244 Bugest Старший альфа-тестер 699 публикаций 1 510 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:22:01 За весь период Первой мировой войны боевая гидроавиация для совместных действий с речными кораблями в России не применялась. Эта идея возникла в начале Гражданской войны в связи с появлением на Волге, Каме, Северной Двине, Днепре и других реках военных флотилий из вооруженных буксиров, пассажирских пароходов и барж. Уже вскоре после начала операций этих формирований стала ощущаться большая потребность в информации о противной стороне, получить которую старыми средствами, как-то: катерами разведчиками, наблюдательными постами и прочим — оказалось очень трудно. По требованию командования флотилий, с Балтийского флота для речных сил, действовавших на Волге, Каме и Северной Двине, перебросили несколько специально сформированных гидроавиаотрядов. Однако выяснилось, что для их активной работы нет приспособленных плавучих средств, и никто не знал, что они должны из себя представлять, так как условия службы гидроавиации на реках резко отличались от таковой на море. Первый такой отряд 29 августа 1918г. выступил на фронт в район г.Свияжска, где находилась Волжская флотилия, ведущая бои с белочехами, захватившими Казань. С этого дня и началась боевая деятельность волжских авианосцев. Согласно штатному расписанию гидроавиаотряд должен был состоять из следующих плавучих средств: баржи, достаточных размеров для размещения шести гидросамолетов, и буксира для нее, от мощности которого зависела скорость передвижения всего отряда; пассажирского парохода, в каютах и помещениях 3-го класса которого намечалось разместить личный состав, в салонах — канцелярию и общую кают-компанию, на нижней палубе — автомобили, кухню, повозки и лошадей, в трюмах — технические и хозяйственные средства отряда, а в отдельной барже (гусяне) бомбы и горючее. Кроме того, отряду придавались паровой мелкосидящий катер для связи, два моторных катера для оказания помощи гидросамолетам и несколько шлюпок. Для базирования самолетов переоборудовали нефтеналивную баржу, снабдив ее наклонными деревянными платформами для спуска и подъема гидросамолетов. Все операции с крылатыми машинами выполнялись вручную. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории авиатранспорт «Коммуна». С осени 1918г. красные летчики делали иногда по 5–6 вылетов в сутки, бомбили корабли и укрепления белых. ТТХ: Водоизмещение — 900 т, Длина — 140 м, Ширина — 19 м, Осадка средняя — 1,1 м; Скорость буксировки по течению — 7,5–11 км ⁄ч, Вооружение — 6 самолетов. Недостатком авиабаржи «Коммуна» являлась ее тихоходность, а отсутствие крыши способствовало быстрому выходу гидросамолетов из строя. Поэтому летчики и комсостав вышли с предложением о сооружении баржиангара, и в марте 1919 г. бывший завод «Теплоход» в Нижнем Новгороде получил заказ на изготовление такого плавсредства. Им стала баржа № 507, получившая наименование «Смерть» (честно говоря, возникает весьма неприятная ассоциация для летчиков). В ходе переоборудования с верхней палубы сняли все адстройки, трубы, кнехты, мачты. Затем палубу выровняли, застелили досками и установили два деревянных ангара, рассчитанных на размещение до 10 гидросамолетов типа М-9. Однако принять участие в боях ей не пришлось, поскольку ко времени прихода в Астрахань, в 1920 г., фронт в этом районе был ликвидирован, посему освобожденную от авиаимущества баржу «демобилизовали» и передали для нужд водного транспорта. Для Каспийского воздушного дивизиона, действовавшего на нижнем плесе Волги и на Астраханском рейде, на бывшем заводе Нобеля в течение 1919 г. переоборудовали две баржи. На освобожденной от всего лишнего палубе первой (ранее железная нефтеналивная баржа «Протопоп Савва») соорудили помещения для экипажа и небольших мастерских, а трюмы приспособили под склады имущества отряда. Для спуска и подъема гидросамолетов с каждого борта установили по 2 поворотных крана. Отряд, размещенный на этой барже, являлся, по сути, промежуточным между корабельным и речным. Палубу второй баржи приспособили для размещения 5 гидросамолетов, а кормовую часть срезали и оборудовали наклонным слипом, позволявшим летчику легче выходить на него при возвращении на судно. Однако такая конструкция имела два недостатка — при ее устройстве пришлось ликвидировать рули, вследствие чего баржа рыскала при буксировке, а наличие лишь одного спуска стесняло действия всего отряда. За период 1918–1920 гг. 19 морских авиационных отрядов сражались против белых не только на Волге, но и на Северной Двине, Каме, Днепре, Селенге, Онежском и Ладожском озерах, на Енисее, Иртыше, а также на Балтийском, Каспийском, Черном и Азовском морях. За смелые боевые действия на Волге и в море летчики Каспийского воздушного дивизиона А. Демченко, А. Волынский, П. Полозенко, С. Козлов и другие награждены орденом Красного Знамени — в то время высшей наградой Советской Республики. По примеру красных иметь в составе своих речных соединений на Каме подобные авиатранспорты решили и в колчаковском флоте. В начале лета 1919 г. с этой целью под авиаматку в Перми переоборудовали деревянную баржу «Данилиха» (длиной 84 м). Она располагала четырьмя ангарами с пролетами на такое же число гидросамолетов М-9, но иногда в них можно было разместить (в собранном виде) и больше машин, поскольку запас площади позволял их устанавливать плотнее. Ангары закрывались с обеих сторон легкими деревянными воротами-створками, скользящими по рельсам. Серьезным недостатком этой авиабаржи была малая высота ангаров, ибо при самостоятельном заходе на аппарель (при работающим моторе) самолет задевал концами винта его верхнюю балку и ломал винт. В марте в распоряжение Речной боевой флотилии были переданы 2-й и 3-й воздухоплавательные отряды сухопутной армии. Во флотилии они получили наименование 1-й и 2-й плавучие воздухоотряды. В июле 1919 г. «Данилиха», так и не принявшая участия в боях, была захвачена красными в Перми и впоследствии сожжена при отступлении на р.Чусовой. После окончания Гражданской войны опыты по созданию речных авианосцев продолжились. В 1929 г. на Амурской флотилии башенная канонерская лодка «Вихрь» была разоружена и переоборудована в несамоходный авиатранспорт на 4 гидросамолета МР-1 (поплавковый вариант Р-1) — «Амур». Она использовалась как база 68-го речного авиаотряда. Для этого с нее сняли все надстройки, на освобожденной верхней палубе соорудили большой ангар, а также необходимые ремонтные мастерские и склады. Плавбаза имела жилые помещения для команды и летного состава. Откидывающаяся задняя стенка ангара служила для спуска самолетов на воду. Однако столь ценный боевой корабль быстро вернули в первоначальный вид. Плавучий авиангар «Амур» Летчики 68-го речного авиаотряда Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
244 Bugest Старший альфа-тестер 699 публикаций 1 510 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:22:37 Как известно, у американцев были авианосцы, которые ходили не по морям и океанам, а по озеру: http://forum.worldof...ss-sable-ix-81/ Интересно, эту идею они переняли у наших речных авиатранспортов? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Pichugino Участник 305 публикаций 113 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:24:59 Тема хорошая.А можно узнать источник? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
244 Bugest Старший альфа-тестер 699 публикаций 1 510 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:29:59 Pichugino (06 Ноя 2013 - 12:24) писал: Тема хорошая.А можно узнать источник? Можно, вот он: http://cyberleninka....hnye-avianostsy Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Pichugino Участник 305 публикаций 113 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:30:45 Bugest (06 Ноя 2013 - 12:29) писал: Можно, вот он: http://cyberleninka....hnye-avianostsy Спасибо. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
111 theizual Старший альфа-тестер 351 публикация 346 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:32:48 Bugest (06 Ноя 2013 - 12:22) писал: Как известно, у американцев были авианосцы, которые ходили не по морям и океанам, а по озеру: http://forum.worldof...ss-sable-ix-81/Интересно, эту идею они переняли у наших речных авиатранспортов? нет, это американское изобретение. Им нужен был муляж авика на воде для тренировки пилотов рядом с базой. Вот и перестроили 2 колёсных параходика, настелив палубу. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
244 Bugest Старший альфа-тестер 699 публикаций 1 510 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 6 ноя 2013, 09:37:27 theizual (06 Ноя 2013 - 12:32) писал: нет, это американское изобретение. Им нужен был муляж авика на воде для тренировки пилотов рядом с базой. Вот и перестроили 2 колёсных параходика, настелив палубу. Ну во-первых это был не муляж, а вполне себе действующие корабли, а во-вторых, я спрашивал как у них идея создания появилась. Может именно речная авиабаржа подтолкнула их к идее создать авианосец не на море, а на реке? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Borisfen07 Бета-тестер 168 публикаций 1 244 боя Жалоба #8 Опубликовано: 6 ноя 2013, 13:45:04 ..ну как действующие - скорее ползающие Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 sid2508 Старший бета-тестер 488 публикаций 3 204 боя Жалоба #9 Опубликовано: 6 ноя 2013, 13:58:38 а но мне надоть,эта *** пресноводная ну ток плюс за старания Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 OmEgAt Бета-тестер 44 публикации Жалоба #10 Опубликовано: 6 ноя 2013, 14:52:14 Только медленные очень..... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 anonym_J2f4DOooah9T Участник 260 публикаций Жалоба #11 Опубликовано: 6 ноя 2013, 16:44:55 theizual (06 Ноя 2013 - 12:32) писал: нет, это американское изобретение. Им нужен был муляж авика на воде для тренировки пилотов рядом с базой. Вот и перестроили 2 колёсных параходика, настелив палубу. Bugest (06 Ноя 2013 - 12:37) писал: Ну во-первых это был не муляж, а вполне себе действующие корабли, а во-вторых, я спрашивал как у них идея создания появилась. Может именно речная авиабаржа подтолкнула их к идее создать авианосец не на море, а на реке? На форуме уже была тема "Авианесущие баржи красной армии".Есть интересная статья "Каторин Ю. Ф. Парадокс судостроения – речные авианосцы."Но если рассуждать, кто первее, то ещё американцы, точнее, Северяне в 1861 г. построили первый в мире, так сказать, "авианосец" , переделав угольную баржу в речную плавбазу для аэростата. На ней стоял даже генератор, вырабатывавший газ для баллона - из железных опилок, подвергнутых воздействию серной кислоты. В 1863 г. на одном из таких северных аэростатов поднялся в воздух молодой лейтенант прусской армии, военный наблюдатель при федеральной армии. Молодой граф, еще никак себя не проявивший, звался Фердинанд фон Цеппелин. Скорее всего, именно тогда ему и пришла в голову интересная мысль: а если сделать так, чтобы шар не просто висел, как поплавок, а еще и летал, куда потребуется, да еще и бомбы сбрасывал? Таки да, это был тот самый Цеппелин, будущий создатель германских боевых дирижаблей, настолько прогремевший, что долго еще дирижабли в обиходе называли цеппелинами ... Не мог не вставить :teethhappy: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
6 _Sudden_Death_ Альфа-тестер 66 публикаций 15 132 боя Жалоба #12 Опубликовано: 11 ноя 2013, 12:09:58 Походу зря америкосы пальзы загибают за тему изобретения авианосцев. :) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
6 Wilhuff__Tarkin Альфа-тестер 300 публикаций 106 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 11 ноя 2013, 13:21:16 Даже и не знал что такие существовали :amazed: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 M_u_x_a_JI_bl_4 Старший альфа-тестер 352 публикации 4 687 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 12 ноя 2013, 18:47:50 Даже и не знал что такие существовали :amazed: Честно признаюсь, то же удивлен! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_9vgy9QwHakOZ Участник 161 публикация Жалоба #15 Опубликовано: 17 ноя 2013, 07:34:40 просадка в 1 метр, впечатляет. Жаль что медленные такие были Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 anonym_lHwS5f1MLNjM Участник 313 публикации Жалоба #16 Опубликовано: 19 ноя 2013, 07:04:12 Alex_398 повеселил.Читаю с телефона,сразу не понял,а когда увеличил...Класс! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_23685843 Бета-тестер 191 публикация 195 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 1 дек 2013, 06:14:02 Хорошая тема!Хорошо оформлена!Хотелось бы побольше фото! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 funtikmurz Участник 164 публикации 71 бой Жалоба #18 Опубликовано: 1 дек 2013, 08:41:47 а до скольки самолётов вмещались на карабль Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 XRama Альфа-тестер 50 публикаций 337 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 14 мар 2014, 11:13:05 баржа "Коммуна" интересно как они туда приземлялись и делали 5-6 вылетов Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 StSledak Бета-тестер 56 публикаций 1 248 боёв Жалоба #20 Опубликовано: 15 мар 2014, 18:56:31 Автору респект и уважуха!!! Никогда бы не подумал о речных авианосцах, может быть предложить разработчиков их поставить в начало ветки ? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию