Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Aunt_Tom

Торпеды для "Блюхера"

В этой теме 32 комментария

Рекомендуемые комментарии

295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Поскольку после вчерашнего турбовентилятор у меня перегрелся и вышел из строя, порадую-ка я вас свежей копипастой. Текст полностью не мой, ссылки на источники в конце

 


От: ХейЕрдал

 

Из неопубликованной пока;) статьи про историю норвежских торпедных батарей (1901-2001гг):

 

В 1903 году в береговой крепости «Оскарборг» была введена в строй первая норвежская береговая торпедная батарея Kaholmen. Конструкция этой батареи уникальна ...

В 1900 году специально для батареи закупили на фирме Уайтхеда (г. Фиум, Австро-Венгрия) 45-см торпеды mod. V d. Для своего времени это были хорошие образцы, имеющие приличные характеристики и великолепную надежность, что подтвердила их 40-летняя служба. С 1903 по 1940 год БТ Kaholmen несла свою незаметную службу по охране Осло-фьорда. За это время сменилось несколько поколений торпедистов, произведено около 200 практических торпедных стрельб. Но, главное, торпеды оставались все теми же старыми добрыми Уайтхедами. В 1930-х годах была проведена модернизация - взрывчатое вещество в боевых зарядных отделениях торпед было заменено на 100 кг TNT. Интересно, что занявшие крепость немцы сразу сделали то, что давно собирались сделать норвежцы – уже в 1940 году заменили заслуженные торпеды на новые норвежские (!) modell X.

 

... Когда горящий «Блюхер» казалось уже проскочил зону убийственного артиллерийского огня, в дело вступила торпедная батарея. Обе выпущенные с дистанции 300-500 м торпеды попали в центральную часть корабля: одна - в котельное отделение №1, вторая - в переднее турбинное отделение. Именно торпедные повреждения оказались фатальными. Без них крейсер остался бы на плаву, смог бы потушить (или хотя бы локализовать) пожар, исправить повреждения и закончить свою миссию – высадить десант в порту Осло...

По иронии судьбы, последним боевым действием команды «Блюхера» было выстреливание из торпедных аппаратов своих торпед из-за опасений, что пожар на палубе вызовет их взрыв.

 

Похожим образом развивались события утра 9 апреля в районе Бергена. Немецкие корабли под огнем береговых артиллерийских батарей прорывались по узким фиордам к Бергену. Повреждения, полученные крейсерами от попаданий снарядами калибром до 210 мм были тяжелыми, но не смертельными – корабли продолжали движение и высадили десант прямо на набережные города. Единственное, что могло сорвать высадку – это торпеды второй норвежской ТБ Kvarven. Но хотя корабли проходили на расстоянии всего 300-400 м от батареи, торпедного залпа не последовало. Батарея оказалась не готова к немедленному действию...

 

История имела длительное продолжение. Впечатленные потерей «Блюхера» и случайной удачей в Бергене, немцы сразу после высадки стали лихорадочно «создавать» береговые и плавучие торпедные батареи где только можно и из чего только можно. И активно занимались этим делом до самого конца войны, не успев достроить часть стационарных батарей (см. «нашу» ТБ в Линахамари). Норвежцы после войны включили в состав своей береговой обороны 10 из 18 немецких батарей. Затем их модернизировали, строили новые ТБ (защищенные от атомных взрывов) и завершили начатую в 1901 году эпопею только в 2001 году...

 

Изображение

От: Lazy

 

Можно только добавить, что торпедная батарея на северном Кахольме оказалась готова к немедленному действию во многом благодаря временному командиру по фамилии Андерсен, на то время уже 13лет как военному пенсионеру. Разбуженный ночью командиром Оскарборга Эриксеном (которому, в свою очередь, оставалось полгода до пенсии) дедушка надел свою старую форму, переплыл на лодке пролив между Дребаком (где он жил) и Кахольмом и вступил в командование. Свою батарею он знал досконально, поскольку именно с должности ее командира он и вышел в отставку, в 1927году.

А потом они утопили Блюхер и вообще остановили немецкое продвижение на направлении. Без потерь со своей стороны.

 

Оба в 1945 получили военный крест из рук лично короля Хокона, которого они собственно спасли от плена - из-за задержки немецкой атаки на Осло король успел покинуть город, а потом и до Англии добрался.

Андреас Андерсен скончался в 1946, а Биргер Эриксен - в 1958. Последний успел за свой подвиг еще под судом побывать в 1946 - обвинялся в нарушении приказа, предписывающего сначала давать предупредительный выстрел. Полностью оправдан.

 

Кстати - вполне вероятно, что норвежцы узнали о том, кого именно потопили, только когда стрельба закончилась. В этот момент стало слышно, как на тонущем Блюхере десантники поют Дойчланд Юбер Аллес. А так - дело было ранним утром, видимость не очень... В общем, если бы англичане вдруг решились-таки - возможно их ждала бы та же участь - мимо двух таких командиров пройти было сложно:)

 

 


>а что в Бергене не так пошло?

 

Если мы посмотрим на картинку, то страшно становится за немцев;). При нормальной работе торпедной батареи, с учетом ширины пролива 800м, крейсер «Кельн» - точно покойник. А с ним и вся операция по захвату Бергена.

 

Однако... некомплект личного состава, изношенность техники и плохая организация не позволили привести батарею в боевое состояние в течении 4 часов после получения приказа. Торпеды были некомплектными, БЗО и гироскопы не установлены. В результате, за несколько часов, прошедших от приказа до боя, привести торпеды и торпедные аппараты в боевое состояние просто не успели. Кстати, одним из двух погибших в крепости норвежцев был торпедист, убитый немецкими десантниками, когда он пробирался в крепость, на свой боевой пост.

 

Все это имело объективные и вполне прозаические причины. Норвегия была бедной страной, помощь НАТО и морская нефть им еще даже не снились;)

На 8 апреля 1940 года 279 солдат и 33 офицеров числились в крепости Kvarven, их средний возраст был 40 (!). Был значительный некомплект и люди работали на износ. При этом их военная подготовка была недостаточной, а крепость все равно не была полностью готова к боевым действиям. Например, время приведения торпедной батареи в боевую готовность составляло, по некоторым оценкам, до 12 часов.

 

ТБ была надводной, толщина каменной стены – 2м, никакой артиллерией не прошибешь. 3 стандартных надводных ТА с такими же старыми торпедами как атаковавшие «Блюхера».

 

Изображение

От: Одессит

 

>И хотелось бы попросить автора статьи опубликовать фото начальника разведки Кригсмарин на тот период, взглянуть в его голубые арийские глаза и спросить, почему с 1903 года не нашлось времени полюбопытствовать, чего там шведо-норвежцы строили.

 

Так вот он, контр-адмирал Теодор Арпс, начальник разведки ВМС с 1932 по 1940 годы:

Теодор Арпс:

Изображение

Правда, уволен за пару месяцев до начала операции, но, в целом, отвечал за все это именно он.

 

http://vif2ne.ru/nvk.../co/2485771.htm

http://vif2ne.ru/nvk.../co/2485921.htm

http://vif2ne.ru/nvk.../co/2486640.htm

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
121 публикация
379 боёв

Спс заценил  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
402 публикации

Постить откровенную копипасту на форуме- не запрещено. Если вы думаете, что таким образом я вас буду принимать в Альфу- ошибаетесь. Занес автора в список тех, кого брать в АТ не следует ни в коем случае.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияJamesWhite (31 Июл 2013 - 16:27) писал:

Постить откровенную копипасту на форуме- не запрещено. Если вы думаете, что таким образом я вас буду принимать в Альфу- ошибиаетесь. Занес автора в список тех, кого брать в АТ не следует ни в коем случае.
Бггг. Спасибо, поржал :)

Смешно, что если бы я не указал авторов, никто нихрена бы не сообразил, откуда это взято. Что ж, читайте из вики про "Бисмарк", на здоровье

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
155 публикаций
54 боя

сурово как. но как а этом форуме без копипасты обойтись, про все флота, корабли, сражения,значимых адмиралов и капитанов уже все написано.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
402 публикации

Просмотр сообщенияAunt_Tom (31 Июл 2013 - 16:33) писал:

Бггг. Спасибо, поржал :)

Смешно, что если бы я не указал авторов, никто нихрена бы не сообразил, откуда это взято. Что ж, читайте из вики про "Бисмарк", на здоровье
Смех продолжает жизнь. Рад что помог вам в этом :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
113 публикации
879 боёв

Не понятно, так что теперь самим тест набирать и картинки рисовать?  :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
155 публикаций
54 боя

а я думаю это не из-за копипасты, а из-за одного принесенного сюда из понятни тега.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияJamesWhite (31 Июл 2013 - 17:01) писал:

Смех продолжает жизнь. Рад что помог вам в этом
Спасибо. И много Вы видите в историческом разделе текстов, написанных специально для вашего форума?

Я лично вижу три и все три написаны мной :)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияMig21 (31 Июл 2013 - 17:15) писал:

а я думаю это не из-за копипасты, а из-за одного принесенного сюда из понятни тега.
"Обосрались как всегда"? Так это не из понюшни, а из славымакарова цитата :)
Ну так за это бы и посадили, после месяца р/о "за препятствование действиям модераторов посредством системы репутации" меня удивить трудно.
Антиоффтопик. Текст-то действительно интересный и тема небанальная. А то давно бы сомомодерировался

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
19 публикаций

Просмотр сообщенияMig21 (31 Июл 2013 - 16:38) писал:

сурово как. но как а этом форуме без копипасты обойтись, про все флота, корабли, сражения,значимых адмиралов и капитанов уже все написано.
Смею вас обрадовать - написано далеко не все. И сомневаюсь, что все когда-то будет написано. Во флоте только России не написаны истории более полу-стони адмиралов и капитанов кораблей. Так что думаите - стараитесь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 345
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (31 Июл 2013 - 15:55) писал:


... Когда горящий «Блюхер» казалось уже проскочил зону убийственного артиллерийского огня, в дело вступила торпедная батарея. Обе выпущенные с дистанции 300-500 м торпеды попали в центральную часть корабля: одна - в котельное отделение №1, вторая - в переднее турбинное отделение. Именно торпедные повреждения оказались фатальными.

Никогда не мог понять, почему "Блюхеру" хватило всего двух слабеньких торпед...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 345
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияlajok (31 Июл 2013 - 18:31) писал:

Бисмарков много станет наверное !
Мысль можете пояснить?
Или магия 250-ти покоя не даёт?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (31 Июл 2013 - 18:16) писал:

Никогда не мог понять, почему "Блюхеру" хватило всего двух слабеньких торпед...
Тяжело быть копипастером, которому неоткуда копипастить :) Под рукой есть только книга С. Патянина "Везерюбунг", вся информация оттуда.

Во-первых, "Блюхер", как сказали бы за 200 лет до того, был снаряжен "эн флюйт" -- корабль был загроможден десантниками и их боеприпасами. Во-вторых, до торпед он "впитал" около полутора десятков попаданий снарядов с береговых батарей, причем два 280мм с форта Оскарбьорг (уникальный случай 100% попадания, пушки сделали по одному выстрелу, один снаряд попал в район боевой рубки, второй в самолетный ангар, где зажег топливо и боеприпасы).

То есть к моменту "прибытия" торпед горел он очень некисло. В результате торпедных попаданий сразу остановились две турбины в носовом машинном отделении, а через несколько минут пришлось остановить и среднюю (Патянин не упоминает, почему). В результате пароход остался совсем без электричества, что свело к нулю борьбу за живучесть. И когда у них от пожара рванул погреб зенитной артиллерии, немцы решили, что с них хватит. Ситуацию осложнял "эффект первого рейса", корабль был только что получен с верфи и "выучка команды не дотягивала до обычной немецкой"

Про древность торпед. Что ж, немцы своим бортом выяснили, что 20мм торпедная переборка "мину Уайтхеда" времен Русско-Японской -- не держит.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 345
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (31 Июл 2013 - 20:38) писал:

То есть к моменту "прибытия" торпед горел он очень некисло. В результате торпедных попаданий сразу остановились две турбины в носовом машинном отделении, а через несколько минут пришлось остановить и среднюю (Патянин не упоминает, почему). В результате пароход остался совсем без электричества, что свело к нулю борьбу за живучесть. И когда у них от пожара рванул погреб зенитной артиллерии, немцы решили, что с них хватит. Ситуацию осложнял "эффект первого рейса", корабль был только что получен с верфи и "выучка команды не дотягивала до обычной немецкой"
В общем помучил господ Уитли и Коопа-Шмольке - ПТЗ частично выдержала взрыв (в всяком случае МО-2/3 затопило в самом конце после взрыва погреба, а Грассер обещал дать ход через час после попаданий)  Кормовую (среднюю) машину остановили, так как начались проблемы в КО-1,  которое её питало паром. Начало затапливать отсеки булевой наделки в районе V-VII отсеков.
За вырубленную электрику надо поблагодарить энергетиков, которые при остановке турбогенераторов "забыли" отрубить лишних потребителей и угробили дизель-генераторы.
А когда рванул погреб, доломало переборки и корабль начал тонуть.

Просмотр сообщенияAunt_Tom (31 Июл 2013 - 20:38) писал:

Про древность торпед. Что ж, немцы своим бортом выяснили, что 20мм торпедная переборка "мину Уайтхеда" времен Русско-Японской -- не держит.
Она таки выдержала... :)
В свете этого, я очень жалею, что "Ойгену" торпеда попала в корму, а не в середину корпуса. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×