить по 12 выстрелов на ствол с осколочно-химическими снарядами.
На крейсере “Адмирал Сенявин”, при стрельбе 13 июня 1978 года после 8 залпов (на 9-м) первое орудие башни номер I не выстрелило, и механизм взаимной замкнутости полностью заблокировал орудие. По неясным до сих пор причинам расчет перешел с автоматического управления заряжанием на ручное, выключил две блокировки открывания затвора. Далее затвор был открыт, и снаряд, приготовленный к 10-му выстрелу, был дослан в камору, где он раздавил заряд 9-го выстрела, в результате чего последний воспламенился. Струя раскаленных газов попала внутрь башни и подожгла 5 зарядов, находившихся там. В результате пожара и затопления по приказу командира крейсера погребов башни тогда погибло 37 человек.
В настоящее время сохранились всего 4 башни такого типа, установленные на артиллерийском крейсере-музее "Михаил Кутузов", который находится на вечной стоянке в Новороссийске где мы сейчас с вами и
находимся.

Изображение5


МК-5 (МК-5-бис) : основные характеристики
Длина ствола полная, мм/клб__________________________8935/58,6Длина нарезной части, мм_____________________________6980Угол вертикального наведения_________________________-5°, +45°Угол горизонтального наведения:I, III и IV башен____________________________________+148°II башни_____________________________________________+140°Скорость вертикального наведения, град/с_____________13°Скорость горизонтального наведения, град/с___________7°Толщина брони, мм:лоб___________________________________________________175борт__________________________________________________65корма_________________________________________________60крыша_________________________________________________75Масса, т:качающейся части одного орудия________________________16,65вращающейся части башни_______________________________216 (223)всей башни_____________________________________________242,8 (253,4)Скорострельность, выстр./мин...________________________4,8-7,5Начальная скорость снаряда, м/с_______________________950Дальность стрельбы, км_________________________________30,2Боекомплект, выстр.:I-III башен_____________________________________________180IV башни________________________________________________170Расчет, человек_________________________________________59-63
Радиогидов тут нет. Тут все сурово. К башне просто прикручена металлическая табличка с ТТХ

Изображение6

Перед башней размещаются шпили которые поднимают якоря.


http://img820.images...1/img2516w.jpg7

Тут тоже все сурово. Сверху на шпиле вы видите маховик и пазы куда можно вставить лом и с его помощью в случае выхода электро моторов из строя выбрать швартовые концы.


Изображение8


А это снаряд главного калибра.

Идем к надстройке. Тут у нас с каждого борта находятся башни универсального калибра. К ним привинчены такие же суровые таблички с ТТХ.

Изображение9

И вот сама башня.


Изображение


ТТХ 100-мм двухорудийной башни СМ-5-1


   Эти артустановки были специально спроектированы для крейсеров типа "Чапаев" и "Свердлов" (соответственно СМ-5 для пр.68 и СМ-5-1 для пр.68-бис). Артустановку СМ-5 разработали в ЦКБ-34 в 1943-1947 годах, опытный образец изготовили в 1947-м, а на вооружение приняли 11 мая 1949 года. Артустановки СМ-5 и СМ-5-1 серийно выпускали на заводе "Большевик" с 1948 по 1955 год. Всего их было сдано 150 штук - для пяти крейсеров проекта 68К и двадцати - проекта 68-бис.
Ствол орудия состоял из свободной трубы, кожуха, дульной гайки и упорного кольца, причем оба ствола помещались в одной люльке. Затвор - клиновой, горизонтальный, с пружинной полуавтоматикой. Досылка патрона производилась с помощью пневматического досылателя. Стреляющий механизм ударного действия, спуск - от электромагнита или вручную.
Артустановка была стабилизированной. Механизм стабилизации служил для удержания оси цапф качающейся части в горизонтальной плоскости при качке корабля: стабилизация производилась автоматически и с центрального поста при помощи системы дистанционного управления.
В боекомплект 100-мм орудий входили:
фугасные
осколочно-фугасные (вес 15,6 кг)
зенитные (15,6-15,9 кг)
осветительные беспарашютные (14,82 кг)
снаряды с содержанием ВВ (тротил, A-IX-2 или ДУ-5) от 5% до 8,6%. Кроме того, в боекомплект входил снаряд пассивных радиолокационных помех РП-55 весом 14,6 кг с 1,49 кг дипольно-отражательного стекловолокна. Вес боевого заряда составлял 7,2 кг (начальная скорость 1000 м/с, дальность до 24 км), уменьшенного - 3,9 кг (730 м/с и 16,7 км), специального для осветительного снаряда — 4,1 кг (780 м/с и 16,5 км). Потолок стрельбы по трубке равнялся 16 - 17 км, баллистический потолок около 20 км. Для стрельбы по зенитным целям имелся радиолокационный взрыватель.
   Система приборов управления стрельбой "Зенит-68-бис А" предназначалась для управления стрельбой универсальной артиллерии и выдачи целеуказания малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и состояла из двух совершенно одинаковых схем правого и левого борта с общей схемой целеуказания.
  Система ПУС обеспечивала передачу целеуказания СПН, группам МЗА и 100-мм артустановкам; стрельбу по видимым и невидимым воздушным и морским целям; пикирующим и кабрирующим целям при углах пикирования до 85° и углах кабрирования до 60°; неподвижным невидимым береговым целям со вспомогательной точкой наводки - види­мым ориентиром, а также по видимым береговым целям. Для выработки данных наводки орудий в различных вариантах боевого использования система "Зенит-68-бис А" имела четыре схемы: центральной наводки с основным постом наводки (СПН-500); центральной и прицельной наводки с резервным постом наводки (100-мм артустановкой); прицельной наводки при самоуправлении артустановки; прицельной наводки батареи по данным центрального поста (аварийную).
   В систему ПУС "Зенит-68-бис А" входили два центральных поста с центральным автоматом стрельбы ЦАС-1 и универсальным преобразователем координат ПКУ-1 в каждом; два СПН-500 с артиллерийской РЛС "Якорь", зенитным дальномером ДМС-4 и тремя визирами - вертикального, горизонтального наведения и управляющего огнем (пределы измерения дистанции до цели 10 - 160 кбт (1830 - 29280 м). Угол стабилизации - ± 5° по бортовой качке и ± 5° по килевой качке; башенные приборы ЦН, ЦАС-У, прицелы и радиодальномеры "Штаг-Б". Система "Зенит-68-бис А" соединялась с другими системами и радиолокацион­ными станциями: РЛС обнаружения "Гюйс-2" и "Риф"; системой ПУС главного калибра "Молния АЦ-68-бис А", что позволяло вести огонь главным калибром по воздушным целям; системой артиллерийской гироскопической стабилизации "Компонент": схемами "Лаг" и "Курс", дающими скорость и курс своего корабля.


Вот господа. Мы с вами снова уперлись в лимит на интегрированные картинки. Но впереди еще столько интересного!!!!
А пока можно налить чайку и потом читать дальше.



Изменено пользователем anonym_sEJYYtYe1JpK
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

И мы продолжаем. Вокруг надстройки находится 16 спаренных 37мм зенитных орудий. Это вам не столетний дредноут. Тут вопрос ПВО стоял уже очень серьезно.

 

Изображение1

ТТХ 37- миллиметрового  спаренного зенитного орудия В-11

Spoiler

   Артустановка 70-К была создана в 1938 году и принята на вооружение в 1940 году. Она производилась промышленностью в значительных объемах, и в 1942-43 годах заменила на большинстве советских кораблей полуавтоматическую 45-мм артустановку 21-К. Артустановка 70-К являлась основной автоматической артустановкой Советского ВМФ в период Второй мировой войны; на флот в этот период всего поступило 1671 такая артустановка (в армию - еще 489 единиц 61-К). За всю историю производства, продолжавшегося до 1955 г. было произведено 3113 таких артустановок.

На её основе была спроектирована и другая, двухорудийная артустановка - В-11. Технический проект установки В-11 был разработан АНИМИ в 1940 году. Ее государственные корабельные испыта­ния прошли на большом охотнике "Штурман" на Северном флоте с 16 июля по 12 августа 1944 года. В-11 приняли на вооружение 25 июля 1946 года. В ходе эксплуатации в ее конструкцию вноси­лись небольшие конструктивные изменения, и она получила индекс В-11М.

Она оказалась также весьма удачной по конструкции, и была принята на вооружение в 1946 г. Производство артустановки В-11 длилось до 1957 г., за это время было произведено 1872 таких артустановок.

   Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, затвор вертикально-клиновой. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки только ручные, с двумя скоростями. Механизм стабилизации ручного действия предназначен для стабилизации оси цапф качающейся части во время качки. Проку от ручной системы стабилизации было мало, в результате расчет уменьшили на одного человека, а систему стабилизации ликвидировали. Питание автоматов было обойменное (в обойме находилось 5 патронов); подача обойм ручная.

В состав боекомплекта входили

осколочно-трассирующие (вес 0,732 кг, вес ВВ - 36 г)

бронебойно-трассирующие снаряды (вес 0,758 кг, ВВ и взрывателя нет).

Начальная скорость обоих снарядов 880 м/с. Дальность стрельбы: баллистическая - 8400 м; по самоликвидатору - 4000 м; потолок - 4000 м.

 

В-11 : основные характеристики

Калибр, мм____________________________________________37Длина ствола, клб_____________________________________67Угол ВН, град_________________________________________-15/+90Угол ГН, град_________________________________________360Максимальная скорость наведения, град/с:вертикальная_________________________________________12,64горизонтальная_______________________________________16,7Масса, кг:___________________________________________3400Скорострельность, выстр./мин_________________________360Масса снаряда, г_____________________________________1522Начальная скорость снаряда, м/с______________________880Дальность стрельбы, м________________________________8400

Погуляли вокгруг надстройки, давайте зайдем внутрь и поднимемся к боевой рубке. Перед ней нас встречает уже знакомая суровая табличка.

 

 

Изображение

 

 

Которая рассказывает что тут находится мозг корабля во время боя. Идем внутрь.

Изображение

Да, если такая сорвется со стопоров, ногу или руку оттяпает как нефиг делать.

Изображение4

Внутри темно и страшно. И куча всякой не понятной аппаратуры.

Изображение5

Много чего раздолбано и растащено. Выходим на свежий воздух. И лезем выше к ходовой рубке.

Это уже мозг корабля во время мирного похода. Перед входам что? Правильно суровая табличка.

Изображение6

С крыла ходовой рубки окрывается вид на носовые башни главного калибра.

Изображение

И рядом находится уже современный зенитный автомат, добавленный при последней модификации корабля.

В игре таких точно не будет.

Изображение8

АК-230: 30-мм спаренная автоматическая артустановка ТТХ

 

   Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато во исполнение Постановления СМ № 144-85 от 4.02.1956 г.

ТТЗ на установку было утверждено главкомом ВМФ 20.03.1956 г.

Ее проектирование поручили ОКБ-43 (После реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34), а автоматов - ОКБ-16. Главным конструктором установки был С. А. Харыкин, а автомата револьверного типа - А. Э. Нудельман и В. Я. Неменов, откуда пошло и название - НН-ЭО (заводском индекс - 291П).

Эскизно-технический проект КЛ-302 был представлен 31.08.1956 г., а рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. для изготовления опытного образца установки.

Опытный образец был закончен ОКБ-16 в декабре 1957 года, однако автоматы 291П оказались непригодными для размещения их на установке из-за значительного отличия их веса, расположения центра тяжести, габаритов и силы отдачи от ранее согласованных между ОКБ-43 и ОКБ-16. Поэтому ОКБ-16 произвело доработку автоматов и прислало новые в марте 1958 года, но и эти автоматы не соответствовали документации, и в установку пришлось внести значительные конструктивные изменения. В итоге ее закончили лишь в апреле 1958 гола.

Заводские испытания установки проходили с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне № 55. Полигонные испытания были проведены с 11 февраля по 17 августа 1959 года там же.

Государственные корабельные испытания АУ КЛ-302 проводились на головном катере-ракетоносце проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 "Рысь" (главный конструктор Малиевский А. П.). Автоматы 291П были изготовлены на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения - на заводе № 710 (г. Москва). Корабельные испытания на катере с заводским номером 401 проходили с перерывами с 24 сентября 1960 года по 31 октября 1961 года в основном в Рижском заливе, а частично (в мае 1961 года) в районе Балтийска. По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.

Установка КЛ-302 с ПУС "Рысь" была принята на вооружение Постановлением № 882-378 от 24.08.1962 года и приказом министра обороны СССР № 0240 от 18.09.1962 года под названием АК-230-МР-104.

Работа автоматики НН-30 основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат НН-30 револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.

Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, - для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники - для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.

Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.

Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.

Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 - 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее - поддерживающим.

Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата. По баллистическим данным АК-230 не имеет аналогов ни в ВМФ, ни в СА, ни в ВВС, и ее боеприпасы также не взаимозаменяемы.

Боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83. Взрыватели МГ-30 и МГ-31 - головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 - донный, инерционного действия. Все оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11- 20 секунд. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим снарядом. Гильза латунная однократного действия. Вес патрона - 1,066 кг.

У всех выстрелов заряд единый - пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг, обеспечивающий начальную скорость 1050-1060 м/с, при максимальном давлении в канале 3100 кг/см2.

Официальная табличная дальность - 4738 м, баллистическая дальность (без самоликвидатора) - 6700 м при угле возвышения +45 град.

Для вооружения тральщиков в ноябре 1960 года ОКБ-43 были выданы тактико-технические требования на установку КЛ-302 в маломагнитном исполнении.

ОКБ-43 спроектировало маломагнитный вариант установки, получивший индекс КЛ-302М (АК-230М). К 4 мая 1963 года были завершены испытания АК-230М на тральщике пр. 266 и приказом главкома ВМФ № 0328 от 6.11.1963 г. 30-мм автоматическая установка в "частично маломагнитном исполнении" была принята на вооружение. ТТХ АК-230М не отличались от серийной АК-230. АУ АК-230М укомплектована электрооборудованием по варианту "Б".

Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Как у многих других корабельных АУ официальное принятие на вооружение последовало лишь через несколько лет после начала серийного производства.

Решение о конце производства АК-230 было принято 30.12.1983 года и в следующем году было окончательно прекращено.

АУ АК-230 были установлены на части крейсеров пр.68бис, ВПК пр.57А, МПК пр.1159Т; катера пр.205, 205М, 205П, 206, 206ЭР и других.

АУ АК-230М были установлены на тральщиках пр.257А, 266, 1252, 1265.

 

В саму ходовую рубку нас к сожалению не пустили. Ну ладно пойдем полазаем внутри надстройки.

Перед нами столовая.

 

Изображение

И она же по совместительсву ленинская комната.

Изображение

Ну вот, опять в лимит уткнулись. Встретимся в следующем сообщении.

 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Из офицерской столовой мы с вами проходим на камбуз. Это то место где готовили пищу на всю команду да еще 4 раза в день на тысячу с лишним человек.

 

Изображение1

В левом углу снимка вы видите КПП-250. Котел пищеварочный паровой. Объем 250 литров. Совершенно монстроузная вещь. Здоровенный котел с краном, обогревается перегретым паром от реактора корабельной котельной. Предохранительный клапан довольно часто выходит из строя и перегретый пар начинает валить прямо на камбуз, да еще с диким ревом. В нем варят... Да в общем все что угодно. От супа до чая. Что нальешь то и будет варить. У дальней стены электро плиты с духовыми шкафами. Народу много, духовых шкафов мало. От тены в плитах работают где как. Где жарит так что не подойдешь. Где еле теплится. Регуляторы были. Но поотваливались. Кондиционирование, а что это такое???? тут только вентиляция. Да и то моторы дохнут постоянно. В общем воздухозаборник в иллюминатор это наше все. В итоге зимой жарко. Летом, да еще в тропиках напоминает филиал ада температура в 40-50 градусов это норма. Ой долго я про это могу рассказывать. Пойдем дальше в кубрики.

Изображение

Обычная казарма только шконки в 3 ярусном исполнении, под ними соответсвенно 3 рундука с каждой стороны. Тумбочек нет. Раньше в минимальный объем было впихнуто больше тысячи человек. Сейчас на корабле только 20 моряков. Поэтому просторно. В общем все сурово. На воздух, на воздух!!! Выбираемся на палубу и идем в сторону кормы.

Изображение3

И находим корабельный колокол. Рынду. Он нужен для того чтобы отбивать склянки. Что это такое и зачем их надо бить, вы можете почитать вот тут.

Изображение

Наверху виден реревный командный пункт с рогами оптических дальномеров.

Изображение5

Также дальномерами и собственными оптическими прицелами оснащены все башни.

Изображение6

В случае уничтожения основного и запасного командного пунктов каждая башня может вести огонь самостоятельно.

Изображение

И вот мы с вами дорогие друзья подошли к кормовой башне главного калибра. Она полностью идентична носовой башне. Так что повторяться не будем. Перед ней лежит морская контактная мина на тележке. Про мины вы можете почитать вот тут.

Изображение

По палубе проложены рельсы по которым мины из погреба катят к корме и оттуда сбрасывают за борт. И перед вами кнехт крупным планом, эта штука для того чтобы на него наматывать швартовые концы для удержания корабля у причала во время стоянки.


 

   Итак дорогие друзья. Наша экскурсия подходит к концу. Традиционное СПАСИБО!!! Всем кто дочитал до конца. И до новых встреч в клубе ППП.

Изображение

Над выпуском работали.

Сбор и обработка материала Квак.

Художественное оформление П. Кудинов.

 

 

 

При создании топика были использованы материалы из следующий источников.

http://ru.wikipedia....утузов_(крейсер)

http://flot.sevastop...ail_kutuzov.htm

http://kriegsmarine....u/forum/8-253-1

http://swalker.org/d...il-kutuzov.html

http://navsource.nar.../photos/02/089/

http://foto.mail.ru/...taskuns/713/-

http://walkarounds.s...ikhail_kutuzov/

http://wikimapia.org...Михаил-Кутузов»

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Можно добавить рядом с "судостроительном заводе № 444 (им. Носенко)" - ныне Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Квак как и всегда интересно и познавательно держи заслуженные +++

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Спасибо за уточнение. Добавил. Постинг разъехался на одну паразитную строку. Блин, когда же это поправят???

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
383 публикации

Интересно на какой ЛВ попадет красавец, все же для топа калибр маловат будет, или была возможность по круче поставить в проектах?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Думаю 3-5 не выше. 152мм это не много. Более крупного калибра промышленность на гора не выдала, хотя конструктивная возможность закладывалась под явно больший калибр. Поэтому получился по размеру крейсер, по вооружению легкий. Калибр почти как у самоходки СУ-100y. Хотя могут поставить что нибудь из того что на вооружение не приняли. Тогда и повыше уровень станет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Отличная статья, впрочем, это уже давняя традиция!) Молодца! Держи из рук в руки "плюсы"! :smiles:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Хорошо.+

 

Пы.Сы. Квак,граматических ошибок много в тексте.Редактор  не работает?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация

"В игре таких точно не будет."

Пащиму?  :unsure:  Подскажите кто-нибудь из старожилов на какие еще корабли ставилась такая установка. Ведь вполне возможно что если исторические примеры есть, то на топах будут такие? 58-65гг вполне вроде вписываются.   :trollface:

 

Ну а в целом, спасибо вам огромное, что создаете такие интересные и познавательные репортажи. Это бесценно в наше время

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций

Все классно, только вот флагманом ЧФ он никогда не был)

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияOdinBMR (11 Апр 2013 - 18:16) писал:

исторические примеры есть, то на топах будут такие? 58-65гг вполне вроде вписываются.   :trollface:
Как то читерно это будет по сравнению с Бофорсами. :glasses:

Просмотр сообщенияMatsuo (11 Апр 2013 - 18:14) писал:

Хорошо.+
Пы.Сы. Квак,граматических ошибок много в тексте.Редактор  не работает?
Прогнал еще раз. Нашел 1 грамматическую ошибку. В первом сообщении в слове картинки одну букву пропустил. Вроде нормально. Лезть туда не будут. А то паразитные пустые строки потом задолбаюсь чистить.
Изменено пользователем anonym_sEJYYtYe1JpK

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Вроде бы не нашел в тексте, что на "Кутузове" снимали фильм "Увольнение на берег" с Владимиром Высоцким. Поправьте, если ошибаюсь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
69 публикаций

Это который в Новоросе давно на приколе стоит как музей ? Видел, еще с него вроде когда-то лупили как в Питере в 12.00. Но после жалоб жителей ближних жилых районов это дело прекратили. :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияPanteraSAWT (11 Апр 2013 - 20:49) писал:

Это который в Новоросе давно на приколе стоит как музей ? Видел, еще с него вроде когда-то лупили как в Питере в 12.00. Но после жалоб жителей ближних жилых районов это дело прекратили. :teethhappy:

Да, он самый.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияPanteraSAWT (11 Апр 2013 - 20:49) писал:

Это который в Новоросе давно на приколе стоит как музей ? Видел, еще с него вроде когда-то лупили как в Питере в 12.00. Но после жалоб жителей ближних жилых районов это дело прекратили. :teethhappy:
По ним чтоль лупили?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
69 публикаций

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (11 Апр 2013 - 22:39) писал:

По ним чтоль лупили?
Конечно по ним. Ты стоял рядом с стреляющим орудием? + не в поле, а чтобы рядом находились строения, от них идет офигенное эхо и звук лично для тебя еще больше усиливается. Когда побывал в Питере рядом со стреляющей гаубицой(а там точно не помню, то ли 152мм стояла та же мл20, то ли более современная 122м, не , вроде 152мм). Так вот, когда она долбанула холостым, все присели, включая япошек. И ведь ты стоишь и ждешь, знаешь, что будет, но жахнуло офигенно, а это в 20 метрах от тебя+ эхо крепости. ТАк там в радиусе 100 метров нет жилых помещений, только рабочие. А в Новоросе есть, на видео и фото это видно. Вот и думай.
Немного отойдя от темы. Мало кто знает, что в акватории входа в порт до сих пор дохрена снарядов с ВОВ. И проходить там нужно с умом, смешно сказать, мой Крестный в дипломной работе вывел эффективный лоцманский вариант очень давно, его используют до сих пор. Жаль при совках было и будучи курсантом, столько бабла можно получать за каждый день просто за "авторское право", что и внукам хватит. Но это если да ка бы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×