36 MBA116 Альфа-тестер 402 публикации Жалоба #1 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:21:31 Здравствуйте! Хотел рассказать Вам о броненосных крейсерах типа “Инфанта Мария Тереза”, пополнившим состав испанского флота в середине 1890-х гг. Три однотипных корабля приняли участие в Испано-американской войне и были уничтожены противником в сражении у Сантьяго-де-Куба. Ныне остовы крейсеров превратились в привлекательные для туристов объекты. I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ Вскоре после подписания Королевского декрета правительство Испании обратилось к английским заводчикам с предложением принять участие в конкурсе на разработку проекта и постройку крейсеров для усиления Армада Эспаньола (Armada Espanola). Все заявки принимались к рассмотрению только в том случае, если работы по сооружению кораблей предполагалось вести на Пиренейском полуострове с использованием труда испанских рабочих. Разработчикам в качестве прототипа предлагалось принять английские броненосные крейсера типа “Орландо” (“Orlando”). Spoiler Прототип испанских броненосных крейсеров типа “Инфанта Мария Тереза” британский “Орландо”, фото 1896 г. Все остальные корабли, числящиеся в разных странах броненосными крейсерами и броненосцами 2-го класса, либо проигрывали “британцу” в сбалансированности характеристик, либо были гораздо крупнее, и следовательно, дороже. Представленное испанской стороной техническое задание включало следующие пункты, обязательные для исполнения.1. Водоизмещение не более 7000 т (метрических).2. Длина 110,00 м, ширина 19,80 м (эти характеристики могли варьироваться по усмотрению проектировщиков, но с таким расчетом, чтобы осадка не превышала 6,75 м).3. Корпус - стальной, с хорошим разделением на водонепроницаемые отсеки.4. Бронирование: неполный пояс по ватерлинии максимальной толщиной 305 мм в средней части корпуса; броневая палуба на всем протяжении - не менее 50 мм; боевая рубка - 300 мм.5. Энергетическая установка - двухвинтовая, с машинами вертикального типа тройного расширения. Контрактные условия для ее приема: скорость 18 уз. на 6-часовой непрерывной пробе и 19 уз. при форсированной тяге в течение 2-х часов. Помимо этого, при действии одной машины и одного винта крейсер должен держаться на прямом курсе и идти со скоростью 12 уз.6. Запас угля - достаточный для преодоления 10 000 миль 10-узловым ходом. 7. Вооружение: два 24-см или 28-см орудия Онторио (Hontorio) образца 1883 г. В барбетных установках в носу и корме; десять 14-см пушек той же системы и 18 скорострелок Гочкиса для отражения атак миноносцев. Восемь торпедных аппаратов (четыре надводных и столько же подводных) и одна 15-тонная миноноска со скоростью хода 17 уз. Из поступивших на рассмотрение проектов с близкими характеристиками по основным пунктам техзадания конкурсной комиссии рекомендовалось отдавать предпочтение вариантам в следующем порядке: сроки постройки, стоимость, прочность корпуса, простота механизмов, дальность плавания, скорость хода. Среди девяти фирм, участвовавших в конкурсе, победу одержала заявка совместного предприятия Чарльза Палмера и Мартинес-Риваса. В сентябре 1888 г. в присутствии высших чинов правительства, с большой торжественностью на западном берегу устья реки Нервион состоялись закладка и освящение новой верфи и механической мастерской, по проекту Джона Томсона. Работы по возведению предприятия велись под руководством инженера Дэвида Н. Бримса с небывалой для Испании быстротой, и менее чем за год на пустыре выросли три больших стапеля, слесарно-механическая мастерская, артиллерийский завод, сухой док длиной 143,26 м (470 фт) и шириной 32 м (105 фт), два достроечных бассейна и несколько мастерских различного профиля, необходимых для проведения кузнечных, столярных, паяльных и прочих работ, а также складские помещения и административное здание. К 1890 г. начали функционировать цеха по сборке и изготовлению машин и котлов, а кроме того, чугунно-литейная мастерская. Все оборудование и станки заказывались в соответствии с последними техническими достижениями ведущим британским фирмам. Для обеспечения кораблю всех требуемых заказчиком характеристик английские конструкторы полностью использовали отведенный для этого 7000-тонный лимит водоизмещения. При этом длина корабля между перпендикулярами составляла 106,60 м, максимальная - 113,00 м, ширина - 18,50 м, средняя осадка - 6,61 м. Высота корпуса на миделе от настила двойного дна до верхней палубы равнялась 11,50 м. Для повышения мореходности в средней части корпуса, так же как и на “Орландо”, высоту борта увеличили за счет двухъярусных коечных сеток. Силуэт испанского корабля практически полностью повторял силуэт своего британского прародителя, с той лишь разницей, что так называемую коммерческую форму кормы заменили на крейсерскую. Это сделало внешний вид крейсера более гармоничным и стремительным. Броневой пояс прикрывал две трети длины корпуса по ватерлинии. Его ширина составляла 1,7 м, из которых над водой находилось 0,4 м. Толщина пояса на всем протяжении равнялась 305 мм. Его концы замыкались такими же 305-мм траверзами. Сверху пояс накрывала плоская 50-мм защитная палуба. К оконечностям она опускалась на уровень нижней кромки броневого пояса, подкрепляя штевни, и вне цитадели имела форму карапаса. При этом на покатых частях ее толщина доходила до 75 мм. Боевая рубка из 300-мм плит, в которой размещались все приборы, необходимые для управления кораблем в бою (штурвал, переговорные трубы, машинный телеграф и т.д.), располагалась на втором ярусе носовой надстройки. Две 24-см пушки Онторио, поставленные на верхней палубе в носу и корме по диаметральной плоскости в одноорудийных установках, планировалось смонтировать в 200-мм барбетах. Подачные трубы, идущие от броневой палубы до дна барбета, обшивались плитами такой же толщины. Вспомогательная батарея из десяти 14-см орудий Онторио размещалась так же, как на британском прототипе — по пять на бортна верхней палубе в средней части корабля за противоосколочными щитами. Причем четыре передние и четыре задние пушки вынесли на спонсоны, чтобы обеспечить возможность стрельбы прямо по носу и корме. Противоминную батарею из четырех 57-мм скорострельных орудий Гочкиса поместили на батарейной (она же — жилая) палубе крейсера в средней части корпуса, практически под артустановками среднего калибра. Еще четыре — на том же уровне, парами в носу и корме. Более мелкие скорострелки располагались на мостиках, боевых марсах и в батарейной палубе. Общая масса артиллерии, по заявленным для проектирования испанцами данным, составляла 259 т. Вооружение дополняли восемь 356-мм торпедных аппаратов (два в носу и два в корме надводных неподвижных плюс четыре бортовых поворотных, расположенных выше броневой палубы). На каждый аппарат полагалось по четыре снаряженных торпеды. Кроме того, на корабле разместили один минный катер (миноноску) водоизмещением 15 т. По проекту, энергетическая установка состояла из двух машин вертикального типа тройного расширения, вращающих два гребных винта, и шести огнетрубных котлов шотландского типа. Мощность установки достигала 10 000 и.л.с. при естественной тяге и 15 000 и.л.с. — форсированной. Предполагаемая максимальная скорость хода 20,5 уз. На форсированной тяге и 18 уз. — на естественной. Наибольший запас угля — 1200 т, что, по расчетам, обеспечивало дальность плавания в 12 000 миль 10-узловым ходом. Броненосные крейсера “Принцесса де Астуриас” (“Prinncesa de Asturias”), “Каталунья” (“Cataluna”) и “Кардинал Сиснерос” (“Cardenal Cisneros”) следует рассматривать в качестве самостоятельного типа, практически не связанного с “Инфантой Марией Терезой” и ее систершипами в связи с тем, что испанский кораблестроитель X. Кастельоте предложил модернизировать всю троицу, чтобы хоть немного подтянуть стремительно устаревавшие крейсера под требования, диктуемые изменившимися условиями ведения войны на море. Но вернемся в Бильбао, где 24 июля 1889 г. состоялась торжественная закладка головного крейсера нового проекта. Свое наименование он получил в честь младшей дочери короля Альфонсо XII, инфанты (принцессы) Марии Терезы (1882 — 1912). А 7 октября 1889 г. на соседнем стапеле выставили первые листы киля “Бискайи” (“Vizcaya”). Этот корабль назвали в честь исторической области на севере Испании. Последним, 16 ноября 1889 г., заложили крейсер “Альмиранте Окендо” (“Almirante Oquendo”). Кораблю присвоили имя известного испанского адмирала дона Антонио де Окендо (1577 — 1640), командовавшего испанской эскадрой, которая в 1633 г. разбила голландский флот в сражении у Пернамбуко. II. КОРПУС После достройки крейсера типа “Инфанта Мария Тереза” имели следующие судостроительные элементы: - водоизмещение 7000 т; - максимальная длина 110,95 м; - длина между перпендикулярами 103,63 м ; - ширина 19,86 м; - средняя осадка 6,55 м; - высота корпуса на миделе, от настила второго дна до верхней палубы — 11,58 м. Spoiler Сравнивая эти данные с проектными, можно заметить, что готовые корабли получились несколько короче и шире. Это было обусловлено необходимостью сохранения остойчивости в приемлемых рамках, при значительном увеличении верхнего веса, появившегося из-за замены вооружения на более тяжелое. Надо сказать, что конструкторам удалось добиться вполне приличных показателей: метацентрическая высота в полном грузу составляла 1,51 м, а при израсходовании угля и других запасов — 1,67 м. Крейсера типа “Инфанта Мария Тереза” имели три сплошные палубы, проходящие от носа до кормы - верхнюю, жилую (она же батарейная) и броневую, а также пять платформ - две трюмные, две являющиеся продолжением защитной палубы, там, где она понижалась к штевням, и одну промежуточную (между броневой и жилой палубами) в носу корабля, предназначенную для размещения торпедных аппаратов. Жилая палуба была собрана из стальных листов общей толщиной 5 мм. Верхняя от фор- и ахтерштевня до носовой и кормовой надстройки соответственно имела такую же настилку, так же как и платформы. Бимсы, на которые укладывались листы броневой палубы, изготовлялись из двутаврового профиля, а под всеми остальными палубами — из тавробимсовой стали. Везде они располагались с шагом 0,91 м. Платформы опирались на бимсы из угольников. Они поддерживались пиллерсами из угловой и трубчатой стали. Жилая и верхняя палубы в оконечностях поверх стальных настилок покрывались 75-мм досками. В средней же части верхней палубы, не имевшей металлической подложки, использовали 80 мм деревянный настил. Столь сомнительное решение было принято, по всей видимости, для обеспечения экипажу более комфортных условий жизни, особенно в регионах с жарким климатом. Стыки деревянного настила всех палуб проконопачивались и заливались смолой. Для предотвращения гниения дерева из-за воды, скапливающейся между разнородными настилками, нижнюю часть досок пропитывали суриком. К шпангоутам на заклепках крепилась внешняя обшивка из листовой стали, толщина которой варьировалась в зависимости от важности прикрываемого участка. Ниже вертикальной бортовой брони пояса внешней обшивки собирались по технологии с “двойным перекроем”. На кромку килевого пояса, описанного выше, накладывался с внешней стороны следующий, называемый, по терминологии того времени, накрывающим поясом обшивки, и они соединялись двумя рядами заклепок по всей длине стыка. Следующий за ним пояс накладывался уже с внутренней стороны, непосредственно прилегая к шпангоуту (такие пояса назывались прилегающими). Соединение происходило таким же образом. Четвертый от киля пояс опять накладывался на кромку предыдущего с внешней стороны и так далее. Так как накрывающие пояса отстояли от шпангоутов на толщину обшивочного листа, то для плотного соединения с набором под них подкладывались прокладки, сделанные из обрезков внешней обшивки. Между собой стальные листы, образующие пояса, соединялись на стыковых планках, наложенных с внутренней стороны. На стыках накрывающих поясов, где планки не могли покрыть всей длины стыка, так как сами заключались между листами прилегающих поясов, применялись добавочные планки. Для защиты листов от коррозии днище с внутренней стороны заливалось тонким слоем смеси, состоящей из портландского цемента и песка. Все стыки тщательно прочеканивались. К ахтерштевню и форштевню пояса обшивки сходились в стык. Для этого часть из них набиралась из более узких листов, а часть вообще обрывалась, не доходя до штевней. Выше ватерлинии обшивка на всем протяжении собиралась встык. Листы в поясах и сами поясья между собой скреплялись на соединительных планках. Таким образом, получалось, что все поясья обшивки находились на определенном расстоянии от шпангоутов. Поэтому под обшивку укладывались подкладки, но не по всей длине шпангоутов, а небольшими шайбами, только там, где непосредственно находились заклепки. Это дало возможность применить сплошные соединительные планки по стыкам поясов, что позволило производить в этих местах более тщательную чеканку швов. Обшивка надводного борта набиралась из 9,5 мм стальных листов. Только в районе торпедных портов дополнительно накладывались подкрепляющие слои. В носу, где обшивка подвергалась трению якорных лап и цепей, она имела также увеличенную толщину. Ширстрековый пояс, поскольку он соединял бортовую обшивку с коечнымисетками, имел удвоенную толщину. Причем дополнительные листы накладывались таким образом, чтобы они частично заходили и на борт, и на сетки, нижняя часть которых укреплялась дополнительными шпангоутными рамками. Под броневым поясом, где обшивка играла роль рубашки, она имела толщину 12 мм. В пояс листы собирались без применения стыковых планок, так как стыки листов лежали непосредственно на полках внешних угольников шпангоутных рамок. Настилка второго дна, под машинами и котлами состояла из листов толщиной 6,5 мм. Листы между собой скреплялись соединительными планками при помощи заклепок, наподобие внешней обшивки, только планки помещались с внешней стороны. Составленные таким образом пояса соединялись, так же как и внешняя обшивка подводной части, с двойным перекроем, а швы тщательно прочеканивались по всей длине для достижения полной водонепроницаемости. За броней, выше четвертого стрингера, толщина внутренней обшивки составляла 12 мм. А для создания большейпрочности борта в районе нижней кромки пояса на нее были дополнительно наложены 9,5 мм листы, причем так, чтобы часть их приходилась ниже, а часть выше нижнего броневого шельфа. Трюм крейсера делился на водонепроницаемые отсеки 11 поперечными и пятью продольными переборками, изготовленными из стальных листов и укрепленными с двух сторон угольниками. Продольные переборки проходили лишь на протяжении цитадели. Центральная, из 6,5 мм листов, опираясь на вертикальный киль, разделяла только машинное отделение на отсеки правого и левого бортов. Следующие две, также из 6,5 мм стали, установленные на втором от киля, с каждого борта, стрингере, который выполнялся водонепроницаемым, ограничивали отсеки с энергетической установкой по бортам, одновременно являясь внутренней переборкой угольных ям. Также продольные переборки с каждого борта отделяли угольные бункеры от бортовых коридоров. Они изготавливались из 5-мм стальных листов. Коридор был необходим для доступа к бортовой обшивке в случае необходимости заделки пробоин. При приеме полного запаса топлива он играл роль дополнительных угольных ям. Деревянная и медная обшивки проектом не предусматривались, хотя крейсера и планировалось использовать в колониях. Дело в том, что для содержания столь крупных и сложных кораблей вдали от метрополии испанцы не имели необходимой инфраструктуры. Поэтому крейсера предполагалось использовать в “набеговом режиме”, то есть большую часть времени они должны были находиться в отечественных водах, а в случае необходимости выйти в горячую точку и решить возникшие проблемы. После этого им следовало опять вернуться в испанские воды. III. БРОНИРОВАНИЕ Поскольку в Испании броня не производилась, ее пришлось заказывать в Великобритании на заводе Кэммела. Поэтому плиты изготовлялись по английским стандартам, то есть в дюймовой системе мер. На протяжении 66,45 м, между 19-м и 91-м шпангоутами, ватерлинию крейсера защищал пояс из брони компаунд (сталежелезной), положенный на 152-мм тиковую подкладку. Его ширина составляла 1,68 м, а толщина на всем протяжении - 305 мм. Над ватерлинией даже при нормальном запасе угля выступало всего 0,46м брони. Поскольку пояс был достаточно узким и на волнении почти полностью выходил из воды, плиты по всей своей высоте имели одинаковую толщину. Нижней кромкой они опирались на броневой шельф, а к борту крепились при помощи специальных болтов. Spoiler Сверху бортовую броню накрывала 51-мм плоская двухслойная палуба. В оконечностях, там, где отсутствовал пояс, она становилась карапасной, при этом плавно опускалась к фор- и ахтерштевню на 1,22 м ниже ватерлинии. Ее толщина в плоской части, так же как и в средней части корабля, составляла 51 мм. А на скатах, примыкающих к борту под углом 30° к горизонту, на уровне нижней кромки пояса, — 76 мм. Достигли этого простым наложением на наклонный участок третьего слоя стальных листов. Палуба называлась броневой чисто номинально, поскольку материалом для ее изготовления служила мягкая судостроительная сталь. Настилалась она по общепринятой в то время технологии. Дюймовые листы первого слоя укладывались непосредственно на бимсы. Между собой по пазам они скреплялись соединительными планками. Поверх них шел второй слой такой же толщины, но так, чтобы стыки и пазы его листов приходились вразмет с нижележащими. Между собой обе настилки соединялись при помощи заклепок, прямо через полки бимсов. На скатах на собранную таким образом палубу накладывался еще один слой стали толщиной в дюйм. Его листы располагали таким образом, чтобы места их соединения не совпадали со стыками и пазами расположенных ниже. Все три настилки превращались в единую конструкцию посредством заклепок, проходящих насквозь все слои. Снизу места соединений подкреплялись дополнительными планками. Чтобы обеспечить палубе водонепроницаемость, все стыки и пазы тщательно зачеканивались. С носа и кормы в местах, где бортовой пояс переходил в карапас, установили короткие 305-мм траверсы. Их высота, составлявшая у борта 1,68 м, сходила на нет в месте соединения плоской и наклонной частей броневой палубы. Поскольку заказчик выдвинул требование в обязательном порядке установить машины вертикального типа, ограничив при этом величину осадки, на “Инфанте Марии Терезе” пришлось устраивать гласисы (как это обычно делалось на бронепалубных крейсерах). Таким образом удалось обеспечить защиту выступающих над броневой палубой частей механизмов. Гласис представлял собой невысокий короб, боковые стенки которого набирались из узких 152-мм плит, установленных под углом 45° к вертикали. Сверху он закрывался 51-мм крышками. Одноорудийные артустановки главного калибра, расположенные в носу и корме по диаметральной плоскости, защищались 254-мм барбетами, выступающими выше уровня верхней палубы на 1,83 м. Сверху, от огня скорострельных мелкокалиберных пушек и осколков, орудие и прислугу прикрывал 102-мм (4м) броневой щит, выполненный в виде полусферы, в задней части которого располагалась башенка наводчика. Щит смонтировали таким образом, что между его нижней кромкой и барбетом на большей части окружности осталась неширокая щель. Сделано это было для того, чтобы при стрельбе внутри боевого отделения не скапливались пороховые газы. Подъемник для подачи боезапаса к пушке заключили в трубу, идущую от броневой палубы до дна барбета и обшитую 203-мм стальными плитами. Носовую (и единственную, поскольку кормовая не предусматривалась) боевую рубку, имеющую в плане форму эллипса, с боков и спереди забронировали 305-мм плитами брони компаунд. Ее крышу изготовили из 51-мм судостроительной стали. Стальная коммуникационная труба, защищавшая переговорные трубы, приводы машинного телеграфа и штурвала на участке от дна боевой рубки до броневой палубы, имела стенки толщиной в 203 мм. Защиту крейсера в средней части корпуса дополняли глубокие угольные ямы. IV. ВООРУЖЕНИЕ Артиллерийское вооружение крейсера насчитывало 30 орудий различного калибра: два 28-см, десять 14-см, восемь 57-мм, восемь 37-мм пятиствольных револьверных артустановок Гочкиса и две пятиствольные картечницы ружейного калибра. Главный калибр состоял из двух 280-мм 35-клб пушек Носовой и кормовой барбеты «Бискайи» Онторио образца 1883 г. в одиночных барбетных установках, располагавшихся на верхней палубе в носу и корме крейсера. Установки имели гидравлические приводы наведения. По горизонту сектор обстрела каждой из них составлял 250°. По вертикали орудия имели углы наведения от -5° до +15°. Это обеспечивало дальность стрельбы 316-кг бронебойным снарядом Палисера из закаленного чугуна при угле возвышения в 13,5° - 10 530 м (57 кбт), а 266-кг фугасным - 10 960 м (59 кбт). Поскольку его разрывной заряд состоял из дымного пороха, то фугасным он считался только до принятия на вооружение боеприпасов, снаряженных сильными ВВ. Ахиллесовой пятой испанской артиллерии стало качество изготовления - как самих орудии, так и боезапаса к ним. В результате снаряды не взрывались, даже попав в цель, а также “болтались” в стволах, то есть неплотно входили ведущими поясками в нарезы. Это сильно влияло на разброс начальной скорости снарядов. К тому же эффекту приводило и отсутствие в испанском флоте самообтюрирующихся электрических запальных трубок, что приводило к утечке пороховых газов через отверстие запальной трубки. Хотя новые трубки официально приняли на вооружение в конце 1896 г., освоение их производства, как и все нововведения, в Испании продвигалось крайне медленно. И к началу Испано-американской войны их удалось изготовить чрезвычайно мало. Изготовление орудий и их станков даже для головного корабля шло очень медленно. На опытном полигоне в районе Асна (Asna), пушки ГК “Инфанты Марии Терезы” отстреляли только 14 декабря 1894 г., почти через год и четыре месяца после официальной передачи крейсера флоту (20 августа 1893 г.). Было произведено всего три выстрела. Первый - испытательным зарядом в 150 кг дымного испанского призматического пороха и 266-килограммовым снарядом. Второй и третий выстрелы - полными зарядами в 160 кг и 316-кг бронебойными снарядами. Ни сама пушка, ни ее станок повреждений не получили. Монтаж артсистем главного калибра на корабле начался в конце января 1895 г. После его завершения и проведения испытаний на возможность действия орудий в море “Инфанта Мария Тереза”, наконец, могла считаться полностью законченной. Для “Бискайи” артустановки поступили на полигон только к весне 1895 г., а на испытания орудий в море крейсер смог выйти только летом. Последним, уже в 1896 г., свой главный калибр получил “Альмиранте Окендо”. Вспомогательная батарея из десяти 14-см нескорострельных пушек Онторио на станках Вавасера с центральным штырем располагалась в средней части корабля на верхней палубе. Для того, чтобы носовая и кормовая пары орудий могли стрелять по линии киля, их вынесли на спонсоны. В результате сектора обстрела этих установок составляли 160°. В то же время у трех остальных пушек каждого борта его величина составляла всего 120°. От огня противника сами орудия и их прислуга прикрывались противоосколочными коробчатыми щитами. По конструкции пушки практически не отличались от 280-мм. Только число скрепляющих казенную часть слоев уменьшилось до одного. При угле возвышения 25° 39-кг бронебойный снаряд летел на дистанцию 10 980 м (59 кбт), а 34-кг фугасный - на 10 890 м (58,8 кбт). Погреба боезапаса находились в кормовой и носовой частях за пределами отсеков, занятых энергетической установкой. Между собой обе группы погребов соединялись подачным коридором, расположенным за броневым поясом. Дополнительную защиту ему обеспечивал уголь в запасных нижних топливных бункерах. Непосредственно к орудиям боезапас подавался по двум элеваторам, смонтированным по диаметральной плоскости корабля: носовой - между первой и второй парами 140-мм орудий, а кормовой - на уровне последних стосороковок. 20-кг зарядные картузы дымного призматического пороха выносились к пушкам в специальных пожаробезопасных футлярах. Противоминная артиллерия крейсера состояла из восьми 57-мм скорострелок Норденфельда (именуемых в англоязычной литературе 6-фунтовками), восьми 37-мм пятиствольных револьверных пушек Гочкиса (однофунтовок) и двух 11,43-мм картечниц Норденфельда. Все скорострельные орудия, за исключением поставленных на марсах пятиствольных картечниц, размещались на батарейной палубе. Из них четыре 57-мм орудия - парами в носу и корме. Они имели углы обстрела по 135° и теоретически могли стрелять прямо по линии киля. Еще четыре “норденфельда” и все восемь “гочкисов” располагались в средней части корабля, между спонсонами крайних 140-миллиметровок. 57-мм пушки стояли симметрично относительно миделя, а пятистволки - парами ближе к оконечностям. Стреляли они через порты, углы обстрела - по 120°. Все противоминные пушки имели противоосколочные щиты, а для увеличения живучести батареи ее разделяли короткие противоосколочные экраны. Они отделяли пары 37-мм орудий каждого борта от 57-миллиметровок. Для вооружения десантных партий на крейсере размещались два 70-мм орудия Онторио на колесных лафетах. Благодаря специальным платформам, монтируемым на гребных шлюпках, они могли стрелять прямо с них. Артиллерию дополняли восемь 356-мм торпедных аппаратов. По два неподвижных аппарата стояли в носу и корме параллельно диаметральной плоскости корабля. Для облегчения выхода торпеды из трубы они имели наклон в 5°. Четыре поворотных аппарата (угол отворота от траверза - 50° в нос и корму для носовых и кормовых установок соответственно) стояли по два на борт. Общий боекомплект насчитывал 32 торпеды Шварцкопфа. Корпуса торпед крепились на переборках невдалеке от ТА, а боевые части хранились в погребах под броневой палубой, непосредственно под отделениями бортовых аппаратов. К носовым и кормовым трубам торпеды доставлялись на специальных тележках по рельсам. Spoiler Носовой и кормовой барбеты “Бискайи” V. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Энергетическая установка занимала три главных водонепроницаемых отсека по длине корабля в средней части корпуса. В одном из них, между 33-м и 47-м шпангоутами, располагались две машины вертикального типа тройного расширения. Каждая из них имела по три цилиндра, поставленных в ряд, — высокого, среднего и низкого давления, диаметром - 1,07, 1,58 м и 2,34 м соответственно. Внутри цилиндров перемещались поршни. Общая длина их хода составляла 1,17 м. Штоки поршней через кулисы сообщались с изготовленными в Великобритании коленчатыми валами диаметром 0,41 м. Последние, в свою очередь, соединялись с валами гребных винтов, приводившими во вращение два трехлопастных винта диаметром 5,00 м и шагом 6,25 м, изготовленных из пушечного металла. Машины обеспечивались паром шестью огнетрубными котлами шотландского типа, установленными в двух водонепроницаемых отсеках. В кормовой кочегарке между 47-м и 58-м шпангоутами смонтировали два двойных котла с обеспечивающей их арматурой и приборами. Каждый из них диаметром 4,65 м и длиной 4,95 м имел восемь топок длиной 1,07 м и 1072 дымогарных трубок. В носовом котельном отделении, расположенном между 58-м и 74-м шпангоутами, установили два двойных и два одинарных котла. Последние при диаметре 4,65 м и длине 3,20 м имели всего по четыре топки и содержали по 536 дымогарных трубок. И в носовой, и в кормовой кочегарке котлы располагались вдоль диаметральной плоскости корабля, топками к поперечным водонепроницаемым переборкам. Каждое котельное отделение имело свою дымовую трубу диаметром 2,74 м и высотой над колосниковыми решетками 21,03 м, в которую сводились дымоходы всех установленных там котлов. Девять вентиляторов диаметром 1,68 м, приводимых в действие небольшими паровыми машинами, нагнетали воздух для создания избыточного давления при форсированной тяге. Причем работу каждого двойного котла с искусственной тягой обеспечивали по два вентилятора, а обоих одинарных — один поставленный по диаметральной плоскости в носовой кочегарке. Отработанный пар охлаждался в двух поверхностных холодильниках, длиной 3,25 м. В каждом из них центробежная помпа прокачивала забортную воду по поверхности более чем 5000 латунных трубок диаметром Образовавшаяся водовоздушная смесь откачивалась в питательные цистерны небольшими насосами с приводом от вспомогательных паровых машин. При заполнении основных (22 топливных бункера, из которых 15 находилось на броневой палубе, обеспечивая защиту корабельных систем и устройств выше броневого пояса) и запасных угольных ям, а также предназначенных для этого помещений, общим объемом 1260 м3, крейсер мог принять 1050 т угля. По расчетам, его должно было хватить на 10 000 миль экономическим ходом. VI. ЭКИПАЖ Экипаж крейсера насчитывал 497 человек и размещался по традиционной схеме. Офицеры - в кормовой части жилой палубы, в основном - в одноместных каютах. Командир корабля и старший помощник имели шикарные апартаменты, состоящие из спальни, кабинета, салона и ванной. Таким образом, на эти помещения приходилась вся корма до 7-го шпангоута включительно. Нижние чины размещались в кубриках на жилой палубе в пределах цитадели, которые одновременно являлись и местом отдыха, и столовой, и учебными классами. На ночь каждый из матросов имел свою подвесную койку, которая после подъема скатывалась и укладывалась в коечные сетки на верхней палубе. Штат на 1898 г - Командир (капитан 1 ранга)- Старший помощник (капитан 2 ранга)- 12 строевых офицеров (1 старший лейтенант, 6 лейтенантов, 5 мичманов)- 1 главный артиллерийский офицер- 18 коннетаблей- 8 артиллерийских мастеров- 1 главный офицер морской пехоты- 10 гардемаринов- 2 главных механика- 16 механиков- 12 помощников механиков- 1 казначей- 2 врача- 2 фельдшера- 1 капеллан- 9 боцманов- 400 моряков и морских пехотинцев. Командиры крейсеров типа «Инфанта Мария Тереза»: «Инфанта Мария Тереза»с 18 сентября 1892 г. — капитан 1 ранга Хоакин Синкунекис 11 декабря 1895 г. — капитан 1 ранга Хосе Моргадос 11 октября 1897 г. — капитан 1 ранга Виктор Мария Конкас и Палау «Бискайя» с 4 апреля 1894 г. капитан 1 ранга Хуан Хосе де ла Матас 14 декабря 1895 г. — капитан 1 ранга Хосе де ла Пуэнтес 27 февраля 1897 г. — капитан 1 ранга Хуан Батиста Ласага и Гарай «Альмиранте Окендо» с 12 июля 1894 г. — капитан 1 ранга Мануэль Вильялонс 5 декабря 1894 г. — капитан 1 ранга Хосе Герра и Масиасс 11 декабря 1895 г. — капитан 1 ранга Хоакин Синкунекис 24 июля 1896 г. — капитан 1 ранга Артуро Каринс 12 мая 1897 г. — капитан 1 ранга Антонио Элат и ФериЛюбопытный факт: последние командиры всех трех крейсеров родились в 1845 г. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
36 MBA116 Альфа-тестер 402 публикации Жалоба #2 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:22:08 VII. МИРНОЕ ВРЕМЯ 30 августа 1890 г. корпус “Инфанты Марии Терезы” в присутствии Ее Величества королевы Испании Кристины и высших чинов правительства плавно соскользнул в воды реки Нервион. Спуск нового крейсера стал настоящим праздником для всего Бильбао. Сразу же после окончания торжественной церемонии буксиры отвели корабль в достроечный бассейн. Spoiler “Бискайя” сошла на воду не через полгода после “Инфанты Марии Терезы”, как это планировалось, а только 8 июля 1891 г. При этом торжественную церемонию, хотя и гораздо более скромную, чем предыдущая, омрачило досадное происшествие. Во время движения по спусковым полозьям крейсер набрал большую, чем рассчитывали, скорость и, оборвав все задержки, ударился кормой о противоположный берег реки. При этом сам корпус корабля, выскочивший на песчаную мель, получил незначительные повреждения, а его ахтерштевень разрушил здание склада, расположенное напротив стапеля. Спуск на воду “Альмиранте Окендо”, состоявшийся 3 октября 1891 г., прошел без замечаний. После вступления в строй новейшим броненосным крейсерам испанского флота довелось прослужить не слишком долго. Однако за отпущенное им время они успели поучаствовать в различных интересных событиях, а один из представителей типа - даже попасть в аварию. Весной 1896 г. все три крейсера типа “Инфанта Мария Тереза” совместно с “Пелайо” (флагман) образовали Практическую эскадру. А в середине августа того же года в Испании ввели новую классификацию кораблей и судов флота. В соответствии с ней все корабли от 6000 т до 9000 т были зачислены в ранг броненосцев 2-го класса. В 1897 г. “Инфанта” побывала в Нью-Йорке, представляя Испанию на церемонии открытия памятника президенту Гранту. К апрелю 1898 г., началу Испано-американской войны, корабль являлся флагманом Практической эскадры, на нем держал свой флаг командующий этим соединением контр-адмирал Паскуаль Сервера-и-Топетэ. ”Бискайе” вскоре после вступления в строй довелось поучаствовать в “демонстрации Флага” в Марокко. После очередного инцидента на границе Испанского Марокко и собственно страны с этим названием, повлекшего человеческие жертвы, Испания потребовала выплаты значительной денежной компенсации. Для подтверждения своей решимости добиться от властей Марокко выполнения своих требований испанцы направили из Кадиса в Танжер эскадру в составе “Пелайо” (флагман), “Бискайи” и еще трех крейсеров - “Маркиза де ла Энсенада”, “Альфонсо XII” и “Изабель II”. Прибывшие в Танжер 12 июля 1895 г. Корабли оставались там до 17 августа. 23 февраля 1897 г. “Бискайя” в районе Маона столкнулась с почтовым пароходом, получив незначительные повреждения. После окончания ремонта крейсер в июне того же года принял участие в грандиозных торжествах, организованных англичанами по случаю 60-летия вступления на престол королевы Виктории. Приняли участие 165 единиц британского флота (включая 24 броненосца), а также 13 иностранных кораблей. В день главного парада они стояли в отдельной колонне, причем в ее составе оказались будущие противники, встретившиеся через год в сражении у Сантьяго, - недалеко от “Бискайи” расположился американский броненосный крейсер “Бруклин”. Кстати, свои места в колонне занимали представитель флота Российской империи броненосный крейсер “Россия”, а также два корабля ВМС Страны восходящего солнца - броненосный крейсер “Асама” и бронепалубный “Такасаго”. Вскоре после торжеств “Бискайя” отправилась к берегам охваченной восстанием Кубы, где несла стационерную службу. Когда американцы прислали в Гавану “Мэн”, испанские власти решили ответить визитом на визит и послать один из своих кораблей в Нью-Йорк. Выбор пал на “Бискайю”, пришедшую 18 февраля 1898 г., уже после взрыва “Мэна”. Из-за ухудшения отношений с Америкой программа была скомкана, и 25-го числа крейсер взял курс на Гавану. В начале апреля “Бискайя” вместе с однотипным “Альмиранте Окендо” ушла к островам Зеленого Мыса (Кабо-Верде), куда прибыла 19-го числа. VIII. ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА Первая империалистическая война за передел колониальных владений. Ставя целью захват Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико, находившихся под испанским колониальным господством, правительство США рассматривало эти владения не только как ценные источники сырья и рынки сбыта, но и как важный плацдарм для экспансии капитала США в страны Азии и Латинской Америки. Началась в условиях развернувшихся на Кубе (с 1895) и Филиппинах (с 1896) мощных восстаний против испанского колониального гнёта, в результате которых испанский колониальный режим в этих странах был подорван. Чтобы привлечь кубинских и филиппинских повстанцев в качестве своих союзников в борьбе против Испании, правительство США обещало поддержать их борьбу за независимость. Развернув лицемерную кампанию против «испанских жестокостей» на Кубе, особенно усилившуюся после гибели 15 февраля 1898 на гаванском рейде (при невыясненных обстоятельствах) американского броненосца «Мейн», правительство США предъявило испанскому правительству ультиматум, фактически требовавший отказа Испании от Кубы. Поводом для войны послужил взрыв американского крейсера «Мэн», находившегося с визитом на принадлежавшем Испании острове Куба. Трагедия случилась 15 февраля 1898 года, когда носовая часть крейсера взлетела на воздух в порту Гаваны. Погибло 266 членов экипажа. Хотя причина взрыва так и не была установлена (испанская и американская комиссии, проводившие параллельные расследования, разошлись в определении, почему произошел взрыв, но ни та, ни другая не смогли назвать его виновников), США обвинили испанскую сторону в преднамеренной диверсии, разорвали дипломатические отношения, потребовали ухода испанцев с Кубы и 21 апреля объявили Испании войну. 24 апреля Испания, в свою очередь, объявила войну США. В данном случае американцы выступали в роли агрессоров. Они прекрасно знали о слабости испанского флота и даже не предприняли никаких мер по укреплению береговой обороны своих портов на Атлантическом побережье. Напротив, Испания войны не хотела и к войне совершенно не была готова. Между тем еще с 1895 года на Кубе шла партизанская война части местных колонистов за независимость. Такая же война развернулась на испанских Филиппинах. Кубинских повстанцев поддерживали США, собиравшиеся установить контроль за Кубой. Этот остров считался стратегически важным для обеспечения безопасности североамериканского побережья, равно как и проектируемого канала через Панамский перешеек. Практически все сражения испано-американской войны развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим. Испания располагала 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 тяжелыми крейсерами (водоизмещением свыше 3 тыс. т) и 8 легкими крейсерами (водоизмещением менее 3 тыс. т). У США было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 тяжелых и 8 легких крейсеров. У американцев было преимущество и по общему водоизмещению флота - 116 тыс. т против 56 тыс. т. Главное же, американские суда превосходили испанские почти по всем показателям. Артиллерия американского флота была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью. Испанские броненосные крейсера превосходили по скорости американские, но все остальные классы кораблей значительно уступали в скорости противнику. Кроме того, испанские суда были более старой постройки. Большинство из них нуждалось в ремонте и не было готово к немедленному ведению боевых действий. Американские суда имели также более надежную броневую защиту. Не сопоставимы были и финансовые возможности сторон. У испанской казны не хватало средств даже для закупки угля для нужд флота. Существенную роль играло то, что основной театр войны в Вест-Индии находился в шесть раз ближе к атлантическому побережью США, чем к берегам Испании. У испанского Главного штаба вообще не было плана Войны против Америки. В день начала войны, 21 апреля, основная испанская эскадра под командованием адмирала Серверы находилась на островах Зеленого Мыса. Адмирал не имел даже карт Вест-Индии и не знал особенностей местных портов. Он писал в Мадрид: «Я очень сожалею, что мне приходится отправляться в море, не сговорившись заранее относительно какого-либо плана, хотя бы в общих чертах. Об этом я несколько раз хлопотал, прося разрешения съездить в Мадрид. Мы не должны обманывать себя относительно силы нашего флота. Мы не должны предаваться иллюзиям». Однако военный совет решил немедленно отправить эскадру Северы в Вест-Индию, не дожидаясь, когда вступят в строй находившиеся в ремонте броненосец и три тяжелых крейсера. В поход пошли 4 броненосных крейсера и 3 миноносца. Весной 1898 г., когда отношения между Испанией и Соединенными Штатами начали стремительно ухудшаться, «Бискайя» и «Окендо» находились в Гаване, оттуда направились в Пуэрто-Рико, и лишь потом к принадлежащим Португалии островам Зеленого Мыса, куда прибыли к 19 апреля. Им требовалось загрузиться углем, причем в плохо оборудованном нейтральном порту, где не было специальных сооружений и где, как говорил Сервера, испанцы не чувствовали себя дома. Здесь следует обратить внимание на медленность проводимых испанскими кораблями угольных погрузок. Сошлемся на мнение Вильсона: «Среднее количество угля, загружавшегося за одну четырехчасовую смену, составляло 25 тонн, что является плохим показателем для современного крейсера с командой больше 500 человек и иллюстрирует недостаток сноровки или, может быть, необходимых приспособлений в испанской эскадре». Как бы то ни было, но к 19-му числу сосредоточение флота Серверы около Сан-Висенти завершилось. Спустя три дня, 22-го, Сервера получил приказание из Мадрида отправляться в Вест-Индию. Первое крупное морское сражение произошло не на Карибах, а в Тихом океане. Здесь Азиатская крейсерская эскадра американского коммодора Джорджа Дьюи уже в апреле была сосредоточена в Гонконге. Американцы заранее запаслись углем, продовольствием, боеприпасами и были готовы к войне. В эскадре было 4 бронепалубных крейсера (водоизмещение от 3 до 6 тыс. т), 2 морские канонерские лодки крейсерского типа и 3 вспомогательных судна (единственный имевшийся у американских ВМС на Тихом океане броненосец «Орегон» перед войной был переброшен в Атлантику, т. к. Филиппинский фронт считался вспомогательным). Американские корабли имели лучшую артиллерию и скорость. 25 апреля американская эскадра вышла к Филиппинам. Формально испанские ВМС располагали на Филиппинах 12 военными кораблями, но значительную часть была небоеспособна или частично боеготова. В реальности испанский контр-адмирал Патрисио Монтехо-и-Пасарон располагал лишь 6 крейсерами (2 испанских безбронных корабля с водоизмещением в 3 тыс. т считались «крейсерами 1-го ранга», 4 остальных в 1 – 1,1 тыс. т – «крейсерами 2-го ранга», только два из них имели броневую палубу) и 1 канонерской лодкой. Испанская эскадра имела 31 орудие среднего калибра (не более 160-мм) против 53 орудий крупного и среднего калибра (в том числе 11 орудий калибром 203-мм). Испанцы сняли вооружения с 5 канонерок, укрепляя береговую оборону, да и с оставшихся в строю кораблей, сняли часть орудий. Испанский адмирал перешел с эскадрой из Манилы, чтобы не подвергать город опасности обстрела, к арсеналу Кавите. К тому же там было мелко, и экипажи имели больше возможностей для спасения, испанское командование с самого начала считало свою эскадру обреченной и думало только о мероприятиях по уменьшению потерь. 1 мая 1898 года состоялось сражение (вернее избиение) между эскадрами у мыса Кавите. Оно началось в 5 часов 12 минут утра, когда испанцы открыли огонь с кораблей и берега по американской колонне. Чуть позже открыли огонь американцы. К 8 часам утра почти все испанские корабли горели и американский командующий объявил перерыв на завтрак (поступило сообщение о том, что кончились боеприпасы, потом выяснилось, что это ошибка). Затем расстрел возобновился. К полудню американская эскадра уничтожила все испанские корабли. Испанское разгильдяйство привело к тому, что были потеряны все корабли, погибло 161 человек, 210 получили ранения. У американцев было 9 раненых, испанцы сделали всего 19 попаданий (только одно довольно серьёзное), против 145 попаданий в испанские корабли. Сражение оказало огромное психологическое значение на США и испанцев. После этого на Филиппинах не было крупных сражений. Американская эскадра не могла самостоятельно овладеть Манилой, без высадки десантного корпуса. Испанцы удерживали её почти до конца войны. В Вест-Индии американские корабли под командованием адмирала Уильяма Семпсона блокировали Гавану и все северное побережье Кубы. Южное побережье Кубы с портами Сьенфуэгос и Сантьяго флот США полностью заблокировать не мог из-за удаленности от баз американских ВМС. 19 мая в Сантьяго пришла после долгого перехода испанская эскадра адмирала П. Серверы. Испанцы собирались отдохнуть, загрузиться углём и идти дальше – в Гавану (это был главный узел сопротивления на острове). 27 августа испанцев заблокировала «Летучая эскадра» коммодора Винфельда Шлея, а 1 августа подошла эскадра вице-адмирала Уильяма Сэмпсона. Сервера решил обороняться в Сантьяго, укрепил прибрежную оборону новыми береговыми батареями, установил в проходе в бухту мины. Американцы совершили неудачную попытку затопить брандер, чтобы перегородить фарватер. Не рискуя атаковать испанскую эскадру в бухте, где американские корабли встретил огонь не только испанских кораблей, но и береговых батарей, решили высадить десантный корпус и взять порт с суши. Высадка была плохо организована, растянута по времени, но так как испанцы не решились на контрдействия (а они могли привести к значительным потерям среди десанта), американцы смогли высадить 27-тыс. десантный корпус. 25 июня американские силы вместе с кубинскими повстанцами пробовали взять Сантьяго, но их атаку отбили. В это же время из Кадиса выдвинулась новая испанская эскадра в составе 2 броненосцев, 2 пароходов и 3 миноносцев под руководством адмирала Камеры. В Соединенных Штатах опасались, что она пойдёт в Вест-Индию, но испанская эскадра двинулась к Порт-Саиду, собираясь далее следовать к Филиппинским островам. Но после того как она получила известие об уничтожении испанской эскадры в Манильской бухте, эскадра Камеры поблуждав по Средиземному морю возвратилась к родным берегам, так и не приняв участия в боевых действиях. Понимая, что морской бой приведёт к поражению эскадры, Сервера планировал использовать ресурсы своей эскадры для сухопутной обороны Сантьяго. Но в итоге был вынужден идти на прорыв. В Сантьяго остро ощущался недостаток продовольствия, и комендант города просил адмирала покинуть порт. К тому же Сервера получил приказ главнокомандующего испанскими силами на Кубе маршала Бланко. 2 июля Бланко потребовал прорываться в Гавану. Адмирал выполнил этот приказ. Хотя и считал, что его выполнение повлечёт за собой гибель эскадры и экипажей кораблей. У испанцев было 4 броненосных крейсера: три однотипных - «Инфанта Мария Тереза», «Адмирал Окендо» и «Бискайя» (7 тыс. тонн водоизмещения, ход до 20 узлов, имеющие по два 280-мм и десять 140-мм орудий), «Кристобаль Колон» (6,7 тыс. тонн, 20 узлов, десять 152-мм и шесть 120-мм орудий). У американцев броненосный крейсер «Бруклин» (более 9 тыс. тонн, 22 узла хода, восемь 203-мм и двенадцать 127-мм орудий), 3-и броненосца 1-го класса: «Айова» (11,4 тыс. тонн, скорость 16 узлов, четыре 305-мм, восемь 203-мм и шесть 102-мм орудий), «Индиана» и «Орегон» (по 10,3 тыс. тонн, 15 узлов скорости, четыре 330-мм, восемь 203 и четыре 152-мм орудий), броненосец 2-го класса «Техас» (6,1 тыс. тонн, 17 узлов скорости, два 305-мм и шесть 152-мм орудий). Единственным шансом испанцев был прорыв, причём частью эскадры пришлось бы пожертвовать. Но в реальности дело оказалось невыполнимым: испанские крейсера не могли развить полного хода из-за поломок машин, плохого угля, а артиллеристы оказать достойного сопротивления. К тому же боеприпасы были плохого качества, многие пушки неисправны. Итог был печален: 3 июля 1898 года в битва при Сантьяго-де Куба испанская эскадра была полностью уничтожена. Испанцы потеряли все корабли, 323 человека убитыми, 151 ранеными, 1,6 тыс. человек во главе с адмиралом Серверой пленными. И это при том, что американцы показали довольно невысокую меткость - при более 7 тыс. выстрелов лишь 163 попадания в испанские корабли. Spoiler Броненосный крейсер Альмиранте Окендо после боя у СантьягоКрейсер "Инфанта Мария Тереза" после боя«Бискайя» после боя IX. Финал 13 августа 1898 года был подписан Парижский мирный договор. Испанская сторона была вынуждена отказаться от всех своих колоний в Азии и Латинской Америке - Филиппинских островов, Гуама, Пуэрто-Рико и Кубы. Первые три территории стали американскими владениями, за это Соединенные Штаты выплатили испанской короне в качестве компенсации 20 млн. долларов. А Кубу провозгласили независимой республикой, но в реальности она стала «банановой республикой» и «борделем» США. Её внешняя политика, экономика, финансы оказались под полным американским контролем. В бухте Гуантанамо была создана американская военно-морская база. США блестяще обкатали сценарий своих будущих войн: информационная война (противника смешивают с грязью ещё до начала «горячей войны», превращая в глазах мирового сообщества в «кровавое чудовище»), блестящее использование недовольства населения, организация «народно-освободительных» движений», провокация, «пиратская» война (контроль над коммуникациями, действия ВМС, десанты и т. д.). Испания окончательно потеряла статус важной колониальной и морской державы. Война дала США статус великой морской державы, американские ВМС после битвы при Сантьяго-де-Куба были признаны как один из ведущих флотов планеты. Комиссия, направленная для осмотра брошенных кораблей, обнаружила, что «Альмиранте Окендо» и «Бискайя» пострадали от пожаров и взрывов очень сильно, при описании повреждений этих крейсеров использовались выражения: «перебит киль», «корпус практически разделился на две части» и т.д. Например, котельные отделения «Окендо» были «изувечены» до такой степени, что эксперты даже спорили, имели на нем место взрывы котлов или нет. Их спасение (слово «подъем» тут не совсем уместно, поскольку броненосные крейсера не затонули) признали невозможным, хотя от взятия трофеев с них американцы отказаться не смогли — несколько снятых и приведенных в приличный вид 140-мм и 57-мм пушек установлены в разных американских городах как символы победы. Первоочередным признавалось обеспечение подъема «Колона», а выделение личного состава для работ на остальных кораблях могло произойти только при благополучном завершении или окончательном провале попыток спасения экс-«итальянца». После того как 31 августа работы на «Колоне» решили прекратить за полной бесперспективностью, все усилия сосредоточили на спасении «Инфанты Марии Терезы». Плавучесть крейсера была восстановлена 23 сентября. На следующий день американцы привели свою добычу в Гуантанамо. Здесь в «полевых условиях» удалось выполнить некоторый объем первоочередных ремонтных работ. 29 октября началась буксировка бывшего испанского флагмана в Норфолк. Кроме того, американцам удалось развести пары в части котлов «Инфанты». 1 ноября караван попал в сильный шторм. Спустя несколько часов крейсер оказался частично затоплен. После снятия временной команды буксиры пришлось отдать и безжизненный корпус отдрейфовал к острову Кэт, где напоролся на скалу и пошел на дно. На сей раз окончательно. По мнению судебных инстанций, произошедшее наглядно показало неспособность крейсера противостоять шторму вследствие полученных в бою повреждений. Список источников 1. https://www.google.r...erof%2F;569;2452. http://dic.academic....se/91418/Испано3. http://bibliotekar.ru/encW/100/76.htm4. Белов АЛ. Испано-американская война 1893 года. Хроника действий на море5. https://www.google.r...ih=814#imgdii=_6. Приложение к журналу «Моделист-Конструктор». А.С. Александров, Б.В. Соломонов Броненосные крейсера типа «Инфанта Мария Тереза». Благодарю за внимание! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
247 1L1dan Альфа-тестер 3 334 публикации 484 боя Жалоба #3 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:33:07 Неплохо. Есть небольшая поправка-текст, которым поделены разделы, сделать чуть меньше. В остальном все нормально. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
95 [AXIS] HARD_roker Альфа-тестер 2 535 публикаций 3 024 боя Жалоба #4 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:33:59 если честно, сколько времени ушло? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 brite00 Участник 224 публикации Жалоба #5 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:35:15 Мне тоже понравилось, да, автор, смени лучше на 18 шрифтом, приятней будет читать.) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
36 MBA116 Альфа-тестер 402 публикации Жалоба #6 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:36:32 XAPDPOKEP пару вечеров. Если использовать бб по минимуму, то чуть меньше было бы brite00 заменил заголовки с 6 на 5 размер. 18-й это слишком будет. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
95 [AXIS] HARD_roker Альфа-тестер 2 535 публикаций 3 024 боя Жалоба #7 Опубликовано: 20 авг 2013, 18:38:31 MBA116 (20 Авг 2013 - 21:36) писал: XAPDPOKEP пару вечеров. Если использовать бб по минимуму, то чуть меньше было бы хорошо подготовил, молодец Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 il2005 Участник 264 публикации 91 бой Жалоба #8 Опубликовано: 20 авг 2013, 19:02:49 Молодец! Здорово! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 anonym_b76GKqligtpz Участник 294 публикации Жалоба #9 Опубликовано: 20 авг 2013, 20:23:05 Отлично! Много информации! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 20 авг 2013, 20:58:48 MBA116 Bravo Zulu Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 McPro Альфа-тестер 550 публикаций 1 бой Жалоба #11 Опубликовано: 21 авг 2013, 05:28:30 Ха, шторм и не такие корабли повреждал и делал их не боеспособными) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 Shusui Альфа-тестер 205 публикаций 1 968 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 21 авг 2013, 05:51:03 Мдя, все корабли без исключения, рано или поздно на дне окажутся. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
176 _SkyFog_ Альфа-тестер 1 154 публикации 3 944 боя Жалоба #13 Опубликовано: 21 авг 2013, 05:58:01 Молодец + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
21 [TINFY] XoLoIIAy Старший альфа-тестер 338 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 21 авг 2013, 07:24:04 XAPDPOKEP (20 Авг 2013 - 21:33) писал: если честно, сколько времени ушло? Хоть целый день,труд окупается. Нам же приятно читать статью,вот и тому кто выложил тоже приятно,что нам нравится :smiles: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_2pkbqfkKsUHL Участник 161 публикация Жалоба #15 Опубликовано: 21 авг 2013, 11:05:18 Годная тема. Спасибо за интересную информацию и грамотное оформление :honoring: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 il2005 Участник 264 публикации 91 бой Жалоба #16 Опубликовано: 21 авг 2013, 17:37:41 McPro (21 Авг 2013 - 08:28) писал: Ха, шторм и не такие корабли повреждал и делал их не боеспособными) Хотя казалось бы, 21 век, технологии, а все равно силы природы иной раз побеждают. ТС ++ Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_14732582 Участник 312 публикации Жалоба #17 Опубликовано: 23 авг 2013, 07:54:58 Интересная тема + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_20881678 Участник 13 публикаций Жалоба #18 Опубликовано: 23 авг 2013, 14:20:29 il2005 (21 Авг 2013 - 20:37) писал: Хотя казалось бы, 21 век, технологии, а все равно силы природы иной раз побеждают. ТС ++ Это ж матушка природа, человеку и всё что связано с ним не тягаться с такой мощью! :playing: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 _KH93b__ Участник 83 публикации 1 бой Жалоба #19 Опубликовано: 20 фев 2014, 23:58:59 Роковая для крейсеров типа «Инфанта Мария Тереза» битва при Сантьяго выявила их серьёзные недостатки, прежде всего — небоеспособное артиллерийское вооружение и устаревшая система бронирования — узкий толстый бронепояс, защищавший ватерлинию от поражения из орудий крупного калибра, но не прикрывавший надводную часть корабля от разрушительного огня среднекалиберной артиллерии. Уязвимость кораблей усиливалась из-за обилия на них деревянных деталей, размещения важнейших паропроводов над броневой палубой и наличие многочисленных торпедных аппаратов. К достоинствам следует отнести первоначально хорошие мореходные качества «Инфант», которые, впрочем, не смогли проявить себя в условиях обросших ракушками дна и низкокачественного угля. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию