Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

О чистоте на парусных кораблях

В этой теме 85 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
587 публикаций

Наполеон, бывавший в 1816 году на британских кораблях на острове Св. Елены, был поражен чистотой и порядком на флоте Его Величества. Французский аббат Клермон в 1777 году отмечал, что «для этой нации чистота – это своего рода инстинкт». На самом деле чистота на британских кораблях – это, прежде всего, опыт, а он, как известно – сын ошибок трудных.

Еще Кольбер во французском флоте прямо-таки болезненно заботился о гигиене и чистоте. Один из  его ордонансов при чтении вообще вводит в шок и трепет –запрет образца 1669 года – строжайше запрещено хоронить умерших моряков в балласте (тогда часто в качестве балласта использовался щебень или камни, вот под них, родимых, и закапывали погибших матросов выжившие). Еще одна милая забава французов проистекала из убеждения, что в смертях на кораблях виноват тяжелый воздух. Чтобы «уменьшить смертность», в походе корабли окуривали «сладким запахом» - кадилом, пыльцой, разнотравьем (наверное аллергики в этот момент очень хотели «попасть в балласт»).

Англичане пошли по другому пути – они заметили, что чем более чистое судно, тем меньше на нем заболеваний. Ежедневное мытье палуб с уксусом, ежевечернее проветривание помещений, процеживание питьевой воды, процеживание морской воды для мытья палуб, добавление можжевелового раствора в воду, ежедневное проветривание и сортировка продуктов в камбузе.

Но и этого показалось мало, и вскоре все нижние помещения были оборудованы вентиляторами – обычными ветряками, гнавшими воздух под воздействием силы ветра. Кстати, вентиляторы на кораблях Роял Неви были введены в Семилетку, и это стало не менее важным на мой взгляд открытием, чем создание хронометра Харрисона. Вскоре вентиляторы были улучшены Стефеном Хейлсом – для загона воздуха в трюмы использовались воздушные насосы, а трубы, выводящие воздух из трюма, сделали вентиляцию проточной.

Когда-то, в институте связи, мы, молодые студенты, считали и проектировали мощности для активированных отсосов воздуха и пыли на предприятиях, так вот первые активированные отсосы появились именно на кораблях, и именно на кораблях британского флота.

Если на судне вспыхивала эпидемия – принимались экстраординарные меры. Весь корабль полностью вымывался с уксусом. Корабль заводился на чистый берег на кренгование, весь балласт сгружался с корабля и выкидывался либо в море, либо в реку. Судно заполняли новым, чистым балластом, причем перед укладкой его промывали чистой пресной проточной водой.

Грязная одежда также считалась распространителем инфекций. Поэтому одежда стиралась в добровольно-принудительном порядке два раза в неделю. Поскольку тогда еще мыло было роскошью, очень часто вместо него использовалась выпаренная на ¾ моча (привет всем почитателям уринотерапии и доктора Малахова), и морская вода. Как только достигали источника пресной воды – устраивалась большая стирка, причем одежду развешивали на веревке, натянутой поперек берега и немного опущенной вводу. Так одежду рекомендовалось оставлять на сутки, чтобы течение реки хорошенько ее промыло.

Однако основную заразу на корабли несли новобранцы и именно это составляло основную проблему. К концу Семилетки Энсоном, который сам в свое время хлебнул лиха с болезнями и смертностью на кораблях, был разработан целый ряд мер, который позволял если не искоренить, то существенно уменьшить заражение от новобранцев.

Прежде всего новенькие проходили через своего рода фильтрационный лагерь, где их полностью брили, причем не только головы, но и подмышки, и пах, их одежда сжигалась, им выдавалась новая роба (кстати – эта мера имела и вторую цель – сбежавшего бритого новичка в робе не представляло труда найти), и попадали на специальные медицинские блокшивы (первый из них - «Медуэй» - был введен в строй в Плимуте в ноябре 1758 года), где им проводили медицинский осмотр. После этого новобранцев распределяли по кораблям.

Достаточно сказать, что благодаря таким экстраординарным мерам с кораблей Роял Неви практически исчез сыпной тиф, кожные заболевания, экзема, чесотка и т.д.

В то время когда во французском флоте двадцатью годами позже, во время Другой Армады 1779 года, сыпной тиф выкашивал целые экипажи, когда систему вентиляции судов не смогли внедрить даже при Наполеоне, английские корабли благодаря принятым мерам уже давно существенно сократили свои небоевые потери, что сказалось прежде всего на качестве экипажей и позволило сделать решительный рывок вперед.

Вобщем именно меры, принятые в Семилетку, дали Роял Неви право называться «хозяином морей» и вывели этот флот  на недосягаемый для других уровень.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
205 публикаций
185 боёв

статья интересная, но есть два вопроса: это скопипастено или сам написал ?

                                                                      оформи пожалуйста как положено

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Продаю оборудование по дезинфекции а вот на счет препаратов не в курсе,попытаюсь узнать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияVARZEAD (23 Июн 2013 - 21:15) писал:

статья интересная, но есть два вопроса: это скопипастено или сам написал ?
  оформи пожалуйста как положено

Все что я здесь пощу - написано мной. там, где написано не мной - я даю источник.
И еще - воспитанные люди говорят друг другу ВЫ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Интересно, правда, плюсомет разряжен,но завтра отстреляюсь.

Я немного с этой темой знаком. Читал Шигина и Эджингтона.

Изменено пользователем 1L1dan

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (23 Июн 2013 - 20:36) писал:

(наверное аллергики в этот момент очень хотели «попасть в балласт»).

Аллергия и аллергики это порождение современной городской культуры когда дети все детство проводят практически в стерильных условиях. Так что на французских кораблях они могли оказаться с толькой же вероятностью что и английские принцы крови.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Спасибо за интересное сообщение. Всегда интересно узнать не только парадно-боевую, но и бытовую изнанку парусного флота.

И присоединяюсь к ранее высказанной просьбе - напишите о мерах пожарной безопасности и связанных с ней вопросах освещения-отопления и готовки пищи. Тоже ведь, очень интересная тема.

 

Просмотр сообщенияKatahi79 (23 Июн 2013 - 21:51) писал:

Аллергия и аллергики это порождение современной городской культуры когда дети все детство проводят практически в стерильных условиях. Так что на французских кораблях они могли оказаться с толькой же вероятностью что и английские принцы крови.

Кстати да. Тем более, что аллергия на ладан по тем временам проявилась бы задолго до попадания на флот и, скорее всего, имела бы отнюдь не медицинские последствия. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияKatahi79 (23 Июн 2013 - 21:51) писал:

Аллергия и аллергики это порождение современной городской культуры когда дети все детство проводят практически в стерильных условиях. Так что на французских кораблях они могли оказаться с толькой же вероятностью что и английские принцы крови.
Из-за того, что термин аллергия был введен Клеменсом фон Пурке в 1906 году - не значит что события как такового не было ранее. Я встречал описания болезней, очень похожие на аллергию в 16-18 веках. Нарушения всегда имели место быть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияWZander (23 Июн 2013 - 22:00) писал:

Кстати да. Тем более, что аллергия на ладан по тем временам проявилась бы задолго до попадания на флот и, скорее всего, имела бы отнюдь не медицинские последствия. :)

Обычно это последствия более тяжелых заболеваний. Например - лихорадка. Тиф. и т.п.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[SZF35]
Бета-тестер
81 публикация
12 224 боя

Завтра от меня "+" . Поучительно ! Да и в честоте наверно самим Англичанам было приятнее работать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
13 публикаций

К стати, стремление к чистоте объяснялось и более прогматично. Постоянные уборки отвлекали матросов от бунтов, тоски по дому и других вредных течений. Ведь нет ни чего более опасного, чем  скука. :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
18 154 боя

Прочел, интересно было)

Благодарю за тему).

Дал 4 плюса (на каждый пост в теме), т.к нельзя давать один плюс на пост).

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
76
[FMP]
Старший альфа-тестер
520 публикаций

На флоте англичане никогда не экономили, и всегда внедряли все самое эффективное, так что по сути все правильно.

Но сам я как-то никогда не задумывался об этом, для меня военный корабль и чистота всегда были синонимами :)

Даже представлять не хочу как могли вблизи выглядеть военные корабли французов если там погибших в балласте хоронили. На картинах выглядят такими красавцами...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
119
Бета-тестер
850 публикаций
3 152 боя

Неплохо. В отличие от сонма тем за последнюю неделю - свежо и по морской тематике.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
395 публикаций

Просмотр сообщенияRazlom (24 Июн 2013 - 09:54) писал:

Неплохо. В отличие от сонма тем за последнюю неделю - свежо и по морской тематике.
Это точно, тема отличаеться от многих других, тем что несет смысл )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
19 публикаций
12 540 боёв

Корабельный порядок и шик во все времена славился на всех флотах.

На наших кораблях 4 раза в день делается приборка с мылом, а в субботу с мылом моется весь корабль от подволока до палубы.

Возвращаясь с моря опяттаки, моется весь корабль, включая надстройки верхней палубы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×