Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FIDEL_CASTR0

Лидер эскадренных миноносцев "Баку" (проект 38) (Фарватер # 38)

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

92 767
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 443 публикации
29 700 боёв

MwOfCCz.gif

Выпуск № 38

 

Лидер советских эскадренных миноносцев "Баку" (проект 38)

 

dc3c969b1010.jpg

 

«Лидеры эсминцев проекта 38» — проект (тип) советских лидеров эскадренных миноносцев, типа «Ленинград», 2-й серии, построенных в середине 1930-х годов для советского Военно-Морского Флота.

В 19341940 гг. на советских верфях было построено 3 лидера этого типа: «Минск»«Баку» и «Тбилиси»

Лидеры данного проекта принимали участие в боях в составе Черноморского,Балтийского и Северного флотов ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.

 

10c8ded71882.jpg

 

 

Тактико-технические характеристики эсминцев проекта 38

ce0ddfe77539.jpg

ddb8df570312.jpg

 

Заложен 15 января 1935 года на заводе №198 в Николаеве (заводской номер 267). 

Перезаложен 10 апреля 1936 года на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре, спущен 25 июля 1938 год (до этого момента именовался "Киев").

27 декабря 1939 года лидер эскадренных миноносцев «Орджоникидзе» был принят в состав военно-морского флота, при этом его имя изменили на «Серго Орджоникидзе»

25 сентября 1940 года лидер переименован в «Баку».

С началом Великой Отечественной войны «Баку» приступил к выполнению этих задач. 2 октября 1941 года лидер был оборудован системой ЛФТИ.

В мае 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей. В состав этой группы вошли лидер «Баку» и три эскадренных миноносца проекта 7. Для плавания во льдах корабли прошли подготовку: сначала в доке, а затем у стенки завода № 202, на плаву. Все работы проводились в обстановке строгой секретности.

 

1942 год. Экспедиция особого назначения (ЭОН-18). 

 de628aaed61b.jpg

Утром 15 июля 1942 года корабли, составившие Экспедицию особого назначения (ЭОН-18), вышли из Владивостока. Однако эсминец «Ревностный» из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось вернуть в базу. 22 июля «Баку» привел эсминцы в Перопавловск-Камчатский для пополнения запасов топлива, продовольствия и воды, а 30 июля – в бухту Эмма на Чукотке, где состав ЭОН-18 пополнился танкером, пароходом и ледоколом «А.Микоян». С 14 августа, при прохождении Охотского, Восточно-Сибирского и Карского морей, кораблям ЭОН-18 пришлось бороться с 9-10-балльными ледяными полями, со сжатием, ледовым пленом. Случалось обкалывать и взрывать лед или отстаиваться в ожидании хорошей погоды. Когда у эсминца «Разъяренный» оказался погнут один из валов, лидеру пришлось буксировать его до Диксона.

 

10 октября в проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Северного флота. Без особых происшествий корабли дошли до острова Кильдин, где 14 октября их встретил командующий СФ А.Г.Головко.

 

По чистой воде и во льдах «Баку» прошел в течение 91 суток 7327 миль за 923 ходовых часа. В Ваенге в октябре-ноябре «Баку» был поставлен в док, с корпуса сняли ледовую «шубу», проложили по палубе петли размагничивающей обмотки. Одновременно усилили зенитное и противолодочное вооружение. Эти работы заняли две недели.

 

После прихода кораблей ЭОН-18 приказом командующего флотом от 20 октября 1942 года в составе Северного флота была создана бригада эсминцев, включавшая теперь три дивизиона эсминцев. Лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.

 

Уже 20 октября лидер участвовал в охране транспорта на переходе из Кольского залива в Белое море, а 29 октября «Баку» и «Разумный», приблизившись к берегу, занятому противником, открыли беглый огонь по его огневым точкам, мешавшим наступлению наших войск. Уничтожив две батареи и несколько дотов, советские корабли благополучно вернулись в базу.

 

17 ноября для усиления эскорта очередного союзного конвоя QP-15 были привлечены лидер «Баку» и эсминец «Сокрушительный». В условиях жесточайшего шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и нулевой видимости суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду, конвой рассеялся.

 

От ударов девятибалльной волны на лидере прогнулась палуба, и появились трещины на полубаке, были сорваны крышки люков и кожухи вентиляторов, нарушилась герметизация корпуса, все носовые помещения по 25-й шп. оказались затопленными, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения; в действии остался только котел № 1. Состояние корабля стало критическим: лидер принял 160 тонн воды, дифферент на нос возрастал, крен доходил до 40° на борт. Экипаж вел отчаянную борьбу за непотопляемость. С разрешения командира конвоя «Баку» и «Сокрушительный», не дойдя до назначенной точки сопровождения, повернули в базу.

 

В это время от ударов волн у «Сокрушительного» по 173-й шпангоут отломилась корма, которая вскоре затонула. Шедший в базу лидер первым получил приказание оказать помощь терпящему бедствие кораблю. Однако вследствие плохой видимости попытки «Баку» найти эсминец не увенчались успехом. Да и сам лидер находился в трудном положении, топливо было на исходе. Командование флотом разрешило ему возвратиться в базу. Ведя в течение нескольких суток непрерывную борьбу за живучесть, экипаж лидера смог отстоять корабль у стихии. 22 ноября «Баку» самостоятельно прибыл в базу для аварийного ремонта.

 

 

1943 год. 

 dbb43bd484bf.jpg

В январе 1943 года радиоразведка Се​верного флота установила, что из Тромсё на восток вышел конвой противника (два транспорта, эсминец, сторожевик и траль​щик). В связи с отсутствием в этом районе советских подводных лодок и трудностями применения авиации в условиях полярной ночи, командование флотом приняло реше​ние нанести удар по конвою группой над​водных кораблей, в состав которой был включен «Баку». 20 января в 1 3 ч 36 мин экстренно подготовленные к походу кораб​ли под флагом капитана 1 ранга П.В.Колчина вышли в море. «Баку» и эсминец «Разумный» шли строем кильватера на расстоянии 25 миль (по другим данным — 4 мили) от берега со средней скоростью 20 уз (по дру​гим данным— 24 уз).

 

В 22 ч 40 мин наши корабли повернули к берегу и через 35 мин по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кб обнаружили конвой (минный заградитель «Skagerrak», тральщики МЗОЗ и М322, противолодочные корабли Ujl 104 и Ujl 105). Увеличив ско​рость до 28 уз, «Баку» и «Разумный» начали торпедную атаку. Немцы, обнаружив под​ходящие со стороны моря корабли, дали световой опознавательный сигнал. Коман​дир лидера капитан 3 ранга Б.П.Беляев, ис​ходя из сложившейся тактической обста​новки, приказал сигнальщикам передать в ответ то же самое сочетание световых сиг​налов, в результате чего противник счел при​ближающиеся корабли своими.

 

В соответствии с донесениями о соста​ве конвоя, сблизившись с наиболее крупным судном на дистанцию 26 кб, «Баку» выпус​тил по нему четыре торпеды и открыл артил​лерийский огонь из орудий главного калиб​ра, «Разумный» стрелял по головному транспорту. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт, в результате чего он стал тонуть. Другой транспорт, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни (со​гласно опубликованным за последнее вре​мя данным, потерь германский отряд не имел). Корабли охранения стали обстрели​вать наши корабли, одновременно по ним открыли огонь и береговые батареи против​ника. Попаданий снарядов противника в лидер и эсминец не было.

 

Через 7 мин видимость резко ухудши​лась и береговые батареи прекратили огонь. «Баку» и «Разумный» легли на курс отхода и перенесли артиллерийский огонь на кораб​ли охранения. Не снижая скорости, оба ко​рабля, прикрываясь поставленной эсмин​цем по приказу с лидера дымовой завесой, вышли из района боя и направились в базу Новая Ваенга. После этого похода «Баку» встал на межпоходовый ремонт, затем в 1943 году начались его напряженные бое​вые будни — участие в конвойных операци​ях Северного флота, интенсивность которых видна даже из простого перечня событий.

 

2-3 февраля: «Баку» и «Разумный» выш​ли из губы Ваенга и в районе Иоканьги встре​тили и конвоировали четыре транспорта союзников, следующих из Белого моря в Кольский залив.

 

27—28 марта: «Баку», «Грозный» и «Громкий» под флагом командующего флотом вице-адмирала А.Г.Головко участвова​ли в набеговой операции на коммуникации противника. В период с 1 8 ч 45 мин по 20 ч 25 мин «Баку» получил три разведсводки, сообщавшие о движении от мыса Маккаур в Варанер-фьорд неприятельского конвоя. Однако, несмотря на развитую нашими ко​раблями 24-уз скорость, перехватить кон​вой они не успели. Прибыв в 23 ч 23 мин в район Конгс-фьорда, отряд начал поиск, но, не обнаружив противника, в 0 ч 23 мин 28 марта повернул на обратный курс и в 9 ч 30 мин ошвартовался в Ваенге.

 

31 марта: лидер «Баку» (под флагом капитана 1 ранга П.И.Колчина) с эсмин​цами «Грозный» и «Громкий» повторили на​бег на коммуникации противника у север​ного побережья Норвегии. Не обнаружив транспортов и конвоев, корабли поверну​ли на обратный курс и утром возвратились в Ваенгу.

 

15— 18 мая: лидер «Баку», эсминец «Гроз​ный», минный заградитель «Мурман», два траль​щика и два малых охотника типа МО-4 конво​ировали из Кольского залива в Архангельск конвой КБ-7 —три союзных транспорта.

 

18—20 июня: лидер участвовал в опе​рации по прикрытию конвоя БА-4 — отряда ледоколов, следующих из Белого в Баренцево море; после чего он возвратился в Иоканьгу, а 22 июня пришел в Архангельск.

 

29 июня: ледокол «Л.Каганович» и ледо​кольный пароход «Montcalm» (конвой БА-7) под эскортом лидера «Баку» (флаг капита​на 1 ранга П.И.Колчина), СКР-28, СКА-30 и английского тральщика «Britomart» вышли из Молотовска в Арктику. От горла Белого моря до Карских Ворот переход БА-7 проходил в густом тумане. 1 июля на подходах к Кар​ским Воротам лидер и эсминцы, завершив конвоирование, отделились от ледоколов и направились в Иоканьгу.

 

13 июля: конвой КБ-16 в составе танке​ра «Beacon-Hill», в охранении лидера «Ба​ку», эсминцев «Грозный», «Разумный», «Уриц​кий» и двух малых охотников типа МО-4, вышел из Кольского залива в Архангельск. Утром следующего дня в районе Поноя «Грозный»трижды средствами гидроакусти​ки имел контакт с подводной лодкой против​ника и сбросил на нее большими сериями 15 больших и 1 8 малых глубинных бомб. На водной поверхности появилось большое (длиной 500 м) соляровое пятно. Дальней​ший переход КБ-1 6 прошел без встреч с не​приятелем, и в ночь на 1 5 июля он прибыл в Архангельск.

 

22 июля: из Архангельска в Полярное вышел конвой БК-1 3 в составе трех союз​ных транспортов с грузом лесоматериалов для Главной базы Северного флота; в охра​нении шли «Баку», «Грозный», «Разумный» и два английских тральщика. 24 июля в 80 кб к северо-востоку от острова Кильдин конвой подвергся налетам семи Ju-87, пяти Bf-109 и 15 FW-190. Несмотря на интенсивный зе​нитный огонь, открытый кораблями охране​ния конвоя и двумя батареями 6-го отдель​ного зенитного артдивизиона с острова Кильдин, трем FW-190 удалось прорваться к судам и сбросить авиабомбы, две из кото​рых попали в трюм шедшего концевым анг​лийского транспорта «Landaf» и вызвали на нем сильный пожар. Поврежденный транс​порт был доставлен в бухту Могильная, ос​тальные суда в сопровождении кораблей ох​ранения благополучно прибыли в пункт на​значения.

 

31 июля: из Кольского залива в Архан​гельск вышел конвой КБ-1 7 в составе трех транспортов и танкера под эскортом лиде​ра «Баку» и эсминцев «Грозный», «Гремящий» и «Разумный». Корабли охранения во главе с «Баку» к вечеру 2 августа благополучно привели караван в Архангельск.

 

15 августа: лидер и другие корабли ох​раняли конвой БК-14 из Архангельска в Коль​ский залив; 17 августа конвой прибыл в Коль​ский залив.

 

24—26 августа: «Баку» встречал и со​провождал союзный конвой JW-59.

 

21 сентября: конвой КБ-23 под эскортом «Баку» и других кораблей Северного фло​та вышел из Кольского залива в Архангельск.

 

3 октября: лидер охранял конвой КБ-1 8, шедший из Молотовска в Кольский залив.

 

11 октября: «Баку» участвовал в охра​не конвоя КБ-25, шедшего из Кольского за​лива в Архангельск.

 

19 октября: конвой БК-1 9 вышел из Мо​лотовска в Кольский залив в охранении ли​дера и других кораблей.

 

24 октября: конвой КБ-26 следовал в сопровождении лидера «Баку» из Кольско​го залива в Архангельск.

 

14 ноября: «Баку» (флаг командира бригады эскадренных миноносцев капитана 1 ранга П.И.Колчина) в составе отряда ко​раблей охранения участвовал, в условиях жесточайшего шторма, в охране конвоя АБ-55 — операции по выводу ледоколов из Ар​ктики в Белое море. В районе пролива Кар​ские Ворота средствами гидроакустики эсминца «Разумный» была обнаружена под​водная лодка. Эсминец атаковал ее глубин​ными бомбами, в атаке участвовал и эсминец «Валериан Куйбышев»; результатов атаки не наблюдалось. Затем «Валериан Куйбышев» обнаружил вторую подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами; а на поверхности появилось соляровое пят​но. В результате этих атак одна лодка пред​положительно погибла.

 

Этим походом лидер «Баку» завершил компанию 1943 года.

 

 

1944 год.

 a869477accad.jpg

В проводке союзных конвоев на Севере участвовали и английские офицеры, нахо​дившиеся на борту советских кораблей. В связи с этим небезынтересно весьма нагляд​ное впечатление о службе и быте на совет​ском корабле одного из офицеров британ​ского флота, несколько дней находившего​ся на лидере «Баку»:

 

«"Баку" построен с грациозными линия​ми надстройки и мостика, которые были в хорошей пропорции к его длине, с двумя на​клонными трубами и клиперским носом...

 

Мостик имеет форму подковы, середи​на которого занята дальномером и прибо​ром управления огнем. Когда они враща​лись, то могли сбить с ног несколько ничего не подозревающих сигнальщиков. В перед​ней части мостика находится помещение акустика, штурманский столик с картой, компас, окруженный бронзовым леером. Ширина прохода составляет всего 3 фута между правым и левым бортами на мости​ке. Площадь мостика уменьшается еще на​стилом, простирающимся от компаса до правого борта, который покрыт косматой, далеко не белой овчиной...».

 

Первое впечатление англичанина о по​рядке на корабле: «"Баку"... — хороший ко​рабль... Окраска качественная, стоячий та​келаж в исправном состоянии, все сплесни чистые, концы канатов сращены».

 

Разместили союзника в каюте в носовой части корабля по левому борту. Вот ее вос​приятие глазами британского офицера: «Каюта имеет 15 футов(4,4 м) дли​ны и 7 (2,1 м) футов ширины. У кор​мовой переборки — две койки, одна над другой, под нижней (моей) и верхней — по три небольших ящика для одежды. Меж​ду внутренней переборкой и койками — гар​дероб с шинелью и кожаным пальто на меху для несения наружной вахты. Вход в каю​ту закрыт портьерой, а дверь держится открытой при помощи медного крючка... На передней пе​реборке установлен фаянсовый умывальник, над которым имеется зеркало и полка с бритвенны​ми принадлежно​стями и небольшим шкафчиком. Над ним на переборке — те​лефон, часы морские и книжная полка с морскими альмана​хами и книгами по навигации.

 

Борт — стальной, с зашивкой изоляци​ей, вдоль него стоит простой письменный стол. На столе — ба​келитовая пепельни​ца, настольная лампа и чернильный при​бор, имитация под мрамор».

 

А вот впечатление союзника о службе на лидере: «С мостика взвились вверх сиг​нальные флаги... По всему кораблю послы​шались звонки, матросы пробежали мимо меня, здоровые, со свежими лицами и толь​ко изредка попадалось случайное безжиз​ненное лицо. Унтер-офицеры управляли мат​росами хорошо, но я не мог представить себе их с фуражками, одетыми набекрень, или курящими во время работы». Кают-ком​пания «...находится впереди офицерских кают, в скулах корпуса корабля. Она до​вольно вместительна, чтобы в носовой части иметь пианино (к сожалению, ненастро​енное) с книжным шкафом по каждую его сторону. Справа и слева от входной двери стоит стол в половину длины кают-компа​нии. Впереди стола имеется русская печь (вероятно, «буржуйка». — Авт.), которая отделяет одну часть кают-компании от дру​гой, где находятся пианино, карточный сто​лики два дивана».

 

После трудных походов лидер встал на ремонт для подкрепления корпуса по черте​жам, утвержденным совместным решением НКСП и НКВМФ 17 июля 1943 года. В со​ответствии с ним на «Баку» осуществили подкрепления корпуса в полном объеме, за исключением конструкций в кормовой око​нечности, где они были выполнены по упро​щенному варианту путем утолщения наклад​ных листов по ширстреку. Пока шел ремонт, экипаж получил возможность немного от​дохнуть на берегу от тяжелых боевых буд​ней. Были и походы за грибами, и участие в соревнованиях по зимним видам спорта. После ремонта в 1944 году напряженная боевая служба «Баку» продолжалась:

 

4 июня: отряд кораблей, возглавляемый командующим Северным флотом адмира​лом А.Г.Головко (флаг на крейсере «Мур​манск»), под эскортом лидера «Баку» и эс​минцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» перешел из Кольского залива в Молотовск;

 


21 июня: лидер «Баку» и два тральщика вывели из Архангельска конвой БК-16 в со​ставе двух союзных транспортов. В Иоканьге к эскорту присоединились эсминец «Уриц​кий» и сторожевой корабль СКР-13;

 


29 июня: конвой КБ-16 под охраной ли​дера «Баку» и эсминца «Урицкий» перешел из Кольского залива в Архангельск;

 


5 июля: «Баку», три эсминца и пять траль​щиков сопровождали конвой БД-1 (ледокол «И.Сталин», транспорты «Диксон» и «Ар​хангельск» из Молотовска в Арктику. При подходе конвоя к Карским воротам лидер отделился от него и вернулся в Иоканьгу;

 


26 июля: конвой КБ-22 в охранении груп​пы кораблей, возглавляемой лидером «Ба​ку», вышел из Кольского залива в Мезень;

 


16 августа: из Архангельска в Кольский залив вышел конвой БК-28 в составе двух транспортов и танкера под охраной лиде​ра «Баку», эсминца «Разъяренный» и боль​шого охотника БО-114; на переходе лидер расстрелял плавающую мину;

 


24—26 августа: «Баку», четыре эсмин​ца, два сторожевых корабля, три тральщика, четыре больших и три малых охотника встречал и сопровождал конвой JW-59, сле​дующий из Англии в Белое море;

 


28 августа: конвой БК-30 под эскортом лидера и других кораблей вышел из Моло​товска в Кольский залив;

 


23 сентября: «Баку» с отрядом кораб​лей встретил конвой JW-60, следовавший из Англии и сопровождал его в Архангельск;

 


26 сентября: лидер, восемь эсминцев и 1 0 больших охотников обеспечивали охра​нение конвоя RA-60, следовавшего с Северо-Двинского рейда в Англию;

 

18 октября: «Баку» и «Урицкий» сопро​вождал конвой БК-33 из Архангельска в Кольский залив.

 


Во время проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции Карельского фронта, в ночь на 26 октября в район Вардё (Тана-фьорд) вышли лидер «Баку» и три эсминца под флагом командующего эс​кадрой Северного флота контр-адмирала В.А.Фокина, однако, из-за погодных усло​вий противник обнаружен не был. На об​ратном пути корабли обстреляли порт Вар​дё. Артиллерийская стрельба выполнялась по данным радиолокации, централизован​но В порту Вардё возникли пожары и про​изошли сильные взрывы.

 

28 октября: «Баку», три эсминца и семь охотников сопровождали конвой JW-61, следовавший из Англии в Белое море;


30 октября: «Мурманск», «Баку», семь эсминцев и семь охотников обеспечивал ох​рану конвоя RA-61, следовавшего в Англию;

 


3 ноября: «Баку», «Гремящий» и шесть охотников сопровождали конвой КБ-32 на переходе из Кольского залива в Архангельск;

 


15—18 ноября: конвой АБ-1 5 в охране​нии лидера и восьми эсминцев совершил пе​реход из Арктики в Белое море;

 


24 ноября: «Баку» с отрядом кораблей охранял конвой БК-38 из Архангельска в Кольский залив;

 


6—8 декабря: в составе отряда кораб​лей (лидер «Баку», эсминцы «Гремящий» «Ра​зумный», «Дерзкий», «Живучий», «Урицкий», «Доблестный», «Деятельный» и четыре больших охотника) встречали и сопровождали конвой JW-62, следовавший из Англии в Бе​лое море. При возвращении домой 8 декаб​ря отрядом были обнаружены подводные лодки противника. В результате поиска и гра​мотных действий командира эсминца «Жи​вучий» была потоплена подводная лодка U387. «Баку» участвовал в противолодоч​ной поисковой операции.

 


16 декабря 1944 года командиром ли​дера был назначен капитан 2 ранга П.Н.Гон​чар как один из наиболее опытных офице​ров. В декабре экипажу корабля дали воз​можность отдохнуть на берегу: моряки с удовольствием покатались на лыжах, коньках.

 

 

1945 год.

 be0dbf48577e.jpg

1—2 января 1945 года: «Баку» охранял транспорт «Тбилиси», поврежденный немец​кой подводной лодкой у мыса Олений;

 


3—5 января: лидер совершил переход из Кольского залива в Иоканьгу для принятия на сопровождение конвоя БК-41;

 


7—9 января: лидер участвовал в провод​ке беломорской группы конвоя JW-63;

 


16—18 января: «Баку» вместе с восемью эсминцами сопровождал конвой КБ-1 в со​ставе шести транспортов и двух танкеров из Кольского залива в Молотовск.

 


          С изменением с начала 1945 года ситу​ации на сухопутном фронте уменьшилось количество операций на Северном театре военных действий. С фактическим сокраще​нием боевых походов лидера П.М.Гончар был переведен на другой корабль, экипажу «Баку» дали возможность отдохнуть на бе​регу. Наступила пора подумать о ремонте: 29 апреля 1945 года лидер был поставлен в капитальный ремонт на судоремонтном за​воде в поселке Роста, но выполнить его в полном объеме завод не смог, поэтому при​шлось ограничиться средним. Так закончи​лась для корабля война.

 

 

 

        За период участия в боевых действиях лидер «Баку» прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и со​юзных конвоев. Четыре раза он выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, дважды обстреливал во​енно-морскую базу Вардё. Лидер неоднок​ратно участвовал в артиллерийской под​держке сухопутных войск и поисках подводных лодок, участвовал в торпедной атаке на транспорты противника.

 

 

      За образцовое выполнение боевых за​даний командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и про​явленное экипажем мужество и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знаме​ни.

         740f4f871724.jpg

          Командовали «Баку» капитан-лейтенант В.Н.Обухов (1939), капитан 3 (затем 2) ран​га Б.П.Беляев (27декабря 1939—16 декаб​ря 1944) и капитан 2 ранга П.Н.Гончар (16 декабря 1944—20 января 1945).

523e513d0e17.jpg

капитан-лейтенант В.Н. Обухов

Источники

 

Если статья понравилась - плюсуем, обсуждаем, делимся мнениями!

 

Ветка советских эсминцев

 

 
 
  • Плюс 32

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
799 публикаций
5 930 боёв

ТС, большое спасибо. Это интересная тема. Объем проработки темы достоин уважения. Желаю Вам всяческих успехов и жду новых тем)

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 204
[POLMW]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
4 031 публикация
4 809 боёв

Фидель, опечатка в картинке. У 76мм зениток указана досягаемость по высоте 9.8 метра, вместо километров.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
92 767
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 443 публикации
29 700 боёв

Фидель, опечатка в картинке. У 76мм зениток указана досягаемость по высоте 9.8 метра, вместо километров.

 

спс, за внимательность! ща поправлю! :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
354
[YOLO]
Участник
1 393 публикации
5 132 боя

Фидель, спасибо вам за тему!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10 788
[PB45]
Участник, Коллекционер
12 855 публикаций

Эх,жаль что нельзя сразу два "лайка" поставить.....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
92 767
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 443 публикации
29 700 боёв

Фидель, спасибо вам за тему!

 

спс вам за поддержку! :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
92 767
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 443 публикации
29 700 боёв

 

:honoring: спс!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×