Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Проект 617 / Проект 643

 

cd50553e02d0.jpg

 

 

 

Проект 617

История проекта:

После Второй Мировой войны Советскому Союзу, в отличие от англичан и американцев, не удалось заполучить установки, наработки и документы, связанные с проектом инженера Г. Вальтера (Суть его проекта сводилась к использованию высококонцентрированной перекиси водорода, которая разлагалась в специальном устройстве на водород и кислород. Последний поступал в камеру сгорания, куда впрыскивалось особое топливо и пресная вода. Образовавшаяся парогазовая смесь, находящаяся под высоким давлением и температурой, поступала в турбину. После чего продукты сгорания охлаждались, ненужную углекислоту откачивали за борт, а вода направлялась на очередной рабочий цикл). И хотя в 1946 г. собрали группу немецких специалистов, занимавшихся их созданием и испытаниями (немецкие подводные лодки типа XXVI), больше пришлось полагаться на собственные силы.

 

    Проект отечественной подводной лодки с аналогичной силовой установкой составили в ЦКБ-18 наркомата судостроительной промышленности под руководством главного конструктора А.А. Антипина. Проекту был присвоен номер 617. СКБ-143 занималось проектированием энергетической установки. При проектировании был учтен и советский, и иностранный опыт создания единых двигателей. Предэскизный проект закончили в конце 1947 года. В мае 1948 года все работы по проекту 617 передали в СКБ-143.

Корпус выполнили максимально обтекаемым, с тщательно "зализанной" надстройкой, рубки, как у кораблей предыдущих проектов, не было. Лодка имела шесть отсеков. ПГТУ располагалась в 5-м (турбинном) отсеке, который при работе турбины герметизировался и покидался личным составом. Пост управления энергетической установкой находился в 4-м отсеке.

 

    В 1-м. носовом, отсеке находилось вооружение - торпедные аппараты (вооружение состояло из шести торпедных аппаратов с шестью запасными торпедами), следующий был жилым, одновременно в нем под настилом разместили аккумуляторные батареи. За ним располагался традиционный центральный пост. В 4-м отсеке смонтировали вспомогательные механизмы, дизель-генератор и пункт управления парогазовой турбиной, за которой наблюдали через особые оконца. Сама она была в герметичном и необитаемом 5-м отсеке. 103 т перекиси водорода, вещества крайне агрессивного, склонного вспыхивать при соприкосновении с деревом, бумагой и тканями, держали в 32 мешках из искусственного материала, запас специального топлива для турбины, хранившегося в 2 цистернах вне прочного корпуса, составлял 13.9т. дизельного - 88.5т. И турбина, и дизель-электрическая система работали на один гребной вал. В последнем, 6-м, отсеке стоял электродвигатель ПГ-105 мощностью 200 л.с., служивший для движения экономическим ходом на поверхности воды.

Корпус подводной лодки имел относительно малое удлинение (1_/В=10.2), эллипсоидальное сечение миделя (Н/В=1.2), и небольшое, хорошо обтекаемое ограждение шахты входного люка (боевая рубка отсутствовала) и выдвижных устройств. Особое внимание обращалось на уменьшение сопротивления движению в подводном положении (уменьшена площадь вырезов в легком корпусе, рационально спроектировано кормовое оперение и так далее) для достижения высокой скорости. Энергетическое оборудование подводной лодки проекта 617 состояло из стандартной дизельэлектрической установки и парогазовой турбины, предназначенной только для движения в подводном положении с большой скоростью (от 10 до 20 уз).

 

    Дизель-электрическая установка состояла из дизеля марки 84 23/30 мощностью 600 л.с. при 1000 об/мин, гребного электродвигателя ПГ-100 — 540 л.с.. 7675 об/мин. дизель-генератора 64 —450 л.с., 1000 об/мин, электродвигателя экономического хода ПГ-105 — 200 л.с.. 160 об/мин и аккумуляторной батареи типа 26 СУ из 112 элементов: размещалась она в основном в 4-м отсеке, за исключением аккумуляторной батареи (во 2-м отсеке) и электродвигателя экономического хода (в 6-м отсеке). Установка обеспечивала надводный ход лодки, плавание в подводном положении на перископной глубине под устройством РДП и под гребными электродвигателями с питанием от аккумуляторной батареи (со скоростями 2—9 уз), а также зарядку АБ.

 

    В состав ПГТУ входила парогазовая турбина мощностью 7250 л.с., камера разложения, камера горения, конденсатор смешения и компрессор высокого давления. Для обеспечения процесса работы турбины в расположенных в легком корпусе эластичных мешках из синтетического материала размещался запас маловодной перекиси водорода концентрации 80% («продукт 030») в количестве 103.4 т и углеводородное топливо в цистернах — 13.9 т.

Установка работала по следующей схеме: перекись водорода подавалась в камеру разложения, где она с помощью специального окисного катализатора разлагалась на газообразный кислород (37%) и водяной пар (63%). Далее парокислородная смесь с температурой около 485°С поступала в камеру горения, куда одновременно подавались топливо и питательная вода для снижения температуры продуктов горения с 2000 до 550°С. Парогазовая смесь из камеры горения, пройдя чрез тепловой аккумулятор (сепаратор), поступала в турбину с постоянной температурой 550°С и переменным, в зависимости от нагрузки турбины, давлением (номинальное давление 21,0 кгс/см2). Отработанная парогазовая смесь из турбины направлялась в конденсатор смешения, в котором она охлаждалась, перемешиваясь с питательной водой, подаваемой в конденсатор.

 

    Углекислый газ из газосборника конденсатора отсасывался винтовым компрессором и отводился за борт. Сконденсировавшиеся пары воды насосом, прокачивались через забортный холодильник и частично возвращались в конденсатор смешения, другая часть конденсата подавалась в камеру горения для поддержания температурного режима работы установки. Излишки конденсатной воды вместе с углекислым газом выводились компрессором за борт. Вследствие сравнительно большого расхода перекиси водорода и топлива, для компенсации изменяющейся нагрузки лодки автоматически осуществлялся дозированный прием забортной воды в цистерну замещения.

 

    Для обеспечения функционирования ПГТУ на лодке находились следующие уникальные технические устройства:

  • Блок из трех насосов, обеспечивающих синхронную подачу перекиси водорода, топлива и питательной воды к четырехкомпонентному регулятору, который в зависимости от режима работы установки автоматически обеспечивал дозированную подачу рабочих компонентов — перекиси, топлива, питательной воды и воды замещения:
  • Трехкомпонентный переключатель для подачи перекиси в камеру разложения, топлива и  питательной воды в камеру горения.

Таким образом, количество «продукта 030», топлива и конденсатной воды, подаваемых в камеру разложения и камеру горения, регулировалось автоматически, в зависимости от заданной нагрузки турбины. Мощность установки передавалась на гребной вал через двухступенчатый редуктор. На этот же вал работала и дизель-электрическая установка.

 

    ПГТУ была рассчитана на длительное действие при полной нагрузке в подводном положении на глубинах от 30 до 120 м. и кратковременное (в течение 5 мин) на глубинах до 160 м. Время подготовки установки к пуску составляло 2ч Юс. форсированный пуск установки из холодного состояния с выходом на полную мощность осуществлялся за 9 мин 30 с.

Единственную построенную лодку (С-99) считали опытовой и отнюдь не случайно, ибо одновременно с несением службы подводники экспериментировали с отечественным "вальтером”, проверяя столь необычную силовую установку на разных режимах.

 

    «И все же, бесспорно, подводная лодка проекта 617 сыграла важную роль в подводном кораблестроении» – писал доктор технических наук, вице-адмирал В.Н.Буров – «Из-за высокой подводной скорости хода при проектировании и испытаниях этой лодки встретился ряд новых, сложных задач в области ходовых качеств, управляемости, устойчивости движения, которые были успешно решены. Эта лодка была определенным этапом в развитии скоростных подводных лодок, и в этом отношении ее особая ценность».

 

    Через некоторое время взялись за разработку корабля усовершенствованного проекта 643. Надводное водоизмещение предполагалось довести до 1865 т. скорость хода в погруженном положении должна была составить не менее 22 узлов, в отличие от С-99 его собирались выполнить двухвальным. Однако с 1952 г. советские корабелы и ученые уже трудились над проектированием кораблей проекта 627. ставших первыми отечественными подводными атомоходами. Поэтому дальнейшие работы над капризными и, как показал опыт, небезопасными парогазовыми турбинами сочли разумным прекратить.

 

Схема проекта:

 

6230a608214e.gif

1 — стабилизатор; 2 — привод вертикального руля; 3 — вертикальный руль; 4 — входной люк; 5 — электродвигатель экономического хода; 6 — редуктор второй ступени; 7 — конденсатный насос с электродвигателем; 8 — редуктор первой ступени; 9 — выгородка замещения топлива; 10 — главный конденсатор; 11 — пульт управления ПГТУ; 12 —щит управления главными гребными электродвигателями и вспомогательным генератором; 13 —цистерна судового запаса масла; 14 — вспомогательный двигатель 64 23/30; 15 — поплавковый клапан РДП; 16 — шахта устройства РДП; 17 — цистерна замещения продукта 030; 18 — провизионный погреб; 18 — пневмогидравлический аккумулятор системы гидравлики; 20 — шахта подачи воздуха к дизелям е ограждении рубки; 21 — антенна «ВАН-5»; 22 — гидроподъемник антенны «ВАН-5»; 23 — каюта командира: 24 — рамочная антенна; 25 — 8-метроЕая заваливающаяся антенна; 26 —

перископ ПАНО; 27 — антенна «Флаг»; 28 — 4-метрсвая штырьевая антенна: 29 — прочная рубка; 30 — выгородка батарейного автомата: 31 — каюта: 32 — аккумуляторная батарея 26СУ; 33 — торпедопогрузочный люк; 34 — сигнальный спасательный буй; 35 — запасная торпеда; 36 — носовой горизонтальный руль: 37 — брашпиль; 38 — торпедный аппарат: 39 — якорь; 40 — цепной ящик; 41 — цистерна главного балласта № 1; 42 — гидролокационная станция «Тамир-5ЛС»; 43 — топливная цистерна; 44 — цистерна кольцевого зазора торпедных аппаратов: 45 — торпедо-заместительная цистерна: 46 — цистерна продукта 030; 47 — цистерна быстрого погружения; 48 — уравнительная цистерна: 49 — кормовая дифферентная цистерна: 50 — топливная цистерна: 51 — проточный холодильник; 52 — масляная цистерна редуктора: 53 — приемники станции «Марс-24КИГ»; 54 — койка: 55 — гальюн; 56 — кают-компания; 57 —

штурманская рубка: 58 — основной компас ЗН-08; 59 — рубка радиолокации; 60 — рубка радиосвязи; 61 — рубка гидроакустики; 62 — 4-местная каюта: 63 — камбуз; 64 — главный двигатель 84 23/30; 65 — гребной электродвигатель ПГ-100; 66 —турбина.

 

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение:

  надводное                                                                   950 тонн

  подводное                                                                   1.500 тонн

Скорость:

  полная надводная                                                      11 узлов

  полная подводная                                                      20 узлов

  в режиме ГЭД полным ходом                                     9,3 узла

Дальность плавания (при скорости хода, уз.):

  в надводном положении                                              8.500 (8,5) миль

  в подводном положении при РДП                               8.000 (5,8) миль

  в подводном положении при ПГТУ                             120 (20), 198 (14,2) миль

  в подводном положении под ГЭД                               13,4 (9,3), 32 (2,3) миль

Глубина погружения:

  предельная                                                                  200 метров

  рабочая                                                                        170 метров

Кораблестроительные элементы:

  длина                                                                            62,2 метра

  ширина                                                                         6,08 метра

  осадка средняя                                                            5,08 метра

  конструктивный тип                                                     двухкорпусная

Вооружение:

  533-мм. торпедные аппараты                                    6

  количество и тип мин (взамен торпед)                      20 (АМД 1.000)

  общее количество торпед                                           20

Автономность                                                                45 суток

Экипаж                                                                            51 человек

 

Фотографии уникальной подводной лодки С-99:

 

95416c14aab6.jpg

 

974a98e223ec.jpg

 

9610d84b8d5f.jpg

 

 

 

 

Проект 643

История проекта:

    Еще до окончания испытаний подводной лодки проекта 617 С-99 ЦКБ-18 приступило к проработке различных вариантов новых проектов подводных лодок с ПГТУ. которые отличались от лодки проекта 617 улучшенными тактико-техническими элементами: увеличенным запасом перекиси водорода и топлива, установкой теплового двигателя для обеспечения более длительного подводного экономического хода, увеличенной глубиной погружения, улучшенным радио- и гидроакустическим вооружением.

 

    После ряда проработок различных вариантов (проекты 617М. 635. 647) было составлено и согласовано с ВМФ тактико-техническое задание на разработку проекта двухвальной подводной лодки среднего водоизмещения с ПГТУ. По этому ТТЗ в 1956—1958 годах в ЦКБ-18 (главный конструктор - С.Н.Ковалев) выполнили эскизный и технический проект 643 подводной лодки, существенно отличавшийся от проекта 617 Водоизмещение лодки составляло 1865 т. наибольшая длина — 68,8 м. ширина — 8,5 м. глубина погружения — 300 м. максимальная скорость в подводном положении — 22 уз. дальность плавания ею — 130 миль, дальность плавания экономической скоростью 2,5 уз — 2330 миль. Две линии вала вместо одной в значительной мере увеличивали маневренность подводной лодки и ее живучесть.

 

    Главные двигатели для надводного хода, дизели Д42 (мощностью 2000 л.с.. при 1400 об/мин), имели более совершенную конструкцию, малые габариты, отличались удобством в эксплуатации и более низким уровнем шума.

Кроме них в состав энергетического комплекса входили: две ПГТУ мощностью по 8650 л.с. при 10500 об/мин: два гребных электродвигателя ПГ-130 мощностью по 680 л.с. при 990 об/мин; дизель-генератор ДБ-67 экономического хода, работающий в подводном положении по циклу академика Е.А. Чудакова с использованием перекиси водорода, мощностью 120 л.с. при 2200 об/мин: два гребных электродвигателя экономического хода ПГ-131 мощностью по 122 л.с.при 110 об/мин; аккумуляторная батарея типа 55 СЦ (серебряно-цинковая) — две группы по 144 элемента или типа 28СМ (кислотная)— две группы по 112 элементов.

 

    За счет установки дизель-генератора ДБ-67 время непрерывного пребывания лодки в подводном положении увеличивалось в три раза. При работе дизель-генератора по циклу в дизель поступал, вместо атмосферного воздуха, парокислород. получаемый путем разложения перекиси водорода в специальной камере. В цилиндрах дизеля парокислород с высокими температурой и давлением расширялся и поршень совершал свой первый рабочий ход. Второй рабочий ход. после хода сжатия, совершался при подаче в цилиндры топлива. Отработанные газы, состоящие из углекислого газа, кислорода и паров воды, с помощью компрессора газоотбора отводились за борт через специальные распыливающие устройства.

 

    В надводном положении дизель-генератор работал по обычному циклу на атмосферном воздухе. Его установка давала возможность довести район плавания экономическим ходом под водой до 2300 миль, до полного израсходования перекиси водорода и разрядки аккумуляторной батареи. В турбинном отсеке и отсеке дизель-генератора имелись герметичные коридоры для прохода через отсеки во время работы турбин или дизель-генератора по замкнутому циклу.

 

    В проекте 643 предусматривалось увеличение числа торпедных аппаратов и торпед, внедрение более совершенных средств навигации, связи и наблюдения. Применение стали АК-25 е пределом текучести 6000 кгс/см2 давало возможность обеспечить глубину погружения 300 м.

 

    Технический проект 643 после рассмотрения получил одобрение ВМФ и МОП. но не осуществлялся, так как в это время началось активное строительство атомных подводных лодок. В связи с этим обстоятельством дальнейшее проектирование подводных лодок с ПГТУ и их строительство прекратили.

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение                                                                1.865 тонн

Длина                                                                                 68,8 метра

Ширина                                                                              8,5 метров

Глубина погружения                                                         300 метров

Максимальная скорость в подводном положении          22 узла

Дальность плавания V макс                                             130 миль

Дальность плавания V эконом (2,5 уз)                            2.330 миль

 

 

 

Используемые источники:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
24 публикации

Насколько я плохо слышал (читай: видел, читал и т.д.) подводные лодки не будут реализованы в игре? Да?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Насколько я плохо слышал (читай: видел, читал и т.д.) подводные лодки не будут реализованы в игре? Да?

К великому сожалению, Вы абсолютно правы. По крайней мере пока что не планируется.

Но... Я где-то уже писал и напишу еще раз. Игра про ВМФ без подводных лодок... Это тоже самое, что игра про ВМФ с подводными лодками, но без них. :veryhappy:

Т.е. не игра про ВМФ вообще. Подводный флот всегда занимал очень важное место в военно-морских силах и исключать его вообще из проекта это не есть гуд. По крайней мере это мое личное мнение. 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
214 публикации

подводные лодки очень сложно включить в проект, они могут внести сильный дисбаланс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

подводные лодки очень сложно включить в проект, они могут внести сильный дисбаланс.

Да, потому как это очень мощный инструмент уничтожения даже больших кораблей. И именно поэтому, его не то что можно, а нужно включить в проект! 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
153
[VFF]
Альфа-тестер, Коллекционер
142 публикации
11 157 боёв

К великому сожалению, Вы абсолютно правы. По крайней мере пока что не планируется.

Но... Я где-то уже писал и напишу еще раз. Игра про ВМФ без подводных лодок... Это тоже самое, что игра про ВМФ с подводными лодками, но без них. :veryhappy:

Т.е. не игра про ВМФ вообще. Подводный флот всегда занимал очень важное место в военно-морских силах и исключать его вообще из проекта это не есть гуд. По крайней мере это мое личное мнение. 

 

Ничего, есть же игра про самолёты без тяжелых бомберов ;) По крайней мере пока без. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Ничего, есть же игра про самолёты без тяжелых бомберов ;) По крайней мере пока без. 

Надеюсь, что Wargaming существенно доработает систему с самолетами, потому как без бомбардировщиков игра тоже не особо доставляет. Такое ощущение , что вроде все хорошо, но что-то не то и чего-то не хватает. 

Я думаю, что с кораблями без подводных лодок такая же история будет. По крайней мере, я, как любитель немецкого подводного флота, сильно огорчусь отсутствием подводных лодок класса U-VII и U-IX.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Давайте не будем сваливаться до обсуждения нужны ли подводные лодки в игре или нет. Для этого есть отдельная тема.

 

А вот статья интересная, с большим удовольствием прочитал. Осталось только дать ссылочку на первоисточник)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Давайте не будем сваливаться до обсуждения нужны ли подводные лодки в игре или нет. Для этого есть отдельная тема.

 

А вот статья интересная, с большим удовольствием прочитал. Осталось только дать ссылочку на первоисточник)

Добавлено!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
206 публикаций
185 боёв

поддержу Танковика, статья действительно достойная, а вот обсуждение самой игры тут как бы не уместно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

поддержу Танковика, статья действительно достойная, а вот обсуждение самой игры тут как бы не уместно.

Спасибо! Сегодня уже пару моих статей снесли, вот и решил подобрать что-нибудь эксклюзивное! :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

поддержу Танковика, статья действительно достойная, а вот обсуждение самой игры тут как бы не уместно.

полностью согласен

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
103 публикации

Вопрос касательно не только этой лодки.

А как отводятся на ПЛ выхлопные газы с дизелей ?

Двигателя то работают - ладно для работы они берут воздух из самого окружения, а выхлоп ну не за борт же .

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
498 публикаций

Интересная статья, но стоит добавить фотографии 643 проекта.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Вопрос касательно не только этой лодки.

А как отводятся на ПЛ выхлопные газы с дизелей ?

Двигателя то работают - ладно для работы они берут воздух из самого окружения, а выхлоп ну не за борт же .

 

Когда вы плывете по поверхности воды в маске. То для дыхания вы используете трубку. 

ys2l.jpg

Точно также когда подводная лодке находится на поверхность из ограждения рубки выдвигается "трубка" шноркель. Через которую и "дышит" подводная лодка на поверхности.  

470px-U-3008_Key_West.jpg

Также оттуда забирается воздух для вентиляции и пополнения запаса сжатого воздуха для продувки балласта. Выхлоп отводится чуть в сторону. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
103 публикации

Когда вы плывете по поверхности воды в маске. То для дыхания вы используете трубку. 

Также оттуда забирается воздух для вентиляции и пополнения запаса сжатого воздуха для продувки балласта. Выхлоп отводится чуть в сторону. 

 

Ну это если перископная глубина.

Спасибо за два развернутых ответа.

Действительно чет я завтыкал насчет акуммов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Когда вы плывете по поверхности воды в маске. То для дыхания вы используете трубку. 

ys2l.jpg

Точно также когда подводная лодке находится на поверхность из ограждения рубки выдвигается "трубка" шноркель. Через которую и "дышит" подводная лодка на поверхности.  

470px-U-3008_Key_West.jpg

Также оттуда забирается воздух для вентиляции и пополнения запаса сжатого воздуха для продувки балласта. Выхлоп отводится чуть в сторону. 

 

Немного не точная информация. Шноркель использовался только при необходимости использовать дизели в подводном положении, либо же пополнить запасы кислорода без всплытия.

 

Стандартно выхлопы выводились с помощью обычных выхлопных труб на субмарине. Это очень хорошо видно на чертеже ПЛ тип "Л" II серии

Внимание! Очень большой размер оригинального фото:

0f252e7a39c3.jpg

Красным выделена силовая дизельная установка, газоотвод, муфта и глушитель.

 

 

 

P.S. Использовать шноркель постоянно было бы крайне не рациональным решением для такой тривиальной задачи, как вывод выхлопов за пределы субмарины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
153 публикации

в итоге, в теме обсуждается не сама лодка данного проекта, а общие вопросы, думаю это не совсем коректно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

в итоге, в теме обсуждается не сама лодка данного проекта, а общие вопросы, думаю это не совсем коректно

Ну, тут я с Вами не соглашусь. Обсуждаемая проблема - это техническая сторона вопроса, актуальная для многих подводных лодок.

Было бы не совсем корректно, если бы обсуждение выхлопов дизельных установок велось где-нибудь в теме про надводные корабли, а так все норм. В теме о подводной лодке идет обсуждение особенностей ПОДВОДНЫХ ЛОДОК :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×