Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
UnCursed

Человеко-торпеды Кайтэн (подводные камикадзе)

В этой теме 94 комментария

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

Кайтэн (суровый ниппонский: 回天, в буквальном переводе: «возвращение на небеса», также варианты перевода: «поворот к небесам» и «изменяющие судьбу») - оружие Императорского флота Японии на последнем этапе Второй мировой войны. Фактически - это огромные торпеды, управляемые пилотами-камикадзе.

 

Изображение

Кайтэн Тип 1.

 

Создание и проектирование

 

 

В конце 1943 года высшее японское командование, в связи с неблагоприятностью течения войны решило пойти на крайние меры: создание корпуса смертников - Тэйсинтай. Вместе с этим началась разработка различных транспортных боевых средств для них. Смертники были различные: лётчики-смертники Камикадзе, наземные смертники, парашютисты-смертники, Синъё - смертники на быстроходных катерах со взрывчаткой, Фукурю - пешие водолазы-подрывники (см. самый-самый первый фильм про Годзиллу), а также смертники на подлодках и торпедах - Кайрю, Корю и Кайтэн. Из всего этого разнообразия наиболее результативными оказались Камикадзе, а на втором месте оказались Кайтэны.

 

Разработка торпеды Кайтэн началась в феврале 1944 года, уже 25 июля был построен первый прототип, а 1 августа готова первая партия в 100 штук.

 

Самый первый Кайтэн был по большей части обычной кислородной торпедой Тип 93, в середине которой был вставлен цилиндр для размещения пилота, боеголовка заменена на балласт, заменена электрика и гидравлика. Пневматический гироскоп заменён на электрический, добавлены элементы управления, обычной торпеде не нужные... Разработчиками и испытателями Кайтэна стали лейтенанты Хироси Куроки и Секио Нисина, оба погибшие в Кайтэнах, Куроки - во время ранних испытаний.

 

В общей сложности было построено шесть разновидностей Кайтэнов: Кайтэны Типов 1, 2, 4, 5 и 6 строились на базе торпеды Тип 93, Кайтэн Тип 10 - единственный, базировавшийся на 533-мм торпеде Тип 92. Массово использовался в бою лишь Кайтэн Тип 1, все остальные строились только в качестве прототипов и в бою не применялись.

 

Пилоты и тактика использования

 

 

Первые экземпляры были остащены механизмом экстренного выхода из торпеды. Так как им ни разу не пользовались, да и выход из торпеды перед взрывом цели, скорее всего, был бы смертельным для пилота,  возможность выхода убрали. После посадки пилота дверь запечатывалась, в случае промаха смертнику грозила бы погибль от голода и нехватки воздуха, если бы не кнопка самоуничтожения торпеды.

База подготовки пилотов находилась на острове Оцусима во Внутреннем Японском море. Там находились краны, тестовые ямы и рампы для запуска в море. В мелководном заливе пилоты обучались управлению, ускорению и наведению на цель. Сейчас на острове Оцусима находится мемориальный музей Кайтэн. Пилотами были добровольцы-мужчины в возрасте от 18 до 26 лет. Семьям пилотов, погибших на задании, выплачивали по 10000 иен, и им доставалось всеобщее уважение. Перед выходом на задание пилоты писали завещание и письма родным и близким.

 

Начальное обучение состояло в вождении катера, управляя им через перископ. Затем курсантов сажали в учебные Кайтэны, боеголовка которых заменялась на телеметрическое оборудование и танк эскстренного всплытия на случай, если курсант превысит допустимую глубину. Типы 2, 4 и 5 были двухместными и даже четырёхместными. Обучение состояло в прохождении кольцевых маршрутов по заданным ориентирам. По ходу обучения скорость увеличивалась, а трасса усложнялась, проходя между скалами, через каналы и т.д. Когда преподаватели были уверены в способностях пилота, начиналась последняя часть курса - атака учебной цели на полной скорости ночью или в сумерках. Хотя при обучении использовались лишь макеты боеголовок, полной скорости Кайтэна было достаточно для травмирования пилота. 15 человек погибли во время тренировок, в основном от столкновения с учебной целью.

 

Кайтэны были разработаны для применения с надводных кораблей, подводных лодок или наземных баз. Единственным надводным кораблём, оборудованным для запуска Кайтэнов, был лёгкий крейсер "Китаками". Было переоборудовано несколько подводных лодок, которые несли от двух до шести Кайтэнов (в зависимости от типа). Кайтэны крепились на палубах подлодок и были соединены с ними переходными отсеками. Крайне небольшая глубина погружения Кайтэнов сильно ограничивала и максимальную глубину их носителей, что приводило к повышению их уязвимости и большим потерям: восемь подлодок-носителей было потоплено. При обнаружении цели проводился брифинг с пилотами, они по трубе залезали в Кайтэны и отделялись от носителя. Начальный участок траектории проходил автоматически, по гироскопам. В случае необходимости пилот корректировал траекторию, наблюдая цель в перископ. Перед целью пилот жал газ в пол и выходил на максимальную скорость.

 

Конструкция

 

 

Кайтэн Тип 1.

Изображение

Кайтэн Тип 1 - единственный из всех, строившейся серийно. Было построено более 300 штук, более 100 из которых отправились на свою самоубийственную миссию. Экипаж - 1 человек. В основе конструкции лежала торпеда Тип 93. Боеголовка увеличена с 490 кг до 1550 кг. В середине вставлена кабина пилота с двумя люками - верхним и нижним. Нижний был нужен для посадки пилота с подводной лодки в подводном положении - верхний использовался при корабельном и береговом базировании. Эсектрический гироском с 20000 об/мин был установлен вместо оригинального пневматического, аккумулятор для него располагался под сиденьем пилота. Для наблюдения имелся перископ с вертикальным диапазоном около 70 см. Основными проблемами были течь в кабине пилота при погружении на большую глубину и транспортировке, а также взрывы двигателя из-за попадания в него воды.

 

ТТХ

 

Тип 1:

 

Общий вес: 9,1 тонны.

Длина: 14,75 метров.

Диаметр: 1 метр.

Боезаряд: 1550 кг взрывчатки.

Детонатор: контактный, имелся ручной электрический взрыватель.

Двигатель: двухцилиндровый от торпеды Тип 93, мощность 550 л. с.

Топливо: Керосин и кислород.

Максимальная дальность: 78 километров.

Крейсерская скорость: 12 узлов (22 км/ч).

Максимальная скорость: 30 узлов (56 км/ч).

Максимальная глубина погружения: 80 метров.

Единиц произведено: около 330 штук.

 

Фото

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

Эффективность использования

По сравнению с базовой торпедой Тип 93 Кайтэны имели ряд преимуществ. Это увеличенная дальность, более мощная боеголовка, возможность запуска с глубины больше перископной, и , конечно же, возможность наведения на цель. Однако на практике смертники оказались не столь эффективны. Согласно американским источникам на счёт Кайтэнов записывают танкер USS Mississinewa (63 погибших), малый десантный корабль LCI-600 (трое погибших) и эскортный эсминец USS Underhill (113 погибших). Общие потери от Кайтэнов составили 187 солдат и офицеров. Потери пилотов-смертников - 106 человек (включая 15 погибших во время обучения и два самоуничтожения после войны). Плюс - экипажи восьми потопленных подлодок-носителей, 846 человек.

Отряд Кикусуй

Первый отряд смертников был запущен 20 ноября 1944 года против группировки американцев, высаживающихся на атолле Улити недалеко от Филиппин. Группа состояла из двух подлодок: И-37 и И-47, несущих в общей сложности восемь Кайтэнов. Первым пилотом, стартовавшим на Кайтэне в боевой обстановке, был Секио Нисина, один из создателей проекта. Он нёс с собой прах второго создателя, Хироси Куроки, погибшего при испытаниях. Подлодка И-47, запустив все четыре Кайтэна, добилась потопления танкера USS Mississinewa (тип Т3, 26 000 тонн).

Тонущий танкер:

 

Изображение

 

Подлодка И-37 оказалась менее удачливой. Её обнаружили корабли с острова Лейте и она была потоплена вместе с Кайтэнами эсминцами USS Conklin и USS McCoy Reynolds, вместе с лодкой погибло 117 матросов и офицеров.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

Вторая часть Фото

 

Спуск Кайтэнов с крейсера Китиками:

Изображение

Изображение

Кайтэн Тип 10:

Изображение

Изображение

Кайтэны, установленные на подлодках:

Изображение

Изображение

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Как ни жаль, но про Кайтены уже есть тема. Недавно даже была.

Проверьте, пока не поздно, еще раз. А то жалко будет столько труда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
16
Бета-тестер
6 публикаций
46 боёв

я где-то эту тему видел не плагиат надеюсь ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

Есть, но чуть отредактированная копипаст в русской википедии. Там про Кайтэны всего два абзаца. Про их конструкцию - вообще две строчки. Не верю, что автор будет её допиливать. Поэтому пошёл на сознательный риск.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 795 публикаций
468 боёв

Думаю было бы неплохо опубликовать эту тему, как ответ к первому посту... ответ лучше самого поста... блеск  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 034 боя

Просмотр сообщенияUnCursed (17 Авг 2013 - 15:51) писал:

Есть, но чуть отредактированная копипаст в русской википедии. Там про Кайтэны всего два абзаца. Про их конструкцию - вообще две строчки. Не верю, что автор будет её допиливать. Поэтому пошёл на сознательный риск.

автор ее точно не допилит, я вчера уже ему предложил, но похоже он сам на кайтене скрылся

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

В общем, моя официальная позиция такая:

Да, тема про Кайтэн создавалачсь буквально несколько дней назад, то есть раньше моей. То есть моя тема повтор, причём повтор сознательный. Предыдущий автор вставил всего одну картинку и немного текста. Разницу тем оставляю на суд зрителей. Что делать с этим повтором - остаётся на совести модераторов. Но я ещё не всё написал и дня два точно тему буду допиливать (про экспериментальные типы и боевое применение осталось).

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 034 боя

Просмотр сообщенияUnCursed (17 Авг 2013 - 16:02) писал:

В общем, моя официальная позиция такая:
Да, тема про Кайтэн создавалачсь буквально несколько дней назад, то есть раньше моей. То есть моя тема повтор, причём повтор сознательный. Предыдущий автор вставил всего одну картинку и немного текста. Разницу тем оставляю на суд зрителей. Что делать с этим повтором - остаётся на совести модераторов. Но я ещё не всё написал и дня два точно тему буду допиливать (про экспериментальные типы и боевое применение осталось).

передлагаю голосовалку, как гововорил Маклауд, останется сильнейший

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации
377 боёв

Просмотр сообщенияsedbas (17 Авг 2013 - 15:45) писал:

харошая статтья, но  японцы были помешаны на суециди  :sceptic:
Вам бы пошло на пользу помешаться на русском языке, гражданин.  :sceptic:

Уж не знаю, каким начальником надо быть, чтобы заставлять своих солдат идти на верную смерть.
Политики развязывают войну, а простым ребятам приходится отдавать свои жизни. ИМХО кто придумал тактику Камикадзе - тот пускай и работает по ней.
Я бы на месте командования постарался найти другой способ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
5 публикаций
1 177 боёв

Хитрый способ создания самонаводящегося оружия и более эффективный чем дрессированые  дельфины и собаки. Будет интересно узнать про боевую эффективность. Насчёт моральной стороны пусть судят сами японцы с их культурой. Статья однозначно достойна стать основной

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
5 боёв

Эх у японцев половина оружия суицыдное... взять тоже самолёты камикадзе - к самолёту приклепляются бомбы и пилот ведёт свой самолёт во вражеский корабль. Очень эффективно, но жаль людей. Это же сколько погибло вот таких вот авиаторов самоубийц.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
218
[AT]
Координатор Cупертеста
266 публикаций

Ну вот, эта статья совсем другое дело! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
32 публикации

Просмотр сообщения___KOT_B_TAHKE___ (17 Авг 2013 - 17:38) писал:

Эх у японцев половина оружия суицыдное... взять тоже самолёты камикадзе - к самолёту приклепляются бомбы и пилот ведёт свой самолёт во вражеский корабль. Очень эффективно, но жаль людей. Это же сколько погибло вот таких вот авиаторов самоубийц.

да , ничего умнее они придумать не могли

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
357 публикаций

Ничем не лучше, чем идея "ткнуть танк миной на шесте". В Стране Восходящего Солнца вообще как-то много желающих было умереть за свою страну. Например в отряде подводных диверсантов "Фукури", когда выяснилось, что мины иногда не срабатывают из-за плохого замедлителя, бойцы предложили заменить его на контактный взрыватель. То есть боевой пловец, вместо того чтобы прикрепить мину и свалить, должен был херачить со всей дури миной об корпус цели, с предсказуемыми последствиями.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Коллекционер
68 публикаций
4 463 боя

Такова культура японцев. Погибнуть на благо родины и у нас почётно, но у них это как-то по другому заложено. Касательно этих подводников-самоубийц, то по моему японцы такие торпеды придумали от безысходности.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×