Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
77zmei

Загадка Амурского лимана

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
9 публикаций
1 423 боя

 

09908b140f1ed40419ceee5c1438c00f.gif

 

Предисловие

 

Сколько их было, российских первопроходцев, знаменитых и неизвестных первооткрывателей новых земель! Одни, ней более удачливые, подарили Отечеству открытые ими острова, земли, проливы... Другие сгинули безвестно — кто в честном единоборстве с дикими бескрайними просторами, а кто и по вине костных царских чиновников, не способных оценить громадного для России значения открытия и освоения новых пространств. Но имена Хабарова, Дежнева, Беринга, Невельского и многих-многих других исследователей Востока и Севера вечно будут жить — в названиях городов, морей и проливов, мысов и полуостровов, рек и горных вершин...

Более трех веков отделяет нас от первых русских экспедиций по морям Тихого океана. Так, в 1643 году из Якутска на восток по Лене, Амуру и его притокам отправился отряд Василия Пояркова. Преодолев Становой хребет, а далее — по Зее и Амуру отряд вышел в Сахалинский залив и Охотское море. 

Spoiler

 

Позже этим же путем отправился на Амур отряд Ерофея Хабарова, основавший здесь первые русские поселения.

 

Ходил «встреч солнца» и отважный русский первооткрыватель казак Семен Дежнев. Выйдя в 1648 году из устья Колымы, он открыл Большой Каменный Нос, именуемый ныне мысом Дежнева. 

 

Особое внимание уделялось освоению восточных земель в XVIII веке. Так, в 1713 году Петр I подписал специальный указ об отыскании морского пути на Камчатку. В конце 1724 года создается так называемая Первая Камчатская экспедиция, которой поручается выяснить существование пролива между Азией и Америкой. Возглавлял ее офицер русского флота Витус Беринг, Экспедиции удалось открыть пролив, впоследствии названный Беринговым, а также описать отдельные участки побережья Камчатки и Чукотки. 

 

Идея использовать Амур для доставки по нему грузов из Сибири для русских дальневосточных поселений получила развитие уже в XIX веке. Загадка Амурского лимана, разрешить которую пытались многие известные путешественники — французский мореплаватель Лаперуз, знаменитый русский исследователь И. Крузенштерн, командир брига «Константин» А. Гаврилов, так и оставалась нерешенной — обнаружить фарватер в устье Амура так и не удалось. И лишь в середине века это географическое «белое пятно» было стерто с карты России экспедицией капитан-лейтенанта Г. И. Невельского, командовавшего небольшим парусным транспортом «Байкал»... 

 

Начало пути

 

Вторник 21 августа (2 сентября) 1848 года выдался пасмурный, дождливый, ветреный. На причале немногочисленные провожающие. Отслужили молебен. Оркестр исполнил "Боже, царя храни". С малого Кронштадского рейда парусный транспорт "Байкал" отправился в далёкий и неизведанный путь. Экипаж судна, кроме лично капитана Г.И.Невельского, не только не знал, но и не предполагал, какие грандиозные задачи им назначено выполнить, с какими трудностями им предстоит встретиться и преодолеть их.

Spoiler

4e6b89f3dcdf9a853bc7a9f43a77d91d.jpg

 

 Неимоверно храбрый, искренний и честный тридцатипятилетний капитан-лейтенант флота Российского Г.И.Невельской добровольно выбрал свой тяжкий жребий, чтобы, образно говоря, укротить дикого хищника и не угодить в пасть Чёрному Дракону. Знал ли он тогда, что название реки Амур по-китайски звучит Хэйлунцзян, и в переводе означает "Река Чёрного Дракона"?

78ef9b0db902bc0f2349cccb1764d12a.jpg

 

  Но не только непредсказуемость и опасность "Чёрного дракона" подстерегала Геннадия Ивановича. Ещё труднее, оказалось, преодолеть бездумное и дикое сопротивление некоторых царских сатрапов, прежде всего государственного канцлера управляющего министерства иностранных дел графа Карла Васильевича Нессельроде, и многих других его приближённых.

  Но такое преодоление ещё ожидало Г.И.Невельского впереди.

  

  По своей личной инициативе и при непосредственной поддержке адмирала Ф.П.Литке в 1847 году капитан-лейтенант Г.И.Невельской получил назначение на должность командира военно-транспортного парусного судна "Байкал", который предназначался для доставки морским путём с Балтики на Камчатку груза, в том числе военного назначения.

  

  Безусловно, Невельской, принимая такое решение, рисковал будущей морской карьерой, но он был одержим своей идеей исследования Приамурья, Приморья и Сахалина. Своё назначение на "Байкал" Невельской, тем не менее, рассматривал как первую маленькую удачу для решения свой главной задачи в жизни.

 

 

Кругосветное плавание

 

Начиная с 1803-1806 годов, когда первое кругосветное плавание на шлюпах "Надежда" и "Нева" совершили И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский, русские мореплаватели в последующие годы уже более сорока лет регулярно бороздили дальние трансокеанские просторы, что значительно превышало количество подобных экспедиций англичан и французов вместе взятых. А некоторые русские мореплаватели совершили подобные опасные кругосветные плавания на парусниках дважды и трижды. И это, можно считать, стало обычной хорошей флотской традицией. В большинстве своём такие плавания для надёжности и подстраховки совершались в составе двух кораблей.

Spoiler

 

 

 

 Первая стоянка "Байкала" предусматривалась согласно плану перехода в известном морякам всего мира английском порту Портсмут. 16 (28) сентября 1848 года вызванные лоцманы завели "Байкал" в гавань. Две недели русские моряки провели в Англии. Главная задача - подготовиться к плаванию через Атлантику. Г.И.Невельской для офицеров организовал экскурсии в Лондон, посещение Королевского морского музея в Гринвиче. Для матросов было разрешено увольнение в группе по пять человек во главе с унтер-офицером.

 

   Однако случилось одно неприятное происшествие. Дело в том, что на "Байкале" помимо экипажа была снаряжена ещё группа ремесленников-мастеровых в количестве 12 человек, которых Г.И.Невельскому предписывалось доставить в Петропавловск. Один из этих крепостных некто Александр Яковлев совершил в Портсмуте побег с корабля. Объявленный розыск беглеца и принятые меры по его поимке и возвращению на судно успеха не имели. Данный инцидент вскоре забыли.

 В конце сентября 1848 года "Байкал" был готов продолжать своё плавание и, снова встав под паруса при попутном ветре, отправился, пересекая Атлантический океан в южном направлении, к берегам Бразилии. Отдохнувшие матросы выглядели весело и бодро. Непрерывно неслась ходовая вахта. Под контролем командира штурманский состав осуществлял постоянные метеорологические и гидрологические исследования, систематически велись астрономические наблюдения с целью контроля счисления и измерения земного магнетизма, или как тогда говорили, "производились наблюдения за наклонением и склонением магнитной стрелки". Матросы проводили необходимые корабельные работы для поддержания условий благоприятного плавания. Готовились к обряду пересечения экватора - старинной морской традиции.

  В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабаках, положив ноги на стол. Если же моряку доводилось ещё и неоднократно огибать мыс Горн, то "совет старых морских волков" награждал его специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Такой моряк имел право... красить ноготь на мизинце левой руки, что вызывало зависть у моряков, не имевших этих "привилегий".

 

 Г.И.Невельской не препятствовал проведению весёлого морского праздника, соблюдая все присущие этому дню ритуалы. Без раздачи команде рому, естественно, не обошлось.

  Экватор пересекли 30 октября (11 ноября) 1848 года. При этом следует обратить внимание, что при плавании в экваториальных широтах, как правило, наблюдается безветрие, ясная и штилевая погода. Так было и на этот раз. Под влиянием течений северных направлений, на которые указывал ещё И.Ф.Крузенштерн во время своего первого кругосветного плавания, "Байкал", не имея хода и находясь по существу в дрейфе, сносило к северу.

  

   Примечание: В порядке информации. Направление течения определяется "из компаса". Ветер дует "в компас".

  

   Таким образом, можно сказать, что в силу случайных навигационных обстоятельств "Байкалу" пришлось трижды пересекать условную линию земного экватора.

  В итоге после двухмесячного плавания по Атлантическому океану "Байкал" достиг Южной Америки и 15 ноября (27 ноября) 1848 года прибыл в бразильский порт Рио-де-Жанейро, находящийся на широте вблизи Южного тропика Козерога.

 

Ранним утром 1 (14) декабря 1848 года при попутном ветре "Байкал" покинул дружелюбный и весёлый город Рио-де-Жанейро и взял курс вдоль побережья к мысу Горн - южной оконечности Южной Америки. Надлежало пройти на юг и преодолеть хорошо известную морякам своей жестокой штормовой погодой зону сороковых широт. Пройти проливом Дрейка, обогнув материк, чтобы выйти на просторы Тихого океана.

  

  Поначалу плавания Атлантический океан был спокоен. Такая благоприятная обстановка всегда настораживает и заставляет мореходов внимательно следить за признаками, свидетельствующими об изменении погоды. По мере приближения к "сороковым ревущим" погода стала ухудшаться.

 

Началось подлинное столпотворение - кругом ходили высоченные водяные горы. "Байкал" бросало как щепку. Качка была беспощадной, западные ветры рвали снасти и паруса, волны перекатывались по палубе, увлекая за собой всё, что было плохо закреплено, и что, как говорят, плохо лежало.

 

  "Ни в одном путешествии не встречается такого неудачного и беспокойного плавания, как мы вытерпели на нашем переходе", - писал в своих письмах старший помощник командира "Байкала" лейтенант Пётр Васильевич Казакевич. Все вспоминали добрыми словами строителей из Финляндии, построивших их парусник таким мореходным и остойчивым.

  Постепенно всё дальше и дальше моряки уходили от злополучного мыса Горн под защиту западного южно-американского побережья. Становилось теплее, можно было снова 

проветривать судовые помещения, сушить ставшее влажным обмундирование. А затем вновь наступила полоса безветрия, позже сменившаяся противными ветрами, затруднявшими переход.

 25 января (6 февраля) 1849 года открылся чилийский берег и 2 февраля (15 февраля) "Байкал" встал на якорь в Чилийском порту Вальпараисо.

 

Не более четырёх суток отдыха Г.И.Невельской позволил экипажу: во что бы то ни стало нужно было привести "Байкал" в Петропавловск своевременно, а впереди расстилался ещё почти весь непредсказуемый Великий (Тихий) океан. При благоприятном стечении обстоятельств, как предполагал Г.И.Невельской, можно будет дать более продолжительный отдых морякам на Гавайских (Сандвичевых) островах.

  

   С начала XIX века русские корабли, совершая кругосветные плавания, регулярно посещали Гавайские острова, где построили русскую крепость. Вождь острова Кауаи даже изъявлял желание войти в состав Российской Империи. Однако Император Александр I отказался принять Гавайские острова в состав Российской империи.

 Очередное почти двухмесячное плавание по Тихому океану для "Байкала" оказалось на редкость благоприятным: почти полное отсутствие штормов, солнечная погода, попутный ветер. Экипаж выглядел бодрым, отдохнувшим, больные быстро поправлялись. Всё свободное время отводилось судовым работам.

  

  31 марта (12 апреля) 1849 года на рейд Гонолулу транспорт "Байкал", сверкая свежей покраской и ухоженной парусной оснасткой, пришел, словно, прибыл на смотровое учение, как будто не было более чем полугодового труднейшего плавания.

 

Но даже и из такого райского уголка земли, каким являются Гавайские острова, морякам приходится когда-нибудь уходить. Наступило такое время и для экипажа парусного транспорта "Байкал". Г.И.Невельской отдал приказ идти на север, в далёкую Камчатку. Изредка налетали шквалистые ветры, иногда шёл дождь, начались пасмурные дни и ночи, с каждым днём становилось холоднее: чувствовалось дыхание севера.

  Г.И.Невельской рассчитывал на длительное плавание, но попутный ветер, сопровождавший транспорт почти всё время оставшегося пути, к общему удовлетворению, ускорил время прибытия в конечный пункт назначения.

  

Вскоре моряки увидели снежные вершины Камчатки. И хотя суровая картина предстала их глазам, на душе у каждого из них потеплело: транспорт подходил к восточной окраине России. Из-за сильного снегопада "Байкал" сразу не смог войти в Авачинскую губу. Только на следующие сутки 12 мая (24 мая) 1849 года "Байкал" встал на якорь в Петропавловской гавани. В результате огромное расстояние было пройдено за 8 месяцев и 23 дня. В общей сложности Г.И.Невельской позволил транспорту стоять в промежуточных портах по маршруту следования всего 33 дня.

 
  

Инструкция

 

 В то самое время, когда "Байкал" находился у берегов Чили, в северном полушарии, в зимнем и морозном Санкт-Петербурге 29 января (10 февраля) 1849 года проходило заседание Особого комитета, на котором рассматривалась программа действий и обсуждалась инструкция Г. И. Невельскому, представленная А. С. Меншиковым царю на утверждение. Хитрый и сообразительный А.С.Меншиков, поддерживая инициативного генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева, безусловно, понимал, что благодаря талантливому исполнителю Г.И.Невельскому появился шанс окончательно разрешить так называемый "Амурский вопрос". Инструкция, основное содержание которой было разработано непосредственно самим Геннадием Ивановичем Невельским, после прохождения многочисленных согласований и исправлений, но в основном поддержанная А.С.Меншиковым и, наконец-то была завизирована Императорской подписью.

Spoiler

 

На Камчатку незамедлительно в тот же час курьером были отправлены соответствующие указания. Начальнику Петропавловского порта капитану 1-го ранга Ростиславу Григорьевичу Машину предписывалось встретить надлежащим образом прибывающий в мае 1849 года транспорт "Байкал", произвести его разгрузку и выполнить необходимый ремонт, обеспечить отдых экипажу и всячески содействовать быстрейшему выходу корабля из Петропавловского порта для исполнения данному ему поручения. Утверждённую императором Николаем I Инструкцию для Г.И.Невельского генерал-губернатор Н.Н.Муравьев намерен был вручить ему лично в Петропавловске. С этой целью Николай Николаевич планировал произвести инспекторскую ознакомительную поездку на Дальний Восток и посетить порты Охотск, Аян и Петропавловск на Камчатке.

 

Великое открытие

 

Теперь у руководителя экспедиции было целых три месяца для проведения научных работ, поисков, исследований. Сдав груз, Г. И. Невельской берет курс на Сахалин и через месяц — 12 июня — уже приближается к его восточному берегу.

Spoiler

 

Помня о неудачах предшественников, Г. И. Невельской решает вести поиски пролива между Сахалином и материком на шлюпках. 10 июля три шлюпки и байдарка с пятнадцатью матросами, тремя офицерами и лекарем отправились к устью Амура.

 

 

Сначала экспедиция поднялась от мыса Тебах вдоль левого берега Амура до мыса Куегда, далее — к расположенному на противоположном берегу мысу Мео, а затем спустилась обратно, вдоль правого берега реки до южного мыса Пронге, откуда начинался собственно Амурский лиман. 

http://s5.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/030edd047fbe386c1ae2426aef798a3d.png

 Шлюпка подошла к месту, где, казалось, берега вот-вот сомкнутся.

 

Далее маршрут лежал уже вдоль материкового берега к югу, к самому узкому месту лимана, ширина которого составляла около двух миль, а глубины достигали десяти метров. Итак, теперь не оставалось никаких сомнений в том, что Сахалин — остров.

 

 

Окончательно убедили Г. И. Невельского в этом дальнейшие исследования пролива вплоть до широты 54°40'. Ясно стало и то, что устье Амура вполне судоходно и имеет два выхода — на север, в Охотское море, с глубинами на фарватере свыше трех метров, а также на юг, в Татарский пролив, ранее считавшийся заливом. Глубины на баре — в самом узком месте устья — составляли более четырех метров. 

 http://s6.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/4fd92a09531c9ffd8c0642ae4b6ec042.png

С мыса Тебах лейтенант Козакевич увидел лиман Амура во время отлива.

 

Время, отведенное Невельскому на исследовательские работы, подходило к концу. 6 сентября «Байкал» вошел на Охтинский рейд, а затем в устье Охты. Тут Невельскому предстояло сдать транспорт и распроститься с командой судна.

 http://s3.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/d60425d84b129ff1dd02a2f1fa2d1aa8.png

Сахалин и Татарский пролив слева — до исследований Невельского; справа — после исследований Невельского.

 

 

Открытия, сделанные экспедицией, оказали громадное влияние на освоение Приамурского и Уссурийского краев. На Дальнем Востоке организуются поселения, форты, города. Некоторые — например, Николаевск-на-Амуре, Императорская (ныне Советская) Гавань и другие — были основаны Невельским, организатором и участником многих других экспедиций по освоению дальневосточного побережья и Приморья. 

 

Трудно переоценить заслуги Г. И. Невельского перед Россией. Значение его открытий высоко оценивалось современниками. В одной из своих работ А. И. Герцен отмечал, что «завоевание устья Амура является одним из самых крупных шагов цивилизации». И понять это особенно легко нам, наследникам русских первооткрывателей, активно осваивающим богатейшие земли Сезара и Востока нашей Родины. 

 

Источники:

  1. http://artofwar.ru/w/werjuzhskij_n_a/part1.shtml
  2. http://artofwar.ru/editors/w/werjuzhskij_n_a/part2.shtml
  3. Семен Владимирович Узин. Загадки материков и океанов
  4. http://narodna.pravda.com.ua/history/5236205a53214/
  5. http://lemur59.ru/node/8899
  6. Задорнов Николай. Первое Открытие
  7. Задорнов Николай. Капитан Невельской
  8. Задорнов Николай. Далекий Край
  9. Задорнов Николай. Война за океан

 

Чертежи транспорта «Байкал»:

 

Изменено пользователем 77zmei

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации

Никогда нелюбил историю России, ближу к душе были времена Наполеона, Конкискадоров и Колумба.

Но автор молодец.

Изменено пользователем anonym_Qw8fp0k2uY1z

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
151 публикация

Никогда нелюбил историю России, ближу к душе были времена Наполеона, Конкискадоров и Колумба.

Но автор молодец.

Того же мнения

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
9 публикаций
1 423 боя

Юбилейные монеты

Юбилейная серебряная монета географической серии «Экспедиция Г.И. Невельского на Дальний Восток в 1848-1849 и 1850-1855 гг.» номиналом 3 рубля выпущена Банком России 18 декабря 2013 года.

Spoiler

a5d01dff649db50123c06dbfb2cd0efb.jpg   4d19d87e0567e37943cf54ae74dbea63.jpg

 

Юбилейная золотая монета географической серии «Экспедиция Г.И. Невельского на Дальний Восток в 1848-1849 и 1850-1855 гг.» номиналом 10 000 рублей выпущена Банком России 18 декабря 2013 года.

08487c0b012b460689887b1b3ada00fd.jpg   de025faf41f89aa57d0bf53ed305c686.jpg

 

 

 

 

Изменено пользователем 77zmei

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 702 публикации

Более трех веков отделяет нас от первых русских экспедиций по морям Тихого океана. Так, в 1643 году из Якутска на восток по Лене, Амуру и его притокам отправился. Преодолев Становой хребет, а далее — по Зее и Амуру отряд вышел в Сахалинский залив и Охотское море. 

Кто отправился-то?) 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Никогда нелюбил историю России, ближу к душе были времена Наполеона, Конкискадоров и Колумба.

Но автор молодец.

 

Никогда не любил историю России? БлижУ времена Напалеона? Хорошо сказал конечно. Не любил историю, а любил времена!

Ты можешь ее не любить, но знать обязан.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
9 публикаций
1 423 боя

ИзображениеTetrahord2 (17 Янв 2014 - 01:00) писал:

Кто отправился-то?) 

отправился отряд Василия Пояркова. Благодаря за замечание, пока из ворда переносил потерял :smiles:. 

 

Уважаемый  Yeuse после вашего редактирования (объединения сообщений) я не могу исправить сообщение (пишет картинок очень много), как быть в этой ситуации? 


 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Уважаемый  Yeuse после вашего редактирования (объединения сообщений) я не могу исправить сообщение (пишет картинок очень много), как быть в этой ситуации? 

Заливаешь картинки на фотохостинг из "белого листа" и вставляешь здесь ссылки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[MNRC]
Бета-тестер
195 публикаций

Замечательная статья. Прочитал на одном дыхании. Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
9 публикаций
1 423 боя

Вроде все допилил, спасибо Black_Hunter за помощь, думаю информация будет полезна. Тем более  территориальные  претензии Японии и Китая к России как раз начинаются с этого времени.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
211 публикация

+1 за интересную статью.

Маленький вопрос.

В тексте указывается, что "Байкал" в походе не имел артиллерийского вооружения, и тут же следующим абзацем сообщается, что в его вооружение входило 6 трехфунтовых пушек.

...Какое-либо артиллерийское вооружение на борту "Байкала" полностью отсутствовало. Какой же это военный транспорт?

   Представьте себе двухмачтовое парусное судно водоизмещением около 200 тонн, длина которого чуть менее 30-ти метров, ширина около 7,5 метров и осадка до 4-х метров. Скорость хода при благоприятном ветре 8,5 узлов. В артиллерийское вооружение «Байкала» входило шесть трехфунтовых пушек. Экипаж насчитывал 47 человек — 9 офицеров, 4 унтер-офицера и 34 матроса.

 

В чем здесь смысл. Или пушки входили в комплектацию судна, но перед походом были демонтированы? Или же наоборот, в комплектацию пушки не входили, их взяли на борт с собой отдельно?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
9 публикаций
1 423 боя

+1 за интересную статью.

Маленький вопрос.

В тексте указывается, что "Байкал" в походе не имел артиллерийского вооружения, и тут же следующим абзацем сообщается, что в его вооружение входило 6 трехфунтовых пушек.

...Какое-либо артиллерийское вооружение на борту "Байкала" полностью отсутствовало. Какой же это военный транспорт?

   Представьте себе двухмачтовое парусное судно водоизмещением около 200 тонн, длина которого чуть менее 30-ти метров, ширина около 7,5 метров и осадка до 4-х метров. Скорость хода при благоприятном ветре 8,5 узлов. В артиллерийское вооружение «Байкала» входило шесть трехфунтовых пушек. Экипаж насчитывал 47 человек — 9 офицеров, 4 унтер-офицера и 34 матроса.

 

В чем здесь смысл. Или пушки входили в комплектацию судна, но перед походом были демонтированы? Или же наоборот, в комплектацию пушки не входили, их взяли на борт с собой отдельно?

Благодарю за внимательность. Вооружение, согласно чертежей и описание судна в разных источниках имелось, но при написании статьи в первоисточники [1] указывалось об отсутствие вооружения (наверно автор лукавил для усиления картины беззащитного судёнышки). Замечание учту, отредактирую блог. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 018 публикаций

Уважаемый  Yeuse после вашего редактирования (объединения сообщений) я не могу исправить сообщение (пишет картинок очень много), как быть в этой ситуации? 

Если не хотите использовать фотохостинг Вы вправе зарезервировать 5 постов написав в них резерв.  Можете подробнее прочитать тут.

 

Возможно пригодится. )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
211 публикация

Слишком много жизней было погублено.... по пути к этой цели...

 

Любая цель, а тем более, освоение новых просторов - всегда достигаются ценой человеческих жизней, и к сожалению, не всегда маленькой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×