Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_3eAQxADbzLs1

Лидер эсминцев "Москва": последняя битва"

В этой теме 31 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Участник
294 публикации

Лидер эсминцев "Москва"

 

Изображение

 

Весной 2011 года международной группой дайверов у берегов Румынии был обнаружен советский эсминец "Москва", корабль, который погиб 26 июня 1941 года, атакуя базу вражеского флота в первые дни войны.

Аквалангисты из России, Украины и Румынии искали "Москву" почти три десятилетия.

 

Изображение

Главный калибр

Изображение

Изображение

 

Когда эсминец взорвался, разломился пополам и быстро затонул, кормовой пулеметчик до последнего мгновения вел огонь по вражеским самолетам.

Первый бой лидера "Москва" в Великой Отечественной войне стал для него и последним.

.

История корабля

 

Лидер "Москва" был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30.10.1934 г., вступил в строй 10.08.1938 г.

.

Лидер "Москва" уже в ноябре 1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В следующем году 19 - 23 октября "Москва" нанесла еще один визит в Турцию.

Изображение

.

К 22 июня 1939 года была проведена реорганизация соединений надводных кораблей Черноморского флота: лидер "Москва" вошел в состав 3-го, а "Харьков" - 2-го дивизиона ОЛС.

.

Война застала "Москву" в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений. 25 июня 1941 года, согласно приказу наркома ВМФ, Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце - порту и главной базе румынского флота. По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции должна была открыть артогонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Набег обеспечивала группа кораблей поддержки. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься удар авиагруппой. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой развертывания сил.

.

Первоначально лидер "Москва" был включен в группу поддержки (крейсер "Ворошилов" - головной). В ударную группу входили лидер "Харьков" и эсминцы "Смышленый" и "Сообразительный". Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адмирала Т.Д. Новикова. Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили "Москву", а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь в девятом часу вечера лидеры "Харьков" и "Москва" смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль.

Изображение

.

На траверзе Херсонесского маяка оба лидера убрали параваны и со скоростью 28 узлов легли курсом 315° на Одессу (для обмана воздушной разведки противника). С наступлением темноты в 21.15 лидеры изменили курс и направились к Констанце. В 01.47 26 июня корабли приблизились к границе опасной в минном отношении зоны и, сбавив ход до 24 узлов, поставили параван-охранители. Использование этих параванов, согласно инструкции, ограничивало скорость движения до 21 узла, однако лидеры запаздывали к назначенному планом времени и вынуждены были идти с более высокой скоростью.

Изображение

.

Из-за превышения скорости хода в 4.26 лидер "Москва", шедший концевым, потерял правый параван в 23 милях от Констанцы (по счислению, на самом деле в 2 - 3 милях ближе, то есть находясь на румынском минном заграждении S-9). Поскольку в 4.58 шедший головным "Харьков" также потерял правый параван, по приказу командира ударной группы Романова "Москва" заняла место головного.

.

В условленное время - 5.00 - оба лидера повернули на курс 221° и увеличили ход до 26 узлов. Через две минуты корабли вышли в точку поворота на боевой курс и развили ход 28 узлов. Лидер "Москва" открыл огонь главным калибром с третьим залпом "Харькова" - пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков.

Изображение

.

В 5.04 ответный огонь по лидерам открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы "Реджина Мария" и "Мэрэшти", несшие дозорную службу. Румынские эсминцы медленно двигались на север, а их залпы, принятые на лидерах за огонь береговых батарей, ложились с недолетом.

.

В 5.06 на головном лидере заметили две орудийные вспышки 280-мм батареи "Тирпиц". Первый залп лег с перелетом в 10 кбт от "Москвы", второй двухорудийный - уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл "Москву" с недолетом 1 - 1,5 кбт. С лидера "Харьков" на "Москву" поступил сигнал по УКВ об отходе.

.

"Москва", прекратив в 5.12 огонь и поставив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А.Б.Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом. При маневрировании был потерян и левый параван. В кильватер "Москвы" противоартиллерийским зигзагом шел лидер "Харьков".

В 5.20 с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на "Москву". С "Харькова" передали на "Москву" приказание: "Буки ("Больше ход"). Идти прямым курсом".

Изображение

.

Но через минуту в момент уклонения от торпед вправо над "Москвой" поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.

Изображение

.

Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены. Корабль, шедший почти 30-узловой скоростью, стал разламываться у среза полубака. Надломленную в районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт, так что был виден боковой киль. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде.

.

Командир "Москвы" капитан-лейтенант А.Б. Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит - батальонный комиссар Г.Т. Плющенко погиб. Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время вращался в воздухе.

.

Дальше события на корабле развивались очень быстро. Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной партии младший инженер-лейтенант Н.Т.Николаев, увидев сильную вспышку пламени при взрыве, приказал тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.

.

Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро затонула. Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне. Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание командиру кормовой аварийной партии главстаршине М.А.Лукину. Из третьего котельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.

.

Погружение кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л.И. Приваленков подал команду: "Покинуть корабль". Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: "Всем наверх".

.

Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав "Москвы" спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8 - 10 минут после взрыва в точке с координатами 44°02' с.ш. и 28° 50' в.д. на глубине 40 - 45 м.

.

На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек. Подошедший лидер "Харьков" остановился в 200 м и приступил к спасению экипажа "Москвы". Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отказаться от этой попытки.

.

К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца). Командир "Москвы" А.Б. Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда "Буревестник" под Одессой, командуя взводом разведки. А.Б. Тухов погиб в бою с противником 5 марта 1942 года близ села Головановск на Буге.

.

Так, первый бой лидера "Москва" в Великой Отечественной войне стал для него и последним.

.

Существует несколько версий причин гибели лидера "Москва". Согласно одной из них корабль, маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир - капитан-лейтенант И.А. Каракай - не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп.

.

Командирами корабля были капитан 3 ранга А.И. Зубков (с 10.08.1938 г.), капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко, капитан- лейтенант А.Б. Тухов (февраль 1941 г. - 26.6.1941 г. ).

 

.

Видео

.

Источник

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
423 публикации
59 боёв

Хорошо написано,даже видео прилагается. :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
25 публикаций
676 боёв

Хорошая статья. Видео посмотрел на одном дыхании! Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

эмм что за точки между спойлерами?)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Просмотр сообщенияMcPro (08 Окт 2013 - 20:36) писал:

эмм что за точки между спойлерами?)
Это фишка фирменная такая)))) шютка))). Просто хочеться разделить текст что бы читать было удоно, а если просто абзац оно почему то сливает весь текст вместе. ( проще говоря нуб я в этих делах) :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
145 публикаций

Просмотр сообщенияRobbinGooD (08 Окт 2013 - 21:00) писал:

Это фишка фирменная такая)))) шютка))). Просто хочеться разделить текст что бы читать было удоно, а если просто абзац оно почему то сливает весь текст вместе. ( проще говоря нуб я в этих делах) :teethhappy:
Вы раз сделайте абзацы и больше не редактируйте, тогда сбиваться не будет.
Ну а за тему +!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Извините, но надо же немного проверять материал. Мирослав Морозов подобно же все разобрал -- не атаковала Щ-206 "Москву"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
205 публикаций
1 968 боёв

Интересно что советские войска в первый дни войны ещё и контратаковали... наводит на размышления.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияShusui (09 Окт 2013 - 10:33) писал:

Интересно что советские войска в первый дни войны ещё и контратаковали... наводит на размышления.
Так поделитесь итогами Ваших размышлений

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
75 публикаций
761 бой

Просмотр сообщенияShusui (09 Окт 2013 - 10:33) писал:

Интересно что советские войска в первый дни войны ещё и контратаковали... наводит на размышления.

Думаю, знаю, на что вы намекаете. Тень лживого предателя Резуна маячит за этими размышлениями.

Так вот контрудар по определению элемент оборонительной операции. Энциклопедию хотя бы открыли, прежде чем размышлять.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Просмотр сообщенияAunt_Tom (09 Окт 2013 - 07:26) писал:

Извините, но надо же немного проверять материал. Мирослав Морозов подобно же все разобрал -- не атаковала Щ-206 "Москву"
Я конечно дико извиняюсь, но про атаку советской подлодки не я написал)))), источник указан.
Мирослав Морозов был на Щ-206? В 41-м году не было системы "свой-чужой"! Во время ВОв немало было случаев когда свои атаковали и уничтожали своих. Об этом можно спорить бесконечно, правды никогда не узнаешь, потомучто ее всегда искажают на свое усмотрение!
http://ru.wikipedia....слав_Эдуардович
Изменено пользователем anonym_3eAQxADbzLs1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияRobbinGooD (09 Окт 2013 - 16:50) писал:

Я конечно дико извиняюсь, но про атаку советской подлодки не я написал)))),
А кто? Разве не вы автор темы?

Цитата

Мирослав Морозов был на Щ-206?
Он был в архиве. И нашел там РДО с Щ-206 от 28 июня: "контакта с противником не имел", что сразу развеяло два мифа -- "щука" утопила Москву" и "Сообразительный" утопил щуку".

Цитата

правды никогда не узнаешь,
ВПМННУ и вы в домике, да? Не выйдет :)

А вообще завидую вашему оптимизму -- в вашем описании из двух эпичнейших провалов нашего флота получился прямо-таки подвиг

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Просмотр сообщенияAunt_Tom (09 Окт 2013 - 21:11) писал:

А кто? Разве не вы автор темы?

Он был в архиве. И нашел там РДО с Щ-206 от 28 июня: "контакта с противником не имел", что сразу развеяло два мифа -- "щука" утопила Москву" и "Сообразительный" утопил щуку".

ВПМННУ и вы в домике, да? Не выйдет :)

А вообще завидую вашему оптимизму -- в вашем описании из двух эпичнейших провалов нашего флота получился прямо-таки подвиг

Завидовать не надо!
А если вы сомневаетесь в героичности и стойкости советских моряков, это ваши проблемы!
Хотите занятся тролингом?
Это не сюда вы попали.

Мирослав Морозов родился в 1969 году. Вырос и окончил школу в Вильнюсе. В 1986 году поступил в Рижское военно-политическое училище РВСН. После его окончания в 1990 году направлен на службу в 74-й гвардейский ракетный полк 28-й гвардейской ракетной дивизии, дислоцировавшейся в Козельске[1], занимал должность заместителя командира группы по политической части. С 1994 года проходит службу в Институте военной истории Министерства обороны РФ. С 1997 года — кандидат исторических наук, тема диссертации — «Эволюция корабельного состава ВМФ СССР и стран фашистского блока в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг." На деле оказавшейся банальнейшей пропагандистской статейкой в которой Морозов М.Э. стремится показать что все когда либо вышедшее в море под андреевским флагом и флагом ВМФ СССР есть ни что иное как пьяное и тупое недоразумение по ошибке иминуемое флотом Росийским.
Для этого Морозов М.Э не гнушается править документы методом стирания утопленных ВМФ СССР кораблей. Приписывать торпедам 53-38 ТТХ торпед 53-39 а торпедам 53-39 ТТХ ПКР Гранит, обвинять немецких моряков в массовом убийстве немецких же детей и непроходимой тупости в результате которой они способны спутать остров возвышающийся над морем на высоту около 60м и длинною в 1 км с расстояния 55 кабельтовых с советской ПЛ К-3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияRobbinGooD (10 Окт 2013 - 12:44) писал:

Завидовать не надо!
А если вы сомневаетесь в героичности и стойкости советских моряков, это ваши проблемы!
Хотите занятся тролингом?
Это не сюда вы попали.

Мирослав Морозов родился в 1969 году. Вырос и окончил школу в Вильнюсе. В 1986 году поступил в Рижское военно-политическое училище РВСН. После его окончания в 1990 году направлен на службу в 74-й гвардейский ракетный полк 28-й гвардейской ракетной дивизии, дислоцировавшейся в Козельске[1], занимал должность заместителя командира группы по политической части. С 1994 года проходит службу в Институте военной истории Министерства обороны РФ. С 1997 года — кандидат исторических наук, тема диссертации — «Эволюция корабельного состава ВМФ СССР и стран фашистского блока в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг." На деле оказавшейся банальнейшей пропагандистской статейкой в которой Морозов М.Э. стремится показать что все когда либо вышедшее в море под андреевским флагом и флагом ВМФ СССР есть ни что иное как пьяное и тупое недоразумение по ошибке иминуемое флотом Росийским.
Для этого Морозов М.Э не гнушается править документы методом стирания утопленных ВМФ СССР кораблей. Приписывать торпедам 53-38 ТТХ торпед 53-39 а торпедам 53-39 ТТХ ПКР Гранит, обвинять немецких моряков в массовом убийстве немецких же детей и непроходимой тупости в результате которой они способны спутать остров возвышающийся над морем на высоту около 60м и длинною в 1 км с расстояния 55 кабельтовых с советской ПЛ К-3

О, да вы "поцтреоттт"!..))) Смешно.
Особенно мне понравилось, как Морозов правит документы "стиранием"..)) Вы не раскроете все нюансы этой методики?..)))
  • Злость 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияRobbinGooD (10 Окт 2013 - 12:44) писал:

Завидовать не надо!
А если вы сомневаетесь в героичности и стойкости советских моряков, это ваши проблемы!
Хотите занятся тролингом?
Это не сюда вы попали.
Как это не сюда. Именно сюда.

А по итогам героического героизма и стойкого стояния советских моряков, почему-то командующие ЧФ как правило отправлялись куда подальше. Командовать эскадрой БФ, состоящей из прикованного к грунту "Марата", например. Наверное тов. Сталин тоже не был патриотом.

Цитата

Мирослав Морозов родился в 1969 году. Вырос и окончил школу в Вильнюсе. В 1986 году поступил в Рижское военно-политическое училище РВСН. После его окончания в 1990 году направлен на службу в 74-й гвардейский ракетный полк 28-й гвардейской ракетной дивизии, дислоцировавшейся в Козельске[1], занимал должность заместителя командира группы по политической части. С 1994 года проходит службу в Институте военной истории Министерства обороны РФ. С 1997 года — кандидат исторических наук, тема диссертации — «Эволюция корабельного состава ВМФ СССР и стран фашистского блока в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг." На деле оказавшейся банальнейшей пропагандистской статейкой в которой Морозов М.Э. стремится показать что все когда либо вышедшее в море под андреевским флагом и флагом ВМФ СССР есть ни что иное как пьяное и тупое недоразумение по ошибке иминуемое флотом Росийским.
Для этого Морозов М.Э не гнушается править документы методом стирания утопленных ВМФ СССР кораблей. Приписывать торпедам 53-38 ТТХ торпед 53-39 а торпедам 53-39 ТТХ ПКР Гранит, обвинять немецких моряков в массовом убийстве немецких же детей и непроходимой тупости в результате которой они способны спутать остров возвышающийся над морем на высоту около 60м и длинною в 1 км с расстояния 55 кабельтовых с советской ПЛ К-3
Какой жыр, Божечки, какой ЖЫР! Это откуда?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
203 публикации
1 415 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (10 Окт 2013 - 14:15) писал:

Какой жыр, Божечки, какой ЖЫР! Это откуда?
На О. Тонину похоже.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияTomas17 (11 Окт 2013 - 05:14) писал:

На О. Тонину похоже.
А кто это, кстати, такая? Иногда натыкаюсь в интернете на ее сочинения по различным вопросам :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
203 публикации
1 415 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (11 Окт 2013 - 09:50) писал:


А кто это, кстати, такая?

Не знаю. Но эту тётю сильно колбасит, когда про М.Э. Морозова речь заходит.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×