Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zamuchryshkin

Вот это - Личность! Железный адмирал

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Изображение

Приветствую вас, друзья! С вами Замухрышкин и третий выпуск рубрики «Вот это – Личность!». В сегодняшнем моем рассказе, пусть и написанном другим человеком, а именно А. И. Угрюмовым, речь пойдет о неординарной фигуре в истории Российского флота, но точно заслуживающей внимание читателя.
Приятного прочтения!

А. И. Угрюмов

Железный адмирал


Вице-адмирал Григорий Павлович Чухнин — неординарная фигура в истории Российского флота. Литература последних десятилетий отвела ему однозначную и незавидную роль «царского сатрапа» и усмирителя севастопольского восстания в ноябре 1905 года, связанного с именем лейтенанта Шмидта. И больше — ничего... Как будто не было 57 лет предыдущей жизни, как будто выбор, сделанный адмиралом в 1905 году, явился очередным ходом беспринципного карьериста. А ведь адмирал Чухнин был совсем иным человеком. Принципы как раз и составляли основу его жизни, и не в карьере он видел ее смысл, а в том самом флоте, ради которого он не щадил ни себя, ни других. Именно это составило ему репутацию настоящего моряка среди многих «кабинетных» адмиралов России. Недаром вслед за гибелью эскадры под командованием 3. П. Рожественского в Цусимском сражении русское общество, отвечая на вопрос – кто бы мог с большим успехом осуществить задуманную операцию? – назвало всего три фамилии: Макаров, Дубасов, Чухнин.
Но ко времени выхода 2-й Тихоокеанской эскадры из Либавы (2 октября 1904 года) С. О. Макарова, любимца флота и всей России, уже не было в живых. Ф В. Дубасов, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов и прекрасный знаток дальневосточного театра, с 1901 года, оставив строй, являлся председателем Морского технического комитета и, по-видимому, готовился правительством к назначению на важные государственные посты, что подтвердил 1905 год, когда его назначили генерал-губернатором Москвы. Оставался вице-адмирал Г П. Чухнин, в то время командующий Черноморским флотом. Его вполне могли назначить командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой, и кто знает — чем обернулась бы Цусима? История, к сожалению, не знает сослагательного наклонения. Но одно то, что имя Чухнина назвала Россия среди своих вождей в трудные для нее годы, обязывает отнестись к жизни адмирала с большим вниманием и объективностью, чем было принято до сих пор. Только так можно раскрыть истинные мотивы, руководившие им в мятежном Севастополе.
Г. П. Чухнин родился 23 января 1848 года в Николаеве. Он был самым младшим, двенадцатым ребенком в семье небогатого офицера морской артиллерии. Однако ему почти не пришлось испытать родительской любви и опеки, которыми в семье обычно окружают младших детей. Когда Грише исполнилось пять лет, умерла мать, а через два года — он уже воспитанник Александровского корпуса для малолетних в Царском Селе. Там он провел три года, и это время, очевидно, явилось самым мрачным в истории корпуса, потому что вскоре, в 1862 году, он был расформирован как не отвечающий требованиям гуманного воспитания.
В 1858 году Чухнина перевели в неранжированную роту Морского кадетского корпуса с зачислением в приготовительный класс. По свидетельству товарищей *, жизнь его и там была не из легких. Не имея в Петербурге родных и знакомых, юноша был лишен воскресных отпусков (увольнений), которые для многих кадетов являлись хорошей психологической разрядкой. Детские и юношеские годы Чухнина сыграли, по-видимому, определенную роль в становлении характера будущего адмирала, который был известен не только флоту, но и всей России как суровый, непреклонный и требовательный начальник. Сам выросший в железных тисках дисциплины, он требовал ее и от других, невзирая на обстоятельства. Такой тип руководителя не очень любили в России, и поэтому Чухнина часто называли жестоким человеком. На самом деле он, скорее, являлся жестким исполнителем государственной воли, для которого ограниченная свобода (в том числе и своя собственная!) — осознанная необходимость исполнения долга перед лицом законов.
В апреле 1865 года Чухнина произвели, согласно порядку прохождения службы, в корабельные гардемарины, и более двух лет он находился в дальних плаваниях на судах Практической эскадры и фрегате «Светлана». Только в августе 1867 года ему присвоили первый офицерский чин мичмана с назначением на монитор «Латник». Впоследствии молодой офицер продолжил службу на фрегате «Князь Пожарский» и корвете «Варяг».
В 1878 году Чухнин назначается на должность старшего офицера крейсера «Азия», которую затем продолжает исполнять на корвете «Аскольд» и фрегате «Генерал-адмирал». Обязанности старшего офицера (второго лица после командира и отвечавшего за все и вся на корабле) как бы специально придуманы для моряков типа Чухнина, всецело отдающихся своему делу. Его не тяготит обилие работы, напротив, он во все стремится вникнуть сам и с повышенной требовательностью относится к другим офицерам. «Разносы» и «фитили» вахтенным начальникам и специалистам — обычное явление на «Генерал-адмирале». Но замечания Чухнина, за редким исключением, не воспринимались офицерами как личная обида, ибо всегда выносились по существу дела. Именно тогда, на «Генерал-адмирале», впервые зародилась флотская легенда о «грозе — старшем офицере».
Своих привычек Чухнин не оставил и на первом судне, которое получил в командование 24 ноября 1886 года – канонерской лодке «Манджур». Вот характерная запись из его дневника: «Сегодня надел в 8 утра рабочее платье и полез в котлы осмотреть их лично... По вскрытии горловины заднего котла нашел: наслоений соли нет, но трубки все как бы выкрашены желтой глиной. Это осадки сайгонской воды, и видно, что котлы совершенно не чищены, вопреки моему приказанию, ни на походе, ни во время стоянки на якоре... Наружная грязь доказывает, что механик недостаточно часто заходит в кочегарное отделение»*. Согласитесь, редкий пример исполнения своего служебного долга и в прошлом, и в наши дни.
Никого не щадил командир «Манджура», всем всегда находилось дело. На якорных стоянках в глухих местах, где на берегу делать было нечего, учения команды продолжались с утра до вечера ежедневно. Но повышенная требовательность Чухнина сочеталась со справедливым отношением к команде. Бывало, что и за восемь суток стоянки не проводилось ни одного учения,— матросы повахтенно увольнялись на берег до тех пор, пока не отгуляют всех праздничных и воскресных дней, проведенных в море. Такое отношение к команде в то время было редкостью, «бесполезные» простои подчас вызывали нарекания начальства, но Чухнин твердо считал эту меру единственным способом компенсации моральных и физических сил, затраченных командой во время трудных переходов и утомительных учений.
5 мая 1892 года во Владивостоке Чухнин вступил в командование крейсером «Память Азова» и сразу же повел его в Кронштадт, где предстояли смотр крейсера и его подготовка к новому плаванию. На походе командир составляет для себя памятную записку об организации службы на крейсере, в которой насчитывается 191 (!) отдельный пункт. Это как бы канва его будущих приказов, в которых особое место отводится дисциплинарным вопросам. Пристрастие Чухнина к укреплению дисциплины получило широкую известность на флоте. Сам он писал в памятной записке: «Офицер должен следить за всем, что касается дисциплины и не дозволять никаких упущений. Надо помнить, что люди приходят от сохи и сами себя не будут дисциплинировать». А на берегу среди отпущенных в увольнение матросов, хотя бы и с других кораблей, сразу стихал шум, если навстречу шел известный всем «азовский» командир.
Однако конечной целью многочисленных приказов Чухнина являлась забота о деле. Дисциплину, в сочетании с постоянными учениями, он рассматривал лишь как средство поддержания боевой готовности крейсера на высоком уровне. Вот характерный пример. До прихода Чухнина на «Память Азова» постановка противоминного сетевого ограждения занимала чуть ли не два часа, что в реальных боевых условиях совершенно недопустимо. Измененное расписание команды на постановку и неумолимая требовательность командира сократили это время до 8 минут (в 15 раз!), убирали сети всего за 20 минут.
Не следует думать, что такого рода рекорды достигались бесконечными дисциплинарными взысканиями. К этому времени Чухнин, неплохой психолог, понял и отрицательную сторону силового воздействия на людей, в чем чистосердечно признался: «Я более чем не люблю налагать наказания на офицеров, считая, что начальник, заслуживший наказание, не может быть надежным исполнителем и теряет обаяние перед подчиненным».
В феврале 1895 года крейсер «Память Азова» снова на Дальнем Востоке, в Нагасаки — традиционном месте зимних стоянок кораблей русского флота. Но уже тогда начал созревать разрыв с Японией из-за ее покушений на Корею и Ляодунский полуостров. В эскадре Тихого океана под командованием С. П. Тыртова командир «Памяти Азова» стал исполнять обязанности начальника штаба. Но до военных действий дело не дошло, японцы на время отказались от своих притязаний. За отличие на службе Чухнина высочайшим приказом произвели в контр-адмиралы, и 20 октября 1896 года он вступил в должность командира Владивостокского порта. Хотя тот уже более двадцати лет числился главной базой флота на Тихом океане, новоиспеченному адмиралу пришлось оборудовать его практически заново.
Прежде всего, следовало закончить строительство первого во Владивостоке сухого дока. Здесь адмирал наглядно показал служащим и мастеровым порта, как он собирается работать: неоднократно спускался в док, лично испытывал водонепроницаемость батопорта (ворот дока), наблюдал за опытами по осушению докового бассейна различными способами; наконец, разработал и, как говорят теперь, внедрил в практику свою собственную систему постановки судов в док. Открытие дока состоялось 7 октября 1897 года, когда в торжественной обстановке в него вошел крейсер «Дмитрий Донской».
При Чухнине осуществились полностью или частично все главные проекты строительной комиссии Владивостокского порта: были сооружены минные и артиллерийские мастерские, два новых сухих дока для броненосцев, набережная в порту, система водоснабжения, пять офицерских флигелей, две новые большие казармы для Сибирского флотского экипажа и казарма для мастеровых порта. Для увеличения численности мастеровых сформировали нестроевую команду из солдат и матросов, знакомых с различными ремеслами. Вольнонаемным рабочим установили особую поденную плату, которая значительно превышала заработок в Европейской России. К слову сказать, адмирал знал почти всех рабочих поименно, а его распоряжения, касающиеся быта и условий работы мастеровых, вполне отвечают современному законодательству об охране труда и по социальным вопросам. Так, литейщики после каждой отливки медных вещей получали бесплатное молоко. Не редкостью были отпуска не только по болезни, но и по семейным обстоятельствам.
Одной из главных забот администрации Владивостокского порта являлась беспрепятственная проводка судов в море зимой, когда бухта Золотой Рог и ведущие к ней проливы покрываются льдом. Эту задачу выполнял в то время единственный портовый ледокол «Надежный», вполне оправдавший свое название, и Чухнину удалось добиться круглогодичной работы порта.
В июне 1901 года командира Владивостокского порта назначили командующим отрядом судов Тихоокеанской эскадры, отправляющимся в Кронштадт. Несмотря на достаточно сложный характер адмирала, проводы были сердечные, потому что все понимали, благодаря кому вырос и укрепился Владивосток. В морском собрании Чухнина чествовали хлебом-солью и собрали 6700 рублей, которые образовали стипендиальный фонд его имени. Мастера и рабочие порта преподнесли адмиралу икону с надписью: «Указатели и мастеровые Владивостокского порта молят Спасителя благословить дальнейший путь их командира порта Григория Павловича Чухнина. Июля 7-гo дня 1901 г.». Эта икона сопровождала адмирала до конца дней и была помещена в изголовье его могилы во Владимирском соборе Севастополя.
Уходящий с Дальнего Востока отряд судов состоял из эскадренных броненосцев «Сисой Великий» (флаг Чухнина), «Наварин» и крейсеров «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Адмирал Корнилов». Многие суда отряда считались заслуженными «порт-артурцами», провели в плаваниях по дальневосточным морям несколько лет, и механизмы на них были не в лучшем состоянии. В Кронштадт корабли, собственно, шли на очередной ремонт, и, хотя переход отряда не являлся боевой операцией, он был выполнен строго по графику в течение 132 дней. Существенных поломок в машинах не отмечалось, и, что самое удивительное, на судах отряда добились значительной экономии угля (это на расшатанных машинах!).
Конечно, офицерам и командам кораблей все это далось нелегко. Грозные приказы адмирала сыпались один за другим, но, тем не менее, беспрекословно выполнялись и, в конечном счете, определили успех всего предприятия, ставшего первым в истории русского броненосного флота эскадренным переходом из Тихого океана в Балтийское море. В определенной степени его можно считать репетицией беспримерного похода 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием 3. П. Рожественского в 1904-1905 годах.
Вскоре после возвращения с Дальнего Востока, 1 июля 1902 года, Г. П. Чухнин получает назначение на должность начальника Николаевской морской академии и директора Морского кадетского корпуса. Обязанности эти по традиции совмещались, но большую часть времени и сил всегда отнимала работа в Морском корпусе, который в то время был единственным в стране «комплексным» военно-учебным заведением. Вначале воспитанники занимались по программе кадетского корпуса (кадеты), во многом общеобразовательной, а затем по программе высшего военного училища (гардемарины). Полный курс занимал шесть лет. Такое «спрессованное» образование безусловно шло в ущерб общей и специальной подготовке.
Осенью 1903 года адмирал настоял на организации комиссии Морского министерства по проверке деятельности корпуса. В силу сложившихся традиций только так можно было провести коренные изменения в жизни корпуса, в необходимости которых его директор не сомневался. Комиссия согласилась со многими предложениями Чухнина, и уже к весне 1904 года разработали новый комплекс документов, регламентирующих учебный процесс и положение корпуса в системе морского ведомства. Правда, разделить корпус на собственно кадетский и военно-морское училище не удалось. Вновь созданные специальные классы назвали гардемаринскими и учебные программы для них существенно переработали.
Однако плодами своих трудов на ниве военно-морского образования адмиралу воспользоваться не удалось – началась русско-японская война... 28 января 1904 года в корпус прибыли император Николай II и императрица Александра Федоровна в сопровождении генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. В короткой речи царь сообщил, что весь выпуск 1904 года вместо осени производится в мичманы сейчас же и без экзаменов, поскольку война требует срочного пополнения офицерского состава флота. Эти слова гардемарины встретили взрывом восторга и дружным «ура» — да и чего еще можно было ожидать от 18-летних юношей в самом начале войны. Многим из них пришлось позже расплатиться за ошибки высшего начальства, кому в Порт-Артуре, кому в Цусиме...
В конце учебного года, 6 мая 1904 года, вице-адмирала Г П. Чухнина назначили на последнюю и роковую в его жизни должность главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. Впрочем, роковой оказалась не столько должность, сколько наступающее время – 1905 год, самый тяжелый во всей дооктябрьской истории России. Но пока шло лето 1904 года, и на флоте было относительно спокойно, хотя во всем чувствовалось влияние войны. Черноморский флот непосредственного участия в ней не принимал, но постоянно питал своим кадровым составом уходящие на Дальний Восток балтийские эскадры: сначала вторую, потом третью. Одних машинных специалистов для них подготовили около 2000 человек. Некомплект команды на судах пополнялся запасными и новобранцами, что резко снизило уровень боевой готовности флота и способствовало быстрому распространению революционных идей.
В сентябре, в период осенних равноденственных штормов, Чухнин выводит в море Практическую эскадру и за три недели плавания убеждается в плохой подготовке всего личного состава. Эпизоды, с которыми ему пришлось столкнуться, совершенно не укладывались в элементарные понятия о службе: «Во время ночной тревоги по сигналу личный состав на флагманском корабле не выказал подготовленности; нижние чины, видимо, были не в духе, что их беспокоили, были апатичны и даже не все были на своих местах; правда, была дурная погода, ветрено и мокро; видимо, они к таким тревогам не приучены».* Суда управлялись и маневрировали неудовлетворительно, вахтенные офицеры и сигнальщики часто неправильно понимали смысл флажных сигналов.
На берегу к работе по улучшению боевой подготовки флота и укреплению дисциплины в экипажах прибавлялись заботы по ускорению ввода в строй эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический», достройки крейсера «Очаков» в Севастополе и однотипного крейсера «Кагул» в Николаеве.
...Между тем политический горизонт России постепенно заволакивался тучами. Зрела гроза 1905 года, и первый ее шквал пронесся над Севастополем годом раньше — 3 ноября. Накануне гражданские власти предупреждали главного командира о возможных волнениях портовых рабочих, и он запретил 3 ноября все увольнения в город из казарм флотской дивизии. Однако это распоряжение не успели вовремя получить во всех экипажах, и кое-где отпускные билеты матросам уже были выданы. Утром отпускники стали собираться у ворот казарм, но дневальные никого не выпускали, ссылаясь на приказ. Раньше этого было бы достаточно для восстановления порядка, но теперь ни приказы, ни увещевания не действовали. Прибежавшие офицеры были не столько испуганы, сколько озадачены – никому из них еще не приходилось сталкиваться с массовым, открытым неповиновением. А толпа все росла, достигнув вскоре нескольких сот человек, твердо решивших стоять на своем. Когда был вызван вооруженный караул, в него полетели камни, кирпичи, дрова, зазвенели разбитые стекла в окнах казарм и офицерских флигелей, затрещали двери и ворота. Такое Севастополь видел впервые... Только к 7 ч вечера офицерам с помощью караула, давшего несколько холостых залпов, удалось восстановить порядок.
Реакция адмирала была мгновенной: к вечеру 4 ноября арестовано несколько сот человек, и 35 из них предали военному суду. В январе 1905 года пять матросов приговорили к каторжным работам, 23 — к заключению в арестантские роты и дисциплинарный батальон, 7 человек оправдали.*
Мало кто на флоте считал бунт матросов организованным выступлением. Но Чухнин, располагая большей информацией, не питал иллюзий в отношении его инициаторов. В телеграмме управляющему Морским министерством от 6 ноября он сообщал: «Из предварительного дознания выясняется, что беспорядки в казармах имеют серьезный характер. Были подготовлены. Принимало участие несколько тысяч. Можно опасаться при подстрекательстве революционной партии повторения в худшем виде».*
Адмирал оказался прав. Пропаганда «революционной партии», неудачи в войне с Японией и общее недовольство политикой правительства привели к серии мощных вооруженных выступлений матросов Черноморского флота, особенно летом и осенью 1905 года. Вот краткая хроника событий:
7 июня — волнения солдат крепостной артиллерии и матросов на броненосцах «Екатерина II» и «Три Святителя»;
14-24 июня — восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»;
17-18 июня — захват командой броненосца «Георгий Победоносец»;
19-20 июня — захват командой учебного судна «Прут»;
20-21 июня — волнения на броненосце «Синоп»;
11-15 ноября восстание на Севастопольском рейде во главе с крейсером «Очаков», к которому присоединились броненосец «Пантелеймон» (бывший «Потемкин»), минный крейсер «Гридень», миноносцы «Свирепый», «Заветный», «Зоркий», № 265, 268 и 270, учебное судно «Днестр», минный транспорт «Буг», катер «Смелый» и баркас «Нико».
Все эти события получили богатое освещение в исторической литературе, поэтому нет надобности на них отдельно останавливаться. Коснемся только действий главного командира в условиях назревания общефлотского восстания.
Нет сомнений в абсолютно отрицательном отношении Чухнина к севастопольским событиям и вообще к революционным выступлениям 1905 года. Никакого, даже отдаленного сочувствия к командам, поднявшим красный флаг, он не испытывал. Отсюда – быстрые и решительные действия по подавлению матросских выступлений.
Авторы многочисленных книг и статей по истории севастопольских выступлений матросов летом и осенью 1905 года, объясняя бескомпромиссность адмирала перед лицом революции, называют его поочередно то «махровым монархистом», то «крайним черносотенцем», то «убежденным погромщиком», разозлившимся на «мужиков» и жаждавшим крови. Вряд ли можно принять эту примитивную версию. Нет слов – суров был главный командир Черноморского флота, не всегда находил он поддержку и у своих офицеров, но как же тогда понимать его справедливое и даже подчас заботливое отношение к тем же «мужикам» на «Манджуре», на «Памяти Азова», во Владивостоке?
Очевидно, что в Севастополе Чухнин боролся не с теми матросами и квартирмейстерами, которых знал по «Манджуру» и «Памяти Азова», не с теми молодцами, с которыми совершал тысячемильные переходы, не с теми «мужиками», которых учил морскому делу в походах и на берегу, не с теми, кто помогал ему строить Владивосток. Он сражался, как считал сам, с противником. Офицерам, предлагавшим 14 ноября не стрелять по «Очакову» и немедленно удовлетворить хотя бы экономические требования матросов, он так и ответил: «Это означало бы полную сдачу на милость врага». Ортодоксальный защитник Устава и Закона, Чухнин не мог, просто не в силах был примириться с оскорблением — нет, не себя, — с оскорблением священных для него понятий и традиций.
Адмирал прекрасно понимал непопулярность своей политики и ясно сознавал свое одиночество перед лицом почти что всего русского общества. Вот что он писал в донесении от 17 ноября: «Мы победили здесь революцию, за что на наши головы посыпятся проклятья со всех сторон, во всех газетах и устно на всех перекрестках, но не возвысятся русские голоса в одобрение или поддержку борцов за целость государства»*. Тем не менее, командующий флотом со знаменитой «чухнинской» твердостью продолжал однажды начатый путь. В этой слепой вере избранному идеалу – истинная трагедия вице-адмирала Чухнина как политика и человека.
Абсолютная неспособность понять противоположную сторону была характерна, как мы знаем, не только для сторонников старого режима, но и для защитников «новой жизни», в полной мере обнаруживших свою непримиримость двенадцать лет спустя. Именно в Севастополе в 1905 году впервые столкнулись в грозном поединке две русские правды, именно здесь — начало настоящей гражданской войны, то утихавшей, то вновь разливавшейся морями крови до самого 1920 года.
В гражданской войне не может быть победителей. В Севастополе в ее бездонную братскую могилу легли вместе лейтенант П. П. Шмидт и командир «Потемкина» капитан 1 ранга Е. Н. Голиков, комендор Г Н. Вакуленчук и стрелявший в него лейтенант И. И. Гиляровский, кондуктор «Очакова» С. П. Частник и старший врач «Потемкина» С. Г. Смирнов, матрос «Георгия Победоносца» С. П. Дейнега и штабс-капитан Белоcтокского полка Штейн... Всего, по имеющимся данным, во время севастопольских выступлений 1904-1905 годов пали жертвами 24 человека: 14 были приговорены к смертной казни военными судами, один матрос застрелен офицером, девять офицеров погибли от рук матросов. Но никто не подсчитал до сих пор точное число потонувших в севастопольской бухте и сгоревших на «Очакове» участников восстания на нем.
Последней жертвой оказался сам адмирал, приговоренный к смерти боевой организацией партии эсеров. Первос покушение на него состоялось 27 января 1906 года* (по другим источникам 22 января). Во втором часу дня адмиралу доложили, что его просит принять дочь отставного адмирала Чалеева. Он вышел в приемную и остановился в полутора шагах от просительницы. Изложив свою просьбу, она вдруг выхватила браунинг из кармана платья и произвела в адмирала четыре выстрела. Остальные он сумел отвести от себя, схватив женщину за руку. Стрелявшая оказалась эсеркой Е. Измайлович*.
Раны оказались хотя и тяжелыми, но не смертельными. Верный своей традиции, Чухнин уже на следующий день вернулся к работе, принимал доклады, делал распоряжения. Несмотря на очевидную «охоту» за ним, адмирал после покушения не просил ни отпуска, ни перевода в другое место, как бы смирившись с судьбой.
Второе покушение, оборвавшее его жизнь, было предпринято эсерами 28 июня 1906 года в десятом часу утра на даче главного командира «Голландия», что на Северной стороне Севастополя. Стрелял из-за куста матрос Акимов, а помог проникнуть ему на дачу тоже матрос, Шатенко, бывший цусимец, незадолго до этого взятый адмиралом на дачу в качестве садовника. Пораженный двумя пулями, адмирал все-таки успел сделать ответный выстрел из револьвера и упал. Умер Чухнин в морском госпитале в тот же день вечером...
По странной прихоти судьбы именно в этот день, 28 июня 1855 года, был смертельно ранен другой севастопольский адмирал — П. С. Нахимов.

Spoiler

Примечания
1 – Вице-адмирал Григорий Павлович Чухнин: По воспоминаниям сослуживцев. Под ред. А. Беломора. Спб., 1909. С. 4.
2 – Указ. соч. под ред. А. Беломора. С. 24
3 – Мельников Р. М. Броненосец «Потемкин». Л.: Судостроение, 1980. С. 132.
4 – Указ. соч. под ред. А. Беломора. С. 153.

Приложение.

Из документов Г. П. Чухнина


«В войне немало удовольствия. Если даже лично не пострадаешь, то не надо забывать стоящее рядом множество, из которых громадному большинству жить хочется... У них есть близкие, они будут страдать за них. Даже одно это размышление не может не склонять каждого к тому, чтобы не желать войны. Но в то же время у меня ясно сознание, что не в нашей воле менять исторический ход событий, и я, спокойно подчиняясь неизбежности, не отступлю от исполнения своего долга... Сколько глаз ведь смотрят на тебя. Все они воспринимают ту же уверенность и спокойствие духа, дающие не только личное удовлетворение, но и залог успеха в деле... Нет удрученных. Ведь дух царит над жизнью, а не плоть».
Дневник. Апрель 1895 г. Дальний Восток.
«Если мы, военные моряки, не будем вносить в свое дело любовь и душу, то обратимся в простую морскую милицию, которая, конечно, никоим образом не будет в состоянии бороться с врагом... Обучение и подготовка только по форме, без духа живого есть милиционное обучение, которое основывается на... приведении наружного вида к подобию мощи; действительная же мощь заключается не в форме, а в духе... Это явление особенно рельефно проявляется в военном деле, а в военно-морском совершается часто с ошеломляющей быстротой. Люди становятся в тупик: как могло случиться? Была сила, все ее видели, видели все ее внешние проявления, видели блеск, великолепие форм и красоту, знали о громадности затраченных материальных средств, и вдруг ничего нет».
Приказ по Черноморскому флоту от 21 сентября 1904 г. Севастополь.
«Флот был уничтожен, был обезоружен и ему приходилось испытывать свою верность, стоя беззащитным перед сильно вооруженным противником, причем когда разрешили действовать и дали оружие, то пришлось действовать не против чужих людей, а против своих товарищей... Флоту пришлось расстреливать крейсер «Очаков»..., несмотря на то, что на крейсере «Очаков» висел сигнал: «имею на борту много офицеров»... Начало действия оружием я взял на себя, взял на свою нравственную ответственность разрешение возвратить ударники к орудиям, без чего результат дня 15 ноября был бы другой и, может быть, флота у нас не было бы... Теперь же, когда все приведено в порядок..., я считаю свое дело законченным не только с формальной, но, что несравненно важнее, с моральной стороны. Команды не только удержаны верными Государю, но они поняли и убеждены в необходимости порядка и подчинения офицерам. Эта победа неизмеримо труднее и важнее простой победы силой. Теперь в виду изложенного, я буду просить об удалении меня с должности, обязанности которой я не мог выполнить должным образом, за что был осужден. Прошу Ваше Превосходительство об изложенном доложить Государю Императору на благовоззрение...
Мы победили здесь революцию, за что на наши головы посыпятся проклятия со всех сторон, во всех газетах и устно на всех перекрестках. Но не возвысятся русские голоса в одобрение или поддержку борцов за целость государства. Все русское общество парализовано — в этом вся опасность».
Донесение Морскому министру. Ноябрь 1905 г. Севастополь.

За сим прощаюсь с вами до вторника, но говорю, что вскоре всех вас ждет довольно приятный сюрприз - какой, скоро узнаете. Пока-пока!

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
423 публикации
59 боёв

Интересный человек с интересной судьбой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

Вот такие люди были раньше становым хребтом ВМФ.

И очень правильно написал про то что надо вкладывать душу в военное дело. Без души, только по букве устава и параграфа корабль превращается в плавучую казарму.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13
[NG-F]
Старший альфа-тестер
317 публикаций
1 328 боёв

Не знал ни чего об этом человеке. Не заслуженно забыт, хотя очень много сделал для страны.

Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
755 публикаций
2 218 боёв

Сколько у вас еще тем в кубрике? Интересно было бы все прочитать.

И так жду вторника.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияkenni_ghost (30 Авг 2013 - 10:04) писал:

Сколько у вас еще тем в кубрике? Интересно было бы все прочитать.
И так жду вторника.
Да я сам как-то не знаю :)
Сегодня вроде еще две темы (как минимум) должно быть. И еще одна тема от меня, но мне пока не хочется создавать еще одну тему в ленте. Но та тема точно будет популярной, и "подарок", уверен, многим понравится.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

морские офицеры всегда отличались большей хладнокровностью... служба обязывала

потому что на море  не получиться отсидеться в 5-10км за линией фронта

да и вообще боевые офицеры это вообще отдельный вид людей примеров масса во всех войнах и во все времена

 

очень познавательно и поучительно читать подобную информации, жалко что школьники сейчас рубяться в игры и о подобных вещах не что читать, смотреть документалки не хотят

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
755 публикаций
2 218 боёв

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (30 Авг 2013 - 10:06) писал:

Да я сам как-то не знаю :)
Сегодня вроде еще две темы (как минимум) должно быть. И еще одна тема от меня, но мне пока не хочется создавать еще одну тему в ленте. Но та тема точно будет популярной, и "подарок", уверен, многим понравится.
Что ж. Буду ждать "подарок" и две темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
115 публикаций

Спасибо , было приятно почитать еще раз о человеке , под чьим командованием мой прадед служил  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 457 боёв

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (30 Авг 2013 - 10:06) писал:

Да я сам как-то не знаю :)
Сегодня вроде еще две темы (как минимум) должно быть. И еще одна тема от меня, но мне пока не хочется создавать еще одну тему в ленте. Но та тема точно будет популярной, и "подарок", уверен, многим понравится.
Нельзя же так :eyesup: , я  теперь клавишу ф5 сломаю :angry: .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
39 публикаций
375 боёв

Самое страшное наверное в революции , что один клас , старается уничтожить другой (как тут к примеру: моряки - офицеры) и не важно каким ты был до этого , специалистом и патриотом или бездарем .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
247 публикаций

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (30 Авг 2013 - 10:06) писал:

Да я сам как-то не знаю :)
Сегодня вроде еще две темы (как минимум) должно быть. И еще одна тема от меня, но мне пока не хочется создавать еще одну тему в ленте. Но та тема точно будет популярной, и "подарок", уверен, многим понравится.
Моими скромными дедуктивными способностями, уже представляю, что это будет за тема :trollface:
Мысли свою выскажу попозжа когда тема "подарок" появится ))

З.Ы. Не хотелось банальщины ,да оффтоп выходит.
-Тема хороша. Рубрика здорово помогает разобраться в истории флота 19-29 века. Жирный плюсег

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 457 боёв

Просмотр сообщенияTrac980 (30 Авг 2013 - 11:37) писал:

Самое страшное наверное в революции , что один клас , старается уничтожить другой (как тут к примеру: моряки - офицеры) и не важно каким ты был до этого , специалистом и патриотом или бездарем .
Как показывает история, один класс не может существовать без другого, неизбежно происходит новое деление на классы, пусть и немного в другой форме. Большевики хотели равенства, разве они его получили ? Нет.(ИМХО)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8
[TINFY]
Старший альфа-тестер
336 публикаций

Классный мужик! Строгий характер,но доброе сердце. +!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияxxKAIZERxx (30 Авг 2013 - 11:14) писал:

Ждем вторника  :eyesup:
Ну, во вторник-то моя новая тема, а не конкурсы :) Тема, кстати, про линкор "Марат", но факты, данные в статье, я практически уверен, будут неизвестны для многих. "Подарок" же будет все-таки сегодня, ближе к вечеру. И не стоит забывать, что завтра, в субботу, будет конкурс в "Кубрике" с призом в 2500 голды.

Просмотр сообщения__Flesh_ (30 Авг 2013 - 11:28) писал:

Нельзя же так :eyesup: , я  теперь клавишу ф5 сломаю :angry: .
Не нужно ломать клавиатуру - как увидите тему от Десантника, значит, скоро и "подарочная" будет. :)

Просмотр сообщенияTrac980 (30 Авг 2013 - 11:37) писал:

Самое страшное наверное в революции , что один клас , старается уничтожить другой (как тут к примеру: моряки - офицеры) и не важно каким ты был до этого , специалистом и патриотом или бездарем .
Это как бы теория действительности, которая, все же, неверна без своих нюансов.

Просмотр сообщения__Flesh_ (30 Авг 2013 - 11:46) писал:

Как показывает история, один класс не может существовать без другого, неизбежно происходит новое деление на классы, пусть и немного в другой форме. Большевики хотели равенства, разве они его получили ? Нет.(ИМХО)
Тоже, по сути, верно. Но и тут нюансы. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[IB-RO]
Участник
53 публикации
3 162 боя

Вот,благодаря игре и хороших людей вспоминаем.

А кстати как то так и получается (( и вспоминают то далеко не многие ...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[MNRC]
Бета-тестер
195 публикаций
,,По странной прихоти судьбы именно в этот день, 28 июня 1855 года, был смертельно ранен другой севастопольский адмирал — П. С. Нахимов.,, - не думаю, что это простое совпадение или ,,прихоть судьбы,,

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×