Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_An5F5P0OpAKb

"Карманники" класс Deutschland

В этой теме 290 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
3 029 публикаций

Изображение


Тяжёлые крейсера типа «Дойчланд» — тип тяжёлых крейсеров Кригсмарине времён Второй мировой войны. Всего было построено 3 единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee).

В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированны в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) — ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов.

История создания


Первоначальный проект, известный под шифром «A», был подготовлен в 1926 году. Следует заметить, что по ряду характеристик он был существенно лучше реально построенных кораблей. В частности, крейсер получил протяжённый и высокий полубак с сильно наклонённым форштевнем, что сулило хорошую мореходность. Второй калибр был представлен 8-ю универсальными орудиями калибра 120—127-мм, причём очень удачно размещённых — на каждый борт могло стрелять 6 из них. Толщина броневого пояса составляла 100 мм. К огорчению командования рейхсмарине водоизмещение корабля существенно превысило 10 тыс. тонн, а тогдашнее международное положение Веймарской республики не позволяло идти на откровенное нарушение условий Версальского договора. Проект пришлось переработать.
Первой жертвой стал корпус, существенно срезанный по высоте. Толщину броневого пояса сократили до 60 мм. И наконец, по настоянию адмиралов, на корабль вернули противоминоносный калибр — батарею 150-мм орудий, что привело к замене универсальной батареи на устаревшие 88-мм зенитные пушки времён Первой мировой.Окончательно проект был утверждён 11 апреля 1928 года.
Происхождение достаточно странной классификации кораблей носило чисто политический характер: поскольку в германском флоте броненосцы (Panzerschiff) стояли ниже линкоров (Linienschiff), то немцы пытались создать впечатление, что они развивают класс, разрешённый им Версальским договором.

Попытки найти рецепт борьбы с «карманными линкорами» были предприняты очень скоро. Уже в декабре 1932 года, ещё до того, как «Дойчланд» вошёл в строй, обеспокоенные французы заложили первый линейный крейсер типа «Дюнкерк» (Dunkerque) — корабль, превосходивший немецкий проект во всех отношениях, но водоизмещением в 2,5 раза больше, намного более дорогой и ограниченный в серийном строительстве Вашингтонским договором. Таким образом новые корабли рейхсмарине начали создавать проблемы врагам Германии ещё до начала войны.


ТТХ кораблей проэкта

Водоизмещение
стандартное
«Дойчланд» — 10 600 т,
«Адмирал Шеер» — 11 550 т,
«Адмирал граф Шпее» — 12 100 т
полное
«Дойчланд» — 14 290 т,
«Адмирал Шеер» — 15 180 т,
«Адмирал граф Шпее» — 16 020 т

Длина  181,7 м/ 186 м

Ширина
«Дойчланд» — 20,7 м
«Адмирал Шеер» — 21,34 м
«Адмирал граф Шпее» — 21,65 м

Бронирование

«Дойчланд» — пояс — 50…80 мм, нос — 18 мм, корма — 30…40 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+45…30 мм, траверзы — 60 мм, башни — 140-85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150…50 мм, ПТП — 45 мм
«Адмирал Шеер» — пояс — 50…80 мм, нос — 17 мм, корма — 40 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+40…20 мм, траверзы — 50 мм, башни — 140…85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150…50 мм, ПТП — 40 мм
«Адмирал граф Шпее» — пояс — 100 мм, нос — 18 мм, корма — 45 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+45…30 мм, траверзы — 60 мм, башни — 140…85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150…50 мм, ПТП — 45 мм


Система бронирования «карманных линкоров» была уникальной, не встречавшейся более ни на одном крейсере мира. При этом, каждый из кораблей серии имел свои индивидуальные отличия в системе бронирования и толщине брони.
На «Дойчланде» бронирование корпуса включало в себя броневой пояс толщиной 60 мм, наклонённый под углом 12° (по другим данным 13,5°), внутренние броневые переборки толщиной 40-45 мм, 4 броневых траверза толщиной 30 мм и броневую палубу толщиной 30-45 мм. Таким образом на крейсере была реализована идея разнесённого бронирования, защищавшего от снарядов калибра 120—152-мм, хотя от последних не на всех дистанциях. Хорошую защиту получили башни главного калибра и боевая рубка — толщина брони на ответственных участках достигла 140 мм. Средний калибр был защищён лишь символически — 10-мм щитами. Имелось также противоосколочное бронирование дальномерных постов.
«Адмирал Шеер» получил усиленное бронирование. Больше стала площадь бортового пояса, улучшилась защита кормы и барбетов, нижняя броневая переборка изготовлялась из брони лучшего качества. При этом палубная броня стала тоньше — 20-40 мм на разных участках.
На «Адмирале графе Шпее» вернулись к системе распределения брони, характерной для первого корабля. Броневой пояс стал уже, но толще — 100 мм. Таким образом, с учётом внутренней переборки, толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-, а на определённых дистанциях от 203-мм снарядов. Усилилась также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн — 25 % стандартного водоизмещения. По мнению германских экспертов, «Адмирал граф Шпее» стал наиболее защищённым кораблём серии и мог выдержать бой с крейсерами противника без существенных повреждений.
Изображение


Силовая установка  8 дизелей MAN
Мощность   56 800 л. с. (41,8 МВт)
Скорость 28 узлов (51,9 км/ч)
Дальность плавания 16 300 морских миль на скорости 18 узлов
Экипаж    1070 человек

Артиллерийское вооружение
2 × 3 — 283-мм/52,
8 × 1 — 150-мм/55
Зенитная артиллерия
3 × 2 — 88-мм/78 («Адмирал граф Шпее» — 3 × 2 105-мм/65),
4 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Торпедно-минное вооружение
2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа
1 катапульта, 2 гидросамолёта

Изображение

Deutschland


Изображение


Служба
Deutschland


Довоенная служба
В первой половине 1930-х годов «Дойчланд», как самый современный и мощный корабль германского флота, широко привлекался для показа флага, совершая заграничные визиты. Не обошлось и без немецких высоких гостей — в апреле 1934 года на крейсере побывал Адольф ***. Учения также занимали немало времени и позволили выявить и устранить проблемы с дизелями.
Участие в гражданской войне в Испании
В 1936—37 годах «Дойчланд» действовал в испанских водах, формально наблюдая за соблюдением нейтралитета, а фактически поддерживая франкистов. 29 мая 1937 года его атаковала республиканская авиация (в действительности самолётом, атаковавшим «Дойчланд», управлял советский лётчик Николай Остряков, но по политическим причинам в официальном сообщении об этом были указаны «испанцы» Ньера и Мендиола). Крейсер получил два бомбовых попадания, на борту возник пожар, погибло 27 моряков, ещё около ста были ранены (ещё четверо впоследствии скончались от ран)[2].
Вторая мировая война
«Лютцов» в Атлантике
«Дойчланд» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Крейсерство оказалось малоудачным — после потопления двух судов общим тоннажем около 7000 брт, 15 ноября 1939 года корабль был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолёта.
В начале 1940 года тяжёлый крейсер «Дойчланд» был переименован в «Лютцов» (Lützow) в связи с продажей в СССР недостроенного тяжёлого крейсера «Лютцов» типа «Адмирал Хиппер».
В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, действуя против Осло, и 9 апреля получил 3 попадания 150-мм снарядов в ходе дуэли с береговыми батареями. При возвращении домой 11 апреля 1940 года был атакован британской ПЛ «Спирфиш» (англ. Spearfish) и получил торпедное попадание в кормовую часть.
После ремонта 13 июня 1941 года пытался прорваться в Атлантику, но был повреждён торпедой с британского самолёта. После продолжительного ремонта «Лютцов» перешёл в Тронхейм, далее в Нарвик. Выходил в море для атаки конвоя PQ-17, но попал в навигационную аварию. 31 декабря 1942 года участвовал в Новогоднем бою с британским конвоем, однако не добился никаких успехов. Намечавшееся участие в операции против Шпицбергена в сентябре 1943 года было сорвано неполадками с дизелями.
В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль. После очередного ремонта числился учебным кораблём, а затем был включён в состав 2-й боевой группы, оказывавшей огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике. 16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск был 4 мая 1945 года взорван экипажем.
Советские спасатели подняли «Лютцов» и 26 сентября 1946 года он даже был включён в списки ВМФ СССР, но восстановление основательно разрушенного корабля было признано нецелесообразным. 22 июня 1947 года корпус «Лютцова» был потоплен в ходе учений Балтийского флота.

Admiral Scheer


Гражданская война в Испании
Свое первое задание крейсер получил в июле 1936 года, когда был отправлен в Испанию для эвакуации немецких граждан, застигнутых гражданской войной. Он также следил за советскими кораблями, доставлявшими военные грузы республиканцам и охранял немецкие транспорты, перевозившие оружие для франкистов. 31 мая 1937 года линкор и четыре торпедных катера германских ВМС открыли огонь по испанскому портовому городу Альмерия, в ответ на налет республиканской авиации на тяжелый крейсер «Дойчланд». От этого обстрела, предпринятого в нарушение международного права, погиб 21 житель города и 55 жителей получили ранения. К концу июня 1938 года на счету крейсера было уже восемь походов к испанским берегам.

Захват Клайпеды
В марте 1939 года вместе с остальными кораблями своего класса участвовал в захвате немцами Клайпеды.

Вторая мировая война
В ходе Второй мировой войны «Адмирал Шеер» под командованием Теодора Кранке стал самым успешным рейдером Кригсмарине, предпринимая походы вплоть до Индийского океана.
Для крейсера Вторая мировая война началась 4 сентября 1939 года, когда он был атакован в Вильгельмсхафене бомбардировщиками Королевских ВВС «Бристоль Бленхейм». В корабль попали 3 бомбы, однако серьёзных повреждений не причинили, при этом один бомбардировщик был сбит. После налета противовоздушная оборона корабля была улучшена — 88-мм зенитные орудия были заменены на 105-мм[1].
С 1 февраля и до конца июля 1940 года крейсер подвергается ремонту и модернизации. В частности, на него устанавливают новый радиолокатор «FuMO-26», оборудование для размагничивания, усиливают противовоздушную оборону.

Рейд капитана Кранке
В октябре 1940 года морская служба радиоперехвата (B-Dienst) получила информацию о выходе в море конвоя HX-84 из Галифакса. 23 октября «Адмирал Шеер» вышел из Готенхафена (Гдыня) и направился в Ставангер. 28 октября он прорвался в Атлантику через Датский пролив, а 5 ноября потопил свою первую жертву — британское судно «Мопан». В тот же день разведывательный самолет «Арадо-196» заметил конвой. В начале войны трансатлантические конвои охранялись эсминцами лишь в последние три дня пути. Считая, что конвой идет без охранения, Кранке решил атаковать его. Однако в охранении конвоя шел «Джервис-Бэй» — вспомогательный крейсер, переоборудованный из пассажирского судна. Несмотря на то, что вооружение британского крейсера состояло лишь из 6 устаревших орудий, он вступил в неравный бой и был потоплен. «Адмиралу Шееру» потребовалось около часа, чтобы потопить «Джервис-Бэй», что дало время остальным судам рассредоточиться. В результате «Адмиралу Шееру» удалось потопить лишь 5 судов из 37. Эта атака вызвала изменения в действиях Адмиралтейства. В США были закуплены эсминцы с достаточным запасом хода для пересечения Атлантики, кроме того, в охранение конвоев стали включаться авианосцы.
Адмиралтейство отправило несколько кораблей для поимки рейдера, но «Адмиралу Шееру» удалось ускользнуть и уйти на юг для встречи со своим заправщиком — танкером «Нордмарк». В последующие два месяца он потопил или захватил несколько кораблей. Новый 1941 год корабль встретил в южной Атлантике, в нескольких сотнях миль от архипелага Тристан-да-Кунья. В феврале 1941 года капитан Кранке предпринял рейд в Индийский океан. Ему удалось потопить ещё два судна, однако последнее из них успело подать сигнал бедствия, привлекший британские крейсера. «Адмирал Шеер» потопил ещё один сухогруз, ушёл от преследования и вернулся в Атлантику. Он направился на север, прошёл через Датский пролив и в конце концов достиг Киля 1 апреля 1941 года, пройдя 46 тыс. морских миль и потопив 16 судов противника. За этот рейд капитану корабля Теодору Кранке было присвоено звание контр-адмирала.

Действия в Арктике
Основная статья: Операция Вундерланд
В следующий раз «Адмирал Шеер» вышел в море 2 июля 1942 г., имея приказ перехватить печально известный конвой PQ-17. Перехватить конвой крейсеру не удалось и он был направлен в Северный Ледовитый океан для перехвата последующих арктических конвоев и обеспечения военного присутствия кригсмарине в регионе. 25 августа 1942 года им была обстреляна советская метеорологическая станция на мысе Желания. В тот же день «Адмирал Шеер» потопил в бою советский ледокол «Александр Сибиряков», но не смог обнаружить проходивший в этом районе конвой. «Александр Сибиряков» успел связаться со станцией в Диксоне и предупредить их об опасности. Когда «Адмирал Шеер» выдвинулся для обстрела Диксона, советский гарнизон и стоявшие на рейде Диксона суда: сторожевой корабль «Дежнёв», пароходы «Кара» и «Революционер» открыли ответный огонь и причинили крейсеру значительные повреждения (три подтверждённых прямых попадания 152-мм снарядов). «Адмирал Шеер» семь раз возобновлял бомбардировку, временами отходя в море и ставя дымовую завесу от огня береговых батарей, выпустив по острову всего 77 снарядов главного калибра. Ему удалось потопить стоявший в порту танкер и взорвать баржу с боеприпасами. «Дежнёв» и «Революционер» получили тяжёлые повреждения. Крейсер вернулся в Вильгельмсхафен, не обнаружив ни одного советского конвоя.

Последние годы войны и гибель
Неудачные действия надводного флота вызвали гнев Гитлера и смещение с поста командующего кригсмарине Э. Редера. Вместо него командующим был назначен К. Дёниц, убежденный сторонник подводной войны. Однако новый командующий попытался активизировать действия флота. Но 26 декабря 1943 года при попытке атаковать британский конвой был потоплен линейный крейсер «Шарнхорст». Вследствие этого, а также растущей нехватки ресурсов, операции надводного флота были свёрнуты. Осенью 1944 года корабль оказывал артиллерийскую поддержку отступающим немецким войскам. В начале 1945 года крейсер неоднократно обстреливал прибрежные позиции Красной Армии, однако из-за износа орудийных стволов в марте был вынужден стать на ремонт в Киле. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года в ходе налета более 300 самолетов британской авиации на верфи в Киле «Адмирал Шеер» был атакован авиацией, перевернулся и затонул в доке. Бо́льшая часть экипажа находилась на берегу, но 32 человека на борту погибли.
После войны часть затопленного корпуса корабля была утилизирована, часть засыпана при строительстве автостоянки на месте дока.

Admiral Graf Spee


Довоенная служба
Уже в ходе испытаний корабль совершил несколько учебных плаваний. «Шпее» сразу же была уготована высокая роль: 29 мая он стал флагманом кригсмарине на большом морском параде с участием Гитлера и других высших лиц третьего рейха.
С 20 мая 1936 г. проводились всесторонние испытания навигационного оборудования и электроники, а 6 июня «карманный линкор» вышел в первое дальнее плавание в Атлантику, к острову Санта-Круз. В течение 20-дневного похода продолжались учения и тестирование аппаратуры и устройств, в частности, артиллерии (формально «Шпее» числился в этом походе опытовым артиллерийским судном). По возвращении 26 июня в Вильгельмсхафен учебные занятия продолжились. Осенью корабль принимал участие в маневрах.
16 декабря 1936 года на «Шпее» поднял флаг контр-адмирал фон Фишель, назначенный командующим немецким флотом в испанских водах. Корабль принимал активное участие в гражданской войне в Испании. Пройдя с 14 февраля 1937 года последние приготовления в Киле, 2 марта он взял курс на Бискайский залив. Двухмесячное плавание с посещением многих испанских портов завершилось в Киле 6 мая того же года.
15 мая «Адмирал граф Шпее» как наиболее современный немецкий корабль представлял Германию на рейде в Спитхэде, где состоялся парад в честь британского короля Георга VI с участием боевых судов всех стран. По завершении Спитхэдской недели «Шпее» вернулся на родину.
После пополнения запасов и краткого отдыха «Шпее» вновь вышел в Испанию 23 июня. Но уже 7 августа 1937 года линкор возвратился в Киль. Осенью того же года состоялись небольшие походы в Швецию (с 18 по 20 сентября) и Норвегию (1-2 ноября). В начале 1938 года — непродолжительный выход в испанские воды: покинув Киль 7 февраля, корабль возвратился уже 18-го.
До лета 1938 г. «Адмирал граф Шпее» главным образом стоял в порту, совершая лишь короткие выходы в прибрежные воды. В конце июня — начале июля 1938 года «карманный линкор» совершил ещё один выход на Север, в норвежские фиорды. 22 августа участвовал в большом флотском параде, который принимали фюрер *** и регент Венгрии адмирал Хорти. В ходе этого мероприятия был спущен на воду тяжелый крейсер «Принц Ойген». Осень «Адмирал граф Шпее» провел в дальних походах, совершив два выхода в Атлантику (6-23 октября и 10-24 ноября), посетив испанский порт Виго, португальские порты и Танжер.
С января 1939 года корабль прошёл свой первый плановый ремонт в Вильгельмсхафене, завершив его к марту. Командование кригсмарине планировало большой зарубежный поход под руководством адмирала Бема, в котором должны были принять участие все 3 карманных линкора, крейсера «Лейпциг» и «Кельн», а также эсминцы и подводные лодки. С целью «показа флага» «Адмирал граф Шпее» несколько дней простоял на рейде в Сеуте. Он только успел вернуться на родину и пополнить запасы, как началась Вторая мировая война.

Крейсерство в Атлантике
К августу 1939 года «Адмирал граф Шпее» перестал быть самым мощным кораблем флота, однако его роль в возможных боевых действиях оставалась весьма существенной. План, разработанный руководством кригсмарине и одобренный лично Гитлером, предусматривал высылку в море «карманных линкоров» и судов снабжения задолго до начала атаки Польши. Их огромная дальность и возможность пополнять запасы позволяла оставаться в районах ожидания в течение нескольких месяцев с тем, чтобы в зависимости от развития событий либо начать рейдерские действия, либо тихо и мирно вернуться домой.
5 августа 1939 года, почти за месяц до начала войны, судно снабжения «Альтмарк», предназначенное для работы в паре со «Шпее», вышло в Соединенные Штаты, где оно должно было принять дизельное топливо и раствориться в океанских просторах до встречи с «карманным линкором», который, в свою очередь, 21-го числа покинул Вильгельмсхафен под командованием капитана цур зее Ганса Лангсдорфа. 24 августа за ним последовал «Дойчланд», «работавший» вместе с танкером «Вестервальд». Оба систершипа стали передовым отрядом немецкого флота в океане, поделив между собой Атлантику: «Адмирал граф Шпее» направился в южную её часть, а его напарник — на позицию к югу от Гренландии.
«Шпее» удалось пройти незамеченным сначала к берегам Норвегии, а затем и в Атлантику южнее Исландии. Он стал единственным немецким рейдером, прошедшим этим путем, который впоследствии тщательно прикрывали англичане (английские патрульные крейсера заняли позиции только 6 сентября). Плохая погода помогла немцам пройти незамеченными до самого района ожидания. Корабль не спешил, и к 1 сентября, дню начала мировой войны, находился в 1000 миль к северу от островов Зелёного Мыса. В этот день он встретился с «Альтмарком». «Адмирал граф Шпее» передал на «Альтмарк» военную команду, легкое вооружение и два 20-мм орудия, сдав заодно легковоспламеняющиеся грузы и приняв полный запас топлива.
Почти весь первый месяц войны «карманный линкор» двигался малым ходом к экватору, уклоняясь от любого дыма на горизонте и оставаясь необнаруженным. Для маскировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и парусины, превратив его таким образом в подобие линейного корабля типа «Шарнхорст». Несмотря на примитивность декорации, эта мера впоследствии позволила несколько раз обмануть неискушенных торговых моряков.
25 сентября 1939 г. «Адмирал граф Шпее» получил приказ о начале крейсерских операций. Первым районом действий был выбран северо-восток Бразилии около порта Ресифи. 30 сентября потоплена первая жертва — английское судно «Клемент».
Для операций против немецких рейдеров союзниками было выделено 8 тактических боевых групп, в состав которых номинально вошли 3 линейных крейсера — английский «Ринаун», французские «Дюнкерк» и «Страсбург», авианосцы «Арк Ройял», «Гермес» и «Беарн», 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, не считая десятков других боевых единиц (вплоть до линкоров), охранявших трансатлантические конвои. Однако фактически против «Адмирала графа Шпее» действовали 3 британских соединения: крейсерская эскадра под командованием коммодора Хэрвуда (группа «G»), прикрывавшая южноамериканские воды (тяжелые крейсера «Эксетер» (англ.) и «Камберленд»), группа «Н», базировавшаяся на Кейптаун (тяжелые крейсера «Сассекс» и «Шропшир»), и группа «К» под командованием контр-адмирала Уэллса, наиболее сильная из всех (линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял»).
5 октября захвачен британский пароход «Ньютон Бич». Из доставшихся документов удалось составить достаточно полное впечатление о системе радиопереговоров с торговыми судами и даже получить в исправном виде стандартную английскую рацию, снятую с судна и установленную в рубке «Адмирала графа Шпее». С 5 по 10 октября 1939 г. «карманный линкор» потопил или захватил ещё 3 судна. Опасаясь обнаружения, «Адмирал граф Шпее» 28 октября пополнил запас топлива с судна снабжения «Альтмарк» и 4 ноября перешёл в Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды.
9 ноября был поврежден и надолго вышел из строя гидросамолет «Арадо-196».
14 ноября остановлен и потоплен небольшой теплоход-танкер «Африка Шелл». 20 ноября «Адмирал граф Шпее» обогнул южную оконечность Африки в обратном направлении и перешёл в Атлантический океан.
2-3 декабря 1939 года потоплены два английских судна. 6 декабря рейдер пополнил запасы топлива с судна снабжения «Альтмарк» и провел артиллерийско-дальномерные учения, используя в качестве цели свое же судно снабжения. Старший артиллерист, фрегаттен-капитан Ашер, остался недовольным их результатом, поскольку за три с лишним месяца вынужденного безделья персонал системы управления огнем главного калибра заметно деквалифицировался.
В декабре английский коммодор Харвуд, командовавший поисковой группой «G», принял решение сосредоточить в районе Рио-де-Жанейро — Ла-Плата три корабля группы — тяжёлый крейсер «Эксетер» и лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес». 12 декабря 1939 года эти корабли соединились в 150 милях восточнее устья реки Ла-Плата.
11 декабря 1939 года бортовой гидросамолёт «Адмирала графа Шпее» вновь потерпел аварию и восстановлению не подлежал.

Бой у Ла-Платы
Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 5:52, в 6:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: "Полагаю, что это «карманный линкор»". Поначалу английские легкие крейсера были приняты за эсминцы, то есть командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведет бой с крейсером и двумя эсминцами.
В 6 ч 18 мин первый залп немецкого рейдера лег между английскими крейсерами, а через четыре минуты заговорили орудия «Эксетера». Приняв легкие крейсера за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжелом крейсере. В течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжелых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 7.40 выходит из боя.
Тем временем легкие крейсера, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 7.16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снес его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к востоку «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжелый крейсер «Кумберлэнд» — это было все, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.
Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за три дня, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 г. Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована. Командир застрелился 20 декабря.
«Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте — так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию, предполагая снять с него все, что уцелело от приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зенитки и автоматы). Удалось выполнить только часть программы, поскольку вскоре после начала работ разыгрался шторм, и операцию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года постепенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудобно, и некоторые части последнего «карманного линкора» до сих пор ржавеют на месте гибели, на 34° 58' 25" южной широты и 56° 18' 01" западной долготы. В 2004 году из воды были подняты некоторые остатки корабля.


Оценка проекта


В лице «карманного линкора» герман­ским конструкторам удалось создать вы­дающийся боевой корабль. Удачное со­четание очень мощной для столь неболь­шого водоизмещения артиллерии с до­статочной скоростью и защитой делали его очень опасным противником для лю­бого крейсера времен второй мировой войны. Конечно же, «Шпее» и его систершипов менее всего уместно считать линкорами. Они являлись своеобразной разновидностью тяжелых крейсеров, имевших несколько меньшую скорость, но зато вооруженных сверхтяжелой для этого класса кораблей артиллерией. Крейсер­ский статус «карманников» признавали и сами немцы. В декабре 1939 года уцелев­шие «Лютцов» и «Адмирал Шеер» были пе­реклассифицированы в тяжелые крейсера.
280-мм орудия сводили на нет все до­стижения в области бронирования кораблей этого обширного класса, так что на­иболее защищенные итальянская «Пола» или французский «Альжери» в дуэли с «Шпее» имели едва ли больше шансов, чем «картонные» крейсера первого по­коления. Тяжелые пушки удачно допол­няла традиционно совершенная система управления огнем, приближавшаяся по стандартам к линкорам. Внушительно для своего времени выглядела и зенитная артиллерия. Наиболее слабым местом проекта являлось, пожалуй, бронирова­ние. Здесь, как и в случае 6000-тонных легких крейсеров, немцам пришлось отой­ти от своих принципов, предусматривав­ших приоритет защиты над нападением. Броня не обеспечивала полную гарантию от огня современных 8-дюймовок, обла­давших весьма высокими баллистически­ми характеристиками, так что в определенных условиях (например, при плохой видимости) «карманный линкор» мог сильно пострадать от более многочислен­ных и скорострельных орудий этого ка­либра. Тем не менее, постепенно улуч­шавшаяся от корабля к кораблю схема за­щиты достигла на «Шпее» высокой сте­пени совершенства. В некотором отноше­нии вынужденное ограничение водоизме­щения сыграло полезную роль, посколь­ку в противном случае конструкторы без сомнения довели бы размеры «броненос­цев» примерно до 20 000 т, обеспечив адекватную «антикрейсерскую» защиту, но это был бы уже совсем другой корабль.
Применение дизелей стало сильным «ходом» немцев. По дальности «карман­ные линкоры» значительно превосходи­ли практически все боевые корабли мира, являясь совершенно уникальными рейдерами. Связанные с использовани­ем моторов недостатки (шум, вибрация) безусловно перекрывались возмож­ностью пройти половину экватора без дозаправки, Скорость можно признать вполне достаточной для большинства крейсерских задач и для уверенного по­ведения в бою с более быстроходным противником. В сражении при Ла-Плате «Шпее» не испытывал никаких затрудне­ний в маневрировании против двух групп неприятеля, без проблем уклоняясь от тор­пед и сблизившись с легкими крейсерами на 4 мили лишь через час с лишним после начала боя, да и то отчасти по своей воле. Недостаточно эффективное использова­ние «карманных линкоров» руководством кригсмарине, мотивированное малой ско­ростью, — скорее ошибка, вызванная на деле совсем другими соображениями (главным образом — опасениями потерять после «Шпее» еще один корабль).
Из числа недостатков можно отметить наличие артиллерии трех калибров, из ко­торых 150-мм пушки оказались явно ущерб­ными и ненужными. Как уже отмечалось, установка единого 127-мм универсального калибра заметно уве­личила бы эффективность и ПВО, и огня по надвод­ным целям. Здесь ска­зался как известный кон­серватизм в идеях, так и отсутствие готовой спа­ренной установки к мо­менту создания головно­го корабля.
Не следует забы­вать и то, что за техни­ческое совершенство «дойчландов» пришлось немало запла­тить, причем в прямом смысле этого сло­ва. «Карманные линкоры» стоили в срав­нимых ценах около 4 млн. фунтов стер­лингов — вдвое дороже, чем английские «кенты». Весь крейсерский отряд коммо­дора Хэрвуда, почти вдвое превосходивший «Шпее» по водоизмещению, был только на 20% дороже. Большие расходы стали той ценой, которую пришлось пла­тить за возможность иметь индивидуаль­но более сильную боевую единицу, хотя неизвестно, насколько превзошел бы не­мецкий «броненосец» в бою два «вашинг­тонских» тяжелых крейсера. Следует, правда, отметить, что все германские ко­рабли межвоенной постройки получались очень дорогими, и по стоимости тот же «Шпее» даже уступает крейсерам типа «Адмирал Хиппер», явно превосходя их во всем, кроме скорости.
Германский корабль-рейдер — «кар­манный линкор» — стал настоящей «костью в горле» для лордов Адмирал­тейства и их французских и американ­ских коллег. Подтверждением тому слу­жат неоднократно появлявшиеся в пред­военных и военных справочниках мифи­ческие проекты аналогов «дойчландов» как в немецком, так и в японском флоте. (В частности, для уничтожения послед­них американцы построили довольно бесполезные линейные крейсера типа «Аляска».) Однако ни Германия, ни Япо­ния на деле даже не планировали повто­рения удачного опыта. «Шпее» и его систершипы остались единственными пред­ставителями этой интересной ветви во­енного кораблестроения, появившейся в силу обстоятельств, но сулившей боль­шие перспективы. Главной причиной «идеологической смерти» класса стали новые быстроходные линкоры, к серий­ному строительству которых приступили в конце 30-х годов все основные мор­ские державы. При скорости, равной или превосходящей скорость «броненосцев», они представляли собой настолько серь­езных врагов для последних, что даль­нейшая постройка этих очень дорогих рейдеров оказалась просто неуместной.


Схема надстройки "Адмирал граф Шпее"


Изображение


любопытный факт


Изображение

так же заслуживает внимания проведенная экипажем "Адмирала граф Шпее" установка камуфляжа во время рейдерства в южной Атлантике.
Закамуфлированный крейсер издалека можно было принять за более серьезный "Шарнхорст"

"Лангсдорф решил перей­ти в Южную Атлантику, на условную ли­нию Ла-Манш — устье Ла-Платы, где можно было рассчитывать на хороший «улов» при наименьшем риске. Для мас­кировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и па­русины, превратив его таким образом в подобие линейного корабля типа «Шарнхорст». Несмотря на примитивность де­корации, эта мера впоследствии позво­лила несколько раз обмануть неискушен­ных торговых моряков."


Добавил фото
http://forum.worldof...and/#entry24594

Благодарю за внимание!

Источники:
http://ru.wikipedia....типа_«Дойчланд»
http://www.wunderwaf...97_05/index.htm
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
341
[FPC]
Альфа-тестер
157 публикаций
10 497 боёв

Браво, одна из лучших тем по оформлению. И ТТХ, и история и чертежи с фотографиями. Плюс всё это удобно и наглядно сформатировано. Единственное, большой спойлер с оценкой можно было разбить на абзацы, но в целом он не настолько велик что бы это серьёзно мешало. Ну и правильно пишется всё-таки "проЕкта". А, так, отличная работа. :happy:

 

Интересная серия, интересные корабли, но боевая судьба у них скорее не сложилась. Особенно у "Графа".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 029 публикаций

Спасибо. Поправлю, чуть позже сделаю меньше картинки и добавлю схему бронирования.

 

"Шпее" - замечательный корабль. Есть хороший фильм по этому бою

 

Битва у Ла-Платы / The Battle of the River Plate

Год выпуска: 1956

Жанр: Исторический, боевик, военный

Выпущено: Carlton Visual Entertainment Ltd.

Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер

В ролях: Джон Грегсон, Энтони Куэйл, Йен Хантер, Джек Гвиллим, Бернард Ли, Лайонел Мартон, Энтони Бушнелл, Питер Иллинг, Майкл Гудлифф, Патрик Макни

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
25 публикаций
1 269 боёв

хорохее оформление темы, интерестно читать +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
78 публикаций

Великолепный материал и не менее интересный корабль) Разве что ИМХО стоило бы дописать, что Дойчланд впоследствие был переименован в Лютцов. Сам давно интересовался судьбой этих интересных судов - нравятся они мне и все тут.

Сразу вопрос - откуда взята фотография (точнее, кто умудрился сделать такой аккуратный (если не считать незначительных профлем с освещением, масштабом и форштевнем) фотошоп?)

Наверное, так же в любопытные факты можно добавить маскировку Шпее в рейде по Атлантике (фанерная башня и труба) и сам факт рейдерства Шеера в Индийском океане - авось удастся уговорить разрабов ввести его премом вскоре после релиза.

И еще одно замечание, если позволите - внеси, если еще возможно, теги к топику.

Изменено пользователем anonym_GZ5xXNyWeiWm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 029 публикаций

Про камуфляж добавил, тэги тоже.

Ну про то, что "Дойчланд" переменовали в "Лютцов", это многим известный факт, так как фюрер явно не хотел, что бы кто то утопил "Германию". Знаете ли весьма сильный моральный эффект.

Фото вроде достаточно оригинальное, наравне с цветными фото "Бисмарка", на нем изображен "Шеер" идущий через Кильский канал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
78 публикаций

Просмотр сообщенияShepke (19 Авг 2012 - 12:12) писал:

Про камуфляж добавил, тэги тоже.
Ну про то, что "Дойчланд" переменовали в "Лютцов", это многим известный факт, так как фюрер явно не хотел, что бы кто то утопил "Германию". Знаете ли весьма сильный моральный эффект.
Фото вроде достаточно оригинальное, наравне с цветными фото "Бисмарка", на нем изображен "Шеер" идущий через Кильский канал.
Серьезно? Меня почему то не покидает ощущение, что это фотошоп... Да и не встречалось оно мне раньше (хотя я и не очень настойчиво искал - так что, вполне вероятно). В любом случае, хорошо выглядит :)
Факт переименования известен многим, но не всем - может породить ряд вопросов у "нечитателей", тем более что предыдущий носитель сего гордого имени был продан в СССР и даже успел отметится в обороне Ленинграда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
129 публикаций

кстати говоря, "Лютцов", бывший "Deutschland", после капитуляции Германии был поднят советскими ВМФ, был даже включен в списки флота, но восстановление крейсера посчитали нецелесообразным и 22 июня 1947 года корпус «Лютцова» был потоплен в ходе учений Балтийского флота.

+ можно добавить немного материала про историю службы данных кораблей и их участие во Второй мировой

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 214 публикации
87 боёв

Спасибо. Интересный корабль

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
28 публикаций
409 боёв

в игре вижу эти "карманники" в роли премов

материал интересно оформлен, спасибо

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
135 публикаций

Для океанского рейдера, в место 283 мм калибра хватило бы 130-152 мм калибра для погони и потопления торговых судов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
718 публикаций

Просмотр сообщенияB777_ (21 Авг 2012 - 11:38) писал:

Для океанского рейдера, в место 283 мм калибра хватило бы 130-152 мм калибра для погони и потопления торговых судов.
Для океанского рейдера, по которому точно никогда не будет стрелять противник - да :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×