Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FJedi_1

Британские корабли с французскими именами и противоречивой судьбой. Тип Marshal Soult

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

3 467
[YOKO]
Участник
4 203 публикации
2 138 боёв

Набрёл в тырнете на такой факт, что сильно удивило меня. Вообще про названия этих кораблей, да и мельком что-то слышал о "мониторе". 

 

 

 

В истории войн на море регулярно появлялись и исчезали разные типы кораблей. Мало кому известно сейчас корабельное значение слова «монитор». Так называли не устройство для вывода изображений, а низкобортный боевой корабль для действий у берега. Во время Первой мировой войны в Великобритании имелась весьма необычная серия мониторов, названная в честь воевавших против англичан полководцев. Тип назывался Marshal Soult, и эта статья именно о них.

Накануне и в самом начале Первой мировой войны в Королевском флоте Великобритании состояло большое количество мониторов различных типов. Если считать находящиеся на реальной службе, строящиеся и стоящие в резерве единицы, то общее число их доходило до 33. Значительно больше, чем наличный штат кораблей типа «монитор» в различных флотах стран мира. Однако уже к концу первого года войны британское Адмиралтейство пришло к заключению, что Королевскому флоту недостаёт мониторов для действий у побережья Бельгии.

Британские корабли с французскими именами и противоречивой судьбой. Тип Marshal Soult Монитор, Великобритания, Бельгия, Война, Вооружение, Корабль, Военная техника, Длиннопост

HMS Marshal Ney на ходовых испытаниях, 26 августа 1915 года

Адмиралы поручили управлению военно-морского строительства разработать проект монитора под эту крайне узкую задачу. Новые корабли должны были заниматься обстрелами и поддержкой войск. Директор военно-морского строительства сэр Юстас д'Энкур перепоручил разработку одному из своих помощников, сэру Чарльзу Свифту Лилликрапу.

Сэр Лилликрап был жёстко ограничен в сроках сдачи готовых чертежей. Поэтому при разработке нового типа мониторов за основу были взяты основные характеристики предшествующего типа Lord Clive. Главным требованием было увеличение главного калибра с 305 мм до 381 мм за счёт установки на мониторы орудий, предназначавшихся для линкоров.

Длина новичков составляла 108,4 м, ширина — 27,5 м, а нормальное водоизмещение доходило до 6670 тонн. Бронирование выглядело следующим образом: пояс — 100 мм, башня — до 330 мм, её барбет — 203 мм. Броня палубы также достигала 100 мм.

Первые проблемы не заставили себя ждать. Изначально предполагалось, что на мониторы поставят орудия, которые снимут с линейных крейсеров Renown или Repulse после модернизации.  Их стволы ещё не выработали свой ресурс и находились в неплохом состоянии. Но эта идея успехом не увенчалась. Пришлось использовать старые орудия в плохом состоянии от линкора Ramillies.

Мониторы M13 и M14, заложенные в январе 1915 года на верфях Palmers Shipbuilding and Iron Company Limited, получили имена HMS Marshal Ney и HMS Marshal Soult. Это было весьма странное решение, возмутившее некоторых флотских офицеров. Ещё бы — назвать британские корабли в честь наполеоновских командиров! Имена маршалов Мишеля Нея и Николя Жана де Дьё Сульта не пользовались особым почётом у английских военных. В одной бульварной газете кораблям даже предрекли неудачную службу. Отчасти оно так и сложилось.

HMS Marshal Ney вступил в строй уже 31 августа 1915 года. На тот момент монитор нёс одно спаренное спаренное 381-мм орудие, два 76-мм и ещё два 40-мм зенитных орудия. Главным источником проблем на корабле был дизельный двигатель немецкой фирмы MAN. Он часто ломался, вдобавок из-за войны для него невозможно было достать запчастей.

Британские корабли с французскими именами и противоречивой судьбой. Тип Marshal Soult Монитор, Великобритания, Бельгия, Война, Вооружение, Корабль, Военная техника, Длиннопост

Башня главного калибра мониторов. Фото сделано у берегов Бельгии на мониторе HMS Marshal Soult

Сам по себе этот двигатель приводил в движение 2 вала и выдавал мощность всего в 1500 л.с., что позволяло кораблю развить скорость в 6 узлов. Конечно, с такой скоростью никуда далее бельгийского побережья Marshal Ney уйти не мог.

О ненадёжности немецкого двигателя на этом мониторе ходили слухи практически по всему Королевскому флоту. Адмирал Реджинальд Бэкон позднее вспоминал, что энергетическая установка редко заводилась без взрыва, а потому внутренности корабля были изрешечены дырами, как после шрапнельного обстрела. Если же её удавалось завести, впоследствии техники совершенно не горели желанием её останавливать. Единственным плюсом этого двигателя было то, что он работал на мазуте. Таким образом, Marshal Ney стал одним из первых британских кораблей, работавших на этом виде топлива.

Британские корабли с французскими именами и противоречивой судьбой. Тип Marshal Soult Монитор, Великобритания, Бельгия, Война, Вооружение, Корабль, Военная техника, Длиннопост

HMS Marshal Ney в походе, Первая мировая война

Боевые качества Marshal Ney оказались также не на высоте. Уже после первого похода в Бельгию Адмиралтейство приняло решение сменить всё вооружение, что и прозошло в начале 1916 года в Элсвике. 381-мм орудие было впоследствие установлено на монитор Terror. На Marshal Ney же поставили одиночное 234-мм орудие с бронепалубного крейсера HMS Terrible. Дополнительно вооружение монитора усилили вспомогательной батареей из четырёх 152-мм орудий.

После ряда походов на континент кораблю потребовался очередной незапланированный ремонт. В ходе него вооружение монитора опять было полностью заменено. Теперь в комплект входило шесть одиночных 152-мм орудий, снятых с линкора HMS Hibernia, два 76-мм и два 40-мм зенитных орудия. Поскольку главный калибр оказался непригоден для обстрелов побережья, Marshal Ney стал пришвартованным сторожевиком в Даунсе.

В начале апреля 1917 года монитор прибыл на охрану гавани Рамсгейта и уже 19 апреля подвергся атаке самолётов-торпедоносцев. Одна торпеда попала в цель и вывела монитор из строя. Будучи ещё на ремонте, 27 апреля корабль принял участие в успешном отражении атаки немецких эсминцев на гавань. Потом Marshal Ney вновь вернулся в Даунс, где и стоял до 1919 года.

В 1919 году монитор стал штабным кораблём на базе в Квинборо. В следующем году его разоружили и перевели в Форт-Блокхауз. В 1922 году состояние Marshal Ney стало абсолютно непригодным для плаваний. Адмиралтейству не оставалось ничего, кроме как превратить его в жилой корабль при школе кочегаров в Девенпорте. Тогда же монитор переименовали в Vivid. Затем, в январе 1934 года, название сменили на Drake, а в 1947 году — на Alaunia II.

Бывший монитор служил жилым кораблём вплоть до 1957 года, когда его состояние было признано аварийным. 6 октября того же года Alaunia II продали и привели на верфь Thos. W. Ward для разделки на металлолом.

Британские корабли с французскими именами и противоречивой судьбой. Тип Marshal Soult Монитор, Великобритания, Бельгия, Война, Вооружение, Корабль, Военная техника, Длиннопост

HMS Marshal Soult в боевом походе

HMS Marshal Soult вступил в строй несколько раньше собрата — 24 августа 1915 года. Его дизельный двигатель был не менее проблемным, чем на Marshal Ney. Но у него было одно существенное преимущество — он был английским, фирмы Vickers. Таким образом, обслуживание и ремонт этого двигателя были проще. Мощность его составляла 1898 л.с., что разгоняло корабль до скорости 6,6 узла.

До 1917 года Marshal Soult практически не уходил от берегов Бельгии. По эффективности обстрелов он оказался лучшим монитором Королевского флота. А в апреле 1918 года после небольшого ремонта корабль принял участие в рейде на Остенде. После рейда он прослужил ещё некоторое время у берегов Бельгии и Франции, после чего был признан износившимся.

В октябре 1918 года монитор прибыл в Портсмут, где стал учебным кораблём в школе артиллеристов HMS Excellence, а в марте 1919 года принял на себя аналогичную роль в Девенпорте. С марта 1921 по 1924 год Marshal Soult стоял там на приколе в резерве. Затем его вновь передали местной школе артиллеристов, но уже в апреле 1926 года перевели в Чатем в качестве учебного судна.

В начале Второй мировой войны с Marshal Soult было снято всё вооружение и передано на оснащение новейших мониторов типа Roberts. Сам корабль уже не мог служить учебным кораблём для артиллеристов и стал плавучей базой для траулеров в Портсмуте.

Британские корабли с французскими именами и противоречивой судьбой. Тип Marshal Soult Монитор, Великобритания, Бельгия, Война, Вооружение, Корабль, Военная техника, Длиннопост

Король Великобритании Георг V и вице-адмирал Роджер Киз инспектируют экипаж HMS Marshal Soult в Дюнкерке, 13 августа 1918 года

В начале 1946 года флотилия траулеров получила новую базу. Устаревший монитор списали, и 10 июля он прибыл в Трун для разделки.

Таким образом, британские мониторы с французскими названиями хоть и претендовали на статус технических новинок своими дизельными двигателями на мазуте, но в реальности от них были одни проблемы. Возможно, свой отпечаток наложило то, что эти двигатели как немцами, так и британцами разрабатывались для торговых судов. Низкие дымовые трубы, призванные снизить заметность, вообще не сыграли своей роли.

Тем не менее мониторы типа Marshal Soult послужили по прямому назначению и не только. В отличие от многих более успешных серий мониторов 1910-х годов, они дожили до конца Второй мировой войны, принеся определённую пользу Королевскому флоту Великобритании. А значит, свою задачу они так или иначе выполнили.

 

 

 

А эти "мониторы" оказывается могли...

Скрытый текст

монитор "Severn"

Untitled.png.2c29a22412ea9d684351c36357e437db.png

 

монитор "Mersey"

Untitled.thumb.png.3f137c83add4ccef47faaf04bae08d5d.png

 

В апреле 1915, британское Адмиралтейство согласилось на план, представленный Дрери-Лоу в ноябре, который предполагал нападение на немецкий крейсер с помощью мелкосидящих мониторов, способных подняться по реке Руфиджи. Британский морской флот решил перевести из Средиземного моря в Восточную Африку 2 первоначально построенных для Амазонки монитора "Mersey" и "Severn", вооружённых парой 152-мм орудий каждый. 28 апреля оба монитора с 4 буксирами, плавбазой "Trent" и угольщиком вышли с Мальты, 15 мая они были в Адене и 3 июня прибыли к острову Мафия перед устьем Руфиджи, на котором располагались теперь и самолеты-разведчики. На мониторах установили защитные бортовые сооружения против обстрела пехоты. Тем временем, 15 апреля 1915 года "Königsberg" был переведён в третий раз, еще дальше вверх по реке, в верхнее течение Кикуньи.

6 июля 1915 два монитора пересекли внешний наносной остров и, несмотря на сильный огонь с немецких позиций на речных берегах, двинулись вверх по реке. В этой операции также участвовал буксир (на крайний случай), 3 маленьких китобойных судна в качестве тральщиков и крейсер "Weymouth" для внешней поддержки. Мониторы остановились, как предполагалось, в 9 100 м от "Königsberg", в радиусе досягаемости их орудий, но дальше чем могли достать немецкие пушки меньшего калибра. Самолеты использовались для корректировки огня. Однако навигационные карты оказались некорректными и после открытия огня выяснилось что мониторы также оказались в пределах огня орудий "Königsberg".

Стрельба немецкого корабля корректировалась со специального поста, возведенного на суше. На пристрелку мониторам потребовалось 45 мин, однако дальнейшая стрельба не принесла ощутимых результатов и около 15:00 они отошли к острову Мафия для отдыха экипажей, устранения полученных повреждений и подкрепления корпусов, сильно расшатавшихся при стрельбе на больших углах возвышения. Из 635 выстрелов, произведенных мониторами, только 78 корректировались с аэроплана; попаданий же зафиксировали только шесть. По немецким данным "Königsberg" получил четыре попадания, не сказавшиеся на его боеспособности, а потери среди экипажа были незначительными. "Mersey" получил два попадания; первым (в 7 ч 40 мин) было выведено из строя носовое орудие и его прислуга, вторым (через несколько минут) сделана пробоина у самой ватерлинии. Через три часа после начала обстрела "Königsberg" вынудил оба британских монитора уйти.

Кроме мониторов, с целью отвлечения внимания противника, огонь по его укреплениям в устье Симба-Уранга вели крейсеры "Pioneer" и "Hyacinth".

Мониторы вернулись 11 июля, исправив повреждения, полученные в первой попытке, причем на этот раз "Severn" поднялся на 1 милю дальше вверх по течению. Два монитора провели пятичасовую бомбардировку. "Königsberg" открыл огонь в 12:12, первоначально из четырех орудий. Мониторы ответили в 12:31, как только закрепились на своих позициях. Оценку картины попаданий в "Königsberg" упрощали разные позиции наблюдателей, мониторы стреляли попеременно, чтобы облегчать задачу самолетам. "Severn" на более короткой дистанции достиг больших результатов.

Развязка наступила на восьмом залпе монитора "Severn", когда с аэроплана сообщили о попадании в "Königsberg". Далее они следовали один за другим, и к 12 ч привели к пожарам в кормовой оконечности и значительным жертвам среди личного состава (19 убитых, 21 тяжело и 24 легко раненых).

После 12:42 на "Königsberg" в бою остались только три орудия, после 12:44 два, а после 12:53 - только одно. Одним из последних выстрелов шрапнелью был сбит британский самолет-корректировщик, упавший в реку. К 13:40 на "Königsberg" закончились боеприпасы, крейсер весь горел.

Капитан Луфф, раненный наряду со многими из его команды, приказал затопить погреба. Две боеголовки торпед были снабжены плавкими предохранителями, чтобы подорвать днище в носовой части. По приказанию командира экипаж "Königsberg", предварительно сняв орудийные замки и забрав всех раненых, сошел на берег. Последним покинул корабль тяжело раненный фрегаттен-капитан М. Луфф. Под продолжающимся британским огнём, под приветствия команды своему кораблю, Кайзеру и Родине, вскоре после 14:00 заряды взорвались. После подрыва боевых отделений торпед в носовой части ниже ватерлинии, "Königsberg" с развевающимися флагом, гюйсом и вымпелом накренился на правый борт и погрузился в воду до верхней палубы. При отливе палуба затонувшего крейсера выше ватерлинии была над водой.

 

Untitled.thumb.png.d343b89b3a6c1d01e82e93b890c7c657.png

 

 

После обстрела с ГК мониторами Кёнисберга:

 

Untitled.png.da466f51971698962f260829ae66cc72.pngUntitled.png.0d23559738eb205ca2fc6f440d83a5a4.png

 

 

ПОСЛЕ БОЯ

 

Около 16 ч мониторы покинули реку, а в 17:45 возвратившиеся к месту гибели корабля немецкие моряки сняли флаги, вымпел и приступили к спасению годного к использованию имущества, прежде всего орудий. На следующий день были похоронены 33 погибших в бою немецких моряка. Около могил была помещена мемориальная доска, с надписью "Beim Untergang S.M.S. Königsberg am 11.7.15 gefallen..." ("павшим во время гибели SMS Königsberg 11 июля 1915..." ) сопровождаемый списком мертвых. Вооружение и все другое полезное оборудование и материал были извлечены из обломков к 18 сентября 1915 года и, вместе с 188 оставшимися членами команды, продолжали служить в восточноафриканской кампании под началом подполковника Поля Эмиля фон Леттова-Форбека.

Все десять 10,5 см орудий "Königsberg" в течение следующих двух месяцев были отремонтированы в Дар-эс-Саламе. Эти пушки играли важную роль в остальной период войны, как самая тяжелая полевая артиллерия театра, используемая также в укреплениях гавани, и одно даже было повторно установлено на корабле: на переоборудованном пароме "Götzen", немецком "крупном боевом корабле" внутреннего флота озера Танганьика. Выжившие моряки, организованные в Кенигсбергское Отделение (Königsberg-Abteilung), в конечном счете сдались 26 ноября 1917 и были интернированы в британском Египте. 1 марта 1919 года оставшиеся в живых 31 матрос и бывший командир крейсера М. Луфф возвратились в Берлин, где прошли парадным строем через Бранденбургские Ворота.

В 1924 году Джону Инглу, бывшему командиру "Pegasus", было поручено расчистить гавань Дар-эс-Салама от затонувших кораблей. В то время он также купил за 200 фунтов стерлингов права на подъём "Königsberg" и послал водолазов извлечь с места крушения цветной металлолом, после чего продал права. Работы по разборке крейсера продолжались до 1930-х годов, а к 1940-м годам корпус перевернулся на правый борт. Остатки "Königsberg" оставались на месте гибели до начала 1960 года, когда правительство Танзании снова заказало их дальнейшую разборку. Работы неспеша продолжались еще в 1965 году, но в 1966 году обломки обрушились и окончательно погрузились в ил на дне реки.

Сохранились три корабельных 10,5-см орудия с "Königsberg". Одно из них вместе со 10,2-см пушкой "Pegasus" стоят сегодня бок о бок перед фортом Иисус в кенийском портовом городе Момбаса, где они были установлены в британский колониальный период. 2 других орудия "Königsberg" установлены в Претории (Южная Африка) и в Джиндже (Уганда).

Не смотря на то, что как "истребитель торговли" "Königsberg" так и не смог себя проявить, германский крейсер около года отвлекал непропорционально большое число британских кораблей, которые могли бы использоваться в другом месте. Всего против "Königsberg" применялись: 1 линкор, 9 крейсеров, 2 монитора и 1 вспомогательный крейсер. При полётах для воздушного наблюдения были потеряны 6 самолетов, которые оказались мало приспособлены для тропиков.

                              

 

 

Изменено пользователем FJedi_1
  • Плюс 7
  • Круто 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 467
[YOKO]
Участник
4 203 публикации
2 138 боёв
Сегодня в 15:54:47 пользователь La_loi_et_la_justice сказал:

Канал Мира кораблей на Яндекс-дзен, не так ли?:cap_book:

Не помню, смотреть надо. Не сам же придумал бы.

Я листал инет и набрёл на эту инфу, очень изумился, сперва в названиях, а потом «мониторы», я мельком слышал, но не был  в курсе какие, где, у кого, для чего и что могли... очень понравилась информация. Вот решил поделиться. ., сорян, если что не так) или где ошибка...но я перепроверил, всё норм кажись...

Изменено пользователем FJedi_1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 019
[MAHAN]
Модератор
4 219 публикаций
14 941 бой
Сегодня в 14:54:47 пользователь La_loi_et_la_justice сказал:

Канал Мира кораблей на Яндекс-дзен, не так ли?:cap_book:

В любом случае, на форуме эта тема не будет лишней. Кто-то из игроков мог не найти это на яндекс-дзене, но увидит и прочитает тут. Как заявлял Малик Хатажаев еще при рождении Мира кораблей: этот проект - не только игра, это также информационный ресурс по заявленной временными рамками и направлением тематике. Эта тема сюда вписывается.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13 936
[W-D-W]
Участник
3 635 публикаций
13 890 боёв
Сегодня в 19:09:36 пользователь 1977VelvetRabbit сказал:

В любом случае, на форуме эта тема не будет лишней

Я только за))

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 467
[YOKO]
Участник
4 203 публикации
2 138 боёв
Сегодня в 20:09:36 пользователь 1977VelvetRabbit сказал:

 

Во всём виноват "Барбет", я инфу читал и картинки расматрывал, смотрю, стоит ГК здоровое, ткнул, а там весь корабль странный и одна ГК башня.. и пошло, поехало))) на час зачитался, разную инфу  мониторил, вот и "монитор" получился)))

Изменено пользователем FJedi_1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 019
[MAHAN]
Модератор
4 219 публикаций
14 941 бой
Сегодня в 19:28:59 пользователь FJedi_1 сказал:

Во всём виноват "Барбет", я инфу читал и картинки расматрывал, смотрю, чтоит ГК здоровое, ткнул, а там весь корабль странный и одны ГК башня.. и пошло, поехало))) на час зачитался, разныую инфу

В любом случае, это часть истории развития военного флота. Тем более, что это идея, воплощенная в металле, а не теоретический проект.

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×