Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FIDEL_CASTR0

Немецкие легкие крейсеры типа "К" (Karlsruhe, Köln, Königsberg) (Фарватер # 45)

В этой теме 29 комментариев

Рекомендуемые комментарии

90 429
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 174 публикации
28 959 боёв

pMWurXf.gif                                                                                                                                             

Выпуск № 45

 

6fd245296a04.pngНемецкие легкие крейсеры типа "К" (Karlsruhe, Köln, Königsberg) 1ad3e4af1424.png

 

3adb76a490b8.jpg

 

Легкие крейсеры "Karlsruhe" и "Königsberg" расположились в игре соответственно

на IV и V уровнях немецкой ветки крейсеров

 

 

Внешний вид Karlsruhe, Königsberg в игре

56ead6e4b020.jpg

efd93dc45d4d.jpg

 

 

 

История проектирования и создания легких крейсеров типа "К" (Karlsruhe, Königsberg, Köln)

          

554794765913.jpg

         В 1924 г группа конструкторов под руководством инженера флота Эренберга приступила к работе над проектом новых боевых кораблей для возрождающегося флота Веймарской республики. Результатом их деятельности стали проекты крейсеров "К" и миноносцев типа 23.
      Версальские ограничения задавали основные параметры будущего корабля. Единственное, что могли сделать инженеры - это создать по возможности быстроходный и наиболее сильно вооруженный и защищенный разведчик и океанский рейдер в пределах 6 000 тонн. Сложность задачи заключалась в правильной балансировке элементов.
        У судостроителей не вызывало сомнения, что новые крейсера должны иметь башенные установки. Ввиду того, что максимальный калибр по-прежнему ограничивался 150-мм, выбор вариантов оставался небольшим. Поскольку 6 орудий в трех башнях командование флота сочло явно недостаточным, оставались две возможности: 8 пушек в традиционном расположении (по 2 двухорудийные установки в носу и корме), или 9 орудий в трехорудийных башнях. Поскольку разница в общем весе вооружения в обоих случаях практически отсутствовала, специалисты предпочли второй вариант, обеспечивающий преимущество в 1 орудие над первыми французскими легкими крейсерами типа "Дюгэ-Труэн" и заметное превосходство над любым из британских 6-дюймовых крейсеров времен Первой мировой войны.
        После выбора общего количества орудий оставалось избрать схему их расположения. Три башни можно было расположить либо в "наступательном" варианте: две в носу и одну в корме, либо в "оборонительном" (две в корме и одну в носу). Германские разработчики выбрали вторую схему, несколько менее предпочтительную для рейдера, но, безусловно, удачную для крейсера-разведчика. Уходящему кораблю было бы весьма удобно отбиваться от более сильного противника. Торговые же суда не требовали сосредоточения против них всей артиллерии, да и большая скорость позволяла крейсеру легко занять позицию, в которой начинали действовать все три башни.
      Усиление вооружения (помимо башенных установок, корабли предполагалось оснастить мощной по тем временам зенитной артиллерией, 12 торпедными аппаратами и гидросамолетом) потребовало некоторого ослабления броневой защиты. Хотя толщина борта и палубы формально оставались такими же, как на крейсерах времен 1-й мировой войны, скос палубы предполагались оставить только 10-миллиметровым, а площадь, защищенная 40-мм палубой, ограничивалась только погребами. Однако эти меры экономии веса оказывались явно недостаточными, и для облегчения корабля пришлось использовать все технические новшества, в ряде случаев не вполне проверенные. Предусматривалось широкое применение электросварки - метода, ставшего впоследствии основным при постройке судов и боевых кораблей, но в 20-е годы еще не достаточно отработанного.
         Большие проблемы возникли с выбором типа энергетической установки. Дизельные двигатели, в разработке и производстве которых Германия лидировала, в варианте основного типа ЭУ для крейсеров отсутствовали, и для их создания требовалось время. Аналогичная ситуация имелась и с высокопроизводительными паровыми котлами, которые только начали разрабатывать. В результате пришлось избрать комбинированную энергетическую установку: турбины для полной скорости и маломощные дизели для экономического хода, причем одновременно они работать не могли. В целом, проект новых крейсеров носил некоторые черты спешки, хотя в целом на бумаге казался весьма удачным.

       12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer "В" ("Ersatz Thetis"), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и спуска. Корабль был назван "Кенигсберг" в честь города — столицы восточной Пруссии. Имя свое он унаследовал от крейсера-рейдера первой мировой войны. Речь во время церемонии произнес губернатор Кенигсберга доктор Ломайер. Крестной матерью стала фрау Лооф, жена командира первого "Кенигсберга".

         27 июля 1926 г. на "Дейче Верке" в Киле заложили крейсер типа "К". Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер получил имя "Карлсруэ" в честь крейсера-рейдера первой мировой войны. Крестной матерью кораб¬ля стала фрау Келлер, вдова командира первого "Карлсруэ". Речь во время церемонии произнес бургомистр города Карлсруэ доктор Финтер.

          7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене заложили третий крейсер типа "К", с временным названием Kreuzer "D" (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали "Кельн".             

 

Тактико-технические характеристики и вооружение

Köln

efe080b00c99.png

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Легкий крейсер
Государство флага 9fbdc5ae914c.png Германия
Спущен на воду 7 августа 1926 г.
Современный статус Выведен из ВМФ 5 апреля 1945 г.
в 1946 г. разобран на металл.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 6 650 т.
Длина 174 м - общая.
Ширина 15,1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с.
Скорость 23 узла
Автономность плавания 5200 морских миль на скорости 19 узлов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 9 x 150-мм
6 x 88-мм
8 x 37-мм
12 торпедных аппаратов
Авиация 3 самолета Арадо

 

 

Königsberg

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Легкий крейсер
Государство флага 9fbdc5ae914c.png Германия
Спущен на воду 26 марта 1927 г.
Современный статус 10 апреля 1942 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 6 650 т.
Длина 174 м - общая.
Ширина 15,1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с.
Скорость 23 узла
Автономность плавания 5200 морских миль на скорости 19 узлов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 9 x 150-мм
6 x 88-мм
8 x 37-мм
12 торпедных аппаратов
Авиация 3 самолета Арадо

 

 

Karlsruhe

783ed74bbd86.jpg

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Легкий крейсер
Государство флага 9fbdc5ae914c.png Германия
Спущен на воду 7 августа 1926 г.
Современный статус Потоплен 9 апреля 1940 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 6 650 т.
Длина 174 м - общая.
Ширина 15,1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с.
Скорость 23 узла
Автономность плавания 5200 морских миль на скорости 19 узлов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 9 x 150-мм
6 x 88-мм
8 x 37-мм
12 торпедных аппаратов
Авиация 3 самолета Арадо

 

 

 

Корпус

26508f404065.jpg

      Главной отличительной особенностью конструкции "кенигсбергов" стало максимальное облегчение корпуса - черта, в принципе совершенно не свойственная боевым единицам германской постройки, отличавшихся обычно очень надежными и даже чрезмерно тяжелыми корпусами. Конструкторам пришлось работать "на грани фола", включив в расчет продольной прочности даже надстройки, чего ранее никогда не делалось. 
      Около 85% соединений выполнялось при помощи сварки, качество которой в те времена оставляло желать лучшего. В результате, хотя и удалось соблюсти все требования по весу, прочность корпуса оказалась явно недостаточной для безопасной эксплуатации в условиях плохой погоды и мощных океанских волн. Так, прогрессивное на первый взгляд решение оказалось роковым для крейсеров типа "К".
     В ходе операций германского флота во время гражданской войны в Испании, когда легкие крейсера активно использовались для патрулирования в водах известного своими штормами Бискайского залива, корпуса немецких "городов" получили серьезные повреждения. 
       Так, 13 марта 1937 года "Лейпциг" попал в зону сильного волнения, из которой вышел с трещинами в верхней палубе и разрушенными продольными связями по левому борту. Аналогичные повреждения получили остальные крейсера. "Кенигсберг" и "Карлсруэ" имели трещины в палубе полубака и надстройках, в особенности вокруг дымоходов. Поскольку эти структуры учитывались в общей прочности корабля, положение расценивалось как угрожающее. 
       На "Кельне" изломы в надстройках пришлось ликвидировать экстренным подкреплением. В качестве единственной возможной меры против сколь нежелательного, столь и опасного явления стал приказ Верховного Командования флота (ОКМ), рекомендовавший сбавлять при сильном волнении скорость и укрываться в ближайшем порту. Понятно, что такие рекомендации имели смысл только в мирное время. Автономное плавание в военных условиях, в особенности в водах противника, становились весьма опасным, а то и едва ли вообще возможным.
      В конце тридцатых годов была разработана специальная программа укрепления корпуса, весьма трудоемкая и дорогостоящая. Предполагалось нарастить вдоль всего борта, на небольшом расстоянии от него (1-1,5 м), дополнительную обшивку из высококачественной броневой стали, соединив ее с палубами мощными связями. В результате крейсера должны были получить своего рода "шубу" из стали "Вотан", нижняя часть которой заодно играла бы роль булей, а верхняя - несколько усиливала защиту борта, хотя главным ее назначением являлось придание корпусу дополнительной продольной прочности. Такая жесткая система могла значительно улучшить продольную прочность, но цена её была бы высокой. Возрастало водоизмещение (стандартное - до 6730 т, в грузу - до 8350 т) и ширина (до 16,8 м) корабля, а скорость должна была упасть примерно на 2 узла. Работы планировалось завершить в течение года, однако опыт первой (и единственной выполненной) модернизации "Карлсруэ" позволял смело увеличить этот срок в полтора раза. Стоимость оценивалась в 5-6 млн. марок на корабль (для "Карлсруэ" работы обошлись в 5,7 млн. марок), что составляло примерно 15-20 % от исходной стоимости корабля. В итоге остальным крейсерам так и пришлось служить со всеми своими дефектами, что резко ограничило их боевое применение и практически сняло вопрос о использовании их в качестве рейдеров.
      В остальном германские кораблестроительные традиции на крейсерах типа "К" по возможности соблюдались. Корпус по длине разделялся на 16 водонепроницаемых отсеков, что соответствовало нормам послевоенного времени. В первом отсеке находились кладовые и хозяйственные помещения, отсек II содержал привод руля и хранилище для зарядных отделений торпед, в отсеке III помещались погреба: кормовой 150-мм башни и 88-мм зенитного калибра, в следующем, четвертом - погреб возвышенной кормовой башни, помещение дизелей и заднее отделение генераторов. Отсеки V и VII являлись турбинными отделениями, а в расположенном между ними 6-м отсеке находилось помещение вспомогательных механизмов (редукторов). В VIII, IX, X и XI отсеках размещались котельные отделения, в нос от них - переднее помещение генераторов и силовые щиты. В отсеке XIII находился центральный пост, погреба главного калибра и легких зениток (37-мм), щитовая, артиллерийский и торпедный вычислительные центры. Отсек XIV отводился под рабочее отделение носовой башни и ее погреб, ниже которого находился судовой холодильник для провизии. Два носовых отсека, XV и XVI, содержали наименее важные кладовки.
          Вся средняя палуба была занята жилыми помещениями: офицерскими каютами в корме и матросскими кубриками в середине и в носу. Под матросские помещения отводилась и большая часть полубака в носу, начиная с уровня передней трубы надстройки предназначались для столовых и общих помещений, заканчиваясь в кормовой части каютами для старших офицеров и командира. Перегородки в жилых помещениях выполнялись из тонкой гофрированной стали исключительно с применением электросварки.
          Крейсера типа "К" имели хорошее внутреннее разделение - в частности, энергетическая установка распределялась по 7 отсекам. Однако обеспечить сколь-нибудь существенную защиту против подводных взрывов на небольшом корабле не представлялось возможным. Пришлось ограничиться конструкцией двойного дна (почти на всем протяжении, кроме носового и кормового отсеков) и двойного борта, внутренняя стенка которого, имевшая толщину 15 мм в верхней части и 6 мм в нижней, играла роль противоторпедной переборки и продольной переборки, усиливающей защиту борта. Внешняя обшивка двойного дна имела толщину 10-14 мм, внутренняя - 8 мм. Борт прикрывался 50-мм поясом, однако толщина скоса, шедшего от нижней кромки палубы до середины продольной перегородки, составляла всего 10 мм. На уровне верхней кромки пояса проходила плоская броневая палуба, а с носа и кормы пояс прикрывался 70-мм броневыми траверзами. 
         Бортовая броня начиналась в 30 м от носа и заканчивалась за кормовым барбетом. Таким образом, схема бронирования представляла собой своего рода "гибрид" из старых немецких легких крейсеров и зарубежных кораблей межвоенной постройки. Уровень защиты от снарядов на малых и средних дистанциях несколько снизился по сравнению с "Эмденом", подводная защита отсутствовала, но ее суррогат на "кельнах" выглядел предпочтительнее.

 

Вооружение 

       Главный калибр состоял из 9 новых 150-мм пушек модели SKC/25, разработанных в КБ фирмы "Рейнметалл-Борзиг" в Дюссельдорфе. Немецкие конструкторы приняли концепцию длинноствольного орудия с очень высокой начальной скоростью и не очень тяжелым снарядом. Интересно, что в это время в основных морских державах (Англии и США) наметилась как раз обратное движение в сторону умеренных скоростей и тяжелых снарядов, как способа увеличить живучесть ствола, уменьшив тем самым разгар и связанное с ним рассеяние снарядов. Немцам же удалось достичь вполне приемлемой живучести (500 выстрелов боевым зарядом) и при высокой скорости. В качестве дополнительной меры по увеличению срока службы орудий в дополнение к основному боевому заряду (весом 19,3 кг) предусматривался уменьшенный, весом 14,1 кг, обеспечивавший начальную скорость в 835 м/сек. Уменьшенный заряд обычно применялся при стрельбе по берегу. Дальность полета снаряда при максимальном угле возвышения (40 градусов) и основном заряде достигала 138 кабельтовых, при уменьшенном - 115 кабельтовых. Техническая скорострельность равнялась 7 выстрелам в минуту на ствол.

          По германским тактическим установкам, боезапас главного калибра любого крупного корабля должен был включать все три основные типа снаряда - бронебойный, промежуточного типа - полубронебойный (в немецком флоте называвшийся фугасным снарядом с донным взрывателем), и чисто фугасный, с головным взрывателем мгновенного действия. Не стала исключением и 150-мм артиллерия легких крейсеров. 
      Бронебойный снаряд P.SPR L/3.7 имел длину 3,7 калибра и разрывной заряд в 885 г (1,9 % от веса снаряда). Он теоретически мог пробить 200-мм броневую плиту из незакаленной крупповской стали на 25 кабельтовых при идеальном угле встречи, и около 120 мм такой же брони на вдвое большей дистанции. Бронебойный колпачок, увеличивающий пробиваемость при углах встречи, близких к 90°, играл отрицательную роль при более острых курсовых углах цели, и при 30° 50-мм плита оказывала такое же сопротивление, как 120-мм при прямом угле. Поэтому при острых углах даже против бронированных целей предпочтительнее было использовать полубронебойные и фугасные снаряды. 
        Первый из них, содержавший 6,7 % ВВ, пробивал на дистанциях до 60 кабельтовых 50-мм нецементированную броню, а второй - только 20 мм на той же дистанции, но зато при практически любом угле встречи. Фугас также отлично подходил для поражения торговых судов и небронированных боевых кораблей, например эсминцев, более крупные из которых приходились удачными целями и для полубронебойного. 
       Имея широкий выбор типов снарядов, артиллерийские специалисты германских крейсеров находились в предпочтительном положении по сравнению со своими "коллегами" у противника, поскольку в большинстве флотов имелось не более двух типов боезапаса для 6-дюймовых орудий. Правда, преимущество могло перерасти в недостаток при длительном бое или походе, когда один из типов снарядов мог быть полностью израсходован, после чего могла встретиться подходящая именно для него цель.

       Впервые примененные в германском флоте, они обеспечивали угол возвышения в 40° - много больше, чем любая палубная, тем более казематная установка. Весовые ограничения заставили применить для их защиты относительно тонкую броню: 30 мм для лобовой плиты и 20 мм - для боковых и задних стенок. Но и при этом скромном бронировании вес башни достигал 137 т.                          Расположение двух из них в корме явно оказало сильное моральное давление на конструкторов, попытавшихся любой ценой обеспечить максимальные углы обстрела на нос. Для этого им пришлось применить эшелонную конфигурацию для задней группы артиллерии. Возвышенную башню сместили влево от диаметральной плоскости, а кормовую - вправо. В результате удалось на несколько градусов увеличить зону, в которой на нос могли вести огонь 6 орудий, но сектор полного залпа оказался резко несимметричным - смещенная возвышенная башня закрывала пониженной башне носовые углы на один борт. Эшелонное расположение, широко применявшееся немцами в Первую мировую войну на линейных крейсерах и линкорах, но уникальное для класса крейсеров, оказалось слишком экстравагантным, и после "кенигсбергов/кельнов" нигде более не применялось. Сначала у новых установок наблюдалось немало "детских болезней", но в ходе длительных испытаний и исправлений их удалось полностью устранить. Правда, ни один из германских легких крейсеров не участвовал в продолжительном артиллерийском бою с кораблями противника, в котором и выясняются все достоинства (а гораздо чаще - недостатки) артсистем, но при стрельбах из 150-миллиметровок по берегу серьезных неудобств не наблюдалось. Довольно неожиданным выглядит то пренебрежение, которое немцы проявили к противопожарным устройствам подачи боезапаса на этих кораблях. 
        Чрезвычайно тщательно сконструированная система времен Первой мировой войны уступила место единственной асбестовой завесе между рабочим отделением башни и ее вращающейся структурой. При прижатии пружинами крышек шахт для перемещения зарядов между крышкой и корпусом подачи оставались щели шириной до полусантиметра - вполне достаточно, чтобы через них могло проникнуть пламя из башни в погреб. Неудобная с точки зрения симметрии трехорудийная конфигурация заставила разместить подачи центрального и правого орудия вместе, в промежутке между этими пушками. Сами подачи имели гидравлический привод; вспомогательная резервная подача, располагавшаяся позади основной, приводилась в действие электрической лебедкой. Внутри башни все операции, как перемещение снаряда и заряда из подачи в казенную часть орудия, так и досылка его, а также управление затвором, осуществлялись вручную. 
          

 

 

Палубная авиация

         "Кенигсберги" стали первыми немецкими крейсерами, на борту которых имелась корабельная авиация. Недостаток места и "свободного" веса не позволил оборудовать эти корабли ангарами, поэтому самолеты приходилось хранить непосредственно на катапульте. Это сильно ограничивало степень их готовности к действиям, и, в особенности - срок службы, но с такой ситуацией приходилось мириться на большинстве легких кораблей всех стран, имевших гидросамолеты. Вначале в качестве палубных применялись легкие 2-местные, двухпоплавковые бипланы "Не-60". Они развивали до 225 км/час (совсем неплохо для гидросамолетов начала 30-х годов). Именно "хейнкели" широко использовались для патрулирования и разведки во время гражданской войны в Испании. 

       

8b7ced6c8fc2.jpg 

 
Модификация   Hе.60c
Размах крыла, м   12.90
Длина, м   11.50
Высота, м   4.90
Площадь крыла, м2   54.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2412
  нормальная взлетная   3400
  максимальная взлетная   3630
Тип двигателя   1 ПД ВМW-VI 6.0ZU
Мощность, л.с.   1 х 660
Максимальная скорость , км/ч   225
Крейсерская скорость , км/ч   190
Практическая дальность, км   765
Максимальная скороподъемность, м/мин   265
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.9мм пулемет МG-15 с 825 патронами у наблюдателя
 

 

           Но по-настоящему грозное оружие германские корабли получили с принятием на вооружение гидросамолета-моноплана фирмы "Арадо" "Аг-196". Он был разработан в 1936 году и принят на вооружение как раз к началу Второй мировой войны, и значительно превосходил по своим характеристикам модели всех европейских противников Германии. Базировавшиеся на крейсерах самолеты относились к модели А-4 (вариант наиболее распространенной марки "Ar-196 А-3", выпущенный в количестве 24 машин). 
        "Арадо" отличался очень сильным для корабельного самолета вооружением: 2 неподвижные 20-мм пушки "Эрликон-FF" и два неподвижных 7,9-мм пулемета, а также один подвижный пулемет такого же калибра для защиты верхней задней полусферы. Мотор фирмы "БМВ" в 960 л.с. обеспечивал скорость, почти на 90 км/час превышавшую скорость "Не-60". Рабочий потолок составлял 7000 м, а дальность полета превышала 1000 км, что при крейсерской скорости полета около 250 км/ч позволяло вести разведку на протяжении не менее 4 часов. В случае необходимости "Арадо" мог использоваться и в качестве истребителя, однако наиболее часто помимо традиционной разведки ему приходилось выполнять роль самолета ПЛО, для чего он брал две 50-кг бомбы. При обстреле берега гидросамолет с успехом применялся для корректировки, причем в конце войны зачастую в условиях господства противника в воздухе, что позволяли достаточно высокие летные и боевые качества "Аг-196". И все же по мере развития радиолокации гидросамолеты стали исчезать с легких крейсеров. Причиной являлся значительный "верхний вес", не позволявший модернизировать более важное легкое зенитное вооружение. Интересно, что немцы делали определенные попытки заменить самолет более легким и не требовавшим катапульты вертолетом. 

 

 

Энергетическая установка

          

         В качестве основной энергетической установкой немецкие конструкторы избрали паровые турбины. Хотя более предпочтительной представлялась именно дизельная установка, работы над ней еще не достигли той стадии, когда можно было безболезненно перевести на дизеля корабль класса крейсера. 
         Котельная установка с рабочим давлением пара 16 атмосфер выглядела вполне старомодной. Эпоха новых котлов высокого давления также еще не настала - несомненно, к счастью для легких крейсеров, поскольку установки с высокими параметрами в германском флоте оказались чрезвычайно ненадежными. Расплатой за традиционную надежность являлся высокий вес и большие объемы. Котельная группа состояла из 6 котлов Шульца-Торникрофта, двух больших и четырех малых. Они располагались по два в 4 отделениях: в двух передних размещались большие котлы, а в двух задних - малые. Несмотря на внешне заметно разнесенные трубы, по одной на переднюю и заднюю пару отделений, крейсера имели традиционное расположение энергетики: за котельными отделениями дальше в корму следовали турбинные отсеки. Разделение кочегарок выглядело очень тщательным, даже чрезмерно, поскольку в зону действия взрыва торпеды или мины попадало несколько небольших по длине котельных отсеков.
          Первая серия легких крейсеров имела турбины очень интересного устройства. 
      Оба агрегата, максимальная мощность которых составляла в сумме 68 000 л.с., состояли из ступеней низкого и высокого давления и крейсерских турбин. В противоположность обычному варианту, когда крейсерские турбины обычно составляли просто отдельную ступень главных и монтировались в том же корпусе, на "кельнах" они располагались в отдельном отсеке, отделенном от главных турбин промежуточным отсеком со вспомогательными механизмами. Крейсерские турбины состояли из двух ступеней каждая и занимали практически столько же пространства, что и главные. Но и на этом энергетическая установка не заканчивалась: еще дальше в корму в два этажа размещалось кормовое отделение генераторов (вверху) и чрезвычайно тесное и низкое помещение дизельной установки для экономического хода. Итак, немцы все же сочли необходимым оборудовать свои новые корабли дизелями, хотя их мощность была явно недостаточной. Два 10-цилиндровых 900-сильных дизеля MAN соединялись при помощи гидромуфты с основными валами. При отдельной работе они обеспечивали кораблю скорость не более 10 узлов. При работе турбин их необходимо было разобщать с валами.

        В результате энергетическая установка оказалась удивительно длинной, тяжелой и неудобной для столь небольшого корабля. Она занимала 9 отсеков от 42-го до 129-го шпангоута, простираясь даже за нижнюю кормовую башню! При этом все отделения вышли загроможденными и тесными, а в дизельном отделении было просто трудно работать. Сложность ЭУ (три отдельных агрегата для разных режимов хода: дизеля, крейсерские и основные турбины) создавали дополнительные трудности тактического характера. При ходе только под дизелями крейсера развивали скорость, явно недостаточную для решения каких-либо боевых задач. Более того, еще в мирное время выяснилось, что 10-узловый ход является слишком неэкономичным для чисто турбинных кораблей, в результате чего даже на маневрах с участием других боевых единиц легким крейсерам приходилось разводить пары, что сводило практически на нет все экономические преимущества комбинированной установки.

           Теоретически полного запаса дизельного топлива должно было хватать на 8000 миль 10-узловым ходом, а нефти для турбин - на 7300 миль 17-узловой скоростью. Если же часть нефтяных цистерн заполнить топливом для дизелей (при этом можно было бы взять его до 600 т), то номинально крейсера могли бы пройти до 18000 миль своими 10 узлами. Однако эти цифры оставались чисто "бумажными", практическая дальность кораблей типа "К" едва достигала половины расчетной.
        Электроэнергетика была представлена тремя турбогенераторами в кормовом отделении с несимметричным расположением: два с левого борта и один с правого. (Асимметрия вызывалась необходимостью сопряжения с тесно расположенными прочими помещениями в корме, в частности, с погребами боезапаса возвышенной задней башни.) Генераторы разделялись продольной переборкой по диаметральной плоскости. Дизель-генераторы размещались в носовом генераторном отделении, перед котельным отделением №4 (крайним с носа). Общая мощность электроустановки составляла 540 кВт, в ней использовался постоянный ток напряжением 220 В.

 

Радиолокационное оборудование и экипаж

        Крейсера типа "К", как, впрочем, и остальные немецкие легкие крейсера, имели весьма совершенное гидроакустическое оборудование, применявшееся как для обнаружения ПЛ, так и в навигационных целях. Пассивная система GHG состояла из двух рядов приемников на всем протяжении борта и позволяла достаточно точно определять пеленг не только на подводные лодки, но даже на торпеды. Навигационная система NHG использовала узкий ультразвуковой пучок для определения расстояния до дна и до расположенных по курсу и по траверзам объектов, таких как скалы, рифы, камни и т.п.

           Списочная численность экипажа составляла 21 офицер и 493 унтер-офицеров и матросов. При использовании корабля в качестве флагмана добавлялось еще 6 офицеров и 20 нижних чинов. Однако как и на большинстве прочих немецких кораблей времен Второй мировой войны, на "кельнах" обычно имелся сверхкомплект, достигавший в некоторых выходах весьма значительной величины. Так, уже к началу войны экипаж составлял около 610-915 человек, в том числе 23 офицера, а "Кельн" во время войны выходил в море, имея на борту 820-850 человек - на 2/3 больше, чем предусматривалось исходным проектом. Поэтому условия обитания и работы в тесных помещениях, с самого начала неудовлетво­рительные, были в войну просто тяжелыми. Это являлось еще одним фактором (хотя и не основным), мешавшим использованию легких крейсеров в дальнем рейдерстве.

 

Модернизации

Köln

67f50e446290.jpg

         Наиболее существенным довоенным изменением стало снятие весной 1938 года катапульты, гидросамолета и прочего авиационного оборудования. Эта мера являлась частью подготовки к большой модернизации по типу "Карлсруэ", предполагавшейся на верфи "Дойче Верке" в Киле в период с 1 апреля по 31 декабря 1940 грда. Модернизация так и не была осуществлена, однако крейсер лишился авиавооружения до конца своей карьеры. После перевода его в учебные суда все планы модификации были окончательно забыты. 
       Даже при подготовке к отправке в Норвегию в 1942 году вооружение не усиливали, напротив, сняв две спаренных 37-мм зенитки и два 20-мм автомата. По предполагавшейся программе усиления противосамолетного вооружения 1944 года предусматривалась установка 4 40-мм автоматов FlaK-28 и 8 спаренных 20-мм автоматов LM-44. По отчетам об отбитии атак британских самолетов в Осло-фиорде в декабре 1944 года следует, что 40-мм орудий на борту крейсера в это время не было, хотя немецкие справочники утверждают, что модернизация к тому времени завершилась. Уже в 1945 году предполагалось довести число 20-мм спарок до 12, добавив к ним вместо старых 37-мм и 40-мм десять 37-мм пушек новой модели FlaK-43M, однако работы даже не начинались. Напротив, с "замороженного" (а затем и затопленного) в Вильгельмсхафене крейсера постепенно снимали зенитки для береговых нужд, и к моменту капитуляции Германии на нем практически не оставалось легкого вооружения.
      Единственный из тройки крейсеров "К", "Кельн" получил радиолокационную установку Fu Mo 21 в ходе ремонта перед переводом в Норвегию в 1942 году. Она заменила дальномер, находившийся над штурманским мостиком. Сведений о замене этой установки на более совершенную не имеется, и, скорее всего, крейсер действовал с ней до конца своей карьеры.

 

Karlsruhe

046271fb6a12.jpg

 

       Этот крейсер оказался единственным, прошедшим предложенную для всех программу укрепления корпуса. Корпус одели в дополнительную оболочку из усовершенствованной броневой стали Wh (Wotan hart), главная роль которой в данном случае заключалась не в усилении защиты, но в создании дополнительного элемента продольной прочности. Новая обшивка отстояла от старого корпуса в верхней части на 50-70 см, постепенно сливаясь с ней на глубине 2 м ниже ватерлинии. Ее толщина составляла 14 мм между верхней и броневой палубами, уменьшаясь до 12 мм до уровня ватерлинии и 10 мм - ниже нее. Ширина корпуса возросла на 1,4 м, что вызвало уменьшение максимальной скорости. Поскольку крейсер вновь был готов к службе только в ноябре 1939 года, когда уже шла мировая война, специальные испытания на полном ходу не проводились, но по оценкам модернизированный "Карлсруэ" мог дать не более 28 узлов. Помимо обширных работ по корпусу, на трубах крейсера установили наклонные козырьки, отводящие дым в корму, и изменили оснастку.

 

Königsberg

5a86952539d4.jpg

      Вошедший в строй без 88-мм зенитной артиллерии, большинства легких зениток и авиационного оборудования, крейсер имел вначале 500-мм торпедные аппараты с торпедами образца Первой мировой войны. Недостающее вооружение и оборудование устанавливалось постепенно, в основном в ходе многочисленных зимних ремонтов. Одновременно происходило совершенствование систем управления огнем и радиооборудования, а также связанные с ними изменения оснастки. "Кенигсберг" должен был стать последним из легких крейсеров, "обработанных* по программе укрепления корпуса: работы на нем предполагалось начать на верфи "Ховальдт" в Киле 1 января 1941 года, после завершения основной стадии модернизации "Лейпцига". Но крейсер так и не дождался осуществления программы до своей гибели в Норвегии в 1940 году.

 

История службы легких крейсеров типа "К"

      Königsberg

  

         С объявлением войны использование "Кенигсберга" в качестве учебного корабля стало явным расточительством. Его немедленно вернули в состав Разведывательных сил, которые состояли в это время из 5 легких крейсеров ("Нюрнберг" под флагом командующего, вице-адмирала Денша, "Кенигсберг", "Кельн", "Лейпциг" и "Эмден", а также две флотилии и один дивизион эсминцев и две флотилии миноносцев). Эти силы предполагалось использовать для активных действий в Северном море, однако практически весь конец года отряд занимался только упражнениями (в основном на более безопасной Балтике). Однако почти все время - без "Кенигсберга", который с конца сентября занял привычное место на верфи в Киле. Главной и единственной боевой операцией "Кенигсберга" стали "Учения на Везере" - вторжение в Норвегию и Данию. Крейсер, срочно снятый с послеремонтных испытаний в середине марта 1940 г, вошел в состав группы 3, предназначенной для захвата Бергена. Кроме него, туда входил однотипный "Кельн", учебный артиллерийский корабль "Бремзе", плавбаза торпедных катеров "Карл Петерс", миноносцы "Вольф" и "Леопард", и группа мелких боевых кораблей. Командовал силами контр-адмирал Шмундт. Окончательная подготовка заняла всего 4 дня, с 4 по 7 апреля 1940 года.

 

Karlsruhe

 

          Приняв топливо в Эль-Ферроле в первый день нового, 1937 года, крейсер проследовал в Гибралтарский пролив, посетив Мелилью и Танжер. Вторая неделя месяца пришлась на крейсерство у берегов Португалии, продолжившееся после кратковременного захода в Танжер с 14 по 19 января. 19 января "Карлсруэ" бросил якорь у мыса Трафальгар, а 21 января перешел на рейд Ла-Коруньи. Теперь в качестве района действий ему назначили северо-западные воды Испании, где он и совершал краткие переходы между Ферролем, Ла-Коруньей и Сан-Себастьяном. 
19 февраля крейсер взял курс на Германию, а спустя 3 дня он уже стоял у своего буя А-6 в Кильской бухте.
           После короткого "косметического" ремонта и приема снабжения последовали маневры в Балтийском море с участием флотилии подводных лодок "Зальцведель" (различные крейсера типа "К" неоднократно служили учебными целями для этой флотилии). Учения продолжились с апреля по май, после чего 8 мая крейсер перешел на Северное море, в Вильгельмсхафен. После коротких упражнений с флотом он вернулся на Балтику, где в конце мая состоялись боевые стрельбы главным и зенитным калибрами, с 24 мая по 1 июня "Карлсруэ" прошел докование в Киле и продолжил упражнения. Однако состояние корпуса после тихоокеанского шторма продолжало внушать некоторые опасения, и в середине июня крейсер снова побывал в доке фирмы "Дойче Верке". Профилактический осмотр был проведен перед кратким походом в испанские воды. 
           17 июня крейсер покинул Киль, 21 июня принял в Эль-Ферроле топливо и питьевую воду, и встал на якорь в бухте Лагос. 19 июня "Карлсруэ" вновь миновал Ла-Манш и вернулся на родину.
В середине июля состоялись очередные учебные стрельбы на Балтике, после которых крейсер вновь был переброшен на Северное море, где учения продолжились остаток июля и август. В сентябре "Карлсруэ" снова оказался в Балтийском море, где в конце месяца состоялись флотские маневры. Остаток осени также прошел в череде упражнений в обоих морях - Северном и Балтийском. Корабль совершал переходы с театра на театр как по Кильскому каналу, так и проливами Скагеррак и Категат. В конце декабря состоялись учебные торпедные стрельбы, в которых целью для "Карлсруэ" служил "систершип" "Кельн". Учения и маневры продолжились и в начале 1938 года, хотя их интенсивность в зимний период несколько упала.
          20 мая 1938 года крейсер был выведен из состава действующего флота. Он был избран в качестве первого объекта для серьезной модернизации, которую предполагалось осуществить для всех крейсеров типа "К". В ее ходе намечалось устранить недостатки конструкции, связанные с .недостаточной продольной прочностью корпуса. Порядок проведения работ на отдельных кораблях был определен в конце 1937 года. Первоочередность переоборудования "Карлсруэ" была связана в частности с необходимостью окончательно ликвидировать послед­ствия тихоокеанского шторма.

 

Köln

 

        Начало второй мировой войны "Кельн" встретил в Балтийском море. Еще до ее начала он занял позицию между островом Борнхольм и Данцигской бухтой в надежде перехватить польские корабли, уходящие на Запад. Однако удача ему не сопутствовала: к этому времени все боевые корабли Польши либо уже миновали заслон, либо не могли двинуться в путь. С 1 сентября 1939 года вместе с "Лейпцигом", "Нюрнбергом" и "Кенигсбергом" "Кельн" находился в Северном море. 
        3-8 сентября крейсера участвовали в постановке минного заграждения ("Западного вала"), а 8-10 октября приняли участие в выходе германского флота в северную часть Северного моря, предпринятом в духе действий Флота Открытого моря в Первую мировую войну. 
         10 октября "Кельн" вместе с "Гнейзенау" и 9 эсминцами вернулся в Киль. В ноябре он вместе с "карманным" линкором "Дойчланд", "Лейпцигом" и 6-й флотилией миноносцев участвовал в больших маневрах в Балтийском море, руководство которыми осуществлял командующий разведывательными силами контр-адмирал Льютенс.
           12 декабря 1939 года последовал роковой для германских легких крейсеров выход к Доггер-Банке, известный как операция "Нанни-Софи" ( "Кельн" оказался единственным из участвовавших в ней крейсеров, не пострадавшим от атаки британской ПЛ "Сэмон", и после того как "Нюрнберг" отправился на ремонт, стал флагманским кораблем разведывательных сил, выполняя эту почетную задачу до мая 1940 года (на нем держали свой флаг сначала контр-адмирал Льютенс, а затем сменивший его контр-адмирал Шмундт). Впрочем, активность немецкого флота в этот период упала практически до нуля, и "Кельн" выполнял свои функции чисто представительски. Всю зиму 1939/40 годов он простоял в Кильской бухте, перейдя в конце марта в Вильгельмсхафен для участия в предстоящих "Учениях на Везере".

 

Источники

 

Немецкие тяжелые крейсеры типа "Адмирал Хиппер"

Немецкие легкие крейсеры типа "Лейпциг" (Нюрнберг)

Немецкие бронепалубные крейсеры типа "Кольберг" (Kolberg, Mainz, Cöln, Augsburg) 

Ветка немецких крейсеров

  • Плюс 14

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

Меня кстати сегодня сделали немцефилом... практически насильно:hiding:

Сходил на ИгроМир, как-то так:

 

 

Изменено пользователем realPirat
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
90 429
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 174 публикации
28 959 боёв

Меня кстати сегодня сделали немцефилом... практически насильно:hiding:

Сходил на ИгроМир, как-то так:

 

 

 

в конкурсе Тирпица вытащил или за "хорошие" вопросы?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
943
[TENET]
Участник, Коллекционер
2 328 публикаций
13 875 боёв

9х150мм стволов и 12 торпедных аппаратов, неплохо, но дальность скорее всего 4-5 км, не больше.

традиционно плюсег ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

 

в конкурсе Тирпица вытащил или за "хорошие" вопросы?

 

за "хорошие".... Хотелось конечно спросить про ТY, но... я честно задал хороший вопрос ( по сравнению с тем, что задавали дети):)

Ну и нафармил там футболку, рюкзак, флажков кучу и пр...

ИгроМир был отличным, завтра фотоотчет выложу:great: Если Лиса, самые интересные фотки не зацензурит:hiding:

Изменено пользователем realPirat

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
90 429
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 174 публикации
28 959 боёв

 

за "хорошие".... Хотелось конечно спросить про ТY, но... я честно задал хороший вопрос ( по сравнению с тем, что задавали дети):)

Ну и нафармил там футболку, рюкзак, флажков кучу и пр...

ИгроМир был отличным, завтра фотоотчет выложу:great: Если Лиса, самые интересные фотки не зацензурит:hiding:

 

ждем фотоотчет! :izmena:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

 

ждем фотоотчет! :izmena:

 

завтра, ок? Спать охота - Тирпиц жи мой в бою!!!!:ohmy:Под десятками горит свечой:(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 347
[NAVYS]
Участник, Коллекционер
6 663 публикации
14 323 боя

 

Если Лиса, самые интересные фотки не зацензурит:hiding:

После репортажа о самых красивых девушках игромира от мыла, что там цензурить то еще?:teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

После репортажа о самых красивых девушках игромира от мыла, что там цензурить то еще?:teethhappy:

 

Ну к примеру Сквадов, как они на обордаж брали все площадки ИгроМира сегодня:trollface: Не удивлюсь, если их флаг даже в женском туалете видели:hiding:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
12 281
[LGG]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
3 641 публикация
38 454 боя

за "хорошие".... Хотелось конечно спросить про ТY, но... я честно задал хороший вопрос ( по сравнению с тем, что задавали дети):)

Ну и нафармил там футболку, рюкзак, флажков кучу и пр...

ИгроМир был отличным, завтра фотоотчет выложу:great: Если Лиса, самые интересные фотки не зацензурит:hiding:

:great:

Молодца! Поздравляю! Рад за Тебя!

А нам остается только фотоотчеты смотреть ))) хех...

:sceptic::honoring:

С Уважением,

K0K0PELLI

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 347
[NAVYS]
Участник, Коллекционер
6 663 публикации
14 323 боя

 

Ну к примеру Сквадов, как они на обордаж брали все площадки ИгроМира сегодня:trollface: Не удивлюсь, если их флаг даже в женском туалете видели:hiding:

 

Думаю, что для Барби-онлайн они однозначно собрали женскую команду. Так что все может быть. :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

:great:

Молодца! Поздравляю! Рад за Тебя!

А нам остается только фотоотчеты смотреть ))) хех...

:sceptic::honoring:

С Уважением,

K0K0PELLI

На самом деле очень круто все было, но самое крутое и тусовочное место априори - стэнд (если четверть игромира можно назвать стэндом) от ВГ:great:

Один морской оркестр чего стоил!:medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
90 429
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 174 публикации
28 959 боёв

господа, может лучше отдельную тему для флуда по Игромиру создать?

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

господа, может лучше отдельную тему для флуда по Игромиру создать?

 

Прости, я не виноват:hiding: Просто хотел сказать, с появлением в моем порту ЛК Германии мне стала интересна немецкая ветка:unsure:
Изменено пользователем realPirat

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 347
[NAVYS]
Участник, Коллекционер
6 663 публикации
14 323 боя

господа, может лучше отдельную тему для флуда по Игромиру создать?

 

Фидель, дойчландские крейсера будут как и все остальные. Ничего примечательного и выдающегося из конюшен картофеля не выходило. И не выйдет. Тем более, что боевое применение у них... Страдало, так скажу. 
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 648
Старший бета-тестер
3 411 публикация

9х150мм стволов и 12 торпедных аппаратов, неплохо(,,,)

Неплохо?:hiding: Шутишь?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
90 429
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 174 публикации
28 959 боёв

 

Фидель, дойчландские крейсера будут как и все остальные. Ничего примечательного и выдающегося из конюшен картофеля не выходило. И не выйдет. Тем более, что боевое применение у них... Страдало, так скажу. 

 

ну не скажи - маневренность, торпедное вооружение, скорострельность ГК и ПМК - ИМХО, я думаю немцы нас порадуют! :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 347
[NAVYS]
Участник, Коллекционер
6 663 публикации
14 323 боя

 

ну не скажи - маневренность, торпедное вооружение, скорострельность ГК и ПМК - ИМХО, я думаю немцы нас порадуют! :trollface:

 

:teethhappy: Будем посмотреть конечно. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
90 429
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 174 публикации
28 959 боёв

 

:teethhappy: Будем посмотреть конечно. 

 

однозначно :honoring: ОСТАЛОСЬ 15 дней! :playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
943
[TENET]
Участник, Коллекционер
2 328 публикаций
13 875 боёв

Неплохо?:hiding: Шутишь?

 

сугубо личное мнение. посмотрим что и как через 2 недели

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×