Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ZIPmarf

Торпеда Александровского.

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Здраствуйте, уважаемые форумчане!

Эта тема будет посвещена первой торпеде в мире - первой русской торпеде.

Не многие знают, что первая торпеда была создана не в Англии, а в России, не Р. Уайтхедом, а великим русским ученым Иваном Федоровичем Александровским.

 

Торпеда Александровского.

http://s1.ipicture.r...28/dN4CwR3n.jpg

Ну, пожалуй начну, свой рассказ. Стоит, я думаю, для начала посвятить Вас в историю жизни великого русского ученого.

 

Родился И.Ф. Александровский в 1817 году в г. Митава Курляндской губернии. Уже юношей он отличался большой любознательностью, склонностью к изобретательству и незаурядными способностями к живописи. После окончания митавского технического училища Иван Федорович переезжает в Петербург, где посещает Академию художеств. Вскоре его работы становятся популярны.В это время в Европе получает бурное развитие фотография, и молодой живописец с увлечением берется за новое дело. Тонкий художественный вкус, глубокий научный интерес позволяют ему достичь в этом виде искусства больших успехов. Ателье Александровского превращается в высокодоходное предприятие, и он даже становится придворным фотографом.

Spoiler Однако не хлебом единым жил этот незаурядный человек. Не фотографии и не живописи суждено было определить его дальнейшую судьбу. Ивана Федоровича неудержимо влекло к изобретательской деятельности и технике. Его самым крупным изобретением становится первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем. Ее строительство завершили в 1865 году.На следующий год лодку посетил Александр II. «Чрезвычайно умно придумано»,— заключил парь. Через несколько дней «Высочайшим приказом по Морскому ведомству» И.Ф. Александровский был награжден орденом Владимира 4-й степени и зачислен на службу вольным механиком в чине титулярного советника с мундиром и годовым содержанием 5000 рублей. С этого дня почти весь остаток жизни он посвящает отечественному флоту и прежде всего созданию подводной лодки и ее оружия — торпеды.

Первоначально изобретатель предполагал вооружить лодку двумя связанными между собой минами. После отдачи их креплений они должны были всплыть под атакованным кораблем, охватив его корпус с обоих бортов. После этого лодке следовало отойти на безопасное расстояние и с помощью электротока по проводу взорвать мины. Прекрасно понимая сложность такой атаки, Александровский постоянно думал об оружии, которое не требовало бы сближения с целью вплотную. Таким оружием мог быть только подводный самодвижущийся снаряд. Его разработкой он и занялся. «В 1865 году,— пишет Александровский,— мною был представлен... адмиралу Н. К. Краббе (управляющий Морским министерством Авт.) проект изобретенного мною самодвижещегося торпедо. Сущность... торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретенной мною подводной лодки. Как и в моей подводной лодке, так и моем торпедо главным двигатель — сжатый воздух, те же горизонтальные рули для направления на желаемой глубине... с той лишь разницей, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо... автоматическим механизмом. По представлению моего проекта самодвижущегося торпедо Н. К. Краббе нашел его преждевременным, ибо в то время моя подводная лодка только строилась».Заявление Александровского об изобретении им торпеды было сделано за год до того, как в 1866 году аналогичное заявление сделал англичанин Р. Уайтхед. Знал ли Иван Федорович о его работах?

Скорее всего, нет. Он не только раньше заявил о своем изобретении, но и пришел к нему совершенно самостоятельно. Его путь к замыслу торпеды был последователен и логичен: от подводной лодки с пневмоэнергетикой для движения под водой к идее ее главного оружия — самодвижущейся мине с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Первый отказ не обескуражил изобретателя. Будучи полностью занят испытаниями подводной лодки, Александровский понимал, что главный разговор о ее оружии — впереди. Только после того как лодка была неоднократно успешно испытана, он в 1868 году повторно представил проект своей торпеды. Справедливости ради надо сказать, что к этому времени о торпедах Уайтхеда в России уже знали. Первое сообщение о них было напечатано в январском номере «Морского сборника» за 1868 год. Сам Иван Федорович вспоминал, что во время одного из своих посещений Н. К. Краббе, последний сообщил ему об изобретении в Австрии подводной самодвижущейся мины, на что «я тотчас же ему доложил, что подобная мина давно уже придумана мной».

 

http://s1.ipicture.r...28/QWombFdC.jpg

 

Решение по второму предложению И. Ф. Александровского руководство Морского ведомства приняло в 1869 году. Звучало оно так: «Дабы не стеснять в исполнении автора, изобретателю разрешается создать торпеду на собственные средства с последующим возмещением». Будучи занят подводной лодкой, Александровский смог приступить к изготовлению торпед лишь в 1873 году. «Вследствие этого, а также по причине крайне неудовлетворительных механических средств торпедо,— пишет он,— могло быть изготовлено не ранее 1874 года». Делались торпеды в одной из частных слесарных мастерских на Казанской улице. Все работы велись вручную нанятыми Александровским мастеровыми. К началу 1874 года они изготовили два опытных образца.

Что представляли из себя первые русские торпеды? Это были сигарообразные снаряды с несколько притупленной головной частью. Изготовлены они были из листового железа толщиной 3,2 мм. Одна из торпед имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, другая 560 мм и 7,34 м соответственно. Весили они около 1100 кг. В качестве «движущей силы» в торпедах использовался сжатый воздух. Его резервуар объемом 0,2 м3 (длина 2,4 м, диаметр 330 мм) размещался внутри корпуса и был рассчитан на рабочее давление 60 ат. Для обеспечения равномерного хода торпеды давление с помощью редуктора снижалось до рабочего — 5-10 ат. В качестве двигателя в торпедах использовалась одноцилиндровая машина двойного действия с прямой передачей на вал. Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта, точность хода по направлению обеспечивалась вертикальным стабилизатором.

Испытания торпед начались в 1874 году. Первые стрельбы проводились с неполным давлением сжатого воздуха и выполнялись они на Восточном Кронштадтском рейде в присутствии начальника минного отряда контр-адмирала К.П. Пилкина. Как писал И.Ф. Александровский, «на этом испытании мое торпедо три раза кряду проходило с большой точностью назначенное для него расстояние в 2500 фут, постоянно сохраняя при этом определенное ему шестифутовое углубление... Начальная скорость его на расстоянии 1000 фут была 8 узлов, конечная 5 узлов». После первых пробных выстрелов перешли к стрельбам с полным давлением. Продолжались они до окончания навигации. Испытания показали, что главный недостаток торпеды заключается в ее малой скорости. Максимум, на что она была способна, — это обеспечить 6-8 уз на дистанции 2-2,5 км.

Подтвердив, таким образом, принципиальные возможности самодвижущихся мин, испытания 1874 года показали, как отмечалось в отчете о них, что «неудовлетворительное техническое выполнение делало их непригодными для практического употребления. Мина Александровского была тяжела, громоздка и имела очень посредственный ход». По своим характеристикам она существенно уступала ставшей уже широко известной торпеде Уайтхеда. Не считаться с этим было нельзя, и Морское министерство поручает Александровскому «создать новую усовершенствованную подводную самодвижущуюся мину». Ее изготовление передается казенному производству — слесарной мастерской в Новом Адмиралтействе. Срок завершения работ устанавливается 15 марта 1875 года.

Предвидя нереальность изготовления новой торпеды до весны и в то же время стремясь возобновить с началом навигации прерванные испытания, Александровский при содействии Пилкина выдаст Кронштадтскому пароходному заводу заказ на «мелкие исправления к старой мине». Проведенные в 1875 году стрельбы позволили не только добиться увеличения скорости хода до 10-12 уз, но и проверить все усовершенствования, предназначавшиеся для новой торпеды. Изготовление же последней в Новом Адмиралтействе затянулось и было закончено лишь глубокой осенью. Приступить к ее испытаниям в 1875 году так и не удалось.

Чем отличалась новая торпеда Александровского от его первых образцов? По внешнему виду и конструкции корпуса — практически ничем. Она имела калибр 610 мм и длину 6,1 м. Что же касается отдельных ее механизмов и систем, то их отличие сводилось к двум основным изменениям: во-первых, к применению более мощного двухцилиндрового двигателя и, во-вторых, к замене устройства регулирования глубины хода с помощью водяного балласта на работающее от гидростатов. Торпеда состояла из четырех составных частей: зарядной камеры, отсека носового гидростатического аппарата со своими горизонтальными рулями, отсека воздушного резервуара с редуктором и кормового отсека с двигателем и гидростатическим аппаратом, управляющим кормовыми горизонтальными рулями.

Однако стрелять этой торпедой не пришлось и в 1876 году. Оценивая предыдущие испытания как малообнадеживающие, Морское министерство все большее внимание стало уделять сделанному еще в 1873 году предложению Р. Уайтхеда приобрести его торпеды. В начале 1876 года в Австро-Венгрию на его завод выехала российская правительственная комиссия. В ее состав включили и И.Ф. Александровского. «Когда я увидел мину Вайтгеда,— пишет он,— то оказалось, что устройство мины... основано на тех же принципах, как и мое торпедо, с той лишь разницей, что механизм его мины отличается весьма тщательной отделкой, что и не удивительно, т. к. он имеет для этого специальный громадный завод, тогда как моя самодвижущаяся мина была сделана без всяких механических средств у простого слесаря в Казанской улице». Нельзя не отметить объективность и беспристрастность Ивана Федоровича. На заключительном акте комиссии с рекомендациями о приобретении торпеды Уайтхеда стоит и его подпись.

Тяжело переживал Александровский непринятие его торпеды на вооружение Российского флота. Большой патриот, он ратовал за самостоятельное развитие отечественной науки и техники: «Не лишним считаю присовокупить, что изобретенное мною торпедо выполнено у нас в отечестве собственными... средствами... что... способствует развитию у нас механики. Мы не будем вынуждены прибегать к помощи иностранцев... когда собственные наши соотечественники в состоянии удовлетворить настоящим требованиям».

Уже после приобретения торпед Уайтхеда Иван Федорович вносит в собственную ряд усовершенствований. На испытаниях в 1878 году он добивается увеличения ее скорости до 18 уз — всего на два узла меньше, чем у Уайтхеда. Настойчиво добивается Александровский сравнительных испытаний двух торпед — Уайтхеда и своей, изготовленной в тех же габаритах. Комиссия, созданная для рассмотрения этого вопроса, пришла к заключению, что обе торпеды устроены на одних и тех же началах, а имеющиеся в них различия не носят принципиального характера и признала, что сравнительные испытания были бы полезны.

Однако члены комиссии понимали и другое — решение о вооружении флота торпедами Уайтхеда принято. Их не только приобрели за границей, но и запустили в производство на отечественных заводах. Менять это решение в то время не представлялось разумным. В просимых опытах изобретателю отказали. В 1880 году Александровский практически отошел от работ по усовершенствованию своей торпеды, а спустя два года и вовсе был уволен со службы.

Испытывая острую нужду в деньгах, разорившийся изобретатель совершенно забросивший фотографию, неоднократно обращался в Морское министерство с просьбой выплатить ему сумму, которую, по его расчетам, ему задолжали. Но все прошения остались «без последствия»... Иван Федорович Александровский тяжело заболел и был помещен в одну из петербургских больниц для бедных. В 1894 году на 77-м году жизни он скончался.

Источники.

http://wunderwaffe.n..._01/chap02.html

http://flot.com/hist...exandrovsky.htm

http://www.korvet2.ru/blog/?p=230

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
51 публикация

Да торпеда конечно не такая современная как сейчас, но по крайней мере она была создана в России

 

П.С. Очень длинный пост,  смотреть не удобно может всё таки больше спойлеров?

 

+ за старания и за уникальность темы!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияDead_the_tanks (28 Июн 2013 - 12:27) писал:

Да торпеда конечно не такая современная как сейчас, но по крайней мере она была создана в России

П.С. Очень длинный пост,  смотреть не удобно может всё таки больше спойлеров?

+ за старания и за уникальность темы!
Хорошо, сейчас добавим. Готово!
З. Ы. Жду ещё комментариев!
Изменено пользователем ZIPmarf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

да все(или почти все) новаторские идеи и гениальные изобретения создаются в Росии или выходцами с России! многие скрывают эти факты и пытаются оспорить! пример янки выложили инфу что радио мол не Попов изобрел а какой то там янки! Хотя документально доказать не могут, но попытки делают!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияalex03071971 (28 Июн 2013 - 13:02) писал:

да все(или почти все) новаторские идеи и гениальные изобретения создаются в Росии или выходцами с России! многие скрывают эти факты и пытаются оспорить! пример янки выложили инфу что радио мол не Попов изобрел а какой то там янки! Хотя документально доказать не могут, но попытки делают!
Просто иностранцы изо всех сил стараются скрыть и переписать историю России, нам нельзя допустить этого, т. к. история это часть могущества нашей великой Родины.

Просмотр сообщенияJoker_DK (28 Июн 2013 - 13:02) писал:

Про уникальность темы правильно подмечено. Лови + Эх, этот лимит...
Всегда подводит этот лимит... :(
Изменено пользователем ZIPmarf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

вот маленький пример новой истории! наши и янки начали разрабатывать практически одновременно такую торпеду! янки сказали, что это нереально и бросили эту разработку, а наши сделали!! ракета-торпеда шквал!эта торпеда похоронила все американские планы по созданию шахт балистических ракет на дне моря! этой торпеде до сих пор нет аналоговв мире!Конечно можно и даже нужно считать Александровского так сказать отцом торпедного вооружения!

Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияalex03071971 (28 Июн 2013 - 13:11) писал:

вот маленький пример новой истории! наши и янки начали разрабатывать практически одновременно такую торпеду! янки сказали, что это нереально и бросили эту разработку, а наши сделали!! ракета-торпеда шквал!эта торпеда похоронила все американские планы по созданию шахт балистических ракет на дне моря! этой торпеде до сих пор нет аналоговв мире!Конечно можно и даже нужно считать Александровского так сказать отцом торпедного вооружения!

Да, таких изобретений сейчас не хватает. Хотя кто знает, что там в исследовательских центрах сейчас делают...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Просмотр сообщенияZIPmarf (28 Июн 2013 - 13:28) писал:

Да, таких изобретений сейчас не хватает. Хотя кто знает, что там в исследовательских центрах сейчас делают...
это точно! все не раскажут, лет так через 20-30 только!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияalex03071971 (28 Июн 2013 - 13:41) писал:

это точно! все не раскажут, лет так через 20-30 только!
Да и то с натягом...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
33 публикации
281 бой

Уважаемый ZIPmarf. Я внимательно прочитал Ваш рассказ. Спасибо за аккуратный и грамотно-творческий подход к вышеизложенному. Читается легко, в рассказе нет напряжения , фото и текст грамотно сочетаются.  Ставлю плюс. С уважением-Voyager_ST.   Оренбург,  18:18,   28.06.2013

 

P.S. В предисловии есть ошибки  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияVoyager_ST (28 Июн 2013 - 15:19) писал:

Уважаемый ZIPmarf. Я внимательно прочитал Ваш рассказ. Спасибо за аккуратный и грамотно-творческий подход к вышеизложенному. Читается легко, в рассказе нет напряжения , фото и текст грамотно сочетаются.  Ставлю плюс. С уважением-Voyager_ST.   Оренбург,  18:18,   28.06.2013

P.S. В предисловии есть ошибки  :glasses:
Ошибки исправлю. Спасибо, за комментарий.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Бета-тестер кланов
974 публикации

Просмотр сообщенияalex03071971 (28 Июн 2013 - 13:11) писал:

вот маленький пример новой истории! наши и янки начали разрабатывать практически одновременно такую торпеду! янки сказали, что это нереально и бросили эту разработку, а наши сделали!! ракета-торпеда шквал!эта торпеда похоронила все американские планы по созданию шахт балистических ракет на дне моря! этой торпеде до сих пор нет аналоговв мире!Конечно можно и даже нужно считать Александровского так сказать отцом торпедного вооружения!

так уж получилось что очень хорошо знаю это изделие не советую верить всему что про нее пишет википедия, яндекс и товарищ путин
в двух словах в 1973 году была поставлена задача разработки противолодочной торпеды в 1975 начались испытания которые продлились около 3 лет основной проблемой было то что при заявленной дальности в 1.5 мили попасть по мишени меньше авианосца можно было только метров с 500 что учитывая какую боеголовку она несла автоматически хоронит и объект запуска, следующие 15 лет велась доработка изделия в итоге было признано полное не соответствие тех заданию и текущим задачам (в советское время главной ударной силой флота были подлодки) основные проблемы так до сегодняшнего дня и не решенные- демаскировка лодки с последующим 100% теоретическим уничтожением лодки в случае запуска, очень ограниченные стремящиеся к нулю возможности по уничтожению лодок и кораблей противника в связи с максимальной глубиной в 30 метров и не возможностью попасть в мишень менее 150 метров с дистанции более 2 километров  в 1992 году демократическое ворье дорвавшиеся до власти предложило данную торпеду на экспорт и было продано около 100 штук на основе и в результате чего к 2000 году янки и немцы создали свои варианты данного оружия у немцев присутствуют ровно те же проблемы невозможность поразить хоть какую нибудь мишень на реальной боевой дистанции, янки же по слухам часть проблем решили но демонстрировать это не спешат, и у нас в 2011 году работы по данному проекту прекращены по команде Сердюкова по неподтвержденным слухам из за провала испытаний повлекших гибель "Курска". Принцип работы данного изделия на сегодняшний день  широко известен и рассекречен так что если что то про эту торпеду интересно спрашивайте, расскажу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
48 публикаций

Классно

P.S. поставил бы +, но лимит исчерпан.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Была ещё торпеда Т-15.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Бета-тестер кланов
974 публикации

Просмотр сообщенияesoess1 (28 Июн 2013 - 21:46) писал:

Была ещё торпеда Т-15.
точнее  будет сказать что был такой проект, не помню точно в каком году может быть даже при сталине, кажется по проекту это был самый первый корабельный носитель ЯО, но торпеда как средство доставки ЯО имеет ряд очевидных недостатков низкая скорость, ограниченная дальность действия, невозможность преодоления противолодочных систем охраны гаваней так что данное изделие не дошло даже до стадии образца нам про это изделие преподавали как про пример не гибкости  и лени мышления там не было ни одного оригинального решения тупо попытка повесить заряд 100 мегатонн на  торпеду

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×