Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_1439639

Военно-Морской Флот Российской Империи

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
8 публикаций

Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года, эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию в добилась господства в Эгейском море.

Начало XIX века

В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим по величине в мире после Великобритании и Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).

В 1826 году был построен первый военный пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных океанов и тихоокеанского операционного региона.

Крымская война и ее последствия

Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной её отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и т.д.

Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Крепостное право имело очень неблагоприятное влияние на развитие Военно-Морского Флота — особенно на Балтийском флоте, который был известен за особенно жестокую муштру.

Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павлу Нахимову, Владимиру Корнилову, и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.

Изображение

Синопское сражение 1853 года продемонстрировало отвагу, героизм и великолепную боевую выучку моряков-черноморцев и тактическое искусство Нахимова. Во время осады Севастополя в 1854—1855 годах русские моряки показали пример как можно использовать все возможные средства для защиты их города на море и суше. По результатам парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Чёрном море. В 1860-х годах устаревший парусный флот Российской империи потерял своё значение и был заменен на паровой.

После окончания Крымской войны Россия занялась строительством паровых боевых судов: первого поколения броненосцев, мониторов и плавучих батарей. Эти судна оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжны в открытом море, медлительный и не могли совершать дальние морские походы. В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка Опыт. В 1869 был заложен первый броненосец предназначенный для плавания в открытом море — Пётр Великий.

Великобритания и Франция вступили в войну с Россией, полагая, что парусные линейные корабли могут ещё иметь военное значение. Соответственно парусные суда участвовали в 1854 году в действиях на Балтике и на Чёрном море; однако опыт первых месяцев войны на обоих театрах боевых действий убедил союзников, что парусные корабли потеряли практическую ценность как боевые единицы. Однако Синопское сражение, успешный бой русского парусного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходофрегатами, а также оборона Петропавловска-Камчатского, в котором с обеих сторон участвовали парусные корабли, свидетельствуют об обратном.

Союзники имели значительный перевес по всем типам кораблей, причем паровых линейных кораблей в российском флоте не было вообще. На тот момент английский флот по численности являлся первым в мире, французский был на втором, а русский на третьем месте.

Значительное влияние на характер боевых действий на море оказало наличие у воюющих сторон бомбических пушек, показавших себя эффективным оружием для борьбы как с деревянными, так и железными кораблями. В целом, Россия успела до начала войны в достаточной мере вооружить свои корабли и береговые батареи такими орудиями.

В 1851—1852 годах на Балтике началось строительство двух винтовых фрегатов и переделка в винтовые трех парусных кораблей. Основная база флота — Кронштадт, была хорошо укреплена. В состав кронштадтской крепостной артиллерии, наряду со ствольной артиллерией, входили также ракетные установки, предназначенные для залпового огня по кораблям противника на дистанции до 2600 метров.

Особенностью военно-морского театра на Балтике являлось то, что из-за мелководья Финского залива крупные корабли не могли подойти непосредственно к Санкт-Петербургу. Поэтому в ходе войны для его защиты по инициативе капитана 2 ранга Шестакова и при поддержке великого князя Константина Николаевича в рекордно короткие сроки с января по май 1855 было построено 32 деревянные винтовые канонерские лодки. А в последующие 8 месяцев ещё 35 винтовых канонерок, а также 14 винтовых корветов и клиперов. Паровые машины, котлы и материалы для их корпусов были изготовлены под общим руководством чиновника особых поручений кораблестроительного департамента Н. И. Путилова в петербургских механических мастерских. Механиками на вводимые в строй винтовые военные корабли назначались русские мастеровые. Установленные на канонерских лодках бомбические пушки превращали эти небольшие корабли в серьёзную боевую силу. Французский адмирал Пэно писал по окончании войны: «Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, совершенно изменили наше положение».

Руководство Черноморским флотом осуществлялось имевшими значительный боевой опыт адмиралами Корниловым, Истоминым, Нахимовым.

Основная база Черноморского флота — Севастополь от нападения с моря была защищена сильными береговыми укреплениями. До высадки союзников в Крыму укреплений для защиты Севастополя с суши не существовало.

В 1853 г. Черноморский флот вёл активные боевые действия на море — обеспечивал переброску, снабжение и артиллерийскую поддержку русских войск на Кавказском побережье, успешно боролся с турецким военным и торговым флотом, вёл бои с отдельными паровыми кораблями англо-французов, проводил обстрелы их лагерей и артиллерийскую поддержку своих войск. После затопления 5 линейных кораблей и 2 фрегатов с целью блокады входа в Северную бухту Севастополя, остальные парусные корабли Черноморского флота использовались в качестве плавучих батарей, а пароходы для их буксировки.

В 1854 году для обороны побережья Северного моря Архангельское адмиралтейство построило 20 вёсельных 2-х пушечных канонерских лодок, и ещё 14 в 1855 г.

Турецкий военно-морской флот насчитывал 13 линейных кораблей и фрегатов и 17 пароходов. Командный состав ещё до начала войны был усилен английскими советниками.

Сино́пское сраже́ние — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием адмирала Нахимова. Некоторые историки рассматривают его как «лебединую песню» парусного флота и первое сражение Крымской войны. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Это нападение послужило для Великобритании и Франции поводом для объявления войны России.

Утверждение, что это было первое сражение Крымской войны, неверно: 5 (17) ноября, то есть за 13 дней до Синопского сражения, произошёл бой между русским пароходофрегатом «Владимир» (в тот момент на нём находился адмирал В. А. Корнилов) и турецким вооружённым пароходом «Перваз-Бахри» (Владыка морей). Трёхчасовой бой кончился сдачей турецкого парохода в плен.

Изображение

Боевой порядок

Российская империя

Линейные корабли

​ Великий князь Константин 120 орудий

​ Три святителя 120 орудий

​ Париж 120 орудий (2-й флагман)

​ Императрица Мария 84 орудия (флагман)

​ Чесма 84 орудия

​ Ростислав 84 орудия

Фрегаты

​ Кулевчи 54 орудия

​ Кагул 44 орудия

Пароходофрегаты

​ Одесса 12 орудий

​ Крым 12 орудий

​ Херсонес 12 орудий

Османская империя

Фрегаты

​ Аунни Аллах 44 орудия — выбросился на берег

​ Фазли Аллах 44 орудия (бывший русский Рафаил, захвачен в 1829) — загорелся, выбросился на берег

​ Низамие 62 орудий — выбросился на берег после потери двух мачт

​ Несими Зефер 60 орудий — выбросился на берег после того как была перебита якорная цепь

​ Навек Бахри 58 орудий — взорвался

​ Дамиад 56 орудий (египетский) — выбросился на берег

​ Каиди Зефер 54 орудия — выбросился на берег

Корветы

​ Нежм Фишан 24 орудия

​ Фейзе Меабуд 24 орудия — выбросился на берег

​ Гюли Сефид 22 орудия — взорвался

Пароходофрегат

​ Таиф 22 орудия — ушёл в Стамбул

Пароход

​ Эркиле 2 орудия

Бой с турецкими пароходами

Изображение

В октябре 1853 года фрегат, находясь в составе отряда контр-адмирала М. Н. Вукотича, вышел в крейсерство из Севастополя к Сухум-Кале. 11 (23) ноября в 12 милях от мыса Пицунда фрегат, шедший под командованием молодого капитан-лейтенанта Скоробогатова, был атакован тремя турецкими пароходофрегатами под командованием адмирала Мустафы-паши, имевшими, в общей сложности, 62 орудия калибром до 60 фунтов. .

В общей сложности корабли противника имели 6 10-дюймовых орудий, 12 36-фунтовых, 44 18-фунтовых и 900 человек экипажа. При этом турецкими пароходами командовал английский адмирал Слейд , принимавший участие в бое турецких кораблей против русского брига «Меркурий» в 1829 году, а команда Скоробогатова, как и сам капитан, не имела боевого опыта.

Встретившись в «Флорой», турецкие корабли направились к её носовой части и открыли огонь, но фрегат уклонился под ветер и не допустил поражение продольным огнём неприятеля. Выполняя этот манёвр фрегат повернулся к неприятелю левым бортом и открыл батальный огонь, длившийся около двадцати минут. Из-за меткости огня с русского корабля, турецким пароходам пришлось прекратить стрельбу и отступить. Отошедшие пароходы сошлись для совещания, продолжавшегося 10 минут. Скоробогатов воспользовался этим временем, чтобы заделать пробоину и занять первоначальное положение.

После совещания пароходы возобновили атаку. На вторую атаку «Флора» ответила повторением первого манёвра и батального огня с того же левого борта. На этот раз огонь продолжался 30 минут, по прошествии которых турецкие корабли вновь отступили. Они повторяли нападения с 2 до 6 часов, после чего отошли и оставались вне пределов досягаемости до рассвета, а «Флора» направилась к берегу.

На следующее утро на фор-брам-стеньге «Таифа» — одного из турецких кораблей — был поднят вице-адмиральский флаг . В половине шестого в четырёх милях от берега показалась русская шхуна «Дротик» с выкинутыми веслами. Два парохода неприятеля пустились в погоню, а адмиральский корабль продолжил преследование «Флоры». Увидев, что шхуне угрожает опасность, капитан Скоробогатов решил атаковать преследовавший его пароход, чтобы заставить остальные два парохода оказать ему помощь и прекратить преследование «Дротика».

Пароходы действительно вернулись, чтобы оказать помощь адмиральскому. Поскольку все три парохода держались рядом, «Флоре» удалось нанести им значительный урон. К девяти часам утра пароходы отступили. Когда они уже находились вне пределов досягаемости, адмиральский пароход был взят на буксир.

Бой проходил в условиях маловетрия и русский фрегат имел всего полтора-два узла хода. За время боя с «Флоры» было выпущено 437 ядер. Фрегат получил две надводные пробоины, среди экипажа потерь не было. Связано это было с плохой, слишком торопливой стрельбой турок и с тем, что их выстрелы были, главным образом, направлены на повреждение такелажа, с целью лишить русский корабль возможности маневрирования.

В основе этого успеха, с одной стороны, лежала хладнокровная распорядительность и мужество капитана Скоробогатова, храбрость и знание дела его команды, с другой — робость и невежество английского советника и турецкого адмирала, не сумевших воспользоваться ни преимуществом паровых кораблей для одновременной атаки с разных сторон, ни крупнокалиберными бомбическими пушками, которыми можно было атаковать, находясь вне пределов досягаемости русского фрегата.

Бой брига с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей»

Изображение

Победа брига «Меркурий» в бою с двумя турецкими линейными кораблями — один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны, демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Данный эпизод получил широкую огласку, члены экипажа и сам корабль были щедро награждены. Отчасти широкую пропаганду подвига брига можно объяснить желанием затушевать произошедшую двумя днями ранее позорную сдачу без боя фрегата «Рафаил»

Хронология боя

Три русских военных корабля — фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» — крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони: несмотря на то, что были поставлены бом-брамсели, стаксели, лисели и в ход были пущены вёсла, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». На одном корабле находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.

Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Первым высказался самый младший по чину — штурманский поручик И. Прокофьев. Он предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю

В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в вёсла, выбив гребцов с банок. В это время Казарский сидел на юте и не разрешая стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды. Это вызвало замешательство команды. Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают — они везут нам Георгия…» Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать вёсла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.

Первым атаковал трёхдечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухдечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели. Тем не менее, мачты оставались невредимыми и «Меркурий» сохранял подвижность. Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировались матросами.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привёлся к ветру для ремонта. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.

Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею» — «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлёк за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать. «Реал-бей» привёлся в бейдевинд и лёг в дрейф.

«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения и потеряв 10 из 115 человек экипажа убитыми и ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему из Сизополя.

Потери и повреждения

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)

В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6 (в некоторых источниках говорится о восьми раненых) человек. Согласно рапорту Казарского было ранено шесть нижних чинов, при этом сам Казарский получил контузию головы.

Корабль получил следующие повреждения:

​ 22 пробоины в корпусе

​ 133 пробоины в парусах

​ 16 повреждений в рангоуте

​ 148 повреждений в такелаже

​ все гребные суда на рострах оказались разбиты

​ повреждена одна карронада.

Убитых с турецкой стороны, по официальным данным, нет — команда «Меркурия» ставила своей основной целью повреждение рангоута и такелажа противника, куда и были направлены выстрелы.

Примечательно, что во время боя на «Реал-Бее» вместе со своей командой находился предыдущий командир «Меркурия» — пленный капитан 2 ранга Стройников, без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат «Рафаил».

Реакция

Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».

Типы кораблей на то время.

Лине́йный кора́бль (парусный)

 

(англ. ship-of-the-line, фр. navire de ligne) — класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики.

Изображение

 

Фрегат

 

Военный трёхмачтовый корабль

Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, то есть действий в интересах линейного флота, так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника. В этом смысле фрегаты являются предшественниками крейсеров.

При этом термин «фрегат», в эпоху парусного флота, являлся достаточно условным (неофициальным), как наименование класса кораблей использовался редко. В Британском ВМФ парусные фрегаты соответствовали кораблям шестого и пятого ранга (линейные корабли — корабли четвёртого ранга и выше).

Spoiler
Шестому рангу соответствовали малые фрегаты, имевшие 25-28 пушек, фрегаты пятого ранга имели до 44 пушек. Важное отличие фрегатов от линейных кораблей — единственная батарейная палуба. Это касается только кораблей шестого ранга; на тяжёлых фрегатах пятого ранга орудия, как правило, располагались на двух орудийных палубах (закрытой и открытой — см. изображение). Самое же главное отличие фрегатов от линейных кораблей заключается в назначении — фрегаты, в отличие от линейных кораблей, не были предназначены для ведения боя в линии. Фрегаты использовались в качестве как самостоятельной боевой единицы, так и флагмана небольших эскадр. Фрегаты действовали на морских коммуникациях, контролируя торговые пути, использовались для связи между эскадрами, несли разведку, участвовали в блокаде портов, сопровождали конвои. Фрегаты часто использовались в операциях вдали от основной базы флота поскольку, обладая значительно лучшими чем линейные корабли мореходными качествами, могли эффективнее (быстрее и дешевле) преодолевать большие расстояния.

Изображение

Пароходофрегат

 

Фрегат, имевший кроме парусного вооружения паровой двигатель и гребные колёса в качестве двигателя.

Spoiler
Первым построенным в России пароходофрегатом стал «Богатырь» (спущен на воду со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1836 году, вооружение — 28 пушек, мощность паровой машины — 260 л. с.). Строитель - М.Н. Гринвальд.
Крупнокалиберная артиллерия устанавливалась на пароходофрегатах в оконечностях, для чего корпуса этих кораблей делались более прочными и тяжёлыми, чем у обычных пароходов, а обводы корабельного корпуса — полнее (от этого ухудшались ходовые качества). Сделать пароходофрегаты одновременно и паровыми, и парусными кораблями не удалось. Они имели недостаточную парусность, а из-за громоздкости паровых машин на них очень часто нельзя было установить третью мачту таким образом, чтобы центр тяжести занимал надлежащее положение. Колёса, вал, мотыли, верхние части котлов были расположены выше ватерлинии и поэтому подвергались во время боя действию вражеских снарядов. При плавании в штормовую погоду и при сильной бортовой качке колёса попеременно меняли своё углубление, из-за чего уменьшалось их полезное действие как двигателей.

Изображение

P.S. Прошу строго не оценивать, так как это моя первая тема.
Изменено пользователем firsov1996

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Статья для первого раза неплохая, но не обошлось без ошибок.

1. Стена текста - не есть хорошо. Текст у вас уже разделен на подпункты, просто уберите его под спойлеры.

2. Уберите сноски с википедии.

А в остальном все неплохо, спасибо за статью!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

а чё сразу книгу не переписал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Название темы - Военно-Морской Флот Российской Империи,

а содержание с "Во второй половине XVIII" по середину XIX - и только про Черноморский флот.

Не тема, а какой то "винегрет" из вырезок- суть не понятна :amazed:

Что вы ней хотели донести ?

Цитата

Текст и картинки взял из своей старой презентации.
Какая тема презентации и что презентовали, кому ?

А что за ссылки на литературу?

Цитата

Ничего, пускай пугают — они везут нам Георгия…»[22]

Цитата

В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды[22].
Думаю не стоит лукавить и честно признаться какой это источник  :trollface:

Например Бой с турецкими пароходами  :glasses:

Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

Просмотр сообщенияlerov (09 Ноя 2013 - 08:46) писал:

Название темы - Военно-Морской Флот Российской Империи,
а содержание с "Во второй половине XVIII" по середину XIX - и только про Черноморский флот.
Не тема, а какой то "винегрет" из вырезок- суть не понятна :amazed:
Что вы ней хотели донести ?
Какая тема презентации и что презентовали, кому ?
А что за ссылки на литературу?
Думаю не стоит лукавить и честно признаться какой это источник  :trollface:
Например Бой с турецкими пароходами  :glasses:
Изначально так называлась моя презентация. Её я готовил для выступления перед классом и поэтому (да, я брал текст из википедии) печатный текст мне сдавать не нужно было, а показывал я только картинки, я ссылки из википедии не удалял.
Поскольку часть, которая относилась непосредственно к самому флоту, мне показалось уже есть на форуме, я её не вставил, а название не смог новое придумать.
Изменено пользователем firsov1996

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
5 публикаций
7 боёв

Для первого раза, очень даже неплохо! Ждем новых материалов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
197 публикаций
37 боёв

Спасибо, мне понравилась информация и картинки

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
475 публикаций

Если по теме, то надо было начать с ботика Петра Первого - это прадед флота Российского. К концу царствования Петра Россия имела больше 1000 военных кораблей,

из них больше ста фрегатов и линейных кораблей.  Тема интересная - лови + :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
9 публикаций
208 боёв

Вот конечно странно на форумах очень интересно читать а вот к примеру на уроках истории можно даже заснуть . Как то странно  вам не кажется?

 

Я думаю что в интернете другая атмосфера  кто согласен ставьте +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

Просмотр сообщенияmikmik00 (09 Ноя 2013 - 22:30) писал:

Вот конечно странно на форумах очень интересно читать а вот к примеру на уроках истории можно даже заснуть . Как то странно  вам не кажется?

Я думаю что в интернете другая атмосфера  кто согласен ставьте +
В интернете ты не будешь читать, то, что тебе не интересно, плюс в интернете стараются подать информацию так, чтобы другим было понятно и интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

Я удивлён настолько неравный бой, видно правда, турки моряки никакие. Это нисколько не умаляет мужества русских моряков

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
34 публикации
518 боёв

Просмотр сообщения_Sudden_Death_ (11 Ноя 2013 - 12:32) писал:

Такие статьи куда приятней читать чем современные новости. :))
полностью подерживаю!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
168 публикаций
1 238 боёв

При плавании в штормовую погоду и при сильной бортовой качке колёса попеременно меняли своё углубление, из-за чего уменьшалось их полезное действие как двигателей.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×