Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

Парусный флот и живность на кораблях.

В этой теме 40 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
587 публикаций

Вообще за рассмотрениями тактики и стратегии использования флотов как-то совсем забывается о повседневной жизни на корабле. И, чтобы спуститься с небесной тверди на микроуровень, давайте попробуем поговорить о такой теме как люди и животные на кораблях.

Первым, и самым наверное знаменитым и многочисленным представителем фауны на корабле были конечно же крысы. Не верьте рассказам, что какое-то парусное судно по приходе в порт полностью избавилось от крыс. Был только один вариант корабля без этих тварей – только что спущенный со стапелей. Как только на корабле появлялись продукты – появлялись и крысы. Они жрали все – запасы крупы, мясо, сухари, масло, растения и т.д. Когда запасы кончались – крысы вполне питались досками, иногда прогрызая борта и создавая реальную опасность судну. К примеру во время ремонта в Гибралтаре шлюпа «Пегги» в 1756 году при осмотре камбуза было обнаружено, что крысы прогрызли двухдюймовую сосновую доску, отделявшую кладовую от каюты второго лейтенанта. В 1763 году кэптен Лафори (Laforey) сообщал, что на его фрегате крысы отгрызли часть обшивки днища, из-за чего корабль имеет течь.

 

Естественно, что под столь грозного врага списывали не только его реальные дела, но и все кражи, недостачи и т.д. То есть повар, отрезая кусок бекона в свою кладовую, естественно докладывал о том, что бедный бекон обглодали крысы. Чаще всего кок состоял в сговоре либо с боцманом, либо с мастером (master, самый старший унтер-офицер на парусном корабле) и, естественно, делился украденным. Вообще отговорка «сожрали крысы» вполне оспаривала первенство «подмочены, пришли в негодность и выкинуты за борт».

Но крысы, можно сказать, были невольными спутниками моряков. На них живность совершенно не заканчивалась. Если бы современный человек попал на какой-нибудь военный корабль XVIII века, находящийся в дальнем плавании – он бы принял его за какой-то Ноев ковчег. Прежде всего на борту присутствовали козы овцы, свиньи, гуси, утки, иногда кролики, и даже телята. Присутствовали в качестве будущего жаркого, котлеты или отбивной естественно. Представительство крупного рогатого скота на корабле обычно бывало довольно значительно – например 64-пушечный «Саммерсет» в 1760 году загрузил для плавания в Средиземное море 71 теленка для питания эскадры в Мессине на 3 месяца. Адмирал Эдвард Хоук считал, что разумный запас провизии на линейном корабле – это 40 овец и 12 телят.

 

Причем Адмиралтейство оплачивало только и исключительно говядину. Если кэптены и старшие офицеры хотели разнообразить меню – овец, свиней, кроликов, куриц, гусей и т.д. они покупали за свои.

Естественно – для такого количества скотины были необходимы целые тонны фуража, а это в свою очередь отнимало полезный груз у корабля, и создавало большие проблемы.

Отдельным вопросом стояли гигиена и чистота на корабле. Если куры, гуси, свиньи, кролики жили в клетках и загонах, то козы, овцы и телята спокойно разгуливали по кораблю. Специально для них на дверях кают и на верхней палубе были развешаны сумки с зерном и крошеным хлебом. Естественно – справляли животные большую и малую нужду где придется, что, в свою очередь, бесило первого лейтенанта, ответственного за чистоту на судне. Легко представить, что во время боя вся эта разгуливающая живность просто мешала морякам исполнять свои непосредственные обязанности.

Следующим видом шли домашние животные моряков – кошки, собаки, ручные крысы. За их присутствие на корабле разгорались настоящие баталии с первым лейтенантом, который чаще всего смотрел на них как на удар по гигиене и чистоте на корабле. Удалось договориться – провел своего Шарика на корабль. Не удалось – Шарик летел безжалостно за борт.

Где-то в середине плавания на корабле начинали появляться экзотические животные – обезьяны, попугаи, иногда даже страусы (один случай вообще пригвоздил меня к стулу от дикого смеха – матросы умудрились провести на корабль носорога!). Эти животные появлялись на корабле с меркантильными целями – по приходе в Англию их можно было выгодно продать. Например попугай Ара на птичьих рынках Лондона стоил 5-7 гиней – для обычного моряка это было практически состояние (так что Сильвер, таскавшийся с попугаем - это вообще-то настоящий, каондовый средний класс, а не опустившийся пьянчужка. Примерно так же сейчас бомжи у нас не имеют в собственности Toyota Land Cruiser). Так же ценились и скупались редкие виды фауны.

 

    В связи с этим можно рассказать реальный случай, когда в 1758 году кэптен Форрест захватил корабль французской ОИК, на котором «обнаружил живности на 300 тысяч фунтов!», среди всего прочего – медведя-гризли и слона. Оказалось, что судно было зафрахтовано французской Академией Наук, вернее – ее председателем – мсье Реомюром. На призовом суде в Лондоне коллекция животных была признана не государственной собственностью Франции, а частной собственностью Реомюра, поскольку он финансировал экспедицию на свои деньги, и ее вернули во Францию (правда слон к тому времени умер). Корабль же англичане оставили себе, как законный приз.

В 1760-м кэптен Аугуст Харви захватил торговое французское судно, следующее из Алжира, где обнаружил 2 тигров и 3 крокодилов, предназначенных для продажи в Париже богатым коллекционерам. Призовой суд оценил животных в 2500 фунтов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Поставлю плюс!

К слову, если говорить о живности, то вечными спутниками экспедиционных кораблей, которые исследовали Арктику и Антарктиду были собаки. Помню писал на форуме про норвежскую антарктическую экспедицию, так там собаки занимали чуть ли не все пространство палубы, плюс были на рубке и т.д. Представьте, какая ситуация была на таком маленьком кораблике, как Фрам - смерть аллергикам и астматикам. А потом собак сожрали  :trollface:  (но не всех)

P.s. тема корабельного быта всегда интересна и достойна внимания. Нужно развивать и обогащать подобную рубрику.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
111
[7DVGW]
Старший бета-тестер, Коллекционер
849 публикаций
13 210 боёв

Плюсанул ))) а как же друзья человека – тараканы!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
2 751 бой

отлично, да и мораль ясна- во всем всегда виноваты крысы

 

ЗЫ..только сыылку на источник, плиз добавьте

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
746 боёв

Правильно - совсем забыли про быт моряков !Прекрасная , интересная тема , заслуженный +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (04 Июн 2013 - 21:36) писал:

ЗЫ..только сыылку на источник, плиз добавьте

Вообще-то это написал я. Авторизованный перевод из книги "The Wooden World: An Anatomy of the Georgian Navy" профессора Nicholas Andrew Martin Rodger.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
676 публикаций
6 022 боя

Автору однозначно плюс! +

Вот тут, кстати, лежит моя старая тема про Корабельных котов, тоже переводная.

Единственное, чего не хватает в супе - так это фото :honoring:

Изменено пользователем Vexillarius_RUS

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (05 Июн 2013 - 02:03) писал:

Вообще-то это написал я. Авторизованный перевод из книги "The Wooden World: An Anatomy of the Georgian Navy" профессора Nicholas Andrew Martin Rodger.
Я тоже дёрнулся было сделать это замечание, но затем прочитал ник  :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
556 публикаций

Молодец, возми +

Если не ленишься, приукрась тему изображениями.

Просмотр сообщенияShellback (04 Июн 2013 - 20:26) писал:

А потом собак сожрали  :trollface:  (но не всех)

Да, печальная часть той истории...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияAntossimys (05 Июн 2013 - 21:37) писал:

Да, печальная часть той истории...
Такая была необходимость. Что еще есть, когда отошли от лагеря, который находился на берегу, к Южному полюсу?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

По тем временам и крыс жрали - только в путь. Цитата из Форестера (худлит, конечно, но тем не менее):

 

Хорнблауэр настроился изображать радушного хозяина, в то время как каждое произносимое слово должно было укреплять его славу человека абсолютно невозмутимого. Он извинился за скудный ужин — при подготовке к бою тушили все огни и вследствие этого еду подавали холодной. Но вид холодных жареных цыплят, жареной свинины, золотых маисовых пирогов и фруктов разбудил в шестнадцатилетнем мистере Сэвидже здоровый мальчишеский аппетит и заставил его позабыть смущение.

— Это получше, чем крысы, — сказал он, потирая руки.

— Крысы? — переспросил Хорнблауэр рассеянно. Как ни старался он выглядеть внимательным, мысли его были на палубе, не в каюте.

— Да, сэр. В последние месяцы плаванья крысы сделались излюбленным блюдом мичманской каюты.

— Именно, — подхватил Клэй. Он отрезал солидный ломоть поджаристой свинины и вдобавок положил себе на тарелку пол жареного цыпленка. — Я платил этому плуту Бэйли по три пенса за отборную крысу.

Хорнблауэр отчаянным усилием оторвал свои мысли от приближающегося "Нативидада" и перенесся в прошлое, когда сам был полуголодным мичманом, снедаемым тоской по дому и морской болезнью. Его старшие товарищи за милую душу уплетали крыс, приговаривая, что откормленная крыса куда вкуснее соленой говядины, два года простоявшей в бочке. Сам Хорнблауэр так и не преодолел своего отвращения, но не собирался сейчас в этом признаваться.

— Три пенса за крысу немного дороговато, — сказал он. — Не припомню, чтоб в бытность свою мичманом платил столько.

— Как, сэр, вы тоже ели крыс? — спросил изумленный Сэвидж.

В ответ на прямой вопрос Хорнблауэру оставалось только солгать.

— Конечно, — сказал он. — Мичманские каюты мало изменились за двадцать лет. Я всегда считал, что крыса, отъевшаяся в хлебном ларе, сделала бы честь королевскому, не то что мичманскому столу.

— Разрази меня гром! — выдохнул Клэй, откладывая нож и вилку. До сего момента ему и в голову не приходило, что его суровый несгибаемый капитан был когда-то мичманом-крысоедом.

Оба мальчика восхищенно воззрились на капитана. Этот маленький человеческий штрих совершенно их покорил — Хорнблауэр знал, что так оно и будет. На другом конце стола Гэлбрейт шумно вздохнул. Сам он ел крысу три дня назад, но отлично знал, что, сознавшись в этом, ничего не приобрел, а скорее потерял бы в глазах этих мальчиков — такого уж сорта он был офицер.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[BM2]
Старший бета-тестер
17 публикаций
4 461 бой

Интересноое чтиво, особенно про носорога))) Автору плюс

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
27 публикаций

Интересно было про это узнать. Носорог на корабле - это круто. Можно и при абордаже использовать :teethhappy:   +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияshmel009 (04 Июн 2013 - 21:10) писал:

Плюсанул ))) а как же друзья человека – тараканы!!!

Тараканы это вообще отдельная история. Но не забывайте. Они бывают разные. От сантиметра - двух которые и в реакторном отсеке живут. До 5-7 сантиметров в длину. Но эти, обычно когда из тропиков судно уходит они дохнут.
Так что эти насекомые зависят от мест навигации.

   Спасибо Автору за топик. Очень интересно! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×