Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Bugest

Речные авиатранспорты

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

244
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

За весь период Первой мировой войны боевая гидроавиация для совместных действий с речными кораблями в России не применялась. Эта идея возникла в начале Гражданской войны в связи с появлением на Волге, Каме, Северной Двине, Днепре и других реках военных флотилий из вооруженных буксиров, пассажирских пароходов и барж. Уже вскоре после начала операций этих формирований стала ощущаться большая потребность в информации о противной стороне, получить которую старыми средствами, как-то: катерами разведчиками, наблюдательными постами и прочим — оказалось очень трудно.

 

 

По требованию командования флотилий, с Балтийского флота для речных сил, действовавших на Волге, Каме и Северной Двине, перебросили несколько специально сформированных гидроавиаотрядов. Однако выяснилось, что для их активной работы нет приспособленных плавучих средств, и никто не знал, что они должны из себя представлять, так как условия службы гидроавиации на реках резко отличались от таковой на море. Первый такой отряд 29 августа 1918г. выступил на фронт в район г.Свияжска, где находилась Волжская флотилия, ведущая бои с белочехами, захватившими Казань. С этого дня и началась боевая деятельность волжских авианосцев.

 

 

Согласно штатному расписанию гидроавиаотряд должен был состоять из следующих плавучих средств: баржи, достаточных размеров для размещения шести гидросамолетов, и буксира для нее, от мощности которого зависела скорость передвижения всего отряда; пассажирского парохода, в каютах и помещениях 3-го класса которого намечалось разместить личный состав, в салонах — канцелярию и общую кают-компанию, на нижней палубе — автомобили, кухню, повозки и лошадей, в трюмах — технические и хозяйственные средства отряда, а в отдельной барже (гусяне) бомбы и горючее. Кроме того, отряду придавались паровой мелкосидящий катер для связи, два моторных катера для оказания помощи гидросамолетам и несколько шлюпок.

 

 

Для базирования самолетов переоборудовали нефтеналивную баржу, снабдив ее наклонными деревянными платформами для спуска и подъема гидросамолетов. Все операции с крылатыми машинами выполнялись вручную. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории авиатранспорт «Коммуна».  С осени 1918г. красные летчики делали иногда по 5–6 вылетов в сутки, бомбили корабли и укрепления белых.

 

 

 

Изображение

 

 

Изображение

 

 

Изображение

 

 

ТТХ:

Водоизмещение — 900 т,

Длина — 140 м,

Ширина — 19 м,

Осадка средняя — 1,1 м;

Скорость буксировки по течению — 7,5–11 км ⁄ч,

Вооружение — 6 самолетов.

 

 

 

Недостатком авиабаржи «Коммуна» являлась ее тихоходность, а отсутствие крыши способствовало быстрому выходу гидросамолетов из строя. Поэтому летчики и комсостав вышли с предложением о сооружении баржиангара, и в марте 1919 г. бывший завод «Теплоход» в Нижнем Новгороде получил заказ на изготовление такого плавсредства.

 

Им стала баржа № 507, получившая наименование «Смерть» (честно говоря, возникает весьма неприятная ассоциация для летчиков). В ходе переоборудования с верхней палубы сняли все адстройки, трубы, кнехты, мачты. Затем палубу выровняли, застелили досками и установили два деревянных ангара, рассчитанных на размещение до 10 гидросамолетов типа М-9. Однако принять участие в боях ей не пришлось, поскольку ко времени прихода в Астрахань, в 1920 г., фронт в этом районе был ликвидирован, посему освобожденную от авиаимущества баржу «демобилизовали» и передали для нужд водного транспорта.

 

Для Каспийского воздушного дивизиона, действовавшего на нижнем плесе Волги и на Астраханском рейде, на бывшем заводе Нобеля в течение 1919 г. переоборудовали две баржи. На освобожденной от всего лишнего палубе первой (ранее железная нефтеналивная баржа «Протопоп Савва») соорудили помещения для экипажа и небольших мастерских, а трюмы приспособили под склады имущества отряда. Для спуска и подъема гидросамолетов с каждого борта установили по 2 поворотных крана. Отряд, размещенный на этой барже, являлся, по сути, промежуточным между корабельным и речным.

 

Палубу второй баржи приспособили для размещения 5 гидросамолетов, а кормовую часть срезали и оборудовали наклонным слипом, позволявшим летчику легче выходить на него при возвращении на судно. Однако такая конструкция имела два недостатка — при ее устройстве пришлось ликвидировать рули, вследствие чего баржа рыскала при буксировке, а наличие лишь одного спуска стесняло действия всего отряда.

 

За период 1918–1920 гг. 19 морских авиационных отрядов сражались против белых не только на Волге, но и на Северной Двине, Каме, Днепре, Селенге, Онежском и Ладожском озерах, на Енисее, Иртыше, а также на Балтийском, Каспийском, Черном и Азовском морях. За смелые боевые действия на Волге и в море летчики Каспийского воздушного дивизиона А. Демченко, А. Волынский, П. Полозенко, С. Козлов и другие награждены орденом Красного Знамени — в то время высшей наградой Советской Республики.

 

По примеру красных иметь в составе своих речных соединений на Каме подобные авиатранспорты решили и в колчаковском флоте. В начале лета 1919 г. с этой целью под авиаматку в Перми переоборудовали деревянную баржу «Данилиха» (длиной 84 м). Она располагала четырьмя ангарами с пролетами на такое же число гидросамолетов М-9, но иногда в них можно было разместить (в собранном виде) и больше машин, поскольку запас площади позволял их устанавливать плотнее. Ангары закрывались с обеих сторон легкими деревянными воротами-створками, скользящими по рельсам. Серьезным недостатком этой авиабаржи была малая высота ангаров, ибо при самостоятельном заходе на аппарель (при работающим моторе) самолет задевал концами винта его верхнюю балку и ломал винт. В марте в распоряжение Речной боевой флотилии были переданы 2-й и 3-й воздухоплавательные отряды сухопутной армии. Во флотилии они получили наименование 1-й и 2-й плавучие воздухоотряды. В июле 1919 г. «Данилиха», так и не принявшая участия в боях, была захвачена красными в Перми и впоследствии сожжена при отступлении на р.Чусовой.

 

После окончания Гражданской войны опыты по созданию речных авианосцев продолжились. В 1929 г. на Амурской флотилии башенная канонерская лодка «Вихрь» была разоружена и переоборудована в несамоходный авиатранспорт на 4 гидросамолета МР-1 (поплавковый вариант Р-1) — «Амур». Она использовалась как база 68-го речного авиаотряда. Для этого с нее сняли все надстройки, на освобожденной верхней палубе соорудили большой ангар, а также необходимые ремонтные мастерские и склады. Плавбаза имела жилые помещения для команды и летного состава. Откидывающаяся задняя стенка ангара служила для спуска самолетов на воду. Однако столь ценный боевой корабль быстро вернули в первоначальный вид.

 

 

Плавучий авиангар «Амур»

 

Изображение

 

 

Летчики 68-го речного авиаотряда

 

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
244
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Как известно, у американцев были авианосцы, которые ходили не по морям и океанам, а по озеру: http://forum.worldof...ss-sable-ix-81/

Интересно, эту идею они переняли у наших речных авиатранспортов?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Тема хорошая.А можно узнать источник?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
244
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (06 Ноя 2013 - 12:24) писал:

Тема хорошая.А можно узнать источник?
Можно, вот он: http://cyberleninka....hnye-avianostsy

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
351 публикация
346 боёв

Просмотр сообщенияBugest (06 Ноя 2013 - 12:22) писал:

Как известно, у американцев были авианосцы, которые ходили не по морям и океанам, а по озеру: http://forum.worldof...ss-sable-ix-81/
Интересно, эту идею они переняли у наших речных авиатранспортов?
нет, это американское изобретение. Им нужен был муляж авика на воде для тренировки пилотов рядом с базой. Вот и перестроили 2 колёсных параходика, настелив палубу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
244
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Просмотр сообщенияtheizual (06 Ноя 2013 - 12:32) писал:

нет, это американское изобретение. Им нужен был муляж авика на воде для тренировки пилотов рядом с базой. Вот и перестроили 2 колёсных параходика, настелив палубу.
Ну во-первых это был не муляж, а вполне себе действующие корабли, а во-вторых, я спрашивал как у них идея создания появилась. Может именно речная авиабаржа подтолкнула их к идее создать авианосец не на море, а на реке?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 204 боя

а но мне надоть,эта *** пресноводная

ну ток плюс за старания

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияtheizual (06 Ноя 2013 - 12:32) писал:

нет, это американское изобретение. Им нужен был муляж авика на воде для тренировки пилотов рядом с базой. Вот и перестроили 2 колёсных параходика, настелив палубу.

Просмотр сообщенияBugest (06 Ноя 2013 - 12:37) писал:

Ну во-первых это был не муляж, а вполне себе действующие корабли, а во-вторых, я спрашивал как у них идея создания появилась. Может именно речная авиабаржа подтолкнула их к идее создать авианосец не на море, а на реке?
На форуме уже была тема "Авианесущие баржи красной армии".
Есть интересная статья "Каторин Ю. Ф. Парадокс судостроения – речные авианосцы."
Но если рассуждать, кто первее, то ещё американцы, точнее, Северяне в 1861 г. построили первый в мире, так сказать, "авианосец" , переделав угольную баржу в речную плавбазу для аэростата. На ней стоял даже генератор, вырабатывавший газ для баллона - из железных опилок, подвергнутых воздействию серной кислоты.
  В 1863 г. на одном из таких северных аэростатов поднялся в воздух молодой лейтенант прусской армии, военный наблюдатель при федеральной армии. Молодой граф, еще никак себя не проявивший, звался Фердинанд фон Цеппелин. Скорее всего, именно тогда ему и пришла в голову интересная мысль: а если сделать так, чтобы шар не просто висел, как поплавок, а еще и летал, куда потребуется, да еще и бомбы сбрасывал? Таки да, это был тот самый Цеппелин, будущий создатель германских боевых дирижаблей, настолько прогремевший, что долго еще дирижабли в обиходе называли цеппелинами ...

Не мог не вставить :teethhappy:Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
66 публикаций
15 132 боя

Походу зря америкосы пальзы загибают за тему изобретения авианосцев. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
352 публикации
4 687 боёв

Даже и не знал что такие существовали :amazed:

Честно признаюсь, то же удивлен!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
191 публикация
195 боёв

Хорошая тема!Хорошо оформлена!Хотелось бы побольше фото!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
50 публикаций
337 боёв

баржа "Коммуна"   интересно как они туда приземлялись и делали 5-6 вылетов

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
56 публикаций
1 248 боёв

Автору респект и уважуха!!! Никогда бы не подумал о речных авианосцах, может быть предложить разработчиков их поставить в начало ветки ? :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×